Научная статья на тему 'Электронное здравоохранение столицы'

Электронное здравоохранение столицы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
363
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лапицкий Владимир

Важнейшим направлением развития социальной сферы в нашей стране является совершенствование системы здравоохранения, которая должна гарантировать гражданам республики качественную и доступную медицинскую помощь, чему активно способствует широкое внедрение медицинских информационных технологий и систем. Они занимают центральное место в обеспечении безопасности здоровья, оказании медико-санитарных услуг и преобразовании систем здравоохранения в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-Health care in the capital city

The author speaks on the informatization of the health care system in Belarus and analyses this multifold process, including the data acquisition and storage, integration and effective use of the databases, data and knowledge banks on this sector in Minsk.

Текст научной работы на тему «Электронное здравоохранение столицы»

■ «Электронное здравоохранение» и биоинформатика.

Следует отметить, что работы по научно-методическому обеспечению развития информатизации во многом способствовали успешной реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь и Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере ИКТ в 2010-2015 гг., повышению международных рейтинговых позиций нашей страны по системе показателей МСЭ (развитие ИКТ) и ООН (развитие систем электронного правительства).

В НАН Беларуси продолжаются разработки научных основ и исследования проблем управления процессами информатизации, создание методов и средств контроля, планирования, оценки и прогнозирования состояния, хода и результатов развития информационного общества и информатизации. И

Александр Тузиков,

генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси, член-корреспондент

Владимир Лапицкий,

заместитель генерального директора Объединенного института проблем информатики, директор Научно-технического центра технологий электронного государства ОИПИ НАН Беларуси, кандидат технических наук

Ромуальд Григянец,

заведующий лабораторией ОИПИ НАН Беларуси,

замдиректора Научно-технического центра технологий электронного государства ОИПИ, кандидат технических наук

Георгий Науменко,

заведующий сектором научно-методического обеспечения развития информатизации Научно-технического центра технологий электронного государства ОИПИ НАН Беларуси

Электронное здравоохранение столицы

Владимир Лапицкий,

заместитель генерального директора Объединенного института проблем информатики, директор Научно-технического центра технологий электронного государства ОИПИ НАН Беларуси, кандидат технических наук

Важнейшим направлением развития социальной сферы в нашей стране является совершенствование системы здравоохранения, которая должна гарантировать гражданам республики качественную и доступную медицинскую помощь, чему активно способствует широкое внедрение медицинских информационных технологий и систем. Они занимают центральное место в обеспечении безопасности здоровья, оказании медико-санитарных услуг и преобразовании систем здравоохранения в мире.

М

ногие страны (по последним оценкам ВОЗ, более 60%) разрабатывают и реализуют собственные стратегии в области электронной медицины. Символизирующая ее приставка «е» стала присутствовать во всех стратегических планах по совершенствованию медицинских услуг, предоставляемых гражданам экономически развитых стран. Так, европейский рынок электронных услуг в области здравоохранения эксперты оценивают примерно в 20 млрд

евро и еще столько же отводят на электронную фармацевтику (общий годовой объем фармацевтического рынка в Европе - около 205 млрд евро).

К внедрению информатизации системы здравоохранения приступили и в Беларуси. В данной статье рассмотрим, как происходит этот многоаспектный системообразующий процесс, включающий сбор, накопление, интеграцию и эффективное использование баз, банков данных и знаний о деятельности отрасли в Минске.

Автоматизация системы

здравоохранения

Основным направлением информатизации столичных учреждений здравоохранения в последние годы было внедрение автоматизированных информационных систем (АИС) «Многопрофильная больница», «Взрослая поликлиника», «Детская поликлиника», «Стоматологическая поликлиника» и «Диспансер». Это позволило изменить технологию работы в данной сфере и поднять ее на качественно новый уровень.

