ПЕНЬКОВСКИЙ Дмитрий Дмитриевич — д.и.н., профессор, заведующий отделом Национального института бизнеса (111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5; D_D_NIB@mail.ru) АРУТЮНЯН Арсен Самвелович — аспирант кафедры истории Московского гуманитарного университета (111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5; historymosgy@mail.ru)
ЭМИГРАЦИЯ АРМЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ИЗ ТУРЦИИ И АРМЕНИИ В СТРАНЫ ЕВРОПЫ В 1915-1928 гг.
Аннотация. Статья посвящена важной исторической проблеме, связанной с эмиграцией армянского населения из Турции и Армении в европейские страны в 1915-1928 гг. Авторы обосновывают утверждение, что основной причиной эмиграции миллионов армян в различные страны мира стал геноцид армянского народа в период трагических событий 1915-1923 гг. в Османской Турции и Армении. В работе освещается деятельность армянских комитетов и эмигрантских организаций по решению социальных проблем беженцев из Турции и Армении, особенно на первом, наиболее трудном этапе их пребывания в России и Болгарии. Показана работа по созданию центра армянской эмиграции во Франции. Раскрывается участие международных организаций (Международного Красного Креста, Лиги Наций) в оказании помощи армянским беженцам.
Ключевые слова: эмиграция, Турция, Армения, геноцид, армянское население, Европа, Международный Красный Крест, Лига Наций
ВХХ в. эмиграционные процессы в различных странах мира во многом были с вязаны с войнами, революциями и военными конфликтами. Эмиграция населения из этих стран проходила по различным и часто трагичным сценариям [Пеньковский 2005, 2006, 2009, 2011]. Но в истории эмиграции особняком стоит массовый исход армянского населения, начавшийся во время и после трагических событий 1915—1923 гг. в Османской Турции и Армении. Геноцид армянского народа стал основной причиной эмиграции миллионов армян в различные страны мира.
В ходе Первой мировой войны произошло серьезное осложнение положения Турции. В 1915 г. британско-французские силы атаковали Дарданеллы. В связи с этим в Стамбуле начались подготовительные мероприятия для переноса столицы в Эскишехир и эвакуации местного населения. Боясь присоединения армян к союзникам, правительство Османской империи в марте 1915 г. начало депортацию и массовые убийства армянского населения. Всех, кто оказывал сопротивление депортации, турецкие войска убивали на месте.
18 апреля 1915 г. в окрестностях Эрзерума состоялся массовый турецкий митинг, на котором армян обвинили в предательстве, а помогающих им мусульман предупредили о том, что они также разделят судьбу армян. В течение следующих недель армяне Эрзерумской области стали объектом серии нападений турок. В середине мая 1915 г. произошла резня в Хынысе и его окрестностях, где было убито 19 тыс. армян. Армяне из других деревень области депортировались в Эрзерум, большинство из них по дороге умерли от голода, жажды и истощения, а оставшихся в живых сбрасывали в реку со склонов ущелья Кемах. Небольшую часть оставшихся армян депортировали в Алеппо и Мосул, где удалось выжить лишь немногим. В июле 1915 г. уже в южной части Турции началось преследование армян. В ходе этой операции в городе Битлисе и его пригородах началось уничтожение представителей армянских общин.
Константинопольский армянский патриарх докладывал католикосу в Эчмиадзин в октябре 1915 г., «что по сие время в Турции перебито 850 000 армян. Безоружных людей убивают, истребляют, как мух, только потому, что эти люди стремятся к свободе... План истребления армян в Турции, выработанный "конституционными" младотурками при содействии германских офицеров, систематически приводится в исполнение, и, весьма возможно, в ближайшем будущем настанет день, когда в
Турецкой Армении не останется ни одного армянина. Число армян в Турции, по данным последней статистики, не превышает 1 200 000 душ. Если число армян, бежавших в Россию, достигает 200 000 человек, то, следовательно, в стране осталось не более 300 000 армян, остальные уничтожены»1.
Мнения исследователей о потерях армян, погибших в 1915 г. в ходе различных спецопераций турецких властей, расходятся. По данным немецкого миссионера Иоганнеса Лепсиуса, было убито до 1,1 млн чел. Эрнст Зоммер из Немецкого союза помощи (Deutscher Hilfsbund für christliches Liebeswerk im Orient) оценил число депортированных в 1 400 000, а оставшихся из них в живых — в 250 000 чел. Согласно Армену Марсубяну, большинство историков оценивают число жертв в 1 — 1,5 млн чел. Профильные энциклопедии дают следующие оценки: Encyclopedia of Genocide — около 1 млн к 1918 г., Encyclopedia of Genocide and Crimes Against Humanity — около 1,2 млн погибших2.
