Научная статья на тему 'Электронное учебно-методическое пособие «Уровневый контроль знаний по физике»'

Электронное учебно-методическое пособие «Уровневый контроль знаний по физике» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УРОВНЕВЫЙ КОНТРОЛЬ / ЭЛЕКТРОННО-УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА / ФИЗИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бандура О. Б., Матвеева А. Г., Круглякова М. А.

В настоящей статье описываются различные способы контроля знаний, дается классификация уровней контроля знаний, умений и навыков учащихся. Обоснована необходимость создания электронного учебно-методического пособия. Представлена схема электронного учебно-методического пособия «Уровневый контроль знаний по физике. 11 класс». В электронном учебно-методическом пособии представлены все темы курса физики за 11 класс. В каждой теме представлены: контрольная работа, тест, решение задач, теоретический материал. В зачетной работе, реализованной в электронном пособии, сочетаются все уровни контроля знаний в следующих формах: тестирование, задания на воспроизведение формул, определений, задания на поиск информации, задания на проверку физического смысла основных физических понятий. Электронная версия пособия выполнена при реализации кластерного подхода с участием малого инновационного предприятия «ИТ-Меридиан» и кафедры информатики и информационных технологий ТГУ имени Г.Р. Державина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное учебно-методическое пособие «Уровневый контроль знаний по физике»»

1.3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

УДК 004.9

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «УРОВНЕВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ»

О.Б. Бандура, А.Г. Матвеева, М.А. Круглякова

В настоящей статье описываются различные способы контроля знаний, дается классификация уровней контроля знаний, умений и навыков учащихся. Обоснована необходимость создания электронного учебно-методического пособия. Представлена схема электронного учебно-методического пособия «Уровневый контроль знаний по физике. 11 класс». В электронном учебно-методическом пособии представлены все темы курса физики за 11 класс. В каждой теме представлены: контрольная работа, тест, решение задач, теоретический материал. В зачетной работе, реализованной в электронном пособии, сочетаются все уровни контроля знаний в следующих формах: тестирование, задания на воспроизведение формул, определений, задания на поиск информации, задания на проверку физического смысла основных физических понятий. Электронная версия пособия выполнена при реализации кластерного подхода с участием малого инновационного предприятия «ИТ-Меридиан» и кафедры информатики и информационных технологий ТГУ имени Г.Р. Державина.

Ключевые слова: уровневый контроль, электронно-учебное пособие, зачетная работа, физика.

Использование компьютерных программ на уроках физики в школе способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяет решать задачи индивидуализации и дифференциации учебного процесса лично-стно-ориентированного обучения.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся как вид управленческой деятельности учителя, призван, в первую очередь, выполнять функцию обратной связи с целью получения достоверной информации о достигнутых результатах обучения и на этой основе позволяет делать выводы о необходимости внесения в учебный процесс каких-либо корректив.

Уровневый контроль ЗУН учащихся предполагает проведение тематических зачетов, текущих и итоговых контрольных работ, в содержание которых входит определенный набор учебных задач. Всю возможную структуру деятельности человека можно представить в виде четырех последовательных уровней усвоения как способности решать различные задачи:

- I уровень - «ученический»: в задаче заданы ЦЕЛЬ, СИТУАЦИЯ и ДЕЙСТВИЯ по ее решению, а от учащегося требуется дать заключение о соответствии всех трех компонентов в структуре задачи; это деятельность по узнаванию, алгоритмическая деятельность;

- II уровень - «репродуктивный»: в задаче заданы ЦЕЛЬ и СИТУАЦИЯ, а от учащегося требуется применить ранее усвоенные действия по ее решению; это репродуктивное алгоритмическое действие. Учащиеся выполняют его, самостоятельно воспроизводя и применяя информацию о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения данного действия. Такую задачу можно назвать типовой;

- Ш уровень - «эвристический»: в задаче задана ЦЕЛЬ, но не ясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, а от учащегося требуется дополнить (уточнить) ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи, т.е. выполнить продуктивное действие эвристического типа;

- IV уровень - «творческий»: в задаче известна лишь в общей форме цель деятельности, а поиску подвергается и подходящая ситуация и действия, ведущие к цели. Это продуктивное действие творческого типа, в результате которого создается объективно новая ориентировочная основа деятельности. Человек «действует» без правил, но в известной ему области.

Контрольные работы, представленные в пособиях, содержат 6 задач, объединенные в две группы: базовый и продвинутый уровень.

Студентами-дипломниками разработаны электронные учебно-методические пособия (ЭУМП) по физике для 10 и 11 класса [1, 2].

Электронная версия пособия выполнена при реализации кластерного подхода [3] с участием малого инновационного предприятия «ИТ-Меридиан» [4] на кафедре информатики

и информационных технологий ТГУ имени Г.Р. Державина [5].

