Научная статья на тему 'Эмпатия как профессионально значимое качество личности учителя начальных классов'

Эмпатия как профессионально значимое качество личности учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2517
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмпатия как профессионально значимое качество личности учителя начальных классов»

УДК 378.147

Яковлева Е.В. ГОУ ВПО ЧГУ, г. Череповец

ЭМПАТИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Проблема эмпатии как важнейшего личностного качества имеет достаточно длительную историю изучения, корнями уходящую в древнегреческую философию. Изначально эмпатия звучала как симпатия и трактовалась как духовная объективная общность, в силу которой люди сочувствуют друг другу.

Древнегреческие философы понимали симпатию как особое переживание, связывали его с эстетическим чувством трагического. Так, способность человека при восприятии произведений искусства испытывать особые «душевные движения» Аристотель объясняет тем, что в силу природы, общей всем людям, человек способен воспринимать чувства других людей как в самой жизни, так и в произведении искусства. В этой связи «симпатия» в древнегреческой философии созвучна таким понятиям, как «сопереживание», «сострадание», и была объектом изучения философских дисциплин - этики и эстетики.

Одна из первых концепций эмпатии сформулирована немецким психологом Т. Липпсом (1885 г.). Эмпатию он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса речь шла в первую очередь о восприятии произведений изобразительного искусства).

В американской психологии конца XIX-начала ХХ в. понятие «эмпатия» рассматривалось как высшая и собственно человеческая форма развития симпатии. Это «способ понимания эмоциональных состояний других людей, в том числе при восприятии объектов и явлений природного мира и произведений искусства посредством вчувствования и сопереживания» [8, с. 380].

В современной психологии следует отметить неоднозначность толкования эмпатии как способа познания, понимания чужой индивидуальности. Так, по свидетельству Т.П. Гавриловой, в современных зарубежных исследованиях

наиболее распространены четыре значения термина «эмпатия»: 1) способность проникать в психику другого, понимать его эмоциональное состояние и предвидеть его поведенческие реакции, а также способность сопереживать (Шибутани, Герней, Махони, Сперофф, Уилмер и др.); 2) вчувствование в событие, объект искусства, природу; вид чувственного познания объекта через проекцию и идентификацию (Бире, Арлоу и др.); 3) аффективная связь с другими, переживание состояния отдельного другого или же целой группы (Адерман, Брем, Катц, Бергер, Стоттланд и др.); 4) свойство психотерапевта (Унал и др.) [4, с. 150].

В отечественной психологии и педагогике эмпатия исследовалась А.А. Бодалевым, Л.И. Божович, Т.П. Гавриловой, А.Ф. Лазурским, Н.Н. Обозовым, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым [1], [2], [4], [6], [7], [10], которые рассматривают это качество как эмоциональное приобщение к переживаниям другого, как способность наиболее адекватно отзываться на чужие переживания.

Более точно понять эмпатию помогло обращение к гуманистической психологии, а именно рассмотрение характеристик, выделенных К. Роджерсом:

- в процессе эмпатии необходимо сохранение собственной позиции, сохранение психологической дистанции;

- важно наличие сопереживания, а не просто эмоционального отношения (симпатии);

- эмпатия - это динамичный процесс, а не статичное состояние; этим самым подчеркивается изменение чувствительности к меняющимся переживаниям другого [9, с. 235 - 237].

Развитая эмпатия - один из основных факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению, прежде всего в обучении и воспитании.

В педагогической деятельности, по мнению Р.Б. Карамуратовой, эмпатия имеет свою специфику, которая состоит в том, что выступает как способ понимания ученика, направленный на анализ его личности с целью формирования его поведения. Это

интеллектуальный процесс, при котором педагог строит свои отношения с воспитанником, заранее предвидя его точку зрения и считаясь с его внутренней позицией. Автором показано, что эмпатия как стержневой компонент педагогических способностей пронизывает все другие компоненты (организаторский,

коммуникативный, дидактический и др.). Исследователь приходит к мысли, что эмпатия проявляется в различных видах деятельности учителя (на уроке, в воспитательной работе, процессе общения, в различных ситуациях). Умение становиться на точку зрения другого человека не является врожденным. Иными словами, эмпатия является способностью, которая не только проявляется в конкретной деятельности учителя, но и вырабатывается у него при столкновении с различными ситуациями, требующими эмпатических действий, поэтому педагогу необходимо формировать у себя способности к эмпатии в процессе педагогической деятельности [5, с. 25 - 100].

С.Б. Борисенко полагает, что эмпатию в деятельности педагога следует рассматривать как необходимый компонент

педагогического общения, играющего роль установления контактов с детьми, создающего необходимый эмоциональный компонент общения. С точки зрения автора, эмпатия в педагогике должна рассматриваться как такое личностное образование, без которого невозможно построить полноценную теорию воспитания, ибо она помогает понять механизмы взаимодействия с ребенком [3, с. 4 - 6].

Проведенный анализ позволяет заключить, что эмпатия как качество личности учителя представляет

эмоциональное понимание ребенка, предполагающее стремление и умение чувствовать его как самого себя, вставать на его позиции, понимать внутренний мир, принимать его проблемы и переживания.

