3. Яковлева И. М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного областного педагогического университета. Сер.: «Педагогика». 2009. № 6. С. 140-144.
References
1. Loginova E.T. Spetsial'noe (korrektsionnoe) obrazova-tel'noe uchrezhdenie kak resursnyi tsentr dlia okazaniia kon-sul'tativnoi nodderzhki [Special (correctional) educational institution as a resource centre to provide Advisory support]. Vesnik Cherepovetsogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovets state University], 2015, no. 1, pp. 104-107.
2. Ponikarova V.N., Denisova O.A., ZHarkova E.A. Oso-bennosti formirovaniia professional'no znachimykh kachestv pedagogov inkliuzivnogo obrazovaniia [European Association of pedagogues and psychologists «Science»]. Zheneva, 2014. pp. 59-65.
3. Iakovleva I.M. Professional'no-lichnostnaia gotovnost' pedagoga k rabote s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia [Professional-personal readiness of the teacher to work with children with disabilities] Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia "Pedagogi-ka" [Bulletin of Moscow state regional University. Series "Pedagogy"], 2009, no. 6, pp. 140-144.
УДК 37.042.2
Д.А. Бычковский
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет,
Ю.А. Фесенко
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 7-11 ЛЕТ С ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА АДАПТАЦИЮ К ШКОЛЕ
Представленная статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем педагогики и детской психоневрологии -влиянию эмоциональных нарушений, в частности: тревожно-фобических расстройств у учащихся начальной школы на возможности их успешной адаптации к школе. Представлены основные факторы, выявленные в результате психологического обследования, которые обусловливают динамику успешной адаптации или дезадаптации личности подрастающего человека в процессе общения и школьной деятельности. Отмечена роль педагога в преодолении проявлений тревожно-фобического расстройства у детей.
Тревожно-фобические расстройства, страхи, отношения, социальная адаптация, семья, школа.
The article is focused on one of the most urgent problems of pedagogy and children's Psychoneurology, i.e. the influence of emotional disorders, particularly anxiety and phobic disorders in elementary school students, on their successful adaptation to school. The main factors which were identified in the psychological research and determine the dynamics of successful adaptation or disadaptation of the personality of the child in the process of communication and school activities are defined. The role of the teacher in overcoming the manifestations of anxiety and phobic disorders in children is noted.
Anxiety-phobic disorders, fears, relations, social adaptation, family, school.
Введение
В последние годы значительное внимание специалистов в области детского здоровья уделяется проблеме тревожно-фобических расстройств в детском возрасте [3]-[5], [7], [16]. Актуальность исследования эмоциональных нарушений в детском возрасте связывается с увеличением распространенности данных клинических проявлений среди нервно-психических расстройств детского возраста. Оценка распространенности тревожно-фобических расстройств в детском возрасте по данным разных авторов различается (от 2 до 10-15 %). Анализ статистики по Санкт-Петербургу показывает популяционный рост процента данной патологии [7]. При этом ряд авторов отмечает встречаемость тревожно-фобических расстройств как самостоятельной патологии [2], [6] и др. Реактивные состояния и неврозы занимают одно из ведущих мест в нервно-психической заболеваемости детей. К ним относятся формы, характеризующиеся преобладанием страхов
(фобий). Установлено, что расстройства в виде тревожности в разные периоды детства встречаются примерно в 10-15 % случаев [8]. Практически для всех тревожных расстройств общим является состояние страха, беспокойства или тревоги, которые значительно нарушают образ жизни ребенка, особенно в отношении его обучения в школе. Достоверно показано, что в возникновении нервно-психических расстройств значительную роль играют факторы психогенного характера, микро- и макросо-циальной среды [4], [8], [9], [12]. У детей с тревожно-фобическими расстройствами были изучены роль нейрофизиологической основы невротического реагирования [1], [16], механизмы возникновения и течения тревожно-фобических расстройств, влияние семейного окружения, в частности - типов патологического воспитания [12], [17], значение данной патологии для социально-психологической адаптации ребенка [3], [7], [11]. Одним из симптомов тревожного расстройства у ребенка часто оказывается
отказ ходить в школу. Его нередко называют симптомом «отрицания школы», «школьной фобией» или «школьным неврозом». У большинства детей, отказывающихся ходить в школу, прежде всего, имеют место страх разлуки и социальные фобии.
