Научная статья на тему 'Электронное государство как фактор редуцирования неопределенности в условиях информатизации общества'

Электронное государство как фактор редуцирования неопределенности в условиях информатизации общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВА / ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ / INFORMATION ECONOMY / E-GOVERNMENT / INFORMATION SOCIETY / ELECTRONIC RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вассерман Е. В.

В современных условиях становления и развития информационной экономики встают вопросы создания эффективно работающего электронного государства. Особенно остро эти вопросы стоят в Росси, где темпы развития электронного государства являются весьма замедленными, особенно по отношению к европейским странам. В данной статье рассматривается процесс информатизации отечественного общества по средствам реализации различных целевых программ, раскрываются их основные направления и дается оценка их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The e-government as a factor of reduction uncertainty in the conditions of informatization of society

In modern conditions of formation and development of the information economy, there are the questions of creation of efficient e-government. Especially these burning issues in Russia, where the pace of development of the electronic government are very slow, especially in relation to the European countries. This article discusses the process of Informatization of the domestic company by the means of realization of a range of target programs, describe their main directions and estimation of their implementation.

Текст научной работы на тему «Электронное государство как фактор редуцирования неопределенности в условиях информатизации общества»

ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ФАКТОР РЕДУЦИРОВАНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

ВАССЕРМАН Е.В.,

кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономической теории, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]

В современных условиях становления и развития информационной экономики встают вопросы создания эффективно работающего электронного государства. Особенно остро эти вопросы стоят в Росси, где темпы развития электронного государства являются весьма замедленными, особенно по отношению к европейским странам.

В данной статье рассматривается процесс информатизации отечественного общества по средствам реализации различных целевых программ, раскрываются их основные направления и дается оценка их реализации.

Ключевые слова: информационная экономика; электронное правительство; информационное общества; электронная Россия.

THE E-GOVERNMENT AS A FACTOR OF REDUCTION UNCERTAINTY IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF SOCIETY

WASSERMAN E.V.,

PhD, Lecturer of the Department of Economic Theory, Southern Federal University, e-mail: [email protected]

In modern conditions of formation and development of the information economy, there are the questions of creation of efficient e-government. Especially these burning issues in Russia, where the pace of development of the electronic government are very slow, especially in relation to the European countries.

This article discusses the process of Informatization of the domestic company by the means of realization of a range of target programs, describe their main directions and estimation of their implementation.

Keywords: information economy; e-government; information society; electronic Russia.

JEL classification: D83, L86.

Эволюционное изменение института государства, детерминированное императивами информационного общества, представляет собой закономерный процесс. Государство играет важнейшую роль в формировании и изменении структуры экономики той или иной страны. Чтобы выявить влияние государства на процесс институционализации трансформирующихся обществ, обратимся к его определению с точки зрения неоинституциональной теории. По Д. Норту, «государство - организация со сравнительными преимуществами реализации насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных» (North, 1981. P. 21). Следовательно, государство в силу своих генетических особенностей способно оказывать решающее воздействие на процесс формирования институциональной структуры общества, влияя на все сферы жизни общества (Grossman, 1995. Р. 87), посредством генерирования законов и норм.

Институционализация поведения государства в условиях формирования информационной экономики осуществляется на основе создания электронного правительства на всех уровнях власти. Это требует решения комплекса политических, юридических, экономических и технических проблем по защите информационного права, обеспе-

© Е.В. Вассерман, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

чению информационной безопасности, оптимизации процессов взаимодействия между участниками информационного обмена, разработке адекватной требованиям экономики, основанной на знаниях, законодательной базы и т. д., эффективность решения которых зависит, прежде всего, от эффективной реализации государством функции институционального инноватора по созданию институциональной среды, благоприятствующей развитию информационной экономики.

Мировой опыт показывает, что наиболее завершенная система взаимодействия государственных органов по обеспечению информационной безопасности создана в США. Вопросы информационной безопасности и защиты личной информации, прежде всего, решаются на уровне агентств, которые разрабатывают соответствующие программы. Они отчитываются перед директором административного и бюджетного управления, а тот, в свою очередь, перед комитетами палат Конгресса. Директор управляет федеральным центром инцидентов в сфере информационной безопасности. Центр собирает и изучает сведения о происшествиях, угрожающих информационной безопасности, предупреждает об угрозе в этой сфере, а при необходимости - оказывает техническую помощь агентствам (Электронное государство: правовые аспекты, 2012. С. 110).

