ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
УДК 101 . 8
Элита как ценность: смысл избранности
П.Л. Карабущенко
Принято считать, что элитой являются те, кто обладает некими ценностями, свидетельствующими об их достоинстве, достижениях, превосходстве и избранности. Но существует ли единая формула элиты, и стоит ли ее искать? Поиск ответа на этот вопрос приводит нас к осмыслению общечеловеческих ценностей, лежащих и в основе новой исторической эпохи, именуемой постиндустриализмом . Вопрос о том, какие ценности устарели, а какие будут востребованы в новейших условиях, остается открытым . Существующая дискуссия необходима для того, чтобы выяснить современный алгоритм развития аксиологии и элитологии, установить их общности на фоне существующих различий . Обнаруживающиеся по данному вопросу разночтения чаще всего проистекают из несовпадения формы (элиты) и содержания (элитности), то есть разности в достигнутом уровне совершенства, а также и в методологической оторванности элитологического исследования от анализа самого процесса их совместного генезиса (элитизации)
Ключевые слова: элитология, аксиология, акмеоло-гия, элита, элитность, постиндустриализм, меритократия, творчество, качество, доминация, интеллектуальное превосходство, иерархия
Определяя философию как поиск Истины (Государство, 581с) [15, т. 3, с. 373] . Платон обращает внимание на то, что конструктивный поиск чего-либо ценного всегда завершается выбором, то есть установлением некой избранности, чего-то лучшего, избранного (aristo, meritus, elite) . Этим избранным оказывается что-то лучшее, благое и истинное; то, что дает философу превосходство над всеми остальными (Государство, 582b-e) [15, т. 3, с. 374—375] . Именно этими качествами и наделяется в общественном сознании все то, что называется элитой, элитным, элитностью Это то, что возвышает обладателей этих качеств над всем остальным, является или считается возвышенным, высшим (в иерархической степени) В силу этого элиту можно определить, как антологию лучшего качества; качества, воздействующего на все количественное и определяющее своим превосходством другие качества
© Карабущенко П .Л . , 2016
В настоящем исследовании мы ставим задачу выявить то, каким образом аксиология воздействует на элитологию и каким изменениям подвергается понятийный аппарат последней с учетом этих особенностей . В сущности своей элитологию можно определить как практический раздел аксиологии, изучающий то, как ценности работают в социокультурном пространстве антропогенеза . Рассматривая основы аксиологической элито-логии через призму персонализма, мы пытаемся выяснить не столько социально-политические, сколько онтологические и гносеологические основания элиты
Если объектом нашего исследования являются элиты, а предметом — заложенные в их форму ценности (элитность), то целью его будет выяснение сущности аксиологической элитологии . В идеале, элита — это группа лучших личностей, которая должна самым наилучшим образом улучшить мир, исправив его недостатки за счет усиления его достоинств. Так, во всяком случае, понимал эту часть общества еще Платон . И действительно, значение элиты проявляется в ее ценности Прежде всего, в наборе ценностей личностных качеств конкретных субъектов элиты . Ответ на этот вопрос напрямую зависит от того, кому элита приносит благо, а кому наносит вред, с кем она контактирует конструктивно, а на кого оказывает деструктивное воздействие
С диалектической точки зрения, элита — это всего лишь форма, содержанием которой является элитность, а вектором развития — элитиза-ция. Именно через эту триаду (форма, содержание, развитие) элитология и пытается расшифровать код конкретной элитной группы и отдельно взятой личности . Это своего рода мантра элитологии, которую она неустанно повторяет в надежде на чудо — чудо раскрытие кода элиты . Но раскрытие любого кода начинается с выяснения сущности самой идеи рассматриваемого феномена . Идея есть норма . И именно знание сущности идеи позволяет точно выявить меру отклонения ее земного аналога от этой нормы
Элита как феномен . Как феномен элита имеет множественное определение своей сути, поскольку сложно передать всю многогранность и сложность этого социокультурного явления какой-то лишь одной научной формулой . Поиск этой единой формулы элиты/элитности должен иметь предельный научный охват, поскольку элитность многолика, а элитологи-ческий опыт многообразен . Именно в этом природном множестве и кроется сам феномен элиты Ее ценность заключается в том, что она открыта для самого широкого саморазвития . Генезис элиты подчиняется базовому закону жизни — самовоспроизводство с изменениями Только воспроизводить элита должна не саму себя по форме, а саму себя по содержанию, то есть развивать и передавать следующему поколению некий набор ценностей, который и характеризует ее как элиту
Идея «элиты» может быть описана через такие философские категории, как «избранное» (anthologia), «лучшее» (aristos) и «качество» (axia), ко-
