УДК 314.15
Булучевская Елизавета Андреевна
Санкт-Петербургский государственный университет buluchevskaya.liza@gmail.com
ЭМИГРАЦИЯ ДЕЯТЕЛЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИТАЛИЮ (1918-1939): К ВОПРОСУ О СТАТИСТИКЕ И ТИПОЛОГИЗАЦИИ
Статья посвящена анализу статистики русской эмиграции в Европу в целом и в Италию в частности после Октябрьского переворота 1917 г. и до начала Второй мировой войны в 1939 г. На основе выборки из 210 человек предлагается статистика эмиграции деятелей русской культуры в Италию. Эмигранты типологизируются на основе времени, обстоятельств их приезда в Италию, а также исходя из их расселения на Апеннинах в межвоенный период. На примере самой многочисленной, художественной эмиграции в Италию в 1920-30-х гг. показана многогранность творческой самореализации русских живописцев за рубежом. Последние сгруппированы по жанрам и стилям их работ, многообразие которых свидетельствует как о сохранении художниками в эмиграции «русской темы», так и о включении в контекст европейской живописи 1920-30-х гг. Несмотря на малочисленность русской эмиграции в Италию, деятели отечественной культуры все же оказали влияние на итальянский культурный контекст эпохи. Русское присутствие в Италии заметно в живописи и в музыкальном искусстве, в сфере кино и театра, в писательском творчестве и в науке.
Ключевые слова: русская эмиграция в Италию, статистика, типологизация, деятели русской культуры, Гражданская война, Октябрьский переворот.
Э миграция деятелей отечественной культуры после Февральской революции и Октябрьского переворота 1917 г., а также после Гражданской войны (1917-1922) приобрела массовый характер. Как известно, основными центрами эмиграции после Гражданской войны являлись: Константинополь и Галлиполи, Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, Болгария, Чехословакия, Франция, Германия, Великобритания, Италия, США, Китай (г. Харбин). Кроме того, около 8 млн русских, проживавших до революции в Латвии, Литве, Эстонии, Бессарабии, Финляндии, Польше, после 1917 г. составили население новообразовавшихся независимых республик.
Традиции активного социального и культурного взаимодействия России и Италии формировались в течение ХУШ-Х1Х вв. и послужили основой контактов русских эмигрантов и представителей итальянской культуры в 1918-1939 гг. «Первая волна» эмиграции в Италию повлияла на характер культурных контактов России и Италии после Второй мировой войны, а также на культурное взаимодействие стран на современном этапе.
Начало изучения темы русской эмиграции в Италию относится к 1970-м гг., когда в Италии была опубликована монография Э. Ло бха «Русские в Италии» [10], однако наиболее активное исследование данного вопроса приходится на 19902010-е гг., когда для отечественных исследователей стали доступны зарубежные архивы. Вопросы статистики и типологизации русской эмиграции в Италию в 1918-1939 гг. в той или иной мере были рассмотрены в монографиях «Осколки русской Италии. Исследования и материалы» С. Гард-зонио и Б. Сульпассо [1], «Русская художественная эмиграция. 1917-1939» Д.Я. Северюхина [6], а также в сборниках статей: «Россия и Италия» [4], «"Персонажи в поисках автора": Жизнь русских в Италии XX века» [2]. Статистике эмиграционных
процессов из Советской России (СССР) уделено значительное внимание в монографии Ю. Суомелы «Зарубежная Россия» [7]. Опубликованные в серии сборников статей «Русско-итальянский архив» [8] архивные документы (отечественных и итальянских фондов) дают необходимый фактический материал для анализа феномена эмиграции деятелей русской культуры в Италию в 1918-1939 гг. с точки зрения количественных данных, социального и профессионального состава.
