Научная статья на тему 'Эмпатия как одно из требований к профессионально важным качествам студентов "Техносферной безопасности"'

Эмпатия как одно из требований к профессионально важным качествам студентов "Техносферной безопасности" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
188
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
EMPATHY / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PROFESSIONALIZATION OF EMPATHY / EMPATHIC INTERACTION / EMPATHIC REACTIONS / EMPATHIC ABILITIES / EMPATHIC LISTENING / ALTRUISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ворошилина Вера Евгеньевна, Светлана Сергеевна, Назарова Ольга Михайловна

Суть статьи состоит из попытки оценить роль профессионализации эмпатии как психологического качества личности у студентов «Техносферной безопасности» в процессе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of the article consists of an attempt to assess the role of the professionalization of empathy as a psychological quality of the personality among students of “Technosphere Safety” in the process of vocational education.

Текст научной работы на тему «Эмпатия как одно из требований к профессионально важным качествам студентов "Техносферной безопасности"»

УДК 378; 159.9

Психолого - педагогические науки

Ворошилина Вера Евгеньевна, магистрант ФГБОУВО МГУТУ им в.Г.Разумовского ПКУ (филиал), г.Пенза, ул.Володарского,6, e-mail: nazarovaolgam @mail. ru

Чечкова Светлана Сергеевна, магистрант ФГБОУ ВО МГУТУ им в.Г.Разумовского ПКУ (филиал), г.Пенза, ул.Володарского,6, e-mail: n azaro vaolgam @m a il. ru Назарова Ольга Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях» ПКИТ (ф) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г.

Разумовского (Первый казачий университет)», 440006, г. Пенза, ул.

Володарского 6, e-mail:nazarovaolgam @mail. ru

ЭМПАТИЯ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫМ КАЧЕСТВАМ СТУДЕНТОВ «ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Аннотация: суть статьи состоит из попытки оценить роль профессионализации эмпатии как психологического качества личности у студентов «Техносферной безопасности» в процессе профессионального образования.

Ключевые слова: эмпатия, профессионально важные качества, профессионализация эмпатии, эмпатическое взаимодействие, эмпатийные реакции, эмпатийные способности, эмпатическое слушание, альтруизм.

Annotation: the essence of the article consists of an attempt to assess the role of the professionalization of empathy as a psychological quality of the personality among students of "Technosphere Safety" in the process of vocational education.

Keywords: empathy, professionally important qualities, professionalization of empathy, empathic interaction, empathic reactions, empathic abilities, empathic listening, altruism.

На сегодняшний день общество достаточно изменчиво и нестабильно, т.к. изменчивы и неустойчивы всевозможные социальные процессы. Основой всего этого можно считать преобразования в политической и экономической средах, в том числе, и в области культуры. Видоизменяется ментальность граждан и изо дня в день общественные интересы становятся все менее значимы для большинства людей, переставая быть интересами каждого. Искренность в обществе достаточно редкое явление, а встретив искреннего человека мы все чаще удивляемся этому явлению. Именно так, к сожалению, происходит взаимодействие людей в коллективе и группе. Искренность сегодня - большая редкость. На сегодняшний день процесс индивидуализации в разных сферах человеческой жизни стоит на первом месте. Личные интересы, естественно, являются приоритетными, мотивы личного успеха, престижа, первенства, благополучия - индивидуальными.

Л. И. Божович, Т. П. Гаврилова в своих работах о эмпатии высказывались следующим образом: «эмпатия - как и всякое другое новообразование в психической жизни человека, развивается от элементарных (натуральных) форм эмоциональной отзывчивости - заражения, сопереживания - к сложным социально обусловленным формам - сочувствию» [4].

В отечественной психологии вопросы о эмпатии затрагивали в своих работах В. С. Мухина, Т. П. Гаврилова, Н. Н. Обозов, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Б. Орлов, И. М. Юсупов и др. Исходя из анализа их работ развитие эмпатии, сводится к способности понимать переживания другого человека и сопереживать ему в процессе межличностных отношений, что недостаточно описано в психологической литературе [4].

