УДК 903.24
ЭЛЕМЕНТЫ ПОГРЕБАЛЬНОГО КОСТЮМА ЖРИЦЫ ИЗ ФИЛИП-ПОВСКИХ КУРГАНОВ: МАТЕРИАЛЫ К РЕКОНСТРУКЦИИ
© 2019 г. О. В. Аникеева,
Анализ материалов, полученных при раскопках женского погребения 2 кургана 1 могильника Филипповка 1 позволил выявить ареал находок, связанных с костюмом погребенной и дополнявшими его украшениями. Анализ формы, позиций, положения и взаиморасположения разнообразных декоративных элементов, украшавших погребальный костюм, позволяет реконструировать следующие элементы одежды: шаль или длинное покрывало, начельник, плащ или свободную накидку и платье. Анализ литературы по реконструкции костюмов ранних кочевников показал вероятность наличия длинной рубахи до щиколоток. Проведенные реконструкции показывают, что данное захоронение принадлежало женщине, занимавшей высокое социальное положение. Отличительной чертой убранства погребального наряда является органичное сочетание элементов древнеиранской торевтики и скифо-сибирского звериного стиля. Присутствие в одежде характерного головного убора позволяет предположить, что погребенная не являлась коренной сарматкой, а принадлежала к персидским племенам Древнего Ирана.
Ключевые слова: археология, ранние кочевники Южного Приуралья, жрица, функциональное назначение разнообразных элементов декора.
Л. Т. Яблонский
Введение. Работа посвящена изучению ареола находок из погребения 2 кургана 1 могильника Филипповка 1, расположенного в Южном Приуралье, на северо-западе Оренбургской области. «Царский» курган 1 впервые раскапывался в период с 1986 по 1988 г. уфимской археологической экспедицией Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН под руководством А.Х. Пшеничнюка. Под вскрытым участком насыпи были исследованы центральное захоронение и два подземных хода. Тайники, находящиеся поблизости от центральной могильной ямы, дали ставшую всемирно известной коллекцию находок, выполненных из драгоценных металлов, в том числе 26 фигур золотых оленей. В2013г. экспедициейИАРАНподруководством Л.Т. Яблонского было проведено доследование восточной полы насыпи кургана, оставшейся не раскопанной, с целью завершить изучение уникального памятника, уже вошедшего в анналы мировой культуры, и предотвратить его полное разграбление современными вандалами.
Под восточной полой кургана вблизи края насыпи обнаружено впускное неограбленное женское погребение (рис. 1), которое датируется инвентарем IV в. до н.э. и синхронизируется с центральным погребением 1 этого кургана (Пшеничнюк, 2013. с. 23-29. Яблонский, 2016, с. 745-748). Из погребения получено 1175 предметов, все предметы
сопровождающего инвентаря можно разделить на категории:
1) предметы, имеющие культовое назначение (сложносоставная подвеска с изображением мирового древа, серебряное зеркало с трехчастной мифологической композицией, наборы предметов для нанесения татуировок и разнообразные пигменты, кожаный ремень с разнообразными подвесками, курильница, вотивные подвески и бусы, каменные печати с резными изображениями);
2) металлические, каменные и деревянные чаши и сосуды;
3) предметы для нанесения косметики (мелкие инструменты, разнообразные туалетные сосудики, алабастр, сухие краски и пигменты);
4) предметы конской упряжи и вотив-ный горит с луком и наконечниками стрел (Трегубов, Яблонский, 2014);
5) инструменты (железные долота, инструменты для выделки бус, оселок;
6) ювелирный украшения (височные подвески, браслеты, перстни), надетые на погребенную;
7) разнообразные мелкие золотые нашивки, бляшки и подвески.
В контексте данной работы остановимся подробно на последних категориях находок. Обработка и анализ ареалов артифактов этого погребения позволяют выделить 767 находок на скелете погребенной и в непосредственной близости от него, которые относятся к сохра-
нившимся деталям погребального костюма (рис. 1, 2).
Каталог украшений погребального костюма.
1.Нашивки (107 экз.) - элементы «бахромы» шали или покрывала (рис. 2: 742-849, рис. 4). Сложносоставные, спаянные из двух полых полусфер, штампованных из фольги. В центре каждой полусферы имеется отверстие, через которые сквозь всё изделие пропущена трубочка, свернутая из фольги. В один ее конец вставлена и припаяна проволочная петля, к другому припаяна пирамидка, образованная четырьмя шариками зерни. Общая длина - 1,6 см, диаметр полусферы - 0,6 см, длина трубочки - 1,1 см, диаметр трубочки -0,2 см.
Технология изготовления: золото, штамповка, сверление или пробивка, пайка
Сохранность: на корпусе полусфер присутствуют вмятины, поверхность металла некоторых нашивок окислена и имеет красноватый цвет
Место находки: курган 1, погребение 2, на скелете (рис. 2, в пределах полосы, выделенной розовым цветом)
Место хранения: ОГИКМ КП 19971/93200
2. Нашивки (106 экз.) - элементы «бахромы» шали или покрывала (Рис. 2: 850-956, рис. 4). В плане круглые, в сечении прямоугольные. На лицевой поверхности круга - орнамент из двух окружностей с точкой в центре, с оборотной стороны имеют окаймляющий бортик. На ребре круглой грани и бортика два сквозных отверстия. Размеры: верхний диаметр - 0,6 мм, нижний диаметр - 0,7мм, диаметр отверстий - 0,1 мм.
Технология изготовления: золото, штамповка, пробивка
Сохранность: на поверхности полусфер присутствуют вмятины, поверхность металла некоторых нашивок окислена и имеет красноватый цвет
Место находки: курган 1, погребение 2, на скелете (рис. 2, в пределах полосы, выделенной розовым цветом)
Место хранения: ОГИКМ КП 19971/201306
3. Нашивки (91 экз.) имеют форму округлой розетки (рис. 2; 348-437, рис. 6, 1), в центре которой расположена округлая выпуклость, оконтуренная рельефным валиком. От валика радиально расходятся удлиненные каплевидные лепестки (16 шт.). Лепестки гладкие, оконтурены валиком. На оборотной
стороне пять проволочных петелек, четыре из которых расположены на краях лепестков симметрично на каждом четвертом лепестке, а пятая - в центре нашивки. Размеры: диаметр розетки - 3,0-3,1 см, внешний диаметр рельефного валика - 0,9 см, длина лепестка -1,05-1,1 см.
