Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы в контексте формирования компетенций по ФГОС 3+ для студентов профиля подготовки «Руководство любительским театром» в КазГИК'

Электронные образовательные ресурсы в контексте формирования компетенций по ФГОС 3+ для студентов профиля подготовки «Руководство любительским театром» в КазГИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПК-17 / ОПК-2 / IT-КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОЛЬ-ЗОВАТЕЛЬСКАЯ / ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОДУКТЫ ФИРМЫ "1С" / "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХ-НОЛОГИИ" / GPC-2 / GPC-7 / GPC-8 / IT-COMPETENCE / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / CUSTOM / ASSESSMENT OF THE LEVEL OF FORMATION OF COMPETENCES OF THE COMPANY "1C" PRODUCTS / "INFORMATION TECHNOLOGY MANAGEMENT"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахаева С. И.

В работе исследованы вопросы использования электронных ресурсов для формирования компетенций в соответствии с ФГОС 3+ у студентов профиля подготовки «Руководство любительским театром». Раскрыты составляющие компетенций ПК-17, ОПК-2, формируемые дисциплиной «Информационные технологии» на основе электронных ресурсов и продуктов фирмы «1С», Исследованы методики формирования этих компетенций на основе практических примеров с использованием электронных ресурсов и продуктов фирмы «1С»: «1С: Предприятие 8», «1С: Предприятие 8. Работа с файлами», «1С: Управление небольшой фирмой 8», оценена их эффективность на основе эксперимента. Проведен количественный анализ уровня сформированности этих компетенций студентов по направлению «Руководство любительским театром». Результаты визуализированы в виде таблиц и диаграмм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сахаева С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES in the context of the formation of competencies for FSES 3+ students of PROFILE OF PREPARATION "MANAGEMENT OF AMATEUR THEATER"in KSIK

Modern educational programs should ensure the interrelationship of professional and educational standards, as well as their orientation to the needs of the market and the individual needs of those who attend. The most difficult is to establish the correspondence between the categories of professional and educational standards, since there is no clear correspondence in this case. For example, for the preparation of specialists in the direction of preparation "The management of amateur theater" is characterized by the choice of the next professional standard "The head of the organization of culture and art." The paper presents the characteristics of the generalized labor functions that are part of the professional standard of the "Head of the Organization of Culture and Art", gives examples of the labor functions of the professional standard of the "Head of the Organization of Culture and Art" corresponding to the program in the direction of preparation "Amateur Theater Management". The issues of the use of electronic resources for the formation of competencies in accordance with FSES 3+ in the students of the profile of the preparation of "Leading an Amateur Theater" are investigated. The competences formed as a result of studying the discipline "Information Technologies" are: • Ability to participate in the implementation of scientific, educational, creative programs in the field of folk art culture, with active use of modern social, psychological, educational and information technologies, mass media (PK-17); • Ability to independently search, process, analyze and evaluate professional information, acquire new knowledge, using modern educational and information technologies (GPK-2); The main stages of the formation of competencies of PC-17, GPK-2 discipline "Information Technologies" on the basis of electronic resources and products of the firm "1C" are revealed, the indicators and criteria for the evaluation of the result are analyzed. The methods of forming these competencies on the basis of practical examples using the electronic resources and products of the firm "1C" are studied: 1C: Enterprise 8, 1C: Enterprise 8. Work with files, 1C: Management of a small firm 8, evaluated their effectiveness On the basis of experiment. A quantitative analysis of the level of the formation of these competences of students in the direction of "Leading an amateur theater." The results are visualized in the form of tables and diagrams.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы в контексте формирования компетенций по ФГОС 3+ для студентов профиля подготовки «Руководство любительским театром» в КазГИК»

работе или учебе и алкоголь, прогулки на свежем воздухе и поддержка или совет родителей. Из таблицы 3 можно видеть, что не все приемы снятия стресса являются залогом здорового образа жизни. Во второй группе («спортсмены») в виду того что, испытуемые систематически занимаются спортом адаптация к стрессу идет быстрее и успешнее, они чаще чем обычные студенты сохраняют режим питания, сна и ведут здоровый образ жизни (не курят и редко употребляют алкоголь) [2].

