Информационное право
УДК 658.512.012 ББК 67.408.122
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10227
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ
Александр Александрович СИМАКОВ, Омская Академия МВД России, кафедра управления и информационных технологий в деятельности ОВД E-mail: [email protected]
Элла Александровна ДЖОЙС, Омская Академия МВД России, кафедра экономической теории и финансового права E-mail: ella [email protected]
Научная специальность: 12.00.13 — информационное право
Аннотация. Начавшиеся экономические войны являются в первую очередь следствием кризиса в мировой финансово-кредитной системе. Процесс финансиализации, протекающий в развитых странах, завершится в скором времени полным крахом старой и рождением новой финансово-кредитной системы, основу которой будут составлять международные электронные платежные системы. Многие геополитические решения ряда государств в настоящее время обусловлены кризисом финансово-кредитной системы. Важной целью для России является выйти из финансового кризиса с наименьшими потерями, а значит необходимо построить государственную электронную платежную систему независимую от внешних факторов.
Ключевые слова: электронные платежные системы, криптовалюты, блокчейн, государственное регулирование, геополитика, макроэкономика.
Annotation. The outbreak of economic wars is primarily a consequence of the crisis in the global financial and credit system. The process of financialization that is taking place in developed countries will soon end with the complete collapse of the old and the birth of a new financial and credit system, which will be based on international electronic payment systems. Many geopolitical decisions of a number of states are currently due to the crisis of the financial and credit system. An important goal for Russia is to get out of the financial crisis with minimal losses, which means that it is necessary to build a state electronic payment system independent of external factors.
Keywords: electronic payment systems, cryptocurrency, blockchain, government regulation, geopolitics, macroeconomics.
В настоящее время в глобальной сети Интернет формируются новые отношения, фундаментом этих отношений стали новые технологии последних двадцати лет, обеспечивающие созданный человечеством виртуальный мир современной виртуальной системой финансовых отношений.
Различные технологии защиты информации, электронные платежные системы (в том числе криптовалюты), анонимные компьютерные сети являются ключевыми элементами большой
транснациональной виртуальной информационной системы.
Современные информационно-телекоммуникационные сети обладают организацией и структурой, которая обеспечила условия построения новых моделей международной финансово-кредитной системы. Многополярность современного мира дает основание к многообразию этих моделей, краеугольным камнем которых станет формирование электронной платежной системы. Одна из технологий, претендующая на
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019
право стать международной, — пиринговая платежная система (криптовалюты).
Цель создания таких систем — эмиссия «электронных фидуциарных денег», обладающих теми же свойствами, что и бумажные банкноты — анонимность и подтверждение права на приобретение той или иной вещи.
Отношение государств к появлению крип-товалют не может быть однозначным по ряду причин.
Во-первых, государство не может быть гарантом современных криптовалют, которые, по самой идее и технологии, отвергают любого посредника, способного защитить платежную систему. Защита обеспечивается только криптографическими методами. Любые завершенные транзакции отмене не подлежат, что означает невозможность возврата криптовалюты в случаях: отказа от сделки, краха биржи, незаконного совершения сделки и других ситуаций. Современное же законодательство нашей страны о кредитных организациях в случае персонификации клиентов электронной платежной системы позволяет защитить интересы оных в перечисленных выше ситуациях1.
Во-вторых, в финансовом мире настороженно относятся к пока еще не прогнозируемому влиянию криптовалюты на существующие валюты разных стран.
В-третьих, не является секретом и тот факт, что в ближайшем будущем усилия англосаксонских стран будут направлены на создание мировой валюты. Транснациональным корпорациям нужна транснациональная платежная система. Им начинают мешать национальные интересы (правовые, экономические, социальные и проч.) государств, которые остались единственным препятствием безграничного использования ресурсов. Если мир в ближайшем будущем не изменится, государства, увы, будут поглощены. Уже сейчас границы многих государств формальны и в той или иной мере страны утратили свою независимость.
Криптовалюты органически вписываются в стратегию транснациональных корпораций по уничтожению экономического суверенитета государств, так как, по мнению ряда политологов, одна из криптовалют в ближайшие годы возьмет на себя роль мировой валюты2.
