Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ / МЕДИАРЕСУРСЫ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КАНАЛЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демина Людмила Ивановна, Петрожицкая Ирина Анатольевна

В данной статье рассматривается культура чтения художественной литературы в интернете. Обращено внимание на то, что одной из традиционных социокультурных ценностей является чтение. Описаны основные характеристики для чтения в интернет-среде, такие как: традиционные цифровые медиаресурсы, интернет-технологии, альтернативные каналы распространения литературы и чтения. Сделаны выводы, что отличительной чертой интернет-чтения является гипертекстуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC LIBRARIES IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF A CULTURE OF READING WORKS OF ART ON THE INTERNET

This article discusses the culture of reading fiction on the Internet. Attention is drawn to the fact that one of the traditional socio-cultural values is reading. The main characteristics for reading in the Internet environment are described, such as: traditional digital media resources, Internet technologies, alternative channels for the distribution of literature and reading. It is concluded that the hallmark of Internet reading is hypertextuality.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ»

5. Интегрус: сайт 2020. - URL: https://integrus.ru/blog/internet-marketing-decisions/prodvizhenie-tovarov-uslug-v-sotsialnyh-setyah.html (дата посещения: 01.03.2023).

6. Куликова О.М. Социальные сети как актуальный инструмент продвижения товаров и услуг // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. №5 (47) 2022. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-aktualnyy-instrument-prodvizheniya-tovarov-i-uslug (дата посещения: 01.03.2023).

7. Отчет об исследовании утечек информации ограниченного доступа в 2021 году. Экспертно-аналитический центр InfoWatch. 2022 г сайт. https://www.infowatch.ru/sites/default/files/analytics/files/v-2021-stalo-bolshe-umyshlennykh-utechek.pdf (дата посещения: 01.03.2023).

УДК 028

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ

Демина Людмила Ивановна,

доктор филологических наук, профессор федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар);

Петрожицкая Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, начальник научно-исследовательских и редакционно-издательского отделения Крымский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Симферополь)

Аннотация. В данной статье рассматривается культура чтения художественной литературы в интернете. Обращено внимание на то, что одной из традиционных социокультурных ценностей является чтение. Описаны основные характеристики для чтения в интернет-среде, такие как: традиционные цифровые медиаресурсы, интернет-технологии, альтернативные каналы распространения литературы и чтения. Сделаны выводы, что отличительной чертой интернет-чтения является гипертекстуальность.

Ключевые слова: электронная библиотека, культура чтения, медиаресурсы, интернет-технологии, альтернативные каналы.

Annotation. This article discusses the culture of reading fiction on the Internet. Attention is drawn to the fact that one of the traditional socio-cultural values is reading. The main characteristics for reading in the Internet environment are described, such as: traditional digital media resources, Internet technologies, alternative channels for the distribution of literature and reading. It is concluded that the hallmark of Internet reading is hypertextuality.

Key words: electronic library, reading culture, media resources, Internet technologies, alternative channels.

Постановка проблемы. Все чаще можно услышать утверждение, что мир резко меняется. Изменения затрагивают все мировое сообщество: экономику, политику, образование и другие сферы деятельности. Интернет-технологии оказывают огромное воздействие на источники, каналы распространения и потребителей информации. Этот процесс неизбежно затрагивает область знаний и информации, а также учреждения, которые обеспечивают их функционирование. Цифровая революция происходит так быстро, что многим социальным институтам трудно приспособиться к ней и овладеть новыми методами и стилями работы с принципиально новой аудиторией интернет-пользователей.

Одной из традиционных социокультурных ценностей является чтение, и его модальность неоднократно менялась на протяжении тысячелетий человеческой истории: слушать, говорить, читать «для себя», читать, писать. Продолжающиеся глобальные изменения повлияли на это явление. Чтение в цифровой среде художественной

литературы впитало в себя предыдущие техники: устную, письменную и аудиовизуальную.

Изложение основного материала. Анализ фактического материала дает возможность определить основные характеристики для чтения в интернет-среде.

Отметим, что интернет расширил и без того обширный репертуар чтения, включив в него традиционные цифровые медиаресурсы, которые включают как оригинальную онлайн-литературу, так и оцифрованную печатную литературу. В сети представлены электронные библиотеки, литературные и художественные журналы, порталы, блоги и социальные сети, которые занимаются литературой и чтением [2].

С одной стороны, большое количество литературных текстов доступно для большого количества читателей с помощью интернет-технологий, с другой - люди не могут ориентироваться в новом качестве, не всегда имеют навыки поиска необходимой информации и «тонут» в информационном шуме.