Табл. 3

Приемы снятия стресса.

Способ снятия стресса Выбор студентов, в %

группа «физкультурники» группа «спортсмены»

Сон 100% 100%

Общение с друзьями или любимым человеком 80% 80%

Прогулки на свежем 80% 80%

воздухе

Вкусная еда 73,4% 70%

Перерыв в работе или учебе 60% 60%

Поддержка родителей 53,4% 45%

Физическая активность 46,7% 100%

Телевизор 26,7% 20%

Секс 26,7% 20%

Хобби 20% 20%

Сигареты 6,7% 0%

Алкоголь 6,7% 3%

Итак, из проведенного нами исследования на стрессоустойчивость можно сделать вывод, что студенты, занимающиеся спортом, более устойчивы к стрессу и быстрее восстанавливаются от него, чем студенты, которые по состоянию своего здоровья не могут систематически заниматься физическими упражнениями.

Литература

1. Калманович В.Л., Хайруллин Р.Р., Болотников АА., Мугаттарова Э.Р. «Влияние физической культуры и спорта на здоровье и образ жизни человека». XXVII Международная научно-практическая конференция «Приоритетные научные направления: от теории к практике», Новосибирск, ЦНРС, 2016. - С 141-146.

2. Калманович В.Л. «Проблемы построения учебного процесса по дисциплине «Физическая культура». Всероссийская научно-практическая конференция «Медико-биологические аспекты физической культуры, проблемы и перспективы развития» Казань, КФУ, 2013. - С. 143-146.

3. Прохоров В.А., Филюшин А.Г., Хайруллин Р.Р. «Формирование мотивации к здоровому образу жизни у студентов Казанского ГУКИ.» Всероссийская научно-практическая конференция "Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на универсиаде-2013 в Казани" Казань, ПГАФСиТ, 2013. - С 185-186

УДК 37.0

С.И.Сахаева

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФГОС 3+ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ «РУКОВОДСТВО ЛЮБИТЕЛЬСКИМ ТЕАТРОМ» В КАЗГИК

В работе исследованы вопросы использования электронных ресурсов для формирования компетенций в соответствии с ФГОС 3+ у студентов профиля подготовки «Руководство любительским театром». Раскрыты составляющие компетенций ПК-17, ОПК-2, формируемые дисциплиной «Информационные технологии» на основе электронных ресурсов и продуктов фирмы «1С», Исследованы методики формирования этих компетенций на основе практических примеров с использованием электронных ресурсов и продуктов фирмы «1С»: «1С: Предприятие 8», «1С: Предприятие 8. Работа с файлами», «1С: Управление небольшой фирмой 8», оценена их эффективность на основе эксперимента. Проведен количественный анализ уровня сформированности этих компетенций студентов по направлению «Руководство любительским театром». Результаты визуализированы в виде таблиц и диаграмм.

Ключевые слова: ПК-17, ОПК-2, IT-компетенции, информационно-коммуникационная компетенция, пользовательская, оценка уровня сформированности компетенций, продукты фирмы «1С», «Информационные технологии».

