Научная статья на тему 'Эмиграция деятелей русской культуры в Италию (1918-1939): к вопросу о статистике и типологизации'

Эмиграция деятелей русской культуры в Италию (1918-1939): к вопросу о статистике и типологизации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1534
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ИТАЛИЮ / СТАТИСТИКА / ТИПОЛОГИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ / RUSSIAN EMIGRATION TO ITALY / STATISTICS / CLASSIFICATION / RUSSIAN ARTISTS / RUSSIAN CIVIL WAR / RUSSIAN REVOLUTIONS OF 1917

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Булучевская Елизавета Андреевна

Статья посвящена анализу статистики русской эмиграции в Европу в целом и в Италию в частности после Октябрьского переворота 1917 г. и до начала Второй мировой войны в 1939 г. На основе выборки из 210 человек предлагается статистика эмиграции деятелей русской культуры в Италию. Эмигранты типологизируются на основе времени, обстоятельств их приезда в Италию, а также исходя из их расселения на Апеннинах в межвоенный период. На примере самой многочисленной, художественной эмиграции в Италию в 1920-30-х гг. показана многогранность творческой самореализации русских живописцев за рубежом. Последние сгруппированы по жанрам и стилям их работ, многообразие которых свидетельствует как о сохранении художниками в эмиграции «русской темы», так и о включении в контекст европейской живописи 1920-30-х гг. Несмотря на малочисленность русской эмиграции в Италию, деятели отечественной культуры все же оказали влияние на итальянский культурный контекст эпохи. Русское присутствие в Италии заметно в живописи и в музыкальном искусстве, в сфере кино и театра, в писательском творчестве и в науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian cultural emigration to Italy (1918-1939): the question of statistics and classification

In the article, the statistics of Russian emigration in Europe and particularly in Italy during the period of 1917-1939 (after the two Russian revolutions till the beginning of the World War II) is analysed. We have chosen 210 Russian artists who immigrated to Italy after 1917. We have made a classification of them depending on the period and circumstances of emigra-tion, as well as depending on refugee settlement in Italy. On the example of the most numerous, artistic emigration in Italy during the 1920s-1930s the di-versity of creative self-realisation of the Russian artists abroad is demonstrated. These painters are classified by genre and style of their works; their diversity reflects both the preservation of «Russian theme» by the artists in exile and the inclusion in the context of European art tendencies of the 1920s-1930s. Despite the small number of Russian emigration to Italy, it influenced the Italian cultural context of the epoch in different spheres in painting and in music, in cinema and theatre, in literature and in science.

Текст научной работы на тему «Эмиграция деятелей русской культуры в Италию (1918-1939): к вопросу о статистике и типологизации»

УДК 314.15

Булучевская Елизавета Андреевна

Санкт-Петербургский государственный университет buluchevskaya.liza@gmail.com

ЭМИГРАЦИЯ ДЕЯТЕЛЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИТАЛИЮ (1918-1939): К ВОПРОСУ О СТАТИСТИКЕ И ТИПОЛОГИЗАЦИИ

Статья посвящена анализу статистики русской эмиграции в Европу в целом и в Италию в частности после Октябрьского переворота 1917 г. и до начала Второй мировой войны в 1939 г. На основе выборки из 210 человек предлагается статистика эмиграции деятелей русской культуры в Италию. Эмигранты типологизируются на основе времени, обстоятельств их приезда в Италию, а также исходя из их расселения на Апеннинах в межвоенный период. На примере самой многочисленной, художественной эмиграции в Италию в 1920-30-х гг. показана многогранность творческой самореализации русских живописцев за рубежом. Последние сгруппированы по жанрам и стилям их работ, многообразие которых свидетельствует как о сохранении художниками в эмиграции «русской темы», так и о включении в контекст европейской живописи 1920-30-х гг. Несмотря на малочисленность русской эмиграции в Италию, деятели отечественной культуры все же оказали влияние на итальянский культурный контекст эпохи. Русское присутствие в Италии заметно в живописи и в музыкальном искусстве, в сфере кино и театра, в писательском творчестве и в науке.

Ключевые слова: русская эмиграция в Италию, статистика, типологизация, деятели русской культуры, Гражданская война, Октябрьский переворот.

