УДК 325 ББК 60.74-5
ЭМИГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ ИЗ РОССИИ: ФОРМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПОСЛЕДСТВИЯ
(Исследование проведено при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации, проект № МК-7322.2015.6)
EMIGRATION OF YOUTH FROM RUSSIA: FORMS, TENDENCIES AND CONSEQUENCES
(the research being conducted under the support of Council on the grant of Russian Federation President, project #MK 7322.2015.6)
Рязанцев Сергей Васильевич,
член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор, руководитель Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН (Москва, Россия) Лукьянец Артем Сергеевич, к.э.н., ведущий научный сотрудник Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН (Москва, Россия)
Ryazantsev Serghey Vassilyevich, RAS correspondent-member, Dr. of Economy, Professor, leader of the Centre of social demography and economic sociology under RAS Institute of social-political researches (Russia, Moscow) E-MAIL: riazan@mail.ru
Lukyanets Artyom Sergheyevich, candidate of economy sciences, leading scientific officer of the Centre of social demography and economic sociology under RAS Institute of social-political researches (Russia, Moscow) E-MAIL: artem_ispr@mail. ru
Ключевые слова: Россия, эмиграция, молодежь, временная трудовая эмиграция,
образовательная эмиграция, миграционная политика.
Эмиграция из России приобрела многообразные формы, значительные масштабы, сопровождается вывозом капитала и утратой интеллектуального и делового ресурса для страны. Ключевыми каналами эмиграции молодежи из России являются образовательная и трудовая эмиграция. На первый взгляд кажется, что и образовательная и трудовая миграции являются каналами временной миграции. Как показывает практика, именно образовательная и трудовая миграции впоследствии превращаются в каналы выезда российской молодежи на постоянное место жительства. В большинстве принимающих стран одним из условий приобретения постоянного статуса является требование законного пребывания на территории страны в течение определенного периода времени. Как правило, учеба в университетах и колледжах составляет несколько лет. К тому же во время обучения или работы эмигрант знакомится с культурой, учит язык, приобретает специфический акцент. Наличие документа об образовании, знание языка и культуры, непрерывное нахождение на территории иностранного государства позволяет российским гражданам обращаться за получением статуса резидента принимающей страны. В отношении оценки влияния эмиграции молодежи на социально-экономические и демографические процессы в России большинство ученых и экспертов сходятся во мнении, что эмиграция молодежи на постоянное место жительства - явление
негативное, подрывающее демографическую и социально-экономическую безопасность страны. На фоне демографического кризиса потеря образованной части населения, находящейся в активном репродуктивном и трудоспособном возрасте, является невосполнимой потерей для страны. Демографические потери выражаются как в уменьшении численности населения, так и в потенциальных потерях от сокращения реализации репродуктивного потенциала. Кроме того, сокращение численности молодежи несет и экономические проблемы, связанные с сокращением некоторых сегментов потребительского рынка, рынка образовательных услуг, налоговых поступлений и пр. Нужно также отметить социальный аспект - общество, в котором мало молодежи, часто теряет социальный оптимизм и динамику развития.
Key words: Russia, emigration, youth, temporal labour migration, education migration,
migrational policy
Emigration from Russia acquired variegated forms; considerable scales being accompanied with stock exports, intellectual and business resources lost for the country. Education and labour migration are key channels of youth emigration from Russia. At the first glance both education and labour migrations seem to be temporary migration channels. But as practice manifests, these are education and labour migrations that turn afterwards into the channels of Russian adolescence' leaving for permanent residence in other countries. In the majority of accepting countries the requirement of legitimate sojourn on their territories for a certain period of time is one of the conditions concerned with an acquisition of a permanent status. As a rule, a period of studies at colleges and universities lasts several years. Into the bargain, during this time an immigrant familiarizes himself (herself) with culture, learns the language, acquires a specific accent. Availability of a document certifying gained education, knowledge of language and culture, incessant sojourn on the foreign state territory afford Russian citizens to challenge for the status of a residence of the accepting country. In so far as an assessment related to the influence of young people's emigration upon social-economic and demographic process in Russia is concerned, the majority of scientists and experts converge in a unified opinion running to the effect that youth's emigration to a permanent place of residence pertains to a negative phenomenon undermining demographic and social-economic security of the country. Against the background of demographic crisis a loss of educated population's part being in active reproductive, able for labour age is non-compensatable for the country. Demographic losses are conveyed both through diminution of population's numerosity and potential losses from a reduction of reproductive potential realization. In addition, decrease of young people's numerosity entails also economic problems beset with a reduction of some segments of consumptive market, a market of educational services, tax entries and etc. Such social aspect as society is also worth mentioning because lack of young people among population if followed by a loss of social optimism and dynamics of development.
