Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ (ЦИФРОВЫЕ) КОММУНИКАЦИИ: ПУТЬ К ПРОГРЕССУ ИЛИ РЕГРЕССУ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ (ЦИФРОВЫЕ) КОММУНИКАЦИИ: ПУТЬ К ПРОГРЕССУ ИЛИ РЕГРЕССУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
996
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
глобализация / электронная коммуникация / информационные технологии / принципы права / баланс частных и публичных интересов / принцип открытости / globalization / electronic communication / information technologies / the principles of law / the balance of private and public interests / the principle of openness

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алферова Елена Васильевна, Алешкова Ирина Александровна

Рассматриваются позитивные и негативные тенденции, обусловленные стремительным развитием и внедрением электронных коммуникаций в жизнедеятельность человека, общества и государства и трансформацией взаимоотношений между субъектами права в цифровой среде. Применение этих средств коммуникации осуществляется сегодня в различных сферах экономических, политических, правовых и социально-культурных отношений, в т.ч. в образовании и воспитании подрастающего поколения. Признавая значимость введения новых информационных технологий, авторы выделяют ряд позитивных достижений – от инновационного развития, как-то: расширение возможности реализации экономических и социальных функций государства, открытость процессов принятия решений и гражданского контроля процессов управления, экономия времени, упрощение юридических процедур и др., так и негативные моменты, связанные с рисками внедрения этих технологий. В связи с этим авторы пытаются ответить на вопрос: к прогрессу или регрессу приведут эти инновации, вызванные информационной революцией?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алферова Елена Васильевна, Алешкова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC (DIGITAL) COMMUNICATIONS: PATH TO PROGRESS OR REGRESSION

Positive and negative trends are considered due to the rapid development and introduction of electronic communications into the life of a person, society and the state and the transformation of relations between legal entities in the digital environment. The application of these means of communication is carried out today in various spheres of economic, political, legal and socio-cultural relations, including in education and education of the younger generation. Recognizing the importance of the introduction of new information technologies, the authors distinguish a number of positive achievements from innovative development, for example: expanding the possibility of implementing the economic and social functions of the state, openness of decision-making processes and civil control of management processes, saving time, simplifying legal procedures, etc., and negative aspects associated with the risks of introducing these technologies. In this regard, the authors are trying to answer the question: will these innovations, caused by the information revolution, lead to progress or regression?

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ (ЦИФРОВЫЕ) КОММУНИКАЦИИ: ПУТЬ К ПРОГРЕССУ ИЛИ РЕГРЕССУ»

gs4 инновации ^d

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10635 АЛФЕРОВА Елена Васильевна,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая отделом правоведения

ИНИОН РАН е-mail: [email protected]

АЛЕШКОВА Ирина Александровна,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН е-mail: [email protected]

ЭЛЕКТРОННЫЕ (ЦИФРОВЫЕ) КОММУНИКАЦИИ: ПУТЬ К ПРОГРЕССУ ИЛИ РЕГРЕССУ

Аннотация. Рассматриваются позитивные и негативные тенденции, обусловленные стремительным развитием и внедрением электронных коммуникаций в жизнедеятельность человека, общества и государства и трансформацией взаимоотношений между субъектами права в цифровой среде. Применение этих средств коммуникации осуществляется сегодня в различных сферах экономических, политических, правовых и социально-культурных отношений, в т.ч. в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Признавая значимость введения новых информационных технологий, авторы выделяют ряд позитивных достижений - от инновационного развития, как-то: расширение возможности реализации экономических и социальных функций государства, открытость процессов принятия решений и гражданского контроля процессов управления, экономия времени, упрощение юридических процедур и др., так и негативные моменты, связанные с рисками внедрения этих технологий. В связи с этим авторы пытаются ответить на вопрос: к прогрессу или регрессу приведут эти инновации, вызванные информационной революцией?

Ключевые слова: глобализация, электронная коммуникация, информационные технологии, принципы права, баланс частных и публичных интересов, принцип открытости.

ALFEROVA Elena Vasilievna,

candidate of legal sciences, leading researcher, head of the Department of law, INION RAS

ALESHKOVA Irina Alexandrovna,

candidate of legal sciences, senior researcher of Department of law, INION RAS

ELECTRONIC (DIGITAL) COMMUNICATIONS: PATH TO PROGRESS OR REGRESSION

Annotation. Positive and negative trends are considered due to the rapid development and introduction of electronic communications into the life of a person, society and the state and the transformation of relations between legal entities in the digital environment. The application of these means of communication is carried out today in various spheres of economic, political, legal and socio-cultural relations, including in education and education of the younger generation. Recognizing the importance of the introduction of new information technologies, the authors distinguish a number of positive achievements - from innovative development, for example: expanding the possibility of implementing the economic and social functions of the state, openness of decision-making processes and civil control of management processes, saving time, simplifying legal procedures, etc., and

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

negative aspects associated with the risks of introducing these technologies. In this regard, the authors are trying to answer the question: will these innovations, caused by the information revolution, lead to progress or regression?