Поскольку русская эмиграция в Италию в 1918-1939 гг. отличалась территориальной рас-средоточенностью, а также слабым тяготением к объединению в рамках общественно-политических и культурных организаций, необходимо проанализировать причины данной децентрализации. В связи с этим необходимым представляется изучение статистических данных, времени и обстоятельств эмиграции из Советской России (СССР), закономерностей расселения русских эмигрантов в Италии.
Ввиду того, что численность отечественной эмиграции в Италию в той или иной мере определила и характерные особенности русского присутствия, необходимо обратиться к статистике русской эмиграции после 1917 г. в Европу в целом и в Италию в частности. Поскольку до 1917 г. эмиграционные процессы в Российской империи юридически не регулировались, не существовало и официального единого учета эмигрировавших из Советской России (затем - из СССР).
Статистические сведения носят разрозненный и неоднозначный характер. Согласно данным Американского Красного Креста, на 1921 г. его помощь получили 1,964 млн русских беженцев. В монографии «Русская Гражданская война и русская эмиграция. 1917-1921» историк Ганс фон Римша предположил, что помощь получали около 80 % беженцев, соответственно, общее их количество
© Булучевская Е.А., 2016
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова »41- № 3, 2016
43
составляло около 2,455 млн человек [4, s. 51]. Учитывая около 350 тыс. русских, уехавших в Китай и другие неевропейские страны, а также 130 тыс. человек Русской армии Врангеля, эвакуированной из Крыма 13-16 ноября 1920 г., общее количество русских беженцев из России в 1921 г. составляло, по мнению фон Римша, 2,935 млн человек. Общее число эмигрантов, вероятно, завышено исследователем: статистика не учитывает того факта, что русские беженцы, переезжая из одной страны в другую, получали помощь Красного Креста одновременно в нескольких странах.
Согласно отчету Лиги Наций (1926), количество русских беженцев в мире составляло 1-1,5 млн [7, с. 38]. В 1939 г. в работе Дж. Симпсона были опубликованы результаты исследования 1937 г. британского Королевского института международных отношений. На основе сведений Красного Креста, Лиги Наций, а также организаций русских беженцев за границей были сделаны выводы: в 1922 г. в Европе находилось 718 тыс. русских, в 1930 г. -503 тыс., в 1936-1937 гг. - около 355 тыс. [12, p. 110]
Сведения о представителях русской культуры, эмигрировавших после 1917 г. в Италию, содержатся в нескольких источниках. Количество русских эмигрантов в этой стране составляло 20 000 чел. -по данным Американского Красного Креста на ноябрь 1920 г., 8-10 000 чел. - по сведениям Русского заграничного исторического архива в Праге на январь 1922 г. [9, p. 54] Статистика в 20 000 чел. представляется завышенной, учитывая высокую динамику перемещений русских эмигрантов между европейскими странами в 1920-30-е гг. и, соответственно, получение ими помощи Красного Креста в нескольких государствах одновременно. Впрочем, в 1921 г. хельсинкская газета «Новая русская жизнь» также писала о 20 тыс. проживающих в Италии русских [4, с. 79]. В монографии «Россия за рубежом» американский историк М. Раев пишет
0 9 000 русских в Италии в 1922 г. и о 2 500 эмигрантах в 1930 г. [3, с. 262]
Помимо официальных сведений, совершенно иные статистические данные находим в письмах русских эмигрантов. Так, 13 февраля 1929 г. в письме баронессе М.Д. Врангель князь А.М. Волконский отмечал: «По всей Италии, по различным данным, насчитывается приблизительно около 1,5-2 тысяч русских беженцев. Главные группы их находятся в Риме, Флоренции, Генуе, Милане... В самом Риме русских проживает около 400 человек» [1, с. 301].
