УДК 371.64/.69
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СХЕМОТЕХНИКА АНАЛОГОВЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ»
Е.С. Косинов, А.М. Межуев, С.А. Дмитриев
Основной целью данной работы является анализ преимуществ и недостатков существующих систем электронного обучения, а также и описана реализация электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Схемотехника аналоговых электронных устройств». Комплекс работает как одна оболочка и состоит из рабочей программы, тематического плана, курса лекций с мультимедийными презентациями, лабораторных работ и практических занятий, системы тестирования и обширной библиотеки основной и дополнительной литературы. В статье представлены примеры календарнотематического плана и лабораторной работы в системе Multism. Описана работа студента по выбору оптимальной образовательной траектории. Наличие гиперссылок позволяет обучающимся переходить к занятиям с тематического плана. Виртуальные лабораторные работы реализованы авторским коллективом с помощью программного продукта Multisim, практические занятия по расчету усилителей проходят с применением программного продукта MathCAD.
Ключевые слова: электронное обучение, электронный учебно-методический комплекс, авторские программные продукты.
Решение задачи информатизации образовательного процесса современного вуза является важнейшей составляющей системы обучения, которая обеспечивает успешное овладение обучаемыми комплексом знаний, навыков и умений, позволяющих успешно выполнять задачи профессиональной деятельности, а также конкурентоспособно функционировать в условиях современного общества. Одним из средств достижения поставленной задачи в условиях перехода на государственные образовательные стандарты третьего поколения является разработка электронных учебно-методических комплексов нового поколения.
Использование электронных учебно -методических комплексов в учебном процессе имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- возможность воспользоваться необходимым материалом необходимое количество раз в любое удобное время;
- возможность организовывать самостоятельную работу учащихся, давать подсказки, справки и многое другое, при этом отпадает необходимость заказывать библиотеке большое количество традиционных учебников и учебных пособий;
- использование мультимедийных возможностей, позволяющее сделать содержание более наглядным, понятным, занимательным;
- возможность тестировать и проверять знания учащихся;
- использование гипертекстовых ссылок, позволяющее мгновенно отыскать нуж-
ное понятие, в считанные доли секунды «перелистать» многие страницы изучаемого текста.
- возможность организовать виртуальную лабораторную работу;
- возрастание активности обучаемых, самостоятельно прорабатывающих большой объем учебной информации;
- разгрузка преподавателей от ряда трудоемких и часто повторяющихся операций по представлению учебной информации и контроля знаний;
- возможность оперативно изменять учебный материал.
К недостаткам традиционных электронных учебно-методических комплексов следует отнести:
- отсутствие средств контроля усвоения знаний в процессе работы с ними, а также ориентации на определенный уровень знаний обучающихся;
- большинство электронных учебнометодических комплексов представляют собой упрощенные популяризаторские справочники, весьма поверхностные, которые не могут стать источником системного, углубленного знания;
- мультимедийные средства, используемые в большом количестве при создании электронных учебников, часто являются избыточными. Они отвлекают, раздражают, не дают сосредоточиться. Выразительные средства должны быть довольно скупы и не подменять собою содержательную часть [1].
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Схемотехника аналоговых электронных устройств» работает как единая оболочка и включает: рабочую программу; тематический план; методические указания для самостоятельной работы; курс лекций с мультимедийными презентациями; методические рекомендации к лабораторным работам, практическим занятиям, курсовому проектированию и контрольной работе; виртуальные лабораторные работы, реализованные с помощью программного продукта Мultisim и сопровождащиеся презентациями, отражающими методику проведения исследований и порядок выполнения измерений; практические занятия по расчету усилителей, с помощью программного продукта MathCAD; курсовой проект по расчету различных видов усилителей реализованных с помощью программного продукта МаШ-
CAD; контрольную работу; систему тестирования; библиотеку справочной и дополнительной литературы.
Работа обучаемого начинается с ознакомления с рабочей программой и тематическим планом (рис. 1). Наличие 3-уровневого тематического плана, что соответствует принятой системе оценивания на «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично» и позволяет обучаемому в зависимости от уровня его подготовки и результатов сдачи промежуточных тестов изучать дисциплину более глубоко. Низший уровень обучения соответствует стандартному тематическому плану по учебной дисциплине. Наличие разветвленной структуры гиперссылок позволяет переходить к занятиям прямо с тематического плана. Переход к новой теме дисциплины осуществляется после прохождения обучаемым тестирования по предыдущей теме.
