Научная статья на тему 'Элементы конфуцианства в философских взглядах Цзэн Гофаня (1811-1872)'

Элементы конфуцианства в философских взглядах Цзэн Гофаня (1811-1872) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
274
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФУЦИАНСТВО / ФИЛОСОФИЯ КИТАЯ / ЦЗЭН ГОФАНЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильева Екатерина Александровна

Статья посвящена рассмотрению элементов конфуцианства в идеях Цзэн Гофаня. Особое внимание уделяется практической стороне применения традиционных конфуцианских принципов. Автор оценивает влияние конфуцианства на творчество Цзэн Гофаня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with consideration of the elements of Confucianism in the ideas of Zeng Guofan. Special attention is given to the practical side of using the traditional Confucian principles. The author estimates the influence of Confucianism on Zeng Guofans creative work.

Текст научной работы на тему «Элементы конфуцианства в философских взглядах Цзэн Гофаня (1811-1872)»

Е. А. Васильева

ЭЛЕМЕНТЫ КОНФУЦИАНСТВА В ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДАХ ЦЗЭН ГОФАНЯ (1811-1872)

Работа представлена кафедрой философии и культурологии Востока Санкт-Петербургского государственного университета. Научный руководитель - кандидат философских наук, доцент К. Ю. Солонин

Статья посвящена рассмотрению элементов конфуцианства в идеях Цзэн Гофаня. Особое внимание уделяется практической стороне применения традиционных конфуцианских принципов. Автор оценивает влияние конфуцианства на творчество Цзэн Гофаня.

Ключевые слова: конфуцианство, философия, категория.

25

E. Vasil'yeva

ELEMENTS OF CONFUCIANISM IN THE PHILOSOPHICAL VIEWS

OF ZENG GUOFAN

The article deals with consideration of the elements of Confucianism in the ideas of Zeng Guofan. Special attention is given to the practical side of using the traditional Confucian principles. The author estimates the influence of Confucianism on Zeng Guofan's creative work.

Key words: Confucianism, philosophy, category.

Цзэн Гофань (1811-1872) является одной из наиболее ярких, значимых фигур в истории Китая середины Х1Х в. Он сделал блестящую карьеру благодаря борьбе с тай-пинами (1850-1864) [2, с. 90]. Но на этом его общественно-политическая карьера не закончилась. Он становится идейным вдохновителем и основателем политики «самоусиления» (цзы цян) (1860-1895), устремленной на заимствование достижений и новшеств Запада при сохранении культурных традиций [5, с. 78]. В рамках проведения политики «самоусиления» Цзэн Гофань наряду со своими сподвижниками (Ли Хун-чжан, Чжан Чжидун, Цзо Цзунтан) организует покупки европейских военных кораблей и оружия; на основе собственной программы обучения и воспитания создает крупнейшую Хунаньскую армию, которая по своей мощности и дисциплине превосходила императорскую.

Более того, знаменитый стратег является обладателем высшей ученой степени цзиньши и членом академии Ханьлинь. Он автор множества литературных, философских и педагогических произведений [8, с. 250]. Кроме того, будучи представителем тунчэнской литературной школы (тунчэн), Цзэн Гофань признается новатором в разработке концепций изящной словесности [1, с. 28].

Он оценивается как «известный государственный деятель и мыслитель» [4, с. 422].

Цзэн Гофань получил традиционное воспитание, следовательно, его мировоззрение формировалось в рамках конфуцианского учения: он был ориентирован на чиновни-

чью карьеру и социальный успех [6, с. 12]. Именно конфуцианство стало основой для развития философских взглядов мыслителя.

Цзэн Гофань часто обращался к каноническим конфуцианским трактатам. В своих записках он ссылался на «Лунь юй», «Мэн-цзы» и другие классические произведения. Его неподдельный интерес к канонам подтверждается наличием комментариев к классическим и историческим произведениям, которые содержатся в полном собрании сочинений Цзэн Гофаня в разделе «Произведения смешанных стилей» (цза чжу). К их числу относятся такое интересное произведение, как «Главное в "Мэн-цзы"« (Мэн-цзы яолюе), также представлены комментарии к произведениям Оуян Сю, Сыма Гуана, Су Ши, Ван Аньши [7, с. 294].

Цзэн Гофань даже в своих письмах, личных дневниках опирается на традиционные категории и понятия китайской философии: цзюнь-цзы (благородный муж), сяо жэнь (ничтожный человек), жэнь (гуманность), и (долг/справедливость), синь (верность), чжи (мудрость), ли (ритуал). Он применяет и другие не менее значимые философские категории, которые использует при формировании новых практических идей -синь (сознание/разум), и чжи (воля), мин ли (слава), сяо (сыновья почтительность), и другие [8, с. 78].

Кроме того, уже по долгу службы Цзэн Гофань учитывает и применяет на практике знание конфуцианских традиций и норм: он проводил строгие экзамены на государственную должность [6, с. 34].