Key words: globalization, electronic communication, information technologies, the principles of law, the balance of private and public interests, the principle of openness.

Современная действительность характеризуется колоссальным ростом интеграции в жизнь и деятельность человека электронных коммуникационных ресурсов. При этом данный процесс не сводится лишь к личной жизни человека, он затрагивает и сферу межличностного общения, и сферу взаимодействия личности, общества и государства.

Электронная коммуникация, являясь одним из этапов социальной коммуникации, обеспечила возможность получения и передачи информации посредством динамично расширяющегося набора информационных ресурсов и электронных средств [1]. Этот технологический прорыв, вне всякого сомнения, является значимым фактором развития современного информационного общества. Однако, исходя из того, что объективно верифицировать масштаб и последствия их влияния на государственно образованное общество и различные сферы его жизни в настоящий момент очень сложно, попытаемся лишь обозначить направления развития электронных коммуникаций в государственно образованное общество.

Определяющее влияние на тенденции развития взаимоотношений между субъектами права в век информационной революции оказывают культура, экономика, государственная политика и право.

Исходя из конструкции идеальное, реальное и оптимальное, представляется возможным выделить следующие значимые тенденции развития.

1. Постепенное изменение системы взаимоотношений между личностью, обществом и государством и обязательное сохранение аксиологического подхода в правовом регулировании, при котором человек, его права и свободы в цифровом мире признаются высшей ценностью.

2. Корректная модернизация методов правового регулирования, связанного с реализацией личной конфиденциальности и автономии правовых интересов. Недопущение трансформации прав в обязанности.

3. Нейтрализация рисков по обеспечению универсальных прав человека и принятие мер по поддержанию надлежащего уровня их защиты.

4. Согласованное сочетание национальных ценностей с общецивилизационными процессами при осуществлении электронной коммуникации, а также реализация общепризнанных принципов в сфере организации и функционирования

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

информационных инноваций, посредством обеспечения их диалектической взаимосвязи с принципами конституционного права.

5. Системное применение информационных технологий в экономике, политике, социально-культурной сфере, в т.ч. в образовании и воспитании подрастающего поколения, и во взаимодействии между личностью, обществом и государством.

Активное использование электронной коммуникации в сфере взаимоотношений личности, общества и государства требует соответствующего их правового регулирования. Проблема регулирования информационных (цифровых) технологий является одной из важнейших проблем современности. Такие технологии представляют собой новшества или усовершенствования, которые имеют большое социальное и экономическое значение, однако не вписываются в рамки существующего законодательства. Причиной этого является не то, что в действующих нормативных правовых актах существуют некоторые пробелы или противоречивые положения, а то, что в момент принятия данных актов эти новые технологии просто ещё не появились.

Несмотря на то что в России принят ряд важных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, связанные с использованием информационных технологий в различных сферах общественной и государственной жизни, законодательство пока не дает надлежащие ответы на вопросы о том, как могут или как должны регулироваться технологии, которые требуют изменения или создания новых правовых категорий. Законы, регулирующие указанные технологии, в идеале, должны быть предсказуемыми и эффективными. Однако эти новации по сути являются непредсказуемыми. В связи с этим возникают проблемы толкования законов, связанных с ними, формулирования и легального закрепления унифицированных понятий, правового образования и правовой культуры и др.

Многие ученые пишут сегодня о дальнейшем развитии права и формировании нового цифрового права. Так, В.Д. Зорькин видит несколько вариантов такого развития права: 1) право трансформируется в иной социальный регулятор, допуская появление программного кода или некой гибридной формы; 2) право сохранит свои субстанциональные признаки и будет

мирно сосуществовать с программным кодом; 3) в перспективе появится новая нормативная система, которая займет свое место в системе социальных норм наряду с правом, моралью, религией [2].

Анализ процессов электронной коммуникации и их правового регулирования позволяет прийти к выводу, что цифровая реальность формирует поведение человека, нормы социальных отношений, создается новое цифровое право, актуализируется запрос общества на дальнейшее совершенствование режима цифровых прав, на правовое регулирование сегмента цифровых услуг и закрепление права на виртуальные объекты цифрового пространства и др.

