Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СПОРТСМЕНОВ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
648
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СПОРТСМЕН / ТРЕНИРОВОЧНАЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОНЛАЙН-АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левина И. Л., Артемьев А. А.

Цель исследования - выявить особенности синдрома эмоционального выгорания у спортсменов на основе социологического анализа. Методика и организация исследования. В ходе социологического исследования организован и проведен онлайн-опрос спортсменов (https:// onlinetestpad.com/rddkwewdio3bi). Анкета включала в себя, помимо демографической части (возраст, вид спорта, спортивный разряд), вопросы-утверждения, характеризующие состояние спортсмена накануне соревнований, в тренировочные и соревновательные дни. В онлайн-анкетировании приняли участие 144 человека в возрасте от 9 до 68 лет (средний возраст 24,29+3,74 года), занимающиеся разными видами спорта, имеющие спортивный разряд от I юношеского до мастера спорта международного класса. Результаты исследования и выводы. Проведенный социологический анализ позволил выявить достаточно высокую распространенность проявлений эмоционального выгорания у спортсменов. У половины опрошенных постоянно или периодически появляются мысли о том, что негативные эмоции во время тренировки или соревнований уже невозможно терпеть. Тяжелый тренировочный или соревновательный день вызывает необходимость отдыха до начала других дел у двух третей опрошенных спортсменов. Проведенное исследование подтвердило актуальность проблемы эмоционального выгорания у спортсменов и необходимость постоянного психологического сопровождения спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL BURNOUT IN ATHLETES

Objective of the study was to identify the features of the burnout syndrome in athletes based on sociological analysis. Methods and structure of the study. During the sociological study, an online survey of athletes was organized and conducted (https://onlinetestpad.com/rddkwewdio3bi). The questionnaire included, in addition to the demographic part (age, sport, sports category), questions-statements characterizing the state of the athlete on the eve of the competition, on training and competition days. The online survey involved 144 people aged 9 to 68 years (average age 24.29+3.74 years), involved in various sports, having a sports category from youthful to master of sports of international class. Results and conclusions. The conducted sociological analysis revealed a rather high prevalence of manifestations of emotional burnout among athletes. Half of the respondents constantly or periodically have thoughts that negative emotions during training or competitions can no longer be tolerated. A hard training or competition day causes the need to rest before starting other activities for two-thirds of the athletes surveyed. The conducted research confirmed the relevance of the problem of emotional burnout among athletes and the need for constant psychological support of sports activities.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СПОРТСМЕНОВ»

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СПОРТСМЕНОВ

УДК/UDC 159.9.072.43

Поступила в редакцию 27.12.2022 г.

Доктор медицинских наук, профессор И.Л. Левина1- 2 Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Артемьев2 1Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Новокузнецк

2Кузбасский гуманитарно-педагогический институт (филиал) Кемеровского государственного университета, Новокузнецк

EMOTIONAL BURNOUT IN ATHLETES

Dr. Med., Professor I.L. Levina1- 2 PhD, Associate Professor A.A. Artemyev2 1Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk 2Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of KemSU, Novokuznetsk

Информация для связи с автором: levina [email protected]

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности синдрома эмоционального выгорания у спортсменов на основе социологического анализа. Методика и организация исследования. В ходе социологического исследования организован и проведен онлайн-опрос спортсменов (https:// опНпе-testpad.com/rddkwewdio3bi). Анкета включала в себя, помимо демографической части (возраст, вид спорта, спортивный разряд), вопросы-утверждения, характеризующие состояние спортсмена накануне соревнований, в тренировочные и соревновательные дни. В онлайн-анкетировании приняли участие 144 человека в возрасте от 9 до 68 лет (средний возраст 24,29+3,74 года), занимающиеся разными видами спорта, имеющие спортивный разряд от I юношеского до мастера спорта международного класса. Результаты исследования и выводы. Проведенный социологический анализ позволил выявить достаточно высокую распространенность проявлений эмоционального выгорания у спортсменов. У половины опрошенных постоянно или периодически появляются мысли о том, что негативные эмоции во время тренировки или соревнований уже невозможно терпеть. Тяжелый тренировочный или соревновательный день вызывает необходимость отдыха до начала других дел у двух третей опрошенных спортсменов. Проведенное исследование подтвердило актуальность проблемы эмоционального выгорания у спортсменов и необходимость постоянного психологического сопровождения спортивной деятельности.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, спортсмен, тренировочная и соревновательная деятельность, онлайн-анкетирование.