Основная часть
Наиболее значимыми составляющими адаптации к школе следует признать адаптацию социально-психологическую (к школьному распорядку, учите-лю(ям) и его(их) требованиям, к одноклассникам) и физиологическую (состояние соматического здоровья, самочувствие ребенка и т.п.). Будучи тесно взаимосвязанными, обе составляющие, если они неудачно формируются, непосредственно влияют на успешность обучения школьника, его работоспособность, умение подчиняться школьным правилам, взаимодействовать с педагогом, одноклассниками, а, в конце концов, и на его состояние здоровья. О школьной дезадаптации говорят, когда ярко проявляются нарушения школьной дисциплины, неуспеваемость по всем или некоторым предметам, многократно повторяются конфликты с учителями и одноклассниками. Если дезадаптированность в школе не сразу замечается родителями и педагогами, ее проявления могут выражаться в виде личностных дисфункциях ребенка или в виде социальных девиаций.
Целью исследования было изучение влияние фактора детско-родительских отношений на течение заболевания у детей с 7-9 до 10-11 лет с тревожно-фобическими расстройствами, а также на их успешную адаптацию к школьному процессу.
Изучение детско-родительских отношений в семьях детей с тревожно-фобическими расстройствами проводилось в рамках исследования психологических факторов, влияющих на успешность в школе и эффективность лечения детей с тревожно-фобическими расстройствами. Группа исследования была представлена детьми 7-9 лет и 10-11 с диагнозами тревожно-фобическое расстройство (Б40.0 -«Агорафобия», Б40.1 - «Социальная фобия», Б40.2 -«Изолированное фобическое расстройство», Б40.8 -«Другие тревожно-фобические расстройства», Б40.9 - «Фобическое тревожное расстойство, не-уточненное»). Выборка исследования составила 95 семей. В исследовании принимали участие 44 ребенка 7-9 лет и 51 ребенок 10-11 лет с тревожно-фобическими расстройствами. Дополнительно были обследованы родители детей - 30 полных семей, 65 -неполных (матери). Во всех исследованиях проводилась консультация родителей по результатам диагностики. Дети направлялись для дальнейшей терапии и психокоррекции на кризисное отделение Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия».
Для исследования оценки внутрисемейных отношений, изучения эмоционального компонента дет-ско-родительских отношений применялись: методика «Семейная социограмма», шкала «РЛСБ8-3», клиническая беседа с родителями. Для изучения личностных и эмоциональных особенностей ребенка применялись методики: «Индивидуально-типологический детский опросник» [13], методика Рене-Жиля (тест-фильм), Интегративный Тест Тревожно-
сти, Опросник Захарова «29 Страхов», методика М. Люшера [15], ЦТО (Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда по [14]), «Семейная социограмма», детский опросник копинг-стратегий N.M. Rayan-Wenger (модификация Никольской И.М. [10]), рисуночные проективные методики «несуществующее животное», рисунок «страха», «дом - дерево - человек». Дополнительно проводилось клиническая беседа, раскрывающая особенности эмоциональной сферы ребенка, особенности эмоционального реагирования на ситуацию, поведению в ситуациях, вызывающих страх, тревогу, эмоциональный дискомфорт.
При изучении эмоциональной сферы детей с тре-вожно-фобическими расстройствами выявлялись параметры: эмоционального состояния, наличия эмоционального дискомфорта, конфликтов, отраженных в эмоциональной сфере, уровня общей активности, астенизированности ребенка (методика МЦВ М. Люшера). Исследовались личностные особенности, связанные с эмоциональностью (тревожность, эмоциональная лабильность, сенситивность) (методика ИТДО, ИТО). Выявлялся общий уровень и структура тревожности, сферы отношений, вызывающие тревогу (Методика Филлипса, ИТТ). Внимание уделялось изучению содержания страхов, их интенсивности, длительности (клиническая беседа, рисунок «мой страх», методика 29 страхов).
