Научная статья на тему 'Эмоциональные состояния как детерминанты суицидального поведения подростков'

Эмоциональные состояния как детерминанты суицидального поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1113
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПСИХОТРАВМА / ПСИХАЛГИЯ / ДЕПРЕССИЯ / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / EMOTIONS / EMOTIONAL STATES / PSYCHOLOGICAL TRAUMA / PSYCHALGIA / DEPRESSION / SUICIDAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акопян Любовь Суреновна, Мишина Светлана Сергеевна

Большую роль в жизнедеятельности человека и организации его поведения играют эмоции и эмоциональные состояния. От набора данных состояний зависит физическое и психологическое здоровье индивида. Кризисная ситуация, психотравма способны нарушить баланс эмоциональных состояний человека и вызвать невыносимую душевную боль, способную перерасти в депрессию и в различные формы деструктивного поведения, в том числе суицидального. В статье описаны основные эмоции и эмоциональные состояния, переживаемые подростками в шаге от самоубийства. Указывается, что именно психалгия является высшей степенью душевных переживаний подростка, которая, независимо от пусковых факторов и ситуаций, приводит его к необходимости свести счеты с жизнью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Акопян Любовь Суреновна, Мишина Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional conditions as determinants of adolescent suicidal behavior

Emotions and emotional states play a considerable role in the life activity and behavior of a person. Their physical and psychological health depends on those factors. A crisis situation, psychological trauma can break the emotional balance and cause unbearable mental pain that can develop into depression and various forms of destructive behavior, including suicidal behavior. The article describes the main emotions and emotional states experienced by adolescents on the verge of suicide. It indicates that it is psychalgia that is the highest degree of a teenager’s emotional pain, and regardless of its initial reasons, it forces the teenager to commit suicide.

Текст научной работы на тему «Эмоциональные состояния как детерминанты суицидального поведения подростков»

Вопросы психологии образования Issues on Psychology of Education

УДК 159.922.73

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

EMOTIONAL CONDITIONS AS DETERMINANTS OF ADOLESCENT SUICIDAL BEHAVIOR

© 2019

Л.С. Акопян, С. С. Мишина L S. Akopyan, S.S. Mishina

Большую роль в жизнедеятельности человека и организации его поведения играют эмоции и эмоциональные состояния. От набора данных состояний зависит физическое и психологическое здоровье индивида. Кризисная ситуация, психотравма способны нарушить баланс эмоциональных состояний человека и вызвать невыносимую душевную боль, способную перерасти в депрессию и в различные формы деструктивного поведения, в том числе суицидального. В статье описаны основные эмоции и эмоциональные состояния, переживаемые подростками в шаге от самоубийства. Указывается, что именно психалгия является высшей степенью душевных переживаний подростка, которая, независимо от пусковых факторов и ситуаций, приводит его к необходимости свести счеты с жизнью.

Ключевые слова: эмоции; эмоциональные состояния; психотравма; психалгия; депрессия; суицидальное поведение.

Emotions and emotional states play a considerable role in the life activity and behavior of a person. Their physical and psychological health depends on those factors. A crisis situation, psychological trauma can break the emotional balance and cause unbearable mental pain that can develop into depression and various forms of destructive behavior, including suicidal behavior. The article describes the main emotions and emotional states experienced by adolescents on the verge of suicide. It indicates that it is psychalgia that is the highest degree of a teenager's emotional pain, and regardless of its initial reasons, it forces the teenager to commit suicide.

Keywords: emotions; emotional states; psychological trauma; psychalgia; depression; suicidal behavior.

Среди нарушений психического здоровья современных школьников все чаще встречаются депрессивные расстройства. Одним из наиболее трагичных видов общественного поведения, связанного с депрессией, является суицид. Невозможно равнодушно вчитываться в материалы статистики и анализировать жестокие цифры: тысячи детей ежегодно предпочитают жизни смерть; из 15 попыток суицида смертью закачиваются 1-2 [1]. Более трети (34%) молодых людей в возрасте 14-17 лет повторяют попытки свести счеты с жизнью, и с каждой следующей риск смертельного исхода увеличивается [2].