торые, как утверждал еще Платон, сводятся к единому понятию — «благо» В своих комментариях к Платону А.Ф. Лосев раскрывает эту категорию через такие его составляющие, как «добро», «лучшее», «наилучшее», «хорошее», а также «благополучие», «благородство», «благочестие», «блаженство» и, наконец, «Бог» [15, т. 1, с . 849]. Большинство из перечисленных качеств имеют непосредственное отношение к элите, поскольку носят элитный характер Именно поэтому мы вправе считать элитологию прикладным разделом аксиологии и в свою очередь утверждать, что сама аксиология является центральной (сердцевинной) частью самой элитологии [19, с . 20] . В этом единстве просматривается не только междисциплинарная связь, но и возможность анализировать общий предмет исследования с методологических позиций обеих этих наук (аксиологии и элитологии) Памятуя о доминирующем в наше время в развитии научного знания принципа интеграции наук и о том, что новые отрасли наук появляются на стыке уже существующих, мы могли бы предложить научному сообществу рассмотреть возможность появление еще одной комплексной науки, которую условно можно было бы назвать элитологической аксиологией (или аксиологией элит и элитности)
Очевидно, что элита — это превосходство в качестве; это само качество, имеющее прямое воздействие на количество и иные более низкого порядка качества В последнем случае определение уже непосредственным образом касается категории элитности, встроенной в иерархическую системность Элитность как раз и является тем самым механизмом, который и определяет местоположение объекта в иерархии Вертикаль всегда качественна, горизонталь — количественна . Элита всегда стремится занять максимальное высокое качественное положение для того, чтобы контролировать наибольшие количественные показатели (ресурсы) . Внутри же самой элиты в отношениях ее субъектов действуют как горизонтальные связи (указывающие на наличие равенства), так и вертикальные (свидетельствующие об иерархии)
В определении аксиологического измерения элиты мы можем использовать ряд теорий, уже существующих в общественных науках Согласно одной из них — теории предельной полезности (или предельных издержек), пришедшей к нам из политэкономии австрийской школы (К. Менгер, Ф. Визер, Й . Шумпетер и др.), — ценность товаров определяется их предельной полезностью в системе субъективных оценок наших потребностей («предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причем последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды» [13, с . 125]) . Ценностью являются лишь те блага, которые имеются в меньшем количестве, чем необходимы для удовлетворения потребности человека [13, с. 125—128] . Так, К Менгер считал, что ценность не является объективным свойством вещи, а является суждением индивида о благе Поэтому одно и то же благо
может обладать разной ценностью для разных индивидов . И необходимыми условиями для обладания блага ценностью являются его полезность и ценность [13, с. 139] . Австрийская школа предлагает нам различать понятия «ценность» и «полезность» . С ее точки зрения, «полезность» представляет собой годность предмета служить удовлетворению человеческих потребностей . Удовлетворение потребностей зависит от конкретных количеств экономических благ. Вследствие этого именно они и приобретают еще значение ценности [13, с. 130].
С прагматической точки зрения, цена любой элиты зависит от того, сколько было обществом затрачено средств на ее производство и содержание и какую прибыль само общество извлекает из активной деятельности такой элиты . Если затраченные средства не окупаются полученными результатами, значит, имеет место нарушение принципа экономности, изложенного еще У Оккамом в его знаменитой «бритве» («Без необходимости не следует утверждать многое» или: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» [19, с. 65]). Этот принцип следует применять повсеместно, где речь только заходит об оценке качества той или иной элиты . Поэтому «Бритва Оккама» — это универсальный общеэлитологический принцип предварительной оценки элиты и элитности
Анализ политической истории показывает, что элита появляется на свет в результате двойного действия: 1) совершения «кем-то» выбора (отбора), в результате которого появляется избранное, и 2) согласия «других» с тем, что этот выбор был правильным . Разногласия между участниками выбора и последующего диалога могут возникнуть как еще на подготовительном («нулевом») этапе элитообразования, так и на этапе, когда элита утвердилась в своем статусе и в своей власти
Спрос на элиту не всегда рождает адекватное предложение, поскольку из предложенного следует еще выбрать то самое лучшее, что является ценным . И вот именно здесь и возникает проблема . Никто не против того, чтобы обществом правили самые лучшие Но у общества нет единого рецепта того, как найти это самое лучшее и каким образом его избрать Когда в элиту начинают проникать элементы массовой культуры и массовой психологии (то есть идет процесс омассовления элиты), снижается не только качество ее элитности, но и возникает совершенно иная цена ее стоимости Предельная полезность элиты убывает, возрастают невозвратные затраты (коррупция, низкая эффективность управления, демагогия и прочие издержки), свидетельствующие о ее деградации Качество элиты измеряется не ее «индексом цитирования» в СМИ, а уровнем ее профессионализма (где главным должны быть качество образования и КПД) .
