Научная статья на тему '«Электронное правительство» как форма интерактивной коммуникации между органами власти и гражданами'

«Электронное правительство» как форма интерактивной коммуникации между органами власти и гражданами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
1640
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ирхин Юрий Васильевич

В статье рассматриваются теоретические основы «электронного правительства» как формы интерактивной коммуникации между органами власти и гражданами. Дается анализ достижений «электронного правительства» и его проблемных сторон на примере США, Канады, Великобритании, Финляндии, Кореи, Сингапура и России. Показывается значение различных составляющих «электронного правительства»: технологической, профессиональной, управленческой, этической. Особое внимание уделяется раскрытию особенностей становления и функционирования «электронного правительства» в современных российских условиях: его состоянию, результатам и недостаткам. Формулируются актуальные задачи для его дальнейшего развития и оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-government as a political communication platform

The article deals with theoretical basis of the e-government. The author describes a range of achievements and problems of the egovernments in the USA, Canada, Great Britain, Finland, Republic of Korea, Singapore and Russia. It is characterized different components of the e-government practices: technology, cybernetic, government, ethic, etc. The author describes particularity of the Federal Russian e-government and its perspectives and problems.

Текст научной работы на тему ««Электронное правительство» как форма интерактивной коммуникации между органами власти и гражданами»

Исследование практик

Ю.В. Ирхин

«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» КАК ФОРМА ИНТЕРАКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНАМИ*

Интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества, получили в современной литературе наименование «электронное правительство» ("e-Govemment"). Оно рассматривается как единое социально ответственное и информационно открытое, с постоянной обратной связью учреждение (институт).

Весьма актуальна задача рассмотрения деятельности «электронного правительства» как формы интерактивной коммуникации между органами власти и гражданами. Речь идет об изучении характера и направленности электронных информационных потоков с элементами обратной связи, что в принципе должно повышать эффективность информирования граждан, содействовать их отношению к государству как сервисному институту.

В концепции «электронного правительства» деятельность правительства представляется достаточно открытой, информационно прозрачной и доступной для граждан. Особое внимание уделяется принципу обратной связи, скорости и качеству предоставления услуг посредством широкого использования централизованных систем Интернета. Реализация концепции «электронного правительства» призвана повысить качество оказания государством услуг населению, эффективность его функционирования. В целом «электронное правительство» определяется как специализированная комплексная информационная система взаимодействия структур исполнительной власти между собой, а также с гражданами, организациями гражданского общества и бизнес-структурами посредством Интернета.

* Статья подготовлена в рамках проекта Министерства образования и науки РФ и Национального фонда подготовки кадров «Аристотель. Политологическое образование в XXI веке».

Термин «электронное правительство» утвердился в научной и управленческой литературе, имеет свои достоинства (лаконичность, целеполагание, инновационность). В этом смысловом ряду используются понятия «электронный бизнес» ("e-Business"), «электронный гражданин» ("e-Citizen"), «электронные муниципалитеты», «электронная демократия»1.

Процесс становления системы «электронного правительства» можно условно разделить на три основные стадии-направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции».

Публичность - использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к интересующей их информации органов государственной власти и местного самоуправления.

Участие - расширение возможностей участия граждан в управлении государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении цикла подготовки и принятия политических решений. Предполагает публикацию на соответствующих сайтах государственных и муниципальных структур контактных адресов электронной почты и организацию обратной связи.

Онлайн-транзакции обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет: оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрацию общественных объединений, а в перспективе - предпринимателей без образования юридического лица, предприятий малого бизнеса и др. На этой стадии формируется «информационная экономика», которая представляет собой новую ступень с точки зрения эффекта, производимого постоянным интерактивным функционированием государственных порталов.

Преимущества «электронного правительства» очевидны: упрощение бюрократических процедур, значительное сокращение сроков при оформлении документов, обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти2.

