Кулик Г.Ю., Разумей М.Н.
Электронное государственное управление таможенным делом в Украине
Кулик Галина Юрьевна — кандидат наук государственного управления, помощник ректора, Академия таможенной службы Украины, Днепропетровск, Украина. E-mail: galchata 86@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 3148-8548
Разумей Максим Николаевич — главный государственный инспектор, отдел организации контроля за определением таможенной стоимости, Управление таможенной стоимости, классификации товаров и мер регулирования внешнеэкономической деятельности, Департамент таможенного дела, Министерство доходов и сборов Украины; аспирант, Академия таможенной службы Украины, Днепропетровск, Украина. E-mail: bruzh.85@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 4735-2780
Аннотация
В статье раскрыты особенности развития электронного управления в сфере государственного управления Украины. Выделены основные этапы становления и внедрения электронного управления в деятельность таможенных органов Украины. Внимание акцентируется на современных информационно-телекоммуникационных системах и технологиях, а также на их роли в формировании действенных механизмов государственного управления таможенным делом в Украине. В статье определены ключевые приоритеты таможенной системы при внедрении современных методов и средств электронного управления. Кроме того, определены перспективы развития и совершенствования комплексной системы «Электронная таможня». Авторы подчеркивают, что целью применения электронного управления в таможенных органах Украины является повышение эффективности осуществления таможенного дела и упрощение торговли.
Ключевые слова
Электронное управление, таможенное дело, информационная система, электронное декларирование, электронный документооборот.
Стремительное развитие современных информационных технологий, компьютеризация процессов человеческой деятельности обусловливают переход в электронную плоскость всех аспектов взаимоотношений между людьми, организациями и государством. Электронное правительство, электронное управление, электронное государство — это те ассоциации новой философии государственного управления, которая, по мнению В. Беха и Е. Цокура, стала результатом общей для развитых демократических стран в 70-90 годах ХХ века тенденции превращения государства из руководящей системы, использующей преимущественно принудительные регуляторные методы, в своеобразную не деловую клиентоориентированную организацию1.
Впервые термин «электронное правительство» (е^оуеттеП) был применен в
1 Бех В., Цокур С. Електронне врядування у контексп свггових тенденцш сощального розвитку // Гшея: науковий вюник. 2013. № 75. С. 201-204. URL: http://nbuv.gov.ua/i-pdf/gileva 2013 75 85.pdf (12.05.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
1997 году по инициативе Национального научного фонда США для определения
процесса административной реформы на основе идеологии нового государственного
менеджмента и широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в
государственное управление, прежде всего в органах исполнительной власти. В
дальнейшем для определения реформ в публичном администрировании, которые
охватывали все органы государственной власти и органы местного самоуправления, это
понятие было модернизировано в «электронное государство»2.
В свою очередь, главным свойством электронного государства является охват
всех сфер: нет ни одной стороны управленческой деятельности, которую нельзя было
бы модернизировать с помощью технологий электронного правительства3.
При этом, как отмечают Е. Някина и Е. Погодина, развитие информационных
технологий, переход к электронному документообороту и появление у граждан
возможности общаться с государством в электронном виде ставит перед государством
огромное количество проблем: обеспечение оперативного рассмотрения всех
поступающих сообщений в установленные законом сроки, отсутствие отработанного
механизма взаимодействия органов исполнительной власти субъекта и органов
местного самоуправления, ряд особо важных законодательных вопросов, подготовки и
переподготовки управленцев различных уровней, а также огромное количество других
важных вопросов, решение которых позволит построить более сильное, процветающее
государство, без которого невозможно представить жизнь современного общества4.
Учитывая это, авторы подчеркивают, что правительство использует
информационные технологии с целью оптимизации бюрократических и трудоемких
процедур, экономии денежных ресурсов и повышения производительности труда.
Более того, автоматизируя и оптимизируя процедуры и процессы, особенно в таких
важных с точки зрения денежных поступлений областях, как сбор налогов и штрафов,
органы власти могут сократить масштабы коррупции и значительно повысить уровень
поступлений, повышая при этом доверие к власти.
2 Опорний конспект «Електронне урядування» / С.В. Дзюба [та ш.]; за ред. А.1. Семенченко; Оргашзацш
3 безпеки та сшвробггництва в £врош. Кшв: Арт-мастер, 2012. С. 21.