Спустя два года, 25 июля 1931 г., Д.В. Ден сообщал М.Д. Врангель аналогичные сведения: «Число проживающих в Италии беженцев довольно трудно поддается учету вследствие приездов и отъездов; по итальянским полицейским сведениям - от
1 500 до 2 000. Думаю, эта цифра скорее преувеличена, чем преуменьшена, так как в Риме. где рус-
ская колония наиболее значительная, она не превышает 300 человек. Из других городов Италии лишь в Милане, Флоренции и Неаполе русские могут насчитываться десятками, в других городах - лишь единицами...» [1, с. 309]
Таким образом, сведения, которые мы обнаруживаем в корреспонденции эмигрантов, в целом совпадают с подсчетами М. Раева и данными Пражского архива и кардинально, в два раза различаются со статистическими данными Красного Креста. Причиной данной статистической разницы является, прежде всего, отсутствие к началу 1920-х гг. четкой системы учета иммигрантов в Италии, а также порядка фиксирования лиц, выезжающих за границу, в Советской России.
Типологизация русских эмигрантов в Италию предполагает учет обстоятельств и времени их отъезда из Советской России (СССР). После 1917 г. русские беженцы в Италию ассимилировались с эмигрировавшими на Апеннины еще до Октябрьского переворота: писателями и журналистами (например, К.Л. Вейдемюллером, Л.Ф. Гинзбургом, М.К. Первухиным, О. Ресневич-Синьорелли, Е.Ю. Григорович), художниками (Н.Н. Лоховым, П.В. Безродным, Г.П. Мальцевым, В.Л. Шерешев-ским), учеными (Е.Ф. Шмурло, Б.В. Яковенко, Е.А. Ананьиным, В.Н. Забугиным).
Среди русских эмигрантов в Италию после 1917 г. значительную часть составляли деятели культуры и науки - ученые, писатели, художники, музыканты, деятели театра и кино. Опираясь на биографические материалы, составленные итальянскими и русскими исследователями [5] и сделав на их основе определенную количественную и качественную выборку, можно сделать следующие выводы: в 1920-30-е гг. в Италии в качестве эмигрантов находилось около 210 деятелей русской культуры и науки (тех, о ком существуют биографические сведения). Среди них: около 70 русских художников, скульпторов и архитекторов; около 60 писателей, поэтов, журналистов и переводчиков; около 30 театральных деятелей (режиссеров, театральных актеров, оперных певцов, балерин, сценографов), 20 ученых (гуманитарных и точных наук), 15 деятелей кино (режиссеров, актеров, операторов) и 15 музыкантов (композиторов, исполнителей, лирических певцов).
Часть русских деятелей культуры эмигрировала в Италию непосредственно из Советской России (СССР): например, из Петрограда или Москвы - в Рим, Милан, Флоренцию. Так, яркими примерами служат обстоятельства эмиграции художников Г.Г. бхазии и А.В. Исупова, литераторов Р. Кюфферле, П.П. Муратова, Ф.М. Вейцмана, О.А. Шор, пианистки А.Н. Кутуковой, виолончелиста А.М. Барянского, театрального режиссера Г.А. Кроля, филолога Н. Мингайло-Крюковой, археолога Т.С. Варшер.
44
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 3, 2016
В то же время отдельные представители русской культуры первоначально эмигрировали из Советской России в другие страны (например, в Германию, Францию, Швейцарию) и лишь затем переехали в Италию, оставшись там на более или менее продолжительный срок. Именно Италия стала основной страной их иммиграции. К числу эмигрантов данного типа относятся, например, писатели А.В. Амфитеатров и В.А. Сумбатов-Со-колов, художники Ф.А. Малявин, А.А. Сведом-ская, В.Д. Фалилеев, архитекторы Л.М. Браилов-ский и С.А. Щербатов, скульптор П.П. Трубецкой, композитор и дирижер Д.А. Амфитеатров, балерина Е.Ф. Борисенко, киноактриса Ася Норис (А.Н. Герцфельд), математик В.М. Бернштейн, филолог-славист Х. Сонабенд.
