удк328 (571.1): 004 Н. П. Реброва, А. М. Степанова
Электронное правительство: региональный аспект
Оценка эффективности долгосрочной целевой программы «Электронное правительство Омской области (2010-2015 годы)», а также рейтинги субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства показывают, что данная программа реализуется в регионе успешно. Однако согласно результатам социологических опросов независимой социологической службы «Фонд общественное мнение» (2010-2012 гг.) и серии социологических исследований в Уральском федеральном округе (2010-2011 гг.), уровень готовности населения пользоваться услугами электронного правительства остается на низком уровне. На основе опроса, проведенного в области в 2012 г., в статье оценивается степень вовлеченности местного населения в процессы информатизации. Выявлены причины низкого общественного спроса на получение государственных услуг в электронном виде.
Ключевые слова: информационное общество, информационно-телекоммуникационные технологии, Омская область, социологический опрос, органы государственной власти, электронное правительство.
Совершенствование государственного управления, повышение качества предоставления государственных услуг гражданам и организациям сегодня невозможно без использования информационно-телекоммуникационных технологий. Одним из таких инструментов стало электронное правительство, внедряемое в рамках перехода страны к информационному обществу.
В целях формирования информационного общества распоряжением Правительства
Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», определившая ряд приоритетных мероприятий, необходимых для достижения главной цели — «получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий»1.
Базовым документом, определяющим государственную информационную политику
1 Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» // RG.RU [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html (дата обращения: 21.06.2013).
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
42 43
35
26
26 25
22 ■"-"». 18
11 11
1 1 1
не приходилось и не хотели бы
не приходилось, но хотели бы
затруднились ответить
■уже приходилось пользоваться
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Рис. 1. Распределение ответов респондентов относительно получения государственных услуг
в электронном виде (по данным ФОМ)
на территории Омской области, а также цель, задачи, принципы и основные направления развития информационно-телекоммуникационных технологий, стала Стратегия развития информационно-телекоммуникационных технологий в Омской области до 2020 года, утвержденная Указом Губернатора Омской области от 23.08.2011 № 89. Один из ее ключевых инструментов — долгосрочная целевая программа «Электронное правительство Омской области (2010-2015 годы)» (далее — программа).
Согласно отчету о реализации программы за 2012 г., достигнуты все целевые показатели, причем большинство — с перевесом в положительную сторону. Программа признана вполне действенной (методика оценки приведена в паспорте программы).
Как показывают рейтинги субъектов РФ, рассчитанные Центром прикладной экономики по заказу электронного журнала «ГосМенеджмент»2, в последние три года Омская область по уровню внедрения электронного правительства входит в тридцатку лучших субъектов РФ и пятерку субъектов по Сибирскому федеральному округу, что также подтверждает эффективность Программы.
Однако согласно данным независимой социологической службы «Фонд общественное мнение» (далее — ФОМ), доля тех, кто успел воспользоваться государственными услугами в сети Интернет, за три года выросла всего на 2 процентных пункта и составляет 13% опро-шенных3. При этом был зафиксирован рост числа тех, кого такие услуги вообще не интересуют (рис. 1).
Достаточно близкую картину показали социологические опросы, проведенные в 2010-2011 гг. в Уральском федеральном округе. Уровень готовности пользоваться услугами электронного правительства оценивался с помощью вопроса о том, как респонденты предпочли бы обращаться в органы власти: только лично, только по Интернету или сочетая обе эти формы.
Если в 2010 г. доля тех, кто предпочитает взаимодействовать с властью только в электронном виде, составила 16,5% от общего числа опрошенных, то в 2011 г. она достигла 18,9%. При этом заметно уменьшилась доля тех, кто намерен обращаться в органы власти только лично (с 48,2 до 40,3%). Доля тех, кто в зависимости от ситуации готов обращаться к представителям власти и лично, и по Интернету, выросла с 30,3 до 37,9%.
2 ГосМенеджмент / [Электронный ресурс] URL: http://www.gosman.ru/?news=29388 (дата обращения: 01.06.2013).
3 Госуслуги в интернете. Насколько распространена практика пользования госуслугами в интернете? / Портал ФОМ URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/10850 (дата обращения: 01.06.2013).
