ОПЫТ И СУДЬБА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРИМОРСКОЙ
ОБЛАСТИ ХТХ ± изизпп ХХ в )
ЭЛИТЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
А. В. Дука
«ЭЛИТЫ» И ЭЛИТА: ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Дука Александр Владимирович - кандидат политических наук, заведующий сектором социологического института РАН (Санкт-Петербург).
Исследователи в России и за ее пределами регулярно задаются вопросом, насколько люди «на верху» соответствуют высоким критериям элит-ности1. Весьма примечательна прежде всего по своему эмоциональному накалу статья Т. Койчуева в журнале «Экономика и общество» . Несколько лет назад в «Социсе» на ту же тему писал Ж. Тощенко2. Представители различных наук из разных стран - наследниц Советского Союза озабочены одним - качеством властных групп в своих странах. Можно добавить, что такая тревожность вместе с сомнением относительно того, элиты ли на самом деле находятся на вершине государственной и общественной жизни постсоветских стран, существует и на Украине3. Болгарский исследователь С. Николов, анализируя элиту своей страны середины 1990-х годов, называет
1. Койчуев Т. Элита постсоциалистического общества. Кого к ней относить? // Общество и экономика. - 2007. - № 5-6.
* Данная статья написана в Институте Кеннана в рамках гранта Фонда Фулббрайта «Институционализация властных элит в посткоммунистических странах» (№ 68431314).
2. Тощенко Ж.Т. Элита? Кланы? Клики? Как назвать тех, кто правит нами? // Социологические исследования. - 1999. - № 11.
3. См., напр.: Танчер В.В. Теории неоэлитизма в свете демократической трансформации и украинские реалии // Социологические исследования. - 1999, № 10. - С. 21; Полищук Н. Руководит ли Украиной элита? // День. - Киев, 2007. - № 51. 24 марта.
ее «квази-элитой»4. Часть исследователей более радикальна, усматривая в «проблеме элиты» скорее специфическую форму легитимации властных групп и обслуживающих их политтехнологов, а также суррогатную концепцию объяснения структуры трансформирующегося общества, использующую слово-фикцию: «"Элита" - понятие со слабым дескриптивным потенциалом. Оно неинструментально и малоинформативно, зато обладает значительным благодаря своей неопределенности идеологическим бэкграундом и ценностными импликациями, широкими возможностями манипулировать различными неконтролируемыми смыслами»5. По всей видимости, данное обстоятельство говорит о существовании некоторой проблемы, и не только когнитивной, хотя то, что Г. Лассуэлл с коллегами назвали «галоэф-фектом» научных понятий в социальных науках, безусловно здесь присутствует6.
Термин в общественных науках часто имеет свойство отдаляться от первоначального значения того слова, которое он графически повторяет. Тем не менее имеет смысл обратиться к слову «элита» и его истории, что может помочь прояснить специфику бытования термина «элита» в научном языке и сообществе. Несмотря на достаточную освещенность этого вопроса в литературе, я коротко на нем остановлюсь, в чем-то повторяя написанное, в том числе и мною. Ряд словарей и энциклопедий начинают разъяснение значения с историко-этимологического анализа и показывают, что данное слово происходит от латинского eligere, затем трансформировавшегося во французское слово elite - лучшее, отборное, избранное. В старофранцузском языке первоначальное написание было «eslite» (XII в.), и только с XVI столетия это слово приобрело нынешний вид. Использование в близком к современному смысле зафиксировано с 1360 г.7 В самом начале своей классической книги «Элиты и общество» Том Боттомор приводит первоначальное употребление этого слова в XVII в. для обозначения товаров высшего качества, а затем, с XIX в. - для обозначения персон и групп, нахо-
4. Nikolov S.E. Bulgaria: A quasi-elite // Postcommunist elites and democracy in Eastern Europe / Ed. by J. Higley, J. Pakulski and W. Wesolowski. - Basingstoke, 1998.
5. Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Левада Ю.А. Проблема «элиты» в сегодняшней России: Размышления над результатами социологического исследования. - М., 2007. - С. 34.
6. Lasswell H.D., Lerner D., Rothwell E.C. The comparative study of elites. An introduction and bibliography. - Stanford, Calif., 1952. - P. 6.
7. Grand Larousse de la langue française en six volumes / Sous la direction de L. Guilbert, R. Lagane, G. Niobey, avec le concours de H. Bonnard, L. Casati, A. Lerond. T. 2. - Paris, 1972. - P. 1529.
дящихся на верху социальной иерархии8. Французский словарь 1771 г. охватывает все эти значения9. Более поздний словарь «Ларусс» следующим образом раскрывает значение слова, давая примеры словоупотребления: «Лучшая, выдающаяся (изысканная) элита парижского общества... Элитный, чрезвычайно изысканный, выдающийся, предпочтительный. Изысканный мужчина, изысканная женщина, порода»10. Первоначальное французское осмысление данного слова можно найти и во французско-немецком словаре: «Избранный, избранник; ядро; выбор, подбор; избранные души; отборные, лучшие товары; цвет дворянства; отборные войска»11.
В средневековый английский язык (XIV в.) «elite» проникло из старофранцузского и существовало как глагол в значении «отбирать» и «выбирать на должность» и как отглагольное существительное - «избранный» и «выбранный»12. Первоначально этот термин появился и использовался по преимуществу в отношении церковной иерархии (избрание епископа, папы), имплицитно утверждая принципиальную связь между избранием и избранностью. Однако в данном смысле термин не был долговечен, уже к XIX столетию это слово считалось устаревшим и вышедшим из употребления.
В современном значении его появление в английском языке фиксируется словарями в 1823 г.13 В ноябре этого года Джордж Гордон Байрон опубликовал двенадцатую песню своей поэмы «Дон Жуан», где использовал слово «элита»14. Спустя совсем немного времени, оно уже встречается в путевых
8. Bottomore T.B. Elites and society. - Harmondsworth, 1976. - P. 7; см. также: Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. - М., 1993. - С. 402-403.