Поскольку информационное пространство не знает границ, государства демонстрируют явную обеспокоенность тем, что они не в состоянии в целом ряде случаев контролировать ситуацию. Участники отношений в системе Интернет могут находиться в разных странах. К примеру, гражданин Германии может, будучи в Голландии, разместить информацию на сайте, открытом в США. Если эта информация содержит клевету или нарушает авторские права, то возникает вопрос о том, в какой стране может быть предъявлен иск, право какой страны должно применяться и, главное, каким образом исполнить судебное решение. Юристы отмечают, что национальные законы не всегда применимы в сфере Интернета.

Предлагаются два выхода из сложившейся ситуации. Первый заключается в создании самоуправления в системе Интернет. Однако данная идея, особенно популярная в 1990-е гг. прошлого столетия, в настоящее время подверглась пересмотру. Это объясняется тем, что традиционные формы управления - государство и право - все же взяли верх. Развитие получил второй, более традиционный подход, который заключается в выработке международно-правовых стандартов для регулирования экстерриториального действия Интернета. На практике оказалось, что хотя многие страны и проявляют заинтересованность в разработке международно-правовых актов для установления единых стандартов, на самом деле данный процесс развивается медленно (Электронное государство: правовые аспекты, 2012. С. 110-111).

Сегодня Европа переживает переломный момент в своем экономическом развитии. Большинство стран имеет хорошие и стабильные показатели, и качество жизни у европейцев выше, чем у людей в других частях мира. Тем не менее, многие государства стремятся двигаться дальше.

Многие европейские правительства считают, что для стимулирования экономического роста необходимо изменить условия предпринимательской деятельности на национальном и местном уровне. Осуществляя целенаправленную государственную политику они принимают меры для того, чтобы нормативная и законодательная база их стран способствовала развитию информационного общества. Это направленность отражает функцию государства как институционального инноватора. Именно государству принадлежит ведущая роль в создании необходимой институциональной среды, ускоряющей развитие информационной экономики.

Экономический рост достигается только путем скоординированных действий, инвестиций и партнерства между государством, ИТ-индустрией и гражданским обществом. Не существует единого рецепта для стимулирования экономического роста и развития эффективной информационной экономики. Условия, подходящие для одной страны или региона, могут не срабатывать в других частях мира в силу экономических, социальных, политических, структурных, исторических и географических отличий. Таким образом, ответственность за формирование среды, необходимой для экономической системы конкретной страны, ложится именно на национальную, региональные и местные власти.

Движущей силой развития информационной экономики в странах Европы служат искренняя заинтересованность и целеустремленность руководства, которые воплощаются в принятии четких концепций и стратегий в таких областях, как образование и обучение, телекоммуникационная и широкополосная инфраструктура, охрана прав, защита конфиденциальности и потребителей, налогообложение и государственное регулирование, а также международные инвестиции и торговля.

Стратегии экономического развития включают в себя нацеленность государства на организацию нужной информационной и коммуникационной инфраструктуры, выделение необходимых ресурсов и финансирования, а также привлечение к сотрудничеству частного сектора и других заинтересованных сторон. Правительства стараются адаптировать законодательную и нормативную базу, чтобы она способствовала, а не препятствовала развитию, обеспечить равные правила игры и справедливое судебное решение споров, а также оказывать поддержку в тех областях деятельности, где требуется принятие дополнительных мер.

По мере развития информационного общества растут и ожидания того, что власти решат вопросы конфиденциальности и безопасности данных, интеллектуальной собственности, киберпреступности, киберсквоттинга и т. п. И хотя существует опасение, что чрезмерное регулирование станет тормозом для развития новых технологий, в мире все же растет согласие по поводу того, что отсутствие современного законодательного и нормативного режима будет подрывать электронную коммерцию и доверие потребителей.

Законы многих европейских стран писались сотни лет назад - во времена составления бумажных документов. В соответствии с ними государственным организациям часто требовалась собственноручная подпись человека, на-

пример при подаче заявки на предпринимательскую лицензию или налоговой декларации. Нередко и сегодня договорное право сохраняет свою бумажную основу, поэтому, чтобы иметь юридическую силу, соглашения между двумя частными сторонами также должны подписываться от руки. Информационное общество, конечно, работает иным образом. Люди общаются друг с другом с помощью электронной почты и используют электронные средства удостоверения подлинности, например ПИН-коды. В целях расширения использования онлайновых служб и электронной коммерции Европейский союз и большинство национальных правительств осуществили правовое признание электронной подписи, считая, что ввод информации с помощью клавиатуры должен иметь такую же законную силу, как и личная подпись.

