УДК 316.62 ББК Ю9
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА В СТРУКТУРЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В
ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Н.В. УВАРИНА, заместитель директора по научной работе Профессионально-
педагогического института ЧГПУ
Аннотация
В статье представлены общие характеристики экстремальных ситуаций, возрастные особенности детей, переживших психотравму. При описании видов психологической поддержки особое внимание уделяется аспектам эмоциональной поддержки в структуре первой помощи детям в экстремальной ситуации.
Ключевые слова: экстремальная ситуация, психологическая помощь, психологическая поддержка, эмоциональная поддержка.
В жизни человека случаются психотравмирующие ситуации, воздействие которых не может измеряться обычными критериями. Для характеристики этих ситуаций используется основное определение - экстремальная ситуация.
Понятие "экстремальная ситуация" отражает не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью людей, их существованием. Экстремальные ситуации (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, кризисы, конфликты), являющиеся порой неизбежными реалиями жизнедеятельности людей, в том числе, их профессионально осуществляемой деятельности, несмотря на разнообразный характер, имеют ряд общих сущностных характеристик: 1) внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальностям; 2) резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний; 3) насыщенность развивающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разрешения; 4) прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений ситуации, т.е. темпоральность изменений; 5) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний; 6) релевантность, переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам, критичности; 7) порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем); 8) насыщенность ситуации неопределенностью ряда изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны; 9) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования) и др. Таким образом, под понятием "экстремальная ситуация антропогенного или социального характера" в научной литературе обозначаются такие ситуации, которые выходят за пределы обычного, "нормального человеческого опыта", а источником травматизации выступает другой человек (нападение на улице, сексуальное насилие, локальные войны, террористические акты и др.).
Исследования психиатров показывают, что чрезвычайные происшествие природного происхождения люди обычно переживаются гораздо легче, чем антропогенные. Землетрясения и наводнения пострадавшие от них расценивают как волю божью либо действие безликой природы, тут ничего нельзя изменить. А вот экстремальные условия антропогенного характера, подобные бесланской трагедии, настолько разрушительно действуют на личность, что не только дезорганизуют проведение человека, но и "взрывают" базовые структуры всей его личностной организации - образ мира. У человека разрушается
привычная картина мира, а вместе с ней - вся система жизненных координат. Все это ведет к сильнейшим переживаниям. Психологическая травма приводит к самым разным изменениям: на уровне организма (постоянные головные боли, нарушение деятельности сердечно - сосудистой и желудочно-кишечной систем и др.), на эмоциональном уровне (раздражение, агрессивность), на личностном уровне (утрата интереса к жизни, учебе, работе), на уровне поведения (неадекватность, замкнутость). Причем изменения касаются не только людей, непосредственно переживших травматическую ситуацию, но и тех, кто их окружает: родителей, детей, друзей, родственников, которые видят боль близкого человека, но оказываются не в состоянии ему помочь.
При этом самой страдающей категорией оказываются дети и подростки, психика которых особенно реагирует на кризисные ситуации. Дети, являясь, бесспорно, самой незащищенной и уязвимой частью населения, полностью зависят от взрослых, и при этом они, так же как и взрослые, достаточно часто оказываются в зоне техногенных и природных катастроф, свидетелями военных действий, они становятся заложниками, а также жертвами физического, сексуального и эмоционального насилия.
Также к травматическим ситуациям для детей можно отнести длительные или повторяющиеся госпитализации. Травма влияет не только на здоровье детей, но и на поведение (возникают трудности в общении, ухудшаются отношения с родными и близкими) и общее развитии (снижается успеваемость). С горем ребенка, пережившего психологическую травму и не сумевшим справиться с ней, приходится сталкиваться родителям, друзьям, социальным работникам, психологам и др.
Детям, пережившим психологическую травму, достаточно трудно понять, что произошло с ними. Это связано, прежде всего, с их возрастными особенностями, им недостает социальной, физиологической и психологической зрелости. Ребенок не в состоянии полностью осознать смысл происходящего, он просто запоминает саму ситуацию, свои переживания в тот миг (в память врезается визг тормозов, свист падающего снаряда, гул вертолетов, звуки ударов, взрыва, жар огня и т.д.). Интенсивность переживаний может быть слишком сильной для ребенка, и он становится очень ранимым.
Травмированные дети выражают свои, связанные с пережитым, чувства через поведение. Так, у детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет) отмечается стремление к однообразным играм с использованием предметов, имеющих отношение к психотравме. Для детей дошкольного возраста наиболее типичными последствиями такого рода травматических ситуаций являются регрессивное поведение (энурез, страх разлуки с родителями, страх перед незнакомыми людьми, утрата имевшихся навыков), раздражительность.
У детей старшего возраста появляются проблемы в учебе и общении. Им свойственны поведенческие нарушения от депрессии до агрессии. У подростков также отмечаются различные соматические жалобы, по результатам медицинских осмотров не имеющие органической природы. При длительной разлуке с родителями во время войны у детей отмечены такие нарушения, как депрессия, неспособность испытывать удовольствие, нарушение социальных контактов.
Спектр посттравматических симптомов у детей включает в себя изменения на физиологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом уровнях. В современных исследованиях отражены три подхода к оказанию помощи детям, пережившим психотравму и страдающим от постстрессовых расстройств: медицинский, социальный, психологический.
