УДК 347.77
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ
Аннотация. В статье раскрываются достоинства и недостатки электронных произведений. Проанализирован зарубежный опыт и рассмотрены тенденции совершенствования Российского законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: авторское право, электронное произведение, свободное использование произведений.
ELECTRONIC PRODUCT: LEGAL PROBLEMS AND APPROACHES TO THEIR SOLUTION
Abstract. The article describes the advantages and disadvantages of electronic products. Analyzed foreign experience and trends discussed improving Russian legislation in this area. Keywords: ccopyright, electronic product, free use of works.
С появлением произведений в электронной форме, в которой они могут легко копироваться и доступны широчайшему кругу лиц, обусловлены проблемы, связанные с охраной и защитой исключительных прав авторов. При переводе произведения в электронную форму происходит кодирование в двоичной системе, поэтому электронную форму называют цифровой.
Цифровая форма объектов авторских и смежных прав является оптимальной для их передачи в глобальной коммуникационной сети Интернет, с его неисчерпаемыми возможностями размещения и распространения информации. Мировое сообщество рассматривает глобальную информационную систему как средство экономического, культурного и социального развития. В связи с этим особую значимость приобретает достижение разумного баланса между доступом широкой общественности к информации, охраняемой в качестве объектов авторского права, с одной стороны, и исключительными имущественными правами их создателей и правообладателей - с другой.
Оцифровка произведений науки, литературы искусства преследует две основные цели:
- сохранение культурного наследия;
- предоставление к нему доступа широкой аудитории.
Оцифровка создает две проблемы:
- защиты авторских прав;
- организацию широкого доступа пользователей к произведениям науки, литературы и искусства.
Эти проблемы вызваны развитием информационных технологий, которые обострили несоответствие правом и экономикой. С одной стороны, авторское право наделяет авторов произведений науки, литературы и искусства исключительными правами и предусматривает меры по их защите от контрафакции - незаконного использования. С другой стороны, обеспечивая защиту исключительных прав авторов, общество ограничивает доступ граждан - пользователей к произведениям науки, литературы и искусства, которые несут полезную информацию и знания, роль которых невозможно переоценить для экономического и социально-политического развития любого государства. Поэтому правовые проблемы, связанные с электронным произведением, характерны не только для России, но и для США и Европы. Первым и наиболее важным соглашением в области авторского права является Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений [1]. Однако эта базовая Конвенции не отвечала на важнейшие вопросы, поставленные цифровыми технологиями, в частности по распространению электронных произведений в информационных сетях. Решение данной проблемы было поручено Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), в рам© Череповская Ю.О., 2014
Ю.О. Череповская
Yulia Cherepovskay
ках которой был разработан Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП), вступивший в силу 6 марта 2002 года [2]. Россия присоединилась к Договору 21 июля 2008 года [3]. Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП) стал первым международным актом, регулирующим вопросы охраны авторских прав. ДАП основывается и дополняет положения Бернской конвенции с учетом новых технологических достижений, получивших распространение в первой четверти XX в. (цифровых и информационно-коммуникационных технологий), и требует, чтобы все страны-участницы ДАП, соблюдали основные положения Бернской конвенции.
Камил Идрис, генеральный директор ВОИС, по случаю вступления ДАП в силу заявил, что «Договор представляет собой новую веху в модернизации международного законодательства, которая вводит его в новую цифровую эпоху и имеет ключевое значение для развития Интернета, электронной торговли, индустрии развлечений и информации» [4].
Договор ВОИС по авторскому праву потребовал разработки на национальном уровне правовых механизмов охраны авторских прав. Особого успеха в вопросах законодательного обеспечения свободного доступа к охраняемым произведениям при соблюдении прав авторов достигли в США и Евросоюзе. В 1998 г. в США вступило в действие законодательство об авторском праве «Акт о применении Договоров ВОИС об авторском праве и исполнениях и фонограммах». Этот закон получил развитие 28 октября 2012 г. с принятием свода правил и исключений DMCA (Digital Millennium Copyright Act), которые регулируют применение законодательства об авторском праве в эпоху цифровых технологий [5]. В странах Европейского союза (ЕС) как на общеевропейском, так и на национальных уровнях в последнее время наблюдается прогресс в реформировании системы авторского и прав, смежных с авторскими [6].