Введение. В настоящее время в Российской Федерации на государственном уровне основное внимание приковано к проблемам иммиграции в страну, прежде всего трудовой иммиграции. Это обусловлено возросшими масштабами иммиграции, ее значительным вкладом в социально-экономическое развитие страны, а также этнокультурными изменениями в российском обществе. Утвердилось мнение, что Россия находится на
втором месте в списке стран - мировых лидеров по приему иммигрантов, уступая только США. Не случайно главными приоритетами миграционной политики России в последние годы стала иммиграция. Например, 13 июня 2012 г. Указом Президента РФ В.В. Путина была утверждена Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., которую можно назвать скорее концепцией иммиграционной политики.
В 2014-2015 годах Российская Федерация, так же как и большинство стран Европейского Союза, столкнулась с новыми формами иммиграции и значительными потоками гуманитарной (вынужденной) иммиграции. В России она носит массовый, но организованный характер, а в странах Европейского Союза отличается не только значительным масштабом потоков, но и неразберихой и хаосом. Важной отличительной чертой стала также структура беженцев. В России она была представлена беженцами из юго-восточных регионов Украины, владеющими русским языком и исповедующими христианство, а в странах Европейского Союза - беженцами из Сирии, Ирака, Афганистана и других стран Ближнего Востока и Северной Африки. Все эти потоки закрепили в России убеждение в том, что прежде всего нужно регулировать иммиграцию.
На этом фоне вопросы эмиграции из страны практически не находят отражения в миграционной политике государства. Например, в упомянутой выше Концепции государственной миграционной политики проблема эмиграции не рассматривалась. Единственным упоминанием стало предложение во II разделе, что «продолжается эмиграционный отток из страны», и «эмигранты» также упоминаются вскользь в контексте возвратной миграции. Между тем, многие исследования отмечают, что эмиграция из России приобрела многообразные формы, значительные масштабы, сопровождается вывозом капитала и утратой интеллектуального и делового ресурса страны (1, с. 2).
Учет эмиграции в Российской Федерации. Статистический учет эмиграции в России также был традиционно ориентирован на фиксацию потоков эмигрантов на постоянное место жительства. Традиционно в отечественной и зарубежной научной литературе об эмиграции из России анализировались потоки эмигрантов на постоянное место жительства за рубеж. Главным образом авторы исследовали процессы «утечки умов». В то же самое время временные формы эмиграции, как правило, недооценивались. Однако в последние годы эмиграционные потоки из России существенно увеличились и трансформировались. Кроме того, существенно расширилась социальная база временной эмиграции - в нее активно включились россияне из провинции, люди со средним уровнем образования, женщины, молодежь. Ключевыми формами временной эмиграции из России стали трудовая, коммерческая, религиозная миграция и туризм. Эти формы зачастую тесно переплетаются и дополняют друг друга.
Специфическими трудностями учета эмиграции из России являются следующие: 1) традиционная «привязка» учета эмиграции к системе регистрации («прописки»), а именно к факту снятия с регистрационного учета только при выезде на постоянное место жительства за границу; 2) отсутствие координации между статистикой Министерства внутренних дел (регистрация по месту постоянного жительства и месту временного пребывания) и пограничной службы (факты пересечения границы); 3) отсутствие полной информации и эффективной системы учета российских граждан, проживающих и находящихся за пределами России; 4) отсутствие координации деятельности Федеральной
службы государственной статистики с национальными службами статистики зарубежных стран.