Блок-схема электронного учебно-методического пособия приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Электронное учебно-методическое пособие «Уровневый контроль знаний по физике. 11 класс»

На рисунке 2 представлен скриншот «Итоговой контрольной работы за курс средней школы».

В пособии представлена такая форма контроля, как зачет. Зачет представляет собой сочетание письменной и устной проверок знаний, умений и навыков учащихся. С помощью зачета осуществляется контроль теоретических знаний, умения решать качественные, графические и экспериментальные задачи по определенной теме. Наиболее подготовленным учащимся можно предложить количественные задачи повышенной сложности.

Зачетная работа охватывает большой объем учебного материала, поэтому содержание ее должно быть известно учащимся заранее (в начале изучения темы). На зачете осуществляется контроль усвоения основных вопросов темы:

- знание основных формул и законов, знание основных понятий темы (1 уровень);

- умение раскрыть суть явления, доказать, вывести формулу (2 уровень);

- решение задач (2 и 3 уровни).

Зачетная работа, представленная в пособии, содержит:

- два варианта тематического теста, каждый из которых состоит из 10 - 20 вопросов с выбором одного варианта ответа. Тесты включают в себя задания двух уровней сложности: базового и продвинутого;

- задания репродуктивного характера, требующие от учащихся воспроизведения основных физических формул, определений, формулировок законов, правил;

- задания, позволяющие проверить знание физического смысла основных физических понятий (по обобщенным планам);

- задания поискового характера, включающие графические, экспериментальные, количественные, качественные задачи.

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (22), 2013

'Бандура О.'Б.

Уровневый контроль знаний по физике. 11 класс

Электронное учебно-методическое пособие

Главная

Тема 1. Электромагнитная индукция Повторение темы.

Механические колебания

Тема 2. Электромагнитные колебания Повторение темы. ■

Механические волны

Тема 3 Электромагнитные волны Тема 4 Геометрическая огпика

"""-""""^■ЧИИ

Тема 5. Волновая оптика Тема 6. Теория относительности Тема 7. Квачтовар иттика Тема 8. Атом Атомное я/¡п. Итоговая контрольная работа

ИТОГОВАЯ (двухчасовая) контрольная работа за курс средней школы

Вариант 1

1. Фотокатод фотоэлемента освещают

ультрафиолетовым светом определенной частоты. Как изменяется работа выхода материала (вещества] фотокатода, максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов и красная граница фотоэффекта, если частоту света увеличить? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения. 1} увеличилась; 2) уменьшилась; 3) не изменилась.

2 На рисунке 1 приведена электрическая цепь состоящая из гальванического элемента, реостата трансформатора, амперметра и вольтметра.

Е, зВ

0-

Отаетн

В начальный момент времени ползунок реостата установлен посередине и неподв^кен Опираясь на законы электродинамики, объясните, как оудуг изменяться показания приборов в процессе перемещения ползунка реостата вправо. ЭДС самоиндукции пренебречь по

Рис. 2. Итоговая контрольная работа за курс средней школы

В пособии указано, как произвести перевод набранных за выполнение соответствующих заданий баллов в отметку по пятибалльной шкале.

Минимальные системные требования: Персональный компьютер с процессором 233 МГц и выше, операционная система XP, VISTA, 7, оперативная память не менее 512 Мб, CD-ROM не менее 8х, браузер Internet Explorer 7.

Литература

1. Бандура О.Б. Уровневый контроль знаний по физике. 10 класс: электронное учебно-методическое пособие. 1 CD Регистрационное свидетельство № 30171 от 11 марта 2013.

2. Бандура О.Б. Уровневый контроль знаний по физике. 11 класс: электронное учебно-методическое пособие. 1 CD Регистрационное свидетельство № 30172 от 11 марта 2013.

3. Лыскова В.Ю., Королева Н.Л. Внедрение кластерного подхода на кафедре информатики и информационных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. Тамбов, 2010. Т. 15. Вып. 6. С. 1966-1968.

4. Лыскова В.Ю. Практика кластерного подхода: активизация познавательной деятельности студентов-информатиков на основе малого инновационного предприятия «ИТ-Меридиан» // Гаудеамус. Тамбов, 2011. № 2 (18). С. 59-63.

5. Лыскова В.Ю. Кафедра информатики и информационных технологий // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 5-1. С. 851-871.

References

1. Bandura O.B. Urovnevyy kontrol' znaniy po fi-zike. 10 klass: elektronnoe uchebno-metodi-cheskoe posobie. 1 CD Registratsionnoe svide-tel'stvo № 30171 ot 11 marta 2013.

