обрести соответствующие знания и овладеть профессией. Скорее всего, знания нужны для хорошего завершения учебы, ведь без знаний успешно сдать экзамены и зачеты намного сложнее.
Значимые различия между показателями мотивации обучения в вузе у трех групп студенток были выявлены с помощью и-критерия Манна -Уитни (для сравнения двух независимых выборок). Значимые различия между 1 и 2 группой обнаружены по шкале «получение диплома» (р<0,01). Сравнив между собой группы студенток не замужем и замужем, но без детей, мы видим, что у студенток замужних, мотивация на получение диплома выше, чем у незамужних. Объяснить то, что у замужних студенток стремление получить диплом выше, чем у незамужних, можно. У девушек появляется больше ответственности за семью и повышается желание вносить вклад в развитие своей семьи, сделать это легче, если девушка работает и участвует в обеспечении семьи материально. Но осуществить это в полном объеме, учась на очной форме обучения, сложно. Показатель «получение диплома» у замужних студенток не только выше, чем у незамужних, но также превышает показатели «овладение профессией» и « приобретение знаний». Т.е. у замужних студенток желание приобрести диплом выше, чем освоить профессию или получать новые знания. Это может свидетельствовать о том, что интерес для них представляет скорейшее завершение обучения в вузе, чтобы стать дипломированным специалистом и устроится на работу.
Значимые различия между 1 и 3 группой обнаружены также по шкале «получение диплома» (р<0,01). Сравнив между собой группы незамужних студенток и замужних с детьми, мы видим, что стремление приобрести диплом у замужних с детьми выше, чем у незамужних. Это можно объяснить тем, что у студенток с детьми нет цели стать высококвалифицированным специалистом, т.е. их деятельность направлена, прежде всего, на получение конечного результата определенного уровня. Сам процесс решения учебных задач приобретает для них значение лишь в силу его соотношения с конечным результатом (получение оценки, сдача зачета, экзамена, получение диплома и т.д.). У студенток не замужем приобретение знаний находится на первом месте, это говорит о том, что существует потребность в знаниях, любознательность, стремление познавать новое, они получают удовлетворение от роста своих знаний при освоении нового материала. После замужества и рождения ребенка, возможно, теряется смысл обучения как получения знаний, и основной задачей становится завершить обучение, чтобы реализоваться в следующей ступени жизненного плана, т.е. устроиться на работу. Происходит перестроение мотивов с появлением ребенка, т.е. семья и благополучие семьи ставятся на первое место. Также становится трудно со-вм е щ а_т ь посещ е н и е з а н я т и й и з а б о_т у о р е б е н к е ,
что сказывается на качестве приобретенных знаний. Завершение обучения в вузе и получение диплома являются главными мотивами обучения у замужних студенток с детьми, т.к. они преследуют цель устроиться на работу и вносить вклад в материальное обеспечение своей семьи.
Таким образом, мотивация учебной деятельности у студенток с разным семейным положением различается по показателю «получение диплома», но различия найдены между незамужними студентками и замужними, а также студентками не замужем и студентками замужем с детьми. Различия между замужними студентками и замужними с детьми обнаружены не были. Обе группы нацелены на получение диплома, а сам процесс освоения знаний отодвинут на второй план.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенное исследование и анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что для студенток с разным семейным положением характерно изменение мотивов учебной деятельности. В связи с вступлением в брак, а также при рождении ребенка у студенток изменяется мотивация обучения в вузе, т.е. становится важным стремление получить диплом при формальном усвоении знаний. Гипотеза нашего исследования -для студенток с разным семейным положением характерны отличия мотивации учебной деятельности - подтверждена. Перспективой дальнейших исследований может быть рассмотрение связей мотивации учебной деятельности студенток с их ценностными ориентациями.
Список литературы
1 Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов. М.: Логос, 2006. 184 с.
2 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Питер, 2002. 512 с.
3 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл, 2005. 352 с.
4 Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация
Н. Ц. Бадмаевой) //Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография. Улан-Удэ, 2004. С.151-154.
УДК 15.81.57 М.В. Чумаков
Курганский государственный университет
эмоционально-волевая сфера в структуре личностных черт
Аннотация. Эмоционально-волевая сфера как подструктура структуры личностных черт. Личность с высоким и низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы.
Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, структура, черты личности.
81
серия «физиология, психология, медицина», выпуск 8
M.V. Chumakov Kurgan State University
emotional and volitional sphere in a structure of personality
Annotation. Emotional and volitional sphere as a substructure of a personality features structure. Personality with high and low level of emotional and volition sphere development.
Keywords: Emotional and volitional sphere, structure, personality features.