9. См.: Sereno R. The Anti-Aristotelianism of Gaetano Mosca and its fate // Ethics. -1938. - Vol. 48, N 4. - P. 515.
10. Grand Dictionnaire Universel du XIXe siecle / Par Pierre Larousse. T. 7. - Paris, 1865. - P. 364.
11. Langenscheidts Grossworterbuch franzosisch. Teil 1. Franzosisch-Deutsch / Begrundet von Karl Sachs und Cesaire Villatte. 45. Auflage. - Berlin; Munchen; Zurich, 1971. - S. 340.
12. Ibid.
13. The Century Dictionary. The Oxford English Dictionary: A Dictionary of American English on historical principles. Vol. 2. - Chicago, 1959. - P. 876.
14. Byron. Don Juan, XIII, 80 // The Works of Lord Byron. A new, revised and enlarged edition /Ed. by Ernest Hartley Coleridge. Vol. 6. - London; New York, 1903. - P. 505. Примечательно, что в переводах поэмы на европейские языки, как правило, «élite» сохраняется, тем более, что в этом же стихе Байроном используется еще одно французское слово. Очевидно, что для автора «élite» - заимствование из другого языка. В русских же переводах отсутствует даже намек на «элиту». См., напр.: Байрон. Дон Жуан / Пер. с англ. П. Козлова // Байрон. Собр. соч.: В 3 т. / Под ред. С.А. Венгерова.
заметках для обозначения «верхушки» немецкого населения Филадельфии, европейского «лучшего общества» («best society»), высшего света предместья Сен-Жермен15. Подполковник Арчибальд Максвэлл, путешествовавший по Америке в 1840 г., использует следующие словосочетания: «элита этой столицы» (описания приема в Бостоне, на котором присутствовал губернатор штата Массачусетс, ректор Гарвардского университета и т.п.); «элита на водах». Любопытно, как автор «раскрывает» элиту: «Вся элита Союза собралась здесь в этот сезон - наиболее выдающиеся мужчины и самые красивые женщины»16. Слово «distinguished», употребленное здесь, одновременно означает «выдающийся», «знаменитый», «известный», «высокопоставленный», «изысканный», «утонченный», «безукоризненный», «безупречный». Таким образом, одно слово «элита» содержит и статусные характеристики персон, и личностные качественные, а также репутацион-ные. В этом отношении примечательна книга Дэвида Невина о выдающихся пенсильванцах. В ней рассказывается об известных, примечательных и важных лицах штата Пенсильвания 70-х годов XIX столетия - генералах, предпринимателях, политиков, артистов. Однако слово «элита» употребляется всего четыре раза, и оно относится к совокупности лиц: «элита города» -социальные верхи, которые руководят и патронируют; лица свободных профессий в элиту не входят17. Как представляется, это - доминирующее представление и использование данного слова в англоязычных текстах XIXв.
В немецком языке слово «элита» появилось в конце XVIII - начале XIX в. (Goethezeit - время Гёте, как указывает «Брокгауз»)18. И уже в XIX столетии стало частью повседневной речи. Активно использовался термин «элита» в консервативной политической публицистике Веймарской Германии19. В научный же язык «элита» активно вошла лишь после Второй мировой вой-
Т. 3. - СПб.: Изд-во «Брокгауз - Ефрон», 1905. - С. 386; Байрон Дж.Г. Избранное: В 2 т. - Т. 2: Дон Жуан: Поэма / Пер. с англ. Т. Гнедич; коммент. С. Сучкова. - М., 1998. -С. 400.
15. Aristocracy in America. From the sketch-book of a German nobleman / Ed. by Francis Joseph Grund. In 2 vols. Vol. 1. - London, 1839. - P. 62, 294, 300.
16. Maxwell A.M. A Run through the United States, during the Autumn of 1840. In 2 vols. Vol. 1. - London:, 1841. - P. 40, 186, 190.
17. Nevin D.R.B. Continental sketches of distinguished Pennsylvanians. - Philadelphia, 1875. - P. 52, 160, 192, 224.
18. Der Neue Brockhaus. Allbuch in funf Banden und einem Atlas. Dritte vollig neubearbeitete Auflage. 2. Band. - Wiesbaden, 1965. - S. 58.
19. Struve W. Hans Zehrer as a Neoconservative elite theorist // The American historical review. - 1965, Vol. 70. - N 4.
ны, вытесняя старые термины - «господа», «лидеры», «руководство» (Führerschaft)20.
Можно сказать, что вплоть до конца XIX в. термин «элита» широко не употреблялся в европейской (континентальной) политической, общественной или научной литературе. В Великобританию и США он проник благодаря социологической теории элит Вильфредо Парето. Таким образом, только с 1930-х годов можно говорить о начале широкого использования слова «элита». Весьма показательно, что в американской «Энциклопедии социальных наук» 1931 г. статьи по элитам нет21. Она появляется в аналогичной энциклопедии только в 1968 г.22. Но уже сейчас такое влиятельное в нормативном отношении издание, как «Вебстеровская энциклопедия», подводя некоторым образом итог эволюции понятия, дает следующее определение элиты: «малая группа, обладающая властью, имеющая привилегии и статус выше других. Элита может быть культурной, образовательной, религиозной, политической (также называемой «истеблишментом» или «правящими кругами») или социальной. Социологический интерес концентрируется на том, как такие меньшинства получают, используют и удерживают власть, а также на том, что отличает элиты от остального общества»23. Последнее суждение имеет важное значение, поскольку фиксирует прежде всего научность данного термина и помещает его в определенную систему общественных наук.