Папа Римский Бенедикт XV, озабоченный страшными последствиями геноцида, несколько раз обращался с письмами к султану Османской империи с просьбой прекратить мучения и резню армян3. Многие французские газеты в те годы выступили против геноцида, развязанного в Османской империи. В ряде газет были открыты специальные рубрики, где отмечалось, что в послевоенных условиях 1919 г. в Османской империи продолжается резня армян и их массовый исход с родных земель4. В объемной редакционной статье под названием «Исследование Le Petit Parisien относительно армянских погромов» как достоверное свидетельство очевидца приведена телеграмма специального корреспондента газеты с подробным описанием ужасающей резни армян. В газете отмечается, что с лета 1915 г. по осень 1918 г. в Османской империи убито около 1,5 млн армян, ставших жертвами турецкого ятагана, тогда как в течение 4 лет войны на некоторых фронтах столько человеческих жизней не унесло даже огнестрельное оружие. В статье подчеркнуто, что подобная резня не могла быть случайной и незапланированной, а ответственными названы Энвер, Талаат, Джемаль5.
Геноцид турецких властей против армянского народа, проводившийся в 1915— 1923 гг., гибель более миллиона человек стали причиной массовой эмиграции армян из Турции и Армении в различные страны Европы и Азии. Армянское население в ужасе бежало из районов, где турки проводили массовые убийства. Армяне уходили, бросая дома, постройки, мастерские, скот, сады, поля — лишь бы только спастись от неминуемой смерти. Это был первый массовый исход целого народа в начале ХХ в.
Многие армянские общины России обратились к руководству страны с просьбой спасти армян, подвергшихся страшному геноциду в Османской Турции и Армении. Эти просьбы был услышаны руководством и народом России. В результате сотни тысяч армян всеми возможными путями двинулись в сторону России. Эмиграционные потоки из Османской Турции и Армении шли в Россию различными путями. Один из наиболее массовых потоков армянских эмигрантов шел через Грузию в Россию по Военно-Грузинской дороге. Многие из армянских беженцев на подводах и пешком по горной дороге через Казбеги добирались до Владикавказа.
Необходимо отметить, что многие жители России сочувственно отнеслись к армянским беженцам, помогали им, чем могли. Информация о трагических событиях 1915 г. и начавшемся исходе армян из Турции и Армении вызвала на юге России создание во многих городах комитетов помощи армянам-беженцам. Основную роль в деятельности этих комитетов играли представители армянской диаспоры, проживавшие в этих местах. В Ростове-на-Дону, Екатеринодаре, Ставрополе, Пятигорске и других российских городах развернули работу коми-
1 Журнал «Искры». М. 1915. 18 окт.
2 http://Documents and Settings /VAL/ Геноцид армян (проверено 25.03.2015).
3 La Tribuna Illustrata. Рим. 1914. 13-20 сент.
4 Le Feu. Париж.1919. 15 февр.
5 Le Petit Parisien. Париж. 1919. 2 янв.
теты помощи беженцам. Они принимали армянских беженцев, обеспечивали их едой, одеждой, жильем.
Большую работу по приему армянских беженцев провел комитет помощи армянам, созданный представителями армянской диаспоры, проживающей во Владикавказе. В состав армянского комитета вошли С.И. Юзбашев (председатель комитета, армянский консул), священники А. Саркисян, А. Мнаникян, В. Штаварбекян, Г. Итер-Ованесян, казначей комитета А. Бунтатянц, И.П. Лисицян, А. Мартиросян, С. Саакян, секретарь комитета Р. Гарибелян1. Этот комитет занимался приемом и размещением армянских беженцев. Несколько тысяч армян-беженцев по мере возможности обеспечивались продуктами питания и размещались в различных общежитиях, домах, складах и других приспособленных для этого помещениях. По решению армянского комитета были составлены списки армян — жителей Владикавказа, был объявлен сбор добровольных ежемесячных взносов в пользу беженцев. Армянские священники создали специальный фонд, который собирал деньги для нужд армянских беженцев2.
