Зарубежный опыт
www.idmz.ru 2009, N“5
ЭЛЕКТРОННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КАРТЫ В США:
трудный процесс интеграции в практику здравоохранения
В дискуссиях о реформе охраны здоровья в США есть аспект, вызывающий особый накал страстей. Администрация Обамы планирует истратить $19 млрд. на модернизацию систем ведения и учета электронных медицинских карт (ЭМК), в том числе 17 млрд. $ — на поощрительные бонусы и штрафы, с тем, чтобы стимулировать врачей и руководство ЛПУ к отказу от системы бумажного документооборота. Для Президента Барака Обамы необходимость в такой мере очевидна: «Доктора у нас по-прежнему вручную делают записи в историях болезни и выписывают рецепты в трех экземплярах. При этом аптекари не в силах расшифровать врачебный почерк. Между тем переход на электронное медобслуживание позволит убыстрить прием больных, сократит число ошибок, удешевит здравоохранение и создаст новые рабочие места». К этим доводам практикующие врачи добавляют, что лечение больных в отделениях скорой помощи велось бы намного эффективней, если бы дежурный врач имел оперативный доступ к истории болезни пациента.
Однако больницам и клиникам США предстоит пройти долгий путь, чтобы вступить в цифровую эру. Менее 2% из них отказались от использования бумажных медицинских карт и полностью переключились на работу с электронными медицинскими картами (ЭМК). Еще примерно в 8-11% больниц и госпиталей установлены базовые электронные системы, при которых компьютерное ПО используется в работе хотя бы одного отделения (подразделения). И это несмотря на то, что еще администрация Президента Буша установила в качестве цели — добиться к 2014 году перехода от бумажных медицинских карт к электронным.
Наиболее часто в качестве препятствия к переходу на ЭМК больницы и госпитали, участвовавшие в исследовании, называли
стоимость таких систем — от 20 млн. $ для небольших больниц до 200 млн. $ для крупных академических центров. Согласно результатам проведенного в 2008 году исследования, 2952 больницы в США (в основном небольшие и средние), около трех четвертей больниц, не оснащенных компьютеризированной системой, заявили о том, что главным препятствием является нехватка финансовых средств, 44% назвали затраты на обслуживание и ремонт, а 36% считают, что виной всему — сопротивление со стороны врачей.
Это исследование финансировалось Департаментом здравоохранения и социальных услуг, а также Фондом Роберта Вуда Джонсона. Считается, что его результаты дают наиболее объективную на сегодняшний момент и всеобъемлющую картину использования ЭМК в больницах и госпиталях. Исследование не включало в себя обзор состояния дел в медучреждениях по делам ветеранов, которые применяют ЭМК уже почти в течение 10 лет.
Исследователи разделили госпитали на две группы: госпитали, в которых все отделения и службы могут просматривать результаты лабораторных исследований, вводить записи, делать назначения лекарственных препаратов и выполнять другую рутинную работу в электронной системе, были отмечены как ЛПУ, имеющие комплексную (всеобъемлющую) МИС. Те же больницы, в которых автоматизировано хотя бы одно подразделение, как было отмечено в исследовании, имеют так называемую базовую (ограниченную) систему.
В результате исследования было обнаружено, что лишь 1,5% больниц оснащены комплексной (всеобъемлющей) МИС, а еще от 8 до 11% ЛПУ имеют базовую систему. Принципиальной разницы в уровне информатизации между государственными (общественными) и частными больницами не обнаружено.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 69 ■
ырач::::
™ и информационные
технологии
Зарубежный опыт
Вопрос о том, приведет ли внедрение ЭМК к значительным сокращениям расходов на здравоохранение, является до сих пор обсуждаемым. По оценке Национального института медицины, серьезная врачебная ошибка в назначении лекарственного препарата может привести к дополнительным расходам на лечение одного пациента в сумме, превышающей 8750$.
В то же время одна треть больниц заявили, что они не уверены в том, что им удастся окупить (возместить) свои инвестиции. А Комитет по бюджету Конгресса США в прошлом году констатировал о том, что само по себе более широкое применение информационных технологий «обычно не является достаточным для того, чтобы привести к значительной экономии средств».
Для того, чтобы ЭМК получили более широкое распространение, специалисты считают, что различные компьютерные системы должны быть совместимы («понимать» друг друга). В настоящее время электронные системы, внедренные во многих больницах, не могут обмениваться информацией с другими больницами или частнопрактикующими врачами.