В русский язык слово «элита» вошло только в XX в. В XIX в. весьма распространенным было выражение «дирижирующие классы»24, являющееся калькой с французского «classe dirigeante» (правящий, господствующий класс)25. О маргинальном положении слова говорит соответствующая статья в словаре Д.Н. Ушакова (1940): «ЭЛИ'ТА, ы, мн. нет, ж. [фр. élite]. 1. Избранное общество (книжн. редко). 2. собир. Лучшие, отборные экземпля-
20. Kaufman F.-X. Elite // Staats Lexikon. Recht, Wirtschaft, Gesellschaft. In 5 Baenden. Herausgegeben von der Goerres-Gesellschaft. 7., voellig neu bearbeitete Auflage. Freiburg; Basel; Wien: Verlag Herder, 1986. 2. Band. S. 218.
21. Encyclopaedia of the social sciences. Vol. 5. - New York, 1959. (13th printing.)
22. Keller S. Elites // International encyclopedia of the social sciences / Ed. by D.L. Shils. Vol. 5. - New York, 1968.
23. Webster's new world encyclopedia: College Edition / Ed. by S.P. Elliott, M. Goldstein, M. Upshall. - New York; London, 1993. - P. 353.
24. Напр.: «Даже люди культуры, как-то: предводители дворянства, члены земских управ и вообще представители так называемых дирижирующих классов, - и те как-то нерешительно и до чрезвычайности разнообразно отвечают на вопрос: что такое государство?» (Салтыков-Щедрин М.Е. В погоню за идеалами // Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч. в 10 т. Т. 5. - М., 1988. - С. 480). (Написано в 1876 г.).
25. Именно это выражение используют также Г. Моска и В. Парето (ит. - classe dirigente).
ры каких-н. растений или животных, отличающиеся такими качествами, к-рые обеспечивают богатое воспроизводство (с.-х.). Отбор элиты. 3. Самый отбор таких растений или животных (с.-х.). Метод элиты»26. В словаре А.П. Евгеньевой слово рассматривается только как сельскохозяйственый термин27. В 17-томном академическом словаре литературного русского языка вновь встречается значение «избранное общество; лучшая часть общества».
В качестве примера словоупотребления приводится отрывок из текста Ма-рягина и это достаточно примечательно: «Стал мысленно перебирать тех людей на фабрике, для которых коммунизм - собственное дело. Их немало, и особенно среди них выделяется... Маркина. Она мне кажется типичной для той элиты рабочего класса, что вынесла на своих плечах и лишения, и тяго-ты»28. Схожее употребление можно было найти и в текстах ученых. Так, в обзоре VII Международного конгресса историков в Варшаве в 1933 г. П. Преображенский называет собравшихся ученых «исторической элитой»29.
Именно в данном смысле - «лучшая и замечательная часть общества» -этот термин появляется и в современных публикациях. Систематическое появление в русскоязычных научных текстах «элиты» как особой научной категории связано с работами Г.К. Ашина30. Первоначально в них с критических позиций рассматривалось это понятие и связанные с ним теории. Спорадически, в связи с критическим разбором иностранных текстов «элита» появлялась на страницах научных изданий еще в 1930-х годах и, как правило, в закавыченном виде31. Однако разбора самого понятия, концепции до ашин-
26. Толковый словарь русского языка: В 4 т. М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935-1940. Т. 4. Гл. ред. Б.М. Волин, Д.Н. Ушаков / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 1940. -Стб. 1417-1418.
27. Словарь русского языка в 4-х томах / Пред. ред. колл. А.П. Евгеньева; АН СССР. Ин-т русского языка. Т. 4. С-Я. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1961. С. 1039.
28. Словарь современного русского литературного языка / Пред. ред. колл. Ф.П. Филин; АН СССР. Ин-т русского языка. Т. 17. - М.; Л., 1965. - Стб. 1841.
29. Преображенский П. История международных отношений на Варшавском конгрессе // Борьба классов. - 1933, № 10. - С. 17.
30. Первая специализированная брошюра на русском языке: Ашин Г.К. Миф об элите. М.: Знание, 1964.
31. См., напр.: Сергеев В. Эдуард Мейер (1855-1930) // Историк-марксист. - 1931, № 21. - С. 114; Милицына Т. ROBERT DAVID, La Troisieme Republique [Рецензия на: David R. La Troisieme Republique. Paris: Librairie Plon, 1934. 600 p.] // Историк-марксист. - 1935, № 5. - С. 187; Зильберфарб И. Фашистские фальсификаторы истории Французской революции // Историк-марксист. - 1939, № 3. - С. 77-78, 78-79; Ка-бакчиев Хр. Главные этапы и особенности развития фашизма в Болгарии // Историк-марксист. - 1936, № 6. - С. 56.
ских работ не было. Показательно, например, что в обзорах 1920-1930-х годов зарубежных исторических журналов, где достаточно места уделено современной тому времени социологической литературе и упоминаются Р. Михельс и В. Парето, а также в обзорах социологических журналов не встречается концепция элиты32. Теоретическая и идеологическая чуждость идеи элиты, появившейся как противовес марксистскому анализу общества и классов, существенно сдерживало и само использование термина в отечественной науке и публицистике.
В европейских языках (в том числе и в русском) к сегодняшнему дню сложилась ситуация двойственного бытования термина «элита» - обыденного и специализированного. Как отмечал в «Канадской энциклопедии» Уоллес Клемент: «Элиты, в повседневном употреблении, имеют отношение к тем, кто является лучшим в какой-нибудь данной деятельности, например, ведущие спортсмены, артисты или солдаты. Более точно, элиты - это те, кто обладает господствующими позициями в принятии решений во властной активности, организованной в определенных иерархиях; те, кто занимает эти позиции, обладают властью благодаря преимуществу позиций, которыми они обладают, а не потому, что они "лучшие "»33.