Психологи А.Г. Амбрумова, В.А. Ти-хоненко, А.Е. Личко, Е.П. Ильин, А.Б. Леонова, О.И. Ефимова согласны признать ранний юношеский возраст 14-17 лет суици-

дально опасным [4 ; 5 ; 13-15]. Этот возрастной этап характеризуется повышенной конфликтностью, которая сопровождается внешними и внутренними потрясениями; повышенной возбудимостью и агрессивностью, эгоцентричностью, выраженным максимализмом, неумением прогнозировать свою жизнь. Противоречивость, склонность впадать в крайности, неустойчивость поведения, зависимость от внешних влияний приводят к появлению у подростков серьезных социальных проблем: ранней алкоголизации, наркомании, противоправному поведению, депрессиям. Конфликты и осознание собственной несостоятельности во многих социальных сферах часто порождают чувство отчаяния, одиночества [3, с. 8-12]. Подростков характеризует стремление к познанию мира и себя, к самоутверждению

в группе, стремление добиться суверенитета от взрослых, острое переживание групповой идентичности, а также идеализация жизни, поиск идеала. Фрустрация этих потребностей провоцирует различные стрессовые и депрессивные состояния, которые могут привести к кризису, потере смысла бытия, повышают риск суицида [1, с. 21].

Риск суицидального поведения всегда связывается с представлениями о психологическом кризисе личности - особом эмоциональном состоянии, вызванном лич-ностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт подростка, решившегося на самоубийство, не может подсказать ему иного выхода из сложившейся ситуации, которую он считает невыносимой [3, с. 21].

Одним из решающих условий развития суицидального поведения подростков, как считают А.Г. Амбрумова, В.А. Тихонен-ко, А.И. Кочетов, Э. Шнейдман, О.И. Ефимова и другие, является наличие сильной психологической травмы. Психологическая травма переживается личностью вследствие социально-психологической дезадаптации в условиях возникшего микросоциального конфликта [4 ; 5 ; 11 ; 12].

По данным статистики, психотравму чаще всего дети получают в семье. Неразрешенный, длительно ощущаемый конфликт с родителями, напряженная атмосфера, затянувшееся непонимание в конечном итоге вызывают застойный очаг негативных эмоций - грусти, гнева, отвращения, страха, которые, накапливаясь, запускают механизм развития суицидального поведения [5, с. 26-34].

Существует две формы суицидального поведения. Внутреннее суицидальное поведение - это суицидальные мысли (представления и фантазии на тему смерти), замыслы, тенденции (интерес к способам самоубийства, разработка плана), намерения (присоединение к замыслу волевого компонента), а также соответствующий эмоциональный фон - суицидальные переживания по отно-

шению к жизни и смерти. Суицидальное поведение проявляется в виде суицидальных высказываний или практических суицидальных действий, приводящих к завершенному суициду или остающихся его попыткой [1, с. 22].

Как суммарный результат психотрав-мирующих обстоятельств жизни подростка возникает депрессивное состояние, со временем перерастающее в риск развития суицидального поведения. Согласно исследованиям Т.А. Гавриловой, С.А. Поповой, С.Г. Анисимовой, мотивами суицидального поведения чаще всего становятся переживания обиды, одиночества, непонимания, действительной или мнимой утраты любви, неразделенности чувства, ревности; чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения, страха наказания, позора, насмешек или унижения, злобы, а также жажда мести, сочувствие или подражание («эффект Вертера») [6 ; 16 ; 17].

Детский психиатр Елена Вроно характеризует эмоциональное и когнитивное состояние подростка, предпринявшего попытку суицида, так: «Чувство одиночества, которое испытывает подросток в этот момент - это его реальность, данная ему в ощущениях. Истинной картины вещей это чувство может не отражать...» [7, с. 14].

Эмоциональные процессы, состояния и свойства личности учащегося существенным образом определяют его внутреннюю позицию. Определение эмоционального профиля учащихся, сигнально отображающего систему их отношений на разных возрастных этапах психического развития и социальной ситуации развития, стало одним из аспектов нашего исследования.

В исследовании приняли участие учащиеся средней общеобразовательной школы г. Самары: количество участников составило 119 человек (младших школьников - 37 человек, подростков - 48 человек, старшеклассников - 34 человека). В качестве диагностического инструментария применялась разработанная доктором психологических наук Л.С. Акопян анкета по определению содержания эмоций «Эмоци-

Л.С. Акопян, С.С. Мишина

ональный профиль». Среди исследуемых эмоциональных состояний были выделены основные 20: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, страдание, веселье, обида, восторг, грусть, злость, недовольство, испуг, тревога, боязнь [8].

Анализ эмоционального профиля школьников показал, что спектр эмоциональных состояний, переживаемых в образовательном учреждении и вне школы, различен: у младших школьников эмоции радости и интереса преобладают в школе и дома, у подростков и старшеклассников соответствующий показатель выше в школе и в местах проведения досуга (на улице, в парке, в кафе и т. д.) [8].

