• социально-психологический комфорт и удовлетворенность, что обеспечивается социальным признанием, ростом материального благополучия и т. п. (при повышении в должности или категории и т. д.);
• объективность, что предполагает исключение влияния субъективных факторов со стороны руководителей, планирующих и контролирующих развитие карьеры.
Организация относительно невелика, соответственно система постановки и реализации карьерных целей должна отталкиваться от того положения, что карьера - это осознанная жизненная позиция, которая не всегда сопровождается ростом на вершину.
Список литературы
1. Рассадин В.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала / В.В. Рассадин // Труд и социальные отношения, 2016. № 3. С. 53-59.
2. Сорочайкин А.Н. Информационное общество и теория управления персоналом // Основы экономики, управления и права, 2012. № 1 (1). С. 121-125.
3. Хлопова Т.В. Классификация конкурентоспособности работника как интегральной характеристики степени развития его трудового потенциала / Т. В. Хлопова // Вестник Пермского государственного университета. Сер. Экономика, 2016. № 2. С. 111-117.
ЭЛЕМЕНТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Жемчуева К.А.
Жемчуева Кермен Александровна - магистрант, кафедра аудита и внутреннего контроля, факультет экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: сегодня руководство образовательных организаций осознает необходимость участия в сообществе и общей озабоченности по вопросам обеспечения прозрачности и полноты данных, чтобы удовлетворить информационные потребности заинтересованных пользователей, особенно целесообразным становятся требования по предоставлению информации об интеллектуальном капитале общеобразовательной организации. В статье рассматриваются понятия «элементы интеллектуального капитала» и предложена структура интеллектуального капитала образовательной организации.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, учетная информация, образовательная организация.
Понятие «интеллектуальный капитал рассматривалось различными отечественными и зарубежными учёными, такими как Е.Г. Абрамов, А.Г. Баширова, И.В. Осокина, В.Ф. Палий, А.А. Тетерин, Г. Н. Тугускина, Л.А. Чайковская, А.А.Быкова, М.А. Молодчик, Н.С.Тонкошкурова, Э. Брукинг, К. Свейби и др. А.Г.Баширова определяет интеллектуальный капитал как знание, которое можно оценить и потом получить прибыль. Данное определение дает возможность охватить инновации, которые могут принести дополнительную прибыль [1, с. 10]. А.А.Тетерин определяет интеллектуальный капитал как «неосязаемые (нематериальные) активы (ресурсы), способные принести либо уже приносящие прибыль или пользу его обладателю» [2, с. 109].
Требования к большему количеству информации и ее полноты, прозрачности в отношении использования поступающих средств все больше предъявляются к организациям. Самостоятельное распределение бюджета требует большой социальной ответственности, а также становится понятным то, что нарастающая конкуренция между образовательными организациями привела к увеличению заинтересованности участников образовательного процесса и других пользователей к получению соответствующей информации как о финансовых, так и нефинансовых показателях организации. Полученная информация может сыграть немаловажную роль при принятии решений различного характера: от выбора образовательного маршрута в той или иной организации до реализации инвестиционных мероприятий.
Сегодня в эпоху экономики знаний школа является именно тем субъектом, который производит эти знания, используя разные пути для достижения этой цели. Они могут быть представлены разными видами обучения, отношениями с заинтересованными сторонами. Знания могут производиться путем научно-технических исследований, в итоге предполагается, что получится результат исследования, публикации и др. Но очень важно то, что продукт, который производит школа, не имеет материально-вещественной формы, и он с трудом поддается оценке. При этом ценными ресурсами выступают учителя, администрация, иные сотрудники школы.
Образовательная организация как никакая другая организация обладает существенной долей так называемого интеллектуального капитала, а точнее сказать, его элементы являются основной его ценностью. Для образовательной организации необходимо определить, измерить и предоставить данные о качественных и количественных показателях элементов интеллектуального капитала, так как для создания конкурентоспособного преимущества школы это является ключевым фактором.
Касаемо образовательной организации, данное понятие можно использовать для охвата понятий всех неосязаемых или нематериальных активов, включая образовательные процессы, инновационный потенциал, патенты, знания работников школы и их связи. Элементы интеллектуального капитала школы можно представить в таком виде:
• Человеческий капитал: комплекс знаний сотрудников (учителей, администрации, других работников), которые приобретались с помощью формальных и неформальных образовательных процессов, в результате воплощенные в виды деятельности этих сотрудников. Знания могут быть как явные, так и неявные.
• Структурный капитал: явные знания, связанные с внутренним процессом коммуникации и управления научными и техническими знаниями в организации. Его можно разделить на организационный и технологический капитал. Организационный капитал относится к среде, полученной в результате взаимодействия управления, организационных процедур, качества и объема информационной системы. Технологический капитал относится к ресурсам образовательной организации технологического характера, такие как документы, архивы, технические разработки, лицензии, программное обеспечение, базы данных и др.