В американском повседневном и массмедийном дискурсе, как правило, именно иерархичность, а не «лучшесть» фиксируется в термине «элитизм», с порицанием самоощущения превосходства, свойственного некоторым представителям власти и социальных верхов. Так, во время предвыборной президентской кампании 2008 г. один из кандидатов, Барак Обама, был обвинен своими конкурентами (Дж. Маккэйном и Х. Клинтон) и прессой в эли-тизме после высказывания в отношении жителей малых городов Пенсильвании (депрессивного региона): «Не удивительно, что они становятся ожесточенными, цепляются за оружие или религию или проявляют антипатию в отношении людей, непохожих на них, или имеют антииммигрантские настроения, или антипрофсоюзный настрой как способ объяснения их неудач». Данное высказывание было интерпретировано как высокомерие в отношении простых американцев. Так, Х. Клинтон заявила: «Пенсильванцы не
32. Васютинский А. Обзор немецких исторических журналов // Историк-марксист. - 1927, № 6; Фридлянд Ц. Марксизм и западноевропейская историография // Историк-марксист. - 1929, № 14. С. 13-35; Сергеев В. Западная социология в период «высокого» и «организованного» капитализма // Историк-марксист. - 1929, № 12. -С. 238-268; Кан С. Французские исторические журналы в 1932 г. // Историк-марксист. - 1933, № 5. - С. 137-144.
33. Clement W. Elites // The Canadian Encyclopedia. Vol. 1. - Edmonton, 1985. -P. 562.
нуждаются в президенте, смотрящем на них свысока»34. В передовице «Нью-Йорк таймс»
обозреватель М. Доуд писала: «За закрытыми дверями в Сан-Франциско, эпицентре элитизма, Барак Обама показал свой элитизм, определяя эмоциональные, духовные и культурные ценности рабочего класса, пенсильванцев с небольшим достатком, испытывающими материальные трудности»35. Как отмечали комментаторы, такая чувствительность к проявлению социальной
иерархии и нарушению принципа социально-политического равенства уходит корнями в антимонархические республиканские традиции США36.
Следует отметить, что более склонны обвинять своих противников в элитизме правые политики и публицисты, играя на социальных чувствах небогатых слоев населения. В июне 2008 г. в борьбе за место в сенате от штата Вирджиния республиканец Дж. Гилмор, рекламируя себя как друга «трудящихся мужчин и женщин», назвал своего соперника демократа М. Уорнера «элитным лимузинным либералом» («elite limousine liberal»)37. Это при том, что оба кандидата - бывшие губернаторы штата и миллионеры. Одновременно данное клеймо используется для далеких от «истинных национальных интересов» «умников» из высших кругов. Президент Ричард Никсон в 1970 г. предписывал вице-президенту Спиро Агню «задать этим элитистам» - руководящим центрами власти, наиболее критичным к его администрации. Имелись в виду большая пресса, академические круги наиболее влиятельных университетов и либеральные фонды38.
Недавнее появление в европейском общественном дискурсе термина «элита» в отношении определенных социальных групп связано с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, научное самопознание общества до
34. См., напр.: Kapp B. Obama draws fire for comments on small-town America // Website «FOX News» April 11, 2008. (http://elections.foxnews.com/2008/04/11/obama-draws-fire-for-comments-on-small-town-america); Doyle L. Pennsylvania takes dim view of Obama's 'elitism' // Website «Independent.co.uk.» - April 15, 2008. (http://www. independ-ent.co.uk/news/world/americas/pennsylvania-takes-dim-view-of-obamas-elitism-808981.html, available: April 19, 2008).
35. Dowd M. Eggheads and cheese balls // The New York Times. April 16, 2008. (http:// www.nytimes.com/2008/04/16/opinion/16dowd.html?_r=1&scp=&oref=slogin, available: April 29, 2008).
36. Katayama F. Obama's «elitism» is old politics // Website «Reuters.» May 19, 2008. (http://www.reuters.com/news/video?videoId=82718&feedType=VideoRSS&feedName=To pNews&rpc=23&sp=true, available: May 19, 2008).
37. Craig T. Gilmore starts senate race with tax vow // The Washington Post. - June 11, 2008. - P. B01.
38. Safire W. Safire's political dictionary: Updated and expanded edition. - Oxford; New York, 2008. - P. 213-214.
второй половины XIX в. не требовало специальных понятий такого обобщения. Во-вторых, само описываемое явление возникло сравнительно недавно. Для описания его специальными терминами не было особой необходимости. Использовались другие слова для обозначения тех, кто стоит на вершине пирамиды власти. Это далеко не случайно. Как видно из приведенных выше примеров, слово «элита» соединяет в себе одновременно значения «выбран-ности», «избранности» и «лучшего». А коннотации играют далеко не последнюю роль в возникновении и закреплении понятий в науке. Иерархия до-буржуазного, доиндустриального общества основана была, скорее, на наследовании, сословности, традиции, а не на отборе и выборе. Членом руководящих слоев становились, в основном, в результате рождения, завоевания и монаршей воли (каприза), реже - счастливого случая. Выборы, если и происходили, то среди равных - внутри сословий, цехов, курий, корпораций. Кроме того, находящиеся на вершине общества индивиды уже в силу своего положения рассматривались как лучшие и избранные. Русское слово «благородные» в этом смысле очень характерно. Схожие мотивы можно найти и в других языках.
Группа, занимавшая высшее положение в традиционных обществах, как раз и выделялась по своему происхождению, рождению, благородству. Внутри господствующего сословия - дворянства - существовал довольно узкий слой аристократов. Именно они и представляли собой людей, по праву рождения властвовавших над традиционным обществом. Но здесь нужно оговориться, что сам термин «аристократия» для обозначения особой социальной группы Средневековья (в отличие от аристотелевского понимания - для характеристики режима, образа политического правления) появился в европейских языках в ХУП-ХУШ вв. Стал же он общеупотребительным в XIX в.39.
В этом смысле «аристократия» и «элита» - однопорядковые термины и понятия. Об этом в научной литературе уже неоднократно говорилось40. В
39. Федоров С.Е. Раннестюартовская аристократия (1603-1629). - СПб., 2005. -С. 36-37.
