УДК 378.147 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-227-241
ББК 74.48
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ЖУРНАЛ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ В СИСТЕМЕ LMS MOODLE
ELECTRONIC LABORATORY RECORDS ON INORGANIC CHEMISTRY IN LMS MOODLE SYSTEM
Артемкина Юлия Михайловна
Доцент кафедры общей и неорганической химии, Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева, кандидат химических наук, доцент E-mail: [email protected]
Artemkina Yuliya M.
Assistant Professor at the Department of General and Inorganic Chemistry, Mendeleev University of Chemical Technology, PhD in Chemistry, Associate Professor E-mail: [email protected]
Щербаков Владимир Васильевич
Профессор кафедры общей и неорганической химии, Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева, профессор, доктор химических наук E-mail: [email protected]
Shcherbakov Vladimir V.
Professor at the Department of General and Inorganic Chemistry, Mendeleev University of Chemical Technology, ScD in Chemistry, Full Professor E-mail: [email protected]
Артемкина Ирина Михайловна
Доцент кафедры общей и неорганической химии, Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева, кандидат химических наук E-mail: [email protected]
Artemkina Irina M.
Assistant Professor at the Department of General and Inorganic Chemistry, Mendeleev University of Chemical Technology, PhD in Chemistry
E-mail: [email protected]
Аннотация. В системе дистанционного обучения LMS Moodle разработан и опробован в учебном процессе электронный лабораторный журнал по
Abstract. In the distance learning system LMS Moodle, an electronic laboratory records system for the discipline "General
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Артемкина Ю. М., Щербаков В. В., Артемкина И. М., 2022
дисциплине «Общая и неорганическая химия», которая преподается студентам первого курса бакалавриата и специалитета Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева. Электронный лабораторный журнал включает выполнение студентами в режиме оценивания 11 лабораторных работ по химии элементов и их соединений. В систему Moodle введен также содержащий 654 задания банк вопросов к защите выполненных лабораторных работ.
and Inorganic Chemistry" has been developed and tested in the educational process, which is aimed at first-year undergraduate and specialty students of the Mendeleev University of Chemical Technology. The electronic laboratory records include the performance of 11 laboratory works on the chemistry of elements and their compounds by students in the assessment model. The LMS Moodle system also contains a bank of 654 questions for the protection of laboratory works.
Ключевые слова: цифровизация образования, система LMS Moodle, дистанционное обучение, смешенное обучение, компьютерное тестирование, электронный лабораторный журнал, общая и неорганическая химия.
Keywords: digitalization of education, LMS Moodle system, distance learning, blended learning, computer testing, electronic laboratory records, general and inorganic chemistry.
Для цитирования: Артемкина Ю. М., Щербаков В. В., Артемкина И. М. Электронный лабораторный журнал по неорганической химии в системе LMS Moodle // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 227-241. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-227-241.
Cite as: Artemkina Yu. M., Shcherbakov V. V., Artemkina I. M. Electronic laboratory records on inorganic chemistry in LMS Moodle system. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 227-241. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-227-241.
В современном образовательном процессе одной из наиболее значимых инноваций является цифровизация образования. В связи с пандемией одной из важных задач цифровизации российского образования стало развитие дистанционного и смешанного обучения. Наиболее распространенной находящейся в свободном доступе системой, позволяющей проводить онлайн-обучение, является модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда LMS Moodle. В настоящее время LMS Moodle является одной из наиболее популярных платформ электронного обучения. Данную систему используют ведущие университеты во всем мире.
Достоинства и преимущества системы LMS Moodle активно обсуждаются педагогическим сообществом. О. Г. Смолянинова, В. В. Трофимова, А. А. Мороз, Н. П. Матусевич рассматривают возможности совершенствования учебного процесса с применением LMS Moodle [1]. В данной работе методом исследования был выбран метод полуструктурированного интервью. Интервью было проведено у двух групп преподавателей: первая группа - те, кто активно используют LMS Moodle в учебном процессе, вторая
группа - преподаватели, которые не используют LMS Moodle. Авторы статьи отмечают, что не сравнивали в своем исследовании меру активности преподавателей при использовании LMS Moodle. Это связано с разнородностью самих учебных дисциплин (философские, экономические, технические) и с невозможностью достоверно сравнить активность преподавателей не только в плане преподавания, но и в отношении подготовки курса [1]. На основании проведенного в данной работе исследования авторы высказывают предположение, что при разработке электронного курса в LMS Moodle необходимо учитывать изменение традиционных дидактических подходов. В статье показано, что более эффективным является курс, интерактивность которого достигается при помощи отдельных контрольных форм: лекций, заданий, различных модулей курса.
