DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2023.5.96
Эмоциональные типы студентов лечебного факультета ВГМУ
А.Л. Церковский, О.И. Гапова, Е.А. Скорикова, С.А. Петрович, О.А. Касьян, М.А. Дерябина
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Вестник ВГМУ. - 2023. - Том 22, №5. - С. 96-101.
Emotional types of the medical students of VSMU
A.L. Tserkovsky, O.I. Gapova, Е.А. Skorikova, S. А. Petrovich, О.А. Kasyan, М.А. Deryabina Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, Vitebsk, Republic of Belarus Vestnik VGMU. 2023;22(5):96-101.
Резюме.
Цель исследования - изучить эмоциональные типы (ЭТ) студентов лечебного факультета ВГМУ и проанализировать их динамические и тендерные особенности.
Материал и методы. В исследовании приняли участие 347 студентов лечебного факультета. Из них: студентов 2 курса - 127 человек (36 юношей и 91 девушка); 6 курса - 220 человек (46 юношей и 174 девушки). Изучение эмоциональных типов проводилось с помощью методики Р. Дэвидсона, Ш. Бегли «Экспресс-диагностика эмоционального типа». Результаты. Сравнительный анализ показателей отдельных аспектов эмоциональных типов студентов 2 и 6 курсов лечебного факультета свидетельствует о более быстром восстановлении эмоциональных проявлений в процессе общения, о позитивном типе прогнозирования, о более высоком уровне осознания себя, о лучшем понимании контекста ситуации общения и о лучшей сосредоточенности на собеседнике студентов-шестикурсников. Данные особенности динамики ЭТ наиболее характерны для девушек. Динамические особенности эмоциональных типов студентов 2 курса лечебного факультета более четко выражены у юношей. Изучение ЭТ студентов лечебного факультета может свидетельствовать о позитивном изменении в процессе обучения эмоционального компонента их коммуникативной деятельности.
Заключение. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности социально-педагогической и психологической службы, работе кураторов академических групп и тьюторов.
Ключевые слова: эмоциональное состояние, эмоциональные типы студентов лечебного факультета, ВГМУ. Abstract.
Objectives. To study the emotional types (ET) of the medical students of VSMU and to analyze their dynamic and gender characteristics.
Material and methods. 347 students of the medical faculty took part in the study. Out of them there were 127 2nd-year students (36 boys and 91 girls); 220 6th-year students (46 boys and 174 girls). The study of the emotional types was carried out using the method of R. Davidson, S. Begley "Express diagnosis of emotional type".
Results. A comparative analysis of the indicators of certain aspects of the emotional type of the 2nd- and the 6th-year students of the medical faculty indicates a more rapid restoration of emotional manifestations in the process of communication, a positive type of forecasting, a higher level of self-awareness, a better understanding of the context of the communication situation and a better concentration on the interlocutor of the sixth-year students. These features of ET dynamics are most typical for girls. The dynamic features of ET of the second-year medical students are more clearly expressed in boys. The study of ET of the medical students may testify to the positive changes of the emotional component of their communicative activity during the learning process.
The results of the investigation can be used in the activities of socio-pedagogical and psychological services, the work of curators of academic groups and tutors.
Keywords: emotional state, emotional types of medical students, VSMU.
Введение
При организации коммуникативной деятельности (КД) особое место занимает эмоциональный компонент [1]. Именно он придает устойчивость коммуникативному контакту, чувствительность к ситуации общения, определяет степень взаимного внимания участников коммуникации.
Важной составляющей эмоционального компонента КД является эмоциональный тип человека (ЭТ) [2]. С нашей точки зрения, изучение ЭТ студентов лечебного факультета ВГМУ расширит наши представления как об эмоциональном компоненте КД, так и о самой КД будущих врачей.
В своем исследовании мы использовали концепцию Ричарда Дэвидсона об ЭТ [2]. ЭТ включает в себя шесть аспектов: аспект устойчивости, аспект прогнозирования, аспект социальной интуиции, аспект самосознания, аспект чувствительности к ситуации, а также аспект внимательности.