Избранность как внутренняя потребность элиты . История элитологии есть история развития элитного качества [см . : 2], а история элит есть постоянная экспертиза социальной аксиологией относительно соответствия
формы (статуса элиты) и ее содержания (внутреннего качества — элит-ности) При этом те ценности, которые исповедует элита и которых она придерживается в своей практике, могут тоже не совпадать и даже значительно расходиться с тем, что признаны наукой И именно в этом несоответствии элитологам и следует искать смысл и качество конкретной элиты, конкретной элитологической практики Вся сложность заключается в том, что приходится говорить о тех и о том, что всегда находится выше среднего уровня (то есть некого общего, стандартного качества) и для оценки чего общие критерии могут не подходить Элита — это то, что всегда и во всем оказывается выше общей оценки качества Эта ее высота измеряется ее внутренним качеством, насколько оно оказывается лучшим остальных, избранным, предпочтительным
В целом, мы вправе сказать, что элита представляет собой некое гиперобщество, наделенное сверхспособностями и сверхвозможностями, позволяющими ей быть всегда активной, актуальной и абсолютной (то есть центром притяжения всеобщего интереса) Именно эта гиперактивность и выводит ее на первый план и дает ей все первые роли Элита — это первенство во всем, где есть конкуренция и производство качества Первенство в позиции это следствие, а не причина качества Именно исключительность качества определяет позицию субъекта в иерархической системе ценностей
Смысл избранности заключается в том, что сама избранность является выбранной нами ценностью Избрание есть утверждение нашего выбора в качестве некоего правила, даже закона, ибо мы этим актом узакониваем лучшее в ее превосходной степени Свобода воли, коей мы все обладаем, побуждает нас ежеминутно принимать конкретные решения или уходить от них Отказ от свободы, который мы видим в последнем случае, есть тоже наше решение, снимающее с нас всякую ответственность и ограничивающее нашу личность быть адекватной самодостаточной персоной Выбор того или иного решения есть избрание если не лучшего, то непременно нужного, значимого, важного
Для того чтобы быть элитой, как минимум, необходимо два условия: 1) духовная пассионарность, которая заметным образом отличает вас от всех остальных, и 2) адекватное признание общества на ваши притязания быть элитой Пассионарность элиты заключается в ее позитивном творчестве, которое представляет собой вещь в себе и потому не может быть до конца рационально познана Творчество — это мир, уходящий в бесконечность совершенства Поэтому элитология, изучающая элиты (форму), изучает ее конечность . Элитология, изучающая элитность (содержание), касается природы ее бесконечности
С аксиологической точки зрения, элита — это качество, возведенное в достоинство, вследствие чего имеющее превосходство над другими, то есть является избранным Элита (лучшее) есть самоутвердившееся в своем качест-
ве хорошее Но это все в теории (в идеале) На практике же мы постоянно сталкиваемся с нарушением этого принципа (особенно в политике) . Объяснений этому несколько . Главное то, что лучшее всегда придерживается нравственности как одного из основных своих критериев, в то время как достижение власти происходит через нарушение этого принципа (о чем в свое время наглядно поведал нам Н Макиавелли) Именно поэтому у политологов принцип аксиологии в определении сущности элиты не столь популярен Они вообще стараются его избегать, поскольку он может разрушить все их схемы в оценке политической элитности
Так что же такое ценность для элиты? Прежде всего, это система иерархических координат, в которых живет и развивается культурный человек У дикаря своя более примитивная и не столь упорядоченная система, не позволяющая ему мыслить в категориях общечеловеческих ценностей и сводящая его поведение к удовлетворению элементарных потребностей А самое главное, в столкновении с цивилизацией дикарь может добиться лишь тактического успеха, но всегда терпит поражение в стратегическом плане
Таким образом, элита для нас — это определенная система ценностей, набор которых характеризует ее в качестве избранного, лучшего на фоне всего остального не столь лучшего, а потому и не избранного. Элите всегда необходим внешний фон (массы), на котором она будет выглядеть в качестве избранной группы лиц Без сравнения с неэлитой, элиты не бывает Поэтому элита — это всегда выбор лучшего из потенциального числа хорошего, отменного, но до совершения самого акта выбора еще не ставшего избранным, еще не признанного в качестве элиты Этим в первую очередь и отличается элита от псевдоэлиты Последняя сама себя объявляет избранной, так и не дождавшись акта общественного признания