Американское общество медицинских информационных и управленческих систем (Healthcare Information and Management Systems Society — HIMSS) подвело итоги опроса 304 ведущих специалистов, действующих в сфере информатизации здравоохранения.
Главной проблемой информатизации здравоохранения респонденты вновь, как и в прошлом году, признали обеспечение информационной безопасности. 84% опрошенных утверждают, что их учреждения и компании постоянно оценивают риски, существующие и возникающие в этой сфере. Эту обеспокоенность можно понять: в четверти организаций, которые представляют участники опроса, в прошлом году были зарегистрированы инциденты в области информационной безопасности.
Самой популярной технологией защиты информации в американском здравоохране-
нии является применение систем обнаружения и предотвращения вторжений: их использование подтвердили 75% респондентов. Широко распространены и криптографические технологии: 62% респондентов заявили, что в их организациях шифруются электронные письма, 56% используют шифрование данных. 18% опрошенных применяют технологии биометрической идентификации; растет популярность и технологий единого входа (Single Sign-On — SSO). Продукты, реализующие SSO, использует почти треть респондентов (31%); 49% опрошенных заявили о своем намерении в нынешнем году приобрести эти решения.
В Сенате США рассматривается предложение по созданию национальной медицинской информационной системы на базе открытого ПО. Сенатор John D. Rockefeller предложил новый законопроект «Health Information Technology Public Utility Act of 2009», который предусматривает выделение федеральных грантов на разработку open source информационной системы и создание набора открытых стандартов для унифицированного учета медицинских карточек во всех медицинских учреждениях страны.
В прошлом году с предложением перехода на использование и разработку открытого ПО выступило Министерство обороны США, что уже привело к созданию в феврале текущего года проекта по координации разработки открытого ПО и запуску SourceForge-подобного сервиса Forge.mil.
А пока Пресвитерианский госпиталь в Нью-Йорке (New York Presbyterian Hospital) позволил пациентам получать на сайте учреждения электронные версии их историй болезни. Теперь пациенты смогут просматривать на сайте свои истории болезни, а при необходимости копировать их и предоставлять в другие медицинские заведения. «Информация о состоянии здоровья принадлежит пациентам, а не больнице», — заявляет Аурелия Бойе (Aurelia Boyer), бывшая медсестра, а теперь директор по информационным технологиям госпиталя.
■■■ -то- ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Зарубежный опыт
www.idmz.ru 2009, N“5
Прежде, чем выложить на сайт все оцифрованные истории болезней, в госпитале проведут обучение пациентов, чтобы убедиться в том, что последние умеют обращаться с ПО и осознают, что нужно делать, чтобы не произошло утечки их конфиденциальных данных.
Ранее Google в содружестве с IBM запустили приложение Google Health, позволяющее пользователям размещать в онлайне свои истории болезни и делиться ими с врачами или родственниками.
По материалам iToday.ru, OpenNet, агентства Associated Press
подготовила Наталия Куракова
Органайзер
А
гчвв
аавв
X ЕЖЕГОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И ВЫСТАВКА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ»
Проводятся в соответствии с пунктом 51 Плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2009 год, утвержденным Приказом №141 от 30 марта 2009 г.
Дата и место проведения: 15-16 октября 2009 г. в Конгресс-центре гостиницы «Космос» (Москва, пр. Мира, 150).
Организация мероприятий научной программы: Министерство здравоохранения и
социального развития РФ при участии Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Российской академии медицинских наук, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации, Департамента здравоохранения города Москвы, Министерства здравоохранения Московской области, Ассоциации медицинской информатики.
Устроитель: «Консэф».
Генеральный спонсор: Microsoft.
Спонсоры конференции: Motorola, SAP.
Основные темы Всероссийской конференции:
1. Формирование федеральных информационных ресурсов в области охраны здоровья населения. Основы взаимодействия различных уровней: федеральный, региональный, муниципальный, медучреждение. Источники финансирования, опыт реализации «пилотных» проектов.
2. Персонифицированный учет медицинской помощи.
3. Нормативное и правовое обеспечение медицинских информационных систем.
4. Комплексная автоматизация ЛПУ. Специализированные медицинские информационные системы.
5. Комплексное обеспечение повышения качества первичной медицинской информации.
6. Специализированные семинары и круглые столы.
До 1 октября открыта on-line-регистрация участников
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■