3 Погодина Е.А., Афанасьев В.П., Афанасьева Е.В. Универсальная электронная карта: внедрение новых идентификационных технологий // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 37. С. 69. URL: http://e-
iournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2013/vipusk 37. aprel 2013 g. /problemi upravlenija teorija i praktika/ pogodina afanasyev afanasyeva.pdf (22.05.2014).
4 Някина Е.С., Погодина Е.С. Перспективы электронного правительства // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 31. URL: http://e-
iournal.spa.msu.ru/uploads/vestmik/2012/vipusk 31. aprel 2012 g./problemi upravlenija teoriia i praktika/n yakina pogodina.pdf (22.05.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
В «Энциклопедии государственного управления» электронное управление
определено как форма организации государственного управления, которая
способствует повышению эффективности, открытости и прозрачности деятельности
органов государственной власти и органов местного самоуправления с использованием
информационно-телекоммуникационных технологий для формирования нового типа
государства, ориентированного на удовлетворение потребностей граждан5.
Однако при осуществлении активного внедрения и применения электронного
управления следует четко понимать его сущность и назначение. Ведь электронное
управление заключается не просто в компьютеризации существующих операций, но и в
рациональной трансформации самих процедур и процессов, внедряя инновации в саму
культуру предоставления государственных услуг.
Выделяют различные подходы к определению модели электронного
управления. Наиболее распространенный и простой (классический) из них описывает
связи между такими основными субъектами электронного управления:
• «правительство — правительству» (government to government, G2G) — электронное взаимодействие органов власти между собой, прежде всего с целью предоставления электронных услуг одними органами власти другим;
• «правительство — субъектам хозяйствования» (government to business, G2B) — электронное взаимодействие органов власти с субъектами хозяйствования с целью предоставления последним административных и других услуг, участия бизнеса в формировании и реализации государственной политики, в государственных закупках и т. д.;
• «правительство — гражданам» (government to citizens, G2C) — электронное взаимодействие органов власти с гражданами с целью предоставления гражданам услуг, участия граждан в формировании государственной политики и избирательном процессе, оценке и контроле деятельности органов власти и т. п. При этом доступ к электронным административным услугам осуществляется 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году6.
В некоторых странах большое внимание уделяется и другим субъектам электронного управления и соответствующим связям власти с ними. Например, в Великобритании дополнительно выделяется такой субъект, как «государственные
5 Енциклопедiя державного управлшня: у 8 т. / Нацюнальна академiя державного управлшня при Президеш^ Украши; наук.-ред. колепя: Ю.В. Ковбасюк (голова) та ш. Кшв: НАДУ, 2011. Т. 6: Державна служба / наук.-ред. колепя: С.М. Серьопн (ствголова), В.М. Сороко (ствголова) та ш. С. 132.
6 Опорний конспект «Електронне урядування». С. 37-38.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
служащие» и соответствующее взаимодействие «правительство — государственные
служащие» (government to employer s, G2E). Кроме того, некоторые страны
подчеркивают важность взаимодействия власти с международными организациями и
другими государствами, добавляя к классической модели составляющую government to
international organisations, G2I.
Украина, активно интегрируясь в международную среду, не остается в стороне от мировых тенденций модернизации государственного управления. Кабинет министров Украины еще в 2003 году заявил, что одной из приоритетных задач по развитию информационного общества является предоставление гражданам и юридическим лицам информационных и других услуг посредством электронной информационной системы «Электронное правительство», которая обеспечивает информационное взаимодействие органов исполнительной власти между собой, с гражданами и юридическими лицами на основе современных информационных технологий 7.
В 2010 году Кабинет министров Украины принял «Концепцию развития электронного управления в Украине», которая провозгласила электронное управление одним из инструментов развития информационного общества8. Предполагалось создание качественно новых форм организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, их взаимодействие с гражданами и хозяйствующими субъектами путем предоставления доступа к государственным информационным ресурсам, возможности получать электронные административные услуги, обращаться посредством интернета.
Одним из общепризнанных показателей эффективности внедрения электронного управления является индекс готовности к электронному правительству (United Nations e-Government Readiness Index), который был разработан ООН, а со временем стал определяться как индекс развития электронного правительства (e-Government Development Index, EGDI). Он рассчитывается как среднее арифметическое трех субиндексов: телекоммуникационной инфраструктуры, человеческого капитала, веб-присутствия9. В 2012 году Украина потеряла позиции, занимавшие 5-7 лет назад, и
7 Про заходи щодо створення електронно1 шформацшно1 системи «Електронний Уряд»: постанова Кабшету Мiнiстрiв Украши вщ 24.02.2003 № 208 // Верховна Рада Украши [Офщшний сайт]. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/1aws/show/208-2003-H (04.04.2014).