В настоящее время в России данные об эмиграции населения разрабатываются территориальными органами Федеральной миграционной службы с помощью документов статистического учета прибытий и выбытий. Листки статистического учёта мигрантов составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства и при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Еще одним источником являются данные Федеральной пограничной службы Российской Федерации о фактическом количестве иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию и выехавших из Российской Федерации по целям поездок. Например, Федеральная пограничная служба России учитывает только факт пересечения границы без привязки к конкретному человеку. Это приводит к тому, что человек, совершающий большое число служебных поездок или проживающий на приграничной территории, будет учтен неограниченное количество раз при том, что вовлечено в поездки было только одно лицо. Еще одним недостатком является неточная фиксация причин выезда из страны. Цели поездки, учитываемые пограничной службой: служебная, туризм, частная, постоянное место жительства, транзит, обслуживающий персонал. Данный перечень неточен, и некоторые причины пересекаются между собой (например туризм и частная поездка). При этом нет таких целей, как работа и учеба, участие в конференциях и переговорах. Все это не позволяет получить качественные и адекватные сведения относительно миграции и не отвечает интересам государства. В качестве лучшего примера можно привести иммиграционную службу США, которая ведет учет более чем по 15 критериям, начиная от страны направления, пола, возраста, цели поездки и заканчивая страной рождения, официальным статусом и сферой занятости.
Для совершенствования эмиграционного учета и получения адекватных данных при пересечении российскими гражданами государственной границы можно рекомендовать пограничным службам фиксировать его по типу документа, позволяющего въехать в страну назначения, в котором, как правило, указана цель поездки человека. Если человек выезжает в визовую страну, то он должен обладать специальным документом, разрешающим ему въехать на территорию той или иной страны. Чаще всего таким документом является виза или временный (постоянный) вид на жительство, реже -паспорт другого государства (если у выезжающего, как минимум, двойное гражданство). Если речь идет о визе, то, как правило, указывается тип визы и срок ее действия. Если речь идет о наличии временного вида на жительство, то процесс идентификации еще больше упрощается, поскольку почти все страны, принимающие наибольшее число российских граждан, указывают так называемую причину обретения временного вида на жительство в той или иной стране: принимающая семья, трудовой договор, название учебного заведения и прочее.
Однако в странах с безвизовым режимом, которых немало, придется опираться на ответы человека. И здесь формулировки перечня целей выезда должны быть более доступными, понятными и однозначными. Пока же российская статистика по вопросам выезда и эмиграции из страны является неполной и неточной. Кстати, исследования, проведенные ранее, показывают, что статистика принимающих стран в отношении российских граждан более точна. Сравнительные исследования показывают, что, по
данным зарубежной статистики, российских граждан в основных странах эмиграции на порядок больше, чем по данным российской статистики (3; 4; 5).
Эмиграция из России: формы и география. Несмотря на недостатки российской статистики в вопросах эмиграции населения из Российской Федерации, серьезных альтернативных источников не существует. Можно выделить два основных источника информации, которые доступны в современных условиях: данные об эмиграции на постоянное место жительства и данные о временной эмиграции на работу за границу. Они доступны с выделением среди эмигрантов женщин и молодежи (14-29 лет).
Эмиграция российских граждан на постоянное место жительства была традиционно направлена в страны "классической эмиграции" - США, Германию, Израиль (12). Однако за последние десять лет произошла существенная диферсификация географии эмиграции за счет стран "новой эмиграции", которые расположены как близко к России (Финляндия, Болгария, Чехия, Турция), так и в значительном удалении от нее (Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Латинская Америка). Многие люди выехали на постоянное место жительства вместе со своими капиталами, инвестировав их в экономику принимающих стран и уже став их гражданами (6; 7).
Временная трудовая эмиграция из России, по официальным данным, в последние годы составляла 60-70 тыс. человек. Недостатком данного массива информации является учет только тех трудовых мигрантов, которые трудоустроились через официальные каналы (фирмы, имеющие лицензию Федеральной миграционной службы на трудоустройство, а также непосредственно через Федеральную миграционную службу). В 2013 году, согласно данным ФМС, около 58 тыс. российских граждан получили разрешение на работу за рубежом. Однако исследования показывают, что многие российские граждане в настоящее время находят работу за рубежом, минуя официальные каналы, выезжая в различные страны по рабочим, деловым, туристическим и гостевым визам, напрямую выходя на работодателей, и не попадают в данные Федеральной миграционной службы. Масштабы временной трудовой эмиграции из России на порядок выше - по нашим оценкам, они составляют около 150-200 тыс. человек ежегодно. Большая часть российских временных трудовых эмигрантов направляется на работу в Америку и в Европу. В последнее время все заметнее присутствие россиян на рынках труда в Азии, Австралии и Латинской Америке (это страны «новой трудовой эмиграции россиян»).