Для реорганизации системы государственного управления в парадигме «электронного правительства» необходим ряд условий. Можно выделить следующие: принятие соответствующих государственных решений; достаточный уровень интернетизации общества (индивидуальных пользователей от 30-40% населения страны

и 100% государственных институтов); разработка рациональной концепции «электронного правительства» и создание необходимых информационно-технологических предпосылок и электронных форм (документы, подписи и др.); финансовое обеспечение разработки концепции и функционирования всей системы «электронного правительства»; подготовка соответствующих новых кадров на всех уровнях управления и исполнения; учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающих при внедрении новых электронно-организационных управленческих моделей в жизнь; преодоление узкотехнологических подходов при формировании и деятельности «электронного правительства» («информационные технологии решат все проблемы»); осуществление ряда мер по недопущению возможностей его использования в антиобщественных целях; рационально-критическое использование накопленного зарубежного опыта и др.3

Создание национальных «электронных правительств» в постиндустриальных странах происходит в русле глубокого реформирования всей системы государственного управления. Новое государственное управление предполагает большую открытость и «отзывчивость»; внесение конкурентных и договорных начал; создание обособленных специализированных управленческих структур с усилившейся ответственностью за результаты деятельности; повышение роли этических требований; активное взаимодействие с гражданским обществом; переориентацию государственных интересов на нужды и потребности граждан и др. Речь идет о становлении современной модели государственного управления, ориентированной на эффективность деловых процессов. Она органически включает в себя как исторический, так и инновационный опыт управления, достижения менеджмента, информациологии, теорию и практику использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в управлении.

При использовании ИКТ в современном государственном управлении учитываются социально-политическая, экономическая, культурная, ментальная среда (окружение) и иные факторы (протестантская или конфуцианская этика труда, правовые традиции), нравственные ориентиры и принципы, влияющие на весь характер взаимоотношений «власть - общество». В.В. Путин подчеркивал, что «нравственность власти и ее обязательность - это главный залог доверия людей. Они не менее важны, чем опыт или профессиональные знания, и необходимы для получения результатов, идущих во благо всему обществу»4.

Глава аппарата советников премьер-министра Великобритании Майкл Барбер обращал внимание на важность реализации

ключевых гуманистических, демократических и управленческих ценностей и принципов в современной государственной службе и «электронном правительстве». Среди них: профессионализм (высокая компетенция, честность/отсутствие коррупции); «говорить правду людям» (политическая неангажированность); открытость (свобода слова/информации, прозрачность, отчетность и ответственность); польза для общества (результативность, действенность, приоритет - интересы граждан, отдача от вложенного - на длительный срок); средства (максимальное применение информационных технологий в управлении)5.

Концепция «электронного правительства» реализована в его начальной стадии («публичность») в большинстве постиндустриальных стран Запада и Востока. Используются и более продвинутые его стадии («участие» и «онлайн-транзакции»). В рамках деятельности «электронного правительства» в режиме «онлайн» стали реально доступными и удобными многие виды государственных услуг. Среди них: электронный запрос различной информации (документов, законов, постановлений, сведений о вакансиях, статистических данных, географических карт); оплата различных платежей по электронным формам (от квартплаты до штрафов и налогов), при наличии механизмов персонификации; получение распространенных форм официальных документов, их заполнение и отправка с идентификацией электронной подписи (включая прием налоговых деклараций, постановку на учет в службе занятости); многие запросы в государственные органы, их регистрация, возможность проверки этапов их прохождения, получение ответа с указанием результата и ответственных за его принятие; поступление в вузы на дистанционные, интерактивные формы образования; заявления в полицию (в случае кражи или угона автомобиля).

Первой страной в мире, принявшей закон об электронных услугах, была Финляндия (2001 г.). Закон содержит положения о правах, обязанностях и ответственности органов государственного управления и их клиентов в сфере электронных услуг, о ключевых требованиях в отношении электронной идентификации личности граждан. В соответствии с законом власти должны предоставлять общественности возможность выбора электронной доставки уведомлений, счетов и других аналогичных документов и сообщений. Органы власти и клиенты могут скреплять свои решения электронной подписью.

Официальный веб-портал Финляндии (htpp://www.om.fi) оказывает большое количество специализированных услуг: заказы и запросы (Агентство по делам потребителей); представление

юридических документов (Минюст); заказ и оплата услуг, связанных с досугом; обратная связь с пользователями в плане их информирования о национальных проектах участия (МИД, Отдел муниципалитетов); уведомления о вакансиях, рабочих местах, и возможностях для получения образования (Министерство труда); уведомление о смене адреса (Центр переписи населения); служба «Виртуальная Финляндия» (МИД) и др.