Аспект устойчивости свидетельствует о способности человека сохранять свое эмоциональное состояние или быстро его восстанавливать вне зависимости от факторов внешней среды.
В основе аспекта прогнозирования лежит позитивный или негативный характер прогноза человеком своего будущего поведения.
Аспект социальной интуиции связан со способностью человека понимать подтекст в поведении своего собеседника, то есть его чувства, мысли и переживания.
В аспекте самосознания находит свое проявление способность человека осознавать или скрывать от себя свой внутренний мир.
Способность человека «улавливать» контекст процесса общения, то есть различные объективные обстоятельства, сопровождающие коммуникацию, включает в себя аспект чувствительности к ситуации.
Наконец, аспект внимательности отражает способность человека сосредоточить фокус своего внимания на субъектах и объектах своей деятельности, в том числе и КД другого человека.
Цель исследования - изучить эмоциональные типы студентов лечебного факультета ВГМУ и проанализировать их динамические и тендерные особенности.
Материал и методы
В исследовании приняли участие 347 студентов лечебного факультета. Из них: студентов 2
курса - 127 человек (36 юношей и 91 девушка); 6 курса - 220 человек (46 юношей и 174 девушки).
Изучение ЭТ проводилось с помощью методики Р. Дэвидсона, Ш. Бегли «Экспресс-диагностика эмоционального типа» [2].
Методика включает в себя 60 утверждений: по десять - на каждый аспект эмоционального типа. В каждом аспекте оценка в один балл или в нуль баллов производится по принципу «правда - неправда», а также с учетом соответствующего номера утверждения.
Кроме этого, полученная сумма баллов в зависимости от аспекта разделяется на три диапазона, отражающих степень выраженности характеристики конкретного аспекта эмоционального типа.
Для изучения динамических особенностей ЭТ нами были выбраны студенты 2 и 6 курсов лечебного факультета.
При выборе студентов 2 курса мы исходили, прежде всего, из того, что они прошли период социально-психологической адаптации к информационно-образовательному пространству ВГМУ, усвоили его специфику; освоили социальную роль «студент УО университетского типа». С нашей точки зрения, эти изменения могут более четко охарактеризовать эмоциональную сферу студента и отдельные аспекты его ЭТ.
Корректность данного исследования обеспечивается принадлежностью обеих выборок студентов к одному поколению, а также реализацией ими своей учебной деятельности в рамках одного информационного образовательного пространства.
Статистический анализ полученных данных выполнен при помощи компьютерных программ Microsoft Exel (из пакета Microsoft 2013), STATISTICA (версия 12). Достоверность различий между сравниваемыми группами признана значимой по критерию t (Стьюдента-Фишера) при p<0,05.
Результаты и обсуждение
Результаты исследования ЭТ студентов лечебного факультета (ЛФ) 2-го (2ЛФ) и 6-го (6ЛФ) курсов отражены в таблице.
По нашему мнению, анализ отдельных аспектов ЭТ целесообразно проводить в рамках существующих дихотомий, то есть первой и третьей категорий каждого из аспектов.