Актуальное эмоциональное состояние детей обеих групп характеризовалось наличием высокого эмоционального напряжения, наличием длительных конфликтов, неблагополучия, отраженных в эмоциональной сфере (средний показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) равен 18 б. (4 ст. б. [14]). Особенностью реагирования детей 79 лет являлся низкий показатель вегетативного коэффициента (ВК) - характеристики общей активности, мобилизации организма (0,7) - для детей данной группы характерно астенизирующее влияние заболевания. Для детей 10-11 лет более характерным были высокие значения (в среднем 1,5 б.) показателя общей активности организма - тревога и страх проявлялись в перевозбуждении, хаотичности и отсутствии целенаправленности в активности.
Для сферы конфликта выбирался цвет, связанный с напряжением (школа - 20 %, учителя - 10 %, одноклассники - 35 %, семья, член семьи (отец, мать) -10 %, иное (жизненная ситуация, определенный вид страха) - 30 %). Страх, тревога обозначались черным цветом. Часть детей эмоциональное напряжение обозначали в настоящем, незначительное количество - в прошлом или будущем. При анализе личностных черт у детей с тревожно-фобическими расстройствами на первый план выходят высокие показатели тревожности, эмоциональной лабильности, сенситивности. Экстравертированность выражена на среднем уровне (4,3+-). Дети с тревожно-фобическими расстройствами умеренно общительны. Им не свойственны выраженная агрессивность, ригидность, спонтанность. Характерны: неустойчивость эмоционального фона (близкой к уровню акцентуации [15]), сочетаемая с высокой тревожностью, повышенной чувствительностью, эмоциональностью.
Выводы:
1. Для детей с тревожно-фобическими расстройствами характерна неустойчивость эмоционального фона, сочетаемая с высокой тревожностью, повышенной чувствительностью, эмоциональностью, что препятствует их социальной адаптации: в семье, среди сверстников и особенно - в школе, тем самым снижая качество их жизни.
2. Особое напряжение у детей с тревожно-фобическим расстройством вызывают ситуации, связанные с обучением (школа, одноклассники и учителя), что отмечено у 65 % обследованных детей.
3. Роль педагога в такой ситуации трудно переоценить: профессиональный и индивидуальный подход к этим ученикам сможет, при параллельной работе с ними психолога и психотерапевта, способствовать восстановлению их эмоционального состояния и адаптации к учебному процессу.
Литература
1. Гарбузов В.И., Исаев Д.Н., Захаров А.И. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1977. 272 с.
2. Головина А.Г. Фобии в детско-подростковом возрасте // Журнал Неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2009. Т. 110. №10. С.75-82.
3. Горьковая И.А. Страхи у детей в рамках концепции А.И. Захарова // Сборник статей памяти А. И. Захарова. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. С.10-17.
4. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб: Дельта, 1996. 480 с.
5. Исаев Д.Н. и др. Психиатрия детского возраста. Л.: ЛПМИ, 1983. 93 с.
6. Капланская И.Л. Влияние внутрисемейных отношений на течение тревожно-фобического расстройства у детей 7-10 лет // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 5. №1. С. 84-95.
7. Малкова Е.Е. Тревожность и развитие личности. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. 268 с.
8. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М.: МЕДпресс, 2001. 432 с.
9. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. 426 с.
10. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб: Речь, 2006. 342 с.
11. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
12. Системная семейная психотерапия / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб: Питер, 2002. 368 с.
13. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб: Речь, 2003. 640 с.
14. Собчик Л.Н. Психодиагностика в медицине. Практическое руководство. СПб: Боргес, 2007. 416 с.
