КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15084 УДК 159.923:316.6
Крыжановская Н. В., Скоробогатая А. Д. Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15084. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15084.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Крыжановская Надежда Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск kriganovskyanv@mail.ru
Скоробогатая Анастасия Дмитриевна,
магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск matrix alisa@mail.ru
Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания
Аннотация. В статье показано, что именно особенности эмоциональной устойчивости личности приводят к развитию синдрома эмоционального выгорания; предупреждение развития этого синдрома предложено начинать с формирования познавательно профессиональной активности личности еще на этапе вузовской подготовки.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, эмоциональное выгорание, потребность в достижении, познавательно профессиональная активность. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Сохранить психологическое здоровье, предупредить возникновение негативных эмоциональных состояний и развития синдрома эмоционального выгорания, не допустить деформации личности возможно при условии наличия такого значимого качества личности, как эмоциональная устойчивость.
Эмоциональная устойчивость - это свойство личности, проявляющееся в напряжённых условиях её деятельности в виде стабильных эмоций, способствующих сохранению направленности и характера действий, адекватных ситуации и целям осуществляющего их человека [1].
Эмоциональная устойчивость человека тесно связана с результатом его действий, то есть успешностью или не успешностью достижения поставленной им цели.
По мнению В. И. Долговой, эмоциональная устойчивость, с одной стороны, результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременно продуктивной деятельности, с другой - системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вовлекается в условиях напряженной деятельности [2].
Существуют две основные группы факторов эмоциональной устойчивости личности: внешние и внутренние.
К внешним факторам, вызывающим отрицательное эмоциональное состояние человека, разрушающее его деятельность и исключающее возможность адекватного поведения, относят стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.
К внутренним факторам эмоциогенности относят:
1) эмоционально-физиологическую реактивность (возбудимость) человека;
2) физиологическую организацию, свойства нервной системы организма;
3) приобретённые в процессе жизни человека эмоциональные свойства.
r\j Л r\j
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 15084 УДК 159.923:316.6
Крыжановская Н. В., Скоробогатая А. Д. Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15084. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15084.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Эм оциональная неустойчивость - это неумение регулировать свое эмоциональное состояние. Проявляется в повышенной или высокой тревожности, напряженности, неумении справляться со стрессами и стрессовыми ситуациями, что и способствует выгоранию.
Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
«Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, состоянии здоровья и отношениях с коллегами [3].
Психолог Р. Кончюнас рассматривал эмоциональное выгорание как сложный психофизиологический феномен, который определял как эмоциональное истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки в процессе работы. К. Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной нагрузки и неадекватных межличностных отношений [4].
Синдром эмоционального выгорания выражается, согласно А. Н. Моховикову, в психической и физической усталости, ощущении несостоятельности, нежелании идти на работу, раздражительности, агрессивности, ощущении незначимости решаемых проблем, сомнении в эффективности выполняемой работы, стремлении сменить профессию и жалости к себе. Проявление синдрома в профессиональной деятельности усиливается и закрепляется при отсутствии диагностики и работы по снижению действия отрицательных и закреплению положительных факторов в деятельности человека [5].
Существенную роль в синдроме эмоционального выгорания играют следующие факторы:
1. Ролевой фактор (возраст, пол, стаж работы, семейное положение, образование).
2. Личностный фактор: индивидуальные стратегии сопротивления, уровень мотивации достижения, самооценка, эмоциональная устойчивость личности, невротизм.
3. Организационный фактор: 1) условия работы: повышенные нагрузки и сверхурочная работа; 2) продолжительность рабочего дня способствует развитию синдрома, в то время как перерывы в работе оказывают положительный эффект и понижают уровень выгорания; 3) содержание труда - любая критическая ситуация;
4) социально-психологические факторы - для работников значимой является поддержка от администрации и коллег [6].
Причин возникновения синдрома эмоционального выгорания достаточно много, но мы выделили, на наш взгляд, самые главные:
- психологическое переутомление, когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно со временем приводит к выгоранию;
- личностные черты, такие как эмоциональная неустойчивость, робость, подозрительность, склонность к чувству вины, импульсивность, тревожность и др. [7; 8].
