ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВУЗА
ЭЛЕКТРОННОЕ
и дистанционное обучение в Педагогическом институте физической культуры и спорта МГПУ
Доктор медицинских наук, профессор С. М. Чечельницкая Педагогический институт физической культуры и спорта МГПУ, Москва
УДК: 378.1
E-LEARNING AND DISTANCE LEARNING IN TEACHER TRAINING INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT OF MSTTU S.M. Chechelnitskaya, professor, Dr.Med.
Teacher training institute of physical culture and sport of MSTTU, Moscow
Key words: e-learning, distance learning, virtual learning environment, professional higher education, adaptive physical culture, online testing.
In the last decade the process of supplementing traditional education with e-learning has become an integral feature of a modern, competitive university in the world. E-learning (including distance learning) has several advantages over traditional ones. Almost 60% of professors of US universities surveyed marked that today the results of distance learning are not inferior to or surpass the results of traditional classes, with 33% of the surveyed teachers who believe that the results of distance learning will surpass the results of traditional education in the coming years. The advantages of e-learning (distance learning) are especially important for higher educational institutions in the field of physical culture. Over 100 students of Teacher training institute of physical culture and sport (TTIPhCS) are active athletes who stand for the country at the international level, and spend much time in training camps. E-learning meets the modern requirements of the barrier-free environment, which is also in high demand in TTIPhCS. Students, masters and postgraduate students - handicapped with musculoskeletal disorders in wheelchairs are being trained in the institute. The purpose of the present study was to analyze the experience and perspectives of using virtual learning environment in a higher professional educational institution in physical culture (TTIPhCS of MSTTU). E-learning is carried out in TTIPhCS on the moodle platform. This is the learning management system or a virtual learning environment. Moodle is a free web application which enables teachers to create effective websites for online learning.
The access to the resource is open and anyone can log on to the web page at moodle.mgpu.ru, register and take a look at its interesting materials.
Ключевые слова: электронное образование, дистанционное обучение, виртуальная обучающая среда, высшее профессиональное образование, адаптивная физическая культура, тестирование он-лайн.
Процесс дополнения традиционного обучения электронным за последнее десятилетие стал неотъемлемым признаком современного, конкурентоспособного вуза во всем мире. Электронное обучение (в том числе в дистанционном режиме) имеет ряд преимуществ перед традиционным. Почти 60 % преподавателей вузов США, участвовавших в опросе, указали, что уже сегодня результаты дистанционного обучения не уступают их результатам традиционных занятий или даже превосходят результаты традиционных занятий, при этом 33 % опрошенных преподавателей считают, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного.
Особенно важны преимущества электронного (дистанционного) образования для высших учебных заведений физкультурного профиля. Более 100 студентов ПИФКиС являются действующими спортсменами, которые выступают за страну на международном уровне и много времени проводят на сборах. Электронное обучение отвечает современным требованиям безбарьерной среды, что также востребовано в ПИФКиС. У нас обучаются студенты, магистры и аспиранты - инвалиды по опорно-двигательному аппарату, передвигающиеся в колясках.
Цель исследования - анализ опыта и перспективы применения виртуальной обучающей среды в высшем профессиональном образовательном учреждении физкультурного профиля (ПИФКиС ГБОУ ВПО МГПУ).
Результаты исследования и их обсуждение. Электронное обучение в ПИФКиС реализуется на платформе moodle. Это система управле-
№ 3 • 2014 Март | March
9
mm
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВУЗА
ния обучением или виртуальная обучающая среда. Moodle - бесплатное веб-приложение, предоставляющее возможность преподавателям создавать эффективные сайты для онлайн-обучения. Доступ к ресурсу открыт, любой желающий может войти на наши страницы по адресу moodle.mgpu. ги, зарегистрироваться на нем и посмотреть интересующие его материалы.