Государства-члены ЕС подписали Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП), в развитие которого Европейский парламент и Совет Европейского союза в мае 2001 года приняли Директиву 2001/29/ЕС по гармонизации отдельных аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе. В докладе Европейской комиссии от 10 января 2011 г. «Новое возрождение» оцифровка требует оформления (rights clearance) каждого авторского и смежного права. Поэтому необходимо разработать механизмы, которые признавали бы права и интересы правообладателей, но в то же время облегчили оцифровку, которая будет отвечать интересам европейского общества как публичным, так и частным» [7].
В ноябре 2012 г. в рамках проекта «Европа-2020» вступила в силу Директива 2012/28/ЕС «О некоторых случаях разрешенного использования сиротских произведений», которая обеспечит свободный доступ пользователей примерно к 45 % произведений, ранее подлежащих обязательному лицензированию [8]. В качестве примера: в архивах Европейской кинематографической ассоциации хранится 21 % фильмов с неустановленным правообладателем (около 225 тысяч) [7]. России есть чему поучиться у США и Европы в вопросах совершенствования законодательства об авторском праве. В целях адаптации российского законодательства потребностям цифровой сферы и обеспечения эффективной охраны авторского права и смежных прав, в него внесен ряд изменений и дополнений. В частности, в гражданское законодательство вносятся изменения и дополнения в рамках Проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты» [9].
Кроме того новая редакция ст. 1275 ГК РФ «Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями» предусматривает, что: «Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения предоставлять во временное безвозмездное пользование (в том числе в
порядке взаимного использования библиотечных ресурсов) оригиналы или экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот.
Экземпляры произведений, выраженные в электронной форме, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещении библиотеки или архива при условии исключения возможности дальнейшего создания электронных копий произведения.
Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать единичные копии, в том числе в электронной форме, принадлежащих им экземпляров произведений, правомерно введенных в гражданский оборот:
1) в целях обеспечения сохранности и доступности для пользователей:
- ветхих, изношенных, испорченных, дефектных экземпляров произведений;
- единичных и (или) редких экземпляров произведений, рукописей, выдача
- которых пользователям может привести к их утрате, порче или уничтожению;
- экземпляров произведений, записанных на машиночитаемых носителях,
- для пользования которыми отсутствуют необходимые средства;
- экземпляров произведений, имеющих исключительно научное и
- образовательное значение, не переиздававшихся свыше десяти лет с даты
- выхода в свет их последнего издания на территории Российской Федерации;
2) в целях восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения, а также для предоставления экземпляров произведения другим общедоступным библиотекам или архивам, доступ к архивным документам которых не ограничен, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов. Копии экземпляров произведений, создаваемые в электронной форме, могут предоставляться пользователям с соблюдением вышеперечисленных условий.
Библиотеки, получающие экземпляры диссертаций в соответствии с законом об обязательном экземпляре документов, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать единичные копии таких диссертаций, в том числе в электронной форме.
Поправки, предложенные представителями библиотечного сообщества в VII раздел Части 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации отражают интересы пользователей библиотек и расширяют возможности удовлетворения запросов читателей. Но в итоге в новой редакции ст. 1275 ГК РФ предполагаемая легализация межбиблиотечного обмена цифровыми копиями произведений на сегодня не предусмотрена. Разрешена оцифровка в образовательных и научных целях лишь тех произведений, которые не переиздавались свыше 10 лет. Таким образом, предусмотренные в Проекте правовые нормы, не обеспечивают свободный доступ пользователей к произведениям, предусмотренный в Европейском Союзе с ноября 2012 г. в рамках Директива 2012/28/ЕС. Среди электронных произведений широкое распространение получила электронная книга. В связи с этим интерес представляет анализ деятельности крупнейших библиотек по созданию электронных книг. В США 2004 году был запущен проект Google books, в соответствии с которым библиотеки Гарварда, Стэнфорда, Оксфорда, Мичигана, Публичная библиотека Нью-Йорка предоставили свои архивы для оцифровки. На 2010 г. Google отсканировал 12 млн книг. Особенность этого проекта заключается в том, что Google предоставлял доступ к текстам, которые не перешли в общественное достояние, включая современные издания. Однако это вызвало негативную реакцию со стороны правообладателей. Гильдия авторов США и Ассоциация американских издателей стали предъявлять иски к интернет-компании.
Соглашение было достигнуто в 2008 г., в соответствии с которым Google обязался оплатить 125 млрд долл., 45 из которых компенсация авторам за оцифровку книг без их согласия.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что успешные интернет-проекты, основанные на предоставлении доступа к произведению, практически всегда оказываются на грани легальности и нелегальности. По инициативе Google в международном масштабе перевод в цифровую форму культурного наследия стал предметом особого внимания Европейского союза. Проект Europeana стартовал в 2008 г. Сейчас он представляет доступ к 15 млн книг, видеозаписей, музыкальных произведений, произведений живописи и фотографий. В пополнении цифрового хранилища участвуют 15 тыс. организаций. В отличие от Googl проект не охватывает современных произведений, поскольку правообладатели заинтересованы в защите своих исключительных прав.