Технология изготовления: золото, штамповка, пайка.
Сохранность: на оборотных сторонах нашивок отсутствуют или погнуты петли для пришивания
Место находки: курган 1, погребение 2, под/на скелете и рядом
Место хранения: ОГИКМ КП 19971/372463
4. Нашивки (303 экз.) имеют форму округлой розетки (рис. 2: 438-741, рис. 6), в центре которой расположена округлая выпуклость, оконтуренная рельефным валиком. От валика радиально расходятся удлиненные каплевидные лепестки. На оборотной стороне имеются проволочные петельки. По размерам, штампу (рисунку) лепестка, количеству лепестков и расположению петель, выделено четыре типа нашивок. За первоначальное положение и количество петель принята симметричная позиция, имеющая наибольшее количество экземпляров в каждом типе. В любом из типов присутствуют нашивки, где одна или две петли утеряны или взамен утерянных припаяны новые несимметрично и произвольно расположенные петли.
Тип 1 (рис. 6: 1) - шестнадцати лепестковые, лепестки гладкие, оконтурены валиком. На оборотной стороне пять проволочных петелек, четыре из которых расположены на краях лепестков симметрично на каждом четвертом лепестке, а пятая - в центре нашивки. Размеры: диаметр розетки - 3,0-3,1 см, внешний диаметр рельефного валика - 0,9 см, длина лепестка - 1,05-1,1 см
Тип 2 (рис. 6: 2) - аналогичны вышеописанным, на оборотной стороне четыре петельки, расположенные симметрично на каждом четвертом лепестке. Размеры: диаметр розетки - 26 мм, внешний диаметр рельефного валика - 0,7 см, длина лепестка - 1-1,05 см
Тип 3 (рис. 6: 3) - аналогичны вышеописанным. Размеры: диаметр розетки - 2,8 см, внешний диаметр рельефного валика - 0,9 см, длина лепестка - 1,05 см
Тип 4 (рис. 6: 4) - двенадцати лепестковые, в центре каждого лепестка полоска, на оборотной стороне в середине лепестков имеются четыре петельки, две из которых
расположены через один лепесток, другие две - через три лепестка. Размеры: диаметр розетки - 2,7-2,8 см, внешний диаметр круга -1,0 см, длина лепестка - 0.85-0,9 см.
Нашивки типа 1 преобладают и нашиты как на платье, так и на шали, все другие типы розеток встречаются только в расшивке платья.
Технология изготовления: золото, штамповка, пайка.
Сохранность: на оборотных сторонах нашивок отсутствуют или погнуты петли для пришивания
Место находки: курган 1, погребение 2, под/на скелете и рядом
Место хранения: ОГИКМ КП 19971/464767
5. Нашивки-пуговицы (4 экз.) или застежки верхнего платья (рис. 2: 203-206, рис. 5). Имеют округлую форму со штампованным изображением свернувшегося в кольцо копытного (сайгака?). На оборотной стороне припаяны две петли для крепления. Размеры 2,5^2,7 см, диаметр петли - 0,5 см.
Технология изготовления: золото, штамповка.
Сохранность: хорошая
Место находки: курган 1, погребение 2, на скелете, вдоль грудины (рис. 2, выделены голубым цветом)
Место хранения: ОГИКМ КП 19971/3841
6. Полосы фигурной сплошной вышивки бисером (Рис. 2: 992, 993, рис. 7 и 8) имели удлиненную прямоугольную форму, внутри заполненную более узкими полосками шириной 7,5 см, оконтуренными золотыми трубчатыми пронизками. В фигурном орнаменте полосок прослеживаются два основных элемента: спиралевидные фигуры диаметром 1,5-3,5 см, образующими одну линию, и переплетение треугольных фигур и спиралей размерами 4*2,5 см, образующими другую линию. Применялся бисер из синего, голубого, черного, белого стекла, металлический бисер из золота, каменный бисер из бирюзы, коралла. Кроме бисера использовались мелкие округлые и бочковидные бусины из синего, желтого, белого стекла 0,4*0,6-0,8 см, трубчатые пронизи длиной 0, 5-0,8 см из золота, коралла, сердолика, пирита. Последние представлены природными кристаллами с прямоугольным и квадратным сечением, покрытые ржавой патиной. Форма бисера дисковид-ная, шаровидная и таблитчатая, размеры бисерин - 1,5-3 мм. Размеры площади каждой
полосы составляли 41см в длину и 18 см в ширину.
Технология изготовления: золото, стекло; бирюза, сердолик, пирит. Резьба, сверление, шлифовка. полировка
Сохранность: утрачены целые фрагменты орнамента, другие участки деструктирова-ны. Правая вышивка сохранилась лучше
Место находки: курган 1, погребение 2, под скелетом погребенной (рис. 2, выделены голубым цветом).
Место хранения: ОГИКМ
7. Звенья украшения обшлага правого рукава платья (6 экз.). Однотипные (рис. 2: 249-254, рис. 9). Основой каждого звена является удлиненная эллипсоидная бусина-пронизь из сердолика, на которую надеты три цилиндрические втулки. Крепление бусины и втулок мягкое (вероятно, изначально использовались клей на растительной основе или смола). Концевые втулки закрытые и имеют круглое дно, припаянное к внешнему концу цилиндра. Поверхность каждого цилиндра с обоих концов по диаметру украшена чередующимися треугольниками из зерни, направленными вершинами внутрь (свисающими треугольниками). Сверху к втулкам припаяны петли, сделанные из двух проволочных колечек, соединенных зернью. Через эти петли звенья соединялись между собой. Снизу к втулкам припаяны петли из проволоки, к которым крепились подвески. Цепочки подвесок сделаны из скатанной проволоки одинаковой толщины плетением «одна в одну». В середину каждой цепочки включен декоративный элемент - квадратный сквозной каст, внешняя сторона которого украшена двумя рядами мелкой калиброванной зерни. Внутри кастов находились вставки из рудных минералов. Сверху и снизу к касту припаяны проволочные петли, которыми он соединяется со звеньями цепочки. Цепочки завершались однотипными подвесками каплевидной формы, которые абсолютно идентичны подвескам на височных кольцах. Втулка, каст и подвеска везде разделены двумя петлями цепочки. Размеры: длина пронизей - 2,7-3,1 см, диаметр -0,4-0,5 см, диаметр отверстий - 0,1-0,17 см, размеры каста - 0,6х0,6 см, ширина - 0,3 см, длина цепочек - 2,9 см, размеры подвесок -1,0-1,2*0,8-0,7 см.