Элитность как ценность . Всякая элита содержит в себе некую четко определенную ценность, именуемую элитностью. Элитность — это эксклюзивное качество, обращенное в объективное достоинство личности или какой-либо группы. Перефразируя Цицерона, можно сказать, что на свете нет ни одного человека, который бы добровольно и без принуждения избрал бы для себя что-то худшее и злое. Наше стремление к лучшему и хорошему — это родовой признак человека Элитность в нас заложена с самого детства Она начинает проявляться в нас в борьбе за лидерство и в стремлении обладать самой лучшей, красивой вещью или самой вкусной едой Она закладывается в нас с теплом родительской любви, с заботой о своем потомстве
Свое понимания природы элитного мы выстраиваем на основе философии избранности Платона Академик раскрывает сущность этого феномена в универсальном понятии «благо» Наивысшее понимания блага кроется в феномене совершенства, которое он описывает в категориях хорошего и лучшего (Филеб, 20d —21Ь) [15, т. 4, с. 18—19]. Анализируя Пла-
тона, мы приходим к выводу, что элитность в своем развитии проходит четыре ступени (уровня) качества: вначале появляется нечто хорошее (как просто положительное качество), которое затем становится лучшим (как окончательно сложившаяся положительная оценка качества), чтобы затем стать избранным (то есть всеми признанной ценностью), а в перспективе получить статус совершенного (абсолютного превосходства в качестве) Если «хорошее» содержит в себе минимум «лучшего», то «избранное» уже является его максимальным выражением Превращение же «максимума» в «абсолют» — это еще одна диалектическая загадка платонизма . Загадка, требующая специального философского исследования .
Ценность всякой элиты измеряется именно мерой содержащейся в ней элитности . Элитность — это то самое качество, которое выделяет ее из массы, делает ее избранной, ценной, значительной, наконец, знатной Знать — значит уметь и владеть каким-то знанием, причем владеть в превосходной степени, то есть лучше всех А это и есть прямое указание на элиту Элитность — это, прежде всего, наши знания, свидетельствующие о достоинстве нашей личности Элитность — это качество, по которому нас всех узнают. Общественная узнаваемость это и есть ваша элитизация . Поэтому личностью являются те, кто узнаваем по природе своей элитности Главная ценность для человека — быть и оставаться личностью, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства Тот, кто сохранил себя как личность, тот уважаемый человек Тот, кто ее потерял, оказывается на грани, где человек перестает быть человеком и становится чем-то иным . В подобных случаях мы видим некий разлом, проходящий по линии «быть или не быть» человеком личностью. У элиты главной проблемой может быть как раз проблема с дефицитом собственной элитности Дефицит элит-ности приводит к тому, что теряется качество и узнаваемость субъекта Ценность — это качество, предельно характеризующее личность с точки зрения ее особенности Ценность — это когда ты выбираешь и делаешь избранным то, что для тебя представляет некую важность и значимость Если твой выбор незначителен, значит незначительно и выбранное тобой
Самой главной человеческой ценностью является творчество Поэтому элитность духа прежде всего проявляется в его творчестве Позиции творчества особенно должны укрепиться с приходом к власти в постиндустриальном обществе меритократии Талант (повышенные способности) есть в каждом, но не каждый способен их развить и воплотить в личное достоинство В тех, у кого элитность стала потребностью, в своей деятельности будут постоянно нацелены на ее достижение, развитие и приумножение Свобода и творчество всегда были двумя важнейшими родовыми признаками человека, а свобода творчества есть уже родовой признак меритокра-тии (элиты знаний)
Только в творчестве личность может обрести саму себя Согласно философии творчества Н А Бердяева, абсолютизация этого тезиса приведет
человечество к эре Третьего Завета, когда человек через акт собственного творения станет соавтором Бога в деле творения мира [4]. В этом проявляется аристократическое начало человеческой сущности И действительно, в каждом из нас сидит одновременно и аристократ, и плебей . История человечества напрямую зависит от того, какое начало побеждало и какая направленность принимала доминирующий характер Подлинными творцами истории является не родовая аристократия, а аристократия духа Именно элита знаний, именуемая ныне меритократией, является промежуточным звеном между культурной элитой и носителями духовного аристократизма
