Волчихин В.И., Тарасов А.К.,Авдонина Л.А., Тихомирова Е.В.
Пензенский государственный университет
ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНЦЕПЦИИ и ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ"
Информационное пространство сегодняшнего общества значительно отличается от того, что окружало человека 70 - 80-х годов, и, главным образом, тем, что в жизнь людей входит виртуальная реальность. Этот феномен имеет под собой не только техническую основу, но и психологическую. Так, многие связывают его с персональными компьютерами, играми для них, программным обеспечением. Но далеко не всем известно, что это понятие многозначно, а его гуманитарный и технологический аспекты являются основами наиболее перспективных и стремительно развивающихся направлений современной науки и культуры. В последнее время мы все чаще мы слышим, как понятие «виртуальный» употребляется в контексте, совершенно выходящим за рамки области информатики и компьютерной техники. Сегодня прочно вошли в обиход такиесочетания, как «виртуальная корпорация», «виртуальные деньги», «виртуальная демократия», «виртуальное обучение» «виртуальная игрушка» «виртуальная студия», «виртуальный офис» и т. п.
Конечно же, не будем отрицать, что если бы не столь бурное развитие информационных технологий и Интернета, этих понятий не было бы в природе вовсе, а создание различных устройств, обеспечивающих взаимодействие людей с виртуальной реальностью, дополнительно способствуют развитию концепции виртуальной реальности. Информатизация общества и прочное закрепление виртуальной ВР-технологий в современном обществе привело к такому новому понятию как «виртуальная цивилизация», где возможность применения и использования основ виртуальной реальность ограничивается лишь вашей фантазией.
В основном преимущественной областью применения виртуальной реальности является компьютерная, именно здесь «материализовалась» столь долго остававшееся нереализованным желание создавать альтернативные миры без ущерба миру реальному.Виртуальные банки, виртуальные магазины и виртуальные деньги входят в обыденную жизнь людей. При этом действия в виртуальном площадях магазина напоминают обычную покупку в традиционном магазине.Использование виртуальных информационных технологий не могло не затронуть и политическую сферу. Так в Российской Федерации благодаря достигнутому за последние два десятилетия уровню использования информационных технологий в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке, а также деятельности органов власти всех уровней приступили к формированию электронного правительства. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» на 2002 - 2010 гг., принятая Правительством России в январе 2002 г., направлена на создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.
Конкурентоспособность бизнеса в наши дни находится в прямой зависимости от скорости обработки документов, оперативности информационного обмена между структурными подразделениями компании и контрагентами, надежности всей информационной составляющей. В современных условиях рынка, зачастую информация является очень значимым товаром. От скорости обмена информацией зависит успешное существование фирмы. Важно абсолютно всё - от скорости доступа в Интернет, до безотказной работы принтера для распечатки счетов на оплату. Проблемы организации управленческой деятельности во многом сводятся к проблемам выработки и реализации управленческих решений. Управленческая деятельность пространственно локализована в рамках физического размещения управляющей системы. Здесь речь идет о ставшем модным понятии - офис. Офисная деятельность характеризуется, прежде всего, используемыми информационными технологиями, а, следовательно, соответствующими средствами и методами преобразования информации. Если преобладающими информационными технологиями являются компьютерные, без которых сейчас и немыслима офисная деятельность в принципе, то говорят о реализации офисной деятельности в рамках электронного офиса.Суть офисной автоматизации заключается не в сокращении числа работающих, а в улучшении качества управления за счет более полного и своевременного информирования сотрудников. Следует отметить, что одной из первых реализаций концепции виртуальной реальности являются виртуальные офисы, которые получают все более широкое распространение на практике. Сотрудники виртуальных офисов имеют возможность совместной работы над документами, программами, совместного быстрого просмотра Web-ресурсов и моментального обмена мнениями. Такую интерактивность уже сегодня обеспечивает ряд предоставителей услуг приложений в Internet.
С легкой руки маркетологов эпитет «виртуальный офис» получил такое широкое распространение, что его можно причислить к так называемым «модным», но при этом содержательно туманным понятиям. В сети Internet существует большое число предложений по организации собственного виртуального офиса. Однако определение содержания термина понимается крайне узко. Это броское выражение оказалось столь популярным, что превратилось в расхожую метафору, довольно далекую от его истинного содержания.