Во всех столичных медицинских организациях завершился этап автоматизации процесса создания и ведения паспортно-ана-мнестических сведений о пациентах, получения и обработки необходимых статистических данных

за счет первых очередей АИС, которые функционируют в рамках единого информационного пространства учреждений здравоохранения с использованием единой базы данных. Эти АИС заложили основу для формирования автоматизированной электронной медицинской карты амбулаторного пациента и стационарного больного, что позволит в ближайшее время получить единую информационную среду этого контингента города. В медицинских учреждениях проведены мероприятия по созданию или совершенствованию телекоммуникационной и компьютерной инфраструктуры.

Созданы показательные комплексные АИС в базовых учреждениях здравоохранения, охватывающие не менее чем на 80% аспекты лечебно-диагностического процесса. Среди них 2-я детская городская клиническая больница с более чем 120 автоматизированными рабочими местами (АРМ); 6-я городская клиническая больница (более 200 АРМ); 10-я городская клиническая больница (более 170 АРМ); большое количество городских взрослых поликлиник (2-я, 10-я, 21-я, 25-я, 29-я, 34-я, 37-я, 39-я), все стоматологические поликлиники, Минская городская медико-реабилитационная экспертная комиссия, городское клиническое патологоанатомическое бюро, городской эндокринологический диспансер и др.

Функционирует уникальная для стран СНГ и Восточной Европы единая телемедицинская система города по цифровой флюорографии на базе двух консультационных центров (1-го и 2-го городских противотуберкулезных диспансеров) и 33 городских поликлиник. Она предназначена для оказания услуг по дистанционной интерпретации и консультированию флюорографических исследований. В рамках данной системы проведено в режиме чтения и дублирования более 1,5 млн

цифровых рентгенограмм и свыше 82 тыс. удаленных телемедицинских консультаций (для сравнения: их ежегодное количество в самых крупных телесетях России не превышает 5 тыс.).

Заслуживает внимания 1-я очередь телемедицинской системы по цифровой маммографии на базе консультационного центра (городской онкологический диспансер) и 7 городских поликлиник, а также единая корпоративная автоматизированная информационная система Комитета здравоохранения Мингориспол-кома, в рамках которой в настоящее время организован оперативный внутренний корпоративный обмен необходимой информацией на основе применения технологии ЭЦП (выписные эпикризы, результаты лабораторных, диагностических и биопсийных исследований, другие данные медицинских карт); ведется общегородской банк данных обо всех пациентах, обратившихся в клинические больницы, в том числе для обеспечения оперативного информационного взаимодействия с Бюро регистрации несчастных случаев ГУВД Мингорисполко-ма; налажено взаимодействие с центральной базой данных РУП «Белфармация» и др.

Достигнутый уровень системы электронного здравоохранения Минска является одним из самых высоких в странах СНГ при финансовых затратах меньших в 5 раз, чем, например, в России и Казахстане.

Приоритеты информатизации

В настоящее время проходит согласование Программа информатизации учреждений здравоохранения, подведомственных Комитету по здравоохранению Мингорисполкома, на 2016— 2020 гг. Ее цель - повышение эффективности использования ресурсов и управляемости системы

здравоохранения Минска, а также качества оказания медицинских услуг с помощью информационных систем, включая дистанционные консультативные системы, клинические рекомендации, электронные истории болезни, электронные амбулаторные карты, системы контроля качества.

Ключевыми задачами, обозначенными в документе, являются:

■ обеспечение комплексной автоматизированной обработки медицинских данных и создание интеллектуального электронного учреждения здравоохранения, обеспечивающего оказание полноценных е-услуг для населения и медицинского персонала;

■ создание единого информационного пространства системы здравоохранения города;

■ оперативный полноценный обмен медицинскими данными

в рамках столицы.

Решение указанных задач позволит сформировать интегрированные электронные медицинские карты (ИЭМК) пациента, в которых будет аккумулирована информация из разных учреждений здравоохранения и которые будут перемещать за человеком. Специалисты смогут получить в ИЭМК обобщенные сведения на отдельного пациента. К тому же планируется запустить сервисы электронного рецепта, формирования городской базы данных по временной нетрудоспособности (ВН) пациентов, электронного направления на лабораторные, диагностические и биопсийные исследования, единой электронной записи к врачу, онлайн-доступа к ИЭМК бригадам скорой медицинской помощи. В результате выполнения указанной программы будет сформирована единая медицинская сеть информационного обмена и создан персональный портал пациента с широкими возможностями персональных электронных услуг:

внесение личных медицинских данных, персональная телемедицина, оперативное получение результатов исследований, выписок из истории болезни и амбулаторной карты и др.