40. См., напр.: Keller S. Beyond the ruling class: Strategic elites in modern society. New York, 1968; Keller S. Elites // International encyclopedia of the social sciences / Ed. by D.L. Sills. Vol. 5. - New York, 1968; Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность: Исследование клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияния на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России. Изд. 2-е, доп. -М., 2000; Дука А.В. Перспективы социологического анализа властных элит // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000. № 1; Дука А.В. Властные элиты: социологический анализ // Элитизм в России: «за» и «против»: Сб. матер. интернет-конференции, февраль-май 2002 г. / Под общ. ред. В.П. Мохова. - Пермь, 2002.
ранних элитологических текстах (В. Парето) эти два слова используются как синонимы (впрочем, как и «правящий класс», «господствующий класс»). «За исключением коротких периодов времени народы всегда управлялись элитой, - писал Парето. - Я использую слово элита (ит. aristocrazia) в его этимологическом смысле, означающем наиболее сильных, энергичных и способных - как к добру, так и к злу»41. Употребление упомянутых двух слов как взаимозаменяющих вполне объяснимо в силу, во-первых, только начавшегося перехода традиционного общества в индустриальное; во-вторых, их генетически-этимологической близости. В-третьих, как отмечается в литературе, принципиально консервативные и антидемократические представления, легшие
в основу ранних теорий элит (помимо В. Парето к ним относят Г. Моска и
Р. Михельса)42, естественным образом тяготели к традиционным социальным номинациям.
Однако Гаэтано Моска предпочитал наряду с «правящим классом» и «управляющим меньшинством» употреблять термин «политический класс», рассматривая его эквивалентом «элиты»43. Последнее понятие он считал неточным и слишком оценочным. Кстати, следует отметить, что, как отмечал С. Файнер вслед за Джованни Сартори, паретовское «classe governante» («правящий класс») лучше переводить как «ведущее меньшинство» («leading minorities» - «minoranze guidatrice»)44, приближая, тем самым, это понятие к такому важному смысловому оттенку «элиты», как немногочисленность данного слоя /группы.
В социалистических обществах в силу идейного монизма потребности в использовании понятия «элита» не было. После начавшейся общественной трансформации и плюрализации обществоведения с восприятием западных концепций элитологический анализ стал одним из инструментов научного
41. Pareto V. The rise and fall of the elites: An application of theoretical sociology. -New Brunswick; London, 1991. - P. 36.
42. См.: Nye R.A. The anti-democratic sources of elite theory: Pareto, Mosca, Michels. -London; Beverly Hills, 1977; Blondel J.; Müller-Rommel F. Political Elites // The Oxford handbook of political behavior / Ed. by Russell J. Dalton and Hans-Dieter Klingemann. -Oxford; New York, 2007. - P. 820-821. Выразительно название статьи Джеймса Алек-сандера: «Вильфредо Парето: Карл Маркс фашизма» (Alexander J. Vilfredo Pareto: The Karl Marx of fascism // Journal of historical review. - 1994, Vol. 14. - N 5).
43. Mosca G. A short history of political philosophy. - New York, 1972. - P. 248. См. также письмо Моска Р. Серено от 5 июля 1938 г.: Sereno R. Note on Gaetano Mosca // The American political science review. - 1952, Vol. 46, N 2.
44. Finer S.E. Pareto and pluto-democracy: The retreat to Galapagos // The American political science Review. - 1968 - Vol. 62, No. 2. - P. 446.
анализа российского общества. Доминирующим стало определение элиты в структурно-функциональном ключе, хотя разрабатываются и иные подходы. Стоит подчеркнуть, что для отечественного мейнстрима в исследовании элит безусловно превалирует представление, что они есть, но могут обладать разными характеристиками, подчас не очень привлекательными и далеко не «лучшими». Однако это не ставит под сомнение само наличие данных социальных групп в России и других постсоциалистических странах.
Тем не менее так ли уж наивно-обыденным является употребление термина «элита» для обозначения «лучших»? Тем более, что и часть политологических словарей трактует элиту в оценочном ключе: «наиболее видные представители части общества, слоя, группы, политического движения и т.д., обладающие высокими профессиональными и деловыми качествами, глубоким интеллектом, что выделяет их из окружающей среды»45. Проблема, скорее, не в непонимании и неверном употреблении научного термина, а в ощущении, что наверху должны быть лучшие и «что-то здесь не так с нашей элитой». Ответ может быть связан с особенностями структурирования современного общества, которое бюрократизировано в большей степени, чем доиндустриальное. Роль формальных публичных институтов чрезвычайно высока. Более того, они пытаются формировать, регулировать, нормировать все большее число сторон общественной жизни (иногда, как это ни парадоксально, вместе с ростом демократии). Очевидно, что это делают не сами институты, а персоны, занимающие в них важнейшие позиции. Складывается ситуация приобщения начальствующих лиц к тем видам деятельности, которые они возглавляют, контролируют и которым задают формальные основания их существования. Сама институционализа-ция деятельности обусловливает такое положение вещей.
Можно предположить, что существует две параллельные (иногда совпадающих) элиты в любом институциональном порядке. Под последним понимается система институтов внутри социальной структуры общества, имеющих близкие или одинаковые цели и результаты своей деятельности и объективно выполняющих схожие функции46. Это связано с тем, что одновременно сосуществуют, как минимум, две вертикали, на вершине которых находятся элиты. Каждая представляет собой особый институциональный субпорядок, требующий собственного анализа. Первый тип (вид) элиты интегрирует и структурно стабилизирует социальную активность в рамках
45. Политологический словарь: Учеб. пособие / Под ред. В.Ф. Халипова. - М., 1995. - С. 169-170; Введение в политологию: Словарь-справочник / Сост. Г.Л. Купряшин, Т.П. Лебедева, Г.И. Марченко и др. Под ред. В.П. Пугачева. - М., 1996. - С. 254.
46. См.: Gerth H.H., Mills C.W. The Character and Social Structure: The Psychology of Social Institutions. - New York, 1964. - P. 25.
