Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы как средство формирования личностных особенностей конкурентоспособного выпускника вуза'

Электронные образовательные ресурсы как средство формирования личностных особенностей конкурентоспособного выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ВЫПУСКНИК / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / COMPETITIVE GRADUATING STUDENT PERSONALITY PECULIARITIES FORMING / COMPETITIVE GRADUATING STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Людмила Ивановна

В статье приведены результаты исследования, связанного с изучением электронных образовательных ресурсов как условия организации образовательной среды, направленной на формирование личностных особенностей студентов. Организация учебного процесса в вузе с помощью электронных образовательных ресурсов создает условия для усиления практической направленности образовательного процесса, что является психологической основой для формирования личностных особенностей конкурентоспособного выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic educational resources a.s a too) for forming competitive personality in graduating students

The article proves investigation resultsof electronic educational resources examination as organisation conditions of educational environment aimed at students' personality peculiarities forming. Organization of higher education with electronic educational resources creates favorable conditions lor practice intensification of educational process that is psychological basis for forming of competitive personality in graduating student.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы как средство формирования личностных особенностей конкурентоспособного выпускника вуза»

М[ГОДИКА ПРСПОДА8АИИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК К* * Л91 ЗОЮ

%

УДК378 Л. И. МИРОНОВА

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА ВУЗА ____________

В статье приведены результаты исследования, связанного с изучением электронных образовательных ресурсов как условия организации образовательной среды, направленной на формирование личностных особенностей студентов. Организация учебного процесса в вузе с помощью электронных образовательных ресурсов создает условия для усиления практической направленности образовательного процесса, что является психологической основой для формирования личностных особенностей конкурентоспособного выпускника.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, формирование личностных особенностей студентов, конкурентоспособный выпускник.

В условиях рыночной экономики проблема формирования кадрового потенциала, способного не только противостоять всем изменениям, происходящим в обществе, но и взять на себя в недалеком будущем управление социально-экономическими процессами, становится генеральной линией системы образования. При такой постановке вопроса направленность образовательного процесса вуза на создание условий для воспитания и обучения конкурентоспособной личности является стратегической задачей вузовского образования. Особенно важным это положение становится в условиях диверсификации образования, когда вузам предоставлены академические свободы, возросла их самостоятельность, допускается вариативность и альтернативность в обучении.

Анализ научной литературы поданной проблеме позволил сделать следующие выводы: а) высокий уровень конкурентоспособности — важнейшее требование, предъявляемое к выпускнику вуза как к будущему специалисту, который является решающим в его профессиональной компетентности 11 ]; б) конкурентоспособный специалист имеет такие профессиональные и личностные качества, которые дают ему определенные преимущества переддругими кандидатами при приеме па работу. Главным из этих преимуществ является его активность. Она заключае тся в поиске своей профессиональной «ниши», в стремлении к профессиональной социализации (вхождение в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества) [2]; в) конкурентоспособный молодой специалист должен обладать профессиональной компетентностью - высшей мерой и степенью совершенства, которых он может достичь в своей профессии; г) конкурентоспособный специалист —профессионал, обладающий коммуникативной компетентностью (культурой общения, психологической гибкостью) [21.

В контексте вышеизложенного представляется интересным анализ использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в вузе как условия организации образовательной среды, направленной на формирование личностных особенностей студентов как будущего конкурентоспособного специалиста.

Целью исследования является выявление условий организации образовательной среды, способствующей формированию личностных особенностей конкурентоспособного выпускника вуза. Объект исследования — процесс обучения и воспитания студентов вузов. Предмет исследования — организация процесса подготовки конкурентоспособного специалиста с применением электронных образовательных ресурсов. Гипотеза исследования состоит в том, ч то процесс обучения в вузе с помощью электронных образовательных ресурсов создает условия для усиления практической направленности образовательного процесса, что создает психолого-педаго-гическую основу для формирования личностных особенностей конкурентоспособного выпускника.

В соотве тствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи: 1) выявить значение электронных образовательных ресурсов для формирования личностных особенностей студентов во время их обучения в вузе; 2) провести эмпирическое исследование на выборке студентов с разным опытом обучения с применением ЭОР.

Для решения поставленных задач в эксперименте участвовало две группы испытуемых: студенты факультета информатики Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) и студенты торгово-технологического факультета Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ). Для проведения исследования была использована методика «Личностный дифференциал», целью которой является изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений [3).