К 2020 г. будет создано единое информационное пространство учреждений и организаций здравоохранения с автоматизированной обработкой медицинских данных и их оперативным полноценным обменом.

Социально-экономическая эффективность создания электронной медицины

Оказание широкого спектра электронных услуг населению позволит усилить социальный эффект, который выразится через: оперативность и качество принимаемых решений, сокращение издержек на управление; совершенствование лечебно-диагностических и профилактических мероприятий; повышение уровня медицинской помощи за счет улучшения качества постановки диагноза и обоснованности принимаемых решений; доступность высококвалифицированной медицинской помощи;

развитие систем мониторинга состояния здоровья населения; ■ доступ широких масс медицинских работников к электронной информации по здравоохранению; автоматизацию трудоемких и рутинных операций, повышение достоверности данных и оперативности информационного обслуживания; улучшение взаимодействия медицинских служб и организаций и др.

Экономическая эффективность электронного здравоохранения может также оцениваться по таким критериям, как

снижение расходов на лечение из-за уменьшения числа ошибочных диагнозов и неправильно выбранных схем лечения, а также за счет сокращения сроков госпитального лечения и фармако-экономических затрат. К тому же появится возможность увеличить объем трудоемких лабораторных и диагностических методов исследований без дополнительной штатной численности путем роста производительности труда в автоматизированных лабораториях и диагностических кабинетах.

Главный социально-экономический эффект информатизации заключается в предотвращении потерь трудовых ресурсов, связанных со снижением преждевременной смертности, заболеваемости населения с временной утратой трудоспособности, уровня необоснованной летальности, инвалидизации и хронизации заболеваний, с сокращением сроков лечения острых и хронических заболеваний, положительной динамикой лечения и сокращением инвалидизации.

Роль ОИПИ НАН Беларуси в развитии е-здравоохранения

Основными направлениями деятельности института в этой сфере являются создание и внедрение новейших информационных технологий и современных программно-технических решений, в том числе диагностических комплексов, в медицинские учреждения. Это разработка стандартов информационных медицинских и телемедицинских технологий, концепции виртуального госпиталя, принципов построения компьютерных диагностических систем, математического моделирования патологических процессов, медицинских экспертных систем и систем поддержки принятия решений, а также внедрение

автоматизированных систем управления медицинскими учреждениями на основе электронной истории болезни и электронной медицинской карты пациентов и телемедицинских систем электронного консилиума.

Следует отметить, что по данному направлению в тесном сотрудничестве с ведущими учреждениями Минздрава удалось выстроить цепочку от фундаментально ориентированных исследований в области методов и средств обработки медицинских изображений и данных до широкого их внедрения в практику. Тесные научные связи сложились с РНПЦ «Кардиология», РНПЦ детской онкологии и гематологии, РНПЦ травматологии и ортопедии, РНПЦ медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения, РНПЦ радиационной медицины и экологии человека, Белорусским государственным медицинским университетом.

ОИПИ НАН Беларуси играет ведущую роль в развитии информатизации отрасли, в том числе в обеспечении вопросов научно-методического сопровождения. Специалисты института входят в состав рабочей группы по проблемам информатизации системы здравоохранения Республики Беларусь, созданной в соответствии с приказом Министерства здравоохранения от 07.10.2010 г. №1060, а также координационного совета Минздрава по подпрограмме «Электронное здравоохранение» Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 гг.

ОИПИ НАН Беларуси является головной организацией - исполнителем программ информатизации системы здравоохранения г. Минска. Разработки института внедрены более чем в 120 медицинских учреждениях,

в течение 2006-2015 гг. установлено свыше 3100 автоматизированных рабочих мест медицинских специалистов различного назначения.