Директива Европейского союза о защите баз электронных данных требует от национальных правительств принятия законов, охраняющих права индивидуума на доступ к данным. Законы должны защищать право человека на конфиденциальность информации, которая может вызвать негативное отношение, и право возражать против использования личных данных для прямого маркетинга и других целей.

Защита данных и конфиденциальность тесно связаны с уровнем доверия в Интернете, рост которого ведет к увеличению числа онлайновых операций и расширению возможностей местных компаний. И хотя для обеспечения доверия потребителей законодательная и нормативная база должна быть четкой и предсказуемой, однако необходимо заложить в нее определенную гибкость на случай технологических перемен. В противном случае, учитывая быстрые темпы технического развития, а также длительность процесса разработки и принятия законов, существует риск, что нормативные акты быстро устареют и станут бесполезными.

В условиях глобального характера информационной экономики расширяется тенденция приведения законодательной и нормативной базы в соответствие с международным правом. Так, типовой закон об электронной коммерции, разработанный Комиссией ООН по международному торговому праву, предлагает ряд общеприемлемых правил по устранению юридических препятствий и созданию более безопасной правовой среды для электронной коммерции. Аналогично директива Европейского союза об электронной коммерции закрепила провозглашенный Организацией экономического сотрудничества и развития принцип, что налогообложение электронной коммерции должно производиться в стране-потребителе товаров и услуг.

Если государства не имеют возможности привести свою нормативную базу в соответствие с международным правом, они могут заключить двусторонние договора со своими торговыми партнерами, чтобы избежать помех в торговле. Одним из примеров является соглашение о «надежном убежище» («safe harbour» agreement) между Европой и США, по которому американские компании обязаны получить согласие европейских граждан, прежде чем передавать их личные данные. Такой подход обеспечивает адекватную защиту конфиденциальности, но в то же время он достаточно гибок, чтобы сохранить свободу потоков коммерческой информации и развития новых технологий.

Вместе с тем органы власти рассчитывают, что международное сотрудничество разрешит и множество других возникающих проблем информационного общества, включая незапрошенные сообщения или спам, которые составляют сегодня до половины всех электронных писем. Многие страны разрабатывают строгие правила обращения с адресами электронной почты. В некоторых из них отправка электронных писем без согласия получателя уже объявлена уголовным преступлением, а новая директива Евросоюза о защите данных обеспечивает согласованность различных национальных норм в отношении спама.

Спам пользуется безграничной и всепроницающей природой Интернета, поэтому, стремясь обойти законы, «спамеры» могут легко переместиться в другие страны. Поэтому для повышения эффективности усилий по борьбе со спамом необходима координация правовых мер в мировом масштабе при партнерском сотрудничестве государства и частного сектора. Принятие законов может послужить стимулом для того, чтобы интернет-провайдеры и ИТ-индустрия в целом предприняли шаги по саморегуляции с целью принятия более жестких стандартов, чем предусматривается законодательством, а также для разработки стандартов в тех областях, которые находятся вне его действия. Одна из проблем спама заключается в том, как отличить его от нужных электронных писем. Должна существовать законная возможность посылать сообщения делового характера, если люди выразили желание их получать или если ранее имели место коммерческие взаимоотношения. При этом у человека всегда должна быть возможность отписаться от рассылки.

Государство должно создавать эффективную институциональную защиту потребителям информационных услуг от несанкционированного доступа к их данным, а также формировать основы саморегулирования потребительских сообществ, включенных в Интернет-торговлю, аналогичные защите конкуренции на традиционных товарных рынках. Масштабы проблемы защиты интеллектуальной собственности, в условиях экономики, основанной на знаниях трудно переоценить. Интеллектуальная собственность уже давно является одним из главных факторов, стимулирующих изобретательство. Но еще большую значимость она приобретает в условиях информационной экономики, благодаря появлению возможности копировать и распространять информацию в цифровом виде.

Правительства осознают, что безответственное использование информационных технологий не идет на пользу создателям контента и даже - в долгосрочной перспективе - потребителям. В условиях информационной экономики контент является источником дохода, поэтому его создатели должны быть уверены в том, что продукт их труда будет защищен. В то же время информационные технологии должны неуклонно развиваться.