Понятие «виртуальный офис» (от англ.virtualoffice) используют для обозначения офисных услуг
коллективного пользования, которые зачастую включают в себя служебный адрес организации для получения корреспонденции, услуги пересылки почты, виртуальный телефонный номер, приём факса, а также дополнительно предоставляются обслуживание входящих звонков, услуги секретаря, веб-хостинг и аренда переговорных комнат и конференц-залов для деловых встреч.
Тенденции последних лет на мировом рынке коммуникаций заставляют нас рассматривать термин «виртуальный офис» более широко и понимать под ним многофункциональную гибкую информационновычислительную систему предприятия, интегрированную в глобальные сети передачи информации посредством высокопроизводительных каналов связи и комплекса различных услуг, а также для описания среды, которая позволяет команде сотрудников эффективно вести бизнес, используя исключительно коммуникационные возможности Интернета.
Президент и главный исполнительный директор корпорации Lotus Development Джефф Папоуз (Jeff Papows) охарактеризовал начало эры виртуального офиса, как предпосылку к скачку в способе функционирования всей нашей цивилизации. При этом он особо подчеркнул роль Internet в развитии этой технологии: «Сегодня мы отправляем и принимаем более 2,7 трлн. электронных почтовых отправлений в год».
Говоря об офисе как таковом, не важно виртуальный он или реальный, первой ассоциацией у большинства является документ. Общее определение понятия документа на международном уровне признано
определение документа как записанной информации, которая может быть использована как единица в документационном процессе. Отсюда можно сделать вывод, что документом является как информация, записанная на бумажном носителе, так и представленная в электронном виде.Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»: документ - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Любая сфера человеческой деятельности, так или иначе, связана с документной информацией. Документ сопровождает все сферы человеческой жизни: правовые, социальные, научные и др. И в каждом случае практически на все типы документации имеются требования к структуре и содержанию документа, отраженные в государственных стандартах, рекомендациях и общепринятых правилах. Использование только лишь традиционного способа представления данных и документирования вообще является наиболее затратной и трудоемкой формой работы. Для экономии времени и сил возникает острая потребность электронного документирования имеющейся информации.
Хорошо отлаженная система учетного документооборота отражает реально происходящую на предприятии текущую производственную деятельность и дает управленцам возможность воздействовать на нее. Поэтому автоматизация документооборота позволяет повысить эффективность управления.
В настоящее время никто не сомневается, что электронное документирование является критически важным для успешного ведения бизнеса. В соответствии с мнением отраслевых аналитиков, выгоды для корпоративных пользователей при внедрении электронного документооборота достаточно многообразны. Например, по данным Siemens Business Services производительность труда персонала увеличивается на 20 - 25%, а стоимость архивного хранения электронных документов на 80% ниже в сравнении со стоимостью хранения бумажных архивов. Принято также считать, что при внедрении электронного документооборота и документирования приобретаются тактические и стратегические выгоды. Тактические выгоды определяются сокращением расходов, связанным с: освобождением физического места для хранения
документов; уменьшением затрат на копирование и доставку документов в бумажном виде; снижением расходов на персонал и оборудование и др. К стратегическим относятся преимущества, связанные с повышением эффективности работы предприятия или организации. К таким преимуществам можно отнести:
• появление возможности коллективной работы над документами (что невозможно при бумажном делопроизводстве) ;
• значительное ускорение поиска и выборки документов (по различным атрибутам);
• повышение безопасности информации за счет того, что работа в СЭД с незарегистрированной рабочей станции невозможна, а каждому пользователю СЭД назначаются свои полномочия доступа к информации;
• повышение сохранности документов и удобства их хранения, так как они хранятся в электронном виде на сервере;
• улучшение контроля за исполнением документов.
Для любого предприятия или организации вопросы оптимизации документооборота и контроля за обработкой информации имеют ключевое значение. Это утверждение можно подтвердить следующими данными. По оценке SiemensBusinessServices, до 80% своего рабочего времени руководитель тратит на работу с информацией, до 30% рабочего времени сотрудников уходит на создание, поиск, согласование и отправку документов, каждый внутренний документ копируется, в среднем, до 20 раз и до 15% корпоративных документов безвозвратно теряется (при этом, по данным журнала ASAP, среднестатистический служащий тратит ежегодно до 150 часов своего рабочего времени на поиск утерянной информации).