В работе А. В. Хорошевой анализируется организация образовательного процесса во Владимирском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний (ВЮИ ФСИН) России с использованием системы дистанционного обучения LMS Moodle [2]. Автор отмечает простой интерфейс системы, который является удобным в том числе и при его использовании на мобильных устройствах. В данной системе дистанционного обучения каждому пользователю можно присвоить набор «системных ролей». В работе отмечено, что администраторами системы, которая развернута на сервере ВЮИ ФСИН России, с целью более эффективной и удобной организации учебного процесса, был модифицирован ряд ролей. Исходя из опыта использования системы LMS Moodle, автор делает вывод, что функциональные возможности и инструменты данной системы оказались удобны и незаменимы для организации дистанционного обучения с учетом специфики образовательного процесса во ВЮИ ФСИН России [2].
Изучение использования системы LMS Moodle в современном образовательном процессе проведено в работе Л. Мухаметшина, Л. Салеховой, М. Мухаметшиной [3]. Авторы этой работы отмечают, что современные образовательные условия характеризуются в том числе множеством и разнообразием информации, в связи с чем возникают трудности управления образовательным процессом. Многие высшие учебные заведения, учреждения среднего профессионального и дополнительного образования, ориентируясь на высокий стандарт качества образования, используют при организации образовательного процесса LMS Moodle. В работе также отмечено, что использование системы LMS Moodle позволяет существенно повысить качество дистанционного обучения. Кроме того, данную систему можно также успешно применять и для традиционного очного и смешанного обучения. Авторы отмечают перспективность использования LMS Moodle в современном образовательном процессе и называют LMS Moodle неким стандартом дистанционного и смешенного обучения.
Использование системы LMS Moodle в учебном процессе рассматривается в работе Н. В. Канищевой и А. Р. Бадалян [4]. Авторы этой работы считают, что LMS Moodle является хорошим дополнением к традиционному очному обучению. При использовании смешанного обучения или при необходимости организации дистанционного обучения данная система может служить заменой традиционному обучению. Эффективность использования этой системы может быть успешно реализована при условии хорошей проработки и адаптации учебного материала к электронному обучению [4].
В статье В. Н. Голощаповой приводится описание возможностей организации дистанционного обучения с применением LMS Moodle. В связи с тем, что система LMS Moodle содержит большой набор инструментов, дистанционный курс, который разработан с использованием этих инструментов, может включать в себя различные элементы и ресурсы (файлы, тесты, задания, опросы, форумы). В этой работе также отмечается, что использование системы LMS Moodle в дополнение к аудиторным занятиям дает больше возможностей студентам для самостоятельного усвоения учебного материала и способствует развитию непрерывного самообразования обучающихся [5].
В статье С. Ю. Ланиной на примере электронного курса «Математика» анализируется стимулирование учебной познавательной деятельности студентов вуза с использованием системы LMS Moodle. При изучении курса «Математика» авторы рассматривают две составляющие: информационно-содержательную (различные формы представления теоретического материала: стендовые лекции, видеолекции, методический материал, ссылки на электронные образовательные и библиотечные ресурсы) и организационно-управленческую (индивидуальные домашние задания с возможностью контроля срока выполнения, тесты с ограничением времени прохождения, задания к практическим работам, итоговый тест). В работе отмечено, что использование в процессе обучения включенных в систему LMS Moodle различных видов заданий способствует эффективному формированию и развитию учебной познавательной активности [6].
Проблема оценки качества своих знаний обучающимися при подготовке к промежуточной аттестации рассмотрена в работе Ю. В. Великановой и Е. А. Косаревой [7]. Для успешного решения данной проблемы авторами разработаны и внедрены в учебный процесс тесты для самоконтроля по всем подразделам учебного курса физики в системе LMS Moodle. Эффективность такой формы самоконтроля подтверждена в работе апробацией разработанного фонда оценочных средств. В апробации разработанных тестовых заданий приняли участие 500 студентов Самарского государственного технического университета очно-заочной формы обучения. Авторы работы также отмечают, что апробация показала эффективность использования разработанных тестовых заданий в плане повышения качества знаний обучающихся [7].
