21. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 8-22.
22. Сочивко Д.В., Щелкушкина Е.А. Проблема психодинамической типологии личности осужден-
ных за убийство // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 6-21.
23. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Рязань, 2003.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВПЕРВЫЕ ОСУЖДЕННЫХ В ПРОЦЕССЕ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Л. В. Скрипка
Аннотация: в статье анализируются факторы, оказывающие влияние на личность впервые осужденных, к таким факторам разные авторы относят изоляцию, назначенные сроки наказания, этапы отбывания наказания. Рассматриваются эмоциональные переживания, которые различаются по своему содержанию и направленности, имеют определенную силу, глубину, устойчивость и скорость протекания, они проявляются в виде эмоциональных процессов, состояний, и эмоциональных особенностей личности. Эмоциональный процесс представляет собой определенную реакцию организма на изменение, как во внутренней, так и во внешней среде. Раскрываются эмоциональные состояния, такие как: настроение, стресс, фрустрация, которые переживают впервые осужденные в процессе отбывания наказания. Так на настроение осужденных воздействуют сложившиеся обычаи, традиции и нравы, режим и средства его осуществления, прекращение общения осужденных с родными и близкими, переживания, связанные с физической изоляцией от общества, также сильное влияние на личность осужденного оказывают кол-
лективное и групповое настроение. Более полную оценку поведения и деятельности осужденного в тех или иных условиях дают его эмоциональные особенности и эмоциональные качества. К эмоциональным особенностям человека относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность, эмоциональная лабильность (подвижность). В процессе изучения эмоциональной сферы осужденных отмечено, что в большей степени фрустрации подвержены эмоциональные натуры, осужденные с повышенной возбудимостью, не способные к преодолению трудностей, со слабо развитыми волевыми качествами.
Ключевые слова: осужденные, отбывание наказания, эмоциональные переживания, настроение, стресс, фрустрация, эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивности, эмоциональная лабильность.
Развитие любого человека, а осужденного в особенности, во многом обусловлено его микросоциумом, общением с другими людьми. Человек, впервые помещенный в места лишения свободы, оказывается в сложившейся социаль-
ной среде, отличающейся от той, в которой он жил ранее. Естественно, ему приходится приспосабливаться к этим условиям, и адаптация не проходит бесследно. У индивида изменяются личностные свойства, появляются новые.
Лишение свободы переживается осужденными по-разному и приводит к различным личностным изменениям: в одних случаях — к положительному изменению социально-правовой позиции личности, в других — к усугублению криминогенных склонностей и рецидиву преступлений. Такое влияние обусловлено противоречивым характером самого наказания, о котором юристы пишут, что оно, с одной стороны, полезно, необходимо, защищает общество от преступных посягательств, с другой — исключает осужденных из нормальной жизни, разрушает их положительные социальные связи. В связи с этим свойством наказания А. Л. Ременсон говорил о лишении свободы как об особом конфликтном отношении, для разрешения которого «общество вынуждено пожертвовать одной из противоречивых сторон...» [1].
Переживание лишения свободы обусловлено рядом специфических факторов, оказывающих влияние на личность осужденного. Ю. М. Антонян, Г. Г. Шихан-цев, А. Д. Глоточкин, В. Ф. Пирожков, Е. А. Елеонский относили к таким факторам изоляцию от родственников, назначенные сроки наказания, факт утраты свободы, этапы отбывания наказания [1].
Е. А. Елеонский отмечал, что острота переживания наказания во многом зависит от количества судимостей осужденного [1]. Впервые осужденные к лишению свободы особенно трудно переживают начальный период. Это объясняется тем, что у неоднократно отбы-
вающих наказание создаются четкие представления об обстановке в исправительном учреждении и накапливается опыт адаптации. Данное положение подтверждено исследованиями В. М. Литвишкова, который выявил, что неоднократно судимые слабо переживают наказание, так как они уже знакомы с обстановкой и жизнью в колонии и быстро адаптируются к этим условиям, что и приглушает переживания ими утраты свободы [7, с. 107].