Иными словами, активных сторонников электронного правительства осталось примерно столько же, активных противников стало меньше, а «ситуативных сторонников» — больше. В отличие от исследования ФОМ, в данном случае была зафиксирована позитивная динамика в отношении населения к электронному правительству4.
Нами было проведено исследование (в форме интервью) с целью определения степени доступности инфраструктуры информационно-телекоммуникационных технологий (далее ИКТ) для получателей услуг, а также уровня компьютерной грамотности населения Омской области в 2012 г. Для этого были опрошены 86 человек. Вопросы, предлагаемые получателям услуг, были сгруппированы в семь смысловых разделов:
• основные социально-демографические характеристики опрашиваемого,
• наличие оборудования,
• использование компьютера,
• использование Интернета,
• временные характеристики использования средств и услуг ИКТ,
• вопросы обучения работе с ИКТ,
• социально-психологические аспекты использования ИКТ.
Основную аудиторию опрошенных (70%) составили женщины. Средний возраст получателей услуг — 39,6 года. Практически каждый второй респондент (46,7%) имеет высшее образование. Социальное положение основных получателей услуг — «служащий» (36,8%) и «рабочий» (18,3%).
На вопрос о том, какое информационное оборудование имеется дома, самым распространенным ответом был «обычный мобильный телефон». Чуть менее популярным оказался стационарный телефон, наличие которого отметили 75,6% опрошенных. Настольный компьютер есть у 7 из 10 респондентов.
Обратная зависимость выявлена между наличием информационного оборудования
Электронное правительство (англ. e-Gover-nment) - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии. Это система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.
Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
(По материалам Википедии)
и возрастом респондента. У лиц старшего поколения (более 60 лет) практически полностью отсутствуют компьютеры и другое высокотехнологичное оборудование, что может затруднить переход этой категории населения к электронному способу получения государственных услуг.
4 Трахтенберг А. Д. Традиционные тактики взаимодействия с властью и готовность к электронному правительству // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. № 3. [Электронный ресурс] URL: http://sisp.nkras.rU/issues/2011/3/trakhtenberg.pdf (дата обращения: 01.06.2013).
%
70 60 50 40 30 20 ю о
Рис. 2. Распределение ответов респондентов относительно цели использования Сети
Цифрами на рисунке помечено: 1 — ищу необходимую мне для учебы информацию; 2 — пользуюсь услугами дистанционного образования; 3 — ищу необходимую мне для работы информацию; 4 — организую через Интернет свой бизнес; 5 — осуществляю поиск вакансий на рынке труда; 6 — осуществляю поиск возможностей получения профессиональной подготовки; 7 — скачиваю и обновляю программное обеспечение; 8 — скачиваю музыку и видеофильмы; 9 — играю в сетевые игры; 10 — общаюсь с друзьями и знакомыми; 11 — завожу новые знакомства; 12 — читаю новости; 13 — ищу разного рода бытовую информацию; 14 — нахожу информацию о ценах и товарах; 15 — делаю покупки в интернет-магазине; 16 — оплачиваю счета по расходам ЖКХ, налогам; 17 — пользуюсь сервисом госуслуг в Сети.
1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Согласно данным опроса, в основном люди используют компьютер для работы (59,3% опрошенных), а также общения и переписки (67,4%). Те, у кого нет дома компьютера, но он используется на работе, имеют возможность получать услуги в электронном виде, что несколько повышает степень доступности таких услуг. С другой стороны, это обостряет положение пенсионеров и безработных граждан, наиболее чувствительных к качеству и доступности услуг.
Для всех категорий респондентов самый распространенный уровень компьютерной грамотности — умение набирать тексты, пользоваться электронной почтой и Интернетом (на это указали 6 из 10 респондентов), что позволяет потенциальным получателям услуг заполнять электронные бланки и формы, отправлять их и получать результаты с помощью сети Интернет.
Глобализация, все ускоряющиеся темпы технологического развития требуют от граждан включения в мировую сеть Интернет. Поэтому на вопрос «имеет ли ваша семья доступ в Интернет?» существенный отрыв показал ответ «да, имею» (75,6% опрошенных). Однако не следует ожидать роста числа пользователей
сети Интернет — ими готовы стать только 1% тех респондентов, кто не имеет доступа в Сеть. В условиях перехода к информационному обществу это может усилить социальную напряженность и снизить уровень доступности электронных услуг для таких категорий граждан. С другой стороны, наличие доступа в Интернет не гарантирует, что все члены семьи будут уметь и хотеть им пользоваться.