Проведение текущего контроля студентов в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин с применением дистанционного тестирования на базе LMS Moodle рассмотрено в работе М. В. Зверевой и Г. С. Бобкова [8]. Авторами на платформе LMS Moodle были созданы дистанционные курсы по естественнонаучным дисциплинам, которые включают в себя от одного до пяти дистанционных тестов. В работе была проанализирована статистика 12 выбранных авторами тестов, которые отличались по количеству участников, сложности и успешности прохождения. Основываясь на анализе результатов проведенного тестирования, авторы этой работы пришли к выводу, что при разработке обучающих тестов нужно включать задания различной сложности по всем основным разделам изучаемой темы. Вопросы средней и высокой сложности с высокой дифференцирующей способностью необходимо включать в контрольное тестирование при проведении промежуточного контроля студентов [8].
В статье А. Я. Мельниковой, И. К. Кирилловой, О. И. Вагановой авторы описывают свой опыт организации тестирования студентов первого курса по дисциплине «Материаловедение и технология конструкционных материалов» на платформе LMS Moodle в Башкирском государственном университете [9]. В тестировании принимали участие студенты двух направлений подготовки. Авторы этой статьи отмечают, что в условиях использования цифровых образовательных технологий наиболее эффективным и доступным инструментом контроля усвоения знаний являются компьютерные тесты. Кроме того, в работе [9] было разработано «входное» тестирование по темам школьных курсов «Химия» и «Физика», которое позволяет определить начальный уровень знаний студентов перед изучением дисциплины. Положительная динамика контроля знаний студентов в Горно-Алтайском государственном университете в системе LMS Moodle приводится и в работе И. В. Соловкиной и А. А. Темербековой [10].
В работах Г. В. Булидоровой анализируется опыт разработки и использования тестов в системе LMS Moodle при изучении физической химии в Казанском национальном исследовательском технологическом университете [11; 12]. Автор отмечает важную роль процедуры оценивания и разработки средств для этой процедуры при осуществлении электронного обучения. База тестов по физической химии содержит 148 категорий (более двух тысяч тестовых вопросов) и продолжает пополняться [11]. Навигация по итоговому тесту в большинстве случаев построена последовательно (возврат к просмотренному вопросу невозможен) [12]. При осуществлении итоговой проверки знаний обязательным требованием является наличие записей у студента [12]. Г. В. Булидорова отмечает, что данное условие помогает преподавателю в борьбе со списыванием и играет роль «страховки» для студента. Студенту, допустившему в решении незначительную ошибку, оценка может быть повышена путем проверки записей преподавателем. Таким образом, тестирование в системе LMS Moodle позволяет беспристрастно и адекватно проводить оценку знаний обучающихся [12].
В работах, помимо большого количества преимуществ, также отмечены «трудности» оценки знаний тестированием. К таким трудностям можно отнести возможность случайного угадывания, невнимательность при изучении вопроса, распространение между обучающимися вопросов и правильных ответов. Кроме того, важным моментом является разделение тестирования на обучающее и контролирующее. Для составления контролирующего тестирования требуется особый отбор как самих вопросов, так и их типов. При составлении данных вопросов необходимо учитывать трудность заданий и их объективность [7-12].
Приведенный обзор статей позволяет сделать вывод, что наиболее сложная проблема организации дистанционного и смешенного обучения - это проблема организации и осуществления различных форм контроля знаний. Особые формы контроля, используемые для проведения эффективной оценки знаний, должны разрабатываться с учетом достижений современной тестологии [13-15]. Компьютерное тестирование знаний, умений и навыков - это одно из самых перспективных и эффективных направлений оценки качества обучения. Следует отметить, что независимая система оценки качества обучения студентов может быть создана только при условии использования для
оценки знаний автоматизированных компьютерных систем, в частности компьютерного тестирования [16].