ВВЕДЕНИЕ
Эмоционально-волевая сфера является подструктурой личности и закономерно связана с различными ее чертами [1]. Устойчивые взаимосвязи черт личности позволяют описать личность с высоким и низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы. Выявление корреляционных взаимосвязей параметров эмоционально-волевой сферы и личностных черт дает возможность наметить пути исследования механизмов эмоционально-волевой регуляции, опирающихся на широкие личностные основания.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на выборке взрослых испытуемых в количестве 164 человека для исследования взаимосвязей с компонентами структуры темперамента, 107 человек для исследования эмоционально-волевой сферы личности в пространстве факторов Р.Б. Кеттелла и 94 человека для исследования взаимосвязей со шкалами методики Г. Айзенка. Количество мужчин и женщин в выборках сбалансировано.
Для изучения параметров эмоционально-волевой сферы использовались следующие методики:
1 Диагностический опросник эмоционально-волевых волевых качеств личности (ВКЛ) М.В.Чумакова.
2 Методика Р.Б.Кеттелла 16 PF.
3 Методика диагностики личности Г. Айзенка.
4 Методика для диагностики структуры темперамента (ОСТа) В.М. Русалова.
5 Методика диагностики контроля действия Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина.
(n=164)
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Таблица 1 - Коэффициенты корреляции между шкалами методики ВКЛ и методики 16 PF (п=107)
C E F G H I
Отв. .46** .22*
Ин. .36** .28** .48** .47**
Реш. .50** .47** .34** .55** -.31**
Сам. .34** -.29** .29** -.28**
Вк. .30** .37**
Наст. .24* .21* .38** -.24*
Эн. .38** .36** .47** -.23*
Вн. .29**
О.Б. .37** .21* .25* .47**
Продолжение таблицы 1
L M O Q1 Q2 Q3 Q4
Отв. -.27* .36**
Ин. -.36**
Реш. -.46** -.41**
Сам. -.29** .22* -.33**
Вк. -.24* -.27* -.46**
Наст. -.22* -.30**
Эн. -.30** -.45** -.39**
Вн. .45**
О.Б. -.22* .23* .31**
-.40** .32** -.47**
* - коэффициент корреляции значим на уровне 0.05; ** - коэффициент корреляции значим на уровне 0.01;О.Б. - общий балл по методике ВКЛ.
Таблица 2 - Коэффициенты линейной корреляции показателей методики ВКЛ и методики Г. Айзенка (п=94)
Экстр. Нейр. Психот. Искр.
Отв. -.34** .50**
Ин. .52**
Реш. .41** -.44**
Сам. -.31**
Вк. -.46** .29**
Наст. .27** -.29**
Эн. .48** -.41**
Вн. .37**
Цел. -.21* -.21* .21*
О.Б. .40** -.49** .25*
Примечание.
* - коэффициент корреляции значим на уровне 0.05; ** -коэффициент корреляции значим на уровне 0.01; О.Б. - общий балл по методике ВКЛ; Экстр. - экстраверсия по тесту Г. Айзенка; Нейр. - нейротизм по тесту Г. Айзенка; Психот. -психотизм по тесту Г. Айзенка ; Искр.- искренность по шкале лжи теста Г. Айзенка.
Таблица 3 - Коэффициенты линейной корреляции показателей методики ВКЛ и методики ОСТа В.М. Русалова
ЭР СЭР П СП Т СТ ЭМ СЭМ
Отв. -.43** -.36** .42**
Ин. .45** .40* .57** .42** -21*
Реш. .51** .55** .58** .55** -.44** -.56**
Сам. .40** .38** -.51** -.47**
Вк. .39**
Наст. -.53**
Эн. .39** .56** .69** .54** .48** .62** -.41**
Вн. .48**
О.Б. .53** .41** .51** .41** .42** -.53**
* - коэффициент корреляции значим на уровне 0.05; ** - коэффициент корреляции значим на уровне 0.01; О.Б. - общий балл по методике ВКЛ; ЭР - показатель предметной эргичности; СЭР - показательсоциальной эргичности; П - показатель предметной эргичности; СП - показатель социальной эргичности; Т - показатель предметного темпа; СТ - показатель социально го т емпа_; Э М - пр е д м ет_на_я э м о цио н а_л_ьн а_я ч_ув с_т в ит ел_ь н о сть ; С_Э М - с оци а_л_ьн а я э м о ци о н аль н а я ч_ув с_т в ит ел_ь н о ст ь.