Технология изготовления: сердолик, золото, касситерит, сфалерит, пирит, фритта. Литье, пайка, клуазоне, склейка.
Сохранность: частично утрачены каменные вставки в касты и вставки из цветной фритты в подвесках.
Место находки: курган 1, погребение 2, на 5-6 см ниже браслета из бус, вокруг правой кисти на уровне фаланг кисти (Рис. 2, выделены желтым цветом).
Место хранения: ОГИКМ КП 20114/1-6
8. Звенья украшения обшлага левого рукава платья (6 экз.). Однотипные (рис. 2: 255-260, рис. 10). Конструкция и размеры деталей звеньев абсолютно идентичны звеньям правого рукава, за исключением подвесок на концах цепочек. Первая подвеска - полый шарик с пирамидкой из четырех крупных шариков зерни в нижней части. На поверхность шарика напаяны полоски, образующие шесть каплевидных кастов, оконтуренные мелкой зернью. Внутри кастов помещены полихромные вставки из фритты красного, голубого и белого цветов. Вторая подвеска литая головка барана с закрученными в кольцо рогами, концы которых соприкасаются с щекой животного. Между рогами одной из таких подвесок вставлена мелкая цилиндрическая бусина из черно-коричнево-белого агата. Третья подвеска полый шарик из двух спаянных полусфер, украшенный двумя рядами треугольников мелкой зерни. В нижней части шарика припаяны пирамидки из четырех крупных шариков зерни. Размеры: длина пронизей - 2,7-3,1 см, диаметр -0,4-0,5 см, диаметр отверстий - 0,1-0,17 см, размеры каста - 0,6х0,6 см, ширина - 0,3 см, длина цепочек - 2,9 см, диаметр шариков -0,8 см, размеры головки - 1,3^30,7 см.
Технология изготовления: сердолик, золото, касситерит, сфалерит, пирит, фритта. Литье, пайка, клуазоне, склейка.
Сохранность: частично утрачены каменные вставки в касты и вставки из цветной фритты в подвесках.
Место находки: курган 1, погребение 2, вокруг левой кисти вместе с браслетом из бус (рис. 2, выделены желтым цветом) вместе с браслетом из бус.
Место хранения: ОГИКМ КП 20114/712
9. Нашивки (26 экз.) - однотипные (рис. 2: 207-232), 12 экземпляров найдены под левым плечом погребенной (рис. 11), 14 экземпляров - под правым (рис. 12). Имеют прямоугольную форму со скругленными краями. На лицевой стороне сцена нападения кошачьего хищника (пантеры?) на травоядное животное (сайгака?). Оба животных изображены
головами влево. Сайгак показан лежащим на животе с подогнутыми ногами. Прыгнувшая пантера своими передними когтистыми лапами вцепилась в плечо сайгака и кусает его ухо. Правая задняя нога пантеры опирается на круп сайгака, левая, вероятно, отталкивается от земли. Хвост пантеры с закрученным в петлю окончанием пропущен вперед между ее задними лапами. По контуру изображения идет бортик. На оборотной стороне нашивок по углам припаяно по четыре петли, представленных двумя видами: из полоски листового золота шириной 0,2 см и толщиной диаметром 0,5 см и из проволоки диаметром 0,1 см и шириной 0,4 см. Размеры 3,8x2,0 см.
Технология изготовления: золото, штамповка, пайка. Штамповались с двух зеркально симметричных форм.
Сохранность: хорошая
Место находки: курган 1, погребение 2, на и под верхними конечностями скелета (рис. 2, выделены желтым цветом).
Место хранения: ОГИКМ КП 19971/6388
10. Пистоны для шнуровки платья (16 экз.) однотипные (рис. 2: 233-248, рис. 13), сложносоставные, их основу составляет втулка усеченно-конической формы с ажурным чехлом ромбовидной в профиль формы из двух рядов спаянных между собой проволочных петелек. Сверху и снизу места крепления петелек к конусу декорированы проволочными колечками. Точки сочленения верхних концов петелек украшены пирамидками из мелкой зерни (диаметр меньше 1 мм), такие же шарики зерни расположены по окружности в основании ромба у нижнего края кольца на поверхности втулки. Верхний край втулки
- плоская круглая площадка, к которой припаяны пирамиды из четырех крупных шариков зерни (диаметр 2 мм). Размеры: высота -2,4-2,5 см, ширина - 1,5 см. диаметр втулки
- 0,5 см.
Технология изготовления: золото, резка, пайка.
Сохранность: деформация формы ажурного чехла
Место находки: курган 1, погребение 2, расположены с левой стороны от предплечья до тазовой кости скелета (рис. 2, полоса желтого цвета).
Место хранения: ОГИКМ КП 19971/1631
11. Височное кольцо (рис. 2: 957, рис. 14) состояло из трех основных элементов: кольца, базисного украшения в основании
кольца и пяти однотипных подвесок, крепившихся понизу базисного украшения. Кольцо несомкнутое в полтора оборота, с заходящими концами. Сделано из литого прута, подква-дратного в поперечном сечении, с рифленой ромбовидным штампом поверхностью. В нижней части к кольцу припаяны две литые двусторонние протомы верблюдов с клювовидными мордами, круглым глазом с рельефным зрачком в центре окружности, оттопыренными ушами и треугольным хохолком на лбу. Разнонаправленные головки соприкасаются ушами, их шеи сделаны из литого прута с орнаментом аналогичным сделанному на поверхности кольца. Место пайки с двух сторон декорировано шариками зерни. К нижним челюстям головок и внизу шей напаяны шесть петель, к которым крепились пять цепочек из скатанной проволоки плетением «одна в одну». Ко второй сверху петле цепочек крепились однотипные подвески: проволочка с петлей и на конце - с пирамидкой из четырех шариков зерни. На проволоке находились трубчатые бусины. На концах цепочек размещены другие однотипные подвески: плоские, двусторонние, каплевидной формы. Плоские грани по краю обрамлены полоской, которая образует ковчег, сверху припаяна проволочная петля для крепления к цепочке. Поверхность внутри ковчега разделена на четыре ячейки двумя припаянными изогнутыми полосками. В ячейках крепились вставки из бирюзовой/ белой или красной/белой пасты. Торцевые грани декорированы двумя рядами зерни, концы - пирамидками из пяти шариков зерни. Одинаковые по декору, подвески несколько отличаются друг от друга размерами.