Abstract

Objective of the study was to identify the features of the burnout syndrome in athletes based on sociological analysis.

Methods and structure of the study. During the sociological study, an online survey of athletes was organized and conducted (https://onlinetestpad.com/ rddkwewdio3bi). The questionnaire included, in addition to the demographic part (age, sport, sports category), questions-statements characterizing the state of the athlete on the eve of the competition, on training and competition days. The online survey involved 144 people aged 9 to 68 years (average age 24.29+3.74 years), involved in various sports, having a sports category from youthful to master of sports of international class.

Results and conclusions. The conducted sociological analysis revealed a rather high prevalence of manifestations of emotional burnout among athletes. Half of the respondents constantly or periodically have thoughts that negative emotions during training or competitions can no longer be tolerated. A hard training or competition day causes the need to rest before starting other activities for two-thirds of the athletes surveyed.

The conducted research confirmed the relevance of the problem of emotional burnout among athletes and the need for constant psychological support of sports activities.

Keywords: burnout syndrome, athlete, training and competitive activities, online survey.

Введение. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) -один из самых распространенных видов эмоциональных расстройств в популяции. СЭВ представляет собой сформированный в результате физически, эмоционально или мотивационно истощающей профессиональной деятельности стереотип поведения, который проявляется в количественном и качественном изменении эмоционального реагирования на различные жизненные и профессиональные ситуации.

Синдрому эмоционального выгорания подвержены и представители властных структур, и предприниматели, а также спортсмены, деятельность которых связана с постоянной конкурентной борьбой, неудовлетворенностью спортивными достижениями, отсутствием «права на ошибку» и т.д. [9, 11, 12].

Эмоциональное выгорание спортсменов лежит в основе снижения результативности тренировочного и соревновательного процесса, травматизма, преждевременного ухода спортсмена из спорта, проблем со здоровьем, семейных проблем и/или конфликтов в команде [5].

Несмотря на довольно полное описание особенностей СЭВ у спортсменов, в частности, формирование психологических личностных деформаций [7, 10], чрезмерный стресс [2], стойкая неуверенность в себе [4], занижение своих заслуг и достижений [8], некоторые вопросы остаются недостаточно изученными.

Цель исследования - выявить особенности синдрома эмоционального выгорания у спортсменов на основе социологического анализа.

Методика и организация исследования. Организовано и проведено онлайн-анкетирование спортсменов. Анкета включала в себя, помимо демографической части (возраст, вид спорта, спортивный разряд), вопросы-утверждения, характеризующие состояние спортсмена накануне соревнований, в тренировочные и соревновательные дни. В онлайн-анкетировании приняли участие 144 человека в возрасте от 9 до 68 лет (средний возраст 24,29+3,74 года), занимающиеся разными видами спорта, имеющие спортивный раз-

№3 • 2023 Март | March

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

ряд от I юношеского до мастера спорта международного класса.

Результаты исследования и их обсуждение. Из общего числа опрошенных выявлено 30 человек (20,8%) с высокими значениями по общей сумме баллов (более 21). Ни у одного респондента не было менее 6 баллов. У остальных суммарный балл колебался на уровне средних значений, составляя в среднем 15,03+2,52 балла.

Рассмотрим, как распределились ответы внутри вопросов.

На вопрос « Чувствуете ли себя эмоционально опустошенным к концу тренировочного или соревновательного дня?» ответ «часто» и «почти всегда» дал 61 человек, что составило 42,36% опрошенных. Остальные респонденты такое эмоциональное опустошение никогда не испытывают или испытывают редко.

На вопрос «Плохо засыпаете из-за переживаний, связанных с занятиями спортом?» ответы «часто» и «почти всегда» дали 42 человека (29,17%); остальные опрошенные ответили «редко» и «почти никогда».

На частые и сильные переживания во время занятий спортом (на тренировке или соревнованиях) указали 68 (47,22%) опрошенных.

На вопрос: «После тренировочного или соревновательного дня Вы срываетесь (плачете, кричите, злитесь) на своих близких?» большая часть опрошенных (83,33%) ответили, что делают это «редко» или «крайне редко». Однако небольшая часть обследованных лиц (16,67%) указывают на высокую частоту подобных срывов.