Следует также выделить и самый высший слой культурной элиты — касту гениев . Именно они являются самым узнаваемым лицом своей эпохи, и именно под их незримую диктовку правящие элиты ищут ответ на вызов своего времени . Наука еще не расшифровала код гениальности, хотя давно стремится это сделать [см . , например: 7]. По нашему мнению, к природе гениальности следует подходить через анализ сущности природы культурной элиты, ближе всего расположенной в иерархии духовного совершенства к этим уникальным личностям Именно в искусстве элита находит свое самое адекватное выражение и логическое завершение [см : 9] Искусство для элиты — это эстетика существования, религия — этика бытия Именно духовная аристократия отвечает за качество культуры «Качество — аристократично», — утверждает Н . А . Бердяев [6, с . 321], и мы ему, безусловно, верим . «Великий творец [гений . — П. К.] всегда индивидуален, никому и ничему не подчинен, и в своем индивидуальном творчестве выражает дух народа; он даже гораздо больше выражает дух народа, чем сам народ в своей коллективной жизни» [6, с . 321] . Индивидуальность в народе — это и есть акцент на творчество . Мы за индивидуальность, потому что мы за творчество
Для элитологии аксиологическая оценка элиты/элитности является решающей По всему видно, что настало время перейти от сугубо социологического подхода в измерении и оценке деятельности элиты именно к аксиологическому, где измеряются реальные качества личности субъекта элиты, а не его статусные позиции . Как известно, в основе гуманитарной элитологической парадигмы лежит философия идеализма Платона и аксиология личности . Личность — главная ценность бытия, совершенно не учитывается в существующих политико-административных моделях элиты Мы намерены исправить этот недостаток
Модели политических элит в свете гуманитарной (аксиологической) парадигмы Гуманистическая элитология рассматривает элиты/элитность не через призму административного управления, а через призму аксиологии, акмеологии и персонализма В этом ее коренное отличие от политической элитологии, чаще всего апеллирующее к формальным критериям элиты . В оценке элиты, с точки зрения аксиологической парадигмы, на первое
место выходит не статус и не доступ к принятию управленческого решения, а достоинства личности В принципе, следует оценивать не всю элиту в целом, а давать оценку каждому ее субъекту, то есть идти от частного к общему
Очевидно, что каждая элитная группа состоит из отдельных субъектов, носителей определенных элитных качеств Элита — это всегда конкретные лица, которые иногда сливаются в нечто единое и неразличимое целое, иногда еще более подчеркивают свою индивидуальность . Начиная с Платона, принято характеризовать субъекта власти, сравнивая его с определенным видом животного мира Традиционно их делят на лис и львов (Н . Макиавелли) . Сам Платон делил всех политиков на львов, кентавров и сатиров (Политик, 291а-Ь) [15, т. 4, с . 44]. Но на самом деле зверинец элиты («террариум лис и львов») намного богаче того, что мы перечислили Поэтому перейдем от «зверей» к личностям Возьмем за основу ценности личности ее полноту По выбранному нами основанию мы можем выделить следующие персоналистические типы субъектов элиты: 1) субъект-личность — яркая, узнаваемая всеми политическая персона, имеющая возможность перейти в класс выдающихся политиков (лидеров); 2) субъект-индивид — рядовой ничем не примечательный профессионал, лишенный возможности стать когда-либо лидером; 3) субъект-личина — ложная персона, имитирующая профессиональность; красочная мишура PR-рек-ламы; наибольше число таких личин скапливается и составляет квазиэлиту Приведенную иерархию личного мы выстроили по принципу убывания из индивида личного достоинства
Еще раз отметим, что элита — это всегда конкретная сумма лиц. И когда элита прячет свое лицо и желает представать перед публикой безликой группой единомышленников, то это значит, что у общества есть веские основания считать такую элиту недоброкачественной, лишенной элитной привлекательности, ибо тайна любой элиты состоит в том, что она является носительницей неполного объема элитного качества Но кто и как решает насколько это элитное качество является полным? Оценку выносит элитология, а политическое решение принимает народ .
Еще Н А Бердяев в своей уже посмертно изданной работе «Царство Духа и царство Кесаря» указывал, что «человек есть существо оценивающее, определяющее качество Определение ценностей и установка их иерархии есть трансцендентальная функция сознания» [6, с. 317] . Лживая политика устанавливает иерархию ценностей, которая «определяется по принципу пользы, при совершенном равнодушии к истине» [6, с 317] И далее он указывает: «Есть два типа философии: философия ценностей и философия блага или пользы Ценность есть качество, господствует же философия количества . Марксизм есть философия блага, а не ценностей... В противоположность философии марксизма, философия Ницше есть философия ценностей . Человек для него есть прежде всего творец ценностей»
[6, с 318—319] Он считает, что «высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой» [6, с . 319].