Деятельность порталов включает сведения о предоставлении услуг в соответствии с «жизненными эпизодами». Среди них: поступление в школу, поиск работы или ее смена, появление в семье ребенка, тяжелая утрата, открытие собственного дела и др. Расширяется количество государственных услуг в режиме «онлайн» и для предприятий. Наиболее распространены: корпоративные налоги - декларации, извещения; социальные взносы; внесение новых данных в статистические бюро; электронные торги и др. В Финляндии 55% всех ведомств дают своим клиентам возможность заполнить бланки заявлений и формуляров через Интернет. Число интерактивных потребительских услуг в них составляет несколько десятков и имеет тенденцию к увеличению. Ряд услуг предусматривают использование электронного удостоверения личности.

Официальный правительственный веб-портал США (FirstGov.com.) соединяет сайты федеральных, штатных и местных органов власти, содержит 28 млн веб-страниц, предоставляет сотни электронных форм и реальных услуг. Классифицированные разделы услуг: «государственные блага», «государственные гранты», «государственные работы», «получение лицензий», «вопросы социальной безопасности», «получение паспортов», «иммиграция», «объявления и заявки потребителей» и др. Портал предоставляет возможности интерактивного диалога в режиме реального времени. В США 1/з налоговых поступлений собирается посредством интернет-связи. В штате Аризона плата за возобновление права на вождение транспортного средства сократилась с 7 до 1,6 долл. при использовании онлайновых средств. Считается, что ориентированный на потребителя подход имеет большое значение для организации работы государственных служб. (С 2007 г. посольство США в РФ принимает заявки на предоставление виз российским граждан по Интернету.)

Канадский правительственный веб-портал (Canada.gc.ca) предоставляет централизованный доступ почти к 1000 государственных программ и услуг, дает возможность канадцам иметь электронный доступ ко всей открытой государственной информации, многим услугам в удобное для них время.

Официальный веб-портал Сингапура (gov.sg) объединяет государственное управление, бизнес, образование, науку, медицину и индустрию развлечений. По всем разделам в режиме текущего времени предоставляется большое количество информационных услуг, действует интерактивная связь. Для этого необходимо зарегистрироваться (указать пароль, логин, шифр пользователя). В службе "e-Citizen" можно получать информацию и взаимодействовать по направлениям: «Образование, обучение и работа», «Семья и коммунальное развитие», «Здоровье и окружающая среда», «Домовладение», «Защита и безопасность», «Культура и спорт», «Транспорт и путешествия».

Требуют решения многочисленные проблемы использования информационных технологий в управлении. Так, очевидна недостаточность интернетизации многих государств, их институтов, населения. Слаба соответствующая подготовка граждан. Даже если есть необходимая информационная база данных, то, чтобы разобраться в ней, требуются необходимые навыки. Стать подлинно «электронным гражданином» (а не пользователем отдельных услуг), разбирающимся в проблемах государственного управления, ничуть не проще, чем состояться в качестве сознательного участника политических процессов.

Заслуживают внимания и вопросы о роли «электронных администраторов», владеющих непосредственным доступом к технологическим механизмам инфокоммуникаций, о похищении информации, технологических сбоях, вирусах и т. д. В 2005 г. спецслужбы США разоблачили деятельность хакеров, создавших особую программу-вирус, позволившую передать «на сторону» практически всю информацию примерно с 14 млн карточек MasterCard и Visa. Это произошло в результате нарушения безопасности компании CardSystem Solutions, обслуживавшей соответствующие платежи.

Среди пользователей российской сети Интернет (Рунет) более 40 млн человек. По общему количеству пользователей Интернета Россия уверенно входит в первые двадцать государств мира, но по уровню охвата им населения она находится ниже. В соответствии с рейтингом Лондонской школы бизнеса Россия занимает хорошие позиции в показателе эффективного использования инфокоммуникационных технологий и опережает такие страны, как Индия и Китай, набрав 6,1 балла по десятибалльной шкале6.