На вопрос «Чувствуете ли Вы, что перед соревнованиями Ваши нервы натянуты до предела?» утвердительно ответили 44,44% опрошенных, причем 21 человек из них испытывает такие чувства постоянно.

На вопрос «Вам сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее после тяжелого тренировочного или соревновательного дня?» треть опрошенных ответила, что сделать это им несложно, а еще 52 человека (36,11%) - что такое эмоциональное состояние бывает редко. Остальные 30,56% указывают на почти постоянное переживание эмоционального напряжения в тренировочные дни и дни соревнований.

На вопрос, касающийся влияния занятий спортом на здоровье занимающихся, 40,97% опрошенных заявили о положительном действии спортивных занятий. Не отмечают связи занятий спортом со своим здоровьем третья часть опрошенных (34,03%). Еще примерно четверть респондентов отмечают, что перенесенные спортивные травмы время от времени дают о себе знать.

Вопрос «Достаточно ли у Вас сил после тяжелого тренировочного или соревновательного дня для занятий другими делами?» показал, насколько физически затратны занятия спортом. Так, 36,11% опрошенных указывают на необходимость отдыха до начала других дел. Еще 15,97% отмечают, что для выполнения других дел им очень трудно собраться, а у 13,88% респондентов ни на что уже нет сил. И лишь 34% респондентов могут выполнять другие дела без особого напряжения.

На вопрос «Возникают ли у Вас мысли, что эмоции во время тренировки или соревнований уже невозможно терпеть?» 21 человек (14,58%) ответил утвердительно, а еще 36,11% опрошенных отметили, что такие мысли появляются время от времени.

Таким образом, анализ ответов на каждый вопрос-утверждение онлайн-анкеты позволил выявить достаточную распространенность (более 20%) проявлений эмоционального выгорания у опрошенных спортсменов. Похожие результаты были получены группой авторов [6] среди спортсменов-единоборцев. Несмотря на то, что только у каждого пятого

респондента выявлены высокие значения суммарного балла, отдельные проявления выявлены у значительного количества респондентов. Это совпадает с исследованием Е. И. Гринь, выявившей проявления эмоционального выгорания высокой или средней степени выраженности у 86% обследованных спортсменов [2].

Проведенный корреляционный анализ между отдельными показателями позволил выявить наличие прямых корреляционных связей умеренной силы. Так, коэффициент корреляции между возрастом спортсменов и суммарным баллом составил 0,408; между суммарным баллом и спортивным разрядом -

0.389. Это говорит о том, что сильной зависимости выраженности проявлений эмоционального выгорания от возраста спортсмена и его спортивного разряда нет. Подобные выводы сделаны другими исследователями [1, 2, 5, 6 и др.].

В нашем исследовании средний возраст условно «выгоревших» спортсменов составил 26,7+3,85 года, «невыгоревших» - 23,29+3,65 года. Какой-либо зависимости от вида спорта, спортивного разряда и выраженности проявлений СЭВ выявить не удалось. Необходимо согласиться с выводами П. В. Кустова, согласно которых отсутствие достоверных различий в проявлении эмоционального выгорания между группами респондентов разной квалификации требует дополнительных исследований специфики источников эмоционального выгорания у спортсменов с разным соревновательным опытом [5].

Выводы. Проведенный социологический анализ позволил выявить достаточно высокую распространенность проявлений эмоционального выгорания у спортсменов. Наиболее часто (в 47,22% случаев) респонденты указывают на частые и сильные переживания во время занятий спортом, 44,44% отмечают эмоциональное опустошение к концу тренировочного или соревновательного дня, 42,36% - предельное нервное напряжение перед соревнованиями, 29,17% - трудности засыпания из-за переживаний, связанных с занятиями спортом. У половины опрошенных постоянно или периодически появляются мысли о том, что такие эмоции во время тренировки или соревнований уже невозможно терпеть. Тяжелый тренировочный или соревновательный день вызывает необходимость отдыха до начала других дел у двух третей опрошенных спортсменов.

Не обнаружено явного влияния возраста спортсменов и уровня спортивного мастерства на выраженность признаков эмоционального выгорания, хотя прямая зависимость между этими показателями есть.

Проведенное исследование подтвердило актуальность всесторонних исследований синдрома эмоционального выгорания у спортсменов и необходимость постоянного психологического сопровождения спортивной деятельности.

