663.25(470.62)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ВИНОДЕЛЬ ЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КУБАНИ
Ю.Н. ГАЛИЦКАЯ, Т.А. МАРТЫНОВА
Кубанский государственный технологический университет
На Краснодарский край приходится 30% от общего объема производства виноградного вина по Южному федеральному округу и 16% объема производства по России. Причем с 1997 г. наблюдается устойчивый рост данного показателя [1].
Предприятия винодельческой отрасли в соответствии с их производственной специализацией принято подразделять на четыре основных типа заводов: первичного виноделия, вторичного виноделия, по производству коньяка, шампанских и игристых вин.
Производство винограда и первичное виноделие сосредоточено в ЮФО, в том числе почти половина - в Краснодарском крае, который обладает подходящими природно-климатическими условиями, квалифицированными кадрами, соответствующим производственным комплексом с высоким уровнем специализации, концентрации и агропромышленной интеграции. Под виноградниками в Краснодарском крае находится порядка 32 тыс. га земельных площадей по состоянию на 2003 г. Кубань является лидирующим регионом по производству винограда в стране - средняя урожайность винограда достигает 80 ц/га [2].
В Краснодарском крае объем производства винодельческой отрасли занимает около 7,4% от объема всей пищевой промышленности (табл. 1). Это в несколько раз превышает удельный вес спиртовой и ликероводочной отрасли [3].
Масштабы производства продукции виноделия значительно превышают сложившийся уровень потребления в крае, в связи с этим излишки продукции реализовываются за его пределами.
Специфика виноградных насаждений Кубани такова, что большей частью производятся белые натуральные, десертные и крепкие вина. Существует определенный дефицит высококачественных красных вин сортов Каберне и Мерло.
Из данных табл. 2 видно, что по основным видам продукции виноделия Краснодарского края в 2000-2004 гг. имеет место стабильное наращивание объемов производства [4, 5].
Из-за неотрегулированного ассортимента винограда в России преимущественно производятся и реализуются вина рядовые, ординарные сухие и специальные в среднем ценовом сегменте. Между тем природные условия Краснодарского края, Ставрополья, Дагестана и Ростовской области позволяют выращивать сырье высокого качества и производить из него вина и коньяки известных марок. Однако виноградников с наименованием по происхождению и контролируемых наименований по происхождению в отечественном реестре крайне мало. В России производят качественное сырье и качественные вина, но без введения в элитные группы они останутся в среднем ценовом сегменте.
Одна из основных проблем при производстве винодельческой продукции в том, что сортовой состав имеющихся виноградников был в свое время сориентирован на производство винограда шампанских сортов. В настоящее время при возросшем спросе на красные вина, особенно сорта Каберне, возник дефицит красных виноматериалов, которые отдельными предприятиями ввозятся из-за пределов края. Сортовая политика в виноградарстве уже изменена - виноградарскими хозяйствами производится закладка виноградников востребованных сортов: Каберне, Саперави, Мерло и др. Однако урожай от виноградников, заложенных в 2002-2003 гг., будет получен не ранее 2006 г.
Анализируя состояние коньячного производства, можно констатировать, что коньяки являются в настоящий момент востребованной продукцией, имеющей устойчивую тенденцию к росту производства, обеспеченную платежеспособным спросом. Поскольку коньяк - один из самых низких по потреблению в группе алкогольных напитков (его потребление не превышает 250 г на человека), перспективность развития производства коньяков несомненна [1].
Остатки коньячных спиртов на выдержке в крае составляют 182 тыс. дал а. а. Ежегодно снимается с выдержки на производство коньяков в среднем около 30 тыс. дал а. а. при закладке на выдержку около 20 тыс. дал а. а. При сохранении такой тенденции запасов для производства коньяков осталось на 6 лет [1].
