Научная статья на тему 'Элиминация позвоночных животных на автомобильных дорогах Центрального Предкавказья'

Элиминация позвоночных животных на автомобильных дорогах Центрального Предкавказья Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
241
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ / ЭЛИМИНАЦИЯ / АВТОДОРОГИ / ПРЕДКАВКАЗЬЕ / VERTEBRATES / ELIMINATION / HIGHWAYS / THE PRE-CAUCASUS

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Шевцов Александр Станиславович, Хохлов Александр Николаевич, Ильюх Михаил Павлович

В статье рассматривается элиминация позвоночных животных от столкновения с автотранспортом на дорогах Центрального Предкавказья; анализируются причины гибели животных; предлагаются варианты решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элиминация позвоночных животных на автомобильных дорогах Центрального Предкавказья»

ЭЛИМИНАЦИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ

А. С. Шевцов, А. Н. Хохлов, М. П. Ильюх

THE ELIMINATION OF VERTEBRATES ON HIGHWAYS OF THE CENTRAL PRE-CAUCASUS

Shevtsov A. S., Khokhlov A. N.,

Ilyukh M. P

The elimination of vertebrates from collisions with motor transport on highways of the Central Pre-Caucasus is considered. The causes of animals' death are analyzed. Different variants of the problem solution are suggested.

Key words: vertebrates, elimination, highways, the Pre-Caucasus.

В статье рассматривается элиминация позвоночных животных от столкновения с автотранспортом на дорогах Центрального Предкавказья; анализируются причины гибели животных; предлагаются варианты решения проблемы.

Ключевые слова: позвоночные животные, элиминация, автодороги, Предкавказье.

УДК 596:591.5 (470.63)

История возникновения проблемы элиминации животных на автомобильных дорогах связана с появлением на Ставрополье в начале XX в. первых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, способных развивать скорость, больше чем у лошади (2). С развитием транспортной инфраструктуры, увеличением интенсивности движения и появлением новых более скоростных автомобилей влияние данного антропогенного фактора на наземных позвоночных животных становится все более существенным. Зоологами и экологами Ставропольского края уделяется самое пристальное внимание данной проблеме (1, 4-9, 11, 13-27). В связи с этим целью работы был всесторонний анализ элиминации позвоночных животных на автомобильных дорогах Центрального Предкавказья.

Наши мониторинговые исследования осуществлялись в период с 13.10.2007 г. по 10.09.2009 г. на дорогах Центрального Предкавказья, преимущественно в пределах Ставропольского края. При этом учет погибших животных проводили на дорогах с асфальтовым покрытием из окна автомобиля, движущегося со скоростью 30-50 км/ч. Всего было обследовано дорожное полотно на протяжении 3460 км. Учеты осуществляли в разные сезоны года и в разных районах Ставропольского края. Всего было проведено 34 учета, на которых обнаружено 354 позвоночных животных, погибших от столкновения с автотранспортом.

Наши орнитологические наблюдения показали, что около 80 % представителей авифауны Центрального Предкавказья

встречаются вблизи дорог и в придорожных биотопах, прямо или косвенно экологически связаны с придорожным пространством. Некоторые из них здесь гнездятся (грач, серая ворона, сорока, обыкновенный скворец и др.), другие прилетают кормиться (деревенская ласточка, сизый голубь, воробьи), третьи останавливаются во время миграций (луговой лунь, обыкновенный канюк, золотистая щурка и др.). Все это становится важными факторами, определяющими общий весьма высокий уровень смертности птиц на дорогах (табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что наибольшее количество погибших на дорогах птиц приходится на грача - 115 особей (62,1 %), далее следуют полевой воробей - 12 особей (6,5 %) и сорока - 8 особей (4,3 %). На остальные 25 видов птиц приходятся единичные случаи гибели по 1-4 особи (0,5-2,2 %). Повышенная гибель грача, по сравнению с другими видами, объясняется, видимо, их большой концентрацией в придорожной полосе и стайным образом жизни. Следует также отметить, что грачи, являясь полифагами, для усвоения пищи заглатывают гаст-ролиты, которые собирают по обочинам дорог и часто сталкиваются с двигающимся транспортом.

У данного вида большой процент гибели молодых птиц приходится на июль (10 особей), август (7 особей) и сентябрь (13 особей). Это связано с тем, что молодые птицы в первые месяцы после вылета из гнезда не имеют достаточного опыта и быстрой реакции, поэтому и погибают чаще. Птицы физически не могут уклониться от вплотную подошедшей машины, так как еще не имеют совершенных поведенческих и физических данных и навыков для этого. Причем больше всего гибнет молодых птиц, держащихся у дороги стаей, поскольку они дольше задерживаются перед приближающимся транспортом. В то время как взрослые особи вовремя реагируют на опасность и чаще избегают столкновений, поднимаясь за 30-50 м до подхода машины.