Литература

1. Берилова Е.И. Самооценка как ресурс преодоления профессионального выгорания у спортсменов / Е.И. Берилова, Т.В. Зайцева // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализация, 2015. - № 3. - С. 28-30.

2. Гринь Е.И. Личностные регуляторы эмоционального выгорания у спортсменов / Е.И. Гринь // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социоки-нетика. - 2008. - Т. 14. - № 3. - С. 163-169.

3. Закирова Р.Х. Психологические особенности эмоционального выгорания спортсменов / Р.Х. Закирова, Г.Д. Бабушкин, М.П. Мухина // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. - 2014. - № 1. - С. 53-59.

4. Злобина Е.В. Профессиональное выгорание спортсменов / Е.В. Злобина, Д.А. Петрова // Инновации. Наука. Образование. -2021. - № 46. - С. 1885-1888.

5. Кустов П.В. Синдром эмоционального выгорания как фактор снижения эффективности тренировочного и соревновательного процесса спортсмена / П.В. Кустов // Вестник современных исследований. - 2020. - №-3 (38) - С. 23-26.

22

http://www.teoriya.ru

№3 • 2023 Март | МагсГ:

6. Липовка А.Ю. Эмоциональное выгорание как фактор жизнестойкости спортсменов единоборцев / А.Ю. Липовка, А.К. Намазов, Л.В. Шамрай и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта, 2020. - № 4 (182). - С. 567-570.

7. Нилова Л.Н. Психическое выгорание высококвалифицированных спортсменов / Л.Н. Нилова // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2015. - № 3.

- С. 185-187.

8. Радова Н.Н. Синдром эмоционального выгорания у спортсменов и методы его профилактики / Н.Н. Радова, Е.В. Михайлова, А.Н. Жищенко // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2022. - № 1 (14).

- С. 13-16.

9. Рогинская Т. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. Рогинская // Мир Психологии. - 2002. - № 1. - С. 57-60.

10. Серебренникова Н.А. Результаты интервьюирования экспертов баскетболистов и волейболистов по вопросам агрессии и эмоционального выгорания спортсменов / Н.А. Серебренникова, Р.К. Бикмухаметов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 253-262.

11. Чердымова Е.И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мачнев.

- Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. - 124 с.

12. Чутко Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С. Чутко, Н.В. Козина. - М., МЕД-пресс-Информ, 2013. - 256 с.

References

1. Berilova E.I., Zaitseva T.V. Samootsenka kak resurs preodoleniya professionalnogo vygoraniya u sportsmenov [Self-assessment as a resource for overcoming professional burnout in athletes]. Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizatsiya. 2015. No. 3. pp. 28-30.

2. Grin E.I. Lichnostnyye regulyatory emotsionalnogo vygoraniya u sportsmenov [Personal regulators of emotional burnout in athletes]. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. Pedagogika. Psikhologiya. Sotsialnaya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2008. Vol. 14. No. 3. pp. 163-169.

3. Zakirova R.H., Babushkin G.D., Mukhina M.P. Psikhologicheskiye oso-bennosti emotsionalnogo vygoraniya sportsmenov [Psychological fea-

10

11

12

tures of emotional burnout of athletes]. Problemy sovershenstvovaniya fizicheskoy kultury, sporta i olimpizma. 2014. No.1. pp. 53-59. Zlobina E.V., Petrova D.A. Professionalnoye vygoraniye sportsmenov [Professional burnout of athletes]. Innovatsii. Nauka. Obrazovaniye. 2021. No. 46. pp. 1885-1888.

Kustov P.V. Sindrom emotsionalnogo vygoraniya kak faktor snizheniya effektivnosti trenirovochnogo i sorevnovatelnogo protsessa sports-mena [Emotional burnout syndrome as a factor in reducing the effectiveness of the training and competitive process of an athlete]. Vestnik sovremennykh issledovaniy. 2020. No. 3(38). pp. 23-26. Nilova L.N. Psikhicheskoye vygoraniye vysokokvalifitsirovannykh sportsmenov [Mental burnout of highly qualified athletes]. Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizatsii. 2015. No. 3. pp. 185-187.