Значения Т-критерия Стьюдента по показателям «Оценки», «Сила», «Активность» среди студентов 1-го курса ф-та информатики УрГПУ и ТТФУрГЭУ

Изучаемый показатель Контингент Оценки Сила Активность

Ср. знач М От. ср.зн М Ср зн. М - х 2 п. б а Ср зн. М От. ср.зн. т

Информа- тики 30 студентов 40.9 1.08 34.6 0.97 34 1.48

ТГФ 62 студента 38.4 1,09 33.7 0,98 33,7 1.17

Значение пычисльч!- кого Т-критсрия Стьюдента Т= 1.61 Т-1.29 Т- 1.9

Статистически значимое различие средних значений Нет Ист Ист

На факультете информатики УрГПУ в анкетировании принимало участие 109 студентов (группа 1), с торгово-технологического факультета УрГЭУ в исследовании участвовало 475 человек (группа 2). В группе 1 учебный процесс организован с широким применением элек тронных образовательных ресурсов. В группе 2 учебный процесс осуществляется традиционным способом.

Согласно [41, в состав модели профессионального облика конкурентоспособного специалиста входит структурный компонент, описывающий следующие психологические свойства личности: возбудимость, уравновешенность, эмоциональная стабильность, экстравертивность, уверенность в себе, ответственность, ориентация на успех, готовность постоянно обогащать свой опыт, самоуважение, находчивость, практичность, изобретательность, инициативность, сила характера, воля, решительность, интуиция, благородство, честность, забота о людях.

Сравнение двух групп студентов, учебный процесс которых организован различными способами, позволит нам судить о наличии перечисленных свойств личности, что явится подтверждением гипотезы исследования. Исследование было проведено в несколько этапов.

Этап 1. Определение идентичности исходных выборок. Для этого были рассмотрены группы студентов 1 курса обоих изучаемых факультетов. Для этого отдельно по каждому изучаемому показателю был вычислен Т-критерий Стьюдента для определения достовернос ти различий средних значений исходных выборок в начале эксперимента (табл. 1).

Из таблицы 1 следует, что статистически значимых различий средних нет ни по одному из изучаемых показателей. По каждому из них вычисленное значение критерия Стьюдента не превосходит табличное значение, (Тго^= 2). Это означает, что различие средних значений в начале эксперимента следует признать статистически незначимым, что и подтверждает идентичность исходных выборок.

Этап 2. Анализ организационно-педагогических условий по влиянию ЭОР на группу 1 (факультет информатики УрГПУ). Суть их состояла в организации

образовательного процесса по ряду учебных дисциплин («Численные методы», «Исследование операций», Математическая статистика», «Программирование», «Теория вероятностей» и пр.) с помощью широкого использования ЭОР и средств ипфор-мационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Причем количество используемых в учебном процессе электронных курсов увеличивалось но мере перехода студентов с курса на курс. Педагогические технологии использования ЭОР в учебном процессе были весьма разнообразны:

— представление электронных учебно-методических комплексов дисциплин (ЭУМКД), содержащих блоки для самоконтроля знаний, на образовательном портале сайта университета; структура ЭУМКД описана в [5); лекции но теоретическим вопросам дисциплин излагались в учебное время в режиме презентаций, а во внеучебное время были доступны студентам в локальной сети университета; лабораторный практикум, доступный студентам через локалън у ю сеть в любое удобное для них время: написание рефератов с использованием ресурсов Интернет с последующей подготовкой презентации для публичной защиты результатов своей деятельности; полусеместровая аттестация с помощью компьютерных тестов;

— итоговые электронные экзамены по дисциплинам; консультации но выпускным и курсовым работам с руководителем посредством электронной почты; отправка отчетов по педагогической практике руководителю по электронной почте; электронный мониторинг удовлетворенности качеством проведенного занятия, прочитанного курса и т.п.

Практическая направленность организованного •таким образом образовательного процесса способствовала значительному повышению познавательного интереса студентов, формировала новые мотивы к обучению, создавала ценностные ориентации, которые не всегда формируются при традиционных формах обучения. К результате студент-выпускник приобретал профессиональную компетентность, одновременное которой формировались определенные личностные особенности присущие конкурентоспособному специалисту, а именно: умение работать в команде, ответственность, дисциплина, чувство товарищества и желание прийти на помощь, самостоятельность, творческая активность, своеобразная корпоративная солидарность, находчивость, практичность, изобретательность, инициативность и пр. Кроме того, что изучение ряда дисциплин было обеспечено разными формами ЭОР (около 45% дисциплин из основной образовательной программы), студенты факультета информатики к 5 курсу осваивали большое количество специальных дисциплин, связанных с освоением информационно-коммуникационных технологий, что, несомненно, также оказывало влияние на формирование их личностных особенностей в контексте изучаемой проблемы. Это такие дисциплины, как «Программное обеспечение ЭВМ». «Основы объектно-ориентированного программирования», «Математическая логика», «Элементы абстрактной и компьютерной алгебры», «Практикум по решению задач на ЭВМ», «Теория информации», «Теоретические основы информатики», «Разработка и стандартизация программных средств», «Информационная безопасность», «Основы искусственного интеллекта», «Компьютерное моделирование», «Организация проектной деятельности», «Архитектура компьютера» и т.п.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАМ НИЗ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 <89> 2010

