ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №1(31)
УДК 316.61
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ПОЛИМОДАЛЬНОЕ Я МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
© Л.Я.Дорфман, Г.В.Токарева
В статье рассмотрены эмоциональные предпочтения (ЭП) музыкантов-исполнителей. ЭП обнаруживались в нескольких планах. Во-первых, выделялись короткие и дальние ЭП. Во-вторых, ЭП определялись в связи с репертуарными предпочтениями. В-третьих, ЭП устанавливались в связи с Я-концепцией. Полученные результаты объяснялись тем, что ЭП основаны на эмоциональных представлениях. В них преобладают либо эмоциональные значения (ЭП связаны с репертуарными предпочтениями), либо эмоциональные образы (ЭП связаны с Я-концепцией).
Ключевые слова: эмоциональные предпочтения, короткие и дальние эмоциональные предпочте-
ния, репертуарные (музыкальные) предпочтения, нальные образы.
Предметом настоящей статьи являются эмоциональные предпочтения (ЭП) музыкантов-исполнителей в связи с особенностями их репертуарных предпочтений и Я-концепции. Я-концепция рассматривается в терминах концептуальной модели полимодального Я, а эмоциональные предпочтения - в терминах концепции метаиндивидуального мира [1-3].
Теоретические предпосылки Эмоциональные предпочтения
Общая характеристика
В словарях предпочтение (англ. preference; нем. Praferenz) определяется как признание преимущества чего-либо или кого-либо по сравнению с другими предметами или другими людьми [4]. В социологии предпочтение - это более высокая оценка одного объекта в сравнении с другим на основе заданного критерия, отличие предпочитаемого объекта от других объектов [5].
В психологии о предпочтении судят, предлагая участникам исследования сделать выбор из нескольких альтернатив, т.е. выбор рассматривается индикатором предпочтения [6]. Следовательно, предпочтение - это не только выбор объектов, но и критерии, на основе которых совершаются выборы. Критерии обусловливают объединение некоторого множества предпочитаемых объектов в одну группу, единую категорию. Можно обратить внимание на определенную устойчивость и постоянство критериев предпочтений; они могут не изменяться относительно продолжительного отрезка жизни. Собственно предпочитаемые объекты, напротив, могут варьировать. Вариативность предпочитаемых объектов, взятая совместно с относительной устойчивостью критериев их выбора, - это новый взгляд на предпочтения как предмет исследования.
Я-концепция, эмоциональные значения, эмоцио-
В настоящей работе ставится вопрос именно об эмоциональных предпочтениях, т.е. эмоциональное начало выступает в качестве критерия предпочтения музыкальных произведений. Предполагается, что эмоциональный критерий латентно влияет на репертуарные предпочтения музыкантов-исполнителей, придавая последним известную эмоциональную инвариантность (латентная устойчивость выбора по эмоциональному критерию). В то же время допускается вариативность предпочитаемых произведений музыки в границах, задаваемых латентным эмоциональным критерием. ЭП, следовательно, можно понимать как единство инвариантности латентного эмоционального критерия и вариативности (в определенном диапазоне) предпочитаемых исполнителем произведений музыки.
Данный контекст определяет общий подход к ЭП: повышенное внимание к тому, как устроен эмоциональный критерий.
Эмоциональные предпочтения: дальние и короткие
ЭП можно трактовать как значимые переживания в форме представлений, индикатор же лае -мых состояний, мост от актуального к потенциальному. ЭП обеспечивают континуальность и связность настоящего с будущим, создают перспективу, которая развертывается во времени. Эта перспектива может быть далекой («дальней») и близкой («короткой»). Соответственно различают «дальние» и «короткие» ЭП. Дальние ЭП обнаруживаются в условиях выбора произведений, которые музыкант хотел бы исполнить в отдаленной перспективе. Короткие ЭП, напротив, обнаруживаются в интервале от настоящего к ближайшему будущему [7].
Полимодальное Я
Л.Я.Дорфман [S] разрабатывал понятие по-лимодального Я в русле его концепции метаин-дивидуального мира. Kihlstrom, Marchese-Foster and Klein [9] определили Я-концепцию как ментальную репрезентацию человеком особенностей его личности. Подобным же образом понимается Я -концепция: ментальная репрезентация человеком особенностей его метаиндивидуального мира. Тогда в Я-концепции можно выделить четыре субмодальности: Авторское Я, Воплощенное Я, Превращенное Я, Вторящее Я. При этом Авторское Я и Превращенное Я выполняют функцию обособления модальностей «Я» и «Другой», а Воплощенное Я и Вторящее Я - функцию их слияния. Эти представления были оформлены в виде концептуальной модели полимодального Я [10].