8 Про схвалення Концепцп розвитку електронного урядування в Украш: розпорядження Кабшету Мштстрш Украши ввд 13.12.2010 № 2250-р // Верховна Рада Украши [Офщшний сайт]. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/1aws/show/2250-2010-%D1%80 (14.06.2014).
9 Опорний конспект «Електронне урядування». С. 111.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
опустилась с 41-го места в 2008 году до 68-го места (2005 — 48-е; 2008 — 41-е; 2010 —
54-е; 2012 — 68-е)10. Среди постсоветских стран первое место в 2012 году заняла
Россия, Украина опустилась до девятого места (в 2010 году занимала седьмое место)11.
Несмотря на такие неутешительные тенденции, можем говорить и про однозначные
достижения на пути построения информационного общества.
В начале 2014 года Национальный центр электронного управления определил топ-события 2013 года в сфере электронного управления в Украине12. По нашему мнению, среди них следует отдельно выделить следующие: организация и проведение первого национального конкурса по внедрению проектов в сфере электронного управления; принятие «Стратегии развития информационного общества в Украине» и «Концепции Государственной целевой программы создания информационной системы предоставления административных услуг»; создание портала управления знаниями «Мы развиваем электронное управление»13, выпуск ежемесячного электронного журнала «Электронное управление»14 и внедрение системы «Электронный суд». Также была разработана методология и проведена оценка электронной готовности Украины по состоянию на октябрь 2013 года, которая учитывает региональный аспект внедрения электронного управления15.
Кроме того, в 2013 году Институт развития региональной прессы в третий раз провел мониторинг сайтов центральных органов государственной исполнительной власти Украины. По его результатам определен рейтинг открытости 56 сайтов центральных органов исполнительной власти (ЦОИВ)16. Оценивание проводилось по 221 параметру на полноту, актуальность и навигационную доступность информации. Общий показатель информационной открытости на исследованных сайтах ЦОИВ за 2011-2013 годы вырос на 9% и составляет 49,6%. Лидером рейтинга уже во второй раз стал сайт Государственной пограничной службы Украины с коэффициентом
10 United Nations E-Government Survey 2012: E-Government for the People / United Nations. New York, 2012. P. 126. URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan048065.pdf (31.05.2014).
11 Там же. Р. 30.
12 Нацюнальний центр електронного урядування визначив ТОП-поди 2013 року // Government portal: Web-portal of Ukrainian Government [Official Site].
URL: http://www.kmu.gov.ua/control/en/publish/printable article?art id=247015548 (31.01.2014).
13 Портал управлшня знаннями «Ми розвиваемо електронне урядування». URL: http://egov.inf.ua (31.05.2014).
14 Електронний журнал «Електронне урядування» // Портал управлшня знаннями «Ми розвиваемо електронне урядування». URL: http://egov.inf.ua/eiournal (19.09.2014).
15 Електронна готовшсть Украши // Портал управлшня знаннями «Ми розвиваемо електронне урядування». URL: http://egov.inf.ua/ereadv (26.06.2014).
16 Рейтинг шформацшно! вщкритосп — 2013 // 1нститут розвитку репонально! преси (1РРП) [Офщшний сайт]. 17.02.2014. URL: http://irrp.org.ua/rating-2013.html (31.05.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
84,24%, второе место заняла Государственная служба статистики (74,60%), а
третье — Государственная служба финансового мониторинга (71,85%).
Одну из лидирующих позиций в десятке самых открытых сайтов, несмотря на объединение Государственной налоговой службы и Государственной таможенной службы и необходимость создания нового совместного сайта, удалось удержать министерству доходов и сборов Украины. В 2013 году уровень открытости вырос до 66%, на 1,4% по сравнению с 2012 годом.
Официальный сайт — это лишь одна из составляющих развития электронного управления каждого конкретного центрального органа исполнительной власти, а путь внедрения информационных технологий в сферу своей деятельности у каждого из них разный, несмотря на общегосударственные тенденции реформирования. В данной статье мы подробно рассмотрим развитие электронного управления таможенным делом в Украине.
Применение информационных технологий в таможенном деле и создание соответствующей среды начались еще в 1992 году, со времени становления Государственной таможенной службы Украины (ГТСУ) и построения Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ГТСУ. Все шаги в данном направлении соответствовали требованиям международного таможенного сообщества, которые зафиксированы в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), Рамочных стандартах безопасности и упрощения торговли и ряде других международных документов, принятых для исполнение этих концептуальных положений.
