В. ЛАНКИН, профессор Томский государственный педагогический университет О. ГРИГОРЬЕВА, аспирант Бийский педагогический государствен -ныйуниверситет им. В. М. Шукшина
Многие глубокие изменения в российской науке и образовании связаны с вхождением России в мировое информационное пространство, с развитием информационных и коммуникационных технологий, с внедрением новых технических средств, которые в значительной мере определяют характер и вектор развития образования, кардинально изменяют образовательную среду. В настоящее время особую актуальность приобрела задача поиска механизмов интеграции традиционных и новейших способов организации средств информационного обеспечения образовательной практики. Одной из узловых точек такой интеграции является современная учебная книга (учебник).
Сегодня, когда новые информационные технологии составили конкуренцию печатным изданиям, возникает проблема взаимодействия традиционного учебника и средств новых информационно-коммуникационных технологий. Каков в целом статус учебной книги в новом информационном пространстве с большим разнообразием коммуникаций и средств связи? Каковы перспективы современной технологической эволюции в области образования?
За последнее десятилетие ученые и педагоги-практики давали разные ответы. Анализируя их мнения, можно проследить закономерность: чем более совершенными становятся информационные технологии, тем больше положительного отмечается в использовании электронных средств обучения (электронных учебниках). В 2001 г. директор издательства СПбГТУ А. Иванов, подводя итоги Первой международной конфе-
Электронный учебник: возможности, проблемы, перспективы
ренции «Учебник третьего тысячелетия: создание, издание,распространение »,отме-тил, что все докладчики считают электронные средства обучения вспомогательным инструментом в образовательном пространстве. В заключение статьи А. Иванов сделал вывод «о неадекватности электронного носителя информации своему «бумажному коллеге ». Заменить одно другим нельзя!» [1, с. 58]. Уже через год за «круглым столом », проходившим 14 июня 2002 г. на базе Нижнетагильского ГПИ, проректор института Н.Е. Букина говорила о взаимодействии учебников, лекций и компьютерной поддержки учебной дисциплины как одном из путей реализации современных требований подготовки специалиста. Она обратила внимание на то, что, в отличие от традиционного учебника, рассчитанного на длительный срок использования и требующего больших временных затрат на его создание, компьютер дает возможность быстро реагировать на изменения в науке, социальном заказе и т.п. [2]. Примерно с 2004 г. в педагогике начал формироваться взгляд на электронный учебник как на элемент или даже системообразующий фактор образовательной среды. Особенности этой формы организации учебной информации внимательно исследуются и осмысляются. При этом интернет-учебникрассматривается каксамостоятель-ное образовательное пространство нового типа, в котором осуществляются образовательные процессы [3].
Проведя сравнительный анализ традиционного и электронного учебников, можно выделить следующие их основные характеристики.
В традиционном учебнике присутствует справочный аппарат, который помогает в поиске необходимых сведений. К нему относится оглавление, вспомогательные указатели, списки рекомендуемой литературы по той или иной теме, система выделения в тексте важной информации, система ссылок, комментариев и примечаний. Эти традиционные аспекты сигнификации и логического аппарата направлены, как представляется, не столько на управление вниманием, сколько на достижение рефлексивного, вдумчивого характера работы с текстом. Традиционный книжный текст в этом качестве - не только источник извлекаемой информации, но и по-особому смоделированный посредник мышления.
В электронном учебнике обязательно наличие поисковой системы, с помощью которой возможен анализ содержания книги, поиск нужных сведений по ключевому слову, система гиперссылок, которая за доли секунды переносит пользователя в нужный отрывок текста. С этими моментами связано усиление активно-направляющего начала организации книжного материала по отношению к читателю - учащемуся.
Преимущество электронного учебника заключается в его доступности и оперативности использования и режиме реального «тиражирования » информации. Традиционный учебник, при отсутствии его в личном пользовании, в магазине или библиотеке, можно получить только спустя длительное время, заказав его по межбиблиотечному абонементу в библиотеке или в книготорговой фирме. Электронный учебник можно за считанные минуты заказать в интернет-магазине или «скачать » из электронной библиотеки. У электронного учебника нет тиража в традиционном смысле этого слова. Такое издание можно копировать неограниченное число раз и при необходимости распечатать при помощи принтера. (В связи с этим вузы, делающие сегодня ставку на опережающую компьютеризацию, имеют возможность сразу же победить и в рейтинге обеспеченности литературой: в отноше-
нии электронных пособий он исчисляется умножением количества книг на количество персональных компьютеров.)
Электронный учебник имеет преимущество перед традиционным в том, что авторы (педагоги, ученые) могут практически сами, выполнив ряд регистрационных правил, издавать свои произведения и распространять их на свое усмотрение, тогда как издание учебника в традиционной форме -это достаточно сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Текст электронного учебника гораздо легче исправить и дополнить, чем заняться переизданием традиционного учебника.
При создании электронного учебника издательские расходы значительно сокращаются, т.к. для этого не требуется бумаги, производство которой сопряжено с целым рядом экологических проблем; не используются печатные станки, не применяется дорогая и вредная краска и т.п. Все это отражается на цене электронного учебника.