Вдоль автотрасс нами также наблюдалось большое сосредоточение мелких птиц: воробьиных, жаворонковых, перепелов и т. д., что в свою очередь привлекает и хищных птиц: перепелятника, обыкновенного

канюка и др., которые, порой и сами становятся жертвами автотранспорта. Так, отмечен случай, когда канюк и перепел, за которым он гнался, одновременно погибли от столкновения с движущимся автомобилем.

Тушки погибших на дорогах животных становятся кормом для ряда других животных. Нам неоднократно приходилось видеть серых ворон, соек, сорок, лисиц, собак и других животных, кормящихся раздавленными тушками. По этой причине существенная доля погибших особей позвоночных животных остается неучтенной, так как практически сразу после гибели они растаскиваются и употребляются в пищу другими животными.

В целом, все причины гибели птиц на автодорогах Центрального Предкавказья сводятся, как правило, к их неспособности вовремя избежать столкновения с движущимися объектами. В ходе проведения наблюдений выяснено, что это происходит при следующих обстоятельствах: а) птицы не успевают покинуть шоссе при виде надвигающейся с большой скоростью машины и, взлетая в последний момент, сбиваются передней частью автомобиля; б) птицы взлетают по ходу движения машины, а потом сворачивают на проезжую часть и попадают прямо на лобовое стекло или кузов этой машины или встречной; в) перелетая с одной стороны придорожной лесополосы на другую перед двигающейся с большой скоростью машиной, птица ударяется о кабину или кузов; д) плохая видимость на дорогах из-за погодных условий увеличивает вероятность возникновения критической ситуации для птиц, находящихся в придорожной полосе.

Следует отметить еще один фактор в виде света фар автомобилей в ночное время, который оказывает косвенное влияние на количество погибающих позвоночных животных. Ночью на свет фар слетается масса насекомых, которые, разбиваясь о проезжающий транспорт, становятся приманкой для насекомоядных птиц и млекопитающих, например, белогрудого и ушастого ежей - самых массовых жертв из группы диких млекопитающих (табл. 2).

Таблица 1

Количество и виды птиц, погибших в результате столкновения с автотранспортом на дорогах

Центрального Предкавказья

№ п/п Виды птиц Месяцы Всего

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 Лунь луговой Circus pygargus 1 1

2 Перепелятник Accipiter nisus 1 1

3 Канюк обыкновенный Buteo buteo 1 1 1 3

4 Кобчик Falco vespertinus 2 1 3

5 Пустельга обыкновенная Falco tinnunculus 1 1 1 1 4

6 Куропатка серая Perdix perdix 1 2 3

7 Перепел Coturnix coturnix 1 1 2

8 Фазан Phasianus colchicus 1 1

9 Вяхирь Columba palumbus 1 1

10 Голубь сизый Columba livia 2 1 1 4

11 Горлица кольчатая Streptopelia decaocto 1 1 2 4

12 Сова ушастая Asio otus 2 1 1 4

13 Сыч домовый Athene noctua 1 1

14 Щурка золотистая Merops apiaster 1 1

15 Удод Upupa epops 1 1 2

16 Ласточка деревенская Hirundo rustica 1 1

17 Жаворонок серый Calandrella rufescens 1 1

18 Жаворонок хохлатый Galerida cristata 2 2

19 Скворец обыкновенный Stumus vulgaris 1 1

20 Скворец розовый Stumus roseus 1 1 1 1 4

21 Сойка Garrulus glandaris 1 1

22 Сорока Pica pica 1 2 1 2 1 1 8

23 Галка Corvus monedula 1 1

24 Грач Corvus frugilegus 5 4 15 6 7 10 8 9 16 14 8 13 115

25 Ворона серая Corvus cornix 1 1

26 Воробей домовый Passer domesticus 2 1 3

27 Воробей полевой Passer montanus 2 2 2 2 4 12

Всего 7 4 24 10 14 15 18 14 31 23 8 17 185

Таблица 2

Количество и виды млекопитающих, погибших в результате столкновения с автотранспортом

на дорогах Центрального Предкавказья

№п /п Виды млекопитающих Месяцы Всего

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 Еж белогрудый Erinaceus concolor 8 1 6 1 7 1 24