В Российском химико-технологическом университете им. Д. И. Менделеева накоплен большой опыт разработки тестовых заданий по общей и неорганической химии [16-20]. Разработанные тестовые задания используются в курсе «Общая и неорганическая химия» как для организации самостоятельной работы студентов, так и для осуществления различных форм контроля. Для организации компьютерного тестирования студентов первого курса бакалавриата и специалитета по курсу «Общая и неорганическая химия» была выбрана система LMS Moodle, которая имеет много функций для создания тестов, а также для проведения обучающего и контролирующего тестирования.
Разработанные тестовые задания по первой части курса - теоретическим основам химии были импортированы в систему LMS Moodle [20]. Таким образом, был создан банк вопросов, который содержит 800 тестовых заданий по 14 категориям курса:
• эквивалент;
• концентрация растворов;
• реакции окисления-восстановления;
• строение вещества;
• ковалентная связь;
• метод Гиллеспи;
• метод молекулярных орбиталей;
• термохимия, закон Гесса;
• энтропия, энергия Гиббса;
• химическое равновесие;
• диссоциация электролитов, рН;
• растворимость, произведение растворимости;
• гидролиз;
• химия комплексных соединений.
В данной работе по второй части курса «Общая и неорганическая химия» - химии элементов и их соединений - нами был разработан и внедрен в образовательный процесс электронный лабораторный журнал. В основу созданного электронного лабораторного журнала положен используемый в настоящее время на кафедре общей и неорганической химии лабораторный практикум [21], содержащий описания лабораторных работ для студентов первого курса РХТУ им. Д. И. Менделеева.
Необходимость разработки и внедрения в учебный процесс на первом курсе электронного лабораторного журнала была обусловлена переходом на смешанную и дистанцию форму обучения в связи с эпидемиологической ситуацией. Электронный лабораторный журнал позволяет осуществлять эффективное проведение лабораторных работ у студентов первого курса бакалавриата и специалитета.
Электронный лабораторный журнал включает в себя 11 лабораторных работ (в соответствии с рабочей программой дисциплины) (рис. 1).
В 11 лабораторных работ входит 184 опыта. Каждый опыт может включать в себя от 1 до 8 тестовых заданий. Опыты, которые выполняются при очном обучении студентами
;' ; Моос11е@Мис1т Русский (ш) ж
ОНХ-2
гй? Участники
С Значки
& Компетенции
Н Оценки
& Личный кабинет
* Домашняя страница
т Календарь
□ Личные файлы
/ Банк контента
Мои курсы
Экзамен по ИГНХ
Электронный лабораторный журнал
у Лабораторная работа "Щелочные, щелочноземел У Лабораторная работа "Бор и алюминий" У Лабораторная работа "Углерод, кремний" V Лабораторная работа "Олово, свинец" у Лабораторная работа "Азот" у' Лабораторная работа "Фосфор, сурьма, висмут" У Лабораторная работа "Сера, селен, теллур" У Лабораторная работа "Хром, молибден, вольфрам" У Лабораторная работа "Марганец, железо, кобальт, никель' У Лабораторная работа "Медь, серебро" У Лабораторная работа "Цинк, кадмий, ртуть1'
ьные металлы и магнии
Рис. 1. Структура электронного лабораторного журнала по неорганической химии
самостоятельно или выполняются лаборантом, в электронном лабораторном журнале сопровождаются видеофрагментами, позволяющими наблюдать протекание химических реакций. При составлении тестовых заданий для электронного лабораторного журнала был использован тип вопросов «Перетаскивание в текст». В данном типе тестовых заданий текст вопросов в Moodle записывается с использованием меток ([[1]], [[2]] и т.д.), которые подразумевают правильный вариант ответа (рис. 2).
Далее составляются варианты выбора, при этом обязательно ставится «галочка» в пункте «Перемешать». В вариант ответа [[1]] вписывается правильный ответ для пропуска в тексте вопроса [[1]]. Вариантов ответа вводится больше, чем ячеек для заполнения (рис. 3). Таким образом, в данном типе можно использовать и «выбор ответов». «Галочка» также ставится в пункте «Несколько», это дает возможность данный вариант ответа использовать несколько раз (в разных уравнениях химических реакций).