Проблема и предмет, исследовательские гипотезы
Проблема и предмет исследования
С эмпирической точки зрения, вопрос о связях ЭП с полимодальным Я музыканта-исполнителя остается недостаточно изученным. Данный вопрос нуждается в дополнительных эмпирических исследованиях путем применения более строгих, чем прежде, процедур и методов математической статистики.
ЭП подвергались эмпирическому изучению на материале музыкального исполнительства, хореографии, режиссуры театрализованных представлений [11-14]. Были установлены связи ЭП исполнителя со свойствами его индивидуальности. В цикле работ Г.В.Токаревой [15-20] была обнаружена сопряженность ЭП с музыкальными предпочтениями безотносительно к свойствам индивидуальности исполнителя (ЭП смещены к полюсу эмоциональных значений) и сопряженность ЭП со свойствами индивидуальности исполнителя (ЭП смещены к полюсу эмоциональных образов). По одним параметрам эмоциональных представлений эти два измерения коротких ЭП (эмоциональные значения и эмоциональные образы) пересекались, по другим параметрам эмоциональных представлений, напротив, эти два измерения коротких ЭП расходились.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ГИПОТЕЗЫ
Исходя из обозначенных выше предпосылок были сформулированы две группы исследовательских гипотез. Первая группа гипотез касалась коротких ЭП. 1. Феномен коротких ЭП возникает при условии их связи с музыкальными предпочтениями исполнителя (ЭП смещаются к полюсу эмоциональных значений). 2. Субмодальности Я производят эффекты на короткие ЭП (ЭП смещаются к полюсу эмоциональных
образов). Вторая группа гипотез касалась дальних ЭП. 3. Феномен дальних ЭП возникает при условии их связи с музыкальными предпочтениями исполнителя (ЭП смещаются к полюсу эмоциональных значений). 4. Субмодальности полимодального Я производят эффекты на дальние ЭП (ЭП смещаются к полюсу эмоциональных образов).
Метод
Участники
В исследовании приняли участие 103 музы-канта-исполнителя - студенты государственного института искусства и культуры, областного колледжа искусств и культуры, музыкального училища, педагогического училища № 2 в г. Перми, всего 71 девушка и 32 юноши. Возраст участников находился в диапазоне от 17 до 22 лет (М = 19.77, 8Б = 1.51).
Вопросники
Субмодальности полимодального Я
Для измерения полимодального Я использовался Пермский вопросник Я [21]. Измерялись субмодальности полимодального Я - Авторское, Воплощенное, Превращенное, Вторящее. Чем выше значения пунктов вопросника, тем более выражены соответствующие им субмодальности полимодального Я. Пермский вопросник Я прошел процедуру верификации, результаты которой свидетельствовали в пользу его валидности и надежности [21].
Короткие ЭП
Участников просили выбрать и ранжировать 10 музыкальных произведений, которые в настоящее время включены в их репертуар: от наиболее предпочитаемых до наименее предпочитаемых. Затем исполнителей просили оценить, как они исполняли каждое из этих произведений в эмоциональном плане.
Дальние ЭП
Участников просили выбрать и ранжировать
10 музыкальных произведений, которые они включили бы в свой репертуар, если бы они имели «неограниченные» технические возможности и физические данные: от наиболее предпочитаемых до наименее предпочитаемых. Затем исполнителей просили оценить, как они хотели бы исполнить каждое из предпочитаемых музыкальных произведений в эмоциональном плане.
Вопросник «Эмоциональное полотно»
Вопросник «Эмоциональное полотно» [22] позволяет измерять следующие параметры эмоциональных представлений: модальность, активность, напряжение, направленность. В модальности выделялись 4 однополярные шкалы: радость, печаль, страх, гнев, в активности - 2 однополярные шкалы, активность, пассивность. В напря-
жении выделялись 2 однополярные шкалы, напряжение, раскованность. В направленности также выделялись 2 однополярные шкалы: от себя, на себя. Всего применялись 10 шкал. Участники оценивали эмоциональные способы исполнения по каждой шкале в отдельности - в баллах от 0 (шкала не выражена) до 100 (шкала выражена в максимальной степени).