Работа по насыщению системы еще не завершена, но уже сегодня там размещены лекционные, мультимедийные и видеоматериалы по дисциплинам медико-биологического цикла для студентов, обучающихся по направлению «Физическая культура для лиц с ограниченными возможностями здоровья» (анатомия, физиология, лечебная физкультура, биохимия, общая и частная патология и т. д.).
Активно используется система тестирования знаний. Тестовые задания могут быть различного уровня сложности: от простых закрытых вопросов до сложных многоходовых ситуационных задач. Возможно выполнение заданий в свободной форме, например написание эссе, реферата или создание презентации.
Система moodle позволяет компоновать тестовые задания таким образом, чтобы проверить не только объем теоретических знаний, но и операциональный уровень компетенции в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Например, можно проконтролировать такую компетенцию, как умение работать в междисциплинарной команде специалистов, реализующих процесс восстановления лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-22). Для определения у студента степени сформированности этой компетенции создается тест, содержащий вопросы из целого ряда дисциплин (педагогики, физиологии, патологии, психологии, теории и методики АФК и др.). Часть вопросов направлена на понимание студентом терминов частных дисциплин, другая -на умение объяснить понятийный аппарат патологии психологу или педагогу.
Преподавателями сформирован банк вопросов, благодаря которому проводятся текущий контроль и межсессионная аттестация студентов. В течение семестра для каждого студента в автоматическом режиме заполняется технологическая карта дисциплины, что позволяет ему управлять своим процессом образования. По итогам семестра формируется общая сводная таблица, в которой отражены баллы, заработанные студентом, и его рейтинг.
Первый опыт работы в электронной среде moodle показал ряд ее преимуществ перед традиционным образованием. Вот некоторые из них.
Студент, в силу объективных обстоятельств пропустивший занятия, не отстанет от своих сокурсников, так как все необходимые материалы, в том числе задания, доступны ему в любой точке.
Особенно эта возможность востребована студентами, обучающимися по индивидуальному расписанию.
Студенты с низкими темповыми характеристиками, которые в рамках традиционного занятия не успевают за группой, всегда могут вернуться к материалу и изучить его в необходимом объеме.
Студентам не знакома такая проблема, как нехватка учебников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации на сайте курса. Более того, на сайте расположены многочисленные ссылки на рекомендуемые интернет-ресурсы, что облегчает поиск.
Применение системы moodle позволяет студенту получать дополнительные консультации педагога как в режиме off-line, воспользовавшись форумом, чатом или электронной почтой, так и в режиме on-line, воспользовавшись программой skype. Некоторые вопросы дисциплин студенты обсуждают на собственных форумах.
Важным достоинством является документирование процесса обучения: у студента остается сам курс обучения, включая мультимедийные и видеоматериалы, электронная переписка с преподавателями и сокурсниками. Он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.
Исключается возможность субъективной оценки академической успеваемости студента: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияют успеваемость по другим предметам, общественный статус и другие факторы. Поэтому студенты, проходящие тестирование в системе, испытывают меньше волнений и зачастую демонстрируют лучшие результаты.
Использование электронного обучения позволило значительно повысить качество заочного образования за счет формирования межсессионных заданий и доступа ко всем материалам курсов. В настоящее время сотрудники ПИФКиС продолжают наполнение системы и расширение сфер ее применения. Планируется подключение страниц психолого-педагогических дисциплин и теоретических разделов дисциплин спортивных кафедр.
Использованная литература
1. Трайнев В.А. Дистанционное обучение и его развитие: (Обобщение методологии и практики использования) / В.А. Трайнев, В.Ф. Гуркин, О.В. Трайнев; Ун-т информ. и упр. - М.: Дашков и К, 2012. - 293 с.: ил.
References
1. Traynev, V.A. Distance learning and its development: (Generalization of the methodology and practice of use) / V.A. Traynev, V.F. Gurkin, O.V. Traynev; Un-ty of inform. and man. -Moscow: Dashkov i K, 2012. - 293 P.: illustr. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 27.12.2013 г.
10
№ 3 • 2014 Март | March