Медицинский подход предлагает совершенствование лечебной помощи: поиск новых лекарств и методов лекарственного лечения, разработку психотерапевтических методов, организацию специальных мест для оказания медицинской помощи (кабинетов, клиник, санаториев, реабилитационных центров) и т. д. Однако этот подход рассчитан на достаточно явные медицинские проявления и последствия стресса. Но поскольку большинство таких нарушений вызревает во времени (есть очень серьезные свидетельства того, что вклад самой стрессовой травмы в развитии постстрессовых расстройств составляет примерно 40%, а
остальные 60% приходятся на адаптационное напряжение- то, как люди приспосабливаются к жизни после перенесенного стресса), на это нацелены два других подхода, ориентированных на помощь в жизненной адаптации после перенесенного стресса. Социальная поддержка направлена на то, чтобы помочь ребенку удержать себя в жизни, т.е. иметь некий прожиточный минимум - жилье, социальные гарантии и т.п. Психологическая помощь - это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.
Оказание экстренной психологической помощи имеет своей целью поддержание психического и психофизиологического самочувствия и работу с вновь возникшими (в результате кризисной ситуации) негативными эмоциональными переживаниями (например, страх, чувство вины, гнев, беспомощность и т.д.) [5]. Достижение этой цели определяет значительное снижение вероятности возникновения различных отсроченных последствий у пострадавших (психосоматические проблемы, ПТСР и др.).
Психологическая поддержка оказывается с целью помощи в проработке опыта, порождаемого самой стрессовой травмой и трудностями приспособления к жизни после нее, позволяющей чувствовать себя в гармонии с самим собой и другими людьми, реализовать свои возможности и развиваться как личности.
Частью психологической поддержки выступает эмоциональная поддержка детям в экстремальной ситуации. Эмоциональная поддержка является одним из важнейших механизмов лечебного действия в психотерапии и составной частью корригирующего эмоционального переживания.
Исследования К. Роджерса, посвященные проблеме эмоциональной поддержки показывают, что она играет чрезвычайно важную роль в процессе переработки содержания обратной связи, в становлении адекватного самопонимания, что предполагает, прежде всего, усвоение ребенком (пациентом) новой информации о себе, часто не соответствующей собственным представлениям.
При анализе групповой психотерапии имеются попытки вычленить внутри эмоциональной поддержки более конкретные ее составляющие. В качестве таковых указываются 1) групповая сплоченность, или "групповое сцепление", и 2) надежда, или "внушение надежды". "Групповое сцепление" рассматривается как фактор, аналогичный отношениям "врач-пациент" в индивидуальной психотерапии; его можно описать как привлекательность группы для ее членов, чувство принадлежности, доверие, принятие группой, чувство "Мы", как результат всех сил, побуждающих члена группы оставаться в ней, или силы притяжения, действующей со стороны группы на ее члена. Вторая составляющая - надежда - выступает как осознание возможности достижения цели и изменений. Пациенты видят положительные преобразования, происходящие с другими, что позволяет им преодолеть собственную неуверенность и поверить в то, что группа может им помочь.
Иногда эмоциональную поддержку рассматривают как неспецифический фактор психотерапии, наличие которого лишь создает условия, необходимую атмосферу для собственно психотерапевтического процесса. Однако такое представление не учитывает, что эмоциональная поддержка оказывает непосредственное корригирующее воздействие на одну из важнейших сторон личности - на представление о себе и самооценку. Кратко опишем шаги для предоставления эмоциональной поддержки:
1. Пусть ребенок завершит свое повествование, чтобы у вас были все факты.
2. Сообщите, что вы понимаете, что с ним случилось с его точки зрения (согласны вы с этой точкой зрения или нет).
3. Сообщите ему, что вы понимаете, как он чувствовал себя в результате того, что произошло (с его точки зрения).
4. Скажите, что его чувства вполне разумны (с его точки зрения).
5. Выразите ему сочувствие и симпатию (но не жалость) за его эмоциональные реакции. При этом важны приемы для повышения эффективности эмоциональной поддержки (слова, выражение лица, прикосновения).
Таким образом, эмоциональная поддержка - это система способов воздействия, позволяющая снимать эмоциональную напряженность, вызванную особенностями стрессовой ситуации, и создавать условия для эмоционального благополучия детей, гармоничного развития их личности.
Список литературы
1. Андреева, И. Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Когнитивная психология / под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. - Минск: БГПУ, 2006. - С. 7-11.
2. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. - М.: Академия, 2004. - 544 с.
3. Психотерапевтическая энциклопедия / Б. Д. Карвасарский. - С.-Пб.: Питер. 2000. -612 с.
4. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию: становление человека: рук. разработчика: [пер с англ.] / К. Роджерс; общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. - М.: Издательская группа Прогресс, 2001. - 480 с.\
5. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007. - 319 с.
EMOTIONAL SUPPORT IN THE STRUCTURE OF PRIMARY CARE FOR CHILDREN
IN AN EMERGENCY SITUATION
N.V. UVARINA, Deputy Director on scientific work of the Professional-pedagogical Institute of
the CSPU
Abstract
The article presents the General characteristics of extreme situations, the age characteristics of children, Psychotrauma. When describing the types of psychological support, special attention is paid to aspects of emotional support in the structure of first aid to children in an emergency situation.
Keywords: extreme situation, psychological support, psychological support, emotional support.