данной сферы деятельности47. Условно ее можно назвать «институциональной элитой», поскольку она интегрирована в формальные социальные институты. Элиты второго типа задают образцы поведения, действий, мысли, стиля, образа жизни - то, что связано с производством и воспроизводством культуры группы, слоя, общества48. Отсюда ее возможное определение как «культурной элиты», нацеленной на инновацию и трансмиссию лучших достижений. Особенно это отличие очевидно в «творческих» видах деятельности - искусстве, журналистике, науке, спорте и т.п.49 В этом отношении вполне правомерно говорить об элите достижений - совершенно в духе христоматийного определения элиты В. Парето50 или описания мери-тократии М. Янга51.
Отмеченная дихотомия элит порождает противоречие между формальным (институциональным) и неформальным (достижительным) принципами отнесения тех или иных лиц к элите. Так, например, известного ученого Д. И. Менделеева не избрали в Императорскую Санкт-Петербургскую Академию Наук. Но одновременно ее президентом мог быть, к примеру, Великий князь Константин Константинович, человек, конечно, талантливый, но не более. Бюрократическая (управленческая) и собственно научная деятельность, их признание (научное, общественное и государственное) могут существенно расходиться. Аналогичное положение достаточно обычно и в других творческих сферах. Современный пример - назначение в Санкт-Петербурге директором филармонии человека, не имеющего отношение к профессиональному музицированию, но связанному с властными группами52 и т. п.
47. См. об этой функции элит: Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразования // Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994; Тоффлер Э. Третья волна. -М., 1999; Keller S. Beyond the ruling class: Strategic elites in modern society. - New York, 1968 и др.
48. О формировании, поддержании и воспроизводстве культуры высших страт см.: Веблен Т. Теория праздного класса. - М., 1984; Уорнер У. Живые и мертвые. - М.; СПб., 2000; Warner W.L. and Associates. Democracy in Jonesville: A study in quality and inequality. - New York, 1964 и др.
49. О специфическом виде элиты - знаменитостях / см.: Keller S. Celebrities as a national elite // Political elites and social change: Studies of elite roles and attitudes / Ed. by Moshe M. Czudnowski. De Kalb, 1983.
50. Парето В. Трактат по общей социологии [Выдержки] // Осипова Е.В. Социология Вильфредо Парето: Политический аспект. - СПб., 2004. - С. 131-132. [§ 2027].
51. Young M.D. The rise of the meritocracy 1870-2033. The new elite of our social revolution. - New York, 1959.
52. См., напр.: Славкина М. Кто копает под Сучилкину? // Сайт «АПН Северо-Запад». 17.07.2007 (http://www.apn-spb.ru/publications/print1318.htm, доступно 17.07.2007).
Обычно в отечественной публицистической и части научной литературы данное противоречивое сосуществование рассматриваемых здесь институциональных субпорядков и соответствующих им элит описывается достаточно образно, но упрощенно как противостояние интеллигенции и бюрократии: «В качестве элитарного фактора русская интеллигенция представляла себя антиподом чиновничества по всем ориентирам (служение -служба, творчество - исполнение, свобода - послушание, мир символов - иерархия начальников, исторический «отбор» - назначение власть имущими и т.д. ...)»53. Первая элита занимает позицию и организует деятельность в масштабах группы, общества. Она зачастую формально определена и закреплена. Это статусные начальники, достижения которых в иерархических структурах более характеризуют саму социальную структуру и принципы ее существования, чем человека в ней функционирующего. Вторая элита являет, прежде всего, индивидуальные, личностные достижения и занимается организацией своей и, иногда, своих учеников и последователей деятельности. И тем самым, поскольку эти достижения признаются всем обществом или его наиболее влиятельной частью, она задает нормы деятельности, ориентационные практики поведения формально далеко не всегда закрепленные.
Но есть и нечто принципиально общее у данных двух типов элит - фиксация и определение социальных границ. Это то, что конституирует данную группу как элиту, поскольку именно право и возможность фиксировать других и себя в системе социальных координат определяет истинное руководство. Номинация и демаркация могут возникать и стихийно, но конечные решения54 и квалификации здесь наиболее существенны. Однако способы, инструменты, ресурсы и легитимация различны. Отсюда различны системы и принципы стратификации, что и фиксируется исследователями как рассогласованность эмпирической реальности и теоретической ее интерпретации. Так, еще В. Парето отмечал: «... правящая элита носит ярлык, соответствующий высоким политическим постам: министров, сенаторов, депутатов, вершителей правосудия, генералов, полковников и так далее. Соответственно исключение надо сделать для тех, кто попал в эту высокопоставленную компанию, не обладая качествами, соответствующими тем ярлыкам, которые они носят»55. Вместе с тем надо отметить, что часто
53. Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Левада Ю.А. Проблема «элиты» в сегодняшней России: Размышления над результатами социологического исследования. - М., 2007. -С. 8.
54. Шмитт К. Политическая теология. - М., 2000. - С. 26.
55. Парето В. Трактат по общей социологии [Выдержки] // Осипова Е.В. Социология Вильфредо Парето: Политический аспект. - СПб., 2004. - С. 133. [§ 2035].
внешние наблюдатели не принимают во внимание, что как раз «соответствующие качества» и помогли тем или иным персонам попасть на верх социальной лестницы, хотя они могут таковыми и не казаться. Помимо этого, на ученого (шире - на читающую публику) влияют и функционирующие в обществе базовые нормативные представления идеально-типического свойства. (Здесь достаточно сослаться на насыщенность информационного пространства современного общества рекламой и упоминанием «элитной мебели», «элитного кофе», «элитных парикмахерских» и проч.) Следует сказать, что позиции властных элит в значительной степени включают необходимость совмещения «культурной» и «институциональной» определенности в силу тотальности власти в современном обществе и господства бюрократии56. Поэтому стиль поведения и образ жизни представителей властной элиты могут выступать как образец для подражания и рассматриваться публикой как именно «элитные».