2 Еж ушастый Erinaceus auritus 8 9 6 11 12 1 47

3 Лисица Vulpes vulpes 2 1 2 1 2 1 4 1 1 15

4 Куница каменная Martes foina 1 1

5 Ласка Mustela nivalis 1 1

6 Заяц-русак Lepus europaeus 1 4 3 2 1 1 1 1 14

7 Тушканчик малый Allactaga elater 1 1

8 Собака 2 5 3 4 3 4 1 6 4 3 2 37

9 Кошка 1 1 2 5 2 1 5 5 22

10 Корова 1 1

11 Овца 1 1 2

Всего 4 1 12 6 27 20 19 15 34 17 6 4 165

За время нашего исследования также были учтены несколько погибших земноводных - 2 озерные лягушки (Rana ridibunda), а также пресмыкающиеся - 2 обыкновенных ужа (Natrix natrix) и 1 степная гадюка (Vipera ursini). О гибели земноводных и пресмыкающихся на автодорогах Предкавказья упоминается также в некоторых работах (3, 17). Фактически же количество погибающих по этой причине представителей данных групп позвоночных значительно больше. Причиной малого количества учтенных особей являются трудности учета особей небольшого размера из окна движущегося автомобиля. Отметим,

что амфибии и рептилии - самая беспомощная группа наземных позвоночных животных на автодорогах из-за низкой скорости передвижения и отсутствия быстрой реакции на приближающийся транспорт.

По сезонам года гибель позвоночных животных на автотрассах выглядит следующим образом (табл. 3).

Среднее соотношение между количеством погибших птиц и млекопитающих с учетом земноводных и пресмыкающихся за исследуемый период составило: 68,5: 31,5 %. Среднее число погибших позвоночных на 1 км маршрута составило для птиц - 0,057

особи, диких млекопитающих - 0,031 особи, домашних животных - 0,0298 особи. Сравнивая динамику гибели позвоночных по временам года, можно отметить, что весной, летом и осенью соотношение числа сбиваемых транспортом птиц и млекопитающих примерно одинаково. Зимой 2008/2009 гг. наблюдалось некоторое снижение числа сбиваемых птиц и существенное снижение количества погибших особей млекопитающих.

Отметим, что большая часть погибших позвоночных животных, судя по внешним признакам, была сбита в течение последних суток перед учетом: птиц - 173 (93,5 %) особи, диких млекопитающих - 89 (86,4 %) особей, домашних животных - 56 (90,3 %) особей.

По данным Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края на дороги регионального значения с твердым покрытием приходится 4376,5 км, федерального значения - 816,9 км. Исходя из этого, экстраполируя полученные сведения на всю территорию Центрального Предкавказья в границах Став-

ропольского края с учетом того, что количество гибнущих позвоночных на 1 км маршрута в разных районах края колеблется незначительно и беря в расчет только погибших позвоночных животных в течение последних суток, получим, что в среднем на всем протяжении дорог края за год приблизительно гибнет: птиц - около 95 тыс. особей, диких млекопитающих - около 49 тыс. особей, домашних животных - около 31 тыс. особей.

Очевидно, что скорость движения автомобилей и интенсивность транспортного потока являются основными элиминирующими факторами для наземных позвоночных животных на автодорогах Центрального Предкавказья. Об этих факторах упоминается и в других регионах (10, 12). Естественно, что при высокой скорости движения животным труднее вовремя заметить и среагировать на приближающуюся опасность. Это подтверждается нашими наблюдениями на грунтовых проселочных дорогах с низким потоком и скоростью машин, где не встречено ни одной

Таблица 3

Сезонная гибель позвоночных животных на дорогах Центрального Предкавказья

Позвоночные Осень Зима Весна Лето Осень Зима Весна Лето Осень Все-

2007 07-08 2008 2008 2008 08-09 2009 2009 2009 го

Расстояние, км 337 423 585 735 510 220 310 120 220 3460

Птицы 19 21 30 35 28 7 18 12 15 185

Млекопитающие:

дикие 9 2 18 33 15 1 7 10 8 103

домашние 9 5 16 10 12 1 4 1 4 62

Земноводные - - - 1 - - 1 - - 2

Пресмыкающиеся - - 1 1 - - - - - 2

Всего погибших особей 37 28 65 80 55 9 30 23 27 354

% птиц / млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся* 67,8/ 32,2 91,3/ 8,7 61,2/ 38,8 50,0/ 50,0 70,0/ 30,0 87,5/ 12,5 69,3/ 30,7 54,5/ 45,5 65,2/ 34,8 -

Среднее число погибших позвоночных на км ма ршрута

Птицы 0,056 0,049 0,051 0,047 0,054 0,0310, 0,058 0,1 0,068

Дикие млекопитающие 0,027 0,004 0,031 0,044 0,029 004 0,022 0,083 0,0360, -

Домашние животные 0,027 0,012 0,027 0,014 0,024 0,004 0,013 0,0083 018

Количество учетов 4 6 7 8 3 1 2 2 1 34

* без учета домашних животных.