Фазы эмоционального выгорания по М. Буриш: предупреждающая фаза; снижение уровня собственного участия; эмоциональные реакции; фаза деструктивного поведения; психосоматические реакции и снижение иммунитета; неспособность к релаксации в свободное время; бессонница, сексуальные расстройства; повышение
rw IV
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15084 УДК 159.923:316.6
Крыжановская Н. В., Скоробогатая А. Д. Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15084. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15084.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
давления, тахикардия, головные боли; боли в позвоночнике, расстройства пищеварения; зависимость от никотина, кофеина, алкоголя; разочарование и отрицательная жизненная установка; чувство беспомощности и бессмысленности жизни; экзистенциальное отчаяние. Согласно М. Буришу, сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте [9].
Чаще всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие к себе чрезмерно высокие требования. Исследователи выделили три типа людей, которым грозит выгорание [10].
Первый - педантичный тип. Основные характеристики педантичного типа: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная, болезненная аккуратность и стремление в любом деле добиться образцового порядка. Для этого типа характерна высокая потребность в достижении цели.
Люди с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами:
- настойчивость в достижении целей;
- неудовлетворенность достигнутым;
- склонность сильно увлекаться работой, стремление в любом случае получить удовольствие от успеха;
- неспособность плохо работать;
- постоянное стремление сделать дело лучше;
- потребность изобретать новые приемы работы при выполнении самых обычных дел;
- неудовлетворенность легким успехом; отсутствие духа соперничества, желание, чтобы и другие пережили вместе с ними радость успеха в достижении результата;
- готовность принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.
Второй тип - «демонстративный». Люди демонстративного типа стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы. Таким работникам прежде всего надо развивать эмпатию (В. И. Долгова, Е. В. Мельник [11]).
Третий тип - «эмотивный». Люди этого типа бесконечно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам. Таким работникам прежде всего надо развивать конструктивные способы психологической защиты (В. И. Долгова, О. А. Кондратьева [12]).
Во всех этих случаях необходимым условием предупреждения эмоционального выгорания специалиста является целенаправленное формирование познавательно-профессиональной активности ещё на этапах его подготовки в вузе.
Компоненты такой психологической структуры - мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный. Характеристика содержания каждого компонента в зависимости от уровня развития представлена в таблице.
Движение от уровня к уровню решает задачи развития познавательно-профессиональной активности.
Для научного обоснования приемов развития познавательной активности существенное значение имеет анализ уровней ее развития.
rw о ^
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 15084 УДК 159.923:316.6
Крыжановская Н. В., Скоробогатая А. Д. Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15084. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15084.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Характеристика основных уровней развития познавательно-профессиональной активности
Уровни Характеристика компонента %
>3 А 3 0 se 1 О >3^ >3 ф 3 3 » se S 3 « 3 О. 3 sgi о 1 - Мотивационный: отсутствие четкого понимания цели познания, неясное, расплывчатое представление о познавательных процессах и этапах познания, слабое понимание того, в чем познавательная активность находит свое выражение в профессиональной деятельности. - Когнитивный: познавательный мотив выражен ситуативно, слабое проявление познавательной потребности. - Поведенческий: профессиональные знания носят изолированный характер. Нулевая готовность к интенсивной интеллектуальной деятельности. - Рефлексивный: развитие познавательно-профессиональной активности требует постоянного контроля со стороны преподавателя О СО 1 о
Эмпирический (средний) - Мотивационный: познавательные мотивы и потребности связаны с необходимостью получения профессиональных знаний. Однако профессиональные умения сформированы слабо. - Когнитивный: умеренно развита дивергентность мышления. Избирательность внимания средняя. Студент обучен различным способам решения познавательнопрофессиональных задач. Может выбрать рациональный, но факты воспринимаются им вне их взаимосвязи и взаимообусловленности. - Поведенческий: профессиональные знания не систематизированы. Наблюдаются недостатки развития познавательно-профессиональной активности. - Рефлексивный: развитие познавательно-профессиональной активности требует периодической коррекции со стороны преподавателей и самого студента 31- 50
Теоретический (выше среднего) - Мотивационный: четкое и правильное представление о цели и сути процесса профессионального познания, определяющих структуру познавательно-профессиональной активности. Хорошо развита логическая память. - Когнитивный: хорошая сформированность профессиональных умений по отдельным дисциплинам. Хорошо развита дивергентность мышления. Но умение устанавливать причинно-следственные связи выражено неярко. - Поведенческий: студент умеет конструировать собственные пути достижения профессиональных задач, но познавательно-профессиональная активность недостаточно устойчиво проявляется в учебно-профессиональной деятельности. - Рефлексивный: развитие познавательно-профессиональной активности требует самоконтроля со стороны студента о со 1 ю
Творческий (высокий) - Мотивационный: устойчивое проявление в учебно-профессиональной деятельности хорошо сознаваемой необходимости развития познавательных и логических свойств до уровня диалектико-материалистического отражения действительности. - Когнитивный: студент обладает умением легко переходить с одного способа рассуждения на другой. Ярко выражено умение синтезировать, анализировать, создавать целостный абстрактно-ассоциативный образ, охватывающий все уровни профессионального познания. Хорошее развитие всех видов памяти и внимания. Расширение глубины и границ понимания изучаемого материала через поиск решения более трудных профессиональных задач. - Поведенческий: умение осуществлять деятельность по самообразованию. Активное, творческое отношение к процессу познания: способность придавать завершенный вид продукту познания, умение применять полученные знания в профессиональной деятельности. - Рефлексивный: хорошо развита способность к саморазвитию познавательнопрофессиональной активности о о т со
Первый уровень - воспроизводящая активность - характеризуется стремлением обучающихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами их применения в сходной ситуации по известному образцу, с опорой на ограничен-
rw Д IV
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15084 УДК 159.923:316.6
Крыжановская Н. В., Скоробогатая А. Д. Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15084. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15084.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ную систему научных понятии и логических связей, с житеискои позицией в оценке явлений действительности.