Э миграция деятелей отечественной культуры после Февральской революции и Октябрьского переворота 1917 г., а также после Гражданской войны (1917-1922) приобрела массовый характер. Как известно, основными центрами эмиграции после Гражданской войны являлись: Константинополь и Галлиполи, Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, Болгария, Чехословакия, Франция, Германия, Великобритания, Италия, США, Китай (г. Харбин). Кроме того, около 8 млн русских, проживавших до революции в Латвии, Литве, Эстонии, Бессарабии, Финляндии, Польше, после 1917 г. составили население новообразовавшихся независимых республик.

Традиции активного социального и культурного взаимодействия России и Италии формировались в течение ХУШ-Х1Х вв. и послужили основой контактов русских эмигрантов и представителей итальянской культуры в 1918-1939 гг. «Первая волна» эмиграции в Италию повлияла на характер культурных контактов России и Италии после Второй мировой войны, а также на культурное взаимодействие стран на современном этапе.

Начало изучения темы русской эмиграции в Италию относится к 1970-м гг., когда в Италии была опубликована монография Э. Ло бха «Русские в Италии» [10], однако наиболее активное исследование данного вопроса приходится на 19902010-е гг., когда для отечественных исследователей стали доступны зарубежные архивы. Вопросы статистики и типологизации русской эмиграции в Италию в 1918-1939 гг. в той или иной мере были рассмотрены в монографиях «Осколки русской Италии. Исследования и материалы» С. Гард-зонио и Б. Сульпассо [1], «Русская художественная эмиграция. 1917-1939» Д.Я. Северюхина [6], а также в сборниках статей: «Россия и Италия» [4], «"Персонажи в поисках автора": Жизнь русских в Италии XX века» [2]. Статистике эмиграционных

процессов из Советской России (СССР) уделено значительное внимание в монографии Ю. Суомелы «Зарубежная Россия» [7]. Опубликованные в серии сборников статей «Русско-итальянский архив» [8] архивные документы (отечественных и итальянских фондов) дают необходимый фактический материал для анализа феномена эмиграции деятелей русской культуры в Италию в 1918-1939 гг. с точки зрения количественных данных, социального и профессионального состава.

Поскольку русская эмиграция в Италию в 1918-1939 гг. отличалась территориальной рас-средоточенностью, а также слабым тяготением к объединению в рамках общественно-политических и культурных организаций, необходимо проанализировать причины данной децентрализации. В связи с этим необходимым представляется изучение статистических данных, времени и обстоятельств эмиграции из Советской России (СССР), закономерностей расселения русских эмигрантов в Италии.

Ввиду того, что численность отечественной эмиграции в Италию в той или иной мере определила и характерные особенности русского присутствия, необходимо обратиться к статистике русской эмиграции после 1917 г. в Европу в целом и в Италию в частности. Поскольку до 1917 г. эмиграционные процессы в Российской империи юридически не регулировались, не существовало и официального единого учета эмигрировавших из Советской России (затем - из СССР).

Статистические сведения носят разрозненный и неоднозначный характер. Согласно данным Американского Красного Креста, на 1921 г. его помощь получили 1,964 млн русских беженцев. В монографии «Русская Гражданская война и русская эмиграция. 1917-1921» историк Ганс фон Римша предположил, что помощь получали около 80 % беженцев, соответственно, общее их количество

© Булучевская Е.А., 2016

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова »41- № 3, 2016

43

составляло около 2,455 млн человек [4, s. 51]. Учитывая около 350 тыс. русских, уехавших в Китай и другие неевропейские страны, а также 130 тыс. человек Русской армии Врангеля, эвакуированной из Крыма 13-16 ноября 1920 г., общее количество русских беженцев из России в 1921 г. составляло, по мнению фон Римша, 2,935 млн человек. Общее число эмигрантов, вероятно, завышено исследователем: статистика не учитывает того факта, что русские беженцы, переезжая из одной страны в другую, получали помощь Красного Креста одновременно в нескольких странах.

