Научная статья на тему 'Электронный страховой полис - сущность, преимущества, проблемы внедрения'

Электронный страховой полис - сущность, преимущества, проблемы внедрения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1249
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ СТРАХОВОЙ ПОЛИС / ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарифьянова З. Ф., Гафиуллина К. А.

В статье рассмотрены сущность электронного страхового полиса, преимущества и проблемы внедрения. Для разрешения проблем внедрения электронного страхового полиса предлагается создать единую систему электронных полисов, внедрять электронно-цифровую подпись и переобучать кадры на широкую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный страховой полис - сущность, преимущества, проблемы внедрения»

установленных заданий, а руководство имеет возможность контролировать издержки производства за счет стабилизации заработной платы.

4. Плата за квалификацию и знания. С повышением квалификации наемных рабочих - растет заработная плата работников и служащих в зависимости от числа выполняемых заданий и качества их выполнения. Эта форма оплаты труда требует разработки систематической аттестации работников, создания условий для повышения их квалификации. Для того чтобы иметь высококвалифицированный персонал, компаниям необходимо повышать расходы на подготовку специалистов.

В результате анализа опыта зарубежных и отечественных ученых-экономистов относительно исследования организации оплаты труда на предприятиях можно сделать вывод, что применение гибких форм оплаты труда наиболее эффективно на небольших предприятиях или компаниях с численностью до 500 человек, где в результате быстро достигается снижение себестоимости и рост качества продукции. Список использованной литературы:

1.Кесслер, Я. Управление человеческими ресурсами [Текст]: учебник / Под ред. М.Пула, М.Уорнера//СПб. -Питер, 2012. - С. 793-815.

2. Попов, А.И. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / А. И. Попов . - 4-е изд. - Санкт-Петербург,

2013. - С.544

3. Олянич, Д. В. Теория организации [Текст]: учебник/ Д.В. Олянич, Н. В.Ибрагимова, А. И. Чалова,к.э.н., Т.

С. Ласкова,к.э.н./ Под ред. М.А.Чернышев, С.Г.Тяглов. - М, 2012. - 256с.

© Шамилева Э.Э., Щурова А.В., 2015

УДК 368

З.Ф. Шарифьянова

к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» «Финансовый университет при Правительстве РФ» (Уфимский филиал)

К.А. Гафиуллина

«Финансовый университет при Правительстве РФ» (Уфимский филиал)

Г.Уфа, Российская Федерация

ЭЛЕКТРОННЫЙ СТРАХОВОЙ ПОЛИС - СУЩНОСТЬ, ПРЕИМУЩЕСТВА,

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены сущность электронного страхового полиса, преимущества и проблемы внедрения. Для разрешения проблем внедрения электронного страхового полиса предлагается создать единую систему электронных полисов, внедрять электронно-цифровую подпись и переобучать кадры на широкую направленность.

Ключевые слова

Электронный страховой полис, электронно-цифровая подпись, информационные технологии.

В наши дни любая, идущая в ногу со временем, организация, имеет корпоративный сайт. Обыденному потребителю намного проще узнать об интересующих товарах и услугах в сети Интернет, не выходя из дома,

чем разговаривать с сотрудниками фирмы по телефону или ехать в офис поставщика. Контент сайта (информационное содержание) постоянно растет, то есть разнообразие представленного ассортимента товаров и услуг, предоставляемых компаниями, актуально всегда. Работу коммерческих банков уже невозможно представить без системы «Клиент-Банк», посредством которой ведется удаленное обслуживание расчетных счетов организаций. Это послужило примером для страховых компаний, готовых предоставлять услуги онлайн-страхования.

Так в чем же заключается сущность электронного страхового полиса?

Оказание услуг по страхованию осуществляется непосредственно на сайте страховой компании. Одни фирмы предоставляют полный спектр услуг - от презентаций программ страхования до получения страхового полиса по e-mail. На сайтах других фирм можно получить лишь онлайн-консультацию специалиста.

По каким видам страхования можно получить электронный страховой полис:

1. Страхование автомобилей КАСКО. Применяется редко, так как вызывает трудности при определении истинной стоимости страхового объекта.

2. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО. Электронный полис приравнивается к бумажному с 01.07.2015 г.

3. Туристическое страхование. Широкое распространение имеет электронный полис туриста. Имеет юридическую силу в посольствах и консульствах принимающих стран. Облегчает оформление визы.

4. Имущественное страхование. В основном заключаются договора по гражданской ответственности перед соседями в случае пожаров, замыкания электропроводки, потопа.