Sakhaeva S.I. ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF COMPETENCIES FOR FSES 3+ STUDENTS OF PROFILE OF PREPARATION "MANAGEMENT OF AMATEUR THEATER'IN KSIK

Modern educational programs should ensure the interrelationship of professional and educational standards, as well as their orientation to the needs of the market and the individual needs of those who attend. The most difficult is to establish the correspondence between the categories of professional and educational standards, since there is no clear correspondence in this case. For example, for the preparation of specialists in the direction of preparation "The management of amateur theater" is characterized by the choice of the next professional standard - "The head of the organization of culture and art." The paper presents the characteristics of the generalized labor functions that are part of the professional standard of the "Head of the Organization of Culture and Art", gives examples of the labor functions of the professional standard of the "Head of the Organization of Culture and Art" corresponding to the program in the direction of preparation "Amateur Theater Management". The issues of the use of electronic resources for the formation of competencies in accordance with FSES 3+ in the students of the profile of the preparation of "Leading an Amateur Theater" are investigated. The competences formed as a result of studying the discipline "Information Technologies" are:

• Ability to participate in the implementation of scientific, educational, creative programs in the field of folk art culture, with active use of modern social, psychological, educational and information technologies, mass media (PK-17);

• Ability to independently search, process, analyze and evaluate professional information, acquire new knowledge, using modern educational and information technologies (GPK-2); The main stages of the formation of competencies of PC-17, GPK-2 discipline "Information Technologies" on the basis of electronic resources and products of the firm "1C" are revealed, the indicators and criteria for the evaluation of the result are analyzed. The methods of forming these competencies on the basis of practical examples using the electronic resources and products of the firm "1C" are studied: 1C: Enterprise 8, 1C: Enterprise 8. Work with files, 1C: Management of a small firm 8, evaluated their effectiveness On the basis of experiment. A quantitative analysis of the level of the formation of these competences of students in the direction of "Leading an amateur theater." The results are visualized in the form of tables and diagrams.

Keywords: GPC-2, GPC-7, GPC-8, IT-competence, information and communication competence, custom, assessment of the level of formation of competences of the company "1C" products, "Information Technology Management".

Современные образовательные программы должны обеспечивать взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов, а также их ориентацию на потребности рынка и на индивидуальные потребности обучающихся [2]. Наиболее сложным является установление соответствия категорий профессиональных и образовательных стандартов, поскольку явное соответствие в данном случае отсутствует. Например, для подготовки специалистов по направлению подготовки «Руководство любительским театром» предпочтителен выбор профессионального стандарта «Руководителя организации культуры и искусства». Характеристики обобщенных трудовых функций, входящих в этот профессиональный стандарт приведены в Таблице 1.1. В соответствии с ФГОС 3+ по направлению подготовки «Руководство любительским театром» учебный план этой специальности включают дисциплину «Информационные технологии» [9]. В результате изучения дисциплины «Информационные технологии» формируются следующие компетенции:

• Способность участвовать в реализации научных, учебных, творческих программ в сфере народной художественной культуры, с активным использование м современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, средств массовой информации (ПК-17);

• Способность к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии (ОПК-2);

Табл. 1.1.

Описание некоторых трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт «Руководителя организации культуры и искусства» (функциональная карта вида профессиональной деятельности) [10].

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

КОД шинош« уровень квалификации наи:нс1ювд|]1!с кпд уровень (подуровень) квалификации

А Руководство работами в сфере культуры и искусств 5 Руководство работами но организации кулыурно-массового доеуи А/01.5 5.1

Руководство автоклубом А/02.5 5.1

Руководство реставраций иными работами а музее А/03.5 5.1

Руководство работами, связанными с созданием вещного произведения искусства А/04.5 5.1

Руководство работами, связанными с созданием сценическою произведения искусства А/05.5 5.1

Руководство работами, связанными с созданием аудиовизуал ьного 11рои зведен ия искусства А/06.5 5.1

Табл. 1.2.

Некоторые трудовые функции в профессиональном стандарте «Руководителя организации культуры и искусства», соответствующих программе по направлению подготовки «Руководство любительским театром».

Трудовые действия Планировать работы и необходимые ресурсы

Участвовать в согласовании календарных планов показа спектаклей (концертов, представлений) текущего репертуара

Участвовать в орган из ади и кон ¡"роля за соблюдением производственной и творческой дисциплины во время проведения представлений, репетиций, занятий Составлять график очередности проведения репетиций, занятий.