Несомненное достоинство электронного учебника - его компактность. Учебники, занимающие в бумажном виде целую полку, можно записать на одном или нескольких дисках.
В традиционном учебнике основную смысловую нагрузку несет текст, сопровождаемый иллюстрациями (рисунками, схемами, таблицами и др.). Явное преимущество электронных книг заключается в сопровождении текста звуком и видеоматериалами. «Средства мультимедиа позволяют представить учебный материал в увлекательной, динамичной форме, а инженерные конструкции, устройства, элементы - как движущиеся трехмерные объекты, тем самым в полной мере раскрывая их конструкцию и принцип действия » [4, с. 20]. При пользовании интернет-учебником возможно прямое общение обучающего и обучаемого, который может получить консультацию непосредственно у автора учебника. Обучающий может сделать необходимые пояснения, осуществить быстрый контроль знаний, полученных обучаемым.
132
Высшее образование в России • № 2, 2008
Проявляющийся здесь процесс слияния возможностей электронной книги и виртуальной медиа-среды в целом обещает колоссальные перспективы - не только в плане расширения средств выразительности и интерактивности в трансляции учебного материала, но и в плане трансформации всей системы образования - обретении ею нового технологического качества. Современная информационно-образовательная среда вбирает в себя учащегося и преподавателя (функционального лектора, инструктора, консультанта и контролера - не вполне реального и не вполне персонального) и существенно меняет(редуцирует) институциональную структуру организации процесса.
При всех перечисленных преимуществах электронный учебник не лишен ряда недостатков, которые необходимо учитывать. Работать с электронным учебником можно, только владея компьютером, который негативно влияет на здоровье; кроме того, при чтении с экрана, по ряду данных, снижается его скорость и эффективность.
Возможность использования электронного учебника напрямую зависит от наличия сети Интернет и от подачи электричества. Проблемы возникают и при выборе форматов электронных книг. Для опубликования электронного издания требуется определенная программа и соответствующая подготовка текста с помощью собственных инструментов производителя для издания и распространения. Распечатка на принтере не уступает по стоимости традиционному учебнику и зачастую худшего качества, чем книга. Учебники, созданные с применением видеоматериалов и звуковым оформлением, невозможно «распечатать» на принтере.
Недостаток электронного учебника и в том, что электронные библиотеки и магазины на сегодняшний день ненадежны. Сервер, предоставляющий информацию, может быть отключен, испорчен, взломан в нужный читателю момент, в то время как с традиционным учебником подобных проблем не возникает.
При пользовании электронным учебником может возникнуть некоторый дискомфорт, так как человеческая психика более приспособлена к последовательному восприятию информации, без передвижений по гиперссылкам. В этом случае традиционный учебник гораздо удобнее. Более того, с одной стороны, видеоматериалы, звук, анимация - прекрасные средства активизации внимания, с другой стороны, они, как свидетельствуют исследования психологов, ведут к снижению рефлексивного, обдумывающего характера восприятия, столь характерного для культуры печатного слова как базового феномена, определившего тип цивилизации разума. Технологии управления вниманием («принудительного ориентирования ») способны заменять культуру мысли, связанную с прочтением и понимающим истолкованием написанного слова. И в этом - одна из проблемных граней слияния образовательно-учебной среды с медиа-средой, равно как и развертывания массовой по своему типу медиа-культуры (социальной медиа-технологии) как таковой. Рост медиа-технологий как интенсивных продолжений человеческой чувственности и реактивности приводит к неизбежному снижению удельного веса рефлексивного центра сознания; человек все больше превращается в вовлеченного оператора системы, теряя креативно-осмысляющее качество. Эта общая болезнь массовой культуры (культуры СМИ и массовых медиа-технологий), метафорически сближающая ее с магической культурой, способна передаться и интегрирующейся с ней системе медиатизированного образования. Образование может перестать быть фактором культуры человека и превратиться исключительно в социальную технологию.
При создании и пользовании электронным учебником возникает проблема защиты авторского права. Пиратская копия электронного продукта зачастую ничем не отличается от оригинала ни по качеству, ни по документации. Еще один момент касается аутентичной активности учащегося. В медиатизированной системе образования
мера самостоятельности участия учащегося не может быть точно установлена. Реферируемые и компилированные материалы трудно отличить от просто копированных. Качество виртуальных тестирований и особенно их роль в плане аттестации учащегося сегодня практически повсеместно вызывают сомнения среди реально проводящих их преподавателей.
Проблема пользования электронным учебником заключается и в быстром старении компьютерных технологий, она связана с необходимостью обновлять системы, лицензионные программы и сами машины, что носит в значительной мере коммерчески вынужденный характер.
Учитывая сказанное, надо признать, что для однозначно положительной оценки система медиатизированной образовательной среды, важнейшим компонентом которой сегодня является электронный учебник, требует принципиального совершенствования.