Так как практически все вопросы в электронном лабораторном журнале представляют собой написание уравнений химических реакций, то при составлении вопросов типа «Перетаскивание в текст» возникла проблема: ввиду наличия большого количества
Щелочные, щелочноземельные металлы и магний (16)
а и
@ 4
Тест № 1. Взаимодействие щелочных металлов с водой. Тест 1 (2).тр4
[[20]]1] + [|20]]Н20 Н[20]][[1Ц + П19]][[16]] [[20]]Ма + |[20]]Н20 - |[20]][[6]] и- [[19]][[16]] ][20]]К +[[20]) НгО -1 [[20]][[1Ц] + [[1Э]][[16]]
Рис. 2. Пример ввода текста вопроса типа «Перетаскивание в текст» в систему Moodle
Рис. 3. Пример формирования вариантов выбора ответа в типе вопросов «Перетаскивание в текст»
продуктов реакций и коэффициентов при изменении последовательности ввода ответов система выдавала ошибку. Поэтому при вводе вариантов ответа эти варианты были разделены на группы (рис. 4).
Рис. 4. Пример разделения на группы вариантов ответа в типе вопросов «Перетаскивание в текст»
При просмотре самих тестов эти группы система LMS Moodle выделяет различными цветами (рис. 5).
Разделение на группы вариантов ответа не дает возможности менять варианты ответов (продукты химических реакций) местами. При этом каждый продукт соответствует определенной группе вариантов ответа (соответствующий цвет ячеек), и система не позволяет вставить в определенную ячейку ответ из другой группы.
В электронный лабораторный журнал включены также видео опытов, просмотрев которые студенты должны составить уравнения химических реакций с расстановкой стехиометрических коэффициентов путем перетаскивания продуктов этих реакций и соответствующих коэффициентов (рис. 6).
На выполнение каждой лабораторной работы дается одна попытка и 4 часа времени, которое демонстрируется на дисплее компьютера. Тестирование проходит в
Тест № 1. Взаимодействие щелочных металлов с водой.
| 1-^7 | | и2о | ион ио3 | ио2|
(ыаОг |^аОН ЦыагОг ["ма20 [
га
н2 \ н2о2] о23
0Ш00000И00И0
Рис. 5. Просмотр вопроса типа «Перетаскивание в текст» с разделением вариантов ответа на группы
в системе LMS Moodle
адаптивном режиме. После выполнения каждого тестового задания студенту дается возможность проверить правильность выполнения задания с помощью кнопки «Проверить». Нажав эту кнопку, студенты могут увидеть баллы за данное задание и правильность каждого выбранного варианта ответа (рис. 7).
Студент может поменять вариант ответа, но за это накладывается штраф (каждая попытка - минус 0,3 балла) (рис. 8).
Рис. 6. Пример теста из электронного лабораторного журнала в системе LMS Moodle
Вопрос 17 Частично правильный Баллов: 0,5 из 1.0
Т Отметить вопрос
о
Редактировать вопрос
Тест № 17. Изучение свойств алюминия.
[Т] х А1 + [Т] V 12 ——5- [Т] X | АНз
реакция не идет
амааааааа
Частично правильный
Оценка за этот ответ: 0,5/1,0. Эта попытка повлекла штраф: 0,3.
Рис. 7. Адаптивный режим тестирования в электронном лабораторном журнале
Рис. 8. Пример оценивания задания и наложения штрафов в электронном лабораторном журнале
Результаты выполненных работ из электронного лабораторного журнала формируются автоматически в системе LMS Moodle (рис. 9).