Сравнительный анализ аспекта устойчивости
Таблица - Эмоциональные типы студентов 2 и 6 курсов лечебного факультета (%)
Аспекты Характеристика / Баллы Курсы
2ЛФ 6ЛФ
О Ю Д О Ю Д
1. Устойчивости медленно восстанавливаетесь (>7) 27,6 22,2 29,7 24,1 8,7 27,0
6-3 65,4 69,4 63,7 60,5 56,5 61,5
быстро восстанавливаетесь (<3) 7,0 8,4 6,6 15,4 34,8 11,5
2. Прогнозирования позитивный тип (>7) 66,9 63,9 68,1 78,2 73,9 79,3
6-3 32,3 36,1 30,8 21,8 26,1 20,7
негативный тип (<3) 0,8 - 1,1 - - -
3. Социальной интуиции развита социальная интуиция (>7) 46,5 50,0 45,1 44,1 47,8 43,1
7-4 51,9 47,2 53,8 50,9 45,7 52,3
ближе к непонимающим (<3) 1,6 2,8 1,1 5,0 6,5 4,6
4. Самосознания Осознаете себя (>8) 38,6 38,9 38,5 40,0 52,2 36,8
7-3 60,6 61,1 60,4 56,8 43,5 60,3
вы от себя скрыты (<3) 0,8 - 1,1 3,2 4,3 2,9
5. Чувствительности к ситуации вы не улавливаете контекст (<3) - - - 0,4 2,1 -
7-3 42,5 38,9 43,9 32,3 28,3 33,3
Очень хорошо улавливаете контекст (>8) 57,5 61,1 56,1 67,3 69,6 66,7
6. Внимательности Сосредоточенный (>8) 31,5 33,3 30,8 47,3 47,8 47,1
7-4 52,8 55,6 51,6 36,4 28,3 38,5
несосредоточенный (<3) 15,7 11,1 17,6 16,3 23,9 14,4
Примечание: О - общее количество студентов; Ю - юноши; Д - девушки.
свидетельствует о более медленном восстановлении эмоционального статуса у студентов 2ЛФ: в общей группе - 27,6% против 24,1%; у юношей -22,2% против 8,7% (р < 0,05); у девушек - 29,7% против 27,0%. Наряду с этим отмечается более быстрое восстановление эмоциональных проявлений у студентов 6ЛФ: в общей группе - 15,4% против 7,0%; у юношей - 34,8% против 8,4% (р<0,01); у девушек - 11,5% против 6,6%.
При сравнительном анализе аспекта прогнозирования выявляется преобладание позитивного типа у студентов 6ЛФ: в общей группе - 78,2% против 66,9%; у юношей - 73,9% против 63,9%; у девушек - 79,3% против 68,1%. Кроме этого, у студентов 6ЛФ негативный тип отсутствует вообще, а у студентов 2ЛФ отмечаются по негативному типу низкие показатели (в общей группе -0,8%; у девушек - 1,1%).
Результаты изучения аспекта социальной интуиции свидетельствуют о лучшем понимании подтекста поведения своего собеседника студентами 2ЛФ. У них более развита социальная интуиция: в общей группе - 46,5% против 44,1%; у юношей - 50,0% против 47,8%; у девушек -45,1% против 43,1%. Кроме этого, показатели социальной интуиции позволяют отнести студен-
тов 6ЛФ к категории «ближе к непонимающим»: в общей группе - 5,0% против 1,6% (р<0,05); у юношей - 6,5% против 2,8%; у девушек - 4,6% против 1,1% (р<0,05) .
Анализ аспекта самосознания констатирует сложную закономерность. С одной стороны, отмечаются более высокие показатели осознания себя студентами 6ЛФ, главным образом, за счет юношей: в общей группе - 40,0% против 38,6%; у юношей - 52,2% против 38,9%; у девушек -36,8% против 38,5%. С другой стороны, у студентов 6ЛФ констатируются более высокие показатели в категории «вы от себя скрыты»: в общей группе - 3,2% против 0,8% (р<0,05); у девушек -2,9% против 1,1%. У юношей 2ЛФ эта категория аспекта самосознания отсутствует.
Результаты изучения аспекта чувствительности к ситуации выявляют более выраженную способность понимать контекст процесса общения у студентов 6ЛФ: в общей группе - 67,3% против 57,5%; у юношей - 69,6% против 61,1%; у девушек - 66,7% против 56,1%. У студентов 2ЛФ отсутствует категория «вы не улавливаете контекст». Для студентов 6ЛФ эта категория слабо выражена: в общей группе - 0,4%; у юношей -2,1%.