Для работы с электронными учебными изданиями необходимо создание дружественного интерфейса, достижение оптимального управления, включая развитую систему навигации и достаточную скорость извлечения информации, обеспечение устойчивости к ошибочным действиям учащегося и т.д. Кроме того, это предполагает такую структуру интерактивности, которая бы не нивелировала персональный характер встречи в медиа-пространстве учителя и ученика и не сводила бы культурное содержание образования к справочному материалу. Технология медиатизированной образовательной среды должна не уступать культуре книги в способности формировать дискурсивный, рефлексивно-осмысляющий тип мышления.
Сторонники создания мультимедийных учебных пособий говорят о том, что, в отличие от традиционных учебных материалов на печатной основе, электронные обладают значительно большими дидактическими и методическими преимуществами: они более динамичны, виртуальны, сложно структурируемы; облегчают организа-
цию индивидуального обучения, обратной связи и т.д. Все это становится возможным благодаря технологическим особенностям их создания. Чтобы воспользоваться этим, необходимо дополнить систему конструктивных критериев создания учебных материалов (на основе которой выполняются традиционные - печатные) группой технологических, учитывающих особенности создания электронных изданий и специфику работы с ними.
Проблемный характер проведенного здесь сопоставления подводит к мысли, что вопрос о том, что такое учебник сегодня и каким он будет в XXI в., остается открытым. По существу, дискуссионным остается вопрос, является ли учебник только одним из средств учебного процесса или его правильнее характеризовать как системный фактор образовательной среды. В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, И.Я. Лернер, В.В. Краевс-кий придерживаются точки зрения на учебник как на модель педагогической системы, в которой главную роль играет не столько предметный материал, сколько педагогическая сущность, на основе которой материал включается в систему образовательно-информационной коммуникации. Формируется взгляд на учебник как на образовательную среду, характеризуемую в следующих аспектах: учебниккак среда обучения; учебник как среда профессиональной творческой деятельности; учебник как среда накопления знаний и культурных ценностей. При этом сегодня эволюция учебника продолжается, и это заставляет вводить дополнительные категории, организующие исследовательское внимание. Ряд авторов считают, что учебник постиндустриальной эпохи - это образовательное пространство, поскольку обучаемый и обучающий являются элементами этого пространства; виртуальный учебник является местом обучения, поскольку он - некая информационная область в более обширном информационном пространстве. Процесс обучения в виртуальном пространстве не зависит от времени. В виртуальном мире обучаемые, общаясь друг с дру-
134
Высшее образование в России • № 2, 2008
гом и являясь каждый частью учебника, образуют виртуальную группу, обладающую свойством коллективного разума, в свою очередь являясь частью виртуального учебника [3].
Обучение в виртуальном пространстве несет в себе тенденцию «экстрагирования» преподавателя до записанной лекции, составленного теста и т.п. При этом, с одной стороны, потенциально усиливается, а с другой - делается неявной (дистанционно скрытой) авторская включенность учащегося в образовательное пространство. Хорошо это или плохо? То, что однозначно воспринимается как позитивная новация сегодня, может таить в себе существенные и даже непоправимые деформации завтра. Вопросы формирования медиа-среды и медиа-пространства образования, показательным феноменом которых выступает электронный учебник в его сопоставлении с учебником традиционным, требуют дальнейшего внимательного осмысления и на этой основе - практического (технологического) решения. Необходимы дальнейшие исследования в области создания виртуальных учебников, разработки методологии их конструирования и использования, выявления их места и статуса в системе средств и сред обучения, а одновременно - определения меры и средств поддержки учебной книги на печатной основе.
В заключение хотелось бы добавить, что учебник будущего - это не текст с иллюстрациями и вопросами к нему, а система дифференцированных знаний по поиску, анализу и обобщению учебной информации. Информация может быть представлена как в виде книг, так и в виде CD-дисков и материалов сети Интернет, т.е. учебник может быть как реальным, так и виртуальным. Главное в учебнике будущего заключается в выполнении присущих ему функций (информационной, воспитательной, мотивации, руководства, стимулирования, самоконтроля, координации и рационализации). Учебник должен строиться прежде всего как образовательная система с гуманитарно-педагогической принципиальной основой.
Литература
1. Иванов А. Учебник будущего // Высшее
образование в России. - 2001. - №6.
2. Учебная книга в системе источников зна-
ния и средств подготовки учителя: круглый стол // Педагогика. - 2003. - № 1.
3. См.: Кузнецов В., Клыгина Е, Федосова Т.,
Горбачев А. Учебник в постиндустриальную эпоху // Высшее образование в России. - 2004. - № 9.
4. Виштак О.В. Критерии создания электрон-
ных учебных материалов // Педагогика. -2003. - № 8.
Б. ДОЛГОВЕСОВ, канд. тех. наук М. ЛАВРЕНТЬЕВ, доктор физ.-мат. наук
Б. МОРОЗОВ, науч. сотрудник А. ТАРАСОВСКИЙ, ведущий инженер Б. МАЗУРОК, науч. сотрудник Институт автоматики и электрометрии СО РАН (Новосибирск)
Развитие современных информационных технологий открывает новые возможности для повышения эффективности образовательного процесса, включая дистан-
Технология «погружения» лектора в интерактивную виртуальную среду
ционную форму обучения как самостоятельное направление в сфере образования. Использование технологий виртуальной реальности (ВР) предполагает не только