Поиск оптимальных решений и разработка эффективных моделей правового регулирования общественных отношений, сопряженных с применением цифровых технологий в области финансов, публичного управления, создания искусственного интеллекта и др., является одним из приоритетных направлений государственной политики России.

Приоритетные направления развития и использования технологий искусственного интеллекта определяются с учетом национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента РФ: от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года». Так же Минэкономразвития разработан проект федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (12 марта 2020 г. он одобрен Правительством РФ). В данном проекте определяется порядок инициирования, установления, реализации, мониторинга реализации, оценки результативности экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций («регуляторных песочниц»), состоящих во временном адресном контролируемом установлении экспериментального (в отсутствие существующего или отличающегося от существующего) нормативного правового регулирования для применения цифровых инноваций или осуществляемой с их использованием деятельности в Российской Федерации.

Вместе с тем стремительное развитие и внедрение электронных коммуникаций в жизнедеятельность человека и экспоненциальная скорость трансформации взаимоотношений между субъектами права, существенное влияние на которые

оказывает цифровая среда, демонстрирует в реальности как позитивные, так и негативные тенденции. Обобщение научных позиций позволяет выделить ряд позитивных тенденций, связанных с цифровизацией:

- развитие принципа экономии времени [3];

- повышение межличностной коммуникации и активное развитие института общественного контроля за счет появления уникального информационного и медиапространства [4];

- развитие человеческого интеллектуального капитала [5];

- развитие телекоммуникационных услуг и появление новой отрасли - телекоммуникационного права [6];

- изменение образа и формы права [7];

- появление новых подходов к правовому регулированию общественных отношений [8];

- прозрачность системы государственного управления [9];

- доступность государственных услуг [10];

- формирование правовых стандартов регулирования отношений в «цифровой реальности», которые последовательно имплементируются в законодательство национальных государств1.

В числе негативных тенденций ученые заметили, что:

- информация и знание о человеке становятся доступными для большего числа субъектов, чем когда-либо прежде в истории человечества [11];

- человек и государство находятся в зависимости от цифровых технологий [12];

- обнаружилась фрагментарность применения информационных технологий в экономике, политике и взаимодействии между личностью, обществом и государством [13];

- происходит стирание грани между публичной и личной жизнью [14];

- возникают угрозы, связанные с информационной безопасностью и интеллектуальной собственностью [15];

- трансформируется система традиционных коммуникационных ценностей [16];

- выявилась низкая электронная грамотность населения и неготовность к продуктивному электронному взаимодействию2;

1 К примеру, в 2017 г на конференции в г Асило-мар в США были сформулированы принципы работы с информационными инновациями (см.: Будущее жизни available at https://futureoflife.org/bai-2017/ (дата обращения: 12.06.2020)).

2 Так, в частности в России только 27% россиян, каждый четвертый, обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанци-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

- реализуется стратегическое телекоммуникационное контролирование и наблюдение во всех сферах жизнедеятельности [17];

- нарастает конфликтность частных и публичных интересов [18];

- происходит появление новых нетипичных (цифровых) субъектов права (цифровая личность - робот) [19].

Следует отметить, что внедрение кардинально новых изменений в систему традиционных устоявшихся правовых конструкций и их стремительное развитие само по себе не может происходить идеально. Применение технических средств кибернетики, как утверждал Н.В. Витрук, значительно превышает творческую роль и ответственность человека в его профессиональной деятельности [20]. Соответственно, к общим положительным тенденциям, отражающим путь к прогрессу человека, общества и государства в условиях электронной (цифровой) коммуникации можно отнести следующие:

- сохранение правовых традиций и конструкций взаимоотношений между личностью, обществом и государством;

- развитие принципов конституционного права в сфере правовой кибернетики;

- создание условий для самореализации в сфере электронной коммуникации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых традиционно в российском обществе;

- систематическое развитие цифровой грамотности населения;

- совершенствование способов правового воспитания подрастающего поколения посредством создания гуманной и этически здоровой информационной среды;

- правомерное внедрение форм электронной коммуникации в жизнедеятельность человека, общества и государства;

- исключение вариантов злоупотребления властью, правами и свободами в той мере, в какой это наносит ущерб жизни и гуманитарному развитию, т.е. формирование «права жизни», о котором как о праве высшего типа, справедливо отмечает проф. И.А. Умнова [21].