Размеры: диаметр кольца - 4,8 см, диаметр прута - 0,4 см, размеры протом -2,8x1,8 см, длина цепочек - 4,0 см, размеры каплевидных подвесок - 1,0-1,2x0,8-0,7 см; длина стержневидных подвесок - 0,8-0,9 см.
На дужку височного кольца надето дополнительное украшение: полый цилиндрический колпачок с петлей в верхней части и однотипными подвесками, расположенными по нижнему диаметру колпачка. Петля сделана из двух кольцевых проволочек, спаянных через цепочку, и припаяна к крышечке колпачка. Лицевая сторона колпачка украшена орнаментальной композицией: симметрично расположенными на цилиндре рельефными изображениями двух протом баранов и их телами с подогнутыми ногами. Морды животных полуопущены, на голове показаны выступающие острые уши и длин-
ные скрученные в спираль рога. Глаз овальной формы, выпуклый, глазное яблоко гладкое, без изображения зрачка. Тела баранов оконтурены полоской, образующей ковчег, внутри разделенный на семь ячеек припаянными изогнутыми полосками. В ячейках крепились вставки из бирюзовой и красной пасты. Контур копыт подчеркнут вставкой из бирюзового стекла. Фоновое пространство колпачка сплошь заполнено шариками зерни и по внешнему диаметру оконтурено напаянной проволокой. По нижнему диаметру колпачка напаяна изогнутая полоска, образующая шесть петелек. В каждую петлю вставлены цепочки из скатанной проволоки плетением «одна в одну». На концах цепочек через сквозные отверстия присоединены плоские круглые подвески. Места крепления с одной стороны подвесок декорировано свисающим треугольником зерни. Аналогичные диски, но без цепочек, были прикреплены к припаянной петле в пасти баранов.
Размеры: размеры петли 1,2x0,9 см, высота колпачка 2,2 см, диаметр - 2,8 см, длина цепочек - до 2,1 см, диаметр подвесок - 0,8-0,9 см
Технология изготовления: золото, цветная фритта, литье, штамповка, гравировка, пайка, клуазоне.
Сохранность: утрачены две подвески на колпачке, бусины, цветные вставки на каплевидных подвесках и бусины на стерженьках.
Место находки: курган 1, погребение 2, с правой стороны черепа, в области ветвей нижней челюсти
Место хранения: ОГИКМ КП 19971/7-8 12. Височное кольцо (рис. 2: 958, рис. 15) в целом по форме, размерам, материалу, исполнению идентично выше представленному височному кольцу. Отличается местом расположения петель для каплевидных подвесок на шеях верблюдов и иным порядком подвешивания цепочек с подвесками в имеющиеся петли.
Технология изготовления: золото, цветная фритта, литье, штамповка, пайка, клуазоне, склейка.
Сохранность: утрачены цветные вставки клуазоне и бусины на стерженьках боковых подвесок, отсутствуют две каплевидные подвески, которые хранились отдельно в комплексе предметов под зеркалом.
Место находки: курган 1, погребение 2, с левой стороны черепа, в области ветвей нижней челюсти
Место хранения: ОГИКМ КП 19971/9
13. Перстни (10 экз.) однотипные и представлены кольцом с подпрямоугольным щитком (рис. 2: 959-968, рис. 16). Кольцо сделано из золотой полоски шириной 0,05 см. На внешней стороне кольца проштампован орнамент в виде трех рядов мелких лепестков. Щитки подпрямоугольной формы с размерами 2,1*1,8 см. На поверхности щитков расположена композиция в зверином стиле. В ее нижней части расположено изображение лежащего оленя в профиль с подогнутыми ногами. Рога оленя превращаются в профильное изображение ушастого грифона с круглым глазом и резко загнутым вниз клювом. Кольцо припаяно к щитку.
Технология изготовления: золото, литье, пайка
Сохранность: без видимых утрат.
Место находки: курган 1, погребение 2, скелет, на нижних фалангах пальцев рук
Место хранения: ОГИКМ КП 19971/4246, 55-59
14. Браслет, составленный из 42 разнообразных бус1, нанизанных на серебряную проволоку и имевший застежку, от которой сохранились три золотые детали (рис. 17).
15. Браслет из 46 бус, подвесок и пронизей (рис. 18), нанизанных на бронзовую проволоку и имевший застежку (сохранились фрагменты).
Технология изготовления: золото, раух-топаз, лазурит, сердолик, горный хрусталь, агат, сардер, гагат, жемчуг, гематит (кровавик), халцедон, змеевик, кальцит, мел, мрамор, песчаник, яшмоид, египетский фаянс, стекло, паста.
Оббивка, шлифовка, сверление, полировка
Сохранность: утрата вставок в золотые колпачки, неоднократный ремонт золотых деталей, изношенность их поверхности вплоть до стирания рельефа зерни, разрушение меловых, мелких стеклянных и пастовых бусин.
Место находки: курган 1, погребение 2, на запястьях
Место хранения: ОГИКМ КП 20287/14,
15
Модель реконструкции погребальных одежд
От одежды сохранились разнообразные декоративные элементы из золота, представленные штампованными нашивками (рис. 4-6, 11, 12), привесками и навершиями (рис.
1 Описание бус дано конспективно с выделением деталей, интересных для данного контекста работы.
3, 13), сложносоставными подвесками (рис. 9, 10). Хорошая сохранность органики (дерева, войлока, кожи) в деталях разных предметов, расположенных по всей площади погребения, позволяет детально восстановить их конструкцию. Присутствие этих материалов отмечается для декоративного горита (рис. 1: 1) из кожи, войлока, ткани, бересты и прутиков (Трегубов, Яблонский, 2014, с. 68, 69); деревянного короба и кожаных мешочков с пигментами в нем (рис. 1: 2), деревянного чехла от зеркала и кожаных мешочков (рис. 1: 3) под ним; деревянного сосуда с серебряными накладками (рис. 1: 4); деревянного короба с палитрами и кожаного пояса в нем (рис. 1: 5); деревянных деталей разной формы от предмета (рис. 1: 6). Это позволяет говорить, что в убранстве погребальных одежд и головного убора не использовались кожа и войлок, так как никаких следов этих материалов не установлено при детальных расчистках скелета. Вероятно, все элементы одежды были скроены из тканей, наличие которых фиксируется по фрагментам отпечатков рисунка ткани под нарушенными краями вышивок (рис. 7, 8).