Основными странами трудоустройства россиян являются Либерия, Кипр, США, Мальта, Нидерланды, Камбоджа, Германия, Панама, Багамские острова, Греция. Некоторые из государств являются странами с "дешевыми флагами", к которым приписаны морские суда, они были или остаются офшорами, позволяют в упрощенном порядке приобретать недвижимость и вкладывать капитал, что привлекает россиян. Страны СНГ на фоне государств "старого" зарубежья пользуются гораздо меньшей популярностью у россиян, хотя трудовая миграция в них тоже присутствует в небольших объемах. Сопоставление зарубежных и отечественных данных по трудовой миграции россиян за границу свидетельствует о том, что миграция из страны была как минимум в 2 раза выше (по некоторым странам в отдельные годы еще больше).
В региональном отношении в трудовую эмиграцию в большей степени вовлечены жители приграничных регионов Российской Федерации. Расчеты показывают, что доля трудовых эмигрантов в занятом населении на региональном уровне максимальна именно в
приграничных регионах: в Приморском и Хабаровском краях, Краснодарском крае, Карелии, Калининградской и Ленинградской областях. Причем сложились устойчивые "миграционные коридоры": жители регионов Дальнего Востока преимущественно ориентированы на работу в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Японии, Корее, Китае, Австралии, странах Юго-Восточной Азии); мигранты из регионов Северного Кавказа в основном выезжают в страны Ближнего Востока (Турцию, ОАЭ, Кипр, Израиль и пр.); жители северо-западных приграничных районов - в государства Скандинавии (Норвегию, Швецию, Финляндию); мигранты из европейской части России стремятся на работу в Европу, США, Канаду.
В большинстве своем трудовые мигранты из России - мужчины. Третья часть (35%) трудовых мигрантов - люди в молодом возрасте, от 16 до 29 лет. Четвертая часть (26%) - в возрасте от 40 до 49 лет. Пятая часть (21%) - от 30 до 39 лет. Это свидетельствует о том, что на международном рынке труда востребованы молодые люди. Особенно заметен этот перекос у женщин - трудовых эмигрантов из России, большинство из которых относится к молодым возрастным группам. За рубежом наиболее востребованными являются россияне со средним специальным (профессиональным) образованием — это примерно 40-50% от всех выехавших по контрактам за рубеж. Российские работники с высшим образованием за рубежом составляют примерно треть миграционного потока. На международном рынке легче всего трудоустраиваются россияне, имеющие рабочие специальности, в первую очередь связанные с судоходством и рыболовством - это около половины трудового миграционного потока. На них приходится приблизительно половина всех россиян, имеющих рабочие специальности. Примерно четверть всех трудоустроенных по контрактам за рубежом - специалисты технической сферы и в области искусства и культуры. Шестая часть потока трудовых мигрантов - руководители. Анализ данных российской статистики показывает, что 64% мигрантов работали до переезда из России в транспортной отрасли, 65% трудовых эмигрантов сохранили свою специализацию и также работали в принимающих странах в транспортной отрасли. В большинстве своем это моряки и технический персонал морских судов. Временная трудовая миграция также имеет тенденцию к переходу в постоянную миграцию - многие трудовые мигранты остаются на постоянное место жительства в принимающих странах.
Каналы и масштабы эмиграции молодежи из России. В отечественной науке понятие «молодежь» определяется на основе социально-демографического подхода как к группе в составе населения, главными критериями выделения которой обычно служат два компонента: социальный (интересы, ценности, статус и пр.) и демографический (возраст). Современные возрастные границы понятия «молодежь» лежат в интервале от 14 до 30 лет. Как правило, нижняя граница молодежи определяется 14-16 годами, а верхняя - 25-30 годами. Именно эти возрастные границы понятия «молодежь» в основном используются в современном российском законодательстве (13).
