Научная статья на тему 'Электронные государственные услуги в сфере недвижимости: проблемы и перспективы'

Электронные государственные услуги в сфере недвижимости: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
596
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мирошникова О. А.

В настоящее время Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии приступила к масштабному оказанию услуг в электронном виде. Интернет-портал Росреестра позволит упростить процедуру предоставления государственных услуг, сделать обслуживание более качественным и доступным, сократить его сроки. За последние годы этот формат обслуживания приобрел в России особую актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мирошникова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC PUBLIC SERVICES IN THE FIELD OF REAL PROPERTY: PROBLEMS AND PROSPECTS

At present the Federal Service for State Registration, Cadastral Records and Cartography is starting a large-scale electronic servicing of population. Rosreestr Internet-portal permits facilitating the procedure of rendering public services, making them more accessible, qualitative and prompt. This type of services has become very popular lately.

Текст научной работы на тему «Электронные государственные услуги в сфере недвижимости: проблемы и перспективы»

УДК 65.9(2Рос)28 О.А. Мирошникова СГГА, Новосибирск

ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии приступила к масштабному оказанию услуг в электронном виде. Интернет-портал Росреестра позволит упростить процедуру предоставления государственных услуг, сделать обслуживание более качественным и доступным, сократить его сроки. За последние годы этот формат обслуживания приобрел в России особую актуальность.

O.A. Miroshnikova

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul, Novosibirsk, 630108, Russian Federation

ELECTRONIC PUBLIC SERVICES IN THE FIELD OF REAL PROPERTY: PROBLEMS AND PROSPECTS

At present the Federal Service for State Registration, Cadastral Records and Cartography is starting a large-scale electronic servicing of population. Rosreestr Internet-portal permits facilitating the procedure of rendering public services, making them more accessible, qualitative and prompt. This type of services has become very popular lately.

Портал оказания государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в электронном виде предназначен для обеспечения информационного взаимодействия органов кадастрового учета и регистрации прав и лиц, заинтересованных в получении или предоставлении данных для учетных систем (Единого государственного реестра прав или Государственного кадастра недвижимости).

Портал государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) предоставляет следующие сервисы:

- Предоставление сведений о территориальных отделах: расписание, контакты, схема проезда, веб-камеры;

- Бесплатное получение общедоступной справочной информации из государственного кадастра недвижимости (гкн) и единого государственного реестра прав (егрп) в режиме реального времени;

- Предоставление по запросу сведений государственного кадастра недвижимости в виде юридически-значимых электронных документов (только для физических лиц);

- Интерактивная публичная кадастровая карта;

- Опросный лист «организация приема граждан»;

- Постановка объектов на кадастровый учет в электронном виде;

- Бесплатное распространение необходимого программного обеспечения для последующего заполнения заявления о постановке на кадастровый учет в электронном виде.

Росреестр приступил к эксплуатации Интернет-портала государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде (далее - Интернет-портал).

С начала марта 2010 года Интернет-портал работал в следующем режиме:

- С 1 по 10 марта 2010 года в тестовом режиме на данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости Ростовской области. Базы данных ЕГРП и ГКН Управления Росреестра по Ростовской области были развернуты на ИТ-инфраструктуре Интернет-портала в Москве. В указанный период на Интернет-портале оказывались следующие сервисы:

1) Информационные сервисы по адресам офисов, нормативным документам, платежным реквизитам и способам получения услуг (по всей Российской Федерации);

2) Предоставление публичной кадастровой карты Ростовской области;

3) Предоставление справочной информации об объектах недвижимости из ЕГРП и ГКН, расположенных в Ростовской области, с целью определения необходимости обращения к платному запросу сведений;

4) Бесплатное распространение необходимого программного обеспечения для последующего заполнения заявления о постановке на кадастровый учет в электронном виде;

- С 11 по 31 марта 2010 года заработал в режиме опытной эксплуатации в следующих субъектах Российской Федерации: Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Нижегородская, Ростовская, Тверская области, республики Башкортостан, Татарстан, Краснодарский и Красноярский края.

На этапе опытной эксплуатации через Интернет-портал пользователям был предоставлен регламентированный доступ к информации, хранящейся в базах данных ЕГРП и ГКН указанных выше субъектов Российской Федерации. К сервисам, открытым на этапе тестовой эксплуатации, позднее добавились:

- Предоставление возможности заявителям предоставлять пакет электронных документов для постановки на государственный кадастровый учет с использованием каналов связи (в опытном режиме, с использованием тестовой электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП);

- Сервис по заполнению заявления на предоставление сведений из ГКИ и ЕГРП с совершением оплаты за оказанные услуги в электронном виде (в тестовом режиме).

После этапа опытной эксплуатации и сбора дополнений и замечаний постоянно действующей рабочей группой по реализации плана перехода Росреестра на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде были рассмотрены результаты эксплуатации и выработаны рекомендации по переводу сервисов Интернет-портала в режим промышленной эксплуатации.

Бесплатная справочная информация о наличии или отсутствии данных об объекте недвижимости в государственном кадастре недвижимости и государственном реестре прав в режиме online не имеет юридической силы. Для юридического подтверждения факта наличия или отсутствия информации в учетных системах необходимо оформить соответствующий запрос на выдачу информации из ГКИ или ЕГРП.

По запросам о предоставлении сведений ГКИ и ЕГРП, поданным посредством портала услуг, предусмотрена оплата. Если оплата произведена через организацию, не заключившую с Росреестром договор оферты, после оплаты заявитель должен отправить платежный документ в виде электронного документа в соответствующий орган. В настоящий момент федеральным законодательством не определены требования к электронным платежным документам. Отсканированный образ квитанции или указание платежных реквизитов электронным платежным документом не является и не может использоваться для подтверждения платежа. Поэтому необходимо выбирать для оплаты запросов, поданных через портал, исключительно расчетные организации, заключившие с Росреестром договор оферты, и поддерживаемые ими способы оплаты.