Немаловажным факторами, влияющими на переживания, являются назначенный срок наказания и само совершенное преступление. Так, в своих исследованиях В. М. Литвишков пришел к мнению, что переживание наказания связано с назначенным сроком наказания: чем длительнее этот срок, тем тяжелее переживается осужденным утрата свободы. Однако эта закономерность проявляется только у лиц, осужденных к лишению свободы сроком до пяти лет включительно. Среди осужденных на срок свыше пяти лет, а также до одного года наблюдается одинаковый удельный вес лиц, наиболее тяжело переживающих уголовное наказание (65 %). «Следовательно, краткие и слишком длительные сроки наказания несколько приглушают у осужденных чувство свободы и переживания по поводу ее утраты и влияют на формирование у них моральной ответственности в нежелательном направлении» [7, с. 107].
Эмоциональные переживания человека изменчивы и различаются по своему содержанию и направленности, имеют определенную силу, глубину, устойчивость и скорость протекания [5]. Они проявляются в виде эмоциональных
процессов, состояний и эмоциональных особенностей личности.
Эмоциональный процесс представляет собой определенную реакцию организма на изменения как во внутренней, так и во внешней среде. Эмоциональный процесс имеет три основные характеристики. Во-первых, эмоциональный процесс — это реакция на событие, имеющее значение для субъекта, скорость протекания психических и моторных процессов. Человек реагирует на то, что для него значимо. Во-вторых характеристика эмоционального процесса определяет, какое значение имеет то или иное событие для личности — позитивное или негативное, тем самым выявляется знак эмоции. Последующая характеристика эмоционального процесса связана с содержанием прежнего опыта, который отражается в эмоции. В зависимости от этого могут быть вызваны особые формы поведения [8].
Эмоциональные состояния в отличие от процессов личности сравнительно устойчивы и могут сохраняться в течение часа, недели, месяца. В зависимости от силы, длительности, устойчивости различаются следующие эмоциональные состояния: настроение, стресс, фрустрация и т. д. [3,4,5,6]. В них более полно раскрываются эмоциональные особенности личности.
Настроение — эмоциональное состояние, которое придает определенную окраску всей системе отношений личности. Одной из причин изменения его, как пишет М. И. Дьяченко, «может быть какое-нибудь конкретное событие, приятное или неприятное известие, удача или неудача в труде, столкновение с окружающими людьми болезнь. Одни настроения положительно влияют на де-
ятельность человека, другие, наоборот, отрицательно» [2].
Сильное влияние на личность осужденного оказывают коллективное и групповое настроение. Так, А. Д. Гло-точкин и В. Ф. Пирожков отмечают, что коллективное настроение значительно больше, чем индивидуальное, детерминировано условиями материальной и духовной жизни людей, социальными факторами, условиями труда, быта, досуга, уровнем воспитательной работы в колонии. На настроение осужденных воздействуют сложившиеся обычаи, традиции и нравы, режим и средства его осуществления, прекращение общения осужденных с родными и близкими, переживания, связанные с физической изоляцией от общества, и такие обстоятельства, как местоположение колонии, ее планирование, общий вид [2].
Важно научиться управлять настроением осужденных, а для этого необходимо знать причины и условия, которые его вызывают.
Стресс — эмоциональное состояние, возникающее в трудной для человека ситуации. Оно вызывается обстановкой опасности, потерей близких людей, непривычными условиями, которые вызывают перенапряжение центральной нервной системы. Особенно часто это эмоциональное состояние наблюдается у впервые осужденных из-за того, что они теряют то социальное окружение, в котором они находились до осуждения. Такое явление снижает критичность восприятия, мышления, ухудшает сопротивляемость к отрицательным воздействиям среды ИУ, делает осужденных невосприимчивыми к воспитательным мероприятиям.
Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до полной ее дезорганизации. Более полную оценку поведения и деятельности осужденного в тех или иных условиях дают его эмоциональные особенности и эмоциональные качества.
К эмоциональным особенностям человека относятся эмоциональная возбудимость, которая характеризуется реакцией человека на те, или иные раздражители, его реагирование на внешнее воздействие. Эмоциональная импульсивность — это скорость возникновения эмоционального возбуждения и перехода его в побудительную силу мотива совершения действий и поступков.
Эмоциональная лабильность (подвижность) связана с темпом и ритмом сменяемости эмоций [6].
Фрустрация — эмоциональное состояние осужденного при возникновении реальных или воображаемых преград на пути к цели, которые он оценивает как сложные или непреодолимые. Кратко фрустрацию можно определить как крушение жизненных планов, надежд, намерений. Фрустрация возникает в условиях отрицательной оценки и самооценки осужденных. В процессе изучения эмоциональной сферы осужденных отмечено, что в большей степени фрустрации подвержены эмоциональные натуры, осужденные с повышенной возбудимостью, не способные к преодолению трудностей, со слабо развитыми волевыми качествами. Особенности фрустрации зависят от возможной разрядки возникшего напряжения. Она может ослабевать, исчезать или усиливаться. Если чрезмерное напряжение не снимается, то состояние переходит в
другое качественное состояние и может завершиться немотивированной агрессией по отношению к другим.
Фрустрация порождает также безразличие к своему положению и состоянию. Естественно, что подобные последствия фрустрации у каждого осужденного проявляются по-своему, в соответствии с особенностями его личности.
Таким образом, знание особенностей эмоциональной сферы, внешних и внутренних факторов, влияющих на нее, проявление эмоциональных состояний у впервые осужденных открывает дополнительные возможности и способы управления их эмоциональными состояниями и эффективного процесса их исправления.
Литература
1. Адыгезалов А.Ф. Характер переживания в зависимости от срока и этапа отбывания наказания. // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. — 2011. — №1. — С. 165-170.
2. Антонян Е.А. Поведение многократно судимых осужденных в исправительных учреждениях. // Человек: преступление и наказание. — 2008. — №2. — С.13-18.
3. Блинникова И.В., Бочарова Е.П., Савченко Т.Н. Динамика эмоциональных состояний у операторов пульта централизованной охраны // Прикладная юридическая психология. — 2008. — №1. — С.98-107.
4. Блинникова И. В., Денисова Е. А. Влияние негативных психических состояний на использование когнитивных ресурсов // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 4. — С. 65-75.
5. Датий А.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 100107.
6. Датий А.В., Воронин Р.М. Проблемы организации медицинского обеспечения осужденных и сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 155-156.
7. Датий А.В, Федосеев А.А. Криминологические и психологические особенности больных социально значимыми заболеваниями осужденных // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 2 (5). С. 69-79.
8. Датий А.В., Федосеев А.А. Характеристика больных туберкулезом осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 1. С. 16-27.
9. Ениколопов С.Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения // Прикладная юридическая психология. -2010. — №2. — С. 37-47.
10. Сочивко Д.В. Гендер организованной преступности // Прикладная юридическая психология. — 2007. — № 1. — С. 52-63.
11. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. — 2011. — № 2. — С. 8-18.
12. Сочивко Д.В. Психодинамика духовности и религиозности осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 4. — С. 116-126.
13. Сочивко Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 3. — С. 24-40.
14. Сочивко Д.В, Полянин Н.А. Криминальные идеологемы современных молодежных субкультур // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 4. — С. 62-70.
15. Сочивко Д.В, Савельева Т.И. Предимплозив-ное «Я» — фокус эмпирических, теоретических и психотехнологических исследований в юридической психологии // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 1. — С. 45-55.
16. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 4. — С. 8-22.
17. Федоров А.Ф. Профилактика агрессивного поведения, как одной из составляющих деструктивного поведения людей, находящихся в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 4. — С. 106-112 .