Lipovka A.Yu., Namazov A.K., Shamray L.V. et al. Emotsionalnoye vygoraniye kak faktor zhiznestoykosti sportsmenov yedinobortsev [Emotional burnout as a factor in the resilience of combat athletes]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 4 (182). pp. 567-570. Radova N.N., Mikhailova E.V., Zhishchenko A.N. Sindrom emotsional-nogo vygoraniya u sportsmenov i metody yego profilaktiki [Emotional burnout syndrome in athletes and methods of its prevention]. OlymP-lus. Gumanitarnaya versiya. 2022. No. 1(14). pp. 13-16. Roginskaya T. Sindrom vygoraniya v sotsialnykh professiyakh [Burnout syndrome in social professions]. Mir Psikhologii. 2002. No. 1. pp. 57-60.

Serebrennikova N.A., Bikmukhametov R.K. Rezultaty intervyuirovaniya ekspertov basketbolistov i voleybolistov po voprosam agressii i emotsionalnogo vygoraniya sportsmenov [Results of interviewing experts of basketball and volleyball players on aggression and emotional burnout of athletes]. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 7(173). pp. 253-262.

Cherdymova E.I., Chernyshova E.L., Machnev V.Ya. Sindrom emotsionalnogo vygoraniya spetsialista [The syndrome of emotional burnout of a specialist]. Samara: Samarskiy universitet publ., 2019. 124 p. Chutko L.S., Kozina N.V. Sindrom emotsionalnogo vygoraniya. Klin-icheskiye i psikhologicheskiye aspekty [Emotional burnout syndrome. Clinical and psychological aspects]. Moscow, MEDpressinform, 2013. 256 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ТЕННИСИСТОВ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Кандидат педагогических наук, доцент Аль Халили М.1 Аль Халили С.М.1

Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

УДК/UDC 612.76, 796

Ключевые слова: технико-тактические действия, теннисист, этап, покрытия.

Введение. Проблема совершенствования технико-тактической подготовки юных теннисистов актуальна и по настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее перспективных в мировом теннисе [1, 2].

Цель исследования - выявить технико-тактические действия теннисистов, находящихся на этапе совершенствования спортивного мастерства, способствующие повышению их результативности в игре.

Методика и организация исследования. В ходе исследования рассмотрены тактические комбинации, применяемые теннисистами на этапе совершенствования спортивного мастерства. Было просмотрено и проанализировано 240 матчей, в которых приняли участие 16 теннисистов, из них 8 человек - теннисисты этапа высшего спортивного мастерства из первой десятки рейтинга ATP (Ассоциация теннисистов-профессионалов) и 8 теннисистов - члены сборной России и сборной Московской области.

Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа литературных источников по теме исследования и обработки видеоматериалов игровых действий спортсменов были выявлены следующие эффективные тактические комбинации, позволяющие достичь высокой результативности в игровых поединках по теннису: подача - удары с отскока

TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF TENNIS PLAYERS AT THE STAGE OF IMPROVING SPORTS SKILLS

PhD, Associate Professor Al Khalili M.1 Al Khalili S.M.1

1Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 20.01.2023 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по направлению; подача - удары с отскока - выход к сетке -удар с лета по направлению; подача - выход к сетке - удар с лета; прием подачи - удары с отскока; прием подачи - удары с отскока, выход к сетке - удар с лета и прием подачи - выход к сетке - удар с лета.

Выводы. Тактические комбинации, которые представляют собой сочетания технико-тактических действий с применением атакующих и контратакующих ударов, могут быть весьма разнообразны и зависят от конкретной ситуации, особенностей игры противника, технической подготовленности спортсмена, а также очередности подачи.

Как показывает успешная спортивная практика, использование соревновательного и повторного метода в тренировочном процессе позволяет не только найти индивидуальный для игрока темп игры, но и положительно влияет на результативность игроков.

Литература

1. Aль Халили Моханед. Определение и анализ стратегических показателей результативности в теннисе / Дпь Халили Моханед, Осайлех Маджад Aбдулмаджид, AB. Кулябин // Экстрем. деятельность человека. - 2017. - № 3. - С. 47-50.

2. Зайцева Л.С. Соревновательная деятельность ведущих теннисистов мира на площадках с разным покрытием / Л.С. Зайцева, О.Ю. Портнова // Спортив. игры в физ. воспитании, рекреации и спорте: Материалы 3-й Междунар. науч.-практ. конф. / Смол. гос. ин-т физ. культуры; под общ. ред. О.Е. Лихачева. - Смоленск, 2005. - С. 30-3б.

Информация для связи с автором: [email protected]

№3 • 2023 Март | March

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.