Научная статья на тему 'Электронные средства обучения как основа образовательного процесса в современной высшей школе'

Электронные средства обучения как основа образовательного процесса в современной высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4131
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / E-LEARNING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MULDIMEDIYNYE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоглазова Лилия Борисовна, Бондарева Ольга Викторовна

Дана характеристика коммуникационной сферы информационного общества и его значения в образовании, электронных средств обучения, выделены их типы. Характеризуется технология мультимедиа, основанная на применении электронных средств обучения. Описана технология дистанционного обучения, сделан вывод о целесообразности ее развития в образовательном процессе современной высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic means of teaching as the basis of educational process at the modern higher school

The article begins with a description of the communication sphere of the information society and its importance in education. The author then describes the e-learning tools and identifies their types. The author then proceeds to the characterization of multimedia technology based on the use of e-learning. The author also draws attention to the distance learning technologies and concludes the feasibility of its development in the educational process of modern higher education.

Текст научной работы на тему «Электронные средства обучения как основа образовательного процесса в современной высшей школе»

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Л.Б. Белоглазова, О.В. Бондарева

Кафедра русского языка № 1 Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/3, Москва, Россия, 117198

Дана характеристика коммуникационной сферы информационного общества и его значения в образовании, электронных средств обучения, выделены их типы. Характеризуется технология мультимедиа, основанная на применении электронных средств обучения. Описана технология дистанционного обучения, сделан вывод о целесообразности ее развития в образовательном процессе современной высшей школы.

Ключевые слова: информационно общество, электронные средства обучения, дистанционное обучение, мультимедийные технологии.

Коммуникация на современном — информационном — этапе развития общества является фундаментальной основой всей жизнедеятельности различных групп населения. Она становится в современном мире фундаментальной основой всей жизнедеятельности людей — онтология коммуникационных процессов предоставляет возможность заглянуть в самые глубины смыслов коммуникации, предлагая новые подходы в раскрытии картинны мира. Разные виды коммуникации формируют бытие современной культуры: это и особый мир средств массовой информации, виртуальное пространство в сети Интернет, взаимодействие в транснациональных корпорациях, претерпевающее изменение межличностное общение индивидов и т.д. [1. С. 118].

Современное информационное общество действует так, что «генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти» [3. С. 24]. По справедливому мнению современных авторов, технологическая составляющая социально-культурного развития на современном этапе намного значимей этой же составляющей в начале прошлого века, а скорость происходящих под ее воздействием изменений настолько велика, что на глазах одного поколения может происходить несколько циклов технологического обновления [4. С. 7].

Интернет не только выявляет технические возможности оперативной передачи информации, но также и коммуникативные, позволяющие осуществлять виртуальное взаимодействие между индивидами. Значимым средством виртуальной коммуникации в условиях информационного общества выступают электронные или экранные тексты.

Распространение информационных технологий в последние годы кардинально преобразило жизнь человека. Компьютер, подключенный к сети Интернет, стал для него и средством развлечения, и средой общения, и инструментом, позволяющим реализовывать творческий и профессиональный потенциал [8].

В высшем образовании тенденция информатизации проявляется через проникновение в образовательный процесс электронных средств обучения [2].

Изучение особенностей использования электронных средств при формировании научного стиля речи должно начинаться с исследования разных аспектов диффузии информационных технологий в учебном процессе высшей школы. Так, целесообразно изучать используемые в высшей школе мультимедийные средства обучения, а также учебный софт (программное обеспечение) и контент (информационное содержание) учебных электронных ресурсов.

Современные цифровые средства обучения появились не сразу. До интеграции компьютерной техники в образовательных процесс в качестве средств обучения в учебных заведениях активно применялись другие технические, аудиальные, визуальные и аудиовизуальные средства обучения. Технические средства обучения в широком смысле — это все технические устройства, применяемые в качестве средств передачи знаний и формирования умений, навыков и профессиональных компетенций.

Еще 10—15 лет назад как в средней, так и в высшей школе в качества средств обучения более или менее активно применялись диапроекторы и фонографы, гра-фопроекторы и электрофоны, кинопроекторы и телевизоры, магнитофоны и проигрыватели компакт-дисков, DVD-проигрыватели. Также в учебном процессе, последовательно вытесняя другу друга, применялись диафильмы и диапозитивные серии, виниловые пластинки, аудиокассеты, компакт-диски, DVD-диски. Именно этим средствам обучения в различные периоды развития высшего образования в нашей стране принадлежала ключевая роль в качестве носителей учебной информации. В условиях отсутствия или дефицита компьютерной техники именно данные средства олицетворяли информационные и коммуникационные технологии.