Одной из общих проблем винодельческой отрасли является обращение на потребительском рынке фаль-
Таблица 1
Пищевая промышленность Объем производства по Краснодарскому краю, млрд р./% к итогу Абсолютное отклонение 2004 г. к 2000 г., млрд р. Темп роста 2004 г. к 2000 г., %
2000 2001 2002 2003 2004
Всего 26272 40327 47183 48599 63945 37673 243,4
Спиртовая 81/0,3 211/0,5 196/0,4 230/0,5 528/0,8 447/0,5 651,8/-
Ликероводочная 60/0,2 384/0,9 519/1,0 696/1,4 717/1,1 657/0,9 1195,0/-
Винодельческая 677/2,6 1751/4,3 2276/4,8 2754/5,6 4745/7,4 4068/4,8 700,9/-
Таблица 2
Продукция винодельческой отрасли Объем производства по Краснодарскому краю, тыс. дал/% к предыдущему году Отклонение Темп роста
2000 2001 2002 2003 2004 2004 г. к 2002 г. 2004 г. к 2002 г., %
Вина виноградные 3824,0/- 3798,6/99,3 5111,6/134,6 6285,8/123 6417,5/102,1 2593,5/- 167,8/-
Вина шампанские и игр истые 314/- 277,7/88,4 294,3/106 343,5/116,7 445,7/139,1 131,7/- 141,9/-
Вина плодовые 334,4/- 220,5/65,9 104,8/47,5 39,8/38 44,1/149 -290,3/- 13,1/-
Напитки винные и слабоалкогольные 260,7/- 677/260 1012,6/150 1488,2/147 1427,6/142 1166,9/- 547,6/-
Коньяк 64,8/- 52,8/81,5 58,1/110 77,4/132,7 90,3/94 25,5/- 139,3/-
Коньячные напитки, бренди 47,5/- 25,4/53,5 29,7/117 42,4/142,8 13,1/51 -34,4/- 27,5/-
Всего 4845,4 5052 6611,1 8276,7 8463,1 3617,7 174,6
сифицированной продукции. Как свидетельствуют резу льтаты лабораторных исследований винодельческой продукции на Кубани, более 25% от всего количества отобранных образцов не удовлетворяют предъявляемым требованиям. Из общего количества забракованной продукции на долю ввозной приходится 67% [2].
К проблемным вопросам также следует отнести реализацию винодельческой продукции из кег в розничной торговле. Кеговый фальсификат вытесняет с рынка бутилированное вино, в результате бюджет недополучает налоги, а покупатель потребляет продукцию низкого качества.
По оценке экспертов рынок вина - один из динамично развивающихся секторов российской экономики. В России по итогам 2004 г. было произведено вина виноградного 41,5 млн дал, еще 36 млн дал было импортировано. С учетом существующей динамики роста потребления вина можно прогнозировать в ближайшие 3 года выход на уровень внутреннего потребления порядка 80-100 млн дал.
Вступление России в ВТО повлечет за собой уступку импортерам части довольно емкого национального рынка продовольствия. Для отрасли виноделия, в частности, добавится ряд проблем формирования рынка вина - увеличение предложения дешевых виномате-риалов для вторичного виноделия и смещение потребительских предпочтений в сторону дешевых вин.
По прогнозам специалистов, на рынке вина будут доминировать два критерия конкурентоспособности: качество продукции и ее потребительская цена. По второму критерию отечественный производитель в настоящее время вполне конкурентоспособен: оптовая цена его продукции составляет 1,2—1,6 долл. за бутылку, в то время как в Европе она - не менее 3-5 долл. В последние годы виноградарство европейских стран ориентировано не на максимизацию, а на экологизацию производства, что приводит к росту издержек производства у товаропроизводителей, себестоимости и цены реализации.
В отличие от ценовых конкурентных преимуществ качество отечественной винодельческой продукции не выдерживает конкуренции по следующим причинам:
медленно реализуется технологическая политика в виноградарстве, ориентированная на производство виноградников высшей категории качества и возделывание строго определенных сортов винограда;
закладка виноградников высшей категории качества, идентифицируемых по происхождению и наименованию, находится на начальной стадии;
необходим переход на новые стандарты типов виноградников, что требует определенного технического перевооружения производства.
В странах развитого виноделия - Франции, Г ерма-нии, Италии - собирают 80-150 ц/га винограда. На Кубани средняя урожайность составляет около 50 ц/га. Для отечественного виноградарства открываются определенные конкурентные перспективы при условии поднятия урожайности винограда до 50-150 ц/га (в зависимости от его переработки на вина разной категории качества). Целесообразно провести перепись виноградников с их ранжированием по сортовому составу, продуктивности, площади, длительности эксплуатации и направлению использования урожая.