чжишш
Документация Лекции Лабораторные работы Практические занятия Курсовая работа Контрольная работа Тесты Дополнительная литература О программе Распределение учебного времени
Учебная программа Стенды (плакаты)
№
п.п
Виды уче
занят*
План изучения дисциплины по видам учебных занятий
Литература
Организационно-методические указания, взаимосвязь с другими дисциплинами:
- Организационно-методические рекомендации преподавателям по проведению лекционных занятий
- Организационно-методические рекомендации по организации и проведению практических занятий
- Организационно-методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ
- Организационно-методические рекомендации по самостоятельной работе курсантов
- Организационно-методические рекомендации по организации и проведению контрольной работы
- Организационно-методические рекомендации по организации и проведению курсового проектирования
- Организационно-методические рекомендации по организации и проведению экзамена
- Взаимосвязь с другими дисциплинами
Лекция
1
1 Образцы ЭУ
различного
назначения.
2.:
Предмет и задачи дисциплины. Структура дисциплины, последовательность ее изучения и виды отчетности. Общие сведения об аналоговых электронных устройствах (АЭУ). Классификация АЭУ.
Анализ структурной схемы типового электронного усилителя (ЭУ). Представление источника сигнала в 3. Слайды.
ЭУ.____________________________________________
Тема №1. Параметры и характеристики АЭУ
ЗАНЯТИИ
Задание на льное самостоятельную
в занятий __________работу_______
Литература | Время
Л1,
Л2,
3-13,
5-8
Лекция
2
Тема: Показатели и характеристики ЭУ Требования к техническим характеристикам и параметрам ЭУ, используемых в аппаратуре военного назначения. Линейные искажения в ЭУ. Частотные характеристики ЭУ. Работа аналоговых трактов при сигналах повышенной интенсивности, нелинейные искажения в ЭУ.
1.Образцы усилителей различного назначения. 2. Слайды
Л1, с. 14-25, Л2, с. 8-19
0,5
Лекция
3
Лекция
Тема: Работа активных приборов (АП) в ЭУ Схемы включения АП и их свойства. Аналитический метод исследования ЭУ. Эквивалентные схемы и параметры АП.
Тема: Схемы питания и теумостабияизащи режима АЛ
Графоаналитический метод исследования усилителей. Зависимость параметров АП от режима и
1. Витрина «Типы активных приборов».
2. Слайды.
1.
усилитель на КГ». 2. С
Л1, с. 28-48, Л2, с. 47-60
Л1, с. 49-65, 51-56,
Л2, с. 23-46
0,5
0,5
в
Рис. 1. Вид окна электронного учебно-методического комплекса (тематический план)
Каждая лекция, кроме текстово-графической информации, учебника имеет мультимедийную презентацию (которая используется преподавателем при проведении лекций), а также используемые в процессе занятий
плакаты. После изучения определенных тематическим планом лекций обучаемому необходимо будет отработать практические занятия с помощью разработанных шаблонов в МаШ-CAD и методических указаний. С помощью
программы имитационного моделирования Мultisim провести лабораторные исследования по пройденной теме при этом у обучаемого имеется возможность самостоятельного выбора режима работы схемы путем замены
Курсовая работа, которую можно отработать с применением разработанных в MathCAD вариантов, и контрольная работа, которая объединяет все вопросы тестов по всем пройденным темам, позволяет увидеть уровень усвоения дисциплины в целом. Электронный учебно-методический комплекс включает в себя большой банк дополнительной литературы, содержащей более углубленные знания по всем темам дисциплины, а также различные учебники в электронном виде по смежным дисциплинам.
Также в электронном учебно-методическом комплексе есть возможность добавления и регулярной корректировки по мере появления новых данных.
Литература
1. Дубенский В.В. Технология создания электронных обучающих систем: дис. ... канд. техн. наук. М.: ВИНТИ, 2003.
активных приборов, пассивных элементов и изменения их номинальных значений с последующей регистрацией влияния этих изменений на параметры выходного сигнала и характеристики исследуемого каскада (рис. 2).
References
1. Dubenskiy V.V. Tekhnologiya sozdaniya elek-tronnykh obuchayushchikh system: dis. ... kand. tekhn. nauk. M.:VINTI, 2003.