Это негативная тенденция, которую современные библиотеки должны использовать для разработки принципиально нового направления библиотечно-информационных услуг - поддержки чтения в цифровой среде.

Чтение в интернете имеет свои преимущества: оно предлагает альтернативу печатному аналогу, которого нет в книжных магазинах или в библиотеке. Считыватель цифровых текстов имеет возможность создавать особые условия чтения (адаптировать текст «под себя»: выбрать размер шрифта, формат аудио), использовать различные носители (стационарные или мобильные) [5].

Остановимся на некоторых характеристиках чтения художественной литературы в интернете, которые указывает в своем исследовании Козлов Н. И. [4]. Интернет является альтернативным каналом распространения литературы и чтения. К его особенностям относится отмена монополии на работу с произведением, открытие инновационных форм взаимодействия автора, текста и читателя. Важно отметить, что в интернет-коммуникациях нет никакого одностороннего, однонаправленного воздействия автора через работу на читателя, но есть активное взаимодействие между создателями текста и читателями. Характерной чертой чтения в интернет-среде является интерактивность как взаимодействие читателей с автором и/или друг с другом, а также способность быстро реагировать на творчество писателя [4].

Стремление к диалогу с автором существовало и до появления интернет-технологий. Вуль В. А. констатирует, что издательства и библиотеки традиционно использовали в своей культурно-просветительской работе такую форму, как встречи с писателями и поэтами, однако Интернет впервые предоставляет возможность немедленного включения читателя в процесс коммуникации по поводу текста [3]. Отклик может быть дан моментально с помощью форумов, гостевых книг, чатов, блогов, электронной почты, что подразумевает получение информационных потоков из различных источников и ответную реакцию на них.

Также отличительной чертой интернет-чтения является гипертекстуальность. В цифровой среде читатель получает возможность самостоятельно формировать содержание, задавать траекторию своего чтения с помощью гипертекстовой технологии [6]. Развитию активного сотрудничества читателя с текстом способствуют постмодернистские художественные произведения, отличающиеся многоуровневой организацией, нелинейностью структуры, фрагментарностью. Гипертекст может быть использован и как источник мнений и суждений о произведении, зафиксированных в биографической, научной и художественной критике, информационно-вспомогательных материалах. Это делает процесс чтения более сложным и волевым, поскольку, погрузившись в виртуальный лабиринт гипертекстовых связей, достаточно сложно вернуться к исходному тексту, «происходит полная загрузка» мозга гиперсвязями текста как целостного информационного мира» [4, с. 174].

Чтение - это творческий процесс. Читатель создает реальность, созданную автором через призму личного восприятия, и реконструирует ее в своей голове. Для этого ему нужны интеллектуальные навыки, воображение, чувства, воспоминания, доверие к жизни и опыт чтения во всей его духовной сфере. Работа только устанавливает границы, в пределах которых разворачивается собственная работа читателя, по которой направлены

его воображение, его память, комбинация воображения и оценки. Конечный результат определяется творческой деятельностью читателя.

Процесс чтения - это внутренняя творческая работа: изменение мыслей, образов, фантазий, воспоминаний, возникающих в уме при восприятии текста. Читатель в определенной степени повторяет путь, пройденный автором, но не совсем следует по пути автора, он идет по-своему и, прежде всего, с несколько иным результатом. Важно не только то, что читатель получает глубокое понимание того, что он читает, но также то, что он одновременно создает новую реальность в своей голове, присоединяется к процессу творчества и открывает новые творческие возможности в себе. Этот тезис особенно важен для понимания процессов чтения в интернет-среде, что открывает возможности для выражения активной творческой позиции читателя.

Интернет-читатель имеет возможность не только читать, но и сам создавать тексты [5]. Мы можем говорить о переходе от чтения как интерпретации значения к чтению как конструировании значения, создавая свои собственные тексты, сообщения и комментарии в процессе общения в цифровой среде с вашим собственным видом или автором произведения. Все это активизирует творческую составляющую процесса чтения и приводит к развитию критического мышления, воображения и навыков чтения.

Значительное количество существующих авторов и их творений вызывают трудности в общении литературных произведений между читателями. Решению этой проблемной ситуации, усилению социально-коммуникативной функции литературы и расширению читательской аудитории способствуют консультативные услуги, отзывы читателей и комментарии. Это показывает еще одну важную особенность чтения в интернете -доверие к частному мнению.