Например, тот факт, что технология peer-to-peer может использоваться в противозаконных целях, не означает, что она сама должна быть поставлена вне закона - точно так же, как использование телефона для сговора с целью совершения преступления не означает, что телефоны нужно запретить. Это касается и возможности загрузки такого

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

контента, как музыка, с веб-узла вместо покупки его в обычном магазине. Ассоциация звукозаписывающей индустрии США, возбудившая дело об авторских правах против интернет-компании Napster, теперь привлекает к себе пристальное внимание, поскольку необходимо проследить, чтобы она не запретила вообще загрузку всех файлов. С точки зрения прав интеллектуальной собственности информационная экономика приносит обществу не только беспрецедентные возможности, но и серьезные проблемы.

Большинство стран ратифицировало и ввело в действие соглашения об охране прав, предложенные Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) - одним из специализированных органов в системе ООН, либо приняло эквивалентные законы. Соглашения ВОИС предоставляют компаниям те же права на интеллектуальную собственность в Интернете, какие они имеют вне Сети, а также решают такие специфические вопросы информационной экономики, как злоупотребление регистрацией доменных имен и киберсквоттинг.

Еще один вопрос в области интеллектуальной собственности возникает в связи с влиянием информационных технологий и глобализации на патенты. В мире существует 120 различных национальных патентных систем, поэтому ввиду глобальной природы информационной экономики изобретатели вынуждены подавать множество заявок на патенты, чтобы защитить свои изобретения. Если не оформить патент в некоторых странах, то можно навсегда лишиться там права на изобретение. Поэтому примерно 90% из более чем 7 млн. заявок на патенты, подаваемых ежегодно в мире, оформляется в нескольких странах, что приводит к значительным затратам для заявителя.

Сегодня многие государства стремятся к более тесному согласованию различных патентных систем, через усовершенствование процедур получения патентов, сделав их более рациональными и экономически эффективными, лучше приспособленными к потребностям заявителей и доступными каждому. Государственные органы работают над улучшением процесса патентной экспертизы, чтобы ускорить выдачу патентов, когда для этого имеются основания, и отказать в них - в противном случае. Европейское патентное бюро (EPO) модернизировало патентную систему Европы, упростив и оптимизировав процедуру выдачи патентов с целью расширения юридических гарантий для заявителей. Так, у них появится возможность подавать заявки на патенты на любом количестве языков.

Для отрасли программного обеспечения патентная защита исторически не имела большого значения, поскольку разработчики держали свои исходные тексты в тайне и, как результат, полагались в защите своей интеллектуальной собственности на авторское право или законы о коммерческой тайне. Но по мере того как компьютеры становятся все более важной частью базовой инфраструктуры, государственные учреждения и другие организации начинают проявлять интерес к исходному коду.

Директива Евросоюза об авторских правах, в настоящее время воплощаемая странами-участницами в своих национальных законодательствах, определяет единые для всей Европы аспекты законов об авторском праве, а также приводит их в соответствие с потребностями информационной эпохи, например, вводя право «предоставления доступа, чтобы создатели контента и знаний могли более эффективно контролировать онлайновое распространение результатов своего труда.

Меры по усилению охраны авторских прав важны, однако авторское право не сможет полностью защитить все новые технологии, требующие существенных инвестиций в исследования и разработки. Поэтому Европейская комиссия также предложила директиву по патентной защите изобретений, реализованных в компьютерных системах. Это обеспечит согласованность национальных принципов патентного права в отношении изобретений, использующих программное обеспечение, а также устранит существующие проблемы в области охраны интеллектуальной собственности, поскольку такие изобретения в одних странах могут охраняться патентом, а в других - нет.

Сегодня перед «электронным государством» остро стоит задача создания системы, которая бы поощряла производителей программного обеспечения открывать доступ к своим исходным текстам и вместе с тем сохраняла стимул инвестировать в исследования, разработки и изобретения. Патентное право становится одним из множества средств защиты интеллектуальной собственности для изобретений в компьютерной области - в тех случаях, когда не могут быть использованы методы охраны коммерческой тайны. Авторское право может защищать сами программные продукты, например, от пиратства и несанкционированного копирования, тогда как патенты могут использоваться для защиты новых технических принципов и идей. В этом смысле авторское право и патентная защита являются взаимодополняющими инструментами для охраны интеллектуальной собственности.

