НВ.федоренко
Электронное проВительстВо
и социальная эффективность
Современные информационные и телекоммуникационные технологии оказывают решающее воздействие на изменения, происходящие в социальной структуре общества, экономике, развитии институтов демократии. В связи с этим исследователи отмечают сегодня новый вектор трансформации общества — его «виртуализацию» (от фр. «virtual» — «возможный», «искусственно воссозданный», «потенциальный»), понимая под таковой переход основных видов деятельности в виртуальное пространство сети Интернет. Управление, по самой своей природе, имеет информационный характер, поскольку основывается на получении и качественной переработке информации. Повысить базовый научный уровень и качество самой управленческой системы можно с помощью освоения современных информационно-коммуникационных технологий (они предоставляют возможность обрабатывать огромные массивы социальной информации за непродолжительное количество времени) и создания на их основе единой общероссийской информационной инфраструктуры.
Интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодей-
ствие органов власти с населением и институтами гражданского общества, получили в современной литературе устойчивое наименование «электронного правительства» (е^оуегпшеП;). Оно рассматривается как единое социально ответственное и информационно открытое учреждение (институт) с постоянной обратной связью. С этой точки зрения вся система органов исполнительной власти выступает как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Деятельность правительства представляется достаточно открытой, информационно прозрачной и доступной для граждан. Особое внимание уделяется принципу обратной связи, скорости и качеству предоставления услуг, посредством широкого использования централизованных систем Интернета. В целом «электронное правительство» можно определить как специализированную комплексную структуру взаимодействия исполнительной власти с гражданами, обществом и бизнес-структурами посредством Интернета [1].
Вместе с тем, прямой перевод словосочетания «е^оуешшеП» не вполне раскрывает сущность данного явления. Точнее было бы говорить об электрон-
Н.ВФедоренко
ной инфраструктуре государственного и муниципального управления, включающей в себя технологии интернет-взаимодействия между органами власти, с одной стороны, и гражданами, институтами гражданского общества, бизнес-структурами и общественными объединениями, с другой [1].
Согласно определению российских официальных структур, под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов [2].
Процесс становления системы «электронного правительства» условно разделяется на три основные стадии -направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции». Публичность означает использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к интересующей их информации, исходящей от органов государственной власти и местного самоуправления. Участие подразумевает расширение возможностей граждан участвовать в управлении государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении цикла подготовки и принятия политических решений. Оно предполагает публикацию на соответствующих сайтах государственных и муниципальных структур контактных адресов электронной почты, а также расширение форм для обратной связи. Онлайн-тран-закции обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципаль-
ных учреждений через Интернет. Среди них оплата коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрация общественных объединений, а в перспективе — предпринимателей без образования юридического лица, предприятий малого бизнеса и др. На этой стадии в результате постоянного интерактивного функционирования государственных порталов формируется «информационная экономика». Преимущества движения в данном направлении очевидны. Они обеспечивают, в частности, легко верифицируемую, строгую налоговую подотчетность путем введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и соответственно рост доверия граждан к институтам власти [3].
Электронное государственное управление охватывает сегодня все более широкий диапазон видов деятельности и действующих лиц. Одновременно выявляются три базовых, четко различающихся субъекта: госуправление-госуправление, госуправление-бизнес и госуправление-граждане [4]. При этом процессы управления или менеджмента высшего уровня будут находиться во взаимосвязи с управляющими информационными технологиями и экспертными системами по направлениям деятельности правительственных структур, а также общественными базами данных.
Электронный субъект управления — лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые функционально воздействуют на управляющую систему при посредстве информационно-коммуникационных средств в целях обеспечения ее действенности и движения к заданной искомой цели.
Электронный субъект управления в этом случае:
■ осуществляет управленческую и организационную работу;
■ принимает управленческое решение;
■ обеспечивает достижение поставленных целей.
Итак, электронное правительство — это:
■ система постоянного взаимодействия государства с гражданским обществом посредством передовых телекоммуникационных сетей;
■ система обмена электронными документами между населением и правительством;
■ система обеспечения гласности, управляемости и прозрачности деятельности местных и региональных властей;
■ система эффективного и современного государственного управления на основе инновационных моделей и методов электронных технологий;
■ электронная система мониторинга и поддержки принятия социальных решений;
■ сумма технологий, обеспечивающая эффективное функционирование всех ветвей и уровней власти на благо общества;
■ новая индустрия (софтономика), способная вывести страну на рубеж высокотехнологичных стран мира.
Для реорганизации системы государственного управления по типу «электронного правительства» необхо-
дим ряд условий и предпосылок. Это — наличие соответствующей политической воли властей; достаточный уровень «интернетизации» общества (не менее 30% самодеятельного населения страны и большинства государственных институтов); разработка рациональной, реализуемой концепции новых управленческих структур и создание соответствующих информационно-технологических форм (документы, подписи, банки данных и др.), финансового обеспечения, подготовки новых кадров для данного правительства. Не менее важен учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающих при внедрении новых электронно-организационных управленческих моделей, социокультурных традиций, особенностей национальной бюрократии и т.д., а, следовательно, и преодоление узкотехнологических подходов к их формированию и деятельности. Не исключена, безусловно, опасность их использования в корпоративных и антиобщественных целях [1]. Однако главное, что возрастающая адаптивность структуры управления оптимизируется за счет использования инновационных приемов управленческой деятельности в области микроэргономики.
Электронное правительство позволяет существенно повысить эффективность правительственной деятельности и всех отраслей народного хозяйства на федеральном и региональном уровнях.
Литература
1. Ирхин Ю.В. Электронное правительство» и общество: мировые реалии и Россия (сравнительный анализ) // Социс. 2006. № 1.
2. Ы1р://ги^ШреШа.о^
3. Демпси Дж. Электронное правитель-
ство и его выгоды для широких масс // Государственное управление в переходных экономиках. 2003. № 1.
4. Федеральная целевая программа «Электронная Россия». http://www.it-gov.ru