Аналогичная работа проводилась армянскими комитетами Армавира, Екатеринодара, Ростова-на-Дону, Пятигорска и других городов юга России. Данные армянские комитеты встречали и размещали армянских беженцев, обеспечивали их продуктами питания, одеждой, информировали о сложившейся ситуации в различных странах мира.
После сбора необходимой информации наиболее состоятельные армянские беженцы направились в черноморские порты и оттуда на кораблях отплыли в различные страны Европы. Десятки тысяч армян, находившихся в России, гонимые ужасами геноцида армян и начавшейся Гражданской войны в России, продолжили свой горестный эмигрантский путь по странам Западной Европы. Часть армянских беженцев попали в водоворот Гражданской войны и на кораблях вместе с белыми войсками убывали из Новороссийска, портов Крыма в Болгарию, Грецию, Сербию и другие страны. Одним из главных центров армянской эмиграции в те годы стала Франция, куда направились многие предприниматели, купцы, артисты, офицеры, интеллигенция, кустари, различные служащие.
Одним из первых мест их расселения во Франции был Марсель, который стал одним из основных центров армянской эмиграции. Это было связано с тем, что до геноцида армян 1915 г. немало армян уже переселились в этот город. Значительный поток армянских переселенцев заполнил город в 1870—1895 гг., когда многие армянские семьи стали жертвами погромов режима Абдул Гамида в Турции. Вместе с французскими миссионерами армяне-католики и протестанты из Мараша, Урфы и Мардина перебрались в Марсель и, по сути, стали основателями первых больших армянских католических и протестантских общин страны3.
Армянская община Марселя увеличилась в несколько раз после прибытия беженцев из Турции и Армении. Всем им оказывали помощь в переезде различные международные и общественные организации. Большую помощь в вывозе армянских беженцев из Османской империи оказал Международный Красный Крест, который постоянно держал в поле зрения проблемы армянских беженцев. В 1916— 1919 гг. Красный Крест несколько раз специально обсуждал проблемы армянских беженцев и принимал конкретные меры по спасению армян. Учитывая, что основным центром расположения армянских беженцев стала Франция, Красный Крест вывозил их во Францию на кораблях, грузовиках, по железной дороге. В ходе этой акции было выявлено большое число больных, которых Международный Красный Крест вывозил на лечение в Канны по железной дороге. Но основная часть армянских беженцев добирались до Марселя, а затем переезжали в Париж, Лион, Канны, Ниццу и другие города Франции. Распределением и обустройством прибывших
1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-3588. Оп. 1. Д. 2. Л. 2-3.
2 ГАРФ. Ф. Р-3588. Оп. 1. Д. 2. Л. 3.
3 http: // noev-kovcheg.ru/mag/2011-10/2591.html (проверено 20.04.2015).
армянских беженцев занимались местные комитеты и различные организации армянской диаспоры1.
Одной из первых стран, принявших у себя армян из Османской Турции и Армении, стала Болгария, близкая армянам по христианской вере. Поскольку она находилась рядом с Турцией, через ее морские порты шел основной поток пароходов из черноморских портов России и Грузии. В Болгарии получили убежище многочисленные группы армянских беженцев из Турции. Позже к ним добавились те, кто прибыл из России в ходе Гражданской войны вместе с белыми войсками. Большинство из них не имели работы, жилья, документов. Поэтому с учетом имеющихся проблем беженские комитеты армян обратились к болгарским властям с просьбой об оказании помощи в решении социально-правовых проблем армянских беженцев. Эти просьбы были приняты и оперативно решены болгарскими властями.
Кроме того, руководство Болгарии неоднократно рассматривало просьбы армян о предоставлении им болгарского подданства. В 1921—1928 гг. в Министерство юстиции поступили сотни просьб от армянских беженцев о принятии в болгарское подданство. Чаще всего в качестве лиц, желавших получить болгарское гражданство, выступали те, кто состоял на государственной службе либо находился в брачных отношениях с болгарскими гражданами. В результате значительная часть армянских беженцев получили болгарское гражданство [Кесева 2008: 126].
Некоторая часть армянских беженцев к началу 1921 г. перебрались в королевство Сербо-Хорвато-Словении, где их встретили благожелательно. Там многие из них в течение 1920-х гг. были трудоустроены, получили жилье. Часть армян из Сербии и Хорватии позднее переехали во Францию.