В социальных сетях в настоящее время существует постоянная тенденция создавать небольшие группы, доступные для всех пользователей, для чтения и обсуждения в интернете определенных работ. Следовательно, интернет-среда поддерживает стремление читателей обозначить личную позицию, обменяться впечатлениями. Читатель выступает в цифровой среде как эксперт, критик литературного произведения [3].

Читатель также имеет возможность самостоятельно оценивать художественные произведения с помощью рейтингов. Интернет-критика, помогающая, ориентироваться в современном литературном процессе и представленная на сайтах электронных библиотек, литературных журналов, премий и конкурсов, дополняется субъективно-экспрессивными отзывами читателей на форумах, в гостевых книгах литературных сайтов.

Например, в электронной библиотеке есть возможность читателям оставить свои комментарии, выставить оценки, прочитанной книге. Таким образом, определяется «Топ в разных жанрах» любимых читателями книг. Читатели могут дать оценку «Мне нравится» совершенно бесплатно, тем самым повышая рейтинг произведения, привлекая новых читателей. Отметим, что рекомендательные сервисы, специализирующиеся на чтении, позволяют читателям объединяться по читательским интересам для общения; рассказывать о последних новинках литературы; создавать собственную электронную библиотеку, демонстрируя начитанность и литературные предпочтения; писать рецензии на произведение [3].

Выводы. Таким образом, чтение художественной литературы в интернете отличается интерактивностью, гипертекстуальностью, креативностью, возможностью стимулирования писательского труда путем микропатроната.

Если прочитанное произведение оказывается действительно значительным и интересным, в сети реализуется механизм постфактумного поощрения вознаграждения за авторскую работу путем передачи небольшого количества от читателя автору текста (фиксированного или по усмотрению человека). С помощью этой системы вы можете вознаграждать создателей в соответствии с полученным удовольствием от их работ. Следовательно, можно утверждать, что читатель внедряет новую практику чтения в интернет-среде: мотивация писателя и стимулирование письма. Тот факт, что читатель, а не издатель, определяет, что читать, используя сетевые консультационные услуги (с участием специалистов, в том числе библиотекарей, «продвинутых» читателей), может помочь улучшить, восстановить и развить литературные вкусы.

Список литературы:

1. Богданова, О. Ю. Проблема связи заголовка с содержанием текста (на примере англоязычных произведений) / О. Ю. Богданова. - Ярославский педагогический вестник. - 2007.- С. 52-57.

2. Викулова, Л. Г. Паратекст французской литературной сказки: Прагмалингвистический аспект : специальность 10.02.05 «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / Викулова Лариса Георгиевна ; Иркутск, 2001. - 41 с. - Иркутский государственный лингвистический институт . - Текст : непосредственный.

3. Вуль, В. А. Электронные издания: учебник / В. А. Вуль. - Санкт-Петербург: Издательство «Петербургский институт печати», 2001. - 308 с. - 1000 экз. - ISBN 593422-015-2. - Текст : непосредственный.

4. Козлов, Н. И. Анкетирование / Козлов Н. И. - Текст : электронный // Психологос : [сайт]. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/anketirovanie (дата обращения: 02.02.2023).

5. Мелентьева Ю. П. Чтение электронных публикаций как элемент обучения и образования. Научные и технические библиотеки. 2019; (4): - С. 76-83. [Электронный ресурс] // сайт. - URL: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-4-76-83 (дата обращения: от 17.02.2023)

6. Литвинова О. В. Гипертекст: понятие, основные характеристики, возможные подходы к лингвистическому анализу // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2009 [Электронный ресурс] // сайт. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gipertekst-ponyatie-osnovnye-harakteristiki-vozmozhnye-podhody-k-lingvisticheskomu-analizu (дата обращения: от 17.02.2023).

УДК 316.4.06

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

Джелилов Ахтем Алиевич,

кандидат филологических наук, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь);

Приймак Анатолий Анатольевич,

магистрант

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Рассмотрены предпосылки и составляющие, способствующие развития брендинга и имиджа Республики Крым. Проводится анализ особенностей бренд-позиционирования региона: выявляются положительные и отрицательные аспекты регионального бренда Республики Крым.

Ключевые слова: Республика Крым, регион, территориальный брендинг, имидж, вид туризма.

Annotation. The prerequisites and components contributing to the development of branding and image of the Republic of Crimea are considered. The analysis of the peculiarities of the brand positioning of the region is carried out: the positive and negative aspects of the regional brand of the Republic of Crimea are revealed.

Keywords: Republic of Crimea, region, territorial branding, image, type of tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.