Дизайн и анализ данных ЭП определялись двояким образом. Во-первых, эмоциональные оценки предпочитаемых музыкальных произведений соотносились с собственно музыкальными предпочтениями. Из ряда предпочитаемых музыкальных произведений брались нечетные произведения - первое, третье, пятое, седьмое, девятое - от наиболее предпочитаемых к наименее предпочитаемым. Получали
11 рядов значений: первый ряд - предпочитаемые по убыванию музыкальные произведения, остальные ряды - эмоциональные оценки каждого музыкального произведения по 10 шкалам вопросника «Эмоциональное полотно». Применялся однофакторный дисперсионный анализ ЛКОУЛ, внутригрупповой дизайн. Ряд из 5 предпочитаемых музыкальных произведений играл роль внутригруппового фактора. В этот фактор включались оценки каждого произведения по одному и тому же эмоциональному критерию. Так получали 5 эмоциональных переменных радости. Проводилась серия ЛКОУЛ - для каждой эмоциональной переменной по отдельности (радости, печали, страха, гнева и т.д.). Короткие ЭП и дальние ЭП определялись по отдельности.
Во-вторых, об ЭП судили по эффектам поли-модального Я на эмоциональные оценки предпочитаемых музыкальных произведений. Применялся двухфакторный дисперсионный анализ ЛКОУЛ, смешанный дизайн. Каждая из субмодальностей Я выступала в роли межгруппового фактора с тремя уровнями его выраженности -высоким, средним, низким. Эмоциональные оценки предпочитаемых музыкальных произведений выступали в роли внутригрупповых факторов. Проводилась серия ЛКОУЛ - для каждой эмоциональной переменной по отдельности (радости, печали, страха, гнева и т.д.). Короткие ЭП и дальние ЭП определялись по отдельности.
Результаты Были получены 4 главных результата. Первые два результата касались открытия феноменов коротких и дальних ЭП в связи с музыкальными предпочтениями. Следующие два результата показывали зависимость коротких ЭП и дальних ЭП от полимодального Я музыкантов-исполнителей.
1. Феномен коротких ЭП в связи с музыкальными предпочтениями был обнаружен по следующим эмоциональным переменным: страх, ^(4,408) = 12.60, p < .001, гнев, ^(4,408) = 4.31, p
< .002, пассивность, ^(4,408) = 5.00, p < .001, напряжение, ^(4,408) = 4.59, p < .001, субъектная направленность, F(4, 408) = 9.04, р < .001, объектная направленность, F(4, 408) = 2.71,р < .03.
2. Феномен коротких ЭП в связи с полимо-дальным Я проявлялся двояким образом. Во-первых, субмодальности Я влияли на те эмоциональные переменные, по которым обнаруживались короткие ЭП в связи с музыкальными предпочтениями. Так, субмодальность «Авторское Я» производила эффект на короткие ЭП «Печаль», Б(8,300) = 1.90, р < .07, «Объектная направленность», Б(8,352) = 2.24, р < .05, субмодальность «Воплощенное Я» - на короткие ЭП «Страх», Б (8,316) = 2.03, р < .05, субмодальность «Вторящее Я» - на короткие ЭП «Пассивность», Б (8,328) = 2.36, р < .05. Во-вторых, субмодальности Я влияли на те короткие ЭП, по которым их связи с музыкальными предпочтениями не обнаруживались: субмодальность «Авторское Я» на эмоциональную переменную «Активность», Б(8,368) = 2.96, р < .01.
3. Феномен дальних ЭП в связи с музыкальными предпочтениями был обнаружен по следующим эмоциональным переменным: печаль, F(4,408) = 7.80, p < .001, страх, F(4,408) = 9.59, p
< .001, пассивность, F(4,408) = 2.56, p < .05, объектная направленность, F(4, 408) = 2.48, р < .05.
4. Феномен дальних ЭП в связи с полимо-дальным Я также проявлялся двояким образом. Во-первых, процессы слияния в полимодальном Я производили эффект на дальние ЭП «Страх», Б (8.376) = 1.74, р < .09 (в тенденции). Именно по переменной «Страх» обнаруживалась связь дальних ЭП с музыкальными предпочтениями. Во-вторых, субмодальности Я и процессы слияния влияли на эмоциональные переменные, по которым связь дальних ЭП с музыкальными предпочтениями не прослеживалась: слияние в полимо-дальном Я на эмоциональную переменную «Напряжение», Б (8.400) = 2.12, р < .05 и субмодальность «Авторское Я» на эмоциональную переменную «Гнев», Б (8.388) = 2.02, р < .05.