В прогнозе крупнейших мировых производителей определена судьба книг в бумажном носителе: через 5 лет читать будут только электронные версии. По их мнению, пришло время культурной модернизации, когда можно сидеть за компьютером и изучать мировое наследие классики, школьные учебники, а также другие литературные произведения [10].
Эксперимент с электронными учебниками в России начался в сентябре текущего года. Издательство «Просвещение» согласилось дать школьникам электронные копии своих книг. Впрочем, есть достаточно много открытых вопросов: как будут относиться школьники к дорогим цифровым носителям и как отразиться электронное образование на здоровье целого поколения. Российский проект электронно-библиотечной системы «Книга Фонд» запущен в 2010 г. и действует в соответствии с авторским правом и ФЗ «О библиотечном деле» [11]. В соответствии со Ст. 18 этого Закона Национальной Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина предоставлено право осуществлять изготовление документов в электронной форме.
Однако есть и противники такого сценария развития электронной российской книги. Ряд авторов считает, что с книгой необходимо вступать в диалог и ощущать ее. Многие писатели боятся, что электронные версии лишат их источника дохода, но сторонников электронной книги гораздо больше. А.М. Цапенко [12] в статье «Авторское право в деятельности библиотек» приводит пример из зарубежной практики, когда читатель скачивает книгу из Интернета и, оценив ее нужность, приобретает бумажный аналог. Мировой опыт свидетельствует о том, что предварительное скачивание не только не причиняет того вреда, каким оно кажется поначалу, а стимулирует продажу книг на бумажном носителе. Являясь энтузиастами чтения, многие «пираты» обеспечивают книге известность и рекламу, стимулируя ее продажу. Но надо различать скачивание в личных целях и пиратские сайты, извлекающие выгоду в коммерческом масштабе.
Подводя итоги проведенного анализа зарубежной и российской правой базы в области авторского права и практического опыта по его реализации по использованию электронных произведений, на примере библиотек, можно констатировать о наличии общих тенденций в охране и защите авторских прав, заключающихся в ограничении прав авторов за счет расширения способов свободного использования произведений. При этом дальнейшего законодательного решения требуют вопросы легализация межбиблиотечного обмена цифровыми копиями произведений и расширение перечня способов свободного использования произведений.
Библиографический список
1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года // Бюллетень международных договоров. - 2003. - № 9.
2. Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г. Вступил в силу 6 марта 2002 года // Официальная публикация. - ВОИС № 226. - Женева, 1997.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 1052-р. «О присоединении к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву, принятому Ди-
пломатической конференцией по некоторым вопросам авторского права и смежных прав в г. Женеве 20 декабря 1996 г.» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 30. - Ст. 43 554.
4. Сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности. Раздел «Документы ВОИС» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wipo.int/wipolex/en (дата обращения 26.09.2023).
5. Блинов О. Защита авторских и смежных прав в сети Интернет: опыт США // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2012. - № 11. - С. 61-69.
6. Шугуров М. Защита авторских и смежных прав в цифровой среде: подход Совета Европы // Патенты и лицензии. - 2012. - №7. - С. 63-72.
7. Войниканис Е. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху. Парадигма баланса и гибкости / Е. Войниканис. М.: ИД «Юриспруденция». - 2013. - С. 66-68.
8. Терлецкий В. Поиск баланса в ограничениях авторских прав // Интеллектуальные права: Товарные знаки, Авторское право, Патентное право. - 2013. - № 1. - С. 52-54.
9. Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 47538-6» // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/04/06/gk-popravki-site-dok.html (дата обращения 30.09.2013).
10. Книги разные нужны: Служба информации Copyright.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.copyriqht.ru/news/maih/2010/6/ebook_pravo (дата обращения 8.10.2013).
11. Федеральный закон «О библиотечном деле» от 23 ноября 1994 г., № 78-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 № 122ФЗ; от 2.07.2013 № 185-ФЗ) // СЗРФ. - 1995. - № 1. - Ст. 2.
12. Авторское право в деятельности электронных библиотек / Сборник статей под ред. А. Цапенко. - М.: ОАО ИНИЦ «ПАТЕНТ», 2012.