Сравнительный анализ аспекта внимательности указывает на сложный характер представленности этого аспекта у студентов 6ЛФ. С одной стороны, отмечаются более высокая способность сосредоточить фокус своего внимания на субъектах и объектах своей КД, в том числе и КД другого человека: в общей группе - 47,3% против 31,5%; у юношей - 47,8% против 33,3%; у девушек - 47,1% против 30,8%. С другой стороны, у студентов 6ЛФ выявляются и более высокие показатели в категории «несосредоточенный»: в общей группе - 16,3% против 15,7%; у юношей - 23,9% против 11,1%. Исключение составляют по этой категории показатели у девушек: - 14,4% против 17,6%.
При интерпретации анализа полученных данных необходимо использовать понятие «эмоциональные типы». Это понятие ввел Ричард Дэвидсон, по мнению которого ЭТ «.. .представляют собой совокупность эмоциональных реакций и переживаний, которые различны по своему виду, интенсивности и продолжительности» [2]. Он считает, что «.Как каждый человек имеет уникальные отпечатки пальцев и черты лица, так и у каждого из нас своя уникальная совокупность эмоциональных параметров, которые являются частью того, что мы собой представляем».
По нашему мнению, ЭТ существенно влияют на эмоциональный, когнитивный и поведенческий статус человека. Применительно к студенческой жизни они непосредственно оказывают влияние на межличностные отношения студентов, на эффективность их образовательной деятельности.
Кроме понятия «эмоциональные типы», при обсуждении полученных результатов необходимо учитывать и специфику поколения 2, к которому относятся студенты. Для данного поколения характерно сочетание выраженной потребности в общении с недостаточно развитыми коммуникативными навыками [3].
Мы считаем, что ЭТ наиболее ярко проявляют себя именно в коммуникативной деятельности, где необходимо сосредоточиться на собеседнике, хорошо понимать контекст коммуникации, уметь реконструировать внутренний мир своего визави, обладать способностью прогнозировать свое поведение в процессе общения с другим человеком.
Для более глубокого понимания результатов данного исследования целесообразно обратиться к ранее полученным нами данных в предыдущих публикациях.
В нашем исследовании эмоциональных барьеров в межличностном общении студентов лечебного и фармацевтического факультетов была выявлена «позитивная тенденция показателей, отражающих процесс саморегуляции в общении, которая в большей степени свойственна студентам лечебного факультета, так как у них выявлены наиболее высокие показатели «не выраженности помех»» [4].
Учитывая тот факт, что эмоциональные барьеры в межличностном общении определенным образом характеризуют эмоциональные проявления человека в общении, мы можем экстраполировать вывод этого исследования на результаты изучения ЭТ студентов лечебного факультета. Установленные в настоящем исследовании закономерности шести аспектов эмоциональных типов косвенно указывают на то, что выявленный ранее позитивный характер процесса саморегуляции в межличностном общении обусловлен, главным образом, студентами 6ЛФ. Это подтверждается сравнительным анализом ЭТ 2ЛФ и 6ЛФ. Для студентов 6ЛФ выявлены следующие закономерности: более быстрое восстановление эмоциональных проявлений; позитивный тип прогнозирования, более высокий уровень осознания себя, лучшее понимание контекста ситуации общения и лучшая сосредоточенность. Относительно гендерных различий данные особенности отдельных аспектов ЭТ в большей степени характерны для девушек.
Что касается студентов 2ЛФ, то более высокие показатели по отдельным аспектам ЭТ выявляются у юношей.
Общий анализ ЭТ свидетельствует о наличии одного противоречия. Это касается аспекта «социальная интуиция». Полученные результаты указывают на лучшее понимание подтекста поведения своего собеседника студентами 2ЛФ. В данном случае нам могут помочь результаты предыдущих исследований [5, 6].
Так, в изучении коммуникативных позиций в общении студентов лечебного факультета мы выявили среди студентов 2ЛФ преобладание детской («зависимой») позиции [5]. Данная позиция затрудняет понимание подтекста поведения собеседника. Ее можно рассматривать как проявление инфантильности, недостаточной зрелости при организации и осуществлении коммуникативного поведения.