82 Вестник КГУ, 2016. № 2
Таблица 4 - Коэффициенты линейной корреляции показателей методики ВКЛ и шкалы контроля за действием (п=120)
Кд(н) Кд(п) Кд(р)
Отв. .22*
Ин. .20* 29**
Реш. 42** 32**
Сам. 29** 32**
Вк. .49** .38**
Наст. .30** 26**
Эн. .40** .40**
Вн. 29**
Цел. .22* 27**
О.Б. .49** .53**
Примечание.
* - коэффициент корреляции значим на уровне 0.05; ** - коэффициент корреляции значим на уровне 0.01; О.Б. - общий балл по методике ВКЛ; д(н) - контроль за действием в ситуации неудачи; д(п) - контроль за действием в ситуации планирования; Кд(р) - контроль за действием в процессе реализации действия.
В таблице 1 показано, что параметры эмоционально-волевой сферы личности, выделяемые в концепции М.В. Чумакова, логично вписываются в совокупность факторов 16 PF [3]. Данные, полученные Д.М. Чумаковой при исследовании структуры религиозности личности, сопоставимы с имеющимися данными [4]. Анализ подходов к религиозности личности, выполненный Д.М. Чумаковой, позволяет предположить взаимосвязи эмоционально-волевой сферы и религиозности [6].
Анализ корреляций общего показателя методики диагностики эмоционально-волевой сферы с параметрами Р.Б. Кеттелла показывает, что испытуемые с высокими показателями по ВКЛ обладают эмоциональной устойчивостью, стабильным настроением (С+), высокой энергичностью и активностью общительностью, резистентностью к угрозам, решительностью и социальной смелостью (Н+). Эти испытуемые имеют низкие показатели тревожности и выраженности эмоции вины (О-), высокие показатели контроля эмоций и самоорганизации ^3 +), низкие показатели внутреннего напряжения ^4-). Параметр силы супер эго, фиксируемый методикой Р.Б. Куттелла, вполне логично связан положительной корреляцией с ответственностью, а фактор самостоятельности в методике Р.Б. Кеттелла - с аналогичным параметром в пространстве ВКЛ. Как видно из полученных эмпирических данных, эмоционально-волевая сфера личности логично включается в структуру факторов Р.Б. Куттелла как подструктура. Отсутствие корреляций с фактором интеллекта вполне понятно, так как эмоционально-волевая сфера личности не включает интеллект по определению, а отсутствие корреляций с фактором А и N требует дополнительного изучения. Данные, полученные в эмпирическом анализе религиозности Д. М . Чум а ко вой , п оз воляют предположить
наличие корреляционных связей с факторами Р.Б. Кеттелла [7].
Корреляционные связи эмоционально-волевых параметров и факторов личности Г. Айзенка свидетельствуют о низком нейротизме при высоких показателях развития эмоционально-волевой сферы (таблица 2). Кроме того. Выявлены положительная связи общего балла по ВКЛ с экстраверсией и отрицательная связь шкалы ответственности ВКЛ с психотизмом. Связь факторов Г. Айзенка с личностными параметрами отмечается во многих исследованиях. Так, в исследованиях Д.М. Чумаковой обнаружена связь экстраверсии с религиозностью личности [5]. Темперамент в понимании Г. Айзенка и В.М. Русалова не сводится исключительно к проявлению в поведении биологических особенностей. С другой стороны, в концепции М.В. Чумакова эмоционально-волевая сфера представлена как подструктура личности, включающая психофизиологические основания [2]. С этой точки зрения понятны многочисленные корреляции параметров эмоционально-волевой сферы личности и показателей темперамента, измеряемых методикой В.М. Русалова, которые представлены в таблице 3. В корреляционных связях с показателями темперамента особый интерес представляет положительная корреляция энергичности по методике ВКЛ с предметным темпом по методике ОСТа. Энергичность является одним из параметров, отражающих эмоциональную сторону эмоционально-волевой регуляции, и именно она связана с высокой скоростью выполнения действий.
Таблица 3 отражает связи особенностей темперамента с эмоционально-волевыми личностными чертами. В подходе В.М. Русалова описание свойств темперамента выходит за рамки биологических категорий и содержит личностные, поведенческие характеристики, вытекающие из психобиологической организации индивида. В концепции М.В. Чумакова эмоционально-волевые черты личности имеют психофизиологические основания. Выявленные в исследовании корреляции психологически понятны и свидетельствуют о валидности концепции.