О проекте

«Электронный рецепт»

Объединенный институт проблем информатики как головной технический исполнитель в прошлом году совместно с РНПЦ медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения участвовал в реализации крупного республиканского проекта «Электронный рецепт». С 30 сентября 2015 г. в Минске была проведена пилотная эксплуатация АИС, обеспечивающей технологию обращения электронных рецептов, на базе четырех городских поликлиник (19-й, 29-й, 34-й и 39-й) и всех аптек государственной аптечной сети РУП «Белфармация».

В основу информационной системы «Электронный рецепт» положен самый современный международный открытый стандарт обмена медицинскими данными БН1К.. Важным элементом этой технологии является использование пластиковой карты для медицинского обслуживания, которая выдается каждому пациенту поликлиники. Она изготовлена в соответствии с требованиями белорусских и международных стандартов, для идентификации пациента на ней нанесен линейный штрихкод. Для пилотной эксплуатации АИС «Электронный рецепт» выдано около 200 тыс. карточек. Их официальная регистрация произведена Национальным регистратором -Центром систем идентификации.

В течение 2016 г. предусмотрено увеличение пилотной зоны эксплуатации на восемь городских поликлиник (2-я, 5-я, 10-я, 14-я, 17-я, 20-я, 37-я и 38-я), а также расширение использования

пластиковых карт для записи на прием к врачу через инфоки-оск или интернет-запись, интернет-вызова врача на дом, облу-живания пациентов льготной категории в системе «электронной очереди» в регистратуре поликлиники и диспансера, в приемном отделении больницы и др. На данный момент в рамках проекта уже выписано более 43 тыс. электронных рецептов.

По сравнению с выпиской бумажного рецепта эта технология имеет неоспоримые преимущества. Она создает предпосылки для более эффективного и безопасного медикаментозного лечения, так как база данных рецептов позволяет видеть все препараты, назначенные пациенту, и избежать ошибочно указанных опасных дозировок и т.д. Снижается стоимость лечения из-за неверного выбора лекарств от их совместного использования, побочных эффектов. Экономится время врача на выписку рецептов, особенно с учетом возможности продления их действия. Исключается дублирование отпуска препаратов, а также находящихся на строгом предметно-количественном учете средств, подделка льготных рецептов. Уменьшается количество лишних посещений поликлиники только с целью продления действия рецепта.

К тому же АИС «Электронный рецепт» является базой для внедрения автоматизации расчетов возмещения за льготные лекарственные средства, обеспечивает проведение различного рода анализа медицинской деятельности. Министерство здравоохранения рассматривает данный проект как первый шаг к интеграции в здравоохранении. Конечная цель его дальнейшего развития -создание и ведение единого электронного банка медицинских данных пациентов. На его базе появятся новые электронные услуги и сервисы. СИ

Информационные технологии

в анализе

медицинских

данных

Игорь Том,

заведующий

лабораторией

биоинформатики

Объединенного

института проблем

информатики

НАН Беларуси,

кандидат

технических наук,

доцент

О

дной из актуальных задач, стоящих перед разработчиками информационных технологий (ИТ) для различных отраслей человеческой деятельности и здравоохранения в частности, является предоставление эффективных средств анализа накопленных массивов информации для извлечения из них новых знаний о структуре данных, функциональных зависимостях для принятия решений на основе результатов такого анализа. На сегодняшний день уже создано немало алгоритмов, методов, универсальных программных комплексов, ориентированных на всесторонний анализ данных. Но для обеспечения условий их эффективного использования этого недостаточно. Необходимы ИТ, информационно-аналитические системы, включающие компоненты, обеспечивающие реализацию процессов сбора, хранения, защиты, доступа, анализа и предоставления информации конечному пользователю. Причем средства анализа должны базироваться как на апробированных статистических, так и на современных интеллектуальных методах и алгоритмах. Проблема создания и грамотного применения таких ИТ и систем приобретает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.