На сегодняшний день остро стоит вопрос, касающийся требований, которые становятся все жестче, к профессиональной подготовке специалистов.

Существует конкуренция на рынке труда, что означает необходимость у каждого сотрудника прямой мотивации, которая еще и простимулирует хорошую профессиональную отдачу и ответственность. Исходя из этого можно говорить о том, что современные реформы в сфере образования имеют целью не только поднять уровень образования, но и подготовить высококвалифицированных и компетентных выпускников, с сформированной конкретной направленностью к работе в определенной профессиональной сфере, а этов настоящее время является необходимостью в сложившихся экономических условиях.

Учитывая несбалансированность российского трудового рынка достаточно много несоответствий, связанных с уровнем профессиональной подготовки специалиста и заявленными требованиями в профессиограмме.

Неотъемлемой чертой эмпатии является выявление обликов осознания иного человека. К уже знакомым идентификации, принятию ролей, децентрации, рефлексии и другим проявлениям психики можно добавить направленность осознания эмпатии как проявления чувственной мудрости.

Исходя из вышеизложенного проблему эмпатии актуально изучать и тем более эта тема животрепещуща не только для психологов, а для всех практических специалистов имеющих отношение к оказанию помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию. Когда, например, спасатель не может выразить эмпатию по отношению к пострадавшему человеку, то он не может и предположить всю глубину его психологического состояния, а, поэтому, становится некомпетентным и не способным в оказании помощи. Поэтому это немаловажный, принципиальный фактор для специалиста в сфере техносферной безопасности - владеть эмпатией. Естественно, без абсолютизации роли эмпатии в структуре профессионально значимых качеств, но утверждение, что есть потребность развивать у будущих сспециалистов ее показатель до необходимой степени существует.

Изучением эмпатии, как профессионально важного качества занимались Ф. А. Ахмедшина, С. Б. Борисенко, Р. Б. Карамуратова, Г. Ф. Михальченко, А.

В. Тимохина, О. И. Цветкова, В. В. Бойко, И. М. Юсупов, М. Л. Бутовская и другие [3; 4; 5].

Современная психологическая литература использует уточняющие термины, такие как «эмпатическое взаимодействие», «эмпатийные реакции», «эмпатийные способности», «эмпатическое слушание», «альтруизм», «просоциальное поведение», «социальная сензитивность» [1; 2].

Научными исследованиями Р. Барона, С. Стайна и Г. Бука был установлен факт того, что мужчины обладают более сильно развитым чувством самоуважения, а вот эмпатия и социальная ответственность является ведущим свойством у женского пола. Эмпатия как психологический феномен существенно влияет на личность в целом, уровень развития которой отражается на профессиональной самореализации большинства специалистов, в том числе и выпускников специальности «Техносферная безопасность».

В рамках профессионализации студентов «Техносферной безопасности» на приоритетных основаниях стоит развитие эмпатийного отношения к разного рода жизненным ситуациям, чем впоследствии и обосновывается мотивация профессионального самоопределения и становления, что позволяет в дальнейшем формировать их профессионально важные качества - одним из которых и служит эмпатия.

Эмпатия проявляется в разных контекстах, начиная с полного погружения в чувственный мир партнера по взаимодействию, до реального принятия его переживаний, не подключая абсолютно никакие эмоциональные проявления. На основе этого принято говорить о следующих видах эмпатии: сочувствие, сопереживание, симпатия.

В психологии принято выделять следующие уровни эмпатии: высокий (повышенный), средний (нормальный), низкий (заниженный).

Абсолютно у каждого есть выбор, каков должен быть его уровень эмпатии, чтобы чувствовать себя комфортно как в жизни, так и выполняя служебные обязанности. Вот, к примеру, одним из требований к

профессионально важным качествам у студентов «Техносферной безопасности» является именно эмпатия.

От студентов «Техносферной безопасности» при освоении профессиональных качеств есть определенные критерии. Бьюдженталь в своей книге "Наука быть живым" утверждал: "Идеальный представитель" помогающей профессии обязан быть обладателем развитой, натренированной и отточенной чувствительностью ко всему происходящему".