Согласно отчету Лиги Наций (1926), количество русских беженцев в мире составляло 1-1,5 млн [7, с. 38]. В 1939 г. в работе Дж. Симпсона были опубликованы результаты исследования 1937 г. британского Королевского института международных отношений. На основе сведений Красного Креста, Лиги Наций, а также организаций русских беженцев за границей были сделаны выводы: в 1922 г. в Европе находилось 718 тыс. русских, в 1930 г. -503 тыс., в 1936-1937 гг. - около 355 тыс. [12, p. 110]

Сведения о представителях русской культуры, эмигрировавших после 1917 г. в Италию, содержатся в нескольких источниках. Количество русских эмигрантов в этой стране составляло 20 000 чел. -по данным Американского Красного Креста на ноябрь 1920 г., 8-10 000 чел. - по сведениям Русского заграничного исторического архива в Праге на январь 1922 г. [9, p. 54] Статистика в 20 000 чел. представляется завышенной, учитывая высокую динамику перемещений русских эмигрантов между европейскими странами в 1920-30-е гг. и, соответственно, получение ими помощи Красного Креста в нескольких государствах одновременно. Впрочем, в 1921 г. хельсинкская газета «Новая русская жизнь» также писала о 20 тыс. проживающих в Италии русских [4, с. 79]. В монографии «Россия за рубежом» американский историк М. Раев пишет

0 9 000 русских в Италии в 1922 г. и о 2 500 эмигрантах в 1930 г. [3, с. 262]

Помимо официальных сведений, совершенно иные статистические данные находим в письмах русских эмигрантов. Так, 13 февраля 1929 г. в письме баронессе М.Д. Врангель князь А.М. Волконский отмечал: «По всей Италии, по различным данным, насчитывается приблизительно около 1,5-2 тысяч русских беженцев. Главные группы их находятся в Риме, Флоренции, Генуе, Милане... В самом Риме русских проживает около 400 человек» [1, с. 301].

Спустя два года, 25 июля 1931 г., Д.В. Ден сообщал М.Д. Врангель аналогичные сведения: «Число проживающих в Италии беженцев довольно трудно поддается учету вследствие приездов и отъездов; по итальянским полицейским сведениям - от

1 500 до 2 000. Думаю, эта цифра скорее преувеличена, чем преуменьшена, так как в Риме. где рус-

ская колония наиболее значительная, она не превышает 300 человек. Из других городов Италии лишь в Милане, Флоренции и Неаполе русские могут насчитываться десятками, в других городах - лишь единицами...» [1, с. 309]

Таким образом, сведения, которые мы обнаруживаем в корреспонденции эмигрантов, в целом совпадают с подсчетами М. Раева и данными Пражского архива и кардинально, в два раза различаются со статистическими данными Красного Креста. Причиной данной статистической разницы является, прежде всего, отсутствие к началу 1920-х гг. четкой системы учета иммигрантов в Италии, а также порядка фиксирования лиц, выезжающих за границу, в Советской России.

Типологизация русских эмигрантов в Италию предполагает учет обстоятельств и времени их отъезда из Советской России (СССР). После 1917 г. русские беженцы в Италию ассимилировались с эмигрировавшими на Апеннины еще до Октябрьского переворота: писателями и журналистами (например, К.Л. Вейдемюллером, Л.Ф. Гинзбургом, М.К. Первухиным, О. Ресневич-Синьорелли, Е.Ю. Григорович), художниками (Н.Н. Лоховым, П.В. Безродным, Г.П. Мальцевым, В.Л. Шерешев-ским), учеными (Е.Ф. Шмурло, Б.В. Яковенко, Е.А. Ананьиным, В.Н. Забугиным).

Среди русских эмигрантов в Италию после 1917 г. значительную часть составляли деятели культуры и науки - ученые, писатели, художники, музыканты, деятели театра и кино. Опираясь на биографические материалы, составленные итальянскими и русскими исследователями [5] и сделав на их основе определенную количественную и качественную выборку, можно сделать следующие выводы: в 1920-30-е гг. в Италии в качестве эмигрантов находилось около 210 деятелей русской культуры и науки (тех, о ком существуют биографические сведения). Среди них: около 70 русских художников, скульпторов и архитекторов; около 60 писателей, поэтов, журналистов и переводчиков; около 30 театральных деятелей (режиссеров, театральных актеров, оперных певцов, балерин, сценографов), 20 ученых (гуманитарных и точных наук), 15 деятелей кино (режиссеров, актеров, операторов) и 15 музыкантов (композиторов, исполнителей, лирических певцов).

Часть русских деятелей культуры эмигрировала в Италию непосредственно из Советской России (СССР): например, из Петрограда или Москвы - в Рим, Милан, Флоренцию. Так, яркими примерами служат обстоятельства эмиграции художников Г.Г. бхазии и А.В. Исупова, литераторов Р. Кюфферле, П.П. Муратова, Ф.М. Вейцмана, О.А. Шор, пианистки А.Н. Кутуковой, виолончелиста А.М. Барянского, театрального режиссера Г.А. Кроля, филолога Н. Мингайло-Крюковой, археолога Т.С. Варшер.