Аудитория Интернета распределена по территории страны неравномерно. Больше четверти всех пользователей Интернета находится в Москве и Санкт-Петербурге. Доля лиц с высшим об-

разованием среди всех российских пользователей Интернета составляет 12 : 36. Соотношение корпоративных и индивидуальных пользователей сети в России - 65 : 35. Если в 2000 г. среди российских пользователей Интернета женщин было 33%, то в 2008 г. - около 45%. В 2002 г. 32% россиян «выходили» в Интернет из дома, а 41% - с работы. В 2008 г. число россиян, «выходивших» в Интернет из дома выросло до 64%, что соответствует динамике его развития в постиндустриальных странах.

В целом потребность в деловой информации приближается по объему к запросам пользователей на информацию о развлечениях, компьютерных играх, спорте и т. п. А среди категории руководителей запрос на деловую информацию является приоритетным.

Один из примеров быстрого увеличения числа «деловых» пользователей после введения ряда качественных интернет-услуг - опыт г. Новосибирска, где после внедрения автоматизированной системы коммунальных платежей «Город» значительно увеличилась доля подключенных к Интернету компьютеров.

Директивное начало процессу внедрения в деятельность органов государственной власти России современных информационно-коммуникационных технологий положило принятие в 2002 г. федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 гг.)».

«Электронную Россию» можно рассматривать как ключевое направление на пути к созданию «электронного правительства». Основная идея проекта заключается в том, что, обладая разветвленным и инерционным, бюрократическим (далеко не во всем достаточно профессиональным и эффективно-функциональным) управленческим аппаратом, государство может, применив информационные технологии, решить определенные насущные проблемы оптимизации управления. Среди них: введение электронного документооборота, что позволит уменьшить бюрократические проволочки и ускорить принятие решений; перевод в электронную форму взаимодействия граждан с властью; осуществление более прозрачного и доступного государственного и муниципального управления; дебюрократизация государственных организаций и поддержка развития гражданского общества в России.

Рассматриваемая программа нацеливает соответствующие службы, организации и общественные институты на решение следующих задач: формирование системы взаимодействия государства с гражданским обществом посредством передовых телекоммуникационных сетей; широкий и эффективный обмен электронными документами между населением и правительством,

органами государственной власти; обеспечение гласности и прозрачности деятельности местных и региональных властей; повышение эффективности государственного управления на основе современных моделей и методов электронных технологий; создание электронной системы мониторинга и поддержки принятия решений.

В соответствии с программой «Электронная Россия» все основные государственные службы открыли свои сайты, дающие необходимую и обычно оперативную информацию по соответствующим вопросам. «Электронная Россия» представляет собой единый сервер органов государственной власти Российской Федерации (htpp://www.gov.ru) и предлагает широкий круг оперативной и архивной информации о деятельности обозначенных органов.

Развивается сеть российских региональных порталов, работающих в основном в рамках начальных стадий «электронного правительства». На сервере «Официальная Россия» наряду с федеральными представлены и органы региональной власти Российской Федерации. На сайтах Министерства регионального развития РФ - htpp://www.minregion.ru (органы исполнительной власти субъектов РФ) и Министерства информационных технологий - htpp://www.inforegion.ru (электронное развитие регионов России, паспорт региона) размещена соответствующая информация о порталах субъектов исполнительной власти Российской Федерации. Однако пока эти порталы не связаны в единую информационную сеть с обратной связью.

Российские региональные порталы работают в основном в рамках первой стадии-направления «электронного правительства» - «публичность». Развернутую структуру имеет сервер правительства Москвы - «Электронная Москва» (htpp://www. mos.ru). Он содержит разделы: общие сведения; мэр; правительство Москвы; отраслевые и функциональные органы исполнительной власти; территориальные органы исполнительной власти; городские организации; законотворческая деятельность мэра и правительства Москвы; «Служба одного окна». Официальные серверы ряда префектур округов г. Москвы предоставляют гражданам-пользователям справочную информацию о работе префектуры, формах документов, возможность электронно-письменного обращения к ее префекту и т. п.