15. Тимофеев, В.И., Филимоненко, Ю.И. Цветовой тест Люшера диагностика нервно-психического состояния: Методическое руководство. СПб: ИМАТОН, 2006. 40 с.
16. Фесенко Ю.А. Пограничные нервно-психические расстройства у детей. СПб: Наука и техника, 2010. 320 с.
17. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М. ; СПб: Фолиум, 1996. 103 с.
References
1. Garbuzov V.I., Isaev D.N., Zakharov A.I. Nevrozy u detei i ikh lechenie [Neuroses in children and their treatment]. Leningrad: Meditsina, 1977. 272 p.
2. Golovina A.G. Fobii v detsko-podrostkovom vozraste [Phobias in children and teens] Zhurn. Nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova [Journal of Neurology and Psychiatry. SS Korsakoff s], 2009, T. 110, no10, pp.75-82.
3. Gor'kovaia, I.A. Strakhi u detei v ramkakh kontseptsii A.I. Zakharova [Fears of children within the concept of AI Zakharova]. Sbornik statei pamyati A. I. Zakharova [Collection of articles memory AI Zakharova]. St-Peterburg: RGPU im. A.I. Gertsena, 2011, pp. 10-17.
4. Zakharov A.I. Nevrozy u detei [Neuroses in children]. St-Peterburg: Del'ta, 1996, 480 p.
5. Isaev D.N. at otc. Psikhiatriya detskogo vozrasta [Psychiatry Childhood]. Leningrad: Izd-vo LPMI, 1983. 93 p.
6. Kaplanskaya I.L. Vliyanie vnutrisemeinykh otnoshenii na techenie trevozhno-fobicheskogo rasstroistva u detei 710 let [The impact of family relationships on the course of anxiety and phobic disorders in children 7-10 years]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina [Bulletin of Leningrad State University. AS Pushkin], 2011, T. 5, no. 1, pp. 84-95.
7. Malkova E.E. Trevozhnost' i razvitie lichnosti [Anxiety and personal development]. St-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2013, 268 p.
8. Mendelevich V.D. Psikhologiia deviantnogo povede-niia [Psychology of deviant behavior]. Moscow: MEDpress, 2001, 432 p.
9. Myasishchev V.N. Lichnost' i nevrozy [Personality and neuroses]. Leningrad: Izd-vo LGU, 1960. 426 p.
10. Nikol'skaia I.M., Granovskaia R.M. Psikhologi-cheskaia zashchita u detei [Psychological protection of children]. St-Peterburg: Rech', 2006, 342 p.
11. Podlasyi I.P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov [Pedagogy: 100 questions - 100 answers]. Moscow: VLA-DOS-press, 2004. 365 p.
12. Sistemnaia semeinaia psikhoterapiia [Systemic family therapy]. St-Peterburg: Piter, 2002. 368 p.
13. Sobchik L.N. Psikhologiia individual'nosti. Teoriia i praktika psikhodiagnostiki [Personality psychology. Theory and practice of psycho-diagnostics]. St-Peterburg: Rech', 2003. 640 p.
14. Sobchik L.N. Psikhodiagnostika v meditsine. Prakti-cheskoe rukovodstvo [Psycho in medicine. Practical guide]. St-Peterburg: Borges, 2007. 416 p.
15. Timofeev V.I., Filimonenko Iu.I. Tsvetovoi test Lyu-shera diagnostika nervno-psikhicheskogo sostoyaniia: Metodi-cheskoe rukovodstvo [Luscher color test diagnosis of mental condition: Methodological Guide]. St-Peterburg: IMATON, 2006. 40 p.
16. Fesenko Yu.A. Pogranichnye nervno-psikhicheskie rasstroistva u detei [Borderline neuro-psychiatric disorders in children]. St-Peterburg: Nauka i tekhnika, 2010. 320 p.
17. Eidemiller E.G. Metody semeinoi diagnostiki i psikho-terapii. Metodicheskoe posobie [Methods of diagnosis and family psychotherapy]. Moscow ; St-Peterburg: Folium, 1996. 103 p.