При исследовании представлений о собственной коммуникативной деятельности сту-
дентов лечебного факультета нами был выявлен более позитивный характер отношений к своей коммуникативной деятельности студентов 2ЛФ
[6]. В контексте изучения ЭТ мы рассматриваем данный факт как переоценку своей коммуникативной деятельности студентами 2ЛФ.
Таким образом, преобладание у студентов 2ЛФ в процессе общения детской позиции, а также наличие позитивного отношения к своему поведению в коммуникации с другим человеком могут убедить их в том, что они хорошо понимают собеседника, то есть обладают «социальной интуицией».
Кроме этого, в нашем предыдущем исследовании эмпатии студентов 2ЛФ и 6ЛФ был выявлен более высокий ее уровень у студентов 6ЛФ
[7]. С нашей точки зрения, склонность к сопереживанию и сочувствию собеседнику необходимо рассматривать как интегральный показатель ЭТ. Это, в свою очередь, находит свое логическое отражение в результатах настоящего исследования.
В целом, полученные результаты исследования ЭТ студентов лечебного факультета свидетельствуют о позитивном влиянии информационного образовательного пространства ВГМУ на поступательное развитие у студентов их эмоционального компонента КД.
По нашему мнению, сосредоточение внимания на собеседнике, хорошее понимание контекста коммуникации, умение реконструировать внутренний мир собеседника, способность прогнозировать свое поведение в коммуникации с другим человеком могут формироваться и развиваться только в процессе непосредственного, «живого» общения. Поэтому мы рекомендуем сотрудникам социально-педагогической и психологической службы, кураторам академических групп и тьюторам в работе со студентами затрагивать вопросы «цифровой гигиены», то есть вопросы разумного сокращения времени пребывания студентов в интернет-пространстве.
Заключение
1. Анализ результатов исследования ЭТ студентов 2ЛФ и 6ЛФ указывает на позитивный характер изменений отдельных аспектов ЭТ в процессе обучения:
1) для студентов 6ЛФ ЭТ характеризуется более быстрым восстановлением эмоциональных проявлений; позитивным типом прогнозирования, более высоким уровнем осознания себя, луч-
шим пониманием контекста ситуации общения и лучшей сосредоточенностью на собеседнике;
2) выявленные у студентов 6ЛФ особенности динамики показателей ЭТ наиболее характерны для девушек;
3) результаты, указывающие на лучшее понимание подтекста поведения своего собеседника студентами 2ЛФ, могут быть обусловлены преобладанием детской позиции в коммуникации, позитивным характером отношений к своей коммуникативной деятельности и ее переоценкой;
4) в качестве гендерных особенностей ЭТ студентов 2ЛФ необходимо отметить более высокие показатели по отдельным аспектам ЭТ у юношей.
2. Изучение ЭТ студентов лечебного факультета может свидетельствовать о развитии в процессе обучения их эмоционального компонента КД.
3. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности социально-педагогической и психологической службы, работе кураторов академических групп и тьюторов.
Литература
1. О подготовке к коммуникативной деятельности студентов ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации. 2020. № 4. С. 100-104.
2. Дэвидсон, Р. Эмоциональная жизнь мозга / Р. Дэвидсон, Ш. Бегли. Санкт-Петербург : Питер, 2017. 256 с.
3. Курпатов, А. В. Счастливый ребенок. Универсальные правила / А. В. Курпатов. Санкт-Петербург : ИД КАПИТАЛ, 2019. 350 с.
4. Сравнительная характеристика эмоциональных барьеров в межличностном общении студентов лечебного и фармацевтического факультетов ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. фармации. 2022. № 4. С. 99-103.
5. К вопросу о коммуникативных позициях в общении студентов лечебного факультета ВГМУ / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. ВГМУ. 2022. Т. 21, № 2. С. 7-19.
