Научная статья на тему 'Эмоциональные процессы и управление эмоциями'

Эмоциональные процессы и управление эмоциями Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
490
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоции / эмоциональное состояние / функции эмоций / управление эмоциями / emotions / emotional state / functions of emotions / control of emotions

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кубанова А. К.

Эмоциями называют процессы, которые отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. Управление эмоциями, понимается как способность не только определять свои и чужие эмоции, но и справляться с ними, принимать ответственность за действия и ошибки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional processes and management of emotions

Emotions are called processes that reflect the personal significance and assessment of external and internal situations for human life in the form of experiences. Emotions and feelings, like other mental phenomena, are various forms of reflection of the real world. Unlike cognitive processes that reflect the surrounding reality in sensations, images, ideas, concepts, thoughts, emotions and feelings reflect objective reality in experiences. Emotion management is understood as the ability not only to identify one’s own and other people’s emotions, but also to cope with them, to take responsibility for actions and mistakes.

Текст научной работы на тему «Эмоциональные процессы и управление эмоциями»

Кубанова А.К.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.

Эмоциональные процессы и управление эмоциями*

Эмоциональная сфера человека представляет сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать все происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из таких элементов, как - эмоциональный тон, позволяющий собой реагирование в форме переживания, которое задает состояние организма, информируя его о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно; эмоции, представляющие особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме приятных или неприятных непосредственных переживаний, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей, чувство - устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими. Отражение в мозгу человека его реальных переживаний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято называть эмоциями и чувствами, т.е. эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственные эмоции, чувства, настроения и стресс [1, с. 67].

Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции - большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определенными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Использование эмоций подразумевает способность обрабатывать информацию, которую мы получаем через собственные и чужие эмоции, и использовать её для решения конкретных задач. Высшее проявление управление эмоциями предполагает манипулирование эмоциями других людей и способность управлять ими [2, с. 165]. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т. д. Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь человека и обладают такими функциями как: мотивационно-регулирующая, побуждающая к действию, направляющая и регулирующая. Коммуникативная функция

© Кубанова А.К., 2022.

отвечает за взаимопонимание, сообщая нам о психическом и физическом состоянии человека, помогая выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Сигнальная функция позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т. д. Защитная функция проявляется в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей. Подвергаясь некоторым воздействиям окружающего мира, человек, сам того не желая, испытывает изменения в эмоциональном состоянии. В этот момент все свои чувства и ощущения он может спроецировать на лицо, демонстрируя свою мимику [3, с. 59]. Человек в состоянии контролировать многие свои эмоциональные реакции и управлять ими, но это может зависеть от особенностей темперамента, воспитания, культуры. В то же время чрезмерная зажатость и вынашивание эмоций в себе может вести к психосоматическим и нервным расстройствам.

Рейковский Я. выделил основные компоненты эмоционального процесса. Первый — это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для субъекта, это приводит к возникновению (или увеличению) возбужденности, общему изменению скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. Однако в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может, напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей реагирования. Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное событие имеет для субъекта — позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная — когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного — в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием. Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые — астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств, психологи связывают со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется

тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания» [4, с. 29]. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его многообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Исследователи способности к управлению эмоциями отмечают, что становится особенно актуальным изучение этого процесса применительно к подростковому возрасту, который отличается эмоциональной уязвимостью и риском возникновения отклоняющегося поведения, т.к. обусловливает особенности социально-эмоциональной адаптации [5, с. 97]. В настоящее время признано, что высокий эмоциональный интеллект благоприятно влияет на социально-психологическую адаптацию личности и способствует эффективной профессиональной деятельности [6, с. 53]. От эмоционального настроя людей, состояния здоровья, усилий зависит конечный результат любой работы. Эмоциональный фон совместно с другими управленческими факторами создает либо эффективную производственную и организационную среду, либо тормозит все процессы и выступает мощным фактором демотивации [7, с. 1947]. Кроме телесных, физиологических, биологических механизмов, есть механизмы, связанные с когнитивной деятельностью. Все наши эмоции сопровождаются интеллектуальной деятельностью. Когда мы напрягаемся, мысли становятся тревожными, а когда расслабляемся - спокойными. Управление эмоциями -это значит управление своим физиологическим состоянием [8, с. 76].

Важным направлением становится развитие коммуникативной компетентности в вопросах управления конфликтами. Одно из важных коммуникативных умений связано с процессом приема и передачи информации. Отработка данного умения связана с анализом отдельных сторон передаваемых сообщений, рационального и эмоционального компонента в их структуре. Отдельное внимание уделяется способам принятия конструктивной и неконструктивной критики, приемам противостояния манипу-лятивному воздействию в конфликтной ситуации [9, с. 4]. Эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности, но при сильной заинтересованности в результатах, человек испытывает волнение, тревогу, излишнее возбуждение, иногда неприятные негативные реакции. Для достижения оптимального эффекта в деятельности и исключения неблагоприятных последствий перевозбуждения необходимо снять эмоциональную напряженность на основе концентрации внимания не на значи-

мости результата, а на анализе причин, деталях, тактических приемах.