Тему ценностей мы можем встретить также и в работах ведущих российских политических элитологов (М Н Афанасьев, А В Дука, О В Крыш-тановская, В . П . Мохов, А. В . Понеделков, А. М . Старостин) [см . : 1; 12; 14; 16; 18; 20] . Чаще всего политические ценности сводятся к иерархии статусных отношений, объему властных полномочий, мере известности (PR-популяр-ности), профессиональной компетенции, уровню влияния на общественное умонастроение и др При этом персоналистическая шкала ценностей или рассматривается побочно, либо совсем опускается Политическую элитологию больше всего интересуют формальные стороны элиты (элитарность статуса), тогда как антропологическая элитология уделяет большее внимание неформальным (элитным) качествам личности
Ясно, что за каждой элитой стоит своя система ценностей . Взгляните на ее элитогенез — и вы узнаете, с какой элитой вы имеете дело Именно качественный срез предельно характеризует суть той или иной элиты Общеизвестно, что любую элиту определяют качества, которыми она владеет Цена выражает сумму затраченных на производство ценности средств, ее оценку в качестве ценности и востребованность Реальная цена элиты — в ее элитности, мнимая — в ее рекламе (PR) . На практике многие элиты существуют не в действительности своей элитности, а в мире своей рекламы. Формируя свою «элитность» из ангажированной информации, такая псевдоэлита может достигнуть временных успехов, но на большее у нее просто не будет необходимых ресурсов
Ценность элиты измеряется еще и той ценой, которую она готова платить за признание и удержание своей элитности В этом смысле самыми затратными оказываются политические элиты, которые, прикрываясь соблюдением национальных интересов, могут приносить в жертву судьбы целых поколений и народов Таким элитам все законы элитологии оказываются неписаными Она сама считает себя законом, исходя из своих эгоистических целей
Наконец, мы должны также выделить творческие элиты (производящие новые ценности) и деструктивные элиты (потребляющие чужие качества) . Причем в последнем случае речь идет не просто о потреблении (эксплуатации) уже существующих ценностей, но и об их разрушении, в случае, когда предполагается их замена на новые Спор сторонников традиции и инновации в науке и в политике выражается в дискуссии консерватизма и либерализма о путях и средствах развития общества и государства На практике не всегда ожидаемое новое было лучше проверенного старого В этом плане правы консерваторы: нельзя слепо доверять непроверенному опытом новаторству — оно может оказаться ложным или несостоятельным
Аксиологическая формула элиты и элитного. С нашей точки зрения единая формула элиты может быть выражена тремя словами: превосходство личности в элитности. Каждое слово в этой формуле имеет свое особое значение: первое (превосходство) указывает на местоположение в иерархии; второе (личность) характеризует конкретное «Я» во всем его многообразии и, наконец, третье (элитность) указывает на то, что делает личность всеми узнаваемой и дает ей признание в превосходстве Лучшие — это всегда превосходство в качестве, а элита есть избранное среди лучших, она есть детерминирующая все доминанта. Каждая профессиональная элита не похожа в своем многообразии, но практически одинакова в своей сути (она всегда оказывается нужным, востребованным элементом социума и культуры) . Именно в этом и кроется суть формулы элиты. Она всякий раз воспроизводит себя по одной и той же схеме, но с непременными вариациями (отклонениями) от правила Именно это отклонение дает ей элемент развития, а копирование старого — базу (стабильность) в последующем воспроизводстве
Дифференциация социума на элиту и массу указывает на существование неравенства, которое имеет одно-единственное оправдание, если носит естественный, а не искусственно созданный характер [5] Социальная иерархия чаще всего осуждается, ибо вызвана несправедливым распределением материальных ценностей Духовная иерархия, напротив, приветствуется, так как указывает на степени человеческого совершенства Если элита — это ценность общественного порядка, то для самой элиты абсолютной ценностью является наличие в ней элитности Отсутствие этого качества является главной проблемой и главным пороком элиты, которой приходится имитировать недостачу, а, следовательно, и саму себя в качестве элиты
Как правило, ценность является областью повышенного спроса и смысла . Тот, кто создает новый смысл, проявляет не просто свои творческие способности, но и развивает общечеловеческий дух Таких людей называют гениями . Мы их можем назвать — аристократией духа . Аристократия духа — это абсолютный избыток духовной элитности; это гении рода человеческого, наиболее полно и ярко реализовавшие себя в культуре Духовная пассионарность делает их культурной харизмой для последующих поколений Пассионарность несет спасение от абсурда, царящего в нашей повседневности . Это та жертва, которое человечество приносит ради общего своего развития Именно они ломают традицию (инерцию масс) и запускают в мир новые проекты, становящиеся эталоном для следующих поколений [8, с. 282, 286].