В Российской Федерации уровень развития интерактивной формы связи пока ниже, чем в экономически развитых государствах. По индексу непрозрачности Российская Федерация занимает 40-е место среди 48 крупнейших стран (рядом с Китаем).

В условиях недостаточной интернетизации малых городов и деревень России одним из решений этой проблемы является создание пунктов коллективного доступа в сеть при всех узлах почтовой связи во всех местах, где проживает более 10 тыс. человек, а также в библиотеках. В прошлом году их услугами воспользовалось 7 млн граждан.

Общая оценка готовности к реализации услуг «электронного правительства» в регионах России по методике Минсвязи РФ и Института развития современного общества складывается из оценок пяти индексов.

1. Доступ органов власти к ИКТ. Оценивается по показателям наличия ПК, локальных сетей и доступа к Интернету органов регионального и местного самоуправления.

2. Индекс веб-присутствия органов власти региона. Оценивается с точки зрения полноты присутствия и информационной насыщенности региональных и муниципальных органов власти в Интернете.

3. ИКТ-инфраструктура региона. Учитываются показатели развития стационарной и мобильной телефонной связи, наличия ПК, доступа к Интернету населения и предприятий.

4. Развитие электронной коммерции в регионе. Оценивается по показателям использования Интернета предприятиями и организациями региона для предоставления и получения информации о товарах и услугах, для размещения и получения заказов и проведения расчетов.

5. Человеческий капитал оценивается по уровню образования населения, масштабам подготовки ИКТ-специалистов, развитости научного потенциала региона и мотивации использования ИКТ населением.

Общий индекс готовности регионов к «электронному правительству» получается как среднее арифметическое от оценок подындексов. Первые места в рейтинге готовности регионов к «электронному правительству» занимают Москва и Санкт-Петербург благодаря высоким показателям развития ИКТ-инфраструктуры, человеческого капитала и электронной коммерции. Далее выделяются Томская область, Республика Карелия и др. Хорошие показатели по индексу «Веб-присутствие» у органов Чувашской Республики.

Опыт «монетизации» социальных льгот показал, что в тех (немногочисленных) городских районах, где заранее были составлены единые электронные карты льготников и других категорий населения, а аптеки и больницы обеспечены Интернетом, реформа прошла наиболее эффективно.

Формирование «электронного правительства» находится в неразрывной связи со всем процессом российских реформ, особенно с повышением эффективности государственной службы на основе современных методов управления. Очевиден недостаточный уровень развития компьютерных сетей в России во многих сферах государственной и общественной жизни, отсутствие соответствующих навыков.

Проведенные исследования по изучению отношения сотрудников 320 компаний к «электронному правительству» в восьми российских регионах (Москва, Санкт-Петербург, Республики Татарстан и Карелия, Самарская, Томская, Мурманская области и Ханты-Мансийский АО) показывают, что, хотя большинство респондентов и имеют представление о таком «правительстве» (65%), 35% опрошенных ничего о нем не слышали, а 23% хотели бы получить дополнительную информацию.

Из тех, кто более или менее регулярно «сотрудничает» с «электронным правительством», - 66,5% в целом удовлетворены взаимодействием с ним, 35,7% - не удовлетворены «непрозрачностью» его услуг, а 49,2% - скоростью оказания услуги. Опыт скачивания с сайтов форм для заполнения имеют 44% респондентов, 32% выразили готовность оплачивать счета через сайты органов власти7.

Вопросы трансформации государственных органов подчас смешиваются с вопросами их насыщения компьютерами. Остро стоит проблема подготовки управленцев нового типа, что встречает сопротивление консервативной части государственного аппарата. Психологической преградой на пути расширения деятельности «электронного правительства» в России является соответствующая бюрократическая ментальность, корпоративные интересы бюрократии. В.В. Путин отмечал, что «задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению»8.

Роль «электронного правительства» в России, причем на всех уровнях, будет возрастать и в связи с реализацией национальных проектов, реформой местного самоуправления. Актуально функционирование информационных порталов «Местное самоуправление», «Бизнес и общество».