Составлять заявки на требуемые дня работы материалы и оборудован ие Распределять задания между подчиненными и координировать ил работы Координировать выполнение работ между исполнителями и другими подразделениями

Обеспечивать своевременное составление, утверждение, представление отчет ной документации о результатах деятельности i юд ч и и е н е i ы х.

Содействовать развитию профессиональной компетентности, трудовой мотивации, инициативы и активности работ ников

Участвовать в подготовке к аттестации работников

Участвовать в приеме, переводе, увольнении работников Осуществлять контроль над рациональным использованием ресурсов, качест вом и эффективностью выполняемых работ

Контролировать соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка, правил но охране т руда и пожарной безопасности.

Благодаря встраиванию электронных ресурсов фирмы «1С»: «Азы программирования в системе «1С: Предприятие 8.3»», «1С: Управление небольшой фирмой 8», «1С: Документооборот» в рабочую программу дисциплины «Информационные технологии управления» 51.03.02 Народная художественная культура, профиля подготовки «Руководство любительским театром» в КГИК улучшился уровень формирования общепрофессиональных компетенций, приведенных выше. Автором использовались

электронные ресурсы фирмы «1С» на всех этапах формирования перечня компетенций для дисциплины «Информационные технологии управления». Например, «1С: Документооборот» использовался при формировании компетенций для получения результатов обучений: знаний, умений, владений на основе разработки проектной документации для пьесы выбранной тематики, «1С: Управление небольшой фирмой 8» при разработке небольшого театра, «Mobile 1С!» при разработке мобильного приложения на платформе «1С: предприятие 8.3» [1]. В Таблице 2.1 раскрыты 1, 2 этапы формирования компетенций на примере ОПК-2 - теоретический (знания), умения, приведены критерии оценивания результатов. В Таблице 2.2 раскрыт 3 этап формирования компетенций на примере ОПК-2, а также приведены показатели и суммарные критерии оценивания результата на основе 3 этапов.

Табл. 2.1.

Этапы ^ 1, 2 формирования компетенций на примере ОПК-1

Компетенции Этапы фор Резу Показатели и критерии оценивания результата Форма кон-

мирования льтаты Недостаточ- Базовый Средний Высокий троля / тип

компетен- обуче- ный задания

ций ния

ОПК-2 1 этап знания Знает методы Знает ба- Знает Знает про- Тест, кон-

•Способность к теоретиче- и средства по- зовые методы граммные трольная рабо-

самостоятель- ский лучения ин- про- и сред- продукты, та

ному поиску, формации граммы ства по- позволяю-

обработке, перера- лучения, щие при-

анализу и ботки хране- нимать

оценке профес- инфор- ния, пе- управлен-

сиональной мации рера- ческие

информации, ботки решения

приобретению инфор-

новых знаний, мации

используя со-

временные

образователь-

ные и инфор-

мационные

технологии ин- 2 этап уме- Умеет пользо- Умеет Умеет Умеет по- Семинар, кей-

формацией ния ваться ме- пользо- пользо- лучать, сы, доклады

тодами и средствами получения информации ваться базовыми программами обработки информации ваться методами и средствами получения, хранения, пе-рера-ботки информации хранить, перерабы-тывать информацию с помощью компьютера

Автором была осуществлена оценка эффективности формирования компетенций ПК-17, ОПК-2, для профиля подготовки «Руководство любительским театром» в КГИК на основе использования продуктов фирмы «1С». В качестве основных методов исследования использовались анкетирование; беседа; интервью; педагогическое наблюдение; анализ результатов деятельности; обобщение педагогического опыта [7]. В опытно-экспериментальном исследовании участвовало 30 респондентов: из них 15- в экспериментальной, 15 - в контрольной группах [3]. В ходе исследования были оценены критерии и показатели оценки эффективности образования студентов профиля подготовки «Руководство любительским театром» в КГИК на основе продуктов фирмы «1С»: недостаточный, базовый, средний, высокий (рис.1) [1].