Таким образом, вероятная конструкция и порядок надевания (сверзу/снизу) элементов костюма предлагается по позициям (лицевой или оборотной стороной) разнообразных декоративных элементов одежды, по их взаиморасположению и отношению к костным останкам скелета (рис. 2: 203-260, 348-956) и полос бисерных вышивок (рис. 2: 992, 993, показаны голубым цветом). Учитывался также характер взаимного перекрывания разных типов золотых деталей по площади их распространения. Полосы вышивки являлись репером восстановления порядка одевания разных элементов погребального костюма, благодаря их хорошей площадной сохранности (рис. 7, 8) и положению в костюме (рис. 2, полосы голубого цвета). Все отмеченные особенности расположения золотых нашивок, накладок, привесок и наверший детально зафиксированы на чертеже (рис. 2) и макрофотографиях.
Исходя из типизации деталей отделки погребальных одежд (пп. 1-10 каталога) и их расположения, отчетливо фиксируется три вида одежды: шаль, плащ или верхняя накидка и парадное платье (рис. 2). Еще один элемент костюма - нижняя рубаха - предполагается, исходя из логических построений и обзора опубликованных работ по вариантам одежды ираноязычных кочевников (Акишев,
1984. Лукпанова, 2017. Яценко, 2006. Curtis, Searight, 2003. Goldman, 1991).
Наличие шали прослеживается по двухрядной «бахроме» в виде полосы шириной 20-40 мм (рис. 2: 742-956, показана розовым цветом, рис. 3 4, пп. 1-2 каталога) и нашивкам-розеткам I типа (рис. 6: 1, п. 3 каталога). Бахрома начиналась у правого крыла таза, далее поднималась к грудине, пересекала левое предплечье, отдаляясь от него на 120 мм и заканчивалась между левым локтем и зеркалом.
Каждый ряд бахромы состоял из двух последовательно чередующихся золотых деталей (рис. 3, 4, пп. 1-2 каталога). Обе детали скреплялись между собой через петельку деталей 1 и отверстия в деталях 2. Между собой нити бахромы скреплялись через петли деталей 1 (рис. 2, полоса розового цвета). От бахромы до костей верхних конечностей и черепа погребенной фиксировался верхний слой розеток типа 1, расположенных на скелете лицевой стороной, а в ближайшем внешнем обрамлении верхней половины скелета - как лицевой, так и оборотной сторонами (рис. 2). Верхнее окончание шали фиксируется в пределах полосы бахромы и отсутствия за ней на этом уровне расчистки скелета аналогичных бляшек-розеток. Нижний край полотна шали не фиксируется, так как в расшивке платья использовались аналогичные бляшки-розетки типа 1, которыми украшено полотно шали. С уверенностью можно говорить, что шаль была самым верхним убором погребального костюма: под полосами вышивки полотно шали присутствовало, благодаря находкам под ними только нашивок-розеток I типа, лежащих оборотной стороной вверх. По взаиморасположению розеток и бахромы, очевидно, что шаль прикрывала руки, плечи и голову, закрывая лицо и верхнюю половину туловища погребенной.
Наличие плаща или накидки мы предполагаем, исходя из положения двух полос фигурных вышивок из бисера и мелких бус (п. 6 каталога). Судя по сохранившимся контурам, они располагались симметрично с левой и правой стороны под костями скелета, но на нижнем полотне шали (рис. 2: 992, 993, полосы голубого цвета, рис. 7 и 8, п. 6 каталога). Вышитые полосы начинались под костями скелета на уровне середины плеча и, плавно расширяющимися изогнутыми полосами выходили за верхними конечностями на уровне запястий скелета. Под них заходили только нашивки-розетки 1 типа, положенные
изнаночной стороной, что является обоснованием того, что шаль являлась самым верхним элементом погребального костюма и заднее полотно шали продолжалось до уровня тазовых костей скелета (см. выше). Их перекрывали кости скелета и декоративные элементы отделки платья (рис. 2: 207-232, 233-246, выделены желтым цветом, 348-741).
К плащу (накидке) относились четыре округлые золотые нашивки с одинаковым штампованным рисунком в зверином стиле (рис. 2: 203-206, выделены голубым цветом, рис. 5, п. 5 каталога). Они расположены в вертикальную линию вдоль верхнего отдела позвоночника. Расстояния между нашивками составляли 30-40 мм, верхняя из них лежала на грудине, нижняя была вертикально под ней, ниже на 150 мм. Очевидно, они использовались как застежки или пуговицы. Мы относим их к верхнему плащу/платью по их расположению: они лежали под полосой бахромы шали, поверх костных остатков, но на золотых нашивках-розетках 1-4 типа от расшивки нижнего платья. Вышесказанное позволяет говорить, что верхняя одежда располагалась под шалью и была одета на платье.
Поверхность парадного платья по всей внешней поверхности была расшита нашивками в виде штампованных золотых розеток (рис. 2: 348-741, лицевое и оборотное положение нашивок, рис. 6: 1-4, п. 4 каталога), так как нашивки-розетки под костями скелета перекрывали полотно вышивок как в прямой (лицевая сторона), так и в обратной позиции. По размерам, расположению петель, количеству лепестков и штампу-рисунку лепестков в розетке выделено четыре типа розеток (рис. 6: 1-4, п. 4 каталога). Розетки типа 4 (рис. 6: 4), вероятно, являлись центром композиционного элемента орнамента расшивки платья, т.к. розеток этого типа - наименьшее количество и они располагались в обрамлении двух или трех розеток других типов. Нижний край платья фиксировался по позициям нашивок-розеток (рис. 2: 348-741, рис. 6: 1-4): спереди по розеткам в позиции «лицом вверх» и сзади по розеткам в позиции «лицом вниз». Спереди платье имело треугольный вырез, в пределах которого розетки в позиции «лицом вверх» отсутствовали. Он прослеживался справа за пределами скелета на уровне щиколоток, поднимался до середины правого бедра и влево опускался за пределы скелета на уровне середины берцовых костей. Сзади кромка платья равномерно прослеживалась от уров-
ня щиколоток справа до середины берцовых костей слева (рис. 2).