сбитой птицы и млекопитающего, хотя численность этих групп позвоночных животных здесь, в придорожном окружении, гораздо выше как в репродуктивный период, так и в сезон миграций. Лишь земноводные и пресмыкающиеся одинаково высоко подвержены воздействию элиминирующих факторов, связанных с автомобильным транспортом на всех дорогах, независимо от дорожного покрытия.

В целом, масштабы гибели наземных позвоночных животных на автодорогах еще мало изучены, но наблюдения в последние 30 лет указывают на актуальность данной проблемы и необходимость разработки защитных мероприятий не только в масштабах отдельного региона, но и в целом по стране. Постоянно увеличивающееся количество автомобилей на душу населения только усугубляет сложившуюся ситуацию. За относи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельно короткий исторический период времени автотрассы как элиминирующий фактор стали играть одну из главных ролей в сокращении численности наземных позвоночных животных, приобретая характер постоянно действующего (перманентного) антропогенного фактора.

В решении данного вопроса нам представляется весьма перспективным внедрение на автомобильный транспорт инфракрасных технологий с тепловизорной камерой, которая с успехом применяется некоторыми мировыми автозаводами (см. рис.).

Данная система позволяет распознавать движущихся людей, животных и другие объекты, излучающие тепло на расстоянии до 300 м, то есть еще задолго до того как водитель рассмотрит их в свете фар, и передать информацию на монитор центральной панели автомобиля.

Г ^

j--.ro сс ц цф (^¿щ^лс

-Ш-.

щ

^ —-

Рис. Принцип работы тепловизорной камеры в автотранспорте

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасова Л. В., Хохлов А. Н. О факторах, лимитирующих численность врановых птиц в Центральном Предкавказье // Врановые птицы в естественных и антропогенных ландшафтах. - Липецк, 1989. - Ч. 2. - С. 36-37.

2. Блохина Т. И., Блохин Н. Ф. Дорожное дело на Ставрополье. - Ставрополь, 2009. - 301 с.

3. Есипенко Л. П., Хохлов А. Н., Ильюх М. П. Массовая предлетняя гибель болотной черепахи в Краснодарском крае // Актуальные вопросы экологии и охраны природы экосистем южных регионов России и сопредельных территорий. - Краснодар, 2007. -С. 64-65.

4. Ильюх М. П., Хохлов А. Н. Гибель белоголового сипа на автотрассе «Ставрополь -Элиста» // Проблемы развития биологии и экологии на Северном Кавказе. - Ставрополь, 2008. - С. 90-91.

5. Ильюх М. П., Хохлов А. Н., Сигида С. И. О гибели черного коршуна на автотрассе «Кавказ» // Кавказский орнитологический вестник. - Ставрополь, 2007. - Вып. 19. -С. 70-73.

6. Краснощеков И. О гибели на дорогах некоторых видов охотничьих животных в Ипа-товском районе Ставропольского края //

Экологические проблемы Ставрополья. -Ставрополь, 2001. - С. 23.

7. Макиян И. В., Хохлов А. Н. О гибели птиц и млекопитающих на модельном участке автотрассы «г. Ставрополь - х. Перевальный» // Проблемы развития биологии и экологии на Северном Кавказе. - Ставрополь, 2008. - С. 109-110.

8. Макиян И. В., Хохлов А. Н. О глубокоосенней гибели птиц и млекопитающих на автотрассах Ставропольского края // Проблемы развития биологии и экологии на Северном Кавказе. - Ставрополь, 2008. - С. 110-111.

9. Маловичко Л. В., Федосов В. Н., Блохин Г. И., Сафатов П. В. О гибели хищных птиц на автодорогах в Центральном Предкавказье // Нов1тн1 досл1дження соколоподгбних та сов. - Кривий Р1г, 2008. - С. 229-234.

10. Нанкинов Д. Т., Тодоров Н. М. Исследование гибели птиц на автомобильных дорогах // Экология. - 1983. - № 5. - С. 62-68.

11. Тертышников М. Ф., Хохлов А. Н. О гибели наземных позвоночных животных на автомагистралях Ставропольского края // Современные проблемы экологии и природопользования на Ставрополье. - Ставрополь, 1993. - С. 97-98.