В условиях научно-технического прогресса и развития коммуникационных информационных средств и технологий в учебный процесс в высшей школе интегрировались различные информационно-коммуникационные устройства, обеспечивающие достижение качественно нового уровня информационного обеспечения образовательного процесса, оказывая положительное воздействие на общекультурную и профессиональную подготовку кадров.

Во втором десятилетии XXI в. в учреждениях высшего профессионального образования наблюдается применение средств звукозаписи и воспроизведения звука (магнитофоны, CD-проигрыватели), систем и средств телефонной связи, (телефонных аппаратов, факсимильных аппаратов, телефонных станций, систем радиосвязи), систем и средств телевидения и радиовещания (теле- и радиоприемников, учебного телевидения и радио, DVD-проигрывателей), оптической и проекционной кино- и фотоаппаратуры (фотоаппаратов, видеокамер), полиграфической, копировальной, множительной и другой техники, позволяющей документировать и размножать информацию (ротапринтов, копиров, ризографов, систем микрофильмирования).

Доминирующее положение среди технических средств обучения ныне отводится компьютерным средствам, позволяющим представлять, обрабатывать и хранить информацию в цифровом виде. Каждый вуз пользуется сегодня компьютерами, принтерами, сканерами, графопостроителями, телекоммуникационными системами, обеспечивающими передачу информации по каналам связи (модемами, проводными, спутниковыми, оптоволоконными и другими сетями [10. С 29—34].

Технические средства, используемые для обучения в высшем профессиональном образовании, можно подразделить на несколько типов. Данную типологиза-цию возможно осуществлять по различным критериям, к важнейшим из которых относятся вид информации и принципы, лежащие в основе их функционирования.

1. Традиционные аналоговые технические средства:

— аудиосредства (магнитофоны, микрофоны, усилители, акустические системы, диктофоны, радиоприемники, лингафонное оборудование, аудиокассеты, виниловые пластинки);

— графические и фотографические средства (фотоаппараты, фильмоскопы, диапроекторы, эпидиаскопы, диафильмы, слайды, изображения на пленках);

— кинопроекционная техника (кинокамеры, кинопроекторы, кинопленки);

— видео и телевизионные средства (телевизоры, мониторы, телекамеры, видеокамеры, видеомагнитофоны, видеоплееры, видеопроекторы, видеокассеты).

2. Цифровые технические средства:

— аудиосредства (цифровые диктофоны и плееры, цифровые компакт-диски),

— графические и фотографические средства (цифровые фотоаппараты, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти),

— проекционная техника (мультимедийные проекторы),

— видео и телевизионные средства (цифровые видеокамеры, DVD-проигры-ватели и DVD-плееры, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти) Компьютерные средства информатизации.

3. Компьютерные мультимедиа-средства записи, обработки и воспроизведения звука; записи обработки и визуализации текста, графических и фотографических объектов; записи, обработки и воспроизведения видео.

4. Телекоммуникационные средства телекоммуникационного общения людей; средства доступа к информационным ресурсам.

Преимущество технических средств обучения состоит в том, что они представляют возможность использования различных типов информации: звуковой, текстовой, фотографической, также клиповой. Использование указанных технических устройств может быть сопряжено с рядом трудностей, связанных с их эксплуатацией. Не каждый педагог (особенно если он мало знаком с техникой) может быстро освоить то или иное техническое устройство. Преимущество компьютера состоит в его универсальности как средства хранения, обработки и передачи информации: с одной стороны, он делает возможной обработку информации различных типов, с другой стороны, в силу своей многофункциональности один персональный компьютер может выполнять множество операций за короткий промежуток времени. Указанные преимущества позволяют нам говорить о компьютере, дополненном всеми необходимыми периферийными устройствами, универсальным техническим средством обучения.

При сравнении компьютера с другими техническими средствами обучения выявляется проблема четкого определения информационно-коммуникативных средств обучения. С одной стороны, к ним можно отнести все устройства и средства, позволяющие обрабатывать и передавать дидактическую информацию. В таком случае к информационно-коммуникативным средствам можно отнести и ау-диомагнитофон, и даже диапроектор. С другой стороны, в силу универсальности компьютера именно он может считаться основным информационно-коммуникативным средством обучения, вытесняющим все остальные технические устройства из образовательного процесса и успешно конкурирующим даже книгой.

Одной из наиболее значимых технологий при формировании научного стиля речи является технология мультимедиа, способствующая полноценной демонстрации научного и учебного материала. Отличительными характеристиками данного средства являются:

— интеграция в одном программном продукте многообразных видов информации традиционного и оригинального характера;

— работа в режиме реального времени;

— относительно новый уровень интерактивного общения «человек—компьютер».

Данный вид информационной технологии позволяет осуществлять одновременную демонстрацию языковой, графической, речевой и другой информации. Такая демонстрация достаточно удобна для создания учебной среды, влияющей на все каналы восприятия как педагога, так и обучаемых.

Как правило, эти средства связаны с чтением лекций, проведением практических занятий, в которых подобная демонстрация способна заинтересовать слушателя и вызвать его положительную мотивацию к изучению конкретных вопросов, предметов и т.д.

Этот вид информационной технологии студенты используют при изготовлении слайдов, для представления информации, отраженной в различных рефератах, докладах и т.д. Изготовление слайдов связано со знанием соответствующих интерфейсов, расположения выбранных текстов (при этом докладчик должен понимать целесообразность и воспринимаемость конкретного текста аудиторией), диаграмм, графиков, иллюстраций, таблиц, анимаций и пр. При этом обучаемые готовятся и монологу, и к диалогу, и к демонстрации. Таким образом, студенты и преподаватели используют как живое, так и диалоговое интерактивное общение. Как правило, такие выступления перед аудиторией и публичные защиты курсовых работ/проектов способствуют формированию определенного отношения обучаемых к изучаемым (исследуемым) вопросам/предметам.

Кроме электронных средств, связанных с подачей информации, современные субъекты, участвующие в процессе подготовки и переподготовки специалистов различных уровней, используют следующие специализированные программы:

— компьютерные курсы;

— электронные словари и переводчики;

— тестовые оболочки, с возможностью для преподавателей создавать собственные тесты;

— профессиональный софт, т.е. программы, которые позволяют формировать свои презентации и слайд-шоу, а также совершенствовать фонетические навыки и создавать собственные аудиотексты [4].

Одним из наиболее развитых современных способов использования таких электронных средств является дистанционное обучение специалистов, поскольку именно этот способ обучения в должной степени позволяет использовать Интернет. Это связано с тем, что эта система является весьма привлекательной, так как способствует развитию творческих и когнитивных способностей учащихся в условиях нерегламентированности и многовариантности обучения, формирования и развития нестереотипного мышления, которое характеризуется способностью выдвигать одновременно множество идей, быстротой, гибкостью, оригинальностью и точностью.

Дистанционное обучение — это целенаправленный синхронный/асинхронный процесс взаимодействия субъектов учебного процесса между собой и со средствами обучения на расстоянии при помощи специализированной образовательной среды, базирующейся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий.

При использовании Интернета в процессе обучения возможно применение синхронной (онлайн) и асинхронной (офлайн) коммуникации, посредством общения в тематических форумах и чатах. В этом случае может быть создана среда для формирования навыков общения в различных научных сообществах.

Для дистанционного общения научных сообществ студентов, аспирантов и молодых ученых различных вузов используются информационно-телекоммуникационные технологии, которые позволяют реализовывать современную концепцию образования, базирующуюся на личностно ориентированном подходе и проблемном обучении, которые отражают основные идеи и принципы гуманитаризации обучения студентов (и молодых ученых) в условиях современных высших учебных заведений. Общение может происходить в режимах телеконференций, что является весьма целесообразным при сдаче экзаменов, либо с помощью системы Skype. Не тестовое общение может происходить в обычном режиме с использованием электронной почты и других средств, которые может предоставить Интернет.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение способствует созданию мобильной образовательной среды и позволяет облегчить получение профессиональных знаний в системе профессионального образования на уровне профессиональной подготовки и переподготовки.

Данный вид обучения может обеспечить получение профессионального образования современных бакалавров, специалистов, магистров различных наук на основе кейс-технологий, сетевых технологий, программированных учебных пособий, мультимедиакурсов. В этом случае особое внимание создателей конкрет-

ных информационных технологий будет обращено на принцип модульности современной подготовки специалистов, будут рассматриваться варианты подбора программ подготовки и переподготовки из отдельных дисциплин, а также выбора формы обучения (полностью дистанционной, частично дистанционной, заочно дистанционной). Это направлено на достижение цели формирования профессиональных компетенций с минимальными затратами времени на обучение.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Болдонова И. С. Онтологические основания герменевтических теорий в философии коммуникации // Вестник Чувашского университета. — 2009. — № 4. — С. 117—122.

[2] Гриншкун В.В. Качество информационных ресурсов и профессиональные качества педагогов. Взаимосвязь и проблемы // Информатика и образование. — 2013. — № 1. — С. 79—81.

[3] Катаева О.В. Виртуалистика в контексте синергетической парадигмы: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. — М., 2002. — 24 с.

[4] Кучмуруков В.В. Виртуальные коммуникации как фактор трансформации культуры информационного общества: Автореф. дисс. ... канд. культ. наук. — М., 2006. — С. 7.

[5] Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М.: Искусство, 1970. — 384 с.

[6] Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 544 с.

[7] Семашко А. Соцюлопя мистецства. — К.: Мшешум, 2004. — 300 с.

[8] Челышева И.В. Методы работы с медиатекстом: философские аспекты проблемы. Медиа-философия. Основные проблемы и понятия // Медиа как предмет философии: Материалы международной научной конференции (16—17 октября 2007 г., г. Санкт-Петербург). — Санкт-Петербург, 2007. — С. 327.

[9] Задать вопрос. Ответить. Стать экспертом. — URL: http://www.askguru.ru/list.ghtml? ID=18501

LITERATURA

[1] Boldonova I.S. Ontologicheskie osnovanija germenevticheskih teorij v filosofii kommunika-cii // Vestnik Chuvashskogo universiteta. — 2009. — № 4. — S. 117—122.

[2] Grinshkun V. V. Kachestvo informacionnyh resursov i professional'nye kachestva pedagogov. Vzaimosvjaz' i problemy // Informatika i obrazovanie. — 2013. — № 1. — S. 79—81.

[3] Kataeva O.V. Virtualistika v kontekste sinergeticheskoj paradigmy: Avtoref. diss. ... kand. filos. nauk. — M., 2002. — 24 c.

[4] Kuchmurukov V. V. Virtual'nye kommunikacii kak faktor transformacii kul'tury informacion-nogo obshhestva: Avtoref. diss. ... kand. kul't. nauk. — M., 2006. — S. 7.

[5] Lotman Ju.M. Struktura hudozhestvennogo teksta. — M.: Iskusstvo, 1970. — 384 s.

[6] Papush M. Psihotehnika jekzistencial'nogo vybora. — M.: Institut Obshhegumanitarnyh Is-sledovanij, 2001. — 544 s.

[7] Semashko A. Sociologija mistecstva. — K.: Milenium, 2004. — 300 s.

[8] Chelysheva I. V. Metody raboty s mediatekstom: filosofskie aspekty problemy. Mediafilosof-ja. Osnovnye problemy i ponjatija // Media kak predmet filosofii: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (16—17 oktjabrja 2007 g., g. Sankt-Peterburg). — Sankt-Peterburg, 2007. — S. 327.

[9] Zadat' vopros. Otvetit'. Stat' jekspertom. — URL: http://www.askguru.ru/list.ghtml?ID=18501

ELECTRONIC MEANS OF TEACHING AS THE BASIS OF EDUCATIONAL PROCESS AT THE MODERN HIGHER SCHOOL

L.B. Beloglazova, O.V. Bondareva

Chair of Russian № 1 Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maclay str., 10/3, Moscow, Russia, 117198

The article begins with a description of the communication sphere of the information society and its importance in education. The author then describes the e-learning tools and identifies their types. The author then proceeds to the characterization of multimedia technology based on the use of e-learning. The author also draws attention to the distance learning technologies and concludes the feasibility of its development in the educational process of modern higher education.

Key words: information society, e-learning, distance learning, muldimediynye technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.