Ключевая роль информационных технологий в таможенном деле отражена в Киотской конвенции, принятой в 1973 году и измененной в 1999 году в Брюсселе. Она предусматривает максимальное практическое использование информационных технологий, рассматривает информационные технологии как один из принципов таможенного оформления, реализация которого будет содействовать упрощению и гармонизации таможенных процедур, а также устанавливает стандартное правило использования информационных технологий и средств электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля.
Свой вклад в развитие информационных технологий внесли и Рамочные стандарты безопасности и упрощения торговли Всемирной таможенной организации,
принятые в 2005 году17. Они имеют две так называемые опоры, каждая из которых предусматривает ряд важных стандартов, обязательных для применения национальными таможенными администрациями (см. Рисунок 1).
РА> ЮЧНЫЕ С1АЩДРТ Ы ВТам О
Опора 1
система с оглашений между таможенными администрациями
1. Комплексное управление цепью
постэеок тоеэров
2. Tipэео досмотра груза
3.Использование современные технологии е до смотровом оборудовании
4. Системы управления рискжи
5. Груз или контейнер повышенного риска
6. Предварительная электронная информация
7. Целевой отбор и коммуникация S. Показатели эффективности
9. Оценка безопасно сш
10. Морально-этические качества персонажа
11. Досмотр е целях безопасносш при отправке
Опора!
партнерские отношения между таможенными службами и предпринимательским сообществом
1. Партнерство
2. Безопасность
3. Уполномочивание
4. Технология
5. Коммуникация
6. Облегчение
Рисунок 1. Структура Рамочных стандартов ВТамО
Принятая в 2008 году правительством «Концепция создания многофункциональной комплексной системы "Электронная таможня"» была направлена на укрепление таможенной безопасности Украины, адаптацию ЕАИС ГТСУ и новой компьютеризированной транзитной системы ЕС, оперативное получение актуальной и достоверной информации о намерениях по осуществлению внешнеэкономических операций, создание условий для ускорения процедур таможенного контроля и таможенного оформления, улучшение социального и информационного обслуживания населения, совершенствование информационной
17 Рамочные стандарты безопасности и упрощение международной торговли. Всемирная таможенная организация. 2005 // Government portal: Web-portal of Ukrainian Government [Official Site]. URL: www.kmu.gov.ua/dmsu/control/uk/publish (04.11.2012).
инфраструктуры ГТСУ18.
В частности, предусматривались: автоматизация контроля за перемещением товаров и транспортных средств; процессов таможенного оформления товаров, транспортных средств и граждан; учета субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД); системы формирования, сбора, обработки и накопления информации для формирования таможенной статистики; интеграция системы анализа рисков в автоматизированные системы таможенного оформления; создание системы электронного документооборота и электронного декларирования; организация международных каналов связи для выполнения соглашений по информационному обмену и т. д.
В 2010 году было обновлено Положение о ЕАИС ГТСУ, где ЕАИС определена как многофункциональная интегрированная автоматизированная система, обеспечивающая информационную поддержку и сопровождение таможенного дела в Украине и представляющая собой совокупность взаимосвязанных информационных систем и программно-информационных комплексов19.
В состав ЕАИС ГТСУ входят следующие элементы:
- автоматизированная информационная система (АИС) «Центр»;
- автоматизированная система таможенного оформления (АСТО) и локальные подсистемы таможенных органов, специализированных таможенных учреждений и организаций, взаимодействующих с АИС «Центр»;
- ведомственная телекоммуникационная сеть ГТСУ;
- локальные вычислительные сети таможенных органов, специализированных таможенных учреждений и организаций;
- информационно-телекоммуникационный комплекс «Электронная почта»;
- административно-правовая информационная подсистема;
- подсистема информационного обеспечения;
- система электронного документооборота ГТСУ;
- комплексная система защиты информации;
- подсистема криптографической защиты информации;
- система электронной цифровой подписи ГТСУ.
18 Про схвалення Концепци створення багатофункцюнально1 комплексно! системи «Електронна митниця»: розпорядження Кабшету Мiнiстрiв Украши ввд 17.09.2008 № 1236-р // Верховна Рада Украши [Офщшний сайт]. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1236-2008-%D1%80 (12.06.2014).