Возникают технологические проблемы сохранности информации. Формирование единой базы данных в электронных системах о прописке, коммунальных платежах, владении собственностью гражданами города и др., создающей рациональный режим работы, в случае утечки информации может привести к

серьезным проблемам. Министерство информационных технологий и связи РФ совершенствует документы, дополняющие закон «Об электронно-цифровой подписи» (2002 г.), поскольку есть сложности с ее применением9.

Реализация программы «электронного правительства» неразрывно связана с общим состоянием государственного управления в стране, характера и роли бюрократии и элит в обществе, состоянием правовых институтов, управленческой ментальнос-тью. «Электронное правительство» может функционировать как в русле демократических, так и авторитарно-корпоративных преобразований. Ключевым подходом к пониманию современного управления по-прежнему является классическая веберов-ская теория бюрократии, дополненная концепцией и практикой «электронного правительства».

Тезис о том, что информационные технологии чудесным образом оптимизируют качество государственного управления, неверен. Необходимо, чтобы проекты административного реинжиниринга сопровождались обязательной коррекцией законодательства, а также содержали технические задания не только от держателя соответствующего бюджета, но и от высшего руководства страны и граждан, заинтересованных в правильности использования информационных технологий для повышения прозрачности, подконтрольности и оперативности. Для контроля трансформации и функционирования «электронного правительства» необходимо постоянно использовать как специальный (профессиональный), так и общественный аудит. Оценка эффективности программы развития «электронного правительства» может проводиться по «технологическим» параметрам: снижение трудовых затрат органов власти на обмен информацией, уменьшение административной нагрузки на граждан в организациях, сокращение времени ожидания ответа на запросы и сокращение количества персональных обращений граждан, повышение открытости органов государственной власти, повышение оперативности принимаемых решений и т. д.

В результате реализации основных направлений и указа Президента РФ от 7 февраля 2008 г. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» к 2015 г. должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей. Российская Федерация должна войти в число двадцати ведущих стран мира в международных рейтингах в области развития информационного общества; в число десяти - по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы; уровень

доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий должен составить 100%; сокращение различий между субъектами РФ по интегральным показателям информационного развития - до 2 раз; наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, - в 75% домашних хозяйств; доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - 70%; доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, - не менее 20%, библиотечных фондов в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%; доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий - более 50%10.

Формирование «электронного правительства» в современных условиях России выступает именно как система комплексных мероприятий по повышению качества государственного управления в целом, являясь частью «создания новой телекоммуникационной инфраструктуры будущего»11.

Выступая на заседании президиума Госсовета с докладом «О реализации "Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации"» в г. Петрозаводске 17 июля 2008 г., Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул: «Уже довольно значительное количество лет мы говорим об "электронном правительстве". Никто не спорит с самой идеей "электронного правительства", все согласны с тем, что информационные технологии повышают и прозрачность государственных услуг, снижают уровень коррупции, но реально почти ничего не меняется. Есть, правда, и неплохие примеры. Мы сейчас, находясь в Карелии, посмотрели ряд таких неплохих примеров, связанных с действием "электронного правительства". Но это только самое начало. Практически нигде граждане не могут непосредственно со своего рабочего места или из дома отправить декларацию, заключить договор, да и просто узнать о том, как происходит движение документа, с которым они обратились в органы государственной власти, что способствовало бы устранению бюрократических препон и снижению коррупции. Нет реальных подвижек и во внедрении межведомственного электронного документооборота, да и в формировании так называемых закупок в режиме "онлайн". Нет единой системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет государственного бюджета. Одна из причин такого положения дел состоит в низком уровне компьютерной грамотности самих государственных и муниципальных

служащих. Это не единственная причина: есть и финансовые причины, и организационные. Но эта причина самая сложная, потому что она ментальная. Между тем именно государственные служащие должны задавать здесь тон всей работе. Тем более что, по сути, преимущественно электронный документооборот должен стать реальностью уже в 2010 году»12.

Можно выделить ряд актуальных задач, стоящих в повестке дня дальнейшего развития «электронного правительства» в России.

1. Переход к более высоким стадиям «электронного правительства», взаимосвязь электронного государственного управления с характером административных реформ, большая ориентация на нужды граждан как потребителей государственных электронных услуг.