В спектре негативных эмоций, переживаемых детьми в образовательных учреждениях, доминируют эмоции страха, обиды и гнева во всех возрастных группах; показатели переживаемых эмоций страха в различных возрастных группах имеют нелинейный характер и достигают максимума в подростковом возрасте. Эмоция злости в возрастной динамике выглядит следующим образом: по сравнению с младшими школьниками (2,7%), частота переживания данной эмоции в школе значительно возрастает у подростков (16,6%) и у старшеклассников (20,5%) [8].

Александр Анатольевич Свиридов, президент Независимой ассоциации врачей г. Москвы, еще в начале 1990-х годов сказал: «Суицидальное поведение в подростковой среде - это плод эмоций, а не размышлений», - тем самым подчеркнув преобладающую роль эмоционального компонента сознания над когнитивным в состоянии кризиса личности, независимо от его внешнего выражения [Цит. по: 9, с. 56-68].

Я.И. Гилинский, криминалист, эксперт в области детской и подростковой де-виантологии, анализируя причины и мотивы суицидального поведения молодых людей в возрасте 14-17 лет, заметил прямую корреляцию в выборе способов ухода из жизни и переживаемых в период формиро-

вания замысла самоубийства эмоциональных состояний [10, с. 113].

С целью выявления подростков с признаками суицидального поведения нами была проведена работа по выявлению «группы риска» среди обучающихся среднего и старшего звена в трех общеобразовательных школах города Самары. Выборка составила 153 подростка в возрасте 1417 лет. В ходе анкетирования и беседы были отмечены следующие особенности:

1. Подросток в момент выбора жизни или смерти может находиться как в состоянии эйфории, так и испытывать глубокое уныние. Результат один - выбор смерти, а испытываемые на протяжении суицидального замысла эмоции и переживаемые состояния оказывают влияние на выбор способа совершения самоубийства.

2. Подростки с повышенной агрессивностью и преобладающим чувством тревоги в состоянии аффекта и эйфории чаще всего предпочитают выброситься из окна, застрелиться, броситься под поезд, нанести подручными средствами себе увечья, несовместимые с жизнью, то есть демонстрируют аффективное суицидальное поведение. При этом они не скрывают своих аффективных чувств, часто озвучивают желание уйти из жизни, раздают личные вещи. Они импульсивны, эмоционально напряжены, очень подвижны, суетливы.

3. Подростки в состоянии уныния, испытывающие чувства обиды, непонимания, ревности, стыда чаще стараются уединиться, мало общаются и почти не говорят о своих переживаниях, но оставляют предсмертные записки и прибегают к повешению, отравлению, вскрытию вен, утоплению. Суицид или попытки суицида подростков данной группы чаще расцениваются как демонстративные.

При различии в спектре эмоций и состояний, которые испытывают подростки в ситуации кризиса, для всех суицидентов, решивших окончательно свести счеты с жизнью, независимо от возраста и ситуации характерна общая черта - невыносимая душевная боль - психалгия.

Эдвин Шнейдман, американский суи-цидолог и танатолог, отмечал: «Если прекращение сознания - это то, к чему стремится суицидент, то психологическая боль - то, от чего он бежит... Боль всегда угрожает жизни <...>, если она не связана с телом как физическая боль, то она исходит от эмоций и проникает в сознание как мета-боль, душевное страдание, мучение. Когда человек переживает душевную боль, его интрапсихическая реальность становится невыносимой, и экзистенциальный выбор смещается в сторону смерти.» [Цит. по: 9, а 59-60].

Подытоживая вышесказанное, можно подчеркнуть, что именно душевные переживания, застойные негативные эмоциональные состояния определяют исход когнитивных раздумий подростка на тему жизни и смерти. Единственным когнитивным компонентом кризисного состояния подростка является представление о неспособности разрешить кризис из-за отсутствия возможностей. В то же время эмоциональный фон, сопровождающий кризисное состояние подростка, включает в себя не менее десяти эмоций и эмоциональных состояний: чувство неопределенности, беспокойство, тревогу, переживание собственной несостоятельности, беспомощности, чувство одиночества и безнадежности, тоску,

обиду, иногда апатию, ощущение бессилия, стремление к покою и уединению [8].

Причины суицидального поведения подростков могут быть далеко отстоять друг от друга во времени, а эмоциональные состояния переживаться годами. В момент совершения рокового шага эмоции могут быть уже не связанными с событиями определенного времени, а являться накоплением, очередным негативным эмоциональным новообразованием, запускающим механизм деструктивного поведения.