44

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 3, 2016

В то же время отдельные представители русской культуры первоначально эмигрировали из Советской России в другие страны (например, в Германию, Францию, Швейцарию) и лишь затем переехали в Италию, оставшись там на более или менее продолжительный срок. Именно Италия стала основной страной их иммиграции. К числу эмигрантов данного типа относятся, например, писатели А.В. Амфитеатров и В.А. Сумбатов-Со-колов, художники Ф.А. Малявин, А.А. Сведом-ская, В.Д. Фалилеев, архитекторы Л.М. Браилов-ский и С.А. Щербатов, скульптор П.П. Трубецкой, композитор и дирижер Д.А. Амфитеатров, балерина Е.Ф. Борисенко, киноактриса Ася Норис (А.Н. Герцфельд), математик В.М. Бернштейн, филолог-славист Х. Сонабенд.

По времени и обстоятельствам эмиграции русских деятелей культуры можно разделить на тех, кто эмигрировал после Октябрьского переворота 1917 г. или Гражданской войны (в 1922-1923 гг.), и тех, чей отъезд из страны пришелся на середину 1920-х - 1930-е гг. События 1917-1922 гг. стали основной причиной эмиграции для таких писателей и поэтов, как П.П. Муратов, А.С. Гейнцельман, Н.М. Гольденвейзер, С.А. Барановская, М.М. Иванов, В. Преображенская. К данной категории эмигрантов также относятся художники А.А. Алексеев, Б.В. Зуев и И.С. Зуева, Д.В. Олсуфьева-Боргезе; музыканты и музыковеды - К.М. Мазурин, И.А. Пер-сиани, Ю.Н. Померанцев; ученые - О.О. Визель, Н.П. Оттокар; театральные деятели - С.М. Волконский, Р. Лорк, Л. Нелидова (Барто), А.А. Санин (Шенберг), Т.Ф. Шаляпина, Ю.Н. Юрьин, С. Сады-ков; деятели кино - Г.С. Аронсон, В.А. Старевич (режиссер эмигрировал в Италию, однако вскоре переехал во Францию). Позже, в середине 1920-х -1930-е гг., из СССР в Италию эмигрировали поэт

B.И. Иванов, художники Ф.С. Бренсон, Л. Слуцкая,

C. Фикс, В.А. Чекунова, И.М. Карпов, художник Ю.П. Анненков (Б. Тимирязев), оперные певицы Р. А. Замкова, А.П. Кравченко.

В целом, среди писателей-эмигрантов насчитывается около 25 % эмигрировавших из Советской России (СССР) непосредственно в Италию. Среди художников - примерно 20 %, среди ученых -30 %, среди театральных деятелей - 30 %, среди кинодеятелей - около 13 %, среди музыкантов -около 53 %.

Русская эмиграция в Италии носила рассредоточенный характер, чему способствовали географические факторы. В отличие от Франции, Германии, Чехословакии, русские эмигранты в Италии сконцентрировались одновременно в нескольких центрах: Риме, Флоренции, Милане, Неаполе, Венеции, Генуе на о. Капри и Лигурийском побережье. Юг Италии - экономически бедный регион - практически не был освоен русскими. В целом русские эмигранты в Италии в 1920-30-е гг.

интенсивно перемещались между крупными городами, что характерно прежде всего для художников и театральных деятелей - в силу специфики их выставочной и артистической деятельности. Несмотря на это, прослеживается и ряд закономерностей. Русские живописцы 1920-х гг. в основном сосредоточились в Риме и Венеции, где проходили крупные художественные выставки. Милан (прежде всего, театр Ла Скала) стал главным центром театральной и музыкальной жизни, в то время как русский балет наиболее активно развивался в столице (благодаря артистической и педагогической деятельности русских танцовщиц Л.Р. Нелидовой, Е.Ф. Борисенко, Е.С. Писаревской (Леонидовой)).