2. Улучшение электронного документооборота и обмена информацией внутри органов исполнительной власти, особенно по линии «центр - регионы - органы местного самоуправления -организации гражданского общества».

3. Обеспечение «выхода» с официального сайта «Электронная Россия» на соответствующие сайты стран СНГ, особенно Республик Беларусь и Казахстан.

4. Организация непрерывного обучения госслужащих и введения этого критерия в результаты периодической аттестации, предусмотренной законом.

5. Унификация страниц государственных учреждений в Интернете, с тем чтобы гражданам было легче воспринимать ту информацию, которая в них есть.

6. Формирование национальных стандартов доступности (к примеру, такой стандарт был принят в ходе работы по подключению школ к Интернету в рамках проекта «Образование»).

7. Создание административных регламентов, чтобы гражданин, заявитель, организация понимали, что происходит с его документом.

8. Повышение компьютерной грамотности населения страны.

9. Создание единых сетей профессиональных электронных библиотек, в частности в рамках межвузовской координации.

Примечания

См.: Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 5. Ст. 531; Постановление Правительства РФ № 502 от 15 авг. 2006 г. «О внесении изменений в федеральную целевую программу "Элек-

1

тронная Россия (2002-2010 годы)"»; Купряшин Г.Л, Соловьев А.И. Государственный менеджмент: «Электронное правительство». М., 2004; Павлютенкова М.Ю. Электронные технологии коммуникаций в исполнительных органах власти: Концепция электронного правительства // Политология / Под ред. В.С. Комаровского. М., 2006; Сморгунов Л.В. Способности государства и критика концепции электронного правительства // Труды X Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество-2007». СПбГУ, 23-25 окт. 2007 г. СПб.: Изд-во филологического факультета, 2007; Yang К., Rho S.-Y. E-Govemment for Better Performance: Promises, Realities, and Challenges // International Journal of Public Administration. Vol. 30. Issue 11. Sept. 2007.

См.: Ирхин Ю.В. «Электронное правительство» и социум: попытка системного сравнительного анализа // Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. 2005. № 1. С. 123-144; Он же. Электронное правительство и общество: мировой опыт и Россия // Социс (Социологические исследования). 2006. № 1. С. 73-82; Павлютенкова М.Ю. Электронное государство России - виртуальная реальность или новая технология государственного управления?: Тезисы докладов IV Всероссийского конгресса политологов «Демократия, безопасность, эффективное управление: новые вызовы политической науке». Москва, 20-22 окт. 2006 г. М.: РАПН, 2006. См.: Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М., 2004; Грачев М.Н., Мада-тов А.С. Демократия: методология исследования, анализ перспектив. М., 2004.

Выступление В. Путина на церемонии вступления Д. Медведева в должность Президента России 7 мая 2008 г.

См.: Барбер М. Государственная служба: эффективная и аполитичная // Британские политические традиции и реформа власти в России: Материалы междунар. конф. в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и Посольстве Великобритании в РФ. М.: РАГС, 2005. 6 Российская газета. 2008. 1 февр.

См.: Голубева А.А., Патокина О.А., Стырин Е.М. Готовность государства и бизнеса к электронному взаимодействию: результаты эмпирического исследования // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: Материалы 6-й междунар. конф. факультета государственного управления МГУ, 29-31 мая 2008 г. / Ред. И.Н. Мысляева. М.: МАКС-Пресс, 2008. С. 505-507. Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации 25 апр. 2005 г. М., 2005; см. также: http://president. kremlin.ru

7

9 См.: Буев В.В., Злыгостев Н.Н., Лесников А.В. Разработка норматив-но-правововой базы, обеспечивающей внедрение в Российской Федерации механизмов электронного оборота и хранения первичных учетных документов: Сб. аналитических материалов / Рук. проекта В.А. Харченко. М.: Информационно-консультационный центр «Бизнес-тезаурус», 2008.

10 См.: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 7 февр. 2008 г.

11 Россия 2020: Главные задачи развития страны: Выступление Д.А. Медведева. М., 2008. С. 56.

12 Медведев Д.А. «О реализации "Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации"»: Речь на заседании президиума Госсовета в г. Петрозаводске 17 июля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.