ELECTRONIC TEACHING COMPLEX OF DISCIPLINE «SCHEMATIC ANALOG ELECTRONIC DEVICES»
E.S. Kosinov, A.M. Mezhuyev, S.A. Dmitriev
The main purpose of this paper is to analyze the advantages and disadvantages of existing systems, elearning and describes the implementation of an electronic training complex on the subject "analog circuit design of electronic devices." The complex operates as a shell and consists of a work program, the thematic plan, a course of lectures with multimedia presentations, labs and workshops, system testing, and an extensive library of primary and secondary literature. The article presents the appearance of windows calendar
Рис. 2. Вид окна электронного учебно-методического комплекса (лабораторная работа в среде Мultisim)
and research agenda, as well as an example of the laboratory work in the system Multism. The article describes the work of the student on the selection of the optimal educational path. The presence of hyperlinks enables pupils to move on to the classroom with the
theme of the plan. Virtual labs are implemented by a team using Multisim software, workshops for calculating amps are using the software MathCAD.
Key words: e-learning, e-training complex, software copyrights.
УДК 929.2 + 947
МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ИЗДАНИЕ «НАРЫШКИН ЭММАНУИЛ ДМИТРИЕВИЧ (1813-1901) -ТАМБОВСКИЙ МЕЦЕНАТ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ»
П.Е. Мерзликин, А.Ю. Сорокина, Н.Е. Копытова
В статье описано мультимедийное электронное издание, посвященное тамбовскому меценату Э.Д. Нарышкину. Краеведческие электронные издания - это наиболее перспективная форма создания, распространения и хранения социальной памяти региона. К двухсотлетию со дня рождения Э.Д. Нарышкина для знакомства с его биографией и деятельностью нами создано краеведческое электронное издание, посвященное этому выдающемуся просветителю. Особое внимание в электронном издании уделяется вопросу визуализации. В статье подробно рассматриваются принципы создания электронного издания и каждого его раздела. Использован HTML-редактор - Adobe Dreamweaver CS3 при создании программного продукта, графический редактор Adobe Photoshop CS3, программу Family Tree Builder для построения генеалогического дерева, Google ScketchUp для создания трехмерной модели здания Нарышкинской читальни. Использование разных форматов представления данных позволит привлечь внимание к изданию различных категорий пользователей. Электронное издание может быть использовано в учебном процессе школьниками при изучении краеведения, студентами вузов гуманитарных специальностей в качестве дополнительного источника информации и всеми, интересующимися культурным наследием Тамбовского края.
Ключевые слова: краеведческие информационные ресурсы, мультимедийное издание, Нарышкин Эммануил Дмитриевич.
Информационные ресурсы краеведения позволяют сохранять и передавать из поколения в поколение богатое культурное наследие отдельных регионов - научные достижения, произведения художественного творчества, традиции, обычаи, обряды и др.; способствуют производству новых культурных ресурсов, обеспечивают устойчивость и продвижение региона в мировом сообществе [1].
С историей Тамбовского края связано имя Эммануила Дмитриевича Нарышкина, известного мецената и благотворителя, одного из славных представителей старинного дворянского рода Нарышкиных. Эта личность многогранна, широк круг его интересов и деятельности на поприще просвещения и культуры. Э.Д. Нарышкин всю свою долгую жизнь, весь свой опыт, всю силу большой любви к человеку, всю свою душевную доброту, жизненную энергию посвятил России, просветительству Тамбовской губернии, всегда болея сердцем и душей о нуждах своих земляков. Большой ум и доброе христианское сердце были руко-
водителем в этих заботах, давая ему возможность всегда быть там, где была необходима его помощь [2].
Краеведческие электронные издания -это наиболее перспективная форма создания, распространения и хранения социальной памяти региона, поскольку они дают возможность аккумулировать большие объемы информации, предоставляют более широкий доступ к ним потребителей, не ограничиваясь жителями данной территории [3].
К 200-летию со дня рождения Э.Д. Нарышкина для знакомства с его биографией и деятельностью нами создано краеведческое электронное издание, посвященное этому выдающемуся просветителю. Для сбора информации были использованы фонды Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А.С. Пушкина.
При разработке структуры электронного издания мы исходили из следующих принципов: глубина содержания, в том числе с учетом реального объема имеющейся в нашем распоряжении информации, воз-