Одним из международных последствий массовой эмиграции армян и русских стало создание Верховного комиссариата Лиги Наций по вопросам беженцев и военнопленных. Необходимо отметить, что Лига Наций постоянно держала в фокусе своего внимания проблемы армянских беженцев. За период 1920—1928 гг. Лига Наций много раз рассматривала вопросы, связанные с проблемами армянских беженцев. В 1920-х гг. Лига Наций несколько раз обращалась с посланиями к странам, принявшим большое число армянских беженцев, с просьбой оказать им содействие при устройстве на работу.
28 июня 1928 г. Лига Наций провела конференцию по вопросам беженцев. На ней было принято Соглашение о юридическом статусе армянских беженцев в конкретных государствах. Согласно ст. 1 этого документа во всех странах пребывания армянских беженцев создавались представительства Нансеновского комиссариата. Эти представительства сыграли большую роль в спасении армянских беженцев в Болгарии, Сербии, Греции и особенно во Франции [Кесева 2008: 124].
Эмиграция армян из Турции и Армении в страны Западной Европы — трагическое явление мировой истории, требующее комплексного и всестороннего анализа, лишенного идеологической тенденциозности и пристрастности. В 1915—1928 гг. из Турции и Армении в страны Европы ушли сотни тысяч армян. Гонимые страшным геноцидом, они разъехались по разным странам мира. Массовые убийства армян, грабеж их имущества стали основной причиной их массовой эмиграции в страны Европы.
В современном научном познании актуальной является проблема, связанная с предотвращением исторических явлений, подобных армянской трагедии. В концептуальном плане методологическим основанием может служить парадигма всемирно-исторической точки зрения, разработанная основателем выдающейся научной школы, названной французскими учеными Ecole Russe (Русская школа), Н.И. Кареевым [Васильев 2010a, 2010б, 2012]. Источником всего культурного богатства истории является деятельность людей: отдельные акты их мышления, язык, работа, взаимные договоры, проявление умения внушать, возможность властвовать, способность повиноваться. Именно люди являются единственными реальными существами, действующими в истории, — как отдельные личности, так
1 The Red Cross Bulletin. Вашингтон. № 19. 1919. 5 мая.
и соединенные в общества и поставленные в определенные месологические (природные и культурные) условия. Человеческое общество есть не отдельное существо, а именно система, в которой отдельные существа, люди, связаны в одно целое. Главные особенности комплекса экономических, социальных, юридических, политических форм и традиций народа обусловлены условиями жизни страны. В то же время многое в жизни народов является результатом внешних влияний со стороны других народов. В каждом народе совершается свой внутренний процесс, в котором проявляется определенное единство: отдельные части находятся в зависимости от истории целого. В то же время отдельные народы или государства сами образуют своего рода составные части более обширных и интернациональных систем. Народы и государства — это системы, состоящие из разных комбинаций, причем системы эти являются самостоятельными. Данные системы образовались вследствие того, что между отдельными народами и государствами складывались разнообразные и постоянные отношения. Это, прежде всего, международные взаимоотношения и взаимодействие государств, которые могут регулироваться посредством договоров (политических, дипломатических, торговых, коммерческих и др.), союзов, коалиций, войн, изменения государственных границ, политической гегемонии, таможенных мероприятий и пр. Исторические события рассматриваются не только с точки зрения роли в этом процессе отдельных народов, их вклада в общую цивилизацию, их взаимодействия, их места и роли в прошлом (включая отдельные периоды как успехов, так и неудач, трагических явлений), но и с точки зрения их значения в истории человечества. Рассматривая всемирную историю во взаимодействии ее частей как единого целого, необходимо учитывать при этом разнообразие национальных факторов.
Список литературы
Васильев Ю.А. 2010a. Феномен «Ecole Russe»: теория истории Н.И. Кареева (начало). — Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 124-128.
Васильев Ю.А. 2010б. Феномен «Ecole Russe»: теория истории Н.И. Кареева (окончание). — Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 121-134.
Васильев Ю.А. 2012. Феномен «Ecole Russe»: историология Н.И. Кареева. — Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 72-81.
Кесева Ц. 2008. Болгария и русская эмиграция. 1920-1950-е годы. М.: Русский путь; Библиотека-фонд «Русское Зарубежье». 312 с.
Пеньковский Д.Д. 2005. Военные последствия эмиграции казачества в составе белых войск из России (1920—1945 гг.). М.: Национальный институт бизнеса. 252 с.