Воспроизводящая активность проявляется в практической деятельности по выполнению заданий (работа с печатным материалом, дидактическими средствами обучения, выполнение лабораторной работы по инструкции и т. д.), в систематическом выполнении домашней работы, в вопросах педагогу по содержанию изучаемого материала.
Второй уровень - интерпретирующая активность - проявление обучающимся эпизодического стремления к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший его вопрос. Характеризуется этот уровень способностью обучающихся вести поиск оптимального решения учебных задач, опираясь на систему научных знаний и анализ конкретных условий.
Характерным показателем этого уровня является и наибольшая устойчивость волевых усилий в познании сущности познаваемого явления, в овладении способами деятельности.
Сущность деятельности педагога связана с использованием информационно-поисковых методов обучения, что и обеспечивает частично-поисковый характер деятельности обучающегося.
Третий уровень - творческая активность - характеризуется интересом и стремлением обучающихся не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Особенность этого уровня активности - проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие интересы.
Эмоциональное выгорание является главной проблемой личности и профессиональной деятельности. Способствовать возникновению выгорания могут различные факторы, причины, особенности личности.
Именно эмоционально устойчивая личность, адаптированная к различным стрессовым и конфликтным ситуациям, проявляющая сдержанность и спокойствие, умение контролировать свои эмоции, поведение, несмотря на все внешние и внутренние раздражители, не подвергается эмоциональному выгоранию.
Эмоционально неустойчивая личность поддается фрустрирующим и стрессогенным воздействиям, не может регулировать свое эмоциональное состояние, что и воздействует на появление и развитие эмоционального выгорания.
Формирование эмоциональной устойчивости специалиста должно входить в цели вузовской подготовки.
Ссылки на источники
1. Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. - М.: Перо, 2014. - 196 с.
2. Долгова В. И. Особенности эмоциональной устойчивости волонтеров геронтологических программ // Успехи геронтологии. - 2014. - Т. 27. - № 2. - С. 315-320.
3. Балахонов А. В., Белов В. Г., Пятибрат Е. Д., Пятибрат А. О. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии // Вестник Санкт-Петербургского университета Серия 11: Медицина. - 2009. - № 3. - С. 57-71. - URL: http://elibrary.ru/download/95831735.pdf (дата обращения 07.02.2015).
4. Лаврова О. Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Социальная работа. - 2006. - № 4. - С. 56-60.
5. Балыкина О. С., Ерохина Н. М., Петухова Л. П. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности у представителей сферы образования // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 17-23. - URL: http://elibrary.ru/download/11404549.pdf.
6. Гнилицкий С. Ю. Эмоциональное выгорание личности педагога // Интеллектуальный потенциал
XXI века: ступени познания. - 2010. - № 4-1. - С. 158-161. - URL:
http://elibrary.ru/download/48512246.pdf (дата обращения 12.02.2015).
r>J
r>J
5
КОНТ тшт
научно-методический электронный журнал
ART 15084 УДК 159.923:316.6
Крыжановская Н. В., Скоробогатая А. Д. Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15084. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15084.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Костин Е. Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2013. - № 2. - С. 40-44. - URL: http://elibrary.ru/download/61510445.pdf (дата обращения 12.02.2015).
Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания: личностные особенности у работников сферы психического здоровья // Медицинский журнал. - 2002. - №2(2). - С. 93-96. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21038842 (дата обращения 12.02.2015).
Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
Куличенко Р. М. Синдром эмоционального «выгорания» как профессиональная проблема социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2011. - № 12-2 (104). - С. 547-550. - URL: http://elibrary.ru/download/22827584.pdf (дата обращения 07.02.2015).
Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия: монография. - М.: Перо, 2014. - 185 с.
Долгова В. И., Кондратьева О. А. Психологическая защита: монография. - М.: Перо, 2014. - 160 с.
Nadezhda Kryzhanovskaya,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Theoretical and Applied Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk kriganovskyanv@mail.ru Anastasia Skorobogataya,
Master student at the chair of Theoretical and Applied Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk matrix alisa@.mail.ru
Emotional instability as a factor of emotional burning out
Abstract. The paper shows that particularly emotionally stable personality lead to the development of emotional burnout syndrome; prevention of the development of this syndrome is proposed to start with the formation of professional cognitive activity of an individual at the stage of university education.
Key words: emotional stability, emotional burnout, need for achievement, educational professional activity. References
1. Dolgova, V. I. & Gol'eva, G. Ju. (2014) Jemocional'naja ustojchivost' lichnosti: monografija, Pero, Moscow, 196 p. (in Russian).
2. Dolgova, V. I. (2014) “Osobennosti jemocional'noj ustojchivosti volonterov gerontologicheskih pro-gramm” Uspehi gerontologii, vol. 27, № 2, pp. 315-320 (in Russian).
3. Balahonov, A. V., Belov, V. G., Pjatibrat, E. D. & Pjatibrat, A. O. (2009) “Jemocional'noe vygoranie u
medicinskih rabotnikov kak predposylka astenizacii i psihosomaticheskoj patologii”, Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Serija 11: Medicina, № 3, pp. 57-71. Available at:
http://elibrary.ru/download/95831735.pdf (data obrashhenija 07.02.2015) (in Russian).
4. Lavrova, O. (2006) “Sindrom jemocional'nogo vygoranija i metody ego predotvrashhenija”, Social'naja rabota, № 4, pp. 56-60 (in Russian).
5. Balykina, O. S., Erohina, N. M. & Petuhova, L. P. (2013) “Jemocional'noe vygoranie v professional'noj deja-tel'nosti u predstavitelej sfery obrazovanija”, Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, № 11 (105), pp. 1723. Available at: http://elibrary.ru/download/11404549.pdf (data obrashhenija 07.02.2015) (in Russian).
6. Gnilickij, S. Ju. (2010) “Jemocional'noe vygoranie lichnosti pedagoga”, Intellektual'nyjpotencialXXI veka: stupeni poznanija, № 4-1, pp. 158-161. Available at: http://elibrary.ru/download/48512246.pdf (data obrashhenija 12.02.2015) (in Russian).
7. Kostin, E. Ju. (2013) “Jemocional'noe vygoranie v professional'noj dejatel'nosti pedagogov dosh-kol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija”, Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholohova. Pedagogika i psihologija, № 2, pp. 40-44. Available at: http://elibrary.ru/download/61510445.pdf (data obrashhenija 12.02.2015) (in Russian).
8. Skugarevskaja, M. M. (2002) “Sindrom jemocional'nogo vygoranija: lichnostnye osobennosti u rabotnikov sfery psihicheskogo zdorov'ja”, Medicinskij zhurnal, № 2(2), pp. 93-96. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=21038842 (data obrashhenija 12.02.2015) (in Russian).
9. Vodop'janova, N. E. (2009) Psihodiagnostika stressa, Piter, St. Petersburg, 336 p. (in Russian).
10. Kulichenko, R. M. (2011) “Sindrom jemocional'nogo «vygoranija» kak professional'naja problema social'nogo rabotnika”, Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki, № 12-2 (104), pp. 547-550. Available at: http://elibrary.ru/download/22827584.pdf (data obrashhenija 07.02.2015) (in Russian).
11. Dolgova, V. I. & Mel'nik, E. V. (2014) Jempatija: monografija, Pero, Moscow, 185 p. (in Russian).
12. Dolgova, V. I. & Kondrat'eva, O. A. (2014) Psihologicheskaja zashhita: monografija, Pero, Moscow, 160 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
6 ~