онном формате в условиях самоизоляции. Аналитический центр НАФИ представляет результаты комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019 гг., а также в начале 2020 г. (см.: Цифровая грамотность россиян: исследование 2020. Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/) (дата обращения: 15.06.2020)).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что новые электронные технологии все шире проникают в общественные отношения, порождая новое для человечества явление, именуемое сегодня цифровизацией; право под воздействием алгоритмизации трансформируется в целях сохранения своего ключевого свойства -быть эффективным регулятором общественных отношений; требуется продолжение научных исследований вопросов цифровизации права и тех изменений, которые происходят в правовой среде под влиянием новых прорывных технологий. Однако в современный период, сохраняется низкий уровень электронной грамотности и не повсеместность электронной связи. Практика развития и реализации электронной коммуникации, безусловно, направлена на обеспечение и защиту прав человека, вместе с тем, представляется, что особое внимание следует обратить на недопущение трансформации прав человека в обязанности. Так же особое внимание следует обратить на значимость сохранения социокультурных и духовно-нравственных ценностей, что как представляется, позволит обеспечить устойчивое развитие российского общества, а самое главное позволит минимизировать риски в условиях интенсивного развития информационных технологий в жизнедеятельность человека.

Перспективы развития электронной коммуникации зависят от множества значимых факторов. В их числе социальная стабильность, достижение социального компромисса и общественного согласия, развитие электронной культуры и грамотности российского гражданского общества, эффективное развитие правовой кибернетики и цифрового права и др.

Список литературы:

[1] Кулёва О.В. Средства электронной коммуникации // Библиосфера. - 2012. - № 3. - С. 36-41.

[2] Зорькин В.Д. Право в цифровом мире: Размышления на полях Петербургского международного юридического форума // Росс. газ. - 2018. - № 115. - 18 мая.

[3] Алешкова И.А., Молокаева О.Х. Опасности цифрового развития права: очевидные, скрытые, мнимые // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 8. - С. 41 - 45.

[4] Дзялошинский, И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов: монография. - М., 2013. - 479 с.

[5] Комахин Б.Н. Инновационное развитие служебной деятельности в условиях совершенствования информационных технологий // Адми-

нистративное право и процесс. - 2019. - № 3. - С. 29 - 34.

[6] Кузнецова О.А. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере телекоммуникационных услуг: монография. - М.,

2018. - 250 с.

[7] Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. - 2008. - № 1. - С. 85 - 102.

[8] Баранов В.М., Толстик В.А. Кодификационный процесс и результат // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Н. Новгород, 25 - 26 сентября 2008 г. // Журнал российского права. - 2009. - № 4. - С. 130 - 140.

[9] Талапина Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект): монография. - М.: Юриспруденция, 2015.

- 192 с.

[10] Авдохина Я.В., Селех А.А. Доступность государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации // Системные технологии. -2017. - № 24. - С. 5 - 7.

[11] Soriano González M.L. (2019) Libertad de información, redes mediáticas y control estatal. Estudio de caso // Revista Quaestio luris. - 2019. -Vol. 12(3). - Р. 355 - 382.

[12] Эскиндаров М.А., Масленников В.В., Масленников О.В. Риски и шансы цифровой экономики в России // Финансы: теория и практика. -

2019. - № 23(5). - С. 6 - 17.

[13] Жбанова Е.А. Информационные технологии в политическом процессе функционирования органов государственной власти Забайкальского края: дис. ... канд. полит. наук. - Чита, 2011.

- 180 с.

[14] Mo J. Y. C. Privacy and publicly available information: An analysis of the common law and statutory protection in Hong Kong // Statute law review. - 2018. - Vol. 40. - № 2. - P. 188-205.

[15] Лопатин В.Н. Проблемы информационного права в цифровой экономике // Право и государство. - 2019. - № 1 (82). - С. 40 - 56.

[16] Omri Ben-Shahar. Data pollution // Journal of legal analysis. - 2019. - Vol. 11. - P. 104-159.

[17] Citron D.K. A poor mother's right to privacy: A review / Boston Univ. law review. U of Maryland legal studies research paper N 2018-01. URL: SSRN: https://ssrn.com/abstract=3100513 (дата обращения: 15.06.2020).

[18] Bennett T. D. C. Triangulating intrusion in privacy law // Oxford journal of legal studies. - 2019.

- Vol. 39(4). - Р. 751 - 778.

[19] Талапина Э.В. Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы // Журнал российского права. - 2018. - № 2. - С. 17; Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности //

Журнал российского права. - М., 2018. - № 9. - С. 12; Зорькин В.Д. Providentia или о праве будущего в эпоху цифровизации // Государство и право. -2020. - № 6. - С. 7-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[20] Витрук Н.В. Избранное. Т. I: Статьи. Доклады. Рецензии. 1963 - 1990. - М., 2012. - С. 82.

[21] Умнова (Конюхова) И.А. Конституционное право и международное публичное право: Теория и практика взаимодействия. - М., 2016. - С. 26.