Пеньковский Д.Д. 2006. Эмиграция казачества из России и ее последствия (1920— 1945гг.). М.: Национальный институт бизнеса. 432 с.
Пеньковский Д.Д. 2009. Эмиграция казачества из европейской и азиатской частей России и ее последствия (1920—1945гг.). М.: Национальный институт бизнеса. 478 с.
Пеньковский Д.Д. 2011. Казачество: исход и возрождение (1920—2011 гг.). М.: Национальный институт бизнеса. 556 с.
PENKOVSKIY Dmitry Dmitrievich, Dr.Sci.(Hist.), Professor, Head of the Department of the National Institute of Business (5, Yunosti St, Moscow, Russia, 111395; D_D_NIB@mail.ru)
ARUTYUNYAN Arsen Samvelovich, postgraduate student of the Chair of History, Moscow University for the Humanities (5, Yunosti St, Moscow, Russia, 111395; historymosgy@mail.ru)
EMIGRATION OF THE ARMENIANS FROM ARMENIA AND TURKEY TO EUROPE IN 1915-1928
Abstract. The article is dedicated to the problem of emigration of the Armenian people from Turkey and Armenia to European countries in 1915-1928. The authors have substantiated the claim that the main reason for emigration of the Armenians to different countries of the world was the genocide of the Armenian people during the tragic events of 1915-1923 in Ottoman
Turkey and Armenia. The paper covers the activities of the Armenian committees and emigrant organizations in solving social problems of refugees from Turkey and Armenia, especially in the first, most difficult stage of their stay in Russia and Bulgaria. The work on creation of the center of Armenian exile in France is shown. The article has revealed the participation of international organizations (the International Red Cross, the League of Nations) to assist the Armenian refugees. Keywords: emigration, Turkey, Armenia, genocide, Armenian people, Europe, International Red Cross, League of Nations
ЛЕБЕДЕВ Денис Юрьевич — соискатель кафедры политологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (191186, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48; 1еЬейеу. ozery@gmail.com)
РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ТРАНЗИТА (опыт Венгрии)
Аннотация. Одним из первых шагов на пути демократизации в Венгрии, как и в других странах Центральной и Восточной Европы, стало восстановление демократической власти в местных сообществах. Первым этапом стала организация демократических выборов в уже существующие местные советы. Второй этап характеризовался принятием нового законодательства в сфере организации, функционирования и ответственности новых органов самоуправления на местном уровне. На третьем этапе основное внимание было уделено вопросу дальнейшей реорганизации территориальной структуры и управления в стране. Основные уроки опыта реформ по децентрализации заключаются в необходимости: 1) политической воли и поддержки; 2) технических возможностей и наличия команды, способной работать в течение длительного промежутка времени над необходимыми исследованиями и разработкой правовых инструментов; 3) мобилизации гражданского общества на поддержку реформ; 4) выбора оптимального времени для их проведения.
Ключевые слова: демократия, реформы, местное самоуправление, децентрализация, муниципалитеты
В процессе демократизации, происходившем в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) после крушения коммунистических режимов в 1989—1991 гг., одним из первых шагов стало восстановление демократического управления на местном уровне. Поскольку сами по себе местные сообщества, организованные в муниципалитеты, существовали и в условиях авторитаризма, то начальный этап был по своей направленности достаточно очевидным — требовалось лишь организовать демократические выборы в уже существующие местные советы.
Следующим шагом стали разработка и принятие новых законов, определяющих организацию, функционирование и сферу компетенции нового местного самоуправления. На этом этапе страны ЦВЕ могли опираться уже не только на свой прошлый опыт, историю и традиции, но и на пример своих западноевропейских соседей, создавших современные демократические системы власти на местном уровне. Кроме того, к этому времени уже существовала Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы в 1985 г., которая определила базовые принципы и стандарты, общие для всей демократической Европы.
Как это обычно и происходит, в результате демократизации управления на местном уровне в общенациональном политическом процессе возникли и быстро стали набирать силу новые акторы. Ими стали мэры и демократически избранные в советы представители местных сообществ, которые сразу же оказались под давлением граждан, требующих от них конкретных действий по решению множества давно копившихся проблем, связанных с недостатками местной инфраструктуры и местных услуг, слабой подотчетностью местных администраций и нехваткой финансовых ресурсов, находившихся в распоряжении местных органов власти.
За короткий промежуток времени были сформированы ассоциации местных вла-