Каждый второй опрошенный выходит в Интернет дома, причем не реже 1 раза в день. Доля лиц, использующих Интернет не реже 1 раза в день на работе, составила 24,4%. Вариант «дома, не реже 1 раза в месяц, но не каждую неделю» отметили 16,3% респондентов, а «дома у друзей, соседей, родственников» — 8,1%.
Места общественного доступа в среднем выбирают лишь 6,9% граждан, при этом среди них не нашлось ни одного, у кого нет доступа в Интернет дома. Таким образом, места общественного доступа, созданные для сглаживания неравенства в доступности интернет-ресурсов для разных слоев населения, не достигают поставленных перед ними целей.
Стоит отметить и слабую осведомленность об образовательных программах,
Затруднились ответить 22%
Не знал о существовании подобного сайта 43%
Рис. 3. Осведомленность респондентов о портале государственных и муниципальных услуг Омской области
приобщающих население к использованию ИКТ. Мало кто знает о Всероссийском детско-юношеском и молодежном движении «Тимуровцы информационного общества», в рамках которого школьники и студенты бесплатно обучают людей компьютерной грамотности. Однако 79% выбрали позицию «не знаю, но одобряю».
Основная причина, по которой люди не пользуются компьютером,— «нет того, кто бы мог научить». Среди других причин были отмечены возраст, отсутствие компьютерных классов и информации, для чего это нужно. Вариант «мне это неинтересно» не отметил никто.
Использование Сети респонденты связывают с разными целями (рис. 2).
Общение с друзьями и знакомыми — один из главных интересов граждан. Вариант «пользуюсь сервисом госуслуг в Сети» выбрал всего лишь один опрошенный.
Одна из основных причин, по которой люди 43-53 лет не пользуются Интернетом,— отсутствие дома соответствующего оборудования (16,3%). Респонденты более старшего возраста (53-70 лет) сочли, что необходимости в такой деятельности у них нет.
Подавляющее большинство респондентов (78%) продемонстрировали свою неосведомленность о наличии информационных киосков в местах размещения региональных органов власти. Почти половина опрошенных
(43%) не знают о существовании портала государственных и муниципальных услуг Омской области (рис. 3).
На основании отечественных литературных источников, результатов опросов ФОМ и собственного анкетирования мы выделили основные проблемы становления электронного правительства Омской области.
• Диспропорция между спросом и предложением. Общественный спрос на государственные услуги в электронном виде пока очень низок.
• Низкий уровень осведомленности о новых формах взаимодействия с властью. Согласно результатам опросов ФОМ и нашего исследования, только треть опрошенных с уверенностью заявляет, что знает о существовании порталов государственных услуг, информационных киосков.
• Низкий уровень компьютерной грамотности населения. В «группу риска» входят в основном люди старше 40 лет, оказавшиеся не охваченными государственными программами обучения основам работы на компьютере и в сети Интернет, которые относительно недавно были введены в школах и вузах.
• «Цифровой разрыв», связанный с техническими средствами. Как показал наш опрос, отсутствие почти у трети опрошенных компьютеров и доступа в Интернет не способствует вовлечению населения
в процессы формирования электронного правительства.
• «Цифровой разрыв», связанный с менталь-ностью. Это выражается в отсутствии у человека потребности быть членом информационного общества. Кроме того, заметную роль играет сила привычки — люди привыкли и считают важным лично взаимодействовать с представителями органов власти.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что мер по внедрению информационно-телекоммуникационных технологий пока не достаточно для реализации идеи электронного правительства. Такие глобальные изменения требуют проведения комплексных мероприятий, направленных не только на совершенствование механизма предоставления услуг, но и на более широкое вовлечение населения в процессы информатизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Госуслуги в интернете. Насколько распространена практика пользования госуслуами в интернете? URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/10850 (дата обращения: 01.06.2013).
2. Трахтенберг А. Д. Традиционные тактики взаимодействия с властью и готовность к электронному правительству // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. № 3 / [Электронный ресурс] URL: http://sisp.nkras. ru/issues/2011/3/trakhtenberg.pdf (дата обращения: 01.06.2013).