Современная Россия едва ли не в массовом порядке явила миру такой феномен, как стремление представителей властных элит «обозначить» свою причастность к науке и обрести статус ученых посредством защиты кандидатских и докторских диссертаций57. Здесь одновременно задейству-ются два механизма: создание дистанции между простыми гражданами и элитой58, а также придание членам властных групп большей легитимности. Последнее близко к описанию Дэвидом Истоном идеологической легитимности власти: «Моральная убежденность в законности занятия должностей лицами, осуществляющими властные полномочия»59. Действительно, соединение в одном лице «эксперта» и «властителя», человека, принимающего
56. Nisbet R.A. The Sociolofical tradition. - New York, 1966 - Ch. 4; Aberbach J.D., Putnam R.D., Rockman B.A. Bureaucrats and Politicians in Western Democracies. - Cambridge; London, 1981. - P. 1-23.
57. Периодически в прессе появляются публикации на сей счет. См., напр.: Левиче-ва В. Товарищ, вы - большой ученый // Российская газета. - 2002, 15 мая; Фисун А. Возведение в ложную степень // Там же; Меликова Н. Больше докторов наук, хороших и разных: Чиновники и бизнесмены активно защищают докторские диссертации // Независимая газета. - 2007, 23 апреля. К сожалению, научной рефлексии по этому поводу не очень много. Любопытное исследование отношения ученой публики к данному процессу см.: Юревич А. Остепененные чужаки // Независимая газета. - 2006, 25 января.
58. О проблеме дистанцирования см.: Дука А.В. Институционализация и социальное дистанцирование властных элит // Власть, государство и элиты в современном обществе: Сборник материалов второго всероссийского научного семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации» (16-18 октября 2003 года, Санкт-Петербург) / Под ред. А.В. Дуки и В.П. Мохова. - Пермь, 2005.
59. Easton D. A Systems analysis of political life. - New York; London, 1965. - P. 287.
решения, подчеркивает неслучайность занятия позиции (власть знатока60). Человек становится начальником «по праву», соединяя в одном лице принадлежность к культурной элите знания и институциональной элите руководства. Причем показательно, что темы диссертаций по большей части связаны с непосредственной деятельностью соискателя, подчеркивая его квалификацию знающего лидера, одновременно являющегося экспертом по проблемам региона и его управлению. Несколько примеров по субъектам Российской Федерации, начинающимся на букву «А». Докторская диссертация президента Адыгеи А.А. Джаримова (1992-2002) написана на тему «Механизм включения экономики республики в единое рыночное пространство России» (1995). Работа архангельского губернатора А.А. Ефремова (1996-2004) защищена с заголовком «Повышение роли государства в управлении промышленностью региона» (1999); астраханского губернатора А.А. Жилкина (с 2004 г.) - «Сохранение видового разнообразия и восстановления природно-хозяйственных комплексов Северного Прикаспия» (2005). В последнем случае кандидатская диссертация человеком элиты была защищена в бытность им первым заместителем главы администрации Астраханской области (1996), а базовое его образование было весьма далеким от выбранной темы (закончил физико-математический факультет Астраханского педагогического института). Схожая ситуация фиксируется и на федеральном уровне.
Еще одним важным инструментом поднятия престижа представителей элитных групп как экспертов является членство во всевозможных ака-демиях61, получение звания почетного профессора университетов. В отличие от брежневских времен, когда партийные и советские руководители проявляли повышенный интерес к званиям и титулам, роль данных механизмов повышения символического капитала властной элиты в постсоветское время не ограничивается сферой престижного потребления. Эти механизмы функциональны в отношении процесса институционализации новых властных групп. Они еще не стали «умом, честью и совестью нашего времени» и нашего общества и должны демонстрировать свой «ум» (особенно в условиях кризисного существования), предъявляя всевозможные сертификаты.
Имеет смысл особо остановиться на случае появления новых институтов, не признаваемых официально и частично отвергаемых (в основном в моральном отношении) всем обществом. Параллельные иерархические системы в условиях позднего государственного социализма в литературе (в том
60. См.: Хеккхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986. - С. 309.
61. В отношении РАН см.: Покровский В., Ваганов А., Гомзикова С., Миненко С. Вскрыть Академию // Независимая газета. - 2006, 14 апреля; Таратута Ю. Работа по соискательству // Коммерсантъ. - 2008. 18 февраля; Группа чиновников метит в академики // Сайт «Грани. ру». 18.02.2008 (http://grani.ru/Society/Science/ p.133640.html/).
числе мемуарной) достаточно описаны. Возникающий капитализм первоначально существовал как (полу)криминальная сфера деятельности, хотя и основанная на «лучших» характеристиках активных в ней индивидов, поскольку эти характеристики позволяли достигать им успеха. Д. Лэйн и К. Росс писали о двух вертикалях: «Планирующая и административная система, контролируемая политическим классом, и квазирыночная система с зарождающимся классом, обладающим интеллектуальными качествами и навыками». Отсюда два критерия стратификации: контроль над физическими активами и товарность деловых качеств, их пригодность для продажи62. Рассмотренная с точки зрения социальных групп, структурирующих данные системы и доминирующих в них, такого рода ситуация может быть описана сквозь призму противоборства элит и контрэлит. Исторически мы знаем, что победу одержали последние. Причем, в число новых «хозяев» частично вошли и прежние «слуги народа». Это вхождение и организация новой деятельности сопровождались приватизацией общественных институтов и ресурсов. Качества, необходимые для эффективного разрушения и присвоения, естественно, отличаются от тех, которые потребны для сохранения и созидания. Но схожим образом обстояло дело с персонами, достигавшими больших результатов в политике и административной деятельности. Для успеха в новых обстоятельствах требовалось, прежде всего, отринуть нормы и ценности старого мира, ориентированные на стабильность существовавшего «старого порядка» и связанные с определенными этическими представлениями устойчиво функционирующего общества. Социетальные изменения, принципиальная реинституционализация основных сфер общественной жизни создают релятивизм оценок, подвижность правил, «нестандартное» поведение не только у «простых» граждан, но и у «отборных». Отсюда естественность оценок доминирующих групп как «ненастоящая элита», «клики» и т.п. и их эмоциональное неприятие.