Высокие показатели развития эмоционально-волевой сферы личности по методике ВКЛ сочетаются со способностью к интенсивному и продолжительному умственному и физическому труду, желанием заниматься напряженной деятельностью, лидерскими тенденциями, выраженной общительностью и обширными социальными связями по методике В.М. Русалова. Кроме того, для испытуемых с высокими показателями эмоционально-волевой сферы характерны легкость перестройки с одного вида деятельности на другой и с одного собеседника на другого в процессе общения, стойкость к неудачам, уверенность в себе, высокий темп вербализации. Наиболее выражены связи шкал методики ОСТа и шкалы энергич-н о ст и м етодики В КЛ , что отвечает теорет и ч е ским
83
серия «физиология, психология, медицина», выпуск 8
представлениям об энергичности как черте, отражающей наиболее полно эмоциональный компонент структуры эмоционально-волевой сферы. Отсутствие корреляций со шкалой целеустремленности и незначительное количество корреляций с ответственностью, выдержкой и настойчивостью также хорошо сочетаются с теоретическими положениями. Эти компоненты эмоционально-волевой сферы мало зависят от психофизиологических основ и являются скорее выученными стратегиями или результатами воспитания. Различия в количестве и силе корреляций в целом укладываются в теоретические положения, а так же показывают, что шкалы методики ВКЛ дифференцируют эмоционально-волевую сферу. В то же время корреляции с методикой ОСТа свидетельствуют о структурной целостности эмоционально-волевой сферы.
Корреляции, приведенные в таблице 4, показывают взаимосвязи шкал тестов ВКЛ и Ю. Куля. В концепции Ю. Куля под волей понимается процесс реализации намерения, следующий за процессом принятия решения. Волевые в парадигме опросника ВКЛ испытуемые ориентированы на действие в парадигме Ю.Куля. Это означает их высокую продуктивность, сочетающуюся с невысоким эмоциональным напряжением. Дополнительного анализа требует тот факт, что шкалы опросника ВКЛ не коррелируют со шкалой контроля за действием при реализации. Психометрический подход к религиозности, реализуемый Д.М. Чумаковой, позволяет провести исследование взаимосвязей религиозности и воли [8]. Факторный анализ показывает, что контроль за действием при реализации образует отдельный фактор в пространстве шкал опросника Ю. Куля и содержание этого фактора, а также его соотнесенность с эмоционально-волевыми качествами требуют дальнейшего изучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1 Полученные данные проясняют положение эмоционально-волевых черт в общей структуре личностных черт.
2 Эмоциональная и волевая стороны регу-ляторного процесса тесно связаны между собой. Процесс эмоционально-волевой регуляции деятельности обеспечивается широким спектром личностных особенностей.
3 Эмоциональные компоненты эмоционально-волевой регуляции тесно связаны с особенностями темперамента.
Список литературы
1.Дашкевич О. В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.,1985.
2 Чумаков М. В. Психофизиологические основания волевых качеств личности //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2005. № 4 С. 71-74.
3 Чумаков М. В. Эмоционально-волевая регуляция деятельностс /ак и нтегральный процеее // Вестник
84
Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психофизиология, психология и медицина. 2008. № 12. С. 104-106.
4 Чумакова Д. М. Социально-психологические особенности семьи и религиозность родителей // Вестник ЮжноУральского государственного университета, 2010. Вып. 10. №27 (203). С. 100-103.
5 Чумакова Д. М. Религиозность личности: основные подходы к исследованию, структура и диагностика // Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2011. Вып. 15. №42 (259). С. 111-114.
6 Чумакова Д. М. Некоторые подходы к изучению религиозности личности // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 6. С. 106-107.
7 Чумакова Д. М. Эмпирическое исследование религиозности в структуре личностных качеств // Вестник Ярославского государственного университета
им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2015. №4 (34). С.132-135.
8 Чумакова Д. М. Психометрический подход к религиозности личности //Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психофизиология, медицина. 2015. №2 (36). С.100-102.
УДК 15.81.57 М.В. Чумаков
Курганский государственный университет
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Взаимосвязи параметров эмоционально-волевой сферы личности и стрессоустой-чивости. Эмоционально-волевая сфера как источник и как результат стрессоусойчивости личности.
Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, черты личности, стрессоустойчивость.
M.V. Chumakov Kurgan State University
EMOTIONAL AND VOLITIONAL SPHERE AND COMPLIANCE WITH THE PRESSURES
Annotation. Interrelations of personality emotional and volitional sphere and a compliance with the pressures. Emotional and volitional sphere as a source and a result of a person's compliance with the pressures.
Key words: еmotional and volitional sphere, personality features, compliance with the pressures.
ВВЕДЕНИЕ
Эмоционально-волевая сфера включена в систему личностных черт [1]. В различных работах показаны взаимосвязи эмоционально-волевых черт и самоотношения, направленности личност и , ч е рт тем п е р а м е нта , ха ра ктера. В о п ро с
Вестник КГУ, 2016. № 2