Существуют также оценки, что на работу с документами приходится тратить до 40% трудовых ресурсов и до 15% корпоративных доходов. Именно поэтому эффективность управления предприятиями и организациями не в последнюю очередь зависит от корректного решения задач оперативного и качественного формирования электронных документов, контроля их исполнения, а также продуманной организации их хранения, поиска и использования. Потребность в эффективном управлении электронными документами и привела к созданию CЭД. Потоки корпоративной информации чрезвычайно разнообразны по источникам и формам ее представления. В настоящее время только около 30% всей корпоративной информации хранится в электронном виде. Вся остальная информация (около 70%) хранится на бумаге, создавая немалые трудности при ее поиске. Тем не менее это соотношение постепенно меняется в пользу электронной формы хранения. Вряд ли, конечно, когда-нибудь все документы станут только электронными, однако несомненно, что электронная форма хранения документов в перспективе будет преобладать.
В настоящее время количество информации, поступающее в промышленность, управление, науку доходит до тревожных значения. По оценке журнала ASAP, в мире ежегодно появляется около 6 млрд. новых документов. В таком информационном состоянии общества очень важна эффективная эксплуатация информационных ресурсов. Три ведущих отрасли, отвечают за эксплуатацию информационных ресурсов: вычислительная техника, промышленная электроника и связь играют для развитых стран ту же роль, что раньше играла тяжелая промышленность.Любая организация, также как и каждый человек в отдельности, может существовать, только обмениваясь информацией. В нынешних условиях очень важно вовремя получить нужную информацию в необходимом объеме. Основным инструментом информатизации всех областей человеческой деятельности являются информационные технологии. Информационные системы позволяют осуществлять хранение, обработку, преобразование, передачу, обновление информации с использованием компьютерной и другой техники, которые с успехом применяются многими на предприятии, так как ИС позволяют успешно управлять бизнесом в современных условиях. Кроме того ИС объединяют все основные бизнес-процессы предприятия в единое информационное пространство.
Главным хранилищем всей циркулирующей в офисе информации, естественно, является компьютер. В состав стандартного программного комплекса для офиса обычно входят текстовый редактор, графический редактор, электронная таблица, средства для создания презентационных и рекламных роликов, настольная система управления базами данных, электронная почта, календарь-планировщик. По статистике, первой программой, устанавливаемой на компьютере в офисе, является текстовый редактор. В настоящее время MSWord вытеснил все текстовые редакторы настолько, что даже в голову не приходит поискать какой-нибудь другой. Однако многие фирмы отходят от использования программ для подготовки текстов (начиная с Microsoft Word), настольных издательских систем (например Xerox Ventura Publisher, Adobe PageMaker) и переходят к эксплуатации ИС - КИС и ERP системы, которые содержат подсистемы, позволяющие организовать документирование и документооборот.
Помимо правильно организации офисной и управленческой деятельности, центральное и неоспоримо важное место и значение имеет техническая документация, так как успешное существование фирмы напрямую зависит от конкурентоспособности ее продукции на рынке, которая отражается в технической документации. Ориентируясь на анализ рынка, производитель сможет обеспечить высокий уровень про-
дукции, сократить затраты на дублирование разработок в условиях рыночной конкуренции. Научнотехническая информация - неотъемлемая часть любого научного исследования, проектной или конструкторско-технологической работы. В современных условиях специалист физически не в состоянии самостоятельно следить за всем новым, что появляется в мире по интересующей его отрасли знания. Поэтому организация службы научно-технической информации, учет и регистрация всей создающейся технической документации имеет огромное значение для развития экономики страны.
Правильное оформление и обозначение технической документации способствует четкой организации производственного процесса, дает возможность организовать рациональное хранение, расширить её использование.Техническая документация возникает в процессе проектирования зданий и инженерных сооружений, конструирования машин, проведения научно-технических, опытно-конструкторских работ и экспериментальных исследований, организации промышленного производства, во время осуществления геодезических работ, геологических изысканий и т.д. Наиболее широко известна конструкторская, проектная, технологическая, научно-исследовательская документация.
Техническая документация служит для решения научно-технических проблем, возведения новых зданий и сооружений, изготовления предметов промышленного производства и т. п. Технические документы сохраняют свое практическое значение и после окончания строительства или снятия изделия с серийного производства и выполнения других работ, в отличие от большинства ОРД. Так, технические документы по строительству необходимы для эксплуатации построенных по этим проектам объектов, различного рода перестроек и т.д. Старые технические документы используются при утверждении новых проектов в качестве сравнения и для различного рода справок. Для эксплуатации машин и агрегатов также оказывается необходимым наличие технической документации.