Роль института «электронного государства» в предотвращении угроз информационной безопасности является решающей. Сегодня наиболее распространенными видами таких угроз остаются: потеря данных (случайная или в результате злого умысла), атаки интернет-червей, вирусов и атаки с целью отказа в обслуживании, нарушение безопасности нечестными или недовольными сотрудниками, а также атаки с проникновением с попыткой кражи или повреждения ценных ресурсов (Загладин, 2005. С. 15-31).

Для удовлетворения различных потребностей общества необходимо расширить спектр механизмов безопасности. Иной раз людям требуется сохранить анонимность или же им просто хочется это сделать. В других ситуациях, наоборот, необходимо, чтобы они удостоверили свою личность. А иногда человеку не обязательно раскрывать свою личность, но ему нужно подтвердить определенное качество, например, что он достиг определенного возраста или является сотрудником компании. Реализация такого рода требований безопасности, конфиденциальности и аутентификации, а также управление ими требуют значительных затрат времени и финансов не только для компаний, но и для их клиентов.

Вопросы, связанные с компьютерной безопасностью, имеют особую важность для государства. Во всех областях - начиная от защиты данных, хранимых государственными органами, и заканчивая формированием доверия

потребителей к новой экономике - задача обеспечения защищенности информационной инфраструктуры является одной из самых насущных.

Первым нормативным документом, затрагивающим проблемы информатизации в России, стал федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г. (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»...) в соответствии с которым к основным направлениям государственной политики в сфере информатизации относились:

- обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

- формирование и защита государственных информационных ресурсов;

- создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;

- создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;

- обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;

- содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;

- развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.

Однако первым целенаправленным шагом на пути становления института «электронного государства» стало

одобрение в 2001 г. правительственной программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», ориентированная, прежде всего на развитие четырех сфер: регулирующая и юридическая среда, интернет-инфраструктура, е-правительство и е-образование. Сама идея «Электронной России» возникла в начале 2000 г., когда Министерство экономического развития и торговли РФ работало над стратегическим планом развития страны до 2010 г. Было понятно, что для сокращения экономического отставания от развитых стран, необходимо развивать сектор высоких технологий, в котором возможно достичь большей производительности, чем в секторе сырьевом. Однако стал очевидным и тот факт, что без мощной телекоммуникационной инфраструктуры добиться этого нельзя. В феврале 2001 г. было подписано распоряжение о разработке программы «Электронная Россия».

В январе 2002 г. в России официально началась реализация ФЦП «Электронная Россия», на которую было выделено 1,43 млрд руб. (Оболенский, 2004. С. 69). (Перед этим, в сентябре 2000 г. президентом была утверждена Доктрина информационной безопасности РФ, определяющая задачи по защите прав и свобод человека в области информации, информационного обеспечения государственной политики).

Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» была рассчитана на девять лет и ставила перед собой цель повысить эффективность государственного управления, степень открытости и доступности государственных структур для общества. За это время была реформирована нормативная составляющая рынка информационных технологий, были внедрены новые технологии в государственных органах и частном секторе, созданы образовательные программы, призванные повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построена масштабная инфраструктура коммуникаций. В результате реализации программы к Интернету были подключены российские вузы, школы и даже детские сады, созданы электронные библиотеки, внедрены системы телемедицины и т. д.

Большое внимание в программе уделено информатизации государственного управления. Концепция электронного правительства кардинально изменила принципы взаимоотношений рыночных агентов. Так, например, в Интернете стали публиковать проекты законов и постановлений правительства, информацию о формировании и исполнении бюджетов, проводимых тендерах, отчеты о результатах работы госпредприятий, у каждой государственной организации появился свой официальный сайт. В настоящее время, в открытом доступе, можно найти различные информационные и статистические базы данных.

В соответствии с содержанием ФЦП «Электронная Россия» электронное государство в своем становлении и развитии должно было пройти следующие этапы:

Первый этап (2002 г.) - анализ уровня информатизации России во всех сферах: государственной, бюджетной, коммерческой, общественной; проведение аудита законодательно-правовой базы информационных технологий и изучение опыта их успешного внедрения; начало реализации первых проектов перехода к электронному документообороту в органах государственной власти, а так же проектов модернизации системы образования.

Второй этап (2003-2004 гг.) - дальнейшее развитие стартовавших на первом этапе проектов; начало работы по продвижению России на мировых рынках в качестве поставщика услуг и решений в области информационных технологий; создание единой телекоммуникационной инфраструктуры для публичного и образовательного Интернета, а также базы для подготовки и переподготовки специалистов.