Помимо электронного лабораторного журнала нами был разработан банк вопросов для защиты лабораторных работ. Банк вопросов включается в себя 654 задания по
Имя АБВГДЕЁЖЗИКЛМНО прстуфхцчшщэюя
^Фамили^ Все АБВГДЕЁЖЗИКЛМНО П plfi\ УФХЦЧ ШЩЭЮЯ
Загрузить данные из таблицы как
Значения, разделяемые запятыми [,С5У)
Фамилия/ максимальная
Имя /
Отчество или Тест Затраченное В. 1 В. 2 В. 3 В. 4 В. 5
второе имя Состояние начат Завершено время ^ Оценка/16^ t/1,0 /1,0 /1,0 /1,0 /1.0
Саидмуротова 30 апреля 2021 08:40
° Севинч Бахром Кизи Просмотр попытки Завершенные 30 апреля 2021 09:54 1 ч. 14 мин. 15,6 ✓ •S 1,0 ✓ 1,0 ✓ 1,0 О 1,0 V 1,0
Сухробова Нигора 30 набранные студентом
о Джамшид Кизи Просмотр попытки Завершенные апреля 2021 09:12 30 апреля 2021 10:33 1 ч. 21 мин. 15,5 □ 1,0 ■У 1,0 ■У 1,0 V- 1,0 □ 0,9
Рис. 9. Пример просмотра результатов тестирования в системе Moodle
Рис. 10. Адаптивный режим тестирования при защите лабораторных работ
темам, соответствующим тематике лабораторных работ (см. рис. 1). Процедура защиты лабораторных работ представляет собой тестирование по теме лабораторной работы. Тест для защиты лабораторных работ включают в себя 10 заданий с выбором ответов или заданий на соответствие. На выполнение каждого теста дается одна попытка и 45 минут времени. Тестирование проходит в адаптивном режиме. После выполнения каждого тестового задания с помощью кнопки «Проверить» студенты могут увидеть баллы за данное задание, но не увидят, какой именно вариант ответа правильный (рис. 10).
Студент может поменять вариант ответа, но за каждое исправление накладывается штраф (каждая попытка - минус 0,3 балла) (рис. 11).
Для защиты некоторых работ, в связи с наличием большого количества учебного материала, предусмотрено два тестирования:
Лабораторная работа «Фосфор, сурьма, висмут» - тестирования по темам «Фосфор» и «Мышьяк, сурьма, висмут»;
Рис. 11. Пример оценивания задания и наложения штрафов при защите лабораторных работ
Лабораторная работа «Марганец, железо, кобальт, никель» - тестирования по темам «Марганец, технеций, рений» и «Железо, кобальт, никель».
Результаты тестирования при защите лабораторных работ формируются в системе Moodle так же, как и в электронном лабораторном журнале (см. рис. 9). На основании этих данных преподаватель оценивает выполнение лабораторного практикума студентами.
Электронный лабораторный журнал и тесты для защиты работ, созданные на основе разработанного банка вопросов, были использованы при проведении учебных занятий у студентов первого курса РХТУ им. Д. И. Менделеева, обучающихся на направлениях подготовки по очной и заочной формам обучения, а также студентов первого курса, обучающихся в филиале РХТУ им. Д. И. Менделеева в г. Ташкенте (Республика Узбекистан) по очной форме обучения. Кроме того, на базе разработанного банка вопросов было создано итоговое тестирование, которое было использовано для проведения итогового контроля знаний (экзамен, зачет с оценкой) по дисциплине «Общая и неорганическая химия».
Применение в учебном процессе данных разработок в системе LMS Moodle способствует закреплению и обобщению полученных знаний, служит средством приобретения новых знаний. Таким образом, реализация лабораторного практикума в системе LMS Moodle выполняет как контролирующую, так и обучающую функции. При выборе правильного ответа студенту необходимо проводить классификацию, сравнение различных физических и химических свойств изучаемых веществ, что, в свою очередь, активизирует мыслительную деятельность. Следует отметить, что тестирование также устраняет пробелы в знаниях студентов по химии элементов и их соединений.
Все полученные в данной работе электронные учебные материалы размещены в курсе «Общая и неорганическая химия», созданном на платформе LMS Moodle. На данном курсе также размещены учебно-методические материалы (гиперссылки, файлы) и семинары в виде файлов формата рр^ предусмотренные рабочей программой дисциплины, в том числе семинары для подготовки к рубежным контрольным работам. Эти
ресурсы способствуют более эффективному усвоению материала и активизации самостоятельной работы студентов.
Таким образом, применение системы LMS Moodle и реализуемого в этой системе компьютерного тестирования становится неотъемлемой частью процесса обучения. Это позволяет превратить обучение в дифференцированный процесс, который помимо оценивания учебных достижений студентов обеспечивает для каждого обучающегося индивидуальный темп обучения и реализует идею педагогики сотрудничества студент - преподаватель.
Список литературы
1. Возможности совершенствования учебного процесса с использование LMS Moodle / О. Г. Смолянинова, В. В. Трофимова, А. А. Мороз, Н. П. Матусевич // Современный ученый. 2019. № 5. С. 116-121.