По времени и обстоятельствам эмиграции русских деятелей культуры можно разделить на тех, кто эмигрировал после Октябрьского переворота 1917 г. или Гражданской войны (в 1922-1923 гг.), и тех, чей отъезд из страны пришелся на середину 1920-х - 1930-е гг. События 1917-1922 гг. стали основной причиной эмиграции для таких писателей и поэтов, как П.П. Муратов, А.С. Гейнцельман, Н.М. Гольденвейзер, С.А. Барановская, М.М. Иванов, В. Преображенская. К данной категории эмигрантов также относятся художники А.А. Алексеев, Б.В. Зуев и И.С. Зуева, Д.В. Олсуфьева-Боргезе; музыканты и музыковеды - К.М. Мазурин, И.А. Пер-сиани, Ю.Н. Померанцев; ученые - О.О. Визель, Н.П. Оттокар; театральные деятели - С.М. Волконский, Р. Лорк, Л. Нелидова (Барто), А.А. Санин (Шенберг), Т.Ф. Шаляпина, Ю.Н. Юрьин, С. Сады-ков; деятели кино - Г.С. Аронсон, В.А. Старевич (режиссер эмигрировал в Италию, однако вскоре переехал во Францию). Позже, в середине 1920-х -1930-е гг., из СССР в Италию эмигрировали поэт
B.И. Иванов, художники Ф.С. Бренсон, Л. Слуцкая,
C. Фикс, В.А. Чекунова, И.М. Карпов, художник Ю.П. Анненков (Б. Тимирязев), оперные певицы Р. А. Замкова, А.П. Кравченко.
В целом, среди писателей-эмигрантов насчитывается около 25 % эмигрировавших из Советской России (СССР) непосредственно в Италию. Среди художников - примерно 20 %, среди ученых -30 %, среди театральных деятелей - 30 %, среди кинодеятелей - около 13 %, среди музыкантов -около 53 %.
Русская эмиграция в Италии носила рассредоточенный характер, чему способствовали географические факторы. В отличие от Франции, Германии, Чехословакии, русские эмигранты в Италии сконцентрировались одновременно в нескольких центрах: Риме, Флоренции, Милане, Неаполе, Венеции, Генуе на о. Капри и Лигурийском побережье. Юг Италии - экономически бедный регион - практически не был освоен русскими. В целом русские эмигранты в Италии в 1920-30-е гг.
интенсивно перемещались между крупными городами, что характерно прежде всего для художников и театральных деятелей - в силу специфики их выставочной и артистической деятельности. Несмотря на это, прослеживается и ряд закономерностей. Русские живописцы 1920-х гг. в основном сосредоточились в Риме и Венеции, где проходили крупные художественные выставки. Милан (прежде всего, театр Ла Скала) стал главным центром театральной и музыкальной жизни, в то время как русский балет наиболее активно развивался в столице (благодаря артистической и педагогической деятельности русских танцовщиц Л.Р. Нелидовой, Е.Ф. Борисенко, Е.С. Писаревской (Леонидовой)).
Наконец, типологизации на основе стилистики творчества наиболее поддаются художники-эмигранты. В 1920-30-е гг. в Италии наблюдалось разнообразие художественных направлений, стилей и жанров, в которых работали русские живописцы. Помимо традиционной для «русских итальянцев» пейзажной живописи (А.А. Алексеев, А.Я. Бело-бородов, Н. Каль-Бавастро, В.А. Субботин), отдельные художники развивали в своем эмигрантском творчестве «русские темы»: Ф.А. Малявин, Р.Н. Браиловская, Е.З. Краснушкина - каждый из них выступал хранителем отечественных живописных традиций в эмиграции. Помимо «русской темы» прослеживался и интерес к религиозным сюжетам, который в той или иной мере присутствовал в живописи И.С. Зуевой, В.Н. Нечитайло-ва, Г.П. Мальцева. В 1900-1910-х гг. Н.Н. Лохов, Ф.П. Рейман, а позже - Д.К. Степанов занимались реставрацией и копированием фресок итальянского Ренессанса. Учитывая нестабильность исторической эпохи 1920-30-х гг. данный факт отражал потребность эмигрантов-художников в обращении к вечной и незыблемой возрожденческой культуре. Кроме того, в выставочном пространстве Рима и Венеции в 1918-1939 гг. была широко представлена и импрессионистическая живопись А.В. Ису-пова, П.В. Безродного, И.М. Карпова. Стилевое и жанровое многообразие облегчало интеграцию русских живописцев-эмигрантов в художественную жизнь Италии, создавая оптимальный баланс между творческим самовыражением и материальным аспектом жизни художника в эмиграции.