Каждый рукав платья был расшит от плеча до запястья линейным рядом прямоугольных нашивок со штампованным рисунком в зверином стиле (рис. 2: 207-232, выделены желтым цветом, п. 9 каталога). В правом ряду было зафиксировано 14 нашивок, в левом - 12 аналогичных нашивок. Справа четыре верхние нашивки лежали в позиции «лицом вверх», остальные десять располагались от плечевой и локтевой костей до кисти в позиции «лицом вниз» и перекрывали поле вышивки. Левый ряд начинался ниже, на уровне середины плеча в 8-10 см левее, проходил под локтем и заканчивался под кистью левой руки. Самая верхняя нашивка была найдена «лицом вверх», под ней лежала вторая нашивка, но «лицом вниз», остальные десять составляли вертикальный ряд в позиции «лицом вниз».
Обшлага рукавов платья были расшиты сложносоставными звеньями (рис. 2: 249-254, 255-260, выделены желтым цветом, рис. 9 и 10, пп. 7 и 8 каталога) идентичной конструкции, но с разными подвесками, по шесть звеньев на каждом рукаве. На концах цепочек правых звеньев все три подвески одинаковые (плоские, каплевидные), на левом рукаве каждое звено на концах имеет три подвески разной формы. При публикации технологии изготовления ювелирных украшений из этого погребения (Аникеева, Шемаханская, Яблонский, 2017. Аникеева, Нацкий, Шемаханская, Яблонский, 2018) эти элементы были представлены как браслеты. Однако анализ конструкции браслетов из бус (пп. 14 и 15 каталога) показал, что эти оба браслета имели застежки и их элементы были нанизаны на металлическую проволоку. Браслет из бус на левом запястье был расчищен рядом со звеньями, другой располагался на правом запястье в 40 мм выше их. Крепление элементов основы каждого звена (бусины и втулок) было мягким, т.е. бусина легко вынималась из втулок. При расчистках не было найдено ни одного фрагмента жесткого крепления звеньев, характерного для браслетов из бус и позволявшего держать звенья в полной комплектации (как они были расчищены in situ). Если предположить, что каждое звено крепилось к ткани, выполнявшей роль жесткой основы, тогда можно объяснить нахождение звеньев в полной комплектации in situ.
Ширина рукавов у запястья фиксировалась по положению звеньев при расчистке
in situ и составляла 90-100 мм, т.е. рукава у платья были прямыми или слегка сужающимися вниз.
Еще один декоративный элемент платья, миниатюрные «навершия» (рис. 2, 233-248, рис. 13, п. 10 каталога) имели удлиненно-конические полые втулки, в которые, очевидно, крепились концы тесьмы или шнурков. Они располагались узкой полосой вдоль левого ряда прямоугольных нашивок от предплечья до таза (рис. 2, полоса желтого цвета), лежали на вышивке и были рассеяны на костях и под костями скелета до нижней поверхности бахромы шали. Судя по конструкции и положению, «навершия» служили пистонами для шнурков или завязок вертикального разреза платья.
Единственный элемент погребального костюма, существование которого мы предполагаем, исходя из логических построений, - это наличие гладкой нижней рубахи, которая должна была закрывать ноги погребенной в высоком разрезе богато украшенного платья. Наличие нижней рубахи предполагается в опубликованных вариантах реконструкции одежды ранних кочевников (Яценко, 2006, с. 32, 34, 37, 136. Curtis, Searight, 2003, fig. 5, 36), причем ее предполагаемая длина достигала щиколоток, а полотно рубахи было гладким, без аппликаций и украшений.
Ювелирные украшения погребального костюма
Височные подвески были найдены справа и слева от черепа, в области ветвей нижней челюсти погребенной (Рис. 2: 957, 958, рис. 14, 15, пп. 11-12 каталога). На лобной кости черепа сохранились две тонкие полоски: одна от ало-красной охры, вторая - темно- серая от серого мелкокристаллического гематита (Рис. 82). Они, вероятно, украшали тканый начель-ник, к которому и крепились обе подвески.
В височных подвесках и звеньях отделки рукавов можно выделить идентичные по технике изготовления декоративные элементы: пирамидки калиброванной зерни двух размеров и окантовка зернью по периметру подвесок; идентичный характерный способ плетения цепочек; плоские каплевидные полихромные привески. Все эти признаки, а также присутствие в височных подвесках такого элемента как дужки из округлого в сечении прута, украшенного декором в виде регулярных граней ромбов, а в звеньях отделки - орнамента в виде треугольников калиброванной зерни, сердоликовых бус с характерной технологией изготовления (Аникеева,
Шемаханская, Яблонский, 2017, с.6-8) однозначно свидетельствует, что эти ювелирные изделия были изготовлены в ремесленном центре ахеменидского Ирана (Трейстер, Яблонский, 2012, с. 134-165).
На левом височном кольце утрачена одна каплевидная подвеска на цепочке (рис. 15). В комплексе под зеркалом в скоплении бус и инструментов для изготовления бус найдены две аналогичные каплевидные подвески, одна из них с цепочкой, и две сердоликовые пронизи, абсолютно идентичные по материалу и технологии изготовления сердоликовым пронизям из звеньев расшивки рукава. Одна из пронизей несет следы кустарного гранения методом ручной шлифовки. Это показывает, что погребенная сама могла производить ремонт ювелирных украшений при потере или разрушении каких-либо основных элементов в них.
На каждом запястье погребенной было надето по браслету из бус (рис. 2: 249-347, рис. 17, 18, пп. 14-15 каталога). В них преобладают бусы из драгоценных камней2 и самоцветов, среди которых присутствуют бусы, оправленные в золотые колпачки и обоймы, и золотые бусы. В обоих браслетах доминируют бусы, являющиеся продукцией древне-иранских и индийских ремесленных центров, широко распространенные на территории Ахеменидской державы в V - IV вв. до н.э. Надо отметить, что в браслете с правой руки значительно число бус из самоцветов, изготовленных кустарным способом и вероятно, произведенных в кочевнической среде (бусы из песчаника, человеческого зуба, вставки из гематита-кровавика, прозрачного кварца), а также, что большинство золотых деталей в подвесках и пронизях несут следы интенсивной истертости (сглаживания поверхности орнамента) или неоднократного кустарного ремонта (смена каменных вставок в колпачках и обоймах, замена петелек для подвешивания).