Обзор современных систем документирования и программ для подготовки текстов показал, что они преимущественно ориентированы на «гуманитаериев». Так ГОСТ 7.32, согласно которому оформляют отчеты о фундаментальных, поисковых, прикладных НИР по всем областям науки и техники, выполняемых научно-исследовательскими, проектными, конструкторскими организациями, высшими учебными заведениями, научно-производственными и производственными объединениями, промышленными предприятиями, акционерными обществами и другими организациями, а также отчетов в других сферах научной деятельности, не распространяется на отчеты о НИР гуманитарного профиля, что предоставляет им свободу «импровизации» в оформлении. Причиной этого является сложность технической документации, ее многообразие.Как уже отмечалось выше, электронное документирование необходимо в первую очередь для экономии времени и сил. Электронное представление технической документации оправдывает себя в первую очередь ввиду того, что она объемна, сложна, разнообразна по содержанию и назначению, и во многих случаях может являться ноу-хау организации и представлять коммерческий интерес. Кроме того, чтобы не нарушить чьи-либо права, чтобы поддерживать современный уровень и конкурентоспособность своих разработок, необходимо иметь возможность оперативно вносить изменения в техническую документацию, что с помощью специализированных систем документирования удастся сделать в кратчайшие сроки.
Разработка любой системы является многостадийным процессом. В разработке большой производственной ИС участвует множество специалистов разных профилей. Запад уже давно живет по своему главному закону: «Время - деньги». И как не странно, тратит много средств и времени, чтобы оптимизировать затраты и сократить время для достижения оптимального результата. Это же касается и разработки программного продукта. Подходить к созданию ИС начинают с разработки требований к программному продукту, и считают этот процесс первоочередным и многозначимым. Существует множество методик. Приведем некоторые их них. Двумя наиболее популярными моделями процессов, используемыми в области информационных технологий, в настоящий момент являются каскадная и спиральная модели.В каскадной модели вехи используются в качестве точек оценки и перехода от одной фазы к другой. Все задачи, относящиеся к одной фазе, должны быть завершены до того, как начнется следующая фаза. Каскадная модель работает наилучшим образом, когда на начальном этапе проекта можно четко определить неизменный набор требований к разрабатываемому решению.
Фиксация переходов от одной фазы к другой облегчает распределение ответственности, отчетность и следование календарному графику проекта. Рисунок схематически изображает каскадную модель. Ромбы соответствуют вехам, а стрелки - фазам.
Спиральная модель учитывает необходимость постоянного пересмотра, уточнения и оценки проектных требований.
Такой подход может быть очень эффективным при быстрой разработке небольших проектов. Он стимулирует активное взаимодействие между проектной группой и заказчиком, поскольку заказчик оценивает ход и результаты работы на протяжении всего проекта. Недостатком спиральной модели является отсутствие четких вех, что может привести к хаотизации процесса разработки.
Также интересен опыт компании Microsoft. Стремясь достичь максимальной отдачи от IT-проектов, Майкрософт выпустил в свет пакет руководств по эффективному проектированию, разработке, внедрению и сопровождению решений, построенных на основе своих технологий. Эти знания базируются на опыте, полученном Майкрософт при работе над большими проектами по разработке и сопровождению программного обеспечения, опыте консультантов Майкрософт, разрабатывавших проекты на предприятиях заказчиков, и лучшем из того, что накопила на данный момент IT-индустрия. Все это представлено в виде двух связанных и хорошо дополняющих друг друга областей знаний: Microsoft Solutions Framework (MSF) и Microsoft Operations Framework (MOF).Модель процессов MSF схематически изображенная на рис. 3.
Рисунок 3 - Модель процесса MSF
Модель процессов Майкрософт MSF объединяет в себе лучшие принципы каскадной и спиральной моделей. Она сохраняет преимущества упорядоченности каскадной модели, не теряя при этом гибкости и творческой ориентации модели спиральной.