В целом причины рассредоточенности русской эмиграции в Италии были обусловлены не только территориальным фактором (наличием нескольких центров средоточия культурной жизни), но и количественными показателями. Значительным является диапазон сведений о русском присутствии в Италии - от 1,5 до 20 тыс. человек, что, безусловно, затрудняет объективное исследование вопроса. Официальные подсчеты, вероятно, являются завышенными, а неофициальные - преуменьшенными, что в любом случае не исключает как общей малочисленности русских в Италии в межвоенный
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2016
45
период, так и тенденции к уменьшению числа эмигрантов в Италию начиная с 1928-1930 гг. Русские беженцы прибывали на Апеннины как напрямую из Советской России (СССР), так и через другие европейские государства. В процентном соотношении среди русских беженцев преобладали художники и писатели. Обстоятельства эмиграции, ее малочисленность и территориальная рассре-доточенность не препятствовали многогранному самовыражению эмигрантов (в особенности живописцев) в пределах Рима, Милана, Венеции, Флоренции, Генуи, способствуя формированию в 1920-30-х гг. яркой и своеобразной мозаики русского присутствия на Апеннинах.
Библиографический список
1. Гардзонио С., Сульпассо Б. Осколки русской Италии. Исследования и материалы. Кн. 1 / Дом Русского зарубежья имени Александра Солженицына; Пизанский университет. - М.: Русский путь, 2011. - 454 с.
2. «Персонажи в поисках автора»: Жизнь русских в Италии XX века / сост. А. д'Амелия, Д. Риц-ци. - М.: Русский путь, 2011. - 318 с.
3. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919-1939. - М.: Прогресс-Академия, 1994. - 295 с.
4. Россия и Италия. Вып. 5. Русская эмиграция в Италии в XX веке / отв. ред. Н.П. Комолова. - М.: Наука, 2003. - 335 с.
5. Русские в Италии. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.russinitalia.it/ (дата обращения: 10.09.2015).
6. Северюхин Д.Я. Русская художественная эмиграция. 1917-1939. - СПб.: Издательство имени Н.И. Новикова, 2003. - 129 с.
7. Суомела Ю. Зарубежная Россия. Идейно-политические взгляды русской эмиграции на страницах русской европейской прессы в 1918-1940 гг. / Авторизованный перевод с финского Л.В. Суни. -СПб.: Издательский Дом «Коло», 2004. - 351 с.
8. Archivio italo-russo (Русско-итальянский архив) / a cura di D. Rizzi e A. Shishkin. Voll. I-X. -Trento-Salerno, 1997. - 2015.
9. Europe on the Move. War and population changes, 1917-1947 by E.M. Kulischer. - N.Y.: Columbia University Press, 1948. - 377 p.
10. Lo Gatto E. Russi in Italia: Dal secolo XVII ad oggi. - Roma: Editori Riuniti, 1971. - 331 p.
11. Rimscha H. von. Der russische Bürgerkrieg und die russische Emigration, 1917-1921. - Jena: Frommann, 1924. - 169 S.
12. The Refugee Problem: Report of a Survey / by Sir John Hope-Simpson. - Oxford: Oxford University Press, 1939. - 636 p.
46
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 3, 2016