Элементы конфуцианства в философских взглядах Цзэн Гофаня (1811-1872)

Необходимо отметить также то, что его быстрый рост в научной карьере (в 1838 г. получает степень цзиньши) невозможен был бы без отличного знания канонической литературы («У цзин», «Сы шу»).

Как истинный практик, он применял конфуцианские принципы и при формировании основ хунаньской армии: «Подлинный воин не должен быть ленивым; всякому входящему в дом он должен открывать двери, уметь собирать и разбирать дом по кирпичам, не топтать ногами рассаду на полях, давать в долг котел и чашку; приехав в город, открыть торговую лавку, а потом вернуться в деревню» [9, с. 112].

С 1838 г., как пишут биографы, Цзэн Гофань «каждый день усердно занимается», увлекается изучением сунского конфуцианства, постигает учение Чжу Си и братьев Чэн. В исследовательской традиции существует мнение о том, что у мыслителя не было своей философской системы, он продолжал и развивал идеи направления Чэн-Чжу - «ли сюе» (учение о принципе) [10, с. 362]. Однако нужно отметить, что наибольший интерес для него представляло течение, основанное Ван Янмином (1472-15) -«синь сюе» (учение о сердце) [3, с. 78]. С одной стороны, это подтверждают бесчисленные ссылки в его творчестве на деятельность Ван Янмина, с другой стороны, различные интерпретации одной из основополагающих для философских воззрений Цзэн Гофаня категории синь (сердце/разум). Изучению данного аспекта посвящен отдельный параграф.

Философ разрабатывает систему принципов, следовать которым он рекомендует всем. К классическим конфуцианским элементам относятся следующие ее требования, определяющие высокую социальную толерантность и ответственность:

1. Вести достойный образ жизни (цзин).

2. Рано вставать по утрам (цзао ци).

3. Вечером не выходить из дома (е бу чу мэнь).

4. Читать упорядоченно (не дочитав до конца одно произведение, нельзя браться за другое) (ду шу бу эр).

5. Читать исторические книги (ду ши).

6. Беречь тело (бао шэн).

7. Каждый день нужно получать новые знания (жи чжи со ван).

8. Заниматься медитацией (цзин цзо).

9. Говорить осторожно и сосредоточенно (цзинь янь).

10. Уметь управлять своими чувствами (ян ци).

11. Каждый месяц писать несколько работ, описывая в них свой жизненный опыт, передавая его справедливо и точно (се жи цзи).

12. Заниматься каллиграфией (цзо цзы).

13. Каждый месяц совершенствовать свое мастерство (юе у ван со нэн).

В предложенной им системе принципов нет ничего сложного для реализации, главное - дисциплинированность, упорядоченность, постоянство, те качества, которые могут быть присущи истинному цзюнь-цзы (благородный муж).

Кроме того, Цзэн Гофань нередко акцентирует внимание на процессе размышления и исправления ошибок, стремления к добру, осуществления изменений в лучшую сторону (гайго цяньшань). По его мнению, признать промах, осмыслить - такая же трудная задача, как и его исправление.

Таким образом, основу философских взглядов мыслителя составляют конфуцианские принципы («стремление к самосовершенствованию», «любовь к учебе», «размышление над ошибками») и нормы (социальный статус благородного мужа и ничтожного человека, отношения государя и чиновника, отношения родителей и детей). По его мнению, социальное положение не должно никаким образом влиять на требования к человеку: каждый че-

ловек должен заниматься самосовершенствованием и может достичь высот не только в личной, но и в общественной жизни.

Таким образом, Цзэн Гофань с помощью конфуцианских положений определяет

цель деятельности, к реализации которой должен стремиться каждый, т. е. каждый может суметь не только грамотно сформулировать задачу, но и реализовать на практике свои намерения и стремления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голыгина К. И. Теория изящной словесности в Китае XIX - начала XX в. М., 1971.

2. Кара-Мурза Г. С. Тайпины. Великая крестьянская война и тайпинское государство в Китае 1850-1864 гг. М., 1941.

3. Кобзев. А. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983.

4. Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. 606 с.

5. Тихвинский С. Л. Политика самоусиления правящих кругов Китая (1860-1895) // Вопросы истории. 1969. № 4. С. 78-98.

6. Цзэн Гофань пинчжуань [Биография Цзэн Гофаня] / Сост. Дун Цайши. Сучжоу, 1998.

7. Цзэн Гофань. Цзэн вэнь чжэнгун цюаньцзи [Полное собрание сочинений князя культурной правильности Цзэн Гофаня]: В 8 т. Гирин, 1995. Т. 3.

8. Цзэн Гофань цюаньшу. [Полное собрание сочинений Цзэн Гофаня] / Ма Даоцзун. Пекин,

2004.

9. Чжунго жусюэ ши. Цзинь дай цзюань. [История конфуцианства]: В 7 т. Гуанчжоу, 1998. Т. 4.

10. Чжунго чжэсюэши [История китайской философии]. Шанхай, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.