• Отношенческий капитал представлен в виде набора экономических, политических, партнерских контактов между школой и ее социальными партнерами, другими организациями, правительством, обществом в целом. Отношенческий капитал включает в себя восприятие образовательной организации другими заинтересованными лицами, в данную категорию могут быть включены имидж школы, привлекательность, надежность, брэнд, репутация.
Текущие правила бухгалтерского учета ограничивают признание нематериальных активов. Поэтому многие организации включают информацию об элементах интеллектуального капитала в отдельный отчет, который будет содержать набор показателей, способствующих повышению качества учетной информации в образовательных организациях. Улучшение системы учета школы может быть достигнуто путем составления и представления отчета об элементах интеллектуального капитала, который дополнит текущую финансовую отчетность образовательной организации. Набор показателей будет отображать информацию, которая наиболее востребована различными пользователями учетной информации, особенно в отношении нематериальных ресурсов школы. Обязательство предоставлять данную отчетность об элементах интеллектуального капитала в системе образования станет решающим шагом на пути нового управления общеобразовательным учреждением, достигнув выявления и измерения нематериальных активов в целях управления, контроля и предоставления полезной информации заинтересованным лицам. Это могут быть государственные органы, администрация школы, учителя и научные сотрудники, обслуживающий персонал, профсоюзы, частные и государственные, а также общественные организации с перспективой использования выпускников школы или применения знания и исследования, или продукты интеллектуального труда, созданные в школе.
Создание интеллектуального капитала для создания ценностей - это важный процесс управления знаниями во всех организациях. Образовательные организации, а именно, школы не являются исключением. Школам необходимо повышать ценность и конкурентоспособность, обеспечивая население качественным образованием и информацией общественность. Существуют ожидания, что школьное образование позволит развить и увеличить человеческий капитал для общества знаний в конкурентной глобальной экономике, взаимодействовать с политикой окружающей среды и уметь управлять педагогическими знаниями. Это возможность
привлечь больше мотивированных обучающихся, поддержания имиджа и фирменного знака самой школы для заинтересованных сторон. Вследствие нынешних реформ в образовании, начиная с 2012 года ожидается, что школьные руководители смогут качественно улучшить компетентность учителей, сотрудников, сформулировать политику развития школы, создать или укрепить связи и деловые отношения с внешними сторонами, чтобы иметь возможность использовать дополнительные ресурсы. Данные вспомогательные ресурсы можно концептуализировать в интеллектуальном капитале образовательной организации. Знание того, как можно создать или увеличить интеллектуальный капитал образовательной организации позволит создать ценности, которые могут оказаться жизненно важными для выживания школы в контексте образовательных реформ. Обмен знаниями - это процесс, посредством которого знания перемещаются от владельца знаний к приобретателю знаний через один или несколько связывающих их каналов. Внедрение механизма содействия обмену знаниями поможет создать или увеличить интеллектуальный капитал, трансформируя ресурсы знаний в неосязаемые активы.
Интеллектуальный капитал - это индивидуальные и коллективные знания в организации, которые могут быть использованы для создания преимуществ и повышения ценности другого вида капитала. Он состоит из разного рода вещей, от ноу-хау, процедур, программ, уроков и других узнаваемых хранилищ знаний. Он включает в себя деловую репутацию, узнаваемость бренда, доверие и многие другие качества, которые в итоге все равно основаны на знаниях. Модели исследования интеллектуального капитала и его оценки, как правило, разделяют на три компонента. Трехкомпонентная модель разделяет нематериальные ресурсы на три группы: «Человеческий капитал», «Внешний капитал», «Внутренний капитал». Человеческий капитал в школе связан с компетентностью сотрудников, обозначает неявные знания, всторенные в их сознание, включая их знания, навыки, способности. Человеческий капитал безусловно является компонентом интеллектуального капитала образовательной организации и признается его центральным компонентом, он концептуализируется как преподавательская компетентность. Внутренний капитал, как мы говорили ранее, его называют организационным или структурным, относится к знаниям в организации, которые представлены в виде организационной структуры и корпоративной культуры. Он также охватывает политику управления, которая обеспечивает основу для управления и интерпретации последствий управления в организации. Основная цель внутреннего капитала - это оказание поддержки преобразования человеческого капитала в интеллектуальный капитал. Он является мотивационной составляющей для того, чтобы человеческий ресурс создавал и использовал свои знания эффективно. Это то знание, которое остается после окончания рабочего дня. Оно состоит из тех нематериальных активов, которые пребывают в организации, даже тогда, когда учителя, администрация и учащиеся возвращаются домой, так как они являются такими ценностями, как организационная культура, образовательные процессы, процессы управления и контроля, системы цифровых данных, политик и различные процедуры. Внешний капитал, как его еще называют отношенческий или клиентский, представляет собой знания, встроенные в отношения с внешней средой образовательной организации. Он включает в себя репутацию и рейтинг школы, ее бренд и имидж. Внешний капитал, особенно, при поддержке внешних пользователей и стейкхолдеров, может стать серьезным оружием в конкурентной борьбе образовательной организации для достижения ее стратегических целей. Родители обучающихся играют в этом немаловажную роль. Они поддерживают усилия школы в плане обеспечения обучающихся, обеспечивают обратную связь, которая рассматривается в исследовании эффективности образовательной организации как предпосылка успеха в образовании обучающихся. Родительская поддержка обеспечивает значительную долю отношенческого капитала для образовательной организации. Все элементы интеллектуального капитала взаимосвязаны, поддерживают, укрепляют друг друга, когда школа обладает чувством общей цели в сочетании с предпринимательским духом, когда управление основывается на оперативности и гибкости.