В числе путей решения проблемы развития кубанского виноделия выделим следующее. Во-первых, существуют неиспользованные земельные участки, пригодные для производства высококачественного винограда. Во-вторых, на многих предприятиях края реализуются инвестиционные проекты по закупке нового оборудования и модернизации уже существующих мощностей по производству вина. Кроме этого, перспективна поставка современного винодельческого оборудования по стерильному розливу для предприятий Краснодарского края на лизинговой основе.
Приказом Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 23.08.2005 г. № 86 «Об утверждении стратегии развития отраслей, курируемых департаментом потребительской сферы, и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края на 2005-2008 гг.» утверждена
стратегия развития винодельческой промышленности Кубани.
Для реализации поставленной стратегической цели
- 2008 г. - 16 млн дал вина - необходимо собирать 230 тыс. т винограда, а площади виноградников должны составлять 50 тыс. га
Для сохранения и увеличения объемов производства коньяков необходимо ежегодно направлять на выкурку коньячных спиртов 0,8-1,0 млн дал коньячных виноматериалов с закладкой на выдержку 90 тыс. дал а. а. молодых коньячных спиртов, что позволит к 2010 г. довести ежегодный выпуск до 170-200 тыс. дал готового коньяка.
Стратегические мероприятия по развитию винодельческой промышленности предусматривают реализацию следующих этапов:
проведение закупки импортных выдержанных коньячных спиртов в рамках государственной поддержки в 2006-2007 гг.;
разработку и внедрение объективных методик оценки подлинности винодельческой продукции с применением современных индустриальных методов обнаружения компонентов состава вина и коньяка, подтверждающих их натуральность;
создание единой торговой марки «Вина Кубани» для дальнейшего продвижения винодельческой продукции края на российский и зарубежные рынки;
строительство нового предприятия по производству стеклотары мощностью 360 млн бут. в год. Реализация проекта позволит увеличить платежи в бюджет края на 285 млн р. в год, дополнительно создаст 150 рабочих мест;
реализацию винодельческой продукции в магазинах ведущих российских и западных ритейлеров (Паттерсон, Перекресток, Метро Кэш энд Кэрри) и выход через их сети на российский рынок;
презентации продукции кубанских производителей на рекламных акциях, регулярное проведение фестивалей кубанского вина.
Необходимо также осуществить реализацию следующих инвестиционных проектов:
ЗАО АПФ «Мирный» и ОАО «Мильстрим-Черно-морские вина» (Темрюкский р-н) - переоборудование емкостного хозяйства и перезакладка виноградников; срок реализации 2006 г.; общая стоимость проекта 160 млн р.;
ОАО АФ «Южная» (Темрюкский р-н) - реконструкция винзавода и обновление виноградников; срок реализации 2006 г.; общая стоимость проекта 930 млн р.;
ОАО «Аврора» (Крымский р-н) - развитие виноградарства и виноделия; срок реализации 2007 г.; общая стоимость проекта 195 млн р.;
ОАО «Южная винная компания» (Темрюкский р-н)
- создание современной технологической цепочки; срок реализации 2007 г.; общая стоимость проекта 350 млн р.;
ЗАО «Мысхако» (Новороссийск) - модернизация технологии виноделия и развития виноградарства; срок реализации 2008 г.; общая стоимость проекта 220 млн р.
В результате осуществления перечисленных меро -приятий в 2008 г. планируется увеличить объем реализации винодельческой продукции краевых производителей более чем в 2 раза, до 9,7 дал вина, объем ежегодных инвестиций - не менее чем на 20 млн евро, что даст дополнительные поступления в консолидированный бюджет - 500 млн р. ежегодно, позволит создать более 4200 новых рабочих мест.
Стратегическая цель данных мероприятий - к 2008 г. увеличить долю винодельческой продукции кубанских производителей на российском рынке до 20%.
Тенденции развития винодельческой промышленности показывают, что для развития отраслевых предприятий необходима хорошо разработанная стратегия управления. Только при наличии необходимого количественного и качественного состава конкурентных преимуществ предприятие может эффективно действовать на рынке и достигать высокого уровня конкурентоспособности.
Управление винодельческими предприятиями должно включать прежде всего выработку такой стратегии их развития, которая позволила бы эффективно распределять и использовать все производственные и финансовые ресурсы.