Эмиграционный отток молодежи - перемещение населения в возрасте от 15 до 30 лет за пределы территории страны постоянного проживания на срок более одного года независимо от целей и способов вовлечения. К традиционным каналам эмиграции молодежи из России относятся: эмиграция на постоянное место жительства с родителями и без них (международные усыновления), трудовая миграция, миграция с целью воссоединения семьи, брачная миграция. К специфическим каналам следуют отнести
учебную или образовательную миграцию, а также популярные в последние годы многочисленные программы культурного и научного обмена.
Ключевыми каналами эмиграции молодежи из России являются образовательная и трудовая эмиграция. На первый взгляд кажется, что и образовательная и трудовая миграции являются каналами временной миграции. Однако, как показывает практика, именно образовательная и трудовая миграции впоследствии превращаются в каналы выезда российской молодежи на постоянное место жительства. В большинстве принимающих стран одним из условий приобретения постоянного статуса является требование законного пребывания на территории страны в течение определенного периода времени (чаще всего 5 лет). Как правило, срок учебы в университетах и колледжах составляет от 4 до 6 лет. К тому же во время обучения или работы эмигрант знакомится с культурой, учит язык, приобретает специфический акцент. Наличие документа об образовании, знание языка и культуры, непрерывное нахождение на территории иностранного государства позволяет российским гражданам обратиться за получением статуса резидента принимающей страны. Отчасти это справедливо и для трудовой эмиграции. Довольно часто трудовые мигранты поступают на курсы или даже в колледжи и университеты для получения диплома об образовании принимающей страны.
Образовательная эмиграция молодежи из России существенно активизировалась в 2000-2010 годы, когда многие обеспеченные родители стали отправлять своих детей на обучение за границу с последующей перспективой обретения постоянного статуса резидента (вида на жительство). Также образовательную эмиграцию стимулировали программы по поддержке обучения российских студентов, которые развивали страны Европы и США. В 2013 году, по данным ЮНЕСКО, численность студентов из России по всем странам составила 45,2 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2000 г. более чем в 2 раза. Распределение российских студентов по странам приема выглядит так: Германия - 21%, США - 12%, Франция, Великобритания, Чехия - по 8%. Очень часто образовательная миграция переходит в форму трудовой эмиграции - многие российские студенты остаются на работу в принимающих странах. Одной из отличительных особенностей российских студентов, обучающихся за рубежом, является их миграционная установка, направленная на закрепление в стране обучения как постоянного жителя. Наши социологические исследования показывают, что 90% российских студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры в США, хотели бы получить статус постоянного жителя США, из них 60% готовы уже сейчас отказаться от российского гражданства, если это будет необходимо для получения GREEN CARD (вида на жительство).
Сформировался феномен «постоянно циркулирующих» образовательных мигрантов из России и стран бывшего СССР. Некоторая часть молодых людей постоянно продлевает свое пребывание за рубежом на основе различных грантов и прочего, чтобы не возвращаться на родину. Для тех, кто не может позволить себе обучение за границей, есть множество программ молодежного обмена, которые, как минимум, способствуют формированию миграционных установок молодёжи, а как максимум, являются каналами эмиграции на постоянной основе. К наиболее известным программам международного обмена можно отнести следующие: государственная программа «Глобальное образование», Work&Travel USA, Au Pair Camp, FLEX, Work in France, Teach in China,
Internship/Training Program in USA, Study and Work in Portugal, волонтерские стажировки -исследовательские проекты от Всемирного фонда дикой природы WWF; Working Holiday Canada; Fulbright Program USA и другие.
Канал временной трудовой эмиграции также активно используется российской молодежью. По данным Федеральной миграционной службы, доля молодежи в возрасте 16-29 лет в потоке трудовых эмигрантов в среднем в последние годы составляла 30%. Некоторое снижение абсолютной численности трудовых мигрантов в возрасте 16-29 лет объясняется также снижением численности молодежного контингента в России и ужесточением визовых требований стран-реципиентов в период кризиса 2008-2012 годов. В молодежном эмиграционном потоке мужчины преобладают над женщинами: в 2012 году соотношение составило 76% к 24% соответственно.