Эмпатию принято рассматривать как процесс, как средство решения педагогических задач и как особое состояние. В процессе эмпатии выделяются такие этапы: «вхождение» во внутренний мир другого, улавливание оттенков чувств другого, осмысление состояния другого человека, возможность сообщения о возникающих ощущениях и последующий выход из эмпатии. Механизмом эмпатии становится сопереживание, сочувствие, соучастие. Особенностью педагогической эмпатии является ее действенность, направленность на

эмоциональную поддержку ребенка, на оказание ему психологической помощи.

Принято различать следующие виды эмпатии:

- эмоциональную, основанную на механизме проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;

- когнитивную, основанную на сравнении, аналогии, сопоставлении, анализе, синтезе и т. д. Эмоциональное состояние другого человека постигается учителем не с помощью чувств, а мышлением, интеллектуальными процессами;

- предикативную, проявляющуюся как способность учителя предупреждать, предсказывать реакции другого человека в конкретных ситуациях; для развития этого вида эмпатии особенно значим профессиональный и жизненный опыт, глубокое знание людей, развитая интуиция.

Последний вид эмпатии играет особую роль в практической деятельности учителя, способствуя пониманию педагогом ребенка, помогая выстраивать отношения с ним на основе прогноза его реакции, поведения, внутренней позиции. В реальном образовательном процессе эмпатия ориентирована на помощь ребенку в решении его проблем, на продуктивное общение, имеет выраженную

профессионально-педагогическую окраску. Эмпатия позволяет педагогу вникнуть в проблемы школьника, поэтому предлагаемое им решение будет более адекватным ситуации, эмпатия способствует

проектированию учителем ситуаций, при которых стимулируется вера ребенка в свои возможности, у учащихся развивается стремление самим справляться с возникающими трудностями.

Итак, эмпатические способности учителя включают в себя эмоциональную восприимчивость, способность к сочувствию, сопереживанию, умение правильно оценить эмоциональное состояние ученика, оказать ему эмоциональную поддержку, умение выразить свои чувства, наладить эмоциональный контакт с учащимися. Эмпатические способности учителя связаны также с умением моделировать образ другого «Я» (учащегося), что предполагает способность дать характеристику личности, ее адекватную оценку, выражающую оптимистический взгляд на личность, ее своеобразие. Эмпатия сближает учителя и ученика в общении, доводя его до уровня доверительного, что важно для построения

гуманистических отношений в

педагогическом процессе.

Экспериментальная работа

осуществлялась нами на базе Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета и

общеобразовательных школ № 14, 39, 40 г. Череповца Вологодской области (1999-2005 гг.). В исследовании принимали участие 218 студентов педагогических специальностей ЧГУ и 114 учителей названных школ. По своему педагогическому стажу учителя представляли три примерно равные группы: молодые педагоги со стажем работы до 5 лет; учителя, проработавшие в школе от 5 до 15 лет; опытные учителя со стажем работы свыше 15 лет.

На первом этапе основная задача экспериментальной работы состояла в проведении сравнительного анализа развития эмпатии у студентов на этапах вузовского образования и учителей в самостоятельной профессиональной деятельности.

Объективное оценивание данного качества учителя представляется весьма сложным процессом при многообразии оттенков его проявления в учебных и профессиональных ситуациях, в реальной деятельности. Учитывая возможные погрешности внешней экспертизы и самодиагностики, мы посчитали

необходимым выявить тенденции в динамике развития эмпатии. При проведении экспериментальной работы оценивалось включение названного качества в профессиональное сознание студентов и учителей, степень его выраженности, готовность продолжать

самообразовательную деятельность по его развитию.

В нашей экспериментальной работе для оценки уровня эмпатии использовались как традиционные, общепринятые методики, так и такие показатели, как педагогическая наблюдательность, профессиональная

зоркость, умение студентов, учителей быстро и точно подметить особенности педагогических явлений и процессов, описать внутреннее состояние другого, его настроение, физическое и эмоциональное самочувствие, выделить внешне

малозаметные различия, изменения (применялись фотографии, живописные портреты, литературные тексты и др.), умение приблизить свое восприятие, настроение к состоянию собеседника, выбрать и скорректировать тональность

общения, стиль, в максимальной степени соответствующий состоянию собеседника.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что педагоги оценивают себя по этому показателю достаточно высоко: 35 % считают, что эмпатия у них развита на высоком уровне, 65 % - на среднем (студенты - 25 % и 75 % соответственно).

Изучение сформированности эмпатии у студентов и педагогов показало, что ранговый вес этой характеристики учителя оказался достаточно высок уже у студентов-первокурсников, но степень выраженности этого важного профессионального качества учителя, реальный опыт проявления находился на низком уровне. По сравнению со студентами-выпускниками у молодых учителей (стаж до 5 лет) наблюдается некоторое снижение уровня эмпатии. В группе учителей со стажем работы от 5 до 15 лет наблюдается повышение уровня выраженности эмпатии. В дальнейшем (стаж работы учителей более 15 лет) опять происходит некоторое снижение уровня выраженности эмпатии (рис.).