Для повышения стратегической устойчивости предприятий виноделия должны быть в комплексе решены следующие проблемы:
обеспечено эффективное стратегическое управление, осуществляемое высшим менеджментом: разработана стратегия развития, поставлены достижимые цели (эффективность использования ресурсов), разработаны планы и бюджеты их достижения, разработана и внедрена организационная культура, поддерживающая стратегию предприятия;
достигнута производственная эффективность на уровне не ниже среднеотраслевых показателей для каждого из основных видов деятельности, включая вопросы эффективности среднего менеджмента и исполнительского персонала, по всей цепи от производства и закупки сырья и материалов до сбыта продукции;
осуществлена интегрированность предприятия в инфраструктуру национального и мирового рынка виноделия;
сформировано правильное психологическое восприятие предприятия (его общественного имиджа) участниками рынка и потребителями, включая его текущее состояние, а также тенденции развития и воз-
можного влияния событий и процессов во внешней среде на ее состояние.
На этой основе возможно обеспечение устойчивого положения предприятия на рынке, а также дальнейший переход от реактивной формы управления к управлению на основе анализа и прогнозов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Егоров Е.А., Гугучкина Т.И., Агеева Н.М. Перспективы и проблемы развития винодельческой промышленности Кубани // Виноделие и виноградарство. - 2003. - № 4. - С. 10-11.
2. Ханухов Э.Р. Система основных мероприятий по разви -тию виноградарства и виноделия России // Виноделие и виноградарство. - 2004. - № 3. - С. 4-5.
3. Керашев М.А., Хасаншин А.Г. Пищевая промышленность Краснодарского края на современном этапе и основные тенденции ее развития. - Краснодар: Изд-во «Кубанский издательский дом», 2005. - 76 с.
4. Кубань в цифрах. Стат. сб. - Краснодар, 2005. - 296 с.
5. Социально-экономическое положение Краснодарского края. - Краснодар, 2004. - 212 с.
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
Поступила 29.12.05 г.
ПАТЕНТЫ
Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ № 2005611720. Программа для автоматизированного проектирования, расчета и оценки качества многокомпонентных рецептур пищевых продуктов (0епепс-2.0) / А.А. Запорожский, В.А. Запорожский. Заявка № 2005611157 от 23.05.04; Опубл. 12.07.2005.
Программа предназначена для проектирования, расчета, оценки качества многокомпонентных рецептур продуктов общего назначения, а также специализированных продуктов, соответствующих по составу физиологическим потребностям организма, с учетом возраста, патологии, физических состояний и нагрузок, влияния окружающей среды, которые предназначены для детского, диетического, функционального питания, беременных и кормящих женщин, спецкон-тингента. Применение программы в значительной мере позволяет обеспечить упорядоченную работу с данными и разработать рецептуру продукта.
Патент на изобретение № 2263452. Кукурузное рафинированное дезодорированное масло, имеющее антиоксидантные свойства / А.А. Петрик, Е.П. Кор-нена, Н.С. Кравчук и др. Заявка № 2004111223 от 12.04.04; Опубл. 10.11.2005.
Изобретение может быть использовано для производства пищевых продуктов функционального назначения. Кукурузное масло получают путем обработки гидратированного кукурузного масла в тонкой, вра-
щающейся по спирали пленке толщиной 0,1-0,2 мм со скоростью вращения 20-40 с-1 при температуре 60-80°С. Далее осуществляют нейтрализацию обработанного масла водным раствором силиката натрия концентрацией 200-270 г/л с избытком 5-15% при 60-80°С с отделением нейтрализованного масла от со-апстока отстаиванием. Промывку нейтрализованного масла осуществляют водой в количестве 5-15% к массе масла при температуре 80-90°С с последующим отделением промытого нейтрализованного масла от промывной воды отстаиванием, сушкой, фильтрацией и дезодорацией при температуре 160-170°С и остаточном давлении 1-3 мм рт. ст. Предложенный способ позволяет получить масло, в котором сохранено большое количество токоферолов, являющихся сильными антиоксидантами.
Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ № 2005612711. Электронный ресурс для расчета рационов школьного питания (ШкоОптиПит) /
Н.Г. Колесникова, А. С. Бородихин, Н.Т. Шамкова и др. Заявка № 2005612189 от 24.08.06; Опубл. 19.10.2005.
Программа позволяет определить общие парамет -ры рациона питания, составить рацион питания школьника с учетом введения в него блюд из бобовых. Задание необходимых параметров эталонного продукта позволяет рассчитывать рационы профилактического назначения.