2 Термины «драгоценный» камень и «самоцвет» используются применительно к шкале ценностей 1 тыс. до н.э., а не современной, когда изделия из сердоликов, агатов, лазурита и гагата, безусловно, считались драгоценными. Их ценность была сравнима с золотыми украшениями. «Самоцветом» в то время мог считаться любой камень яркой окраски, удачно обработанный или имеющих природную кристаллическую огранку, о чем свидетельствует наличие в раннесарматских наборах бус экземпляров из мела, мрамора, природных кристаллов пирита, кассетерита, бус из гематита, кремня и других горных пород.
Заключение.
К ювелирным украшениям погребального костюма относятся сложные подвески для отделки рукавов платья, височные подвески, перстни и браслеты из бус. Они, по набору характерных признаков (фасетизированные в виде ромба кольца подвесок, широкое использование в декоративной отделке калиброванной зерни, форма обойм и колпачков для оправы каменных бус, использование стиля «клуазоне», техника изготовления сердоликовых пронизей в звеньях и каменных бус из браслетов), безусловно, относятся к изделиям ремесленных центров Ахеменидского Ирана. Исходя из технологии их изготовления, можно предположить, что сложные и составные изделия изготовлялись из элементов, сделанных заранее, т.е. являлись наборными (Аникеева, Шемаханская, Яблонский, 2017, с. 7, 11). Надо отметить, что во всех этих изделиях присутствуют также элементы, характерные для звериного стиля ранних кочевников: подвеска в форме головки барана (звенья расшивки), сдвоенные головки верблюдов (височные подвески), изображение оленя и грифона на щитках перстня, протомы двух баранов (подвеска на правом височном кольце). Присутствуют также элементы, при изготовлении которых использованы как древ-неиранские техники, так и изобразительный стиль кочевников: сдвоенные головки верблюдов, шеи которых выполнены из фасетизиро-ванного прута (височные подвески), кольца перстней из трех рядов крученой проволоки и их щитки в зверином стиле, головы баранов и их туловища, исполненные в технике клуазоне (правая височная подвеска). Среди бус из браслетов преобладают характерные древ-неиранские типы, но встречаются и экземпляры, изготовленные в среде кочевников. Находки в этом же погребении (комплекс под зеркалом) декоративных элементов, абсолютно идентичных присутствующим в височных подвесках и звеньях расшивки (каплевидные подвески и сердоликовые пронизи), заготовок бус и инструментов, которыми они обрабатывались, позволяет говорить, что кочевники могли сами как осуществлять ремонт золотых ювелирных украшений, так и изготавливать каменные бусы, копируя формы и технологию изготовления известных им бус.
Анализ формы, позиций, положения и взаиморасположения разнообразных декоративных элементов, украшавших погребальные одежды позволяет реконструировать:
головной убор - шаль с двухрядной бахромой спереди, расшитую нашивками в форме однотипных розеток, которая спереди закрывала голову и верхнюю половину туловища, а сзади прикрывала спину;
полоску начельника, украшенного двумя параллельными цветными линиями, к которому крепились височные подвески;
плащ (или накидку свободной формы), украшенный на спине сплошными фигурными вышивками из цветного бисера и мелких бусин, с круглыми застежками-нашивками, на поверхности которых изображения в зверином стиле;
платье с длинными прямыми рукавами, высоким декоративным разрезом спереди и шнуровкой на левой стороне. Его поверхность расшита по всей поверхности разнообразными нашивками-розетками, оба рукава украшены вертикальными рядами однотипных прямоугольных нашивок с изображениями в зверином стиле, идущими от плеча до кисти, обшлага рукавов расшиты звеньями сложно-составных подвесок двух типов.
Анализ опубликованных работ по реконструкции костюмов ранних кочевников позволяет предположить наличие длинной рубахи до щиколоток, которая поддевалась под тяжелое, богато украшенное платье и открывалась только в разрезе верхнего платья.
В украшениях погребального костюма также прослеживаются как элементы, широко распространенные в древнеиранской торевтике, так и элементы звериного стиля, характерные для кочевнической среды. Первые представлены разнообразными типами нашивок в форме лепестковых розеток, полыми сферами,
спаянными из двух половинок и украшенными калиброванной зернью, ажурным чехлом из спаянных проволочных петель (бахрома шали). Ко вторым относятся нашивки-застежки верхней одежды с изображением свернувшегося сайгака и нашивки, украшавшие рукава платья, со сценой нападения кошачьего хищника на копытное животное.
Надо отметить также, что головные уборы ранних сарматов Южного Урала и Казахстана представлены высокими конусовидными шапками из тонкого войлока, кожи, шерсти с петельчатым каркасом для украшения его разнообразными металлическими нашивками и пластинами (Алтынбеков, 2013, с. 10, 18. Лукпанова, 2017, 147-148). Головные уборы в виде покрывал или шалей являются характерным элементом женской одежды Ахеменидского Ирана и не известны в кочевнической среде (Яценко, 2006, с. 34-39. Goldman, 1991, p. 98, 102). Замужние дамы носили длинные покрывала, длина которых достигала таза, а спереди декорировалась двумя рядами бляшек (Яценко, 2006, с. 38).
Проведенные реконструкции позволяют говорить о том, что данное захоронение принадлежало женщине, занимавшей высокое социальное положение. Отличительной чертой убранства погребального наряда является органичное сочетание элементов древ-неиранской торевтики и скифо-сибирского звериного стиля. Присутствие в одежде характерного головного убора позволяет предположить, что погребенная не являлась коренной сарматкой, а принадлежала к персидским племенам Древнего Ирана.
ЛИТЕРАТУРА
Акишев К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М.: Искусство, 1978. 130 с.
Алтынбеков К. Возрожденая из пепла. Реконструкция по материалам погребения жрицы из комплекса Таксай I. Алматы: Остров Крым, 2013. 64 с.
Аникеева О.В., Шемаханская М.С., Яблонский Л.Т. Ювелирные шедевры ахеменидской эпохи из гробницы знатной женщины в Южном Приуралье / Ювелирное искусство и материальная культура / Отв. Ред. В. Киджи, И. Поскучаева. СПб: Эрмитаж. 2017. С. 5-11
Аникеева О.В., Нацкий М.В., Шемаханская М.С., Яблонский Л.Т. Ювелирные украшения из погребения знатной женщины (могильник Филипповка 1, курган 1. Погребение 2) // Духовная модернизация и археологическое наследие. Маргулановские чтения - 2018 (Актобе, 19 -20 апреля, 2018 г.). Алматы: Актобе. 2018. С. 211-218.