1 »УС«:! 1 суре 2курс 2курс 3 <урс Зкурс < <урс 4 кур: $к*ре 6курс УрГГТ/ УрГЭУ УрГПУУрГЭУ УрГП/УрГОУ УрГП/УрГЭУ УрГГЬ1 Ур-ЗУ

Рис. I. Градации показателя «Оценки» но курсам УрГПУ и УрГЭУ

Рис. 2. Динамика изменений показателя «Оценки»

ИРЯД1

ЯР«а2

□ РЯДЗ

■ Рвд$

□ Рвдв

■ РМД 7

Рис. 3. Градации показателя «Сила» по курсам УрГПУ и УрГЭУ

25

20

15

10

□ УрГПУ ■ УрГЭУ

Рис. -1. Динамика изменений показателя «Сила«

Этап 3. Обработка результатов анкетирования после влияния ЭОР, построение графиков зависимости степени влияния от продолжительности учебы в пузе в обеих исследуемых группах. Для этого сравнивались группы 1 и группы 2 после влияния ЭОР па группу I (рис. 1, 2, 3, 4. 5. 6).

Анализ показателя «Оценки». На рис. 1 представлено изменение градаций показателя «Оценки». Данный показатель дает возможность отследить самооценку таких черт характера у студентов, как: обаятельность, добросовестность, доброту, отзывчивость, справедливость, дружелюбие, честность. Анализ рис. 1 позволяет сделать вывод о том, что имеющееся удовлетворение собой па достаточно высоком уровне, характерное для студентов 1-го курса в обоих вузах (в особенности в УрГПУ), уже на 2-м курсе начинает заметно уменьшаться. Тенденция на снижение самооценок на 2-м курсе (в УрГПУ активнее, чем п УрГЭУ) согласуется с выводами исследований карьерных ориен таций студентов |6], из которых следует, что студенты 1-го курса чаще, чем студенты старших курсов, выбирают карьерную ориентацию «вызов». Основная ценность данного иыбора — конкуренция, победа над другими, социальная ситуация рассматривается с позиции «выигрыш-проигрыш». Человек ориентирован нато, чтобы бросать вызов. Вероятно, будучи абитуриентами, первокурсники переживают ситуацию конкуренции, радость победы в ней, поэтому показатели самооценки достаточно высоки на первом курсе. После 3-го курса заметна тенденция на повышение само-оцопки у студентов УрГПУ (группа с ЭОР). которая плавно растет до 5-го курса. В группе студентов УрГЭУ (без ЭОР) рост самооценки колеблется в небольшом

диапазоне. Более наглядно сказанное продемонстрировано на рис. 2, где приведено процентное соотношение удовлетворенных собой студентов к общему количеству опрошенных в соответствии с ключом анкеты «Личностный дифференциал».

Из рис. 2 следует, что процент студентов, у которых учебный процесс был организован с использованием ЭОР (УрГПУ), осознающих себя как носителей позитивных, социально желательных харак теристик, начиная со 2-го курса и до окончания вуза, значительно превышает процент студентов, у которых учебный процесс осущест влялся традиционным способом (УрГЭУ).

На рис. 3 представлены динамика градаций показателя «Сила». Данный показатель дает возможность отследить самооценку таких черт характера у студентов, как: сила, упрямство, независимость, решительность, напряженность, уверенность, самостоятельность.

Анализ показателя «Сила». Как следует из рис. 3, изменения в поведении этого показателя за годы обучения в вузе происходят не очепь значительные. Однако к 5-му курсу отмечается небольшое возрастание этого показателя у студентов обоих вузов, причем значения показателя практически совпадают. Объяснить это можно, по-видимому, обычным физическим взрослением студен тов и накоплением жизненного опыта в процессе учебы в вузе. Более наглядно сказанное продемонстрировано на рис. 4, где приведено процентное соотношение студентов с развитыми волевыми качествами личности к общему количеству опрошенных в соответствии с ключом анкеты «Личностный дифференциал». Из рис. 4 следует, что в обеих изучаемых группах примерно

[о УрГПУ |Ш УрГЭУ

Рис. 5. Градации показателя «Активность» но курсам УрГПУ и УрГЭУ

одинаков процент студентов, уверенных в себе, независимых, склонных рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Скорее всего, ЭОР на показатель «Сила» оказывают менее значимое влияние, чем на показатель «Оценки».