Любопытный пример рассогласования представлений о «высоком» и «низком», разрушения прежних иерархий в условиях общественных трансформаций дает в своих дневниках Михаил Пришвин. Его арестовали в начале 1918 г. вместе с другими «бывшими». Писатель отмечает:
«И про меня кто-то сказал:
- Это известный писатель!
Арестующий комиссар ответил:
- С 25-го числа это не признается»63.
62. Lane D., Ross C. The Russian political elites, 1991-95: Recruitment and renewal // Postcommunist elites and democracy in Eastern Europe / Ed. by J. Higley, J. Pakulski and W. Wesolowski. - Basingstoke, 1998. - P. 57.
63. Пришвин М.М. Дневники 1918-1919. Кн. 2. - М., 1994. - С. 6.
Формулировка комиссара универсальна для всех эпох перемен. Вместе с тем общество может тоже не признавать «комиссаров» в нравственном, эстетическом или каком-либо ином отношении. Однако научный анализ по необходимости требует минимизации оценочных суждений, способство-вующих релятивизму оснований и выводов научного исследования.
В заключение несколько слов об отечественной властной элите. Обращусь к важному с методологической точки зрения Марксову различению класса-в-себе и класса-для-себя. Первое понятие связано с наличием объективных характеристик, позволяющих говорить о сформированности определенной социальной группы в данной социальной системе. Второе - с субъективным представлением и осознанностью данной группой (или ее наиболее активной части) своих интересов и своей социальной «миссии».
Можно сказать, что объективно существует социальная группа, выполняющая функции общего управления и стабилизации социальной системы. Как она это делает - другой вопрос. Данная группа вырабатывает и транслирует базовые принципы символического универсума, включая правила для всего общества и для своих членов, стремится их поддерживать, осуществляя различного рода санкции. Она также контролирует основные общественные ресурсы, распределяя их в интересах как общества, так и «своих». Именно такую группу принято в науке называть властной элитой. И она в России существует.
Субъективно эта группа может по разным причинам не воспринимать себя как элита и отказываться от такого наименования. В начале 1990-х годов многие исследования показывали, что новая российская властвующая группа скорее идентифицировала себя со «средним классом»64. Начиная с 2000-х ее самоощущение и его экспликация значительно меняются65. Весьма показательно интервью Д. Медведева «Эксперту» в 2005 г.66. Тогдашний руководитель администрации президента В. Путина и нынешний президент России говорит об элитах как о вполне естественном явлении. Значительная часть интервью посвящена федеральным и региональным элитам. Это текст человека элиты о своей группе и проблемах общества с точки зрения ее представителя. Несколько раньше В. Черкесов, директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, опубликовал статью в
64. Даже в 1998 г. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области лишь 5% опрошенных представителей региональной элиты отнесли себя к ней, а 93% - к среднему классу. См.: Региональные элиты Северо-Запада России: Политические и экономические ориентации / Под ред. А.В. Дуки. СПб., 2001.
65. См., напр.: Эпштейн Д. Совхоз «Элита» // Отечественные записки. - 2005. № 5.
66. Медведев Д. Сохранить эффективное государство в существующих границах // Эксперт. - 2005, № 13.
«Комсомольской правде», посвященную в основном тем, «кто занимается сейчас проблемами государственного управления на разных уровнях законодательной и исполнительной власти страны» и представляет собой «сообщество наше - профессиональное, сословное, духовное, социально-культурное »67. Здесь важно, что достаточно четко проводится демаркация между «опорным государственным сословием» и остальным населением. Очевидно, что это взгляд именно элитарный. Причем, демаркация достаточно ясная: «Необходимо постоянное самоочищение как недопущение в свою среду антигосударственных и антиобщественных вирусов, которыми поражено наше общество». «Миссия» властной группы очевидна - сохранение государства и общества, сплочение элиты. То же и у Медведева. Но есть важный нюанс, связанный с рассмотрением последним правящей группы как формирующейся на основе многих групп элиты: «Программные цели значительной части политических сил невнятны, их идеология смазана, у них нет собственного лица. Политическая элита у нас не структурирована». Отсюда возникают специфические идеологические и политические задачи. Такая самоидентификация через общую направленность деятельности, воспринимаемую как служение, характерна не только для отечественной элиты. Она связана с разделяемыми базовыми ценностями68. Это и задает ее специфическое отношение к остальному населению и возможным способам действия.
Еще один важный аспект - становление российской элиты как социального слоя. Появляются журналы для элиты и об элите: «Элита», «Элита Татарстана», «Regional elite» (издается в Тюмени) и др. Возникают закрытые элитные клубы. Элита начинает селиться в особых зонах, отдаляя себя от не-элиты. Можно сказать, что «для себя» российская властная элита состоялась. Более того, она начинает упорно позиционировать и пропагандировать себя именно как элита, а образ своей жизни как элитный. Взять хотя бы множество глянцевых журналов, описывающих «гламурную» жизнь. И, видимо, представителям властвующих групп это в определенной степени необходимо, чтобы, как они полагают, читатели дали утвердительный ответ на вопрос Т. Койчуева: «Можно ли считать элитой, т.е. избранными, выдающимися, лучшими тех, кто занимает определенные должности, известен, популярен, безотносительно к его идеологическим ориентирам и личностным качествам?»69.
67. Мода на КГБ? // Комсомольская правда. - 2004. 28 декабря.
68. Данная характеристика подчеркивалась многими исследователями, начиная с классиков элитологии.
69. Койчуев Т. Указ. соч. - С. 3.