12. Фетисов С. А. Гибель птиц на дорогах Псковской области // Материалы 10-й Все-

союзной орнитологической конференции. -Минск, 1991. - Ч. 2. - С. 266.

13. Хохлов А. Н. Гибель птиц на автодорогах // Природа. - 1981. - № 9. - С. 51.

14. Хохлов А. Н. Гибель зверей на автодорогах Ставропольского края // Млекопитающие СССР. - М., 1982. - Т. 1. - С. 323-324.

15. Хохлов А. Н. Новые сведения о гибели птиц на автодорогах Ставрополья // Актуальные вопросы экологии и охраны природы Ставропольского края и сопредельных территорий. - Ставрополь, 1991. - С. 165-169.

16. Хохлов А. Н., Бичерев А. П., Мельгунов И. Л. Причины гибели околоводных птиц в антропогенных ландшафтах Ставрополья // Орнитология. - М, 1991. - Вып. 25. - С. 210-211.

17. Хохлов А. Н., Ильюх М. П., Хохлов Н. А. Массовая гибель амфибий на автотрассе «Ставрополь - Невинномысск» // Проблемы экологической безопасности и сохранения природно-ресурсного потенциала. - Ставрополь, 2004. - С. 83-84.

18. Хохлов А. Н., Ильюх М. П., Хохлов Н. А., Чур-синова Н. В. О гибели птиц на автодорогах Ставрополья зимой 1998/1999 гг. // Проблемы развития биологии и химии на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1999. - С. 101.

19. Хохлов А. Н., Ильюх М. П., Шевцов А. С. Осенняя гибель позвоночных животных на автодорогах Ставрополья // Проблемы развития биологии и экологии на Северном Кавказе. - Ставрополь, 2008. - С. 193-195.

20. Хохлов А. Н., Кривицкий И. А., Харчен-ко Л. П., Ильюх М. П. Элиминация птиц в антропогенных ландшафтах. Сообщение 1. Гибель птиц в строениях // Проблемы развития биологии и экологии на Северном Кавказе. - Ставрополь, 2004. - С. 188-192.

21. Хохлов А. Н., Маловичко Л. В., Акопова Г. В., Хохлов Н. А. О гибели птиц в дорожном гудроне в Ставропольском крае // Актуальные вопросы экологии и охраны природы экосистем южных регионов России и сопредельных регионов. - Краснодар, 1997. - Ч. 1. - С. 148.

22. Хохлов А. Н., Палеев В. Б., Шевцов А. С. Элиминация позвоночных животных на автотрассе «Ставрополь - Ростов-на-Дону» // Проблемы развития биологии и экологии на Северном Кавказе. - Ставрополь, 2008. - С. 195-196.

23. Хохлов А. Н., Хохлов Н. А. О гибели млекопитающих и птиц на автотрассе «Ставрополь - Донское» // Природные ресурсы и экологическое образование на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1998. - С. 105-106.

24. Хохлов А. Н., Хохлов Н. А. О гибели птиц на автотрассе «г. Ставрополь - с. Подлесное» зимой 1997/98 гг. // Кавказский орнитологический вестник. - Ставрополь, 1998. - Вып. 10. - С. 156-157.

25. Хохлов А. Н., Хохлов Н. А. Осенняя гибель млекопитающих и птиц на автодорогах Ставропольского края // Актуальные вопросы экологии и охраны природы экосистем южных регионов России и сопредельных территорий. - Краснодар, 1999. - С. 74.

26. Хохлов А. Н., Хохлова З. И. Расплавленный гудрон на автотрассе - экологическая ловушка для птиц // Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья. - Ставрополь,

2006. - С. 126-127.

27. Хохлов Н. А., Хохлов А. Н. Элиминация птиц на свалках Ставрополья // ЭКО (Экология. Культура. Образование). - Ставрополь,

2007. - Вып. 1. - С. 3-4.

Об авторах

Шевцов Александр Станиславович, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», соискатель кафедры зоологии медико-биолого-химического факультета. Сфера научных интересов - элиминация позвоночных животных в Центральном Предкавказье. уеИсИаеу8кое2007 @ rambler.ru Хохлов Александр Николаевич, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор биологических наук, профессор кафедры зоологии медико-биолого-химического факультета. Сфера научных интересов - фауна, население и экология птиц Предкавказья, мониторинг редких и исчезающих видов птиц региона. Ильюх Михаил Павлович, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор биологических наук, доцент кафедры зоологии медико-биолого-химического факультета. Сфера научных интересов - экология хищных птиц и сов Предкавказья, адаптации птиц к антропогенной трансформации среды обитания. ПуикИ @таЛ.ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.