Обсуждение
Приведенные выше эмпирические данные можно объяснить следующим образом. ЭП существуют в форме эмоциональных представлений, которые обращены в будущее («далекое» и «близкое»). ЭП содержат в себе внутреннюю цель. Она служит критерием и определяет, с одной стороны, отбор музыкального материала в репертуар. Эту функцию выполняют эмоцио-
нальные значения в составе эмоциональных представлений. Их можно отнести к области музыкальных представлений. С другой стороны, ЭП несут на себе печать своеобразия Я-концепции музыканта-исполнителя. Функцию «отпечатка» Я-концепции в эмоциональных представлениях выполняют эмоциональные образы. Их можно отнести к области «жизненных», внемузыкальных представлений. Судя по всему, эмоциональные значения и эмоциональные образы как расходятся (по одним эмоциональным переменным), так и переплетаются (по другим эмоциональным переменным). С учетом этого можно предположить, что эмоциональные представления характеризуются двойственностью. Эмоциональные значения относятся к базовой системе отношений «от мира - к индивидуальности», а эмоциональные образы - к базовой системе отношений «от индивидуальности - к миру». Таким образом, музыкальная жизнь и жизненный мир музыканта-исполнителя выступают в единстве.
Заключение
В русле концепции метаиндивидуального мира теоретически и эмпирически изучались ЭП му-зыканта-исполнителя. Теоретические предсказания о наличии «коротких» и «дальних» ЭП получили эмпирическую поддержку. Было показано, что ЭП существуют в форме эмоциональных представлений, которые обращены в будущее и в то же время связаны с репертуарными предпочтениями и Я-концепцией музыканта-исполнителя.
Эмоциональные представления характеризуются двойственностью, складываясь из эмоциональных значений (когнитивный план представлений) и эмоциональных образов (представления переживаний). Эмоциональные значения относятся к репертуарным предпочтениям и характеризуют базовую систему отношений «от мира - к индивидуальности», а эмоциональные образы - к Я-концепции музыканта-исполнителя - и базовую систему отношений «от индивидуальности -к миру». Таким образом, музыкальная жизнь и жизненный мир музыканта-исполнителя выступают в единстве.
1. Дорфман Л.Я. Я-концепция: дифференциация и интеграция // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / Под ред. Л.Я.Дорфмана. -М.: Смысл, 2004. - С. 96 - 123.
2. Дорфман Л.Я. Концепция метаиндивидуального мира: современное состояние // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2006. - Т. 3. -№ 3. - С. 3 - 34.
3. Dorfman L. (2005). A metaindividual model of creativity. In P. Locher, C. Martindale, & L. Dorfman
(Eds.). New directions in aesthetics, creativity, and the arts (pp. 105 - 122). Amityville, New York: Baywood Publishing Co.
4. Оксфордский толковый словарь по психологии I Под ред. А.Ребера. - Oxford, Penguin Non-Classic, 2002. - S64 с.
5. Социологический энциклопедический словарь I Ред. Г.В.Осипов. - М.: Инфрам - Норма, 199S. -4SS с.
6. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т. 2. - М.: АСТ, Вече, 2001. - 560 с.
7. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. - М.: Смысл, 1997. - 424 с.
S. Дорфман Л.Я. Я-концепция: дифференциация и интеграция II Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность I Под ред. Л.Я.Дорфмана. -М.: Смысл, 2004. - С. 96 - 123.
9. Kihlstrom J.F., Marchese-Foster L.A., Klein S.B. (1997). Situating the self in interpersonal space. In U. Neisser & D. A. Jopling (Eds.), The conceptual self in context. Culture, experience, self-understanding (pp. 154 - 175). Cambridge: Cambridge University Press.
10. Дорфман Л. Я. Я-концепция: дифференциация и интеграция II Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность I Под ред. Л.Я.Дорфмана. -М.: Смысл, 2004. - С. 96 - 123.