2. Bandura O.B. Urovnevyy kontrol' znaniy po fi-zike. 11 klass: elektronnoe uchebno-metodiche-skoe posobie 1 CD Registratsionnoe svidetel'stvo № 30172 ot 11 marta 2013.

3. Lyskova V.Yu., Koroleva N.L. Vnedrenie klas-ternogo podkhoda na kafedre informatiki i infor-matsionnykh tekhnologiy TGU im. G.R. Derzha-vina // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Estestvennye i tekhnicheskie nauki. Tambov, 2010. T. 15. Vyp. 6. S. 1966-1968.

4. Lyskova V.Yu. Praktika klasternogo podkhoda: aktivizatsiya poznavatel'noy deyatel'nosti studen-tov-informatikov na osnove malogo innovatsion-nogo predpriyatiya «IT-Meridian» // Gaudeamus. Tambov, 2011. № 2 (18). S. 59-63.

5. Lyskova V.Yu. Kafedra informatiki i informat-sionnykh tekhnologiy // Vestnik Tambovsko-go universiteta. Ser.: Estestvennye i tekhnicheskie nauki. Tambov, 2009. T. 14. Vyp. 5-1. S. 851-871.

ELECTRONIC TRAINING TOOL «TIER CONTROL OF KNOWLEDGE IN PHYSICS»

O.B. Bandura, A.G. Matveeva, M.A. Kruglyakova

This article describes the different ways to control knowledge, a classification of levels of control of knowledge, skills and abilities of students. The necessity of creation of electronic teaching aids. The article presents a diagram of the electronic training manual "Control of level of knowledge of physics for high school" and the screen interface, the control of the passage. The electronic educational-

methodical manual presents all the topics of the course of physics in each topic are: the control work, test, solving problems, the theoretical material. In the student's work, even in the electronic manual, combining all the knowledge levels of control in the following ways: testing, the task of reproduction of formulas, definitions, job search information, job to check the physical meaning of the basic physical concepts. Electronic version of the manual is made in the implementation of the cluster approach involving small innovative enterprise IT Meridian and the Department of Computer Science and Information Technology TSU named GRDerzhavin

Key words: level control, electronic textbook, the test work, the physics.

УДК 004.9:004.588

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ»

О.П. Беляева, Е.В. Бучнева, А.Ю. Моргунова

В статье рассмотрено применение функционального метода при решении уравнений и неравенств для подготовки к ЕГЭ по математике. При решении задач типа В с кратким свободным ответом в едином государственном экзамене имеются задачи, которые не решаются традиционными методами. Функциональный метод позволяет научить учащихся анализировать искомое множество решений уравнений и неравенств и рационально находить это множество решений. Материал рассматривается на конкретных примерах. В статье подробно рассматривается метод мажорант и примеры его практического применения: упражнения для самоконтроля с ответами и рекомендациями к решению. Обоснована необходимость создания электронного учебно-методического пособия. Приводится структура учебно-методического пособия. Теоретическая часть пособия содержит разделы об основных свойствах функции: монотонности, ограниченности, четности-нечетности, а также справочник о различных видах функций.

Ключевые слова: электронное учебно-методическое пособие, ЕГЭ, информационные технологии, функциональный метод.

Качество и уровень подготовки школьников по математике сегодня проверяется независимой экспертизой, а содержание -контрольно-измерительными материалами ЕГЭ и ГИА по математике. В заданиях уровня В все больше появляется задач, которые относятся к разряду «нестандартных». Однако в современных учебниках и учебных пособиях подобные задания представлены достаточно «скромно», поэтому на этапе подготовки к ЕГЭ возникает дефицит задач комбинированного характера.

Впервые эта проблема возникла в 2008 году, когда на ЕГЭ по математике в задачах типа В7 были впервые использованы комбинированные уравнения, решаемые только функциональным методом. Примеры подобных задач:

1. Решите уравнение

4.

2 -2 т х - 4х + 5 = 1 - sin — .

2

В ответе укажите корень уравнения или сумму корней, если их несколько.

2. Решите уравнение log2 x2 = 8 -|x|.

В ответе укажите произведение его корней.

3. Решите уравнение

2 = log05((4x - 5)2 + 0,125).

sin влх

Решить эти уравнения традиционными приемами и методами невозможно. Каждое из них решается функциональным методом, в частности используется метод мажорант. Очевидно, что подобные задания не были представлены на тот момент ни в одном учебнике. Только в учебниках «Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы» авторов А.Г. Мордковича, Л.О. Денище-вой, Т.А. Корешковой и др. прослеживалась функциональная линия, но и в них подобных заданий было крайне мало.

Сегодня содержание ЕГЭ по математике кардинально изменено, современные контрольно-измерительные материалы насыщены практико-ориентрованными задачами, но

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.