2. Хорошева А. В. Организация образовательного процесса с использованием системы дистанционного обучения Moodle // Информационные технологии в УИС. 2020. № 4. С. 66-72.
3. Мухаметшин Л., Салехова Л., Мухаметшина М. Использование LMS Moodle в современном образовательном процессе // Филология и культура. 2019. № 2 (56). С. 274-279.
4. Канищева Н. В., Бадалян А. Р. Использование системы дистанционного обучения «Moodle» в образовательном процессе // Научный альманах. 2020. № 11-1 (73). С. 111-113.
5. Голощапова В. Н. Использование среды дистанционного обучения Moodle в учебном процессе вуза // Трибуна ученого. 2021. № 4. С. 370-373.
6. Ланина С. Ю. Стимулирование учебной познавательной активности студентов вуза средствами образовательной системы Moodle // Актуальные вопросы профессионального образования. 2019. № 3 (16). С. 27-30.
7. Великанова Ю. В., Косарева Е. А. Разработка заданий для самоконтроля и анализ их качества с использование Moodle // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. 2021. № 1. С. 19-28.
8. Зверева М. В., Бобков Г. С. Текущий контроль с применением дистанционного тестирования на базе СДО Moodle // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 108-111.
9. Мельникова А. Я., Кириллова И. К., Ваганова О. И. Опыт организации тестирования на платформе Moodle // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. 2020. № 3 (226). С. 99-105.
10. Соловкина И. В., Темербекова А. А. Особенности проверки контроля знаний студентов через систему управления обучением Moodle // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 326-329.
11. Булидорова Г. В. Использование тестов LMS Moodle при изучении физической химии // Наукосфера. 2021. № 4 (2). С. 46-49.
12. Булидорова Г. В. Опыт разработки и использования тестов LMS Moodle по физической химии в Казанском национальном исследовательском технологическом университете // Наукосфера. 2021. № 4 (2). С. 50-53.
13. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: МИСиС, 1989. 208 с.
14. Михайлычев Е. А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001. 432 с.
15. Васильев В. И., Тягунова Т. Н. Основы культуры адаптивного тестирования. М.: Изд-во ИКАР, 2003. 584 с.
16. Щербаков В. В., Капустин Ю. И. Компьютерные тесты: разработка и апробация. М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2010. 164 с.
17. Щербаков В. В., Артемкина Ю. М., Паркина М. П. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2014620167 «База данных контролирующих тестов по общей и неорганической химии». Дата гос. регистрации 23.01.2014.
18. Щербаков В. В., Артемкина Ю. М., Паркина М. П. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2014620168 «База данных контролирующих тестов по химии». Дата гос. регистрации: 23.01.2014.
19. Банк компьютерных контролирующих тестов по общей химии / Ю. М. Артемкина, Ю. Д. Загоскин, Н. М. Кузнецов [и др.] // Успехи в химии и химической технологии: сб. науч. тр. М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2014. Т. 28, № 9 (158). С. 92-94.
20. Artemkina I. M., Shcherbakov V. V., Artemkina Yu. M. Testing for general and inorganic chemistry in the Moodle system // Journal of Phisics: Conference Series. 2020. Vol. 1691. P. 1-8.
21. Практикум по неорганической химии / под ред. А. Ф. Воробьева, С. И. Дракина. М.: Альянс, 2004. 249 с.
References
1. Smolyaninova O. G., Trofimova V. V., Moroz A. A., Matusevich N. P. Vozmozhnosti sovershenstvovaniya uchebnogo protsessa s ispolzovanie LMS Moodle. Sovremennyy uchenyy. 2019, No. 5, pp. 116-121.
2. Khorosheva A. V. Organizatsiya obrazovatelnogo protsessa s ispolzovaniem sistemy distantsionnogo obucheniya Moodle. Informatsionnye tekhnologii v UIS. 2020, No. 4, pp. 66-72.
3. Mukhametshin L., Salekhova L., Mukhametshina M. Ispolzovanie LMS Moodle v sovremennom obrazovatelnom protsesse. Filologiya i kultura. 2019, No. 2 (56), pp. 274-279.