Влияния ахеменидской культуры в южном Приуралье (У-Ш вв. до н.э.) Т. 2 / Отв. ред. М.Ю. Трей-стер, Л.Т. Яблонский. М.: ТАУС, 2012. 468 с.
Лукпанова Я. А. Реконструкция женского костюма из элитного погребения Таксай-1:взгляд археолога // ПА. 2017. № 1(19). С. 145-156.
Пшеничнюк, А.Х. Филипповка. Некрополь кочевой знати IV в. до н.э. на Южном Урале. Уфа. 2013. 280 с.
Трегубов В.Е., Яблонский Л.Т. Горит из Филипповки // КСИА. Вып 233. 2014. С. 64-70. Яблонский Л.Т. Новые археологические данные об ахеменидских влияниях на Южном Урале // ВДИ. 2016. № 3(76). С. 744-766
Яценко С.А. Костюм древней Евразии: ираноязычные народы. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т; Восточная Литература. 2006. 664 с.
Curtis J., Searight A. 2003. The Gold Plaques ofthe Oxus Tresure: Manufacture, Decoration and Meaning. In T. Potts, M. Roaf and D. Stein (eds.) Culture. Ritual Objects. Ancient Near Eastern Studies in Honour of P.R.S. Moorey. Oxford, 219-247
Goldman B. 1991. Women's Robes: The Achaemenid Era. BAI. New Series. (5), 83-103.
Информация об авторах:
Аникеева Ольга Викторовна, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Государственного Научно-Исследовательского института реставрации (г. Москва, Россия); [email protected]
Яблонский Леонид Теодорович (1950-2016) доктор исторических наук, профессор, заведующий
отделом скифо-сарматской археологии ИА РАН.
ELEMENTS OF PRIESTESS FUNERAL DRESS FROM FILIPPOVKA I BURIEL GROUND: MATERIALS TO RECONSTRUCTION
O.V. Anikeeva,
An analysis of materials obtained during excavations of female burial 2 at barrow 1 of Filippovka 1 burial mound allowed to discover a series of items related to the costume of the buried and supplementary adornments. The analyzed design, arrangement, location and relative positions of various decorative elements adorning the funeral wear allowed to reconstruct the following clothing articles: a shawl or long sheet, a headband, a cloak or cape, and a dress. A review of publications on reconstruction of early nomad costumes revealed the probable discovery of an ankle-length shirt. The performed reconstructions indicate that the buried is a woman of a high social standing. The characteristic feature of the funeral costume's adornments is the organic combination of ancient Iranian toreutics and Scythian-Siberian animal style. The presence of characteristic headwear in the clothing suggests that the deceased woman was not an indigenous Sarmatian, but rather belonged to the Persian tribes of ancient Iran.
Keywords: archaeology, early nomads of the Southern Cis-Urals, priestess, functional purpose of various decorative elements
L.T. Yablonsky
About the Authors:
Anikeeva Olga V. Candidate of Geological and Mineralogical Sciences, Leading research scientist, department of monumental sculpture, State Research Institute for Restoration, Gastello St., 44/1, 107014 Moscow, Russian Federation, [email protected]
Yablonsky Leonid T. Doctor of Historical Sciences, Professor, Head ofthe Scythian-Sarmatian department, Institute of Archaeology Russian Academy of Sciences.
Рис. 1. Могильник Филипповка 1 курган 1 погребение 2. Общий план погребения. 1 - горит, 2 - комплекс в коробе, 3 - комплекс под зеркалом, 4 - деревянный сосуд с серебряными накладками, 5 - комплекс с
палитрами, 6 - обработанные деревянные блоки.
Рис. 2. Могильник Филипповка 1 курган 1 погребение 2. Чертеж скелета с указанием находок, использованных при реконструкции погребального костюма. Условные обозначения: Платье 207-220 - нашивки прямоугольные; 221-232 - нашивки прямоугольные; 233-248 - пистоны-навершия; 249-254, 255-260 - звенья расшивки по кромке рукавов; 438-741 - нашивки-розетки. Плащ или накидка . 203-206 - круглые нашивки-застежки; 992, 993 - две полосы вышивки бисером на рукавах платья. Шаль 348-437 - нашивки-розетки; 742-849 - нашивки «сфера с петелькой»; 850-956 - нашивки круглые в сечении. Ювелирные украшения: 261-304 - браслет из бус; 305-347 -браслет из бус; 957 - височное кольцо; 958 - височное кольцо; 959-963 - перстни; 964-968 - перстни.
Рис. 3. Могильник Филипповка 1 курган 1 погребение 2. Подвеска из двухрядной бахромы шали.
Рис. 4. Могильник Филипповка 1 курган 1 погребение 2. Нашивки от двухрядной бахромы шали.
Рис. 5. Могильник Филипповка 1 курган 1 погребение 2. Нашивка застежка от плаща или свободной накидки.
Рис. 6. Могильник Филипповка 1 курган 1 погребение 2. Нашивки - розетки для расшивки: 1 - поверхности
шали, 1-4 - поверхности платья.
Рис. 7. Могильник Филипповка 1 курган 1 погребение 2. Полоса вышивки из цветного бисера in situ, в правой
части скелета
Рис. 8. Могильник Филипповка 1 курган 1 погребение 2. Полоса вышивки из цветного бисера in situ, в левой
части скелета
Рис. 9. Могильник Филипповка 1 курган 1 погребение 2. Звено расшивки обшлага правого рукава платья
Рис. 10. Могильник Филипповка 1 курган 1 погребение 2. Звено расшивки обшлага левого рукава платья.
Рис. 12. Могильник Филипповка 1 курган 1 погребение 2. Нашивка из вертикального ряда, украшавшего правый рукав платья.
Рис. 11. Могильник Филипповка 1 курган 1 погребение 2. Нашивка из вертикального ряда, украшавшего левый рукав платья.
Рис. 16. Могильник Филипповка 1 курган
1 погребение 2. Перстень.
Рис. 18. Могильник Филипповка 1 курган 1 погребение 2. Браслет из бус вокруг левой кисти in situ