Spisok literatury:

[1] Kulyova O.V. Sredstva elektronnoj kommu-nikacii // Bibliosfera. - 2012. - № 3. - S. 36-41.

[2] Zor'kin V.D. Pravo v cifrovom mire: Razmys-hleniya na polyah Peterburgskogo mezhdunarod-nogo yuridicheskogo foruma // Ross. gaz. - 2018. - № 115. - 18 maya.

[3] Aleshkova I.A., Molokaeva O.H. Opasnosti cifrovogo razvitiya prava: ochevidnye, skrytye, mnimye // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. -2019. - № 8. - S. 41 - 45.

[4] Dzyaloshinskij, I.M. Mediaprostranstvo Rossii: kommunikacionnye strategii social'nyh institu-tov: monografiya. - M., 2013. - 479 s.

[5] Komahin B.N. Innovacionnoe razvitie slu-zhebnoj deyatel'nosti v usloviyah sovershenstvo-vaniya informacionnyh tekhnologij // Administrativnoe pravo i process. - 2019. - № 3. - S. 29 - 34.

[6] Kuznecova O.A. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie dogovornyh otnoshenij v sfere telekom-munikacionnyh uslug: monografiya. - M., 2018. -250 s.

[7] Habrieva T.Ya., Chernogor N.N. Pravo v usloviyah cifrovoj real'nosti // Zhurnal rossijskogo prava. - 2008. - № 1. - S. 85 - 102.

[8] Baranov V.M., Tolstik V.A. Kodifikacionnyj process i rezul'tat // Kodifikaciya zakonodatel'stva: teoriya, praktika, tekhnika: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - N. Novgorod, 25 - 26 sentyabrya 2008 g. // Zhurnal rossijskogo prava. - 2009. - № 4. -S. 130 - 140.

[9] Talapina E.V. Gosudarstvennoe upravlenie v informacionnom obshchestve (pravovoj aspekt): monografiya. - M.: Yurisprudenciya, 2015. - 192 s.

[10] Avdohina Ya.V., Selekh A.A. Dostupnost' gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug v Rossijskoj Federacii // Sistemnye tekhnologii. - 2017. - № 24. -S. 5 - 7.

[11] Soriano González M.L. (2019) Libertad de información, redes mediáticas y control estatal. Estudio de caso // Revista Quaestio luris. - 2019. - Vol. 12(3). - R. 355 - 382.

[12] Eskindarov M.A., Maslennikov V.V., Maslennikov O.V. Riski i shansy cifrovoj ekonomiki v Rossii // Finansy: teoriya i praktika. - 2019. - № 23(5). - S. 6 - 17.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

[13] Zhbanova E.A. Informacionnye tekhnologii v politicheskom processe funkcionirovaniya organov gosudarstvennoj vlasti Zabajkal'skogo kraya: dis. ... kand. polit. nauk. - Chita, 2011. - 180 s.

[14] Mo J. Y. C. Privacy and publicly available information: An analysis of the common law and statutory protection in Hong Kong // Statute law review. -

2018. - Vol. 40. - № 2. - P. 188-205.

[15] Lopatin V.N. Problemy informacionnogo prava v cifrovoj ekonomike // Pravo i gosudarstvo. -

2019. - № 1 (82). - S. 40 - 56.

[16] Omri Ben-Shahar. Data pollution // Journal of legal analysis. - 2019. - Vol. 11. - P. 104159.

[17] Citron D.K. A poor mother\'s right to privacy: A review / Boston Univ. law review. U of Maryland legal studies research paper N 2018-01. URL:

SSRN: https://ssrn.com/abstract=3100513 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

[18] Bennett T. D. C. Triangulating intrusion in privacy law // Oxford journal of legal studies. - 2019. - Vol. 39(4). - R. 751 - 778.

[19] Talapina E.V. Pravo i cifrovizaciya: novye vyzovy i perspektivy // Zhurnal rossijskogo prava. -2018. - № 2. - S. 17; Habrieva T.Ya. Pravo pered vyzovami cifrovoj real'nosti // Zhurnal rossijskogo prava. - M., 2018. - № 9. - S. 12; Zor'kin V.D. Provi-dentia ili o prave budushchego v epohu cifrovizacii // Gosudarstvo i pravo. - 2020. - № 6. - S. 7-19.

[20] Vitruk N.V. Izbrannoe. T. I: Stat'i. Doklady. Recenzii. 1963 - 1990. - M., 2012. - S. 82.

[21] Umnova (Konyuhova) I.A. Konstitucionnoe pravo i mezhdunarodnoe publichnoe pravo: Teoriya i praktika vzaimodejstviya. - M., 2016. - S. 26.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.