C 17 октября 2010 года вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 30.07.2010 № 343 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы». Документ устанавливает:

- Порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (ГКН);

- Размеры платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;

- Организации, через которые граждане могут осуществлять платеж, и в каких случаях необходимо предоставлять подтверждение платежа в орган кадастрового учета.

До момента вступления в силу этого приказа, выписки из ГКИ предоставлялись бесплатно. Была такая небольшая историческая ошибка в Hалоговом кодексе РФ, забыли указать эту услугу, и она 2 года была бесплатной. Сейчас она снова стала платной.

Таким образом, первые шаги к переходу на оказание услуг в электронном виде уже совершены. В Интерент-портале пока представлены в основном сведения информационного характера. По статистике две трети обращений в ведомство составляют обращения за информацией, и только одна треть -постановка на учет. На данный момент через Интернет граждане могут получить информацию из ЕГРП, сведения из ГКН. На сайте также открыта публичная кадастровая карта. Она позволит гражданам получать сведения о территориальной зоне при покупке участка. При обращении в Росреестр через Интернет заявитель получает выписку и файл, подписанный электронной подписью. Портал пока действует не во всех российских регионах, самые активные из них - Ростовская область, Кемеровская область, Краснодарский край, Башкирия и Красноярский край.

В ряде регионов в Интернете транслируется ситуация с пунктов приема населения, что позволяет гражданам перед походом в Росреестр посмотреть, большая ли там очередь. Трансляцию организуют в рамках борьбы с очередями в пунктах приема документов.

Руководителем Росреестра Сергеем Васильевичем Васильевым был издан приказ, который содержал информацию о графике внедрения государственных услуг в электронном виде. На сегодня по плану к услугам должны быть подключены порядка 60 регионов. У Росреестра имеется 6300 офисов, поэтому довольно сложно подключить сразу всех. Поэтому подключение к Интернет-порталу осуществляется по субъектам РФ и муниципальным районам.

В настоящее время уже реализовано «одно окно» и Интернет-портал, а в будущем будет внедрена «Единая федеральная информационная система государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учёта» (ЕФИСН). В ее архитектуре предусмотрено три уровня: на нижнем - информационный ресурс, на верхнем - фронт-офис, а на среднем -связующий слой учетно-регистрационных процедур. Уже начали строить нижний уровень - единое хранилище на базе СУБД Огасіе. На последнем этапе предстоит реализовать единую учетно-регистрационную процедуру. Но сейчас правила ведения кадастрового и регистрационного ресурсов различаются, и необходимо дождаться, когда будет переписан закон.

Основными направлениями работы в рамках реализации концепции ЕФИСН в 2011 году станут: проектирование и разработка ЕФИСН, внедрение централизованного кадастрового учета в ряде регионов РФ и функциональная и географическая экспансия Интернет-портала как инструмента оказания услуг в электронном виде.

Также будут вестись работы по изготовлению Единой цифровой картографической основы для организации взаимодействия с Федеральными органами исполнительной власти и структурами местного самоуправления, внедрению системы аттестации кадастровых инженеров. Кроме того, намечено завершить формирование единой телекоммуникационной инфраструктуры, модернизировать систему учета объектов капитального строительства в соответствии с новой нормативной базой и мн.др.

К тому же, необходимо решить ряд проблем, например, когда муниципальный орган направляет заявителя, чтобы он принес выписку из кадастра или иные документы для каких-то муниципальных услуг, будь то выдача субсидий на жилье или ссуды, льготы и др. в подлинниках. А электронные документы отказываются принимать и муниципальные органы, и местные суды. Суды отказываются принимать электронные выписки из кадастра считают это не юридически значимым документом. Если суды не принимают такие документы, то, как же их будут принимать муниципальные органы, которые с юридической точки зрения могут быть гораздо менее информированы, чем судебные органы. Жизненно важно чтобы СМИ тоже стояли на стороне прогресса и объясняли, популяризировали, что электронный документ имеет абсолютно такой же вес, как и бумажный документ. И если законом такой документ предписан, ему предписано существовать, в том числе в электронной форме, другие государственные, муниципальные, судебные органы не имеют права отказать в его приеме.

Проблему очередей успешно решают введенные «электронные очереди» и веб-камеры. В том офисе, где стоит электронная очередь, даже при наличии очереди социальная атмосфера менее напряженная, потому что человек знает, что его фиксирует экран, он не волнуется, что кто-то пройдет в кабинет и т.д.

Таким образом, запуск электронного портала еще не означает переход от бумажного документооборота к электронному, потому что основная проблема не в том, чтобы дать доступ, а в том, к чему дать доступ. Создание ЕФИСН станет настоящим прорывом в сфере государственных услуг и принесет значительную пользу и жителям России, и рынку недвижимого имущества Российской Федерации в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Перспективы предоставления государственных услуг в электронном виде Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Интернет-интервью с зам. руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Сапельниковым С. А. [Электронный ресурс] / отдел «Недвижимость». - Москва, 2011. - Режим доступа: http://www.garant.ru

2. Наша голубая мечта - чтобы к нам никто не ходил. Интернет-интервью с зам. руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Сапельниковым С. А. [Электронный ресурс] / отдел «Недвижимость». - Москва, 2010. - Режим доступа: http://www.gisa.ru

3. Портал государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] / отдел «Электронные услуги». - Москва, 2011. - Режим доступа: http://www.gosuslugi.ru

4. Портал услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс] / отдел «Электронные услуги». -Москва, 2011. - Режим доступа: http://portal.rosreestr.ru

© О.А. Мирошникова, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.