Интеллектуальный капитал может описываться как запас знаний, который генерируется через процессы создания, хранения, совместного использования и применения знаний. Обмен знаниями является процессом социального взаимодействия, в течение которого передается приобретателю ценная информация, опыт, знания, ноу-хау, обратная связь и т.д. С точки зрения образовательной организации, обмен знаниями определяется как процесс переноса полезной информации от одного человека к другому в организации.
Конкурентное преимущество образовательной организации заключается в развитии и поисках новых возможностей развития для школы.
Если рассматривать элементы интеллектуального капитала школы, то можно предложить перечень элементов интеллектуального капитала, которые характерны для средней общеобразовательной школы. В таблице 1 показаны нематериальные элементы, имеющие отношение к школе (сгруппированные по трем компонентам интеллектуального капитала). Данные по этим элементам интеллектуального капитала должны найти отражение в отчетности, которая удовлетворит потребности пользователей и позволит им сформировать представление о стоимости и конкурентности образовательной организации.
Таблица 1. Нематериальные переменные, сгруппированные по трем компонентам интеллектуального
капитала
Человеческий капитал Структурный капитал Клиентский капитал
Данные о сотрудниках школы (данные по увеличению и сокращению количества штатных работников, возраст сотрудников, стаж, и т.д.) Материально-техническое сопровождение инновационной и исследовательской деятельности Эффективность обучающегося
Академическая и профессиональная квалификация преподавательского состава (категории, образование, научные степени, знаки) Аттестация и оценка качества образования Удовлетворение обучающихся
Научная продуктивность (публикации) Организационная структура Эффективность выпускника
Профессиональные квалификации администрации и обслуживающего персонала Проф. поддержка (академическая и проф. сеть, периодические издания, обмен с иностранными преподавателями, тренинги. Обратная связь с обучающимися и выпускниками
Результативность обучающихся и выпускников (олимпиады, конкурсы, конференции, медалисты, поступление в престижные ВУЗы) Управление исследованиями и организация (внутренняя), сообщение результатов, эффективное управление исследовательские проекты, исследования стимулы, тезисы Отношения с предпринимательским сообществом (НИОКР контакты, проекты и т.д.
Эффективность человеческого капитала Организация научных, культурных и социальных мероприятий (конференции, семинары) Обратная связь с родителями, законными представителями
Учебные возможности и компетенции (дидактический потенциал, инновационная площадка, качество образования, методическое сопровождение и т.д.) Административная продуктивность Применение и распространение исследований (распространение результатов, социальная целесообразность исследований)
Человеческий капитал Структурный капитал Клиентский капитал
Исследовательские возможности и компетенции (исследования, участие в проектах и профессиональных конкурсах и т. д.) Корпоративная культура Имидж школы
Способность работать в команде Инновационная продуктивность и поддержка Районная, региональная и международная репутация
Лидерский потенциал Качество управления Социальная ответственность
Информационная система (документооборот, базы данных и т.д.) Социальное взаимодействие
Технологическая мощность (общие расходы на технологии, доступность и использование компьютерных программы, интранет / интернет использование и т. д.) Контакты с партнерами, взаимодействие в сети обр. организаций
Интеллектуальная собственность
Отчет об интеллектуальном капитале является инструментом для идентификации, измерения, управления данных о неосязаемых ресурсах организации. Он применяется в средней общеобразовательной организации для предоставления информации о стратегии, цели, видения деятельности и об основных нематериальных ресурсах на основе финансовых и нефинансовых показателей. Данный отчет позволит любому пользователю понять данные и иметь представление о конкурентоспособном преимуществе образовательной организации.
Новые системы управления и отчетности позволят образовательным организациям получить некоторые преимущества:
- Создание прозрачности информации в отношении использования средств государства.
- Пояснения к достижениям исследований, обучения, инноваций и их преимущества для заинтересованных лиц.
- Демонстрация развития нематериальных активов.
- Выявление эффекта рычага и внешних эффектов.
- Сообщение новых организационных ценностей.
- Демонстрация собственной конкурентоспособности.
Список литературы
1. Баширова А.Г. Интеллектуальный капитал как конкурентное преимущество [Текст] / А.Г. Баширова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. Научный журнал. 2010. № 1(15). С. 10-14.
2. Тетерин А.А. Интеллектуальный актив организации. Понятие и структура интеллектуального капитала [Текст] / А.А. Тетерин // Креативная экономика. 2010. № 10. с. 109-114.
3. Sveiby K.E. (2001). A knowledge-based theory of the form to guide in strategy formulation. Journal of Intellectual Capital, 2(4), 344-358.