По данным Н. А. Аминова и М. В. Молоканова, для представителя -специалиста "помогающих" профессий должна быть характерна способность, связанная с умением поддерживать и налаживать контакты, стрессоустойчивость в ходе взаимодействия; умение регулировать свое поведение, опираясь только на себя при принятии решений.

Если рассматривать полный комплекс профессионально важных качеств относительно «помогающих» профессий, то в совокупности их можно обозначить как «талант общения». По составным компонентам «талант общения» строится из нескольких групп личностных характеристик, а именно: умение целостно и объективно воспринимать объект; характеристика, связанная с наблюдательностью, способствующая хорошей ориентации в непредвиденных ситуациях; способность распознавать истинные свойства и характеристики партнера по взаимодействию, умения, связанные с возможностью видеть его духовные переживания; психологическая интуиция, эмпатия, сочувствие, сострадание, добродетель и уважение к человеку, готовность оказать помощь; способность сопоставлять и соотносить интерес к своим переживаниям с переживаниями других людей; наличие и способность совершенствовать опыт саморегуляции, в том числе и относительно процесса общения; способность к слушанию, вчуствованию, проявлению такта; умение налаживать контакт, тем самым за основу брать вызываемое доверие и немаловажной характеристикой считается чувство юмора.

Особенно важна в «помогающих» профессиях типа «человек - человек» именно наблюдательность, т.к. ее особенность заключается в том, что внешние

действия и внешнее поведение тоже дает возможность увидеть некие особенности оппонента по взаимодействию, но наблюдательность все - равно не заменит эмпатийные способности. Поэтому наблюдательность еще должна предполагать и эмпатийные характеристики наблюдателя.

С точки зрения психологии, способность к эмпатии считается нормой. Она присутсвует в каждом человеке, но на разньк уровняx - одни люди, развививают в себе эмпатию очень сильно, а другие почти не чувствительные к чужим переживаниям.

Ряд ученый отмечает, что эмпатическая способность увеличивается с возрастом. Это объясняется накоплением жизненного опыта.

Для спасателей способность к эмпатии является не только профессионально важным качеством, но является и личностно необходимой характеристикой.

Проведение спасательных работ в ЧС - сложный процесс. Поэтому совместно с эффективной работой каждого специалиста необходимо особо слаженное взаимодействие, которое предопределяет качество работы, а также определенное взаимодействие спасателей с местным населением, оказавшимся в зоне бедствия (очаге поражения), помогает своевременно нейтрализовать ЧС.» [6].

Особо важными для спасателей являются так называемый когнитивный стиль, коммуникабельность и эмпатия.

Эмпатия - это способность человека понимать псиxическое состояние другого и сопереживать ему. В то же время это в основном пассивно созерцательное отношение к переживаниям другого, сопереживание или сочувствие без проявления активности с целью оказать ему действенную помощь. Качество эмпатии, безусловно, должно быть развито у спасателя, иначе у него возникает состояние безразличия к страданиям другиx людей, что негативно скажется на выполнении им АСР в чрезвычайной ситуации.

Библиографический список:

1. Батаршев А. В. Диагностика профессионально важных качеств/СПб., 2009.

2. Дежкина Ю. А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионализации. Автореферат дисс. ... канд. психол. наук / Ю. А. Дежкина. - СПб.: РГПУ, 2008.

3. Дмитриева Л. А. ПВК психологов на разных этапах профессионализации // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность. — 2010. — № 2. — С. 49—55.

4. Карягина Т. Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дис. ... канд. психол. наук. М., 2013.

5. Корнеева Я. А. Психология экстремальных профессий [Электронный ресурс] // Корнеева Я. А. - Архангельск: ИД САФУ, 2015. -http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785261010340.html.

6. Петелина В. А., Назарова О. М. Особенности использования аппаратных методов для психологической реабилитации сотрудников МЧС России / Наука XXI века: взгляд в будущее Материалы IX Национальной заочной научно-практической конференции учащейся молодежи. Международная академия наук педагогического образования, Шадринский государственный педагогический университет; Редакторы: Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова. 2017. С. 25-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.