Таблица 1. Половозрастной состав российских молодых людей в возрасте 16-29 лет,
выехавших на работу за границу, человек (8;9;10)
Год Доля молодежи в общем потоке
Всего, в том числе Мужчины Женщины трудовой эмиграции из России, %
1994 1 884 1 539 345 23,3
1995 2 574 2 103 471 23,0
2000 12 419 8 611 3 808 27,1
2001 13 759 8 272 5 487 30,1
2002 14 048 9 640 4 408 28,5
2003 13 587 7 945 5 642 28,5
2004 18 985 11 084 7 901 33,7
2005 20 995 12 763 8 232 34,5
2006 27 238 15 780 11 458 41,4
2007 25 088 16 030 9 058 35,9
2008 26 646 16 628 10 018 36,4
2009 22 090 13 943 8 147 33,3
2010 24 866 16 035 8 831 35,4
2011 19 979 14 622 5 357 29,6
2012 19 097 15 368 3 729 29,7
Специфической формой эмиграции является усыновление детей иностранными гражданами. Статистику ведет Министерство образования и науки РФ. Усыновление (удочерение) детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, и лицами без гражданства (далее - иностранные граждане) допускается только в случаях, если не представляется возможным передать таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
2006
2007
2003 200&
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Рис. 1. Численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (11)
Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение): гражданам США, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам США, желающим усыновить (удочерить) указанных детей; лицам, состоящим в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лицам, являющимся гражданами указанного государства и не состоящим в браке.
Таблица 2. Динамика численности усыновленных российскими и иностранными гражданами детей в Российской Федерации в 2004-2014 годах, человек (11)
Год Усыновлено всего, в том числе Российскими гражданами Иностранными гражданами
2004 16.432 7.013 9.419
2005 14.430 6.904 7.526
2006 14.431 7.742 6.689
2007 14.066 9.530 4.536
2008 13.225 9.100 4.125
2009 12.753 8.938 3.815
2010 11.157 7.802 3.355
2011 10.816 7.416 3.400
2012 9.169 6.565 2.604
2013 8.245 6.757 1.488
2014 7.654 6.616 1.038
Итого 132.378 84.383 47.995
Источник: Данные Минобрнауки РФ (http://www. usynovite. ru/statistics/2014/6/)
В результате международных усыновлений в 2004-2014 годах из Российской Федерации выехали около 48 тыс. детей, усыновленных иностранными гражданами (табл. 2). С точки зрения отдельного ребенка, обретение им родителей и семьи - безусловно положительное явление. Однако с точки зрения страны это, безусловно, - потеря демографического потенциала. В последние годы были приняты меры, направленные на стимулирование усыновления детей российскими гражданами. Однако пока этот вопрос в России эффективно не решен.
Последствия эмиграции молодежи для России. Несмотря на негативные демографические тенденции в Российской Федерации в 1990-е годы, на фоне сокращения общей численности населения, численность населения в возрасте 15-29 лет, как и его доля, увеличилась. Рост продолжался до 2005 года. Объяснением роста численности и доли молодежи является то, что на численность молодежи в первую очередь оказывает влияние уровень рождаемости и смертности в стране, в последнюю - миграция. В то же время эти изменения отражаются только в среднесрочной перспективе - 15-20 лет. Например, снижение рождаемости в 1990-е годы отразилось не сразу, а через определенное время. Этим же объясняется и резкий скачок численности и доли молодежи, который зафиксировала перепись 1979-го года. «Скачок» рождаемости, произошедший сразу после Великой Отечественной войны, отразился на возрастной структуре населения и, соответственно, на численности и доле молодежи через два десятилетия. Или дети, родившиеся в 1999 году, статистически попали в категорию «молодежь» только в 2014 году.
На начало 2015 года (без учета Республики Крым и г. Севастополь) численность молодежи в России достигла своего минимума и составила 28,7 млн. человек, или 19,7% всей численности населения России (рис. 2). По сравнению с 2010 годом численность молодежи сократилась на 3,8 млн. человек, или на 3,1%. В целом, начиная с 2005 года, численность и доля молодежи демонстрируют отрицательный темп прироста, что связано с серьезными изменениями в динамике естественных демографических событий.