Анализ показателя «Активность». Иначе дело обстоите показателем «Активность». Градации этого показателя представлены на рис. 5. Данный показатель дает возможность отследить самооценку таких черт характера у студентов, как: разговорчивость, открытость, деятельность, энергичность, суетливость, общительность, раздражительность.

Из рис. 5 следует, что у студентов УрГПУ, (обучающихся с помощью ЭОР), ак тивность неукоснительно расте т за годы учебы п вузе, чего нельзя сказать о студентах УрГЭУ.

Однако, согласно психологическим исследованиям карьерных ориентаций (7), имеет место снижение показателей активности к моменту окончания вуза. Речь идет о том, что наиболее выбираемым карьерным показателем является «Стабильность». Данный показатель обусловлен потребностью в безопасности и стабильности, для человека важно, чтобы события были предсказуемыми. Перед окончанием вуза выпускника начинает волновать предполагаемое отсутствие стабильности, появляются сомнения, связанные с профессиональным и личностным будущим, с требованиями, предъявляемыми конкретной профессией, с социально-экономическими условиями в стране. Однако в группе студентов-выпускников УрГПУ не отмечается снижение активности. Поэтому мы можем предположить, что у них имеется некий инструмент (в изучаемом случае это, возможно, уверенное владение информационно-коммуникационными технологиями, поскольку прочие условия у исследуемых выборок идентичны), который дает возможность им компенсировать страх перед предстоящей «взрослой» жизнью, снять напряжение перед неопределенностью в смысле своей профессиональной реализации и активизироваться на финишной вузовской прямой.

Более наглядно сказанное продемонстрировано на рис. 6, где приведено процен тное соотношение активных, общительных, импульсивных студентов к общему количеству опрошенных в соответствии с ключом анкеты «Личностный дифференциал». Из рис. 6 следует, что процент студе!пов-экстравертов (разговорчивых, открытых, энергичных, общительных), у которых учебный процесс был организован с использованием ЭОР (УрГПУ), начиная со 2-1-о курса и до око!!чания вуза, значительно превышает про-

Рис. 6. Динамика изменений показателя «Активность»

цент студентов, у которых учебный процесс осуществлялся традиционным способом (УрГЭУ).

Выводы, сделанные па основании диаграмм по результатам анкетирования подтверждаются и значениями Т-критерия Стыодента, вычисленного по каждому показа телю для изучаемых курсов студентов каждого вуза ( табл. 2). Отсутствие различия средних значений в рассматриваемых выборках горит об идентичности генеральных совокупностей.

Различия средних значений позволяет сделать вывод о несовпадении генеральных совокупностей. В контексте изучаемой проблемы можно сказать, что причиной несовпадения генеральных совокупностей можно считать различную организацию учебного процесса в рассматриваемых вузах.

В заключение приведем перечень наиболее часто встречающихся характеристик конкурентоспособной личности [8,9): компетентность и профессиональная мобильность; целеустремленность и уверенность в своих силах; владение навыками самообразования и повышения квалификации; инициативность и самодисциплина; предприимчивость и деловитость; способность к самоанализу и принятию нестандартных решений; достоинство и личная ответственность; способность к риску и защите своих прав и свобод; эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.

Формирование характеристик из предложенного перечня, выделенных жирным шрифтом, непосредственно зависят от личностных особенностей, которые были проанализированы в нашем исследовании. Характеристики, касающиеся профессиональной компетентности и мобильности, владения навыками самообразования и повышения квалификации, способности к самоанализу и принятию нестандартных решений должны формироваться у студентов в процессе освоения основных образовательных программ пуза и приобретения ими соответствующей квалификации.