5. Страхования спортсменов от несчастных случаев. Без страхового полиса во многих случаях невозможно получить допуск к соревнованиям, так как это очень травмоопасная профессия. Оформление полиса через интернет значительно экономит время, которое с пользой можно потратить на тренировки.

Стандартный перечень действий при покупке электронного полиса:

• ознакомится с интересующими видами страхования на сайте, выбрать подходящий, нажать «Купить» или «Поместить в корзину»;

• заполнить данные и рассчитать на онлайн-калькуляторе сумму страховых взносов и страхового возмещения;

• прочитать правила предоставления электронных услуг и подписать пользовательское соглашение;

• прописать в анкете необходимые данные (паспортные, контактные и пр.), дать согласие на их обработку [5, c.4] и перейти к оплате;

• выбрать способ оплаты (банковская карта, QIWI-кошелек, Яндекс-деньги) и оплатить услугу;

• получить электронный полис на e-mail.

Полис, полученный по электронной почте, подписан электронной цифровой подписью [2, стр. 1]. Ее подлинность заказчик может проверить сервисами удостоверяющих центров. Если возникают сложности, можно воспользоваться услугами технической поддержки, телефоны которой предоставлены на сайтах.

Оформление электронного страхового полиса имеет ряд преимуществ:

1. Отсутствие «человеческого фактора». Время сегодня - самый ценный ресурс. Оформляя услугу онлайн, клиенту не придется тратить несколько часов на поездку в офис страховой компании и общение с менеджерами. Ему не смогут навязать дополнительные услуги, так как все, что необходимо он выберет сам.

2. Автоматизация расчетов страховых сумм. Достаточно ввести информационные данные по страховому объекту и онлайн-калькулятор рассчитает необходимые суммы с учетом всех пожеланий клиента.

3. Универсальные способы оплаты. Если клиент повсеместно пользуется банковской картой или электронным кошельком, то оплата продукта займет не более 2-х минут, что значительно экономит время.

4. Скидки и акции. Страховая компания существенно сокращает затраты на аренду и заработной плате работников, используя услуги интернет покупок. Соответственно, предоставляет бонусы при покупке электронных полюсов.

Рассмотрим проблемы внедрения электронного страхового полиса:

1. Оценка стоимости страхового объекта. При онлайн-калькуляции сумм страхования невозможно учесть все нюансы, так как расчеты строго фиксированы. В этом случае возникают риски непокрытия убытков в полном объеме, либо переплаты страховых взносов.

2. Отсутствие страховой грамотности населения. Часто возникают сложности в выборе вида страхования и дальнейшего расчета, это оборачивается тем, что клиент получает совсем ненужную ему услугу.

3. Отсутствие широко квалифицированных специалистов. Затраты на переобучение сотрудников в сфере информационных технологий, в связи с их узкой профессиональной направленностью.

4. Затраты на создание и продвижение сайта. Недостаточно лишь создать одностраничный сайт, иначе посещаемость его будет равна 0. Сайт должен иметь удобный и простой для клиента интерфейс, привлекательный дизайн, постоянно обновляться (пополнение контента, баннеры на скидки, акции). Также необходимо размещать рекламу интернет-магазина, заниматься продвижением страницы в поисковых системах.

5. Недоверие покупкам через Интернет. Многие граждане нашей страны до сих пор предпочитают покупки в офисах продаж, чтобы удостовериться в подлинности получаемых услуг.

6. Внедрение электронно-цифровых подписей. Клиенты психологически не готовы к использованию данных механизмов, а также трудности с проверкой через удостоверяющие центры.

7. Интернет. Как ни удивительно, не во всех уголках нашей огромной страны есть Интернет, что тоже приводит к невозможности покупок онлайн.

Таким образом, в системе онлайн-страхования очень много подводных камней. В основном это психологический фактор населения и несовершенство информационных технологий. В существующем бешеном темпе бизнес-процессов необходима постоянная переквалификация кадров, поддержание высокого уровня клиентской и технической поддержки для потенциальных покупателей. Необходимо создать единую систему электронных полисов и общей базы по страховым случаям, повсеместно внедрять электронно-цифровую подпись. Несомненно, у Интернет-страхования большие перспективы, которые при устранении недостатков, принесут пользу страховым компаниям и облегчат жизнь населению.

Список использованной литературы:

1. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 13.07.2015) "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

2. "Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи. ГОСТ Р 34.10-2001" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 12.09.2001 N 380-ст).

3. Козлов А.В. Интернет страхование в России // Современные проблемы науки и образования. — 2010. — № 4 — С. 127—131.

4. Проект Федерального закона N 191229-6 "О внесении изменений в Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О персональных данных" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015).

© Шарифьянова З. Ф., Гафиуллина К.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.