Табл. 2.2

Формы оценочных средств 3 этапа для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

Компетенции Этапы фор- Результа- Показатели и критерии оценивания результата Форма

мирования ты обуче- Недостаточ- Базо- Сред- Высокий контро

компетен- ния ный вый ний ля /

ций тип за дания

ОПК-2 3 этап прак- владения Владеет ме- Владе- Вла- Владеет навы- Экза-

Способность к тический тодами и сред ет базо- деет ками использо- мен

самостоятель- ствами полу- выми мето- вания современ-

ному поиску, чения инфор про- дами и ных образовате

обработке, ана- мации грам- средст- льных и

лизу и оценке мами вами bнформационны

профессиональ- перера- полу- х технологивдля

ной информации, приобрете- ботки инфор- чения, хране- решения профессиональных

нию новых зна- мации ния, задач, владеет

ний, используя перера- программными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

современные ботки продукта ми,

образователь- инфор- позволяющи ми

ные и информа- мации принимать

ционные техно- управленческие

логии информацией решения, навыками работы с компьютером как средством управления информацией

Шкала оценивания

ВСЕГО: 0-60 61-74 75-89 90-100

Критерии характеризовались четырьмя основными показателями в виде единой уровневой системы - недостаточный уровень (0-60 баллов), базовый уровень (61-74 балла), средний уровень (75-89 баллов), высокий уровень (90-100 баллов). Математическая обработка средних баллов осуществлялась с помощью инструмента анализа данных - описательная статистика из пакета программного обеспечения Microsoft Excel 2007 [4]. Статистический анализ критериев и показателей дал возможность оценить уровень эффективности образования студентов КазГИК при использовании продуктов фирмы «1С» благодаря интерпретации уровня полученного среднего оценочного балла по совокупности критериев показал улучшение показателей на 14% в экспериментальной группе [6].

Рис. 1. Результаты оценки уровня сформированности компетенций: ПК-17, ОПК-2 студентов подготовки «Руководство любительским театром» с использованием продуктов фирмы «1С» (результаты зачетной сессии 2016 г.)

На основе статистической обработки результатов эксперимента было выявлено, что благодаря изложенным выше методикам наблюдается повышение уровня 1Т - навыков на 15%, а уровня 1Т- умений на 25%, что позволяет выявить дальнейшие пути повышения уровня 1Т- компетенций с помощью использования электронных ресурсов, деловых игр, творческих заданий и огромного спектра интерактивных методов обучения [5]. Таким образом, анализ результатов выше представленных экспериментов показывает, что использование электронных ресурсов и продуктов фирмы «1С», информационных и информационно-коммуникационных технологий в подготовке студентов профиля подготовки «Руководство любительским театром» дает возможность обеспечить высокий уровень компетентности выпускаемых специалистов в области народной художественной культуры, востребованных на рынке труда [1].

Литература

1. Сахаева С.И. Продукты фирмы «1С» в контексте формирования компетенций (ФГОС 3+) для студентов специальности Продюсерство (продюсер кино и телевидения) в КГИК / /Новые информационные технологии в

образовании: Сборник научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. "Инновации в экономике и образовании на базе технологических решений "1С", Москва, 31 января - 1 февраля 2017 года -М., 2017. -С.132-136.

2. Заборовская С.В. Использование систем электронного документооборота при обучении студен-тов//Ученые записки ИСГЗ. -2014. -№1(1). -С.207-211.

3. Сахаева С.И. Активные методы обучения как один из аспектов подготовки специалистов социогуманитарной сферы /С.И.Сахаева //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2014. -№1.-С.77-80.

4. Сахаева С.И. Облачные сервисы как инструмент переподготовки специалистов социогуманитарной сфе-ры/С.И. Сахаева//Ученые записки ИСГЗ, 2015. -№ 1. - С.478-483

5. Сахаева С.И. Продукты фирмы «1С» как инструмент формирования ИТ-компетенций бакалавров специальности «Прикладная информатика (в дизайне) в КГИК/ /Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. «Применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования», Москва, 2-3 февраля 2016 г. -М., 2016. -С.141-144.