Общие подходы к разработке требований к проектируемой системе предполагают формирование и уточнение требований на каждом уровне проектирования. При многоуровневой разработке каждый уровень требует соответствующих знаний и опыта. На верхнем уровне очень важно знание предметной области, которая соответствует проблеме. На системном уровне важно получить общее представление о системе, чтобы избежать узкого и слишком детализированного понимания пользовательских требований. На этом уровне неизбежно появляется уклон в сторону определенного решения. На этой стадии целесообразно и необходимо привлекать людей, которые до этого имели опыт успешной реализации аналогичных систем. Аналогичным образом, разработчики подсистем должны привносить свои знания и опыт, ранее полученные при разработке похожих подсистем. На любом уровне работа должна вестись с единственной целью - удовлетворение условного «заказчика» с более высокого уровня, для чего необходимо привлекать к работе «поставщиков», находящихся уровнем ниже.
Область
проблем
Область \ решений
Рисунок 4 - Различные уровни разработки требований
Однако, основываясь на принципе поэтапной разработки программного продукта, наиболее целесообразным является выявление так называемых вех - ключевых точек - на каждом этапе проектирования, не только их сопровождение на всем этапе разработки программного продукта но и возможное выявления новых. Схематически предложенную интегрированную модель можно представить следующем виде (рисунок 5) :
Требования к программному продукту являются основополагающим классом требований, т.к. это то, что формулирует заказчик. Цель, которую он преследует - получить хороший конечный продукт: функциональный и удобный в использовании.
Вопросы формулирования требований к проекту, т.е. к тому, как Разработчик будет выполнять работы по созданию целевой системы, казалось бы, не лежат в компетенции Заказчика. Без регламентации процесса Заказчиком легко можно было бы обойтись, если бы все проекты всегда выполнялись точно и в срок. Однако, к сожалению, мировая статистика результатов программных проектов говорит об обратном. Заказчик, вступая в договорные отношения с Разработчиком, несет различные риски, главными из которых является риск получить продукт с опозданием, либо ненадлежащего качества. Основные мероприятия по контролю и снижению риска - регламентация процесса создания программного обеспечения и его аудит.
Насколько подробно Заказчику следует регламентировать требования к проекту зависит от множества факторов, таких, как ценность конечного продукта для Заказчика, степень доверия Заказчика к Разработчику, сумма подписанного контракта, увязка срока сдачи продукта в эксплуатацию с бизнеспланами Заказчика и т. д. Однако, со всей определенностью можно сказать следующее:
1) регламентация процесса Заказчиком позволяет снизить его риски;
2) мероприятия Заказчика по регламентации процесса приводят к дополнительным накладным расходам. Требуется найти разумный компромисс между степенью контроля рисков и величиной расходов.
Основным источником требований к информационной системе, безусловно, являются соображения, высказанные представителями Заказчика. В соответствие с иерархической моделью требований данная информация структурируется как минимум на 2 уровня: бизнес-требования требования пользователей.
Проблема состоит в том, что требования формулируются к создаваемой, еще не существующей системе, т.е. по сути решается начальная подзадача задачи проектирования автоматизированной информационной системы, а представители Заказчика далеко не всегда бывают компетентны в данном вопросе. Поэтому, наряду с требованиями, высказанными Заказчиком, целесообразно собирать и требования от других совладельцев системы: сотрудников аналитической группы исполнителя, внешних экспертов и
т. д.
Другим важным источником информации, помимо выявления требований, являются артефакты, описывающие предметную область. Это могут быть документы с описанием бизнес-процессов предприятия, выполненные консалтинговым агентством, либо просто документы (должностные инструкции, распоряжения, своды бизнес-правил), принятые на предприятии. Одной из немногих методологий, в которой специально выделяется рабочий поток делового моделирования, является Rational Unified Process.
Еще одна альтернатива, используемая при выявлении требований - так называемые «лучшие практики», широко используемые в настоящее время в бизнес-консалтинге и при внедрении корпоративных информационных систем. Лучшие практики представляют собой описания моделей деятельности успешных компаний отрасли, используемые длительное время в сотнях и тысячах компаний по всему миру.
Единственным документом в России, утверждающим необходимость формирования требований к системам, является ГОСТ 34.601-90, в соответствии с которым, после этапа формирования (выявления) требований к системе выполняется этап разработки концепции системы.
Основные работы этапа: изучение объекта;
проведение научно-исследовательских работ (НИР); разработка вариантов концепции АС; оформление отчета о выполненной работе.