19 Наказ ДМС Украши вщ 04.11.10 № 1341 «Про затвердження Положення про £дину автоматизовану шформацшну систему Держмитслужби Украши» // Державна фокальна служба Украши [Офщшний портал]. URL: http://minrd.gov.ua/banervi/mitne-oformlennva/subektam-zed/elektronna-mitnitsva/62603.html (10.06.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
Для реализации концепции по созданию «Электронной таможни» возникла необходимость внесения в нормативно-правовое обеспечение таможенного дела соответствующих изменений по использованию информационных технологий вместо бумажных. Такие изменения нашли свое отражение в новом Таможенном кодексе Украины (ТКУ), который вступил в силу с 1 июня 2012 года20. Таким образом были созданы законодательные основания для широкого использования современных электронных технологий, которые позволяют сократить время прохождения товаров через таможню на границе и в регионах, минимизировать субъективное влияние на принятие решений должностными лицами таможенных органов и уменьшить количество бюрократических процедур.
В соответствии со статьей 33 ТКУ, таможенный контроль и таможенное оформление товаров, транспортных средств коммерческого назначения осуществляется с использованием информационных технологий, в том числе основанных на информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных системах, и средств их обеспечения. Эти системы внедряются согласно международным и украинским стандартам.
Таможни и субъекты ВЭД могут обмениваться любой информацией, передача которой прямо не предусмотрена законодательством Украины по вопросам государственного таможенного дела, в частности, с целью налаживания сотрудничества по вопросам идентификации и противодействия рискам. Такой обмен может происходить на основе письменного соглашения и предусматривать доступ таможенных органов к электронным информационным системам субъекта хозяйствования.
Основным направлением развития современных отечественных и зарубежных информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных с системами управления риском. На 2012 год правительством Украины была поставлена задача об обязательности перехода 50% субъектов ВЭД на электронную форму декларирования. Для этого ГТСУ разработала простую и прозрачную процедуру включения в реестр предприятий, допущенных к электронному декларированию. Она предусматривает заключение договора только из пяти пунктов.
ТКУ позволяет использовать электронное декларирование во всех регионах
20 Митний кодекс Украши: закон Украши вщ 13.03.2012 № 4495-VI // Верховна Рада Украши [Офщшний сайт]. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/4495-17 (04.07.2014).
всем предприятиям, находящимся на учете в таможенных органах и имеющим
электронную цифровую подпись. В свою очередь, ГТСУ бесплатно обеспечивает
усиленными сертификатами открытых ключей электронной цифровой подписи
таможенных брокеров и других субъектов ВЭД, которые намерены осуществлять
декларирование товаров и транспортных средств путем подачи таможенных
деклараций и предварительных уведомлений в форме электронных документов.
Сегодня оформление товаров с применением электронных предварительных
уведомлений, электронных предварительных деклараций и электронных таможенных
деклараций осуществляется всеми без исключения таможнями. При этом наблюдается
положительная динамика в части увеличения количества предприятий, применяющих
электронные документы.
За 2013 год было задекларировано 87% таможенных деклараций в электронном виде, тогда как в октябре 2012 года их доля составляла 51%21. Внедрение электронного декларирования способствует ускорению таможенных процедур, росту товарооборота и, как следствие, увеличению поступлений в государственный бюджет. Таким образом, сводятся к минимуму коррупциогенные факторы, и, соответственно, устанавливается атмосфера партнерства таможни и бизнеса, а также улучшается инвестиционная привлекательность страны.
Как эффективный инструмент развития электронного управления процессов таможенного оформления на местах уже зарекомендовали себя информационные терминалы — программно-технические модули, с помощью которых декларант самостоятельно фиксирует в электронной системе таможенного оформления факта и времени подачи таможенному органу таможенной декларации или документа, который в соответствии с законодательством ее заменяет, и документов, необходимых для таможенного оформления, на бумажном носителе22.
Подобные терминалы обеспечивают не только удобство их использования, но и двойной контроль — со стороны бизнеса и со стороны должностного лица, которое должно осуществить таможенное оформление. Информационные терминалы исключают нарушения временных нормативов и минимизируют человеческий фактор.
Следующим шагом в развитии электронного декларирования является выпуск товаров, ввозимых в Украину, непосредственно после пропуска их через
21 Мшютерство доходiв i зборiв Украши — 2013: рiчний звгг // Державна фюкальна служба Украши [Офщшний портал]. URL: http://minrd.gov.ua/data/files/10866.pdf (25.03.2014).