Элита — это и есть обладание высшими ценностями Наиболее распространенным примером здесь может являться элита по профессиональному признаку. Еще Платон указывал на то, что в его идеальном государстве все занимаются лишь теми профессиями, которые умеют лучше всего
делать (Платон. Государство. 443с—444с) [15, т. 3, с. 218—219]. Платон был абсолютно прав Такой подход ведет к профессиональной элитизации Тот, кто следует вечной правде Платона, аристократизирует свой дух и распространяет его на окружающий мир Но главное состоит в том, что он сам себя усовершенствует до максимально возможных для него самого пределов Сам собой процесс элитизации представляет путь в бесконечность, которая ограничена лишь силами каждой конкретной личности, для которой в этом деле бывает особенно важно проявить все свои личные качества, чтобы они превратились в ее персональные достоинства На самом высшем (акмеологическом) профессиональном уровне элитность должна проявляться в качестве абсолютной бесспорной величины [10]. Когда элитность становится константой и ее уже ничего не может поколебать, мы вправе говорить о том, что данная личность стала элитной и является для нас подлинным авторитетом
Элитология исследует наивысшие состояния ценности, когда ценность теряет свою обычную цену и становится бесценным, то есть абсолютной величиной, не имеющей уже никаких измерений, потому что сама «шкала измерения» оказывается по своему качеству на порядок ниже того, что ею оценивается Таким образом, бесценное — это не только то, что трудно оценимо, но и то, что вообще может не иметь никакой цены Бесценным является то, что, во-первых, трудно может быть оценено, и, во-вторых, то, с чем ни при каких обстоятельствах человек не сможет расстаться или пожертвовать им во имя другой ценности Поэтому бесценное чаще всего понимается как нечто, что выше всякой цены, как неоцененное, неоценимое, драгоценное, дорогое, неоплатное, и даже как любимое и несравненное Но лишенное цены может обладать как признаком элитности, так и ненужности . То, что никому не нужно, тоже не имеет цены и находится по ту сторону положительной аксиологии
Диагноз нашего времени. Как отмечал в свое время еще А. Тойнби, у каждой исторической эпохи есть свой вызов, на который готовит адекватный ответ творческое меньшинство (элита) [17] Это творческое меньшинство выходит из общественных низов и поднимается наверх, благодаря своим уникальных индивидуальным способностям и общественному признанию Из этой элитологической аксиомы следует, что иерархия требует наличия активной элиты, которая эту иерархию и отождествляет с собой
Восстание масс в ХХ веке ознаменовалось окончательной деградацией старой аристократии, давно изжившей себя, но упорно цепляющейся за старые привилегии [5]. Нынешние элиты являются продуктом этого восстания масс, они дети индустриального века и тоже всеми силами цепляются за прежние ценности Ценности грядущего постиндустриализма их пугают, поскольку заставляют их совершить над собой насилие и изменить свою прежнюю природу, приспособив ее к новым условиям [3]
Нынешний тип элит боится прихода меритократии (элиты знаний), поскольку понимает свое несовершенство, свое несоответствие этому новому более высокому стандарту качества Поэтому современные элиты живут в условиях бурных перемен, когда перед ними возникла дилемма — или консервировать проверенное старое (традиции), или переходить на новые технологии (инновации) Каждый выбирает по мере имеющегося в них элитного качества Но очевидно одно: следом за восстанием масс должно последовать и восстание элит (К. Лэш) [19, с. 88; 245—246]. Количественное должно быть побеждено качественным
От восстания масс мы ныне совершаем переход к восстанию элит, которое должны понимать, прежде всего, как восстановление утраченного элитами в ходе тотальной демократизации и эгалитаризации элитных качеств, когда они считались для нее необязательными и даже идеологически вредными Восстановление элитности значит уважительное отношение к аристократическому началу нашего духа . До этого абсолютной ценностью считалась демократия Но при этом ее самоутверждение в качестве ценности шло за счет принижения ценности аристократического начала Речь не идет о родовой аристократии (элите крови), речь идет именно о духовной аристократии (элите знаний), о которой так много в свое время писал Н . А . Бердяев [6, с . 72—75].