4. Kanishcheva N. V., Badalyan A. R. Ispolzovanie sistemy distantsionnogo obucheniya «Moodle» v obrazovatelnom protsesse. Nauchnyy almanakh. 2020, No. 11-1 (73), pp. 111-113.
5. Goloshchapova V. N. Ispolzovanie sredy distantsionnogo obucheniya Moodle v uchebnom protsesse vuza. Tribuna uchenogo. 2021, No. 4, pp. 370-373.
6. Lanina S. Yu. Stimulirovanie uchebnoy poznavatelnoy aktivnosti studentov vuza sredstvami obrazovatelnoy sistemy Moodle. Aktualnye voprosy professionalnogo obrazovaniya. 2019, No. 3 (16), pp. 27-30.
7. Velikanova Yu. V., Kosareva E. A. Razrabotka zadaniy dlya samokontrolya i analiz ikh kachestva s ispolzovanie Moodle. Vektor nauki Tolyattinskogo gos. un-ta. Ser.: Pedagogika, psikhologiya. 2021, No. 1, pp. 19-28.
8. Zvereva M. V., Bobkov G. S. Tekushchiy kontrol s primeneniem distantsionnogo testirovaniya na baze SDO Moodle. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020, No. 68-2, pp. 108-111.
9. Melnikova A. Ya., Kirillova I. K., Vaganova O. I. Opyt organizatsii testirovaniya na platforme Moodle. Vestn. Orenburgskogo gos. un-ta. 2020, No. 3 (226), pp. 99-105.
10. Solovkina I. V., Temerbekova A. A. Osobennosti proverki kontrolya znaniy studentov cherez sistemu upravleniya obucheniem Moodle. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021, No. 2 (87), pp. 326-329.
11. Bulidorova G. V. Ispolzovanie testov LMS Moodle pri izuchenii fizicheskoy khimii. Naukosfera. 2021, No. 4 (2), pp. 46-49.
12. Bulidorova G. V. Opyt razrabotki i ispolzovaniya testov LMS Moodle po fizicheskoy khimii v Kazanskom natsionalnom issledovatelskom tekhnologicheskom universitete. Naukosfera. 2021, No. 4 (2), pp. 50-53.
13. Avanesov V. S. Osnovy nauchnoy organizatsii pedagogicheskogo kontrolya v vysshey shkole. Moscow: MISiS, 1989. 208 p.
14. Mikhaylychev E. A. Didakticheskaya testologiya. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 2001. 432 p.
15. Vasilyev V. I., Tyagunova T. N. Osnovy kultury adaptivnogo testirovaniya. Moscow: Izd-vo IKAR, 2003. 584 p.
16. Shcherbakov V. V., Kapustin Yu. I. Kompyuternye testy: razrabotka i aprobatsiya. Moscow: RKhTU im. D. I. Mendeleeva, 2010. 164 p.
17. Shcherbakov V. V., Artemkina Yu. M., Parkina M. P. Svidetelstvo ogosudarstvennoyregistratsii bazy dannykh No. 2014620167 "Baza dannykh kontroliruyushchikh testov po obshchey i neorganicheskoy khimii". Data gos. registratsii 23.01.2014.
18. Shcherbakov V. V., Artemkina Yu. M., Parkina M. P. Svidetelstvo ogosudarstvennoy registratsii bazy dannykh No. 2014620168 "Baza dannykh kontroliruyushchikh testov po khimii". Data gos. registratsii: 23.01.2014.
19. Artemkina Yu. M., Zagoskin Yu. D., Kuznetsov N. M. et al. Bank kompyuternykh kontroliruyushchikh testov po obshchey khimii. Uspekhi v khimii i khimicheskoy tekhnologii. Coll. of scientific papers. Moscow: RKhTU im. D. I. Mendeleeva, 2014. Vol. 28, No. 9 (158), pp. 92-94.
20. Artemkina I. M., Shcherbakov V. V., Artemkina Yu. M. Testing for general and inorganic chemistry in the Moodle system. Journal of Phisics: Conference Series. 2020, Vol. 1691, pp. 1-8.
21. Vorobyev A. F., Drakin S. I. (eds.) Praktikum po neorganicheskoy khimii. Moscow: Alyans, 2004. 249 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 2
Статья поступила в редакцию 27.09.2021 The article was received on 27.09.2021