11. Абзалова И.Г., Колос С.Р., Соловьева И.В. «Короткие» эмоциональные предпочтения и их влияние на выбор музыкальных произведений II Искусство и эмоции: Материалы международного научного симпозиума I Отв. ред. Л.Я.Дорфман, Д.А.Леонтьев, В.М.Петров, В.А.Созинов. -
Пермь: Пермский государственный институт
культуры, 1991. - С. 335 - 347.
12. Григорьев М.А., Дорфман Л.Я. Роль эмоционального фактора в репертуарных предпочтениях дирижеров самодеятельных оркестров в зависимости от экстраверсии - интроверсии II Психологические проблемы индивидуальности I Ред. кол. Б.Ф.Ломов и др. - Л.; М.: Изд-во ЛГУ, 19S5. -Вып. 3. - С. 262 - 266.
13. Дорфман Л.Я. Эмоциональные предпочтения как фактор приспособления индивидуальности студента к требованиям учебной деятельности II Интегральное исследование индивидуальности: Теоретические и педагогические аспекты I Отв. ред. Б.А.Вяткин. - Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 19SS. - С. 70 - 79.
14. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. - М.: Смысл, 1997. - 424 с.
15.Дорфман Л.Я., Токарева Г.В., Барашкова Е.В. Ме-таиндивидуальный мир и короткие эмоциональные предпочтения музыканта-исполнителя II Под ред. В.М.Петрова и А.В.Харуто. - М: Красанд, 2009. - С. 364 - 3S9.
16. Токарева Г.В. «Дальние» эмоциональные предпочтения и полимодальное Я музыкантов-исполнителей II Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формиро-
вания личности в культуре современной России I Отв. ред. Л.Ф.Баянова, Ю.И.Юричка. - Бирск: Бирская государственная социально-педагогическая академия, 2006. - С. 107 - 110.
17. Токарева Г.В., Барашкова Е.В. Короткие эмоциональные предпочтения и полимодальное Я музы-кантов-исполнителей II Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос I Под ред. Л.Я.Дорфмана, Е.А.Малянова, Е.М.Березиной. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. -С. 63 - 71.
1S. Dorfman L., Tokareva G., Barashkova E. (2004). Emotional preferences and the plural self of musical performers. In Frois J.P., Andrade P., Marques J.F. (Eds.), Art and Science. Proceedings of the XVIII Congress of the International Association of Empirical Aesthetics (pp. 527 - 531). Lisbon: Calouste Gul-benkian Foundation.
19. Tokareva G. (2005a). ‘Short’ emotional preferences and subselves of musical performers. In Eu. Mali-anov, C. Martindale, E. Berezina, L. Dorfman, D.
Leontiev, V. Petrov, & P. Locher (Eds.), Proceedings. International Congress on Aesthetics, Creativity, and Psychology of the Arts (pp. 237 - 239). Perm: Administration of Perm Region, Perm State Institute of Art and Culture; Moscow: Smysl.
20. Tokareva G. (2005b). ‘Short’ emotional preferences of musical performers. In Eu. Malianov, C. Martindale, E. Berezina, L. Dorfman, D. Leontiev, V. Petrov, & P. Locher (Eds.), Proceedings. International Congress on Aesthetics, Creativity, and Psychology of the Arts (pp. 236 - 237). Perm: Administration of Perm Region, Perm State Institute of Art and Culture; Moscow: Smysl.
21. Дорфман Л. Я. Психометрическая характеристика Пермского вопросника Я II Современная психодиагностика в изменяющейся России I Отв. ред. Н.А.Батурин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 200S. - С. 4S - 50.
22. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. - М.: Смысл, 1997. - 424 с.
EMOTIONAL PREFERENCES AND THE POLYMODAL SELF-CONCEPT OF A PERFORMING MUSICIAN
L.Y.Dorfman, G.V.Tokareva
The article examines emotional preferences (EP) of musical performers, short’ and ‘long’ ones, with relation to repertoire preferences and their self-concept. The data obtained explain the basis of EP as emotional imagery. Emotional meanings dominate when EP relates to repertoire preferences, while emotional images dominate when EP relates to a self-concept.
Key words: emotional preferences, ‘short’ and ‘long’ emotional preferences, repertoire (musical) preferences, self-concept, emotional meanings, emotional images.
Дорфман Леонид Яковлевич - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики Пермской государственной академии искусства и культуры.
E-mail: [email protected]
Токарева Галина Викторовна - декан факультета искусств, доцент кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования Пермской государственной академии искусства и культуры.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 12.09.2012