Однако, ГОСТ 34.601-90 определяет лишь основные направления: работы над концепцией начинаются с обследования объекта автоматизации. Выполняются НИР, направленные на исследование принципиальной реализуемости требований и возможных вариантов реализации.ГОСТ, в отличие от большинства современных методологий, в общем случае закладывает многоальтернативность вариантов концепции системы и планов их реализации. Поэтому, российскому как разработчику, так и заказчику, приходится обращаться к опыту более успешных зарубежных коллег.
Чтобы требования стали хорошей базой для разработки системы, необходимо определить проверочные критерии для каждого требования, которые будут впоследствии использованы для подтверждения того,
удовлетворяет ли разработанная система требованиям заказчика. Помимо критериев определяют и условия, в которых будет производится проверка соответствия системы критериям приемки.
Центральной проблемой, которую необходимо решать при формировании требований является проблема объединения, «сжатия» и вычленения существенных требований. Сжатие требований позволит снизить
проблемы перегрузки. Проблема объединения, сжатия и вычленения существенных требований - проблема агрегирования требований к документации - в общем случае родственна теории нечетких множеств и подходы к ее решению должны базироваться на ее положениях и методах.
Для разработки методов агрегирования в соответствии с подходами теории нечетких множеств необходимо определить модель информационной системы документирования, как формальной системы, выбрать схему обработки данных при агрегировании и определить существенные признаки, особенности требований и критерии агрегирования требований к документации.
Важную роль при выполнении агрегирования имеющихся требований играют априорные требования. К априорным требованиям относят множество уже существующих требований к документации и системам документирования. Группы требований формируются по функциональному назначению (для групп требований в литературе используют критерий «модульность»), на основе общности решаемых задач составляющих в группе. На основе косвенных признаков возможно принятие решения об их сходстве. Возможность отождествления интуитивного понятия сходства задач позволяет предположить, что классу схожих объектов (т.е. группе) соответствует компактное множество точек, а разным образам соответствуют удаленные друг от друга компактные множества.
В виду сложности и большого объема единичных требований, предъявляемых к информационным системам документирования, задачу агрегирования приходится решать, не имея четкой классификации анализируемых объектов - единичных требований, а зная только пространство, в котором желательно произвести классификацию. Одной из тенденций, сложившихся при обработке больших объемов информации, является разбиение множества обрабатываемых данных на классы толерантности по некоторому рефлексивному и симметричному отношению. Часто таким отношением служит «отношение близости» по некоторой метрике. Следующим шагом является выделение системы представителей для классов толерантности и формирование системы «эталонных представителей». Реализация данного подхода приводит к необходимости решения комбинаторных задач, связанных с определением существования системы различных представителей для семейства множеств, и определения числа систем различных представителей, удовлетворяющих различным ограничениям. Среди ограничений такого рода обычно используются ограничения на различимость представителей. Различимость представителей может вводиться как принадлежность различным классам по некоторому отношению эквивалентности, либо через значения весовой функции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Royce, Winston W., "Managing the Development of Large Software Systems," Proceedings of IEEE Wescon (August 1970): pp 1-9.
2. Barry Boehm, "A Spiral Model of Software Development and Enhancement", IEEE Computer, Vol.21, No. 5 (May 1988): pp 61-72.
3. Халл, Э. Разработка и управление требованиями. Практическое руководство пользователя / Э. Халл, К. Джексон, Дж. Дик. 2005. 240 с.
4. Горелик, А. В. Методы распознавания / А.В. Горелик, Скрипкин В.А. М.: Высшая школа, 2004. 264 с.
5. Федеральной закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 №24-ФЗ
6. Избачков Ю.С. Информационные системы: Учебник для вузов / Ю.С. Избачков, В. Н. Петров.
Санкт-Петербург: Питер, 2006. 656 с.
7. Мировой рынок систем электронного документооборота. А. Глинских. JetInfo. Информационный бюллетень № 8(111), 2002.
8. Microsoft Solutions Framework. Модельпроцессов MSF. вер. 3.1.
http://www.microsoft.com/Rus/Download.aspx?file=/Msdn/Msf/MSF_process_model_rus.doc
9. Маглинец Ю. А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам / Ю. А. Магли-нец. КГТУ, 2008. 199с.
10. ГОСТ 34.601-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания»
11. Гост 7.32. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.