6. Сахаева С.И. Об опыте формирования IT-компетенций у студентов специальности «Прикладная информатика (в дизайне)/С.И.Сахаева/ /Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2015.-№3.-С.111-115.

7. Сахаева С.И. Информационные технологии как один из инструментов подготовки бакалаврова специальности «Прикладная информатика (в дизайне) в КазГУКИ/С.И. Сахаева//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2015. -№ 1. -С. 91-94.

8. Сахаева С.И. Сетевые технологии как составляющие современного вуза//Ученые записки ИСГЗ. -2014. -№1(2). -С.337-342

9. ФГОС ВПО. [Электронный ресурс] - URL:http://www.gnesin-academy.ru/userphoto/File/UMO/071600GFOS Estrada_b.pdf.

10.Профстандарт: руководителя организации культуры и искусства [Электронный ресурс]. - URL:http:// book.uraic.ru/files/metod/profstandart_rukovoditel.pdf

УДК 796.06

АМ.Хайрутдинов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТРЕНЕРА НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТСМЕНОВ

В статье рассматривается проблема педагогической компетентности тренера на этапе спортивного совершенствования спортсменов; выявляются факторы, влияющие на достижение высоких результатов; выявляется роль наставника в процессе формирования разнообразных способностей спортсмена (сила, выносливость, скоро-стно-силовые проявления, ловкость, создание тактических комбинаций, способность работать в группе и т.д.).

Ключевые слова: педагогическая компетентность тренера, педагогическая задача, продуктивность, результативность, эффективность, праксеология.

Albert M.Khayrutdinov PEDAGOGIC COMPETENCE OF THE TRAINER AT THE STAGE OF SPORTS PERFECTION OF ATHLETES

This article deals with the problem of pedagogical competence of a coach at the stage of sportsmen's sports improvement; factors that influence achieving high results; the role of a coach in forming some specific skills of a sportsman are identified (strength, endurance, speed-strength manifestations, dexterity, establishment of tactic combinations, ability to team-working, etc.) The author is reasoning about the subject of inability of a sportsman, even if he is physically and intellectually mature, to manage the training process on his own. The more mature he becomes as personality, the more expert and competent should be the person executing the function of a mentor and coach. Thus, the main pedagocical aim that an expert and competent mentor and coach should accomplish is to master all the structural components of his work along with its modifying potential. first of all, these are the notions that reveal an ideal image of the activity as a landmark for its future translation into action. Secondly, these are instrumental notions revealing the ways to identify the above mentioned features, particularly evaluation and self-esteem of pedagocical activity. Thirdly, these are the features, indicating the qualities of these or those actions, manifesting themselves when pedagocical activity is well-organized and contibuting to its successful functioning on the whole. The fourth group comprises with the features marking the ruling and regulating methods for pedagogical activity. In the article the author comes to common conclusion that a tutor-coach should have the following characteristics: democratic views; spacious mind; high intelligence level; consolidated pedagogical knowledge and skills; hold unconditional respect and authority as a person who achieved much and proved his devotion to his kind of sport; ability to

gain a psychological insight into a sportsman; he should also be determined and exigent.

Key words: pedagogic competence of trainer, pedagogic aim, effectiveness, production, efficiency, praxeology.

Одним из важнейших факторов, влияющих на достижение высоких спортивных результатов, является педагогическая компетентность тренера. Безусловно, роль наставника в процессе формирования разнообразных способностей спортсмена (сила, выносливость, скоростно-силовые проявления, ловкость, создание тактических комбинаций, способность работать в группе и т.д.) будет варьироваться в зависимости от того, с какой возрастной категорией он осуществляет работу. В спортивных кругах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.