В результате проведенного исследования установлено, что организация образовательного процесса в вузе с помощью электронных образовательных ресурсов, повышающая его практическую направленность, создает психологическую основу для формирования определенных личностных особенностей. характеризуемых показателями «Оценки», «Сила» и «Активность», что подтверждено результатами математической обработки данных исследования. Таким образом, можно утверждать, что применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе можно рассматривать как условие формирования таких личностных

ОУрГГУ

■ УрГЭУ

МЕТОДИКА ПР£ПОДАВАННЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ в£СІНИК №4 <0V) 2010

Значення Т-критерия Стьюдента для показателей «Оценки»,«Сила», »Активность»

УрГПУ Курс УрГЭУ Курс 2 3 •1 5

ОЦЕНКИ

2 0,15 п = 60 Нет 1.3 п = 48 Нет 0.72 п = 67 Нет U5 п=47 Нет

3 1,27 п = 50 Пег 2.93 п = 49 Есть 2.68 п=39 Есть

4 2.80 п-37 Есть 2,44 0 — 47 Есть

5 2,87 о = 46 Есть

силл

2 0,15 а — 60 Нет 1,3 п“48 Нет 0,72 п-67 Нет 1,35 о-47 Нет

3 1,2? п-50 Нет 1,93 п —49 Нет 1,68 п-39 Нет

4 1.84 п = 37 Нет 1.46 п = 47 Нет

5 1.89 п = 46 Пет

АКТИВНОСТЬ

2 2,16 п = 60 Есть 2.34 п = 48 Ость 2.73 п = 67 Есть 2.36 п = 47 Еспъ

3 2.37 п = 50 Есгь 2.93 п = 49 Есть 2.66 п =39 Есгь

4 2,66 п — 37 Есть 2,54 п-47 Есгь

5 2,77 п = 46 Есгь

особенностей студентов, из которых ппослсдстпии смогут развиться черты конкурентоспособной личности.

1. Кирсанов, А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста |Текст]/АА. Кирсанов. -Казань: Изд-во КГУ, 2000. - 229 с.

2. Модель конкуре1ггоспособного специалиста (Электронный ресурс] / Управление Государственной службы занятости населения администрации Магаданской области. — Режим доступа: Мф:/Лчл',-у/.гаЬ01а/гтда(1ап.ш/<!0С/&е1р/рг01п10с1е1.1Ц|П.

3. Методика «Личностный дифференциал» (Электронный ресурс]. - Режим доступа: hltp://www. azps.ru/tests/2/ttlO.html

4. Оганесов. В.Л. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования |Тек<п дис.... канд. чел наук/В.А.Оганесов. - Ставрополь, 2003. — 160с

5. Миронова. Л.И. Электронный учебно-методический комплекс дисциплин как средсгво реализации инновационной педагогической технологии [Текст]/Л.И Миронова// Современные образовательные технологии: психология и педагогика: коллективная монография / Е.В. Вишневетская, А.С Гайнанова М .R. Гулакова (и др. ]. - Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2008. - Кн. 3. — С. 308—324.

6. Соловьева. Е.М. Карьерные ориентации студентов-асихо-логов [Текст] / Е.М. Соловьева // Современная психология: от теории к практике: материалы XV Мсждунар. науч. конф студентов, аспирантов и молодых ученых » Ломоносов-2003». - М.: МГУ, 2008. - С. 99—101.

7.Терповская, О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения |Текст): дис....канд псих. наук/О.П.ТерновСкая. — Оренбург.2006. — С. 38-4G.

8. Шаповалов, В.И. Формирование конкурентоспособности школьников п условиях дополнительного образования |Тексг|: аитореф. дис.... д-ра иед наук / В.И. Шаповалов. - Ярославль, 2007. - 41 с.

9.11охрина, И.Г. Развитие творческих способностей как основа подготовки конкурентоспособного специалиста (Электронный ресурс] / И.Г. Нохрина. — Режим доступа: http:// wv/w.usbi.nj/science/vestnik/2000/tssuc4/32.html.

МИРОНОВА Людмила Ивановна, кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой ма тематического обеспечения и администрирования информационных систем.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 2-1.03.2010 г.

© Л. И. Миронова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Книжная полка

ББК 72/В67

Волков. Ю. Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление [Текст]: практ. пособие / Ю. Г. Волков.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009.-170, [1] с.-Библиогр.:с. 169-170.-18В1Ч 978-5-98281-179-0.-ГЭВЫ 978-5-16-003652-6.

Автор пособия имеет многолетний опыт научного руководства соискателями и аспирантами, а также членства в ВАК России. В книге рассмотрены все стадии процесса — от получения первоначальных сведений о том, что представляет собой диссертация, как сориентироваться в многообразии задач подготовительного периода, как выбрать тему, руководителя, кафедру, до процедур обсуждения, защиты и подготовки доку-ментов после защиты. В приложениях приводятся перечень необходимых документов, положения о порядке присуждения ученых степеней, о диссертационном совете с образцами документов, а также некоторые другие сведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.