В современных условиях очень важно понимать эмоциональный настрой, а также уметь управлять им и перенаправлять, создавая необходимый эмоциональный фон, применяя и используя прямые и косвенные методы воздействия. Для создания оптимального эмоционального состояния необходимо правильная оценка значимости события, достаточная информированность по данному событию, вопросу, подготовка отступных запасных стратегий, позволяющих снижать излишнее возбуждение, страх получить неблагоприятное решение, формирование оптимального фона для решения возникшей проблемы. Методы релаксации, аутогенной тренировки полезны, когда нужно быстро привести себя в спокойное нормальное состояние. Управлять эмоциями можно и путем регуляции внешнего их проявления. Важный способ снятия психического напряжения это активация чувства юмора, способствующему падению тревожности.

Библиографический список:

[1] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Изд-во «Феникс». Ростов н/Д. 1997. 736 с.

[2] Восковская А.С. Влияние эмоционального интеллекта студентов вузов на академическую успеваемость

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 2. (94) С. 162-168.

[3] Бич Н.Н., Ассанович Б.А. Труда БГТУ. Серия. 3. Физико-математические науки и информатика. Подход

оценивания знаний учащихся на основе индекса их положительных эмоций. 2019. № 1 (218). С. 57-63.

[4] Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Изд-во: Прогресс. М.: 1979. 392 с.

[5] Уланова А.Ю. Соотношение эмоционального интеллекта и когнитивной регуляции эмоций в старшем

порастковом возрасте. Вестник Пермского университета. - 2021 Философия. Психология. Социология. Выпуск 1. C. 97-107.

[6] Безбородова Л.А., Безбородова М.А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного

взаимодействия преподавателя и студентов // Наука и школа, 2018. № 3. С. 52-57.

[7] Крюкова Е.А. Управление эмоциями как фактор эффективного менеджмента // Российское предпри-

нимательство. 2015. Т. 16. № 12. С. 1937-1948.

[8] Васютина Е.Н. Телесная карта эмоций как инструмент управления психическим состоянием // материа-

лы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. № XII. C. 76-78.

[9] Крылова Т.А. Конфликтологическая компетентность курсантов как фактор противостояния стрессам //

Universum: психология и образование. 2016. № 11 (29). 4 с.

Reference

[1] Stolyarenko L.D. Fundamentals of psychology. Publishing house "Phoenix". Rostov n/a. 1997. 736 p.

[2] Voskovskaya A.S. Influence of Emotional Intelligence of University Students on Academic Progress Society:

sociology, psychology, pedagogy. 2022. № 2. (94) P. 162-168.

[3] Bich N.N., Assanovich B.A. Work of BSTU. Series. 3. Physical and mathematical sciences and informatics. An ap-

proach to assessing students' knowledge based on the index of their positive emotions. 2019. № 1 (218). P. 57-63.

[4] Reikovsky Ya. Experimental psychology of emotions. Publishing house: Progress. M.: 1979. 392 p.

[5] Ulanova A.Yu. The ratio of emotional intelligence and cognitive regulation of emotions in older age groups.

Bulletin of the Perm University. - 2021 Philosophy. Psychology. Sociology. Issue 1. C. 97-107.

[6] Bezborodova L.A., Bezborodova M.A. Emotional intelligence as an important factor in the communicative in-

teraction between a teacher and students // Science and School, 2018. № 3. P. 52-57.

[7] Kryukova E.A. Management of emotions as a factor of effective management // Russian Journal of Entrepreneurship. 2015. Vol. 16. № 12. P. 1937-1948.

[8] Vasyutina E.N. Body map of emotions as a tool for managing the mental state // Materials of the All-Russian

Scientific and Practical Conference "Science and Society". 2021. № XII. Р. 76-78.

[9] Krylova T.A. Conflictological competence of cadets as a factor of resistance to stress // Universum: psychology

and education. 2016. № 11 (29). 4 p.

Кубанова А.К.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин.

Северо-Кавказская государственная академия.

Эмоциональные процессы и управление эмоциями Аннотация. Эмоциями называют процессы, которые отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. Управление эмоциями, понимается как способность не только определять свои и чужие эмоции, но и справляться с ними, принимать ответственность за действия и ошибки.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональное состояние, функции эмоций, управление эмоциями.

Kubanova A.K.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Humanitarian Disciplines.

North Caucasian State Academy.

Emotional processes and management of emotions Abstract. Emotions are called processes that reflect the personal significance and assessment of external and internal situations for human life in the form of experiences. Emotions and feelings, like other mental phenomena, are various forms of reflection of the real world. Unlike cognitive processes that reflect the surrounding reality in sensations, images, ideas, concepts, thoughts, emotions and feelings reflect objective reality in experiences. Emotion management is understood as the ability not only to identify one's own and other people's emotions, but also to cope with them, to take responsibility for actions and mistakes.

Key words: emotions, emotional state, functions of emotions, control of emotions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.