Наконец, типологизации на основе стилистики творчества наиболее поддаются художники-эмигранты. В 1920-30-е гг. в Италии наблюдалось разнообразие художественных направлений, стилей и жанров, в которых работали русские живописцы. Помимо традиционной для «русских итальянцев» пейзажной живописи (А.А. Алексеев, А.Я. Бело-бородов, Н. Каль-Бавастро, В.А. Субботин), отдельные художники развивали в своем эмигрантском творчестве «русские темы»: Ф.А. Малявин, Р.Н. Браиловская, Е.З. Краснушкина - каждый из них выступал хранителем отечественных живописных традиций в эмиграции. Помимо «русской темы» прослеживался и интерес к религиозным сюжетам, который в той или иной мере присутствовал в живописи И.С. Зуевой, В.Н. Нечитайло-ва, Г.П. Мальцева. В 1900-1910-х гг. Н.Н. Лохов, Ф.П. Рейман, а позже - Д.К. Степанов занимались реставрацией и копированием фресок итальянского Ренессанса. Учитывая нестабильность исторической эпохи 1920-30-х гг. данный факт отражал потребность эмигрантов-художников в обращении к вечной и незыблемой возрожденческой культуре. Кроме того, в выставочном пространстве Рима и Венеции в 1918-1939 гг. была широко представлена и импрессионистическая живопись А.В. Ису-пова, П.В. Безродного, И.М. Карпова. Стилевое и жанровое многообразие облегчало интеграцию русских живописцев-эмигрантов в художественную жизнь Италии, создавая оптимальный баланс между творческим самовыражением и материальным аспектом жизни художника в эмиграции.

В целом причины рассредоточенности русской эмиграции в Италии были обусловлены не только территориальным фактором (наличием нескольких центров средоточия культурной жизни), но и количественными показателями. Значительным является диапазон сведений о русском присутствии в Италии - от 1,5 до 20 тыс. человек, что, безусловно, затрудняет объективное исследование вопроса. Официальные подсчеты, вероятно, являются завышенными, а неофициальные - преуменьшенными, что в любом случае не исключает как общей малочисленности русских в Италии в межвоенный

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2016

45

период, так и тенденции к уменьшению числа эмигрантов в Италию начиная с 1928-1930 гг. Русские беженцы прибывали на Апеннины как напрямую из Советской России (СССР), так и через другие европейские государства. В процентном соотношении среди русских беженцев преобладали художники и писатели. Обстоятельства эмиграции, ее малочисленность и территориальная рассре-доточенность не препятствовали многогранному самовыражению эмигрантов (в особенности живописцев) в пределах Рима, Милана, Венеции, Флоренции, Генуи, способствуя формированию в 1920-30-х гг. яркой и своеобразной мозаики русского присутствия на Апеннинах.

Библиографический список

1. Гардзонио С., Сульпассо Б. Осколки русской Италии. Исследования и материалы. Кн. 1 / Дом Русского зарубежья имени Александра Солженицына; Пизанский университет. - М.: Русский путь, 2011. - 454 с.

2. «Персонажи в поисках автора»: Жизнь русских в Италии XX века / сост. А. д'Амелия, Д. Риц-ци. - М.: Русский путь, 2011. - 318 с.

3. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919-1939. - М.: Прогресс-Академия, 1994. - 295 с.

4. Россия и Италия. Вып. 5. Русская эмиграция в Италии в XX веке / отв. ред. Н.П. Комолова. - М.: Наука, 2003. - 335 с.

5. Русские в Италии. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.russinitalia.it/ (дата обращения: 10.09.2015).

6. Северюхин Д.Я. Русская художественная эмиграция. 1917-1939. - СПб.: Издательство имени Н.И. Новикова, 2003. - 129 с.

7. Суомела Ю. Зарубежная Россия. Идейно-политические взгляды русской эмиграции на страницах русской европейской прессы в 1918-1940 гг. / Авторизованный перевод с финского Л.В. Суни. -СПб.: Издательский Дом «Коло», 2004. - 351 с.

8. Archivio italo-russo (Русско-итальянский архив) / a cura di D. Rizzi e A. Shishkin. Voll. I-X. -Trento-Salerno, 1997. - 2015.

9. Europe on the Move. War and population changes, 1917-1947 by E.M. Kulischer. - N.Y.: Columbia University Press, 1948. - 377 p.

10. Lo Gatto E. Russi in Italia: Dal secolo XVII ad oggi. - Roma: Editori Riuniti, 1971. - 331 p.

11. Rimscha H. von. Der russische Bürgerkrieg und die russische Emigration, 1917-1921. - Jena: Frommann, 1924. - 169 S.

12. The Refugee Problem: Report of a Survey / by Sir John Hope-Simpson. - Oxford: Oxford University Press, 1939. - 636 p.

46

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 3, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.