В свете элитологической концепции ценность элиты заключается в том, что она может давать свою ценность другим, а не отбирать ее. Она может и должна впитывать в себя все достижения, но не присваивать их (запрещать пользоваться другим), а развивать и популяризировать их Когда элиты начинают присваивать чужое или выдавать чужое качество за свое (что еще хуже), избранность в элите нивелируется, а сама она становится имитационной . Миссия элиты заключается в том, чтобы самой быть по праву лучшей и делать всех остальных лучше. Именно в этом мы видим смысл новой элиты знаний (меритократии) Просветительская функция элиты знаний заключается в том, чтобы выступать в отношении к массам, как учитель к ученику Массы — это ученики элиты И учит она их совершенству, то есть человечности Вот почему в меритократической элите важным является личностное, а не коллективное (групповое) При этом речь вовсе идет не об эгоизме, а о личной ответственности перед всем человечеством В связи с этим возникает вопрос: могут ли все быть личностями в элито-логическом понимании? Не просто могут, но и должны
Будущее уже вторгается в нашу действительность, и нам остается лишь анализировать его продвижение и воплощение в нашей повседневности Постиндустриализм заставляет пересматривать ту часть ценностей индустриального века, которые абсолютно не пригодны для его новейшей действительности К таковым негодностям относятся олигархический принцип формирования власти, омассовление культуры и образования, пренебрежительное отношение к личности и переоценка материального благополучия
Скорее всего, XXI столетие будет персоналистическим . Персонализм — это то, что сидит в каждом из нас . Это то, что в нас неистребимо, пока мы остаемся людьми . «Сверхчеловек нацизма» был всего лишь кошмарной имитацией этой идеи, потому что истребил в себе ген милосердия и любви Превосходство в личной элитности отвечает принципу справедливости, ибо каждый получает по заслугам и только свое. Силу этого же принципа мы обнаруживаем и в меритократии, которая является элитой будущего . И ценности этой новой элиты уже стали предметом элитологи-ческих исследований
Литература
1 . Афанасьев М.Н. Российские элиты развития: Запрос на новый курс. М. :
Фонд «Либеральная миссия», 2009.
2 . Ашин Г.К. Элитология: история, теория, современность: монография . М. :
МГИМО (У), 2010 . 600 с .
3 . Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество . Опыт социального про-
гнозирования / Пер . с англ . В . Л . Иноземцева . М: Academia, 1999. 956 с . 4. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н .А. Философия творчества, культуры, искусства: в 2-х т. М . : Искусство, 1994. Т. 1 . С . 37—41 .
5 Бердяев Н.А. Философия неравенства Письма к недругам по социальной философии // Бердяев Н А Философия свободы М : ОЛМА-Пресс, 2000 351 с
6 . Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря / Сост. и послесл . П . А. Алек-
сеева; подгот. текст и прим . Р. К . Медведевой . М . : Республика, 1995 . 383 с . 7. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М . : Искусство, 1991 . 432 c . 8 . Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли . Л . : Гидрометеоиздат, 1990 . 528 с . 9. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита // Давыдов Ю. Н . Труд и искусство: избранные произведения . М . : Астрель, 2008. С. 125—382 . 10. Карабущенко Н.Б. Значение акмеологии для разработки концептуальных основ психологии элит // Акмеология . 2009. № 1 . С. 10—16 .
11 . Карабущенко П.Л. Стандартная модель элитогенеза: ДНК элиты, ПДК
элитности и КПД элитизации // Философия и общество 2013 № 4 (72) С. 100—113 .
12 . Крыштановская О. Анатомия российской элиты: Монография . М . : Захаров,
2005 384 с
13 . Менгер К. Избранные работы . М . : Территория будущего, 2005 . 496 с .
14. Мохов В.П. Региональная политическая элита России (1945—1991 годы): Монография . Пермь: Пермское книжное издательство, 2003 . 238 с .
15 . Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. : / Общ . ред. А .Ф. Лосева, А. А. Та-
хо-Годи; пер с древнегреческого М : Мысль, 1990—1994 Т 1 860 с Т 2 528 с Т 3 654 с Т 4 830 с
16 . Понеделков А.В. Политическая наука в элитологическом измерении: Моно-
графия . Ростов н/Д: СКАНС, 2010 . 512 с .
17. Тойнби А.Д. Постижение истории . М . : Прогресс; Культура . 1996 . 606 с .
18 . Элитология России: современное состояние и перспективы развития: Ма-
териалы Первого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием . 7—8 октября 2013 г. Ростов-на-Дону: в 3-х т. Ростов н/Д . : Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013 . Т. 1 . 928 с . Т. 2 . 832 с. Т. 3 . 420 с .
19 . Элитология: Энциклопедический словарь / Под ред. проф . П . Л . Карабу-
щенко . М . : Экон-информ, 2013 . 618 с .
20 . Элиты и власть в российском социальном пространстве / Отв . ред. А. В . Ду-
ка. СПб. : Интерсоцис, 2008. 268 с.