С 2002 года происходит постепенное «взросление» молодежи и, как следствие, увеличение среднего возраста, что также объясняется снижением рождаемости в 1990-е годы. Если по переписи населения 2002 года доля молодежи в возрасте 15-19 лет составляла 36,8%, то в 2015 г. - 23,8%. В то же время доля возрастной группы 25-29 лет за тот же период возросла с 30,4% до 43,9%.
40000
1926 1959 1979 2002 2005 2007 2009 2011 2013 2015
-Численность
-Доля
Рис. 2. Численность и доля населения в возрасте 15-29 лет в России, человек и %
Численность и доля молодежи в краткосрочной перспективе еще больше снизится. Единственным возможным вариантом, когда численность молодежи может возрасти, является иммиграция преимущественно людей в возрасте от 15 до 29 лет включительно, что выглядит маловероятным сценарием.
100%
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
■ 15-19 И 20-24 «25-29
Рис. 3. Возрастная структура молодежи России в 2002-2015 гг., % Российская молодежь концентрируется в городах. Данная тенденция отчетливо прослеживается с 1959 года, когда перепись зафиксировала превышение доли городского населения над сельским среди молодежи - 56% над 44%. На протяжении всего последующего времени эта доля только росла вплоть до 1989 года, когда показатель составил 75,7%. На начало 2015 года 75,8% молодых людей в возрасте 15-29 лет проживали в городе. Данная тенденция совпадает и с тенденциями размещения всего
населения России, даже превышая их. Так, в 2015 году 74% населения проживали в городе.
Несмотря на ограничения статистики, мы произвели расчеты прямых демографических потерь Российской Федерации в результате эмиграции. Согласно нашим оценкам, численность эмигрантов на постоянное место жительства за период 1994-2014 годов составила 3,1 млн. человек, в том числе женщин 1,1 млн. человек и 1,1 млн. молодых людей. Демографические потери в результате временной трудовой эмиграции в 1994-2013 годы составили 1 млн. человек, в том числе женщин - 130 тыс. человек и молодежи 303 тыс. человек. Общие демографические потери в результате эмиграции из России в 19942014 гг. (без учета трудовой эмиграции за 2014 год) составили 4,1 млн. человек, в том числе женщин 1,2 млн. и молодежи - 1,4 млн. человек. Таким образом, эмиграция молодежи имеет существенные демографические последствия для страны.
Заключение. В отношении оценки влияния эмиграции молодежи на социально-экономические и демографические процессы в России большинство ученых и экспертов сходятся во мнении, что эмиграция молодежи на постоянное место жительства - явление негативное, подрывающее демографическую и социально-экономическую безопасность страны. На фоне демографического кризиса потеря образованной части населения, находящейся в активном репродуктивном и трудоспособном возрасте, является невосполнимой потерей для страны. Демографические потери выражаются как в уменьшении численности населения, так и в потенциальных потерях от сокращения реализации репродуктивного потенциала. Кроме того, сокращение численности молодежи несет и экономические проблемы, связанные с сокращением некоторых сегментов потребительского рынка, рынка образовательных услуг, налоговых поступлений и пр. Нужно также отметить социальный аспект - общество, в котором мало молодежи, часто теряет социальный оптимизм и динамику развития.
При всей отрицательной оценке эмиграционного оттока на постоянное место жительства молодежи за границу, в настоящее время меры противодействия не могут носить прямого характера. Государственные структуры должны понимать, что предотвратить отток возможно не методом запретов, а методом изменения социально-экономических условий реализации молодежью своего жизненного и трудового потенциала в России. Прежде всего необходимо изменение ценности образования, которое должно измеряться высокой заработной платой. К сожалению, молодые люди, окончив университеты в России, не видят перспективы работы по специальности, не чувствуют своей востребованности, не получают достойной оплаты труда. Необходимо повышение оплаты труда в отраслях, которые продуцируют отток за рубеж квалифицированных специалистов - прежде всего в образовании и науке. Создание условий для профессионального роста и развития, востребованность на рынке труда молодых профессионалов не только позволит предотвратить отток молодежи за границу, но и сможет привлечь молодых людей, эмигрировавших ранее, обратно в страну.
Список использованной литературы:
1. Рязанцев С.В. Новые формы временной эмиграции из России// Наука. Инновации.