Эмпатия

100 и ---------

60 - \

40 -

3-й курс 5-й курс < 5 лет 55—155 лет > 5 лет

Выраженность эмпатии у студентов педвуза и педагогов с разным стажем работы (в %) На втором этапе нашей

экспериментальной работы особое внимание мы уделяли направленному формированию и развитию эмпатии у студентов - будущих учителей начальных классов. Логика развития была следующей: от информирования студентов о сущности эмпатии как важного профессионального качества учителя, характере его проявления, востребованности в практической работе до осмысления студентами тех действий и операций, которые необходимы для его развития и самосовершенствования, до отработки элементов профессионального поведения в условиях практических занятий по педагогике (дисциплины «Теория и методика воспитания. Педагогика

межнационального общения», «Методология научно-педагогического исследования», «Управление образовательными системами», «Проблемы индивидуализации в обучении и развитии детей»). Системный характер экспериментальной работы предусматривал преобразование и взаимосвязь лекционных и практических занятий, комплекс

самостоятельной работы.

Развитие эмпатии у студентов на занятиях осуществлялось через

использование педагогических ситуаций, педагогических заданий, целенаправленного проектирования гуманитарной

педагогической среды.

Особую роль в развитии эмпатии играло использование в ходе занятий художественных текстов. Так, были подобраны педагогические характеристики детей, описанные в произведениях А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого и др.

Использование фрагментов литературных произведений при рассмотрении, например, такой темы, как «Конфликт в педагогическом процессе» (курс «Психолого-педагогический практикум»), позволило усилить этический аспект проблемы. Литературные зарисовки подбирались так, чтобы убедить студентов, что выбор учителем того или иного варианта решения педагогической задачи должен определяться приоритетными интересами, потребностями учащегося, нормами

профессиональной этики.

Применение серии ролевых ситуаций, тренинговых упражнений, написание сочинений, характеристик детей, работа с неоконченными предложениями,

вариативными ситуациями, произведениями живописи, музыки, детскими фотографиями также способствовали развитию эмпатии как важнейшего качества личности учителя.

Задания для студентов носили групповой и индивидуальный характер. На первых этапах преобладала работа в малых группах, в процессе которой студентам предлагалось, например, определить и описать эмоциональное состояние детей - героев различных произведений (литературных, произведений живописи, художественных фотографий), прогнозировать их поступки, поведение. Позднее подобные задания носили индивидуальный характер, были ориентированы на развитие у будущих

учителей профессиональной

наблюдательности.

Направленная работа преподавателя по развитию эмпатии студентов сопровождалась стремлением понять и принять их внутренний мир, интересы, ожидания, проблемы. Стимулирование активности будущих учителей по самопознанию, формированию адекватной самооценки, уяснению процедуры самовоспитания и самообразования осуществлялось при использовании сюжетно-ролевых и деловых игр.

В целом итоги опытно-экспериментальной работы по развитию у студентов эмпатии представляются позитивными. Показательна динамика сформированности у студентов эмпатии (табл. 1 и 2).

Полученные результаты свидетельствуют о позитивной тенденции в степени выраженности эмпатии у студентов экспериментальной группы, что нашло подтверждение при статистической обработке результатов с применением критерия однородности %2.

Значимые различия в выраженности эмпатии прослеживаются с третьего курса. Как видно из таблицы, %2 - критерий по эмпатии на 3 -м курсе в экспериментальной группе больше соответствующего значения, составляющего 9,21 при вероятности допустимой ошибки меньше, чем 1 %, а в контрольных - меньше, различия достоверны (р < 0,01).

Это значит, что изменения, которые произошли у студентов экспериментальной группы в развитии у них эмпатии в результате опытной работы,

экспериментально подтвердились,

предложенные приемы работы позволяют эффективно воздействовать на развитие эмпатии у будущих учителей.

Таблица 1

Сводные данные по динамике изменения выраженности эмпатии у студентов экспериментальной и контрольной групп (в %)

Уровень выраженности 1-й курс 3-й курс 5-й курс

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Высокий 12 16 36 20 56 28

Средний 56 48 48 52 36 52

Низкий 32 36 16 28 8 20

Таблица 2

Результаты статистической обработки экспериментальных данных, показывающие уровень выраженности эмпатии у студентов экспериментальной и контрольной групп

Эмпатия X2 - критерий

Экспериментальная группа Контрольная группа

3-й курс 5-й курс 3-й курс 5-й курс

14,3 33,3 0,73 3,98

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 199 с.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международ. пед. акад., 1995. - 209 с.

3. Борисенко С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: Дис... канд. пед. наук. - Л., 1989. - 196

с.

4. Гаврилова Т.П. Понятие «эмпатия» в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 147 - 158.

5. Карамуратова Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе. Дис. канд. психол. наук. - Алма-Ата, 1984. - 213 с.

6. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. - М.: Наука, 1995. - 271 с.

7. ОбозовН.Н. Психологическая культура отношений. - СПб.: АО НПО ЦКТИ, 1995. - 32 с.

8. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат. 1990. - 494 с.

9. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 235 - 237.

10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1973. - 423 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.