Третий этап (2005-2010 гг.) - массовое распространение информационных технологий в реальном секторе экономики; создание предпосылок для реализации прав граждан на доступ к информации; комплексное внедрение стандартизированных систем документооборота как на внутри-, так межведомственном уровне.

Внедрение электронных регламентов в деятельность государственных органов не отменяет существующей практики личного приема населения, но в тоже время создает дополнительный канал для общения с чиновниками.

В 2008 г. стало очевидным, что реализация федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002-2010 гг.) была сорвана, т. к. информационное общество в России развивалось гораздо медленнее, чем в других странах, что

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

вызвало необходимость разработки и реализации новой программы развития отечественного информационного общества, учитывающей все недоработки реализованной программы. Таким образом, в 2010 г. была разработана и принята Распоряжением Правительства России № 1815-р от 20 октября 2010 г, Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.)» (Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010_____).

Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.)» включает в себя четыре подпрограмм:

1. Подпрограмма «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» (исполнитель: Россвязь).

2. Подпрограмма «Информационная среда» (исполнитель: Роспечать).

3. Подпрограмма «Безопасность в информационном обществе» (исполнители: Минкомсвязь, Роскомнадзор, ФСБ России, Роспечать).

4. Подпрограмма «Информационное государство» (исполнители: Минкомсвязь, Минздравсоцразвития, Минобрнауки).

Обозначенные подпрограммы охватывают такие направления, как создание электронного правительства, преодоление цифрового неравенства и развитие новых технологий связи. Основным принципом вновь принятой программы, стал принцип повышение качества жизни, что должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются почти ежедневно.

На сегодняшний день реализация данной программы осуществляется крайне слабыми темпами, это подтверждается замедленными темпами освоения бюджета выделенного на реализацию данного проекта, по данным на сентябрь 2013 г. программа была реализована на 1.1% (от уровня финансирования, запланированного на весь год) (Не доработал, отвечай. Правительство обсуждает деньги., 2013), хотя в 2011 г. за реализацию программы принялись интенсивными темпами и успели реализовать достаточное количество запланированных проектов. Остается только надеяться, что реализация Государственной программы РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.)» в конечном итоге будет более успешной чем реализация ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», темпы ее реализации будут восстановлены и ожидаемые результаты будут достигнуты.

ЛИТЕРАТУРА

Загладин Н. (2005). Глобальное информационное общество и Россия // Мировая экономика и международные отношения, № 7. С. 15-31.

Не доработал, отвечай. Правительство обсуждает деньги, осевшие на счетах ведомств, и нереализованные ФЦП (2013). «Expert Online» / 12 сентября.

Оболенский В. (2004). Россия и международное разделение труда: вечный поставщик энергоресурсов? // Мировая экономика и международные отношения. № 6. С. 69.

Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р (ред. от 22.11.2013) «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)». Доступно на: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154886.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» №24-ФЗ от 20.02.95 (ред. от

10.01.2003). Доступно на: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=40541.

Электронное государство: правовые аспекты (2012). Отв. ред.: И. Ю. Богдановская. Вып. 1. М.: Юрист, С. 110.

North D. (1981). Structure and Change in Economic History. N.Y., P. 21.

Grossman L. (1995). Reshaping Democracy in the Information Age: the Electronic Republic. New York, Р. 87.

REFERENCES

Decree of the RF Government from 20.10.2010 N 1815-R (as amended on 22.11.2013) «On the state program of the Russian Federation «Information мационное society (2011-2020)». Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/on-line. cgi?req=doc;base=LAW;n=154886. (In Russian.)

Electronic government: legal aspects. (2012). Vol. 1. M: Lawyer, P. 110. (In Russian.)

Federal law «About information, Informatization and protection of information» № 24-FZ of 20.02.95 (amended on

10.01.2003). Available at: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=40541. (In Russian.)

Grossman L. (1995). Reshaping Democracy in the Information Age: the Electronic Republic. New York, Р. 87.

North D. (1981). Structure and Change in Economic History. N.Y., P. 21.

Not codified the answer. The government is discussing money settled on the accounts departments, and unrealized FTP. «Expert Online». 12 сен 2013. (In Russian.)

Obolensky V. (2004). Russia and international division of labour: the eternal is ставщик energy? World economy and international relations. No. 6. P. 69. (In Russian.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zagladin N. (2005). The global information society and Russia. World economy and international relations, No. 7. P. 15-31. (In Russian.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.