Технологии. Научный журнал Северо-Кавказского федерального университета. -№ 2. -
2014. -С. 81-93.
2. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Эмиграция ученых их России: «циркуляция» или «утечка» умов// Социологические исследования. -№ 4. -2013. -С. 24-34.
3. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Интеграция «русскоязычной» общины в Австралии// Народонаселение. -№ 1. -2013. -С. 106-110.
4. Рязанцев С.В., Письменная Е. Е. Возможности статистической идентификации и оценка интеграции «русскоязычной» общины (на примере Австралии)// Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. Научно-аналитический журнал. -№ 6. -2012. -С. 58-64.
5. Рязанцев С.В. Новая русская диаспора: условия формирования, идентичность и ассимиляция//Научное обозрение: Серия 1 «Экономика и право». -№ 5. -2010. -С. 83-88.
6. Ryazantsev S.V., The Modern Russian-Speaking Communities in the World: Formation, Assimilation and Adaptation in Host Societies, Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 6, № 3, May 2015, Rome, MCSER Publishing, PP. 155-163.
7. Ryazantsev S. V., Migration from Russia to Australia and formation of a Russian Community, Canberra, Australian National University, College of Arts & Social Sciences, Vol. 4, № 5, 2013, 98 p.
8. Труд и занятость в России - 2003. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004. (www.gks.ru)
9. Труд и занятость в России - 2013. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2014. (www.gks.ru)
10. Молодежь в России - 2010. - М. : Федеральная служба государственной статистики, 2011. (www.gks.ru)
11. Данные Минобрнауки РФ (http://www.usynovite.ru/statistics/2014/6/)
12. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2014 году. - М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат) (http://www. gks. ru/bgd/regl/b15 107/Main. htm)
13. Ростовская Т.К., Рязанцев С.В. Социально-демографические характеристики российской молодежи // Государственный советник. Международный научно-практический журнал. № 2 (10). 2015. С. 66-74.
Reference Literature:
1. Ryazantsev S.V. New Forms of Temporary Emigration from Russia // Science. Innovations. Technologies. Scientific journal of North-Caucasion Federal University. # 2, 2014, pp. 81 -93.
2. Ryazantsev S.V., Pismennaya Ye.Ye. Emigration of Scientists from Russia: «Circulation» or «Leakage» of Intellects // Sociological researches, # 4, 2013. - pp. 23 -24.
3. Ryazantsev S.V., Pismennaya Ye.Ye. Integration of «Russian-Speaking» Community in Australia //Population, #1, 2013. - pp. 106 - 110.
4. Ryazantsev S.V., Pismennaya Ye.Ye. Potentialities of Statistical Identification and Assessment of Integration of «Russian-Speaking» Community (on the example of Australia) // Scientific survey. Series 2. Humanitarian Sciences. Scientific-analytical journal. #6, 2012. -pp. 58 - 64.
5. Ryazantsev S. V. New Russian Diaspora: Conditions of Formation, Identity and Assimilation // Scientific survey: Series 1 «Economics and Law». # 5, 2010. - pp. 83 - 88.
6. Ryazantsev S.V., The Modern Russian-Speaking Communities in the World: Formation, Assimilation and Adaptation in Host Societies, Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 6, № 3, May 2015, Rome, MCSER Publishing, pp. 155-163.
7. Ryazantsev S. V., Migration from Russia to Australia and formation of a Russian Community, Canberra, Australian National University, College of Arts & Social Sciences, Vol. 4, № 5, 2013, 98 p.
8. Labour and Employment in Russia. - 2003. - M.: Federal Service of State Statistics, 2004 (www.gks.ru)
9. Ibidem - 2013; - 2014
10. Youth in Russia. - 2010. - M.: Federal Service of State Statistics, 2014 (www.gks.ru)
11. Data of RFMinistry of Education and Science (www.gks.ru)
12. Numerosity and Migration of Russian Federation Population in 2014. - M.: Federal Service of State Statistics (Rosstat) (http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_107/Main.htm)
13. Rostovskaya T.K., Ryazantsev S.V. Social-Demographic Characteristic of Russian Youth // State Councillor. International scientific-practical journal. # 2 (10), 2015. - pp. 66 - 74.