Крах нефтедоллара позволит списать все триллионные долги США, «обнулить» все офшорные зоны и уничтожить конкурентов тех финансовых групп, которые после полного краха одной финансовой системы построят новую
электронную международную финансовую систему на базе криптовалют. Опасность криптова-лют не в приватности всех ее пользователей и, конечно же, не в распределенности платежной системы, а в возможности контроля за использованием самого главного ресурса на земле — трудового. На кону человеческие ресурсы независимо от расовой, национальной и территориальной принадлежности.
В-четвертых, остаются некоторые технические вопросы, связанные с хранением постоянно растущей базы данных, хранящей историю обращений всех электронных монет, надежностью баз данных, а также вопросы криптостой-кости при стремительном развитии информационных технологий.
Действительно, если привычные фидуциарные деньги хотя бы защищены законодательно, то криптовалюта виртуальна и в прямом, и переносном смысле — ничем не подкреплена, правового регулирования не имеет, эмитент дифференцирован, пользователи анонимны.
Можно ли такие отношения назвать свободой в действиях пользователей пиринговых платежных систем? Вряд ли.
Вероятность успешного осуществления пользователем каких-либо сделок в такой среде не на много выше вероятности выигрыша в лотерею. Таким образом, риск потери виртуальных денег у пользователя перекрывает все преимущества, которые предоставляет анонимность в сети.
Но возможности осуществления неправомерных действий в анонимной сети с использованием пиринговых платежных систем практически не ограничены (экономические преступления, компьютерные преступления, действия экстремисткой направленности, все более изощренные методы информационной агрессии, методы информационно-психологического воздействия на различные социальные группы, мошенничества и т.д.)3.
Следует признать факт миграции Уголовного кодекса вслед за криминальным миром в виртуальное пространство.
Распределенность пиринговых платежных систем достаточно условно обеспечивает защиту от модификаций данных в блокчейн-техноло-гии. Такая процедура, как майнинг, при всех достоинствах имеет существенный недостаток — человеческий фактор. Майнинг сейчас — это в первую очередь коммерческий проект, направленный на получение прибыли. Поэтому по известным законам капитализма концентрация майнинга как бизнеса в нескольких руках — дело
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019
времени, а значит, появится вероятность дискредитации технологии блокчейна.
Минимизация человеческого фактора в пиринговых платежных системах все же вынуждает в случае создания общепризнанной электронной платежной системы регулировать в рамках международных соглашений отношения между странами. Права на майнинг такой криптовалюты должны принадлежать соответствующим государственным структурам мировых стран, а каждое государство должно обладать правом на процент от участия в процедуре майнинга, определенный международными соглашениями. В итоге государственное будет довлеть над частным, а равноправное распределение между странами-участниками в международной пиринговой электронной платежной системе позволит устранить возможность сговора, что сделает данную систему независимой, а процедуру хранения технологии блокчейн надежной. Примечательно, что такие ограничения на анонимность пользователей системой никакого влияния оказывать не будут.
Однако геополитическая ситуация в мире способствует не единению, а конфронтации между странами в настоящее время, что делает реализацию выше приведенной модели международной электронной платежной системы невозможной.
Другая модель кажется более реалистичной и предполагает внедрение криптовалюты в пределах одной страны. Еще в конце XX в. существовал ряд схем криптографических преобразований создания виртуальной наличности. Большинство этих схем предполагают эмиссию электронных денег именно кредитными организациями, причем не только с их гарантией совершаемых транзакций, но и с обеспечением свойства анонимности при совершении сделок.
Другими словами, существуют протоколы создания криптовалют, обеспечивающие анонимность пользователя, с одной стороны, и защиту клиента банка-эмитента (как гаранта сделок с электронными монетами) — с другой стороны.
В работе В.В. Ященко4 приводится классический пример одного из протоколов, где банк-эмитент осуществляет проверку электронной монеты на подлинность, а также, не была ли потрачена монета. В то же время протокол электронных платежей обеспечивает неотслеживае-мость потраченных электронных монет благодаря схеме слепой подписи, построенной на основе криптографических преобразований.
Однако недопустимо введение на территории Российской Федерации иного платежного средства, кроме рубля, так как это усугубит и без того нестабильное состояние национальной финансовой системы.