22 Мочалова-Колесник О.С. З 15 лютого Держмитслужба започаткувала введення шформацшних термiналiв // Митниця. 2012. № 2 (87). С. 10.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
государственную границу, без предъявления товаров внутренней таможне. Такая
возможность предусмотрена статьей 259 ТКУ и реализуется через использование
электронных предварительных таможенных деклараций типа «ЕА». По ним товары
могут быть выпущены в таможенные режимы импорта, реимпорта, временного ввоза,
переработки на таможенной территории и транспортированы непосредственно к месту
назначения без предъявления их внутренней таможне.
Современные инструменты таможенного контроля требуют
широкомасштабной открытой интеграции информационных систем таможни с
информационными системами других министерств и ведомств, с силовыми
структурами других стран. В решениях Евросоюза «Электронная таможня» является
базой для создания «единого окна», которое обязаны использовать и другие ведомства,
задействованные в таможенном деле23.
В Таможенной энциклопедии принцип «единого окна» определен как способ
взаимодействия органа государственной власти с гражданином или субъектом
хозяйственной деятельности, в соответствии с которым гражданин или предприятие с
целью получения (оформления) разрешительных (коммерческих) документов
обращается только к одному лицу государственного органа и через установленное
время получает разрешительные или оформленные документы24.
В деятельности таможенных органов Украины «единое окно» было введено в
2005 году, в соответствии с приказом ГТСУ от 20.04.2005 № 314 «Об утверждении
Порядка осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров с
применением грузовой таможенной декларации».
Кроме того, активно используется и принцип единого офиса, который
предусматривает размещение в одном помещении представителей государственных
органов, действующих в пунктах пропуска через государственную границу Украины и
осуществляющих ветеринарный, фитосанитарный, радиологический, санитарно-
эпидемиологический, экологический контроль25. Данный принцип позволяет
усовершенствовать процедуры контроля и избежать дублирования функций
контролирующих органов в пунктах пропуска.
Еще одним направлением упрощения и ускорения таможенного контроля и
оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную
23 Пашко П.В. Митна безпека (теорш, методолопя та практичш рекомендаций Одеса: АТ «Пласке», 2009. С. 523.
24 Митна енциклопедiя. Хмельницький: ПП Мельник А.А., 2013. Т. 2. С. 295-296.
25 Там же. С. 296.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
границу Украины, являются электронный документооборот и уменьшение количества
разрешительных документов.
Для этого изменения в нормативно-правовые акты должны быть направлены на отмену таможенного оформления товаров на основании разрешительных документов в сфере сертификации импортных продуктов, регистрации медицинских изделий, декларирования валютных ценностей. Кроме того, функции по проверке наличия документов государственных органов следует передать контролирующим службам при осуществлении ветеринарного, санитарно-эпидемиологического, фитосанитарного, экологического видов контроля.
На наш взгляд, упростить движение документов в таможенных органах сможет сплошной переход на электронный принцип документооборота. На современном этапе таможенные органы получают документы разрешительного характера в электронном виде всего от нескольких государственных учреждений. Для последующего заключения ГТСУ соглашений об информационном сотрудничестве с другими органами исполнительной власти необходимо создать соответствующие правовые основания. Решение этой проблемы нельзя затягивать. Ведь сейчас электронное декларирование набирает всё большие обороты, а для достижения надлежащего уровня эффективности переход на электронный формат работы с документами, которые подаются для осуществления таможенного оформления, должен происходить в комплексе.
Единая система обмена информацией между национальными таможенными администрациями также является существенным шагом не только к развитию электронного управления таможенным делом, но и к повышению эффективности соблюдения баланса между безопасностью и содействием международной торговли. Подобное сотрудничество уже осуществляется Украиной с таможенными органами Российской Федерации, Республики Молдова и Польши. В феврале 2014 года решение о создании системы обмена информацией было принято с Государственным таможенным комитетом Беларуси.
Современные информационно-телекоммуникационные инструменты активно используются и при контроле за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины, особенно при транзитных перевозках. Для дистанционного контроля за транзитными грузами и повышения эффективности борьбы с контрабандой приказом министерства финансов Украины в конце 2012 года был утвержден «Порядок использования электронных замков с функцией навигации
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
GPS-GSM»26. Это нововведение гарантирует доставку товара к месту назначения на
территории Украины.
Таким образом, таможенные органы получили право выборочного установления электронных замков на транзитный транспорт. Вся информация поступает в единый центр, а поэтому любое вторжение в опломбированный замок, отклонение от маршрута или несанкционