Научная статья на тему 'Элитное образование в современном мире'

Элитное образование в современном мире Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
427
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элитное образование в современном мире»

#

Книги

ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В современном постиндустриальном обществе, которое часто называется информационным обществом или обществом знания, а последние два-три года даже «обучающимся» или, скорее, «самообучающимся» обществом, резко возрастает роль образования в целом, и в особенности роль инновационного, элитного образования. Именно анализу этого феномена посвящается рецензируемая книга1.

Как известно, с 2005 г. образование официально стало одним из приоритетных направлений развития нашей страны. После провальных 90-х гг., когда ВВП страны сократился почти вдвое, а образовательная система была посажена на «голодный паек», когда десятки тысяч квалифицированных, талантливых педагогов школ и вузов, будучи не в состоянии прокормить свои семьи на нищенскую зарплату, были вынуждены менять любимую профессию, а порой эмигрировать. Эта недальновидная политика правительства России 90-х гг. обошлась нам чрезвычайно дорого. До сих пор мы еще не достигли того уровня в мировом образовании, который наша страна занимала в 50-х — 70-х гг. XX в., когда входила в пятерку и даже тройку лидеров мирового образования (в 90-х гг. она откатилась в шестой десяток, ныне с трудом поднимаясь в четвертый десяток). Ведь в то время, как мы откатывались назад, передовые страны Северной Америки, Западной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии быстрыми темпами совершенствовали свои образовательные системы, прежде всего не жалея денег на обновление ее материально-технической базы.

Отвоевывая утерянные позиции и обновляя нашу систему образования, компьютеризируя ее, стремясь сделать российскую систему образования высококонкурентоспособной (задача, поставленная В. В. Путиным и развитая президентом Д. А. Медведевым), мы, естественно, не можем не сравнивать ее с лучшими системами мирового образования, образования элитного, инновационного (заметим,

1 Г. К. Ашин «Мировое элитное образование» «Анкил», 2008 г.

что элитное образование по определению является инновационным). Причем сравнивать не для того, чтобы перенимать готовые зарубежные образцы, (тогда мы окажемся в положении «вечно догоняющих»), но, опираясь на богатейшие традиции российской науки и образования, совершить мощный рывок вперед, сделать нашу систему образования высококонкурентоспособной в современном глобализированном мире.

Поэтому вряд ли можно сомневаться в том, что российская общественность с интересом встретит новую книгу Г. Ашина «Мировое элитное образование», посвященную сравнительному анализу образовательных систем развитых стран современного мира. Г. К. Ашин — известный ученый, автор многих монографий по истории социологии, политологии, социальной философии. Он — основатель ныне бурно развивающейся российской школы элитологии. В 2006 г. его книга «Элитология» получила первое место на III общероссийском конкурсе учебных изданий в номинации «Лучшее учебное издание по гуманитарным наукам». Новую книгу проф. Ашина в известном смысле можно рассматривать как продолжение, развитие и конкретизацию предыдущей.

В условиях глобализации элитное образование выступает как мировая система, связанная между собой не только проблематикой, но прежде всего экономически (ее капитализация еще не подсчитана, но ясно, что счет идет на сотни миллиардов долларов), причем экспортно-импортная активность в этой области относится прежде всего и главным образом к элитному образованию. А конкуренция тут достигла небывалого уровня, как в среднем, так и в особенности высшем образовании.

Рецензируемая книга представляет собой сравнительное исследование лучших мировых моделей образовательных систем (как среднего, так и в первую очередь высшего образования.

С точки зрения спроса на элитное образование и, соответственно, экспорта образовательных услуг и доходов, от этого экспорта, безусловно, лидиру-

#

134 ВЛАСТЬ 08’2008

ет англоязычное образование — школы Великобритании, где особым спросом пользуются элитные «паблик скулз» типа Итона, Хэрроу, Винчестера, дорогостоящие частные школы США типа Гротона, Сент-Пола, лучшие (притом менее дорогие) школы Австралии. Среди других стран высокой репутацией неизменно пользуются школы ФРГ и Швейцарии, а также Франции. Если говорить об общедоступных (и бесплатных) школах, то лучшими среди них, по заключению экспертов ЮНЕСКО, являются школы Северной Европы, особенно Скандинавии (с 2005 по 2007 г. первое место принадлежит в 2005—2008 гг. Финляндии, в 2004 г. это место принадлежало Норвегии). В рецензируемой книге анализируются причины резкого подъема среднего образования ныне Финляндии, опыт которой перенимают многие другие страны мира. Финны достигли этого, модернизировав систему образования, возложив ответственность за развитие образования не на бюрократа, а на учителя. Численность чиновников Министерства образования была резко сокращена, учителям предоставлена широкая свобода инициативы. Учитель в Финляндии — престижная и хорошо оплачиваемая работа. В книге говорится также об успехах школ Китая (прежде всего это относится к Пекинскому и Шанхайскому регионам) и Южной Кореи, учащиеся которых все чаще завоевывают первые места на всемирных олимпиадах.

Но в центре внимания автора стоит элитное высшее образование. А здесь безоговорочным лидером ныне являются США. В первой десятке лучших университетов мира 8 американских — Гарвард, Принстон, Йель, Стэнфорд, Коламбиа, Массачусетский технологический институт, Беркли, Калтекс, и два английских (Кембридж и Оксфорд), в первой двадцатке лучших — 17 американских, 2 английских (их иногда называют Оксбридж), а также Токийский университет. В ежегодный рейтинг элитных вузов мира входят в последние годы именно эти университеты, изменения происходят по большей части внутри перечисленных вузов.

В рецензируемой книге выявляются критерии ранжирования мировых элитных университетов, используемые американскими исследователями высшего элитного образования. Причем их методика подвергается критике за односто-

ронность, прежде всего за то, что первое место при определении рейтинга всегда отдается капитализации вуза, что отбрасывает многие безусловно элитные вузы мира (в том числе российские) на места, явно не соответствующие их реальным заслугам по уровню преподавания и соединения преподавания с научноисследовательской деятельностью.

В современном мире образование сегодня развивается как экспортная отрасль. Основная конкуренция идет между странами Западной Европы, Северной Америки, Японии, Австралии, в которых обучается 80% всех иностранных студентов. Место, занимаемое на международном рынке образовательных услуг Россией, не соответствует ее образовательному потенциалу. Ключевую роль в повышении конкурентоспособности образования в стране, а также в повышении горизонтальной мобильности студентов, аспирантов, профессоров играет именно элитное образование. Ведь основная причина миграции в области образования связана с поиском лучшего в образовании, т.е. элитного образования.

Опираясь на опыт мирового элитного образования и исходя из потребностей социально-экономического и политического развития России, Г. Ашин ставит вопрос о том, какова должна быть государственная политика страны в области элитного образования. Прежде всего необходим курс на нарастающее увеличение инвестиций в область образования в целом, это магистральный путь возрождения России с ее великими культурными, научными, образовательными традициями, нужна «точечная» поддержка талантливой молодежи, которая включала бы в себя поиск и отбор одаренных юношей и девушек, прежде всего уже опробованном нами путем проведения конкурсов, общероссийских и региональных олимпиад, присуждение грантов их победителям и призерам, чтобы они могли подготовиться для поступления в элитные вузы (особенно это касается помощи одаренным молодым людям, живущим в провинции, в городах и селах, далеких от культурных центров). Это должно быть важным элементом государственной политики в области образования.

КОНОПЛИНЮ. С., д. п. н., профессор Московского государственного педагогического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.