В целях экономической безопасности необходимо установить запрет на негосударственные электронные платежные системы и принять на территории России только национальную электронную платежную систему с применением государственной электронной монеты на основе криптографических преобразований. Это позволит не только устранить биржевые спекуляции и обеспечить прозрачность всех совершаемых транзакций в Интернете, но и получить государству существенный дополнительный доход, внедрить новые технологии инвестирования промышленности и сельского хозяйства.
Другие способы внедрения криптовалют, кроме как национализация этой деятельности, могут крайне негативно сказаться на суверенитете нашего государства.
Формирование новых цифровых экономических отношений предоставляет при разумном и контролируемом государством внедрении в социально-экономические процессы нашей страны существенные преимущества в системе расчетов, государственных инвестиций, механизмов государственного регулирования российской экономики.
Примером могут служить предложенные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным совместно с РАН Специнвестконтракты. В договорах по этим контрактам должны будут участвовать три контрагента: государство, бизнес и ученые.
Бизнес будет определять рабочие места, расширять выпуск продукции, поднимать эффективность; государство будет формировать макроэкономические и региональные условия, включая и кредитование; наука возьмет на себя роль разработчика НИОКР. Задача Центрального Банка России в этих проектах должна заключаться в разработке специальных инструментов рефинансирования и предложении льготных кредитов, которые могут быть реализованы через специальные каналы рефинансирования коммерческих банков под гарантии Правительства5.
Важное применение государственной криптовалюты может заключаться в формировании новой системы инвестиций государственных и коммерческих банков в актуальные проекты. Новая система расчетов будет основана на госу-
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019
дарственной криптовалюте. Схемы, реализующие инвестиционные проекты, позволят полностью устранить возможность нецелевого использования денежных средств.
Протокол генерации электронных денег будет предполагать эмиссию Центральным Банком России (ЦБ РФ) необходимой суммы электронных денег под конкретный государственный проект развития какого-либо предприятия или, например, госзаказа на изготовление какой-либо продукции. Электронная подпись ЦБ РФ на электронных денежных средствах будет уникальной и принадлежать только этому целевому назначению. Процедура проверки подлинности электронных денег электронной платежной системой не позволит потратить инвестируемые средства на другие цели. Возможность полного контроля денежных потоков существенно повысит эффективность распределения финансовых потоков между важными для страны направлениями.
1 См.: Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.07.2011 г. № 161-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»;
Джойс Э.А., Симаков A.A. Цифровой суверенитет и правовое регулирование пиринговых платежных систем // Научный вестник Омской академии МВД России.2018. № 3(70). С. 54—60.
2 Девятов А.П. Прогноз на 2018 год // URL: https:// www.youtube.com/watch?v=6ZYgyuaaIxg (Дата обращения: 10.02.2019)
3 Узденов P.M. Новые границы киберпреступности // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 4. С. 649—655.
4 Введение в криптографию / Под общ. ред. В.В. Ящен-ко. 4-е изд., доп. М.: МЦНМО, 2012.
5 Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России // https://www.busi-ness-gazeta.ru/article/140998. 17.10.2018; Симаков A.A., Симакова Н.Ю., Джойс Э.А. Макроэкономика: исторические аналогии // Актуальные вопросы развития экономики: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. 20.11.2018. Омск: Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2018. С. 86—89.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.07.2011 г. № 161-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
2. Введение в криптографию / Под общ. ред. В.В. Ященко. 4-е изд., доп. М.: МЦНМО, 2012. 348 с.
3. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России // https://www.business-gazeta.ru/article/140998. 17.10.2018.
4. Девятов А.П. Прогноз на 2018 год // URL: https://www.youtube.com/watch?v=6ZYgyuaaIxg (Дата обращения: 10.02.2019)
5. Джойс Э.А., Симаков A.A. Цифровой суверенитет и правовое регулирование пиринговых платежных систем // Научный вестник Омской академии МВД России.2018. № 3(70). С. 54—60.
6. Симаков A.A., Симакова Н.Ю., Джойс Э.А. Макроэкономика: исторические аналогии // Актуальные вопросы развития экономики: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. 20.11.2018. Омск: Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2018.
7. Узденов P.M. Новые границы киберпрес-тупности // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 4. С. 649—655.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019