Полученные в ходе исследования эмоционального профиля подростков данные необходимо учитывать при разработке комплексной модели превенции суицидального поведения в подростковой среде. Кризисную ситуацию, эмоциональный, когнитивный и волевой компоненты человеческого сознания можно представить в виде матрицы, лежащей в основе развития суицидального поведения. Следовательно, превентивный курс должен быть нацелен на последовательное разрушение негативных эмоциональных и когнитивных составляющих компонентов матрицы, на поэтапное формирование рациональных мыслей и эмоциональных состояний в пользу осознания ценности человеческой жизни и бытия самих по себе.

* * *

1. Казакова И.А. К проблеме суицидального поведения: склонности, формы и факторы в подростковом возрасте // Актуальные проблемы психологии личности : сборник статей по материалам IV междунар. науч.-практ. конференции № 4. Новосибирск : СибАК, 2010. 209 с.

2. Роганов С. «Черный феномен» свободного сознания // Новый мир. 2009. № 10. С. 109-128.

3. Методы профилактики суицидального поведения / под ред. Г.В. Акопова. Самара : СГПУ, 1998. С. 21-29.

4. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Актуальные проблемы суицидологии. М. : Московский НИИ психиатрии, 1978. Т. 82. С. 6-28.

5. Ефимова О.И. Подросток в кризисной ситуации: что с этим делать. // Воспитание - 97 : методические рекомендации для психологов и педагогов. Ульяновск : ИПК ПРО, 1997. Вып. 1. 24 с.

6. Гаврилова Т.А, Попова С.А. Успешность и содержание совладания субъекта с аутоморталь-ной тревожностью // Психология : журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 23-35.

7. Вроно Е.М. Диагностика социального поведения при различных вариантах депрессии у детей и подростков // Научные и организационные проблемы суицидологии. М., 1983. С. 80-89.

8. Акопян Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) : дис. ... д-ра психол. наук. Самара, 2011. 454 с.

Е.Л Крылова

9. Грачева А.В., Бажинова А.А. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте // Территория науки. 2016. № 4. С. 8-12.

10. Гилинский Я.И. Самоубийство как социальный феномен // Социологический журнал. 2011. № 2. С. 39-48.

11. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М. : Смысл, 2001. 132 с.

12. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. 3-е изд. Минск : Вьюшая школа, 1991.

287 с.

13. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. СПб. : Речь ; СПб. : НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2010. 256 с.

14. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб. : Питер, 2005, 412 с.

15. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека : монография. М. : Московский университет, 1984. 200 с.

16. Попова С.А. Панические атаки и обострение одиночества - болезни нашего века. URL: https://www.b17.ru/article/17870/ (дата обращения: 31.10.2018).

17. Анисимова С.Г. Транзит девиаций в анатомическом обществе : монография. М. : МБА, 2011. 250 с.

18. Вагин Ю Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков). Пермь : ПРИПИТ, 2001. 292 с.

19. Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://infographics. wciom.ru/theme-archive/society/mass-media/internet/article/zhizn-v-internete-i-bez-nego (дата обращения: 31.10.2018).

20. Кравченко А.И. Родителям о подростках, подросткам о родителях. М. : Русское слово, 2002.178 с.

21. Крайг Г. Психология человека от рождения до смерти. / под ред. А.А. Реана. М. : АСТ, 2015.340 с.

22. Пакулина С.А. Психодиагностика суицидального поведения детей и подростков : методическое пособие. Челябинск : АБРИС, 2014. С. 116-117.

23. Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолл. URL: https:// studopedia.ru/11_129688_oprosnik-strategii-preodoleniya-stressovih-situatsiy-Strategic-Approach-to-Co-ping-Scale-SACS-s-hobfoll-.html (дата обращения: 29.10.2018).

24. Смирнов И.И. Проблемы аутоагрессивного (суицидального) поведения в детской и подростковой среде и подходы в оказании помощи // Актуальные вопросы суицидологии : материалы межрегион. науч.-практ. Конференции. Иркутск, 6 мая 2017 г. / под ред. О.П. Ворсиной. Иркутск : ИГМУ, 2017. С. 155-164.

25. Спиженкова М.А. Самоубийство в системе социальных отношений : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М. : МГУ, 2002. С. 89-104.

26. Ефремов В.С. Основы суицидологии. СПб. : Диалект, 2004. 480 с.

27. Ениколопов С.Н., Чистопольская Е.А. Медико-психологические и социально-психологические концепции суицидального поведения // Суицидология. Т. 12, № 3. Тюмень : М-центр, 2013. С. 26-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.