Научная статья на тему 'Элементы стимулирования рационального недропользования в угольной промышленности через налог на добычу полезных ископаемых и оценку стоимости месторождения'

Элементы стимулирования рационального недропользования в угольной промышленности через налог на добычу полезных ископаемых и оценку стоимости месторождения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА НЕДР / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ УГОЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УГОЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ. KEY WORDS: MINERAL RESOURCE COST ESTIMATE / MINERAL EXTRACTION TAX. / COAL DEPOSIT COST ESTIMATE / ECONOMICAL ESTIMATE OF THE COAL DEPOSITS / INVESTMENT PROJECT EFFECTIVITY ESTIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Секистова Н. А.

Представлена информация относительно различных методов оценки стоимости угольных месторождений, рассмотрены проблемы повышения эффективности современной системы недропользования, роли налога на добычу полезных ископаемых в рациональном недропользовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Секистова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The title of the Article is 'Elements of stimulation rational use of mineral resources in the coal industry through the tax to a mining operations and deposit estimation of cost'. The main idea of the Article consists in necessity of increase of efficiency of modern system of mineral resources use. The Article presents important information on various methods of the estimation of the coal mines cost. The Article presents information of role of the tax to mining operations in rational mineral resources use.

Текст научной работы на тему «Элементы стимулирования рационального недропользования в угольной промышленности через налог на добычу полезных ископаемых и оценку стоимости месторождения»

УДК 31:622.3; 330.322; 336.2; 351.823.3; 553.98; 338.45 Н.А. Секистова

ЭЛЕМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЧЕРЕЗ НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ОЦЕНКУ СТОИМОСТИ МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Представлена информация относительно различных методов оценки стоимости угольных месторождений, рассмотрены проблемы повышения эффективности современной системы недропользования, роли налога на добычу полезных ископаемых в рациональном недропользовании.

Ключевые слова: стоимостная оценка недр; оценка стоимости угольных месторождений; экономическая оценка угольных месторождений; оценка эффективности инвестиционных проектов; налог на добычу полезных ископаемых.

Семинар № 6

N.A Sekistova

THE ELEMENTS OF THE STIMULATION OF THE RATIONAL SUBSOIL MANAGEMENT IN THE COAL INDUSTRY THROUGH THE MINERAL EXTRACTION TAX ON THE MINING AND THE ESTIMATION OF THE MINERAL DEPOSIT VALUE

The title of the Article is ‘Elements of stimulation rational use of mineral resources in the coal industry through the tax to a mining operations and deposit estimation of cost’. The main idea of the Article consists in necessity of increase of efficiency of modern system of mineral resources use. The Article presents important information on various methods of the estimation of the coal mines cost. The Article presents information of role of the tax to mining operations in rational mineral resources use.

Key words: mineral resource cost estimate, coal deposit cost estimate, economical estimate of the coal deposits, investment project effectivity estimate, mineral extraction tax.

щ ш овышение эффективности сисИ темы отечественного недропользования во многом связывается, с одной стороны, с совершенствованием законодательной базы, с другой - с вне-

дрением собственно экономических механизмов управления государственным фондом недр и разработкой соответствующих правовых средств, при повышении роли государственного регулирования. Можно полагать, что на решение именно этих вопросов будет направлена государственная политика в области минеральных ресурсов в ближайшей перспективе, включающая, как меры государственно-ограничительного администрирования, вплоть до вхождения в состав горнодобывающих компаний, так и экономические методы стимулирования.

С августа 2001 года в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) введена Глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых». Налогоплательщиками являются недропользователи, т.е. в нашем случае все угледобывающие компании, имеющие лицензию на недропользование. Объектом налогообложения, в соответствии со статьей 336 НК РФ, признаются полезные ископаемые, добытые из недр, в соответствии с пунктом 2 этой статьи антрацит, уголь каменный, уголь бурый и

горючие сланцы являются видом добытого полезного ископаемого. Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 338 НК РФ, налоговая база и количество добытого полезного ископаемого (ст. 339) определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии со статьей 342 налоговая ставка при добыче угля определяется в 4.0% от стоимости добытого полезного ископаемого, которая определяется (ст. 340) исходя из сложившейся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого. В современной логике Налогового кодекса РФ отсутствует дифференциация налога на добычу угля, что не позволяет стимулировать эффективную угледобычу, а приводит к хищнической выемке наиболее эффективных запасов.