6. Особенности представлений студентов лечебного факультета ВГМУ о собственной коммуникативной деятельности / А. Л. Церковский [и др.] // Вестн. ВГМУ 2023. Т. 22, № 2. С. 101-106.
7. Об особенностях способности к эмпатии студентов лечебного факультета ВГМУ / О. И. Гапова [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации [Электронный ресурс] : материалы 78-й науч. сес. ВГМУ, Витебск, 25-26 янв. 2023 г. / М-во здравоохранения Республики Беларусь, Витебский гос. мед. ун-т. Витебск : ВГМУ, 2023. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Загл. с экрана.
Поступила 09.10.2023 г. Принята в печать 17.10.2023 г.
References
1. Tserkovskiy AL, Skorikova EA, Gapova OI, Petrovich SA, Vozmitel II, Kasyan OA. On preparation for communicative activity of VSMU students. Vesta Farmatsii. 2020;(4):100-4. (In Russ.)
2. Devidson R, Begli Sh. The emotional life of the brain. St. Petersburg, RF: Piter; 2017. 256 p. (In Russ.)
3. Kurpatov AV. A happy child. Universal rules. St. Petersburg, RF ID KAPITAL; 2019. 350 p. (In Russ.)
4. Tserkovskiy AL, Gapova OI, Skorikova EA, Petrovich SA, Kasyan OA, Deryabina MA. Comparative characterization of emotional barriers in interpersonal communication of students of medical and pharmaceutical faculties of VSMU. Vestn Farmatsii. 2022;(4):99-103. (In Russ.)
5. Tserkovskiy AL, Gapova OI, Skorikova EA, Petrovich
SA. To the question of communicative positions in communication of students of medical faculty of VSMU. Vestn VGMU. 2022;21(2):7-19. I(n Russ.)
6. Tserkovskiy AL, Gapova OI, Skorikova EA, Petrovich SA. Features of representations of students of medical faculty of VSMU about their own communicative activity. Vestn VGMU. 2023;22(2):101-6. (In Russ.)
7. Gapova OI, Tserkovskiy AL, Petrovich SA, Skorikova EA, Kasyan OA, Deryabina MA. On the peculiarities of the ability to empathy of students of medical faculty of VSMU. V: M-vo zdravookhraneniya Respubliki Belarus', Vitebskii gos med un-t. Dostizheniya fundamen-tal'noi, klinicheskoi meditsiny i farmatsii: materialy 78-i nauch ses VGMU, Vitebsk, 25-26 yanv 2023 g. Vitebsk, RB: VGMU, 2023. 1 elektron opt disk (CD-ROM). Zagl s ekrana. (In Russ.)
Submitted 09.10.2023 Accepted 17.10.2023
Сведения об авторах:
А.Л. Церковский - к.м.н., доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, е-mail: [email protected] - Церковский Александр Леонидович;
О.И. Гапова - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
Е.А. Скорикова - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
С.А. Петрович - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
О.А. Касьян - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;
М.А. Дерябина - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.
Information about authors:
A.L. Tserkovsky - Candidate of Medical Sciences, associate professor, head of the Chair of Psychology and Pedagogy with the course of the Faculty for Advanced Training & Retraining, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University,
e-mail: [email protected] - Alexander L. Tserkovsky;
O.I. Gapova - senior lecturer of the Chair of Psychology and Pedagogy with the course of the Faculty for Advanced Training & Retraining, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;
Е.А. Skorikova - senior lecturer of the Chair of Psychology and Pedagogy with the course of the Faculty for Advanced Training & Retraining, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;
S.A. Petrovich - senior lecturer of the Chair of Psychology and Pedagogy with the course of the Faculty for Advanced Training & Retraining, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;
О.А. Kasyan - senior lecturer of the Chair of Psychology and Pedagogy with the course of the Faculty for Advanced Training & Retraining, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;
М.А. Deryabina - senior lecturer of the Chair of Psychology and Pedagogy with the course of the Faculty for Advanced Training & Retraining, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University.