Действующая система не учитывает ценности эксплуатируемого месторождения, которая определяется большим спектром различных параметров, объективными и субъективными факторами.

Важная роль в обеспечении имущественных отношений и реализации имущественных прав, как государства -собственника недр, так и недропользователей, правомочия которых ограничены правом пользования недрами, отводится такому экономическому инструменту, как стоимостная оценка участков недр, содержащих запасы и ресурсы полезных ископаемых или обладающие иной полезностью, которые должны стать объектом налогообложения, как вариантом НДПИ.

Проектом ФЗ «О недрах» установлено, что пользование недрами в Российской Федерации осуществляется на основе права пользования участком недр. Право пользования участком недр является имущественным правом. Оно может переходить от одного лица к друго-

му в порядке правопреемства и быть предметом гражданско-правовых сделок в той мере, в какой оборот этого права допускается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В 2004 г. в МПР РФ был подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об обязательном проведении независимой стоимостной оценки прав пользования участками недр и учете результатов оценки на балансе организаций - недропользователей». Необходимость стои-мостной оценки участков недр отражена в Законе «О недрах», где в статье 23 предписывается ее использовать в двух аспектах: в государственном регулировании отношений недропользования и в решении задач развития минерально-сырьевой базы. Это две главные цели стоимостной оценки провозглашенные государством.

Если придерживаться классического определения стоимостной оценки месторождения или участка недр, то она представляет собой выручку, которую получил бы инвестор. Последняя определяется исходя из продажи по действующей цене того количества полезных ископаемых, которое может быть извлечено из недр имеющимися в данный момент техническими средствами, за вычетом всех капитальных и эксплуатационных затрат, которые он при этом понесет.

При этом все будущие доходы и затраты, в том числе природоохранного назначения, с помощью операций дисконтирования приводятся к текущему моменту времени, на который проводится оценка.

Объектами оценки могут выступать как уже открытые или разрабатываемые месторождения полезных ископаемых или их части, так и отдельные участки

недр, содержащие неоткрытые ресурсы угля, хотя понятно, что в последнем случае задача стоимостной оценки становится весьма трудноразрешимой.

Заказчиками оценки участков недр может выступать как государство в лице федеральных и территориальных органов управления государственным фондом недр, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и собственно недропользователи и иные заинтересованные лица.

Определить стоимость угольного месторождения можно лишь путем имитационного моделирования всего процесса разведки, разработки, обустройства месторождения, добычи и реализации угля (включая процесс обогащение), а также закрытия или консервации месторождения. При этом должны быть обоснованы геологические, технологические, экологические, экономические и другие показатели, характеризующие этот процесс.

Все расчеты по стоимостной оценке объекта следует проводить лишь в пределах рентабельного срока - периода времени до того момента, начиная с которого чистый не дисконтированный доход принимает только отрицательные значения. При этом необходим учет затрат связанных с закрытием угледобывающих предприятий и решением экологических и социальных вопросов регулируемых действующим законодательством и более жесткими требованиями формируемыми на момент ликвидации предприятия.

Стоимостью запасов и ресурсов участка недр - следует считать суммарную стоимость запасов и ресурсов объектов, расположенных в пределах участка и имеющих положительную стоимостную оценку.

В принципе, стоимостной оценке должны подлежать все объекты госу-

дарственного фонда недр, вовлеченные в государственное регулирование отношений недропользования и учитываемые при решении задач развития минерально-сырьевой базы. Согласно статьи 2 Закона РФ «О недрах» к таким объектам относятся используемые участки недр и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Однако на практике стоимостная оценка выполняется в настоящее время на государственном уровне лишь для участков, выставляемых на конкурсы-аукционы. При этом практически единственной целью стоимостной оценки является определение величины т.н. бонуса - стартового платежа, который должен уплатить недропользователь государству за осуществление права на добычу на этом участке.

В других случаях стоимостная оценка выполняется самими недропользователями преимущественно для целей перепродажи прав друг другу на те или иные месторождения и участки, либо при слиянии или поглощении угледобывающих компаний для определения цены сделок с такими активами, каковым является право на пользование участком недр.

При различных видах оценок могут использоваться и различные виды стоимости. Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 г №519 «Об утверждении стандартов оценки» при осуществлении стоимостной оценки используются следующие виды стоимости:

• рыночная - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются

какие-либо чрезвычайные обстоятельства;

• виды стоимости, отличные от рыночной;

• внутренняя инвестиционная (фундаментальная) стоимость предполагает оценку объекта сторонним независимым оценщиком на основе его собственной информированности и представлении о деловых возможностях инвестора (что не исключает предоставления оценщику по его требованию необходимой для оценки информации, которую он будет корректировать).

• Инвестиционная стоимость объекта с точки зрения внешнего инвесто-ра-покупателя называется внешней стоимостью объекта. Инвестиционная стоимость объекта с точки зрения его владельцев и с учетом их планов называется стоимостью объекта как есть.

• Нормативная (инвентаризационная) стоимость, обычно используемая для целей налогообложения может рассчитываться специально оговоренным и утвержденным соответствующими отраслевыми документами способом. Она может использоваться для целей учета объектов недропользования.

В нашем случае представляют интерес оценки стоимости для целей налогообложения.

Оценка угольных компаний осложняется тем, что запасы угольных месторождений являются изначально природными ресурсами, и по этой причине:

• не обладают стартовой денежной стоимостью в её классическом смысле;

• размещение и общее количество ресурсов в недрах имеют лишь вероятностную оценку;

• в каждый момент доступны данные лишь о некоторой, ранее выявленной разведкой, части запасов и дос-

тупная информация о месторождении нарастает с расширением его промышленного освоения;

• ресурсы полезных ископаемых невоспроизводимы, и вместе с тем могут быть пополнены за счёт геологической разведки;

• ресурсы полезных ископаемых могут безвозвратно теряться из-за неправильных решений по вскрыше и подготовке углезапасов, а также из-за аварий;

• месторождения и их участки характеризуются весьма разнообразными масштабами, условиями залегания и качеством полезных ископаемых и, как следствие - потенциалом эффективности;

• уровень затрат на добычу полезного ископаемого, добываемого различными угольными компаниями, может отличаться в несколько раз;

• инфраструктура горнодобывающего предприятия, включающего комплекс зданий и сооружений, при отсутствии эффективных запасов полезного ископаемого, практически обладает ликвидационной или как часто бывает «скрапной» стоимостью.

С точки зрения субъектов, непосредственно связанных с деятельностью объекта недропользования (государство, собственник, потенциальный инвестор, менеджер) стоимость бизнеса в горной отрасли должна оцениваться возможностью получения выгод в будущем, и менее всего определяется ретроспективными данными о работе того или иного предприятия в прошлом. При этом необходим учет специфических особенностей бухгалтерской оценки недвижимости, к которой относятся и запасы угольных месторождений:

• стоимость основных фондов, отражаемых в бухгалтерской отчётности и представляющих базовый капитал

предприятия, не учитывает возможность их полноценного использования на рабочих местах или возможную потребительскую ценность (с учётом затрат на демонтаж и перемещение) при альтернативном использовании;

• даже высокий уровень прибыли, стабильно получаемый за последние несколько лет, не является показателем устойчивой эффективной работы.

В связи с вышеизложенным, при определении стоимости месторождений, предлагается руководство-ваться следующими методическими принципами:

• стоимость объекта оценки зави-

сит от объёма запасов угля, геологических характеристик, химико-

технологических свойств угля, других характеристик, определяющих способность объекта оценки удовлетворять потребности пользователя (потенциального пользователя) в течение определённого времени (принцип полезности);

• стоимость объекта оценки зависит от спроса и предложения на рынке ресурсов данного вида сырья, а также характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения);

• стоимость объекта оценки не может превышать наиболее вероятной стоимости капитала при его аналогичном альтернативном вложении (принцип замещения);

• стоимость объекта оценки зависит от ожидаемой величины, срока и вероятности получения дохода (принцип ожидания);

• стоимость объекта оценки изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения);

• стоимость объекта оценки зависит от условий недропользования,

установленных законами, иными правовыми актами, а также договорами;

• стоимость объекта оценки зависит от экономико-географических характеристик территории его расположения и влияния внешних факторов (принцип внешнего влияния);

• стоимость объекта оценки определяется исходя из наиболее эффективного использования (принцип НЭИ). Наиболее эффективное использование может не совпадать с текущим использованием объекта оценки (стоимость в пользовании).

Выбор НЭИ минерального имущества угольной компании производится на основе комплекса натуральных и стоимостных показателей, а также результирующих показателей или критериев. На всех стадиях оценки комплекс показателей является примерно одинаковым, однако детальность проводимых расчетов по обоснованию показателей увеличивается по мере накопления информации об объекте оценки.

К натуральным показателям, относятся такие, как запасы месторождения и годовая производительность (по маркам угля, с учетом обогащения) угледобывающего предприятия, влажность, содержание вредных примесей, зольность, теплотворная способность углей, толщина пластического слоя, выход летучих и содержание серы.

Стоимостными показателями оценки являются: выпуск товарной продукции горнодобывающего предприятия в денежном выражении, капитальные вложения, необходимые для промышленного освоения месторождения, эксплуатационные расходы, связанные с добычей и переработкой минерального сырья, размеры амортизационных отчислений и изменений оборотного капитала.

Выпуск товарной продукции в денежном выражении определяется, исхо-

дя из фактически сложившегося уровня биржевых (рыночных) цен и объема производства в годовом исчислении. При анализе цен на уголь рассматривается их внутренний и мировой уровень, а также условия поставки, учитывающие тарифы на транспортные услуги, страховку и перевалку в порту. При этом расчеты проводятся отдельно по энергетическим и коксовым углям.

Оценка возможностей получения экономических выгод от эксплуатации угольного месторождения, определяемых наличием запасов полезных ископаемых, рассматриваемых как основа финансового потока, в будущем зависит прежде всего от формирования стратегических целей (менеджера, собственника, инвестора). Соответственно цели определяются выбором:

• Стратегии реализации проекта;

• Периодом реализации;

• Эффективностью использования капитала;

• Способом реализации.

В стандартах оценки содержатся требования по обязательному учету всей существенной информации об объекте оценки. Под существенной информацией понимается такая информация, отказ от учета которой искажает результат оценки в такой степени, что потребитель информации может выбрать неверное решение из множества решений той конкретной задачи, ради которой проводилась оценка. Количественным критерием существенности исходной информации может служить мера 10 %-го отклонения результирующих величин.

Регламентируя форму представления окончательных результатов (стоимость в денежном выражении), стандарты обязывают оценщика приводить как дискретную величину стоимости, так и диапазон возможного изменения оценок стоимости (наибольшую и наимень-

шую), отражающий действие неучтенных факторов и неопределенностью исходной информации об объекте оценки. В качестве обязательного, к отчету по оценке предъявляется требование о проведении анализа чувствительности результатов оценки к изменению наиболее значимых факторов.

В практике стоимостной оценки рекомендуется проводить оценку с использованием всех трех подходов к оценке - затратного, сравнительного и доходного. Отказ от использования какого-либо подхода требует обоснования.

Таким образом, денежная оценка угольного месторождения как источника доходов позволяет провести их ранжирование по категориям:

- не доходное, характеризующееся нулевым сальдо денежных расходов и доходов за весь период эффективной угледобычи;

- доходное - имеющее положительное сальдо, но уровень рентабельности ниже среднего по промышленному производству прогнозного уровня для рассматриваемого периода расчета;

- сверхдоходное - имеющее положительное сальдо с уровнем рентабельности выше среднего по промышленному производству прогнозного уровня для рассматриваемого периода расчета

Разделение месторождений на три рассматриваемые категории позволяет сформировать систему дифференциации НДПИ. Не доходные месторождения имеют понижающий коэффициент, а сверхдоходные - повышающий. При этом сумма платежей, рассчитываемая в целом по всем угольным месторождениям за отчетный период, определяется исходя из действующей ставки налога. Корректировки производятся после отчетного периода и учитываются в последующих платежах.

1. Методические рекомендации по

оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. -М.: Минфин, 2000.

2. Методические указания к экологическому обоснованию проектов разведочных кондиций на минеральное сырье. - М.: ГКЗ, 1995.

3. «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 года № 519 «Об утверждении стандартов оценки».

4. Методические указания по стоимостной оценке запасов и ресурсов углеводородного сырья МПР, 2003.)

— Коротко об авторе

Секистова Н.А. - аспирантка, каф. «Экономика природопользования^ Московский государственный горный университет, [email protected]

----------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

Автор Название работы Специальность Ученая степень

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОННОВ Василий Иванович Методология оценки экологического состояния малых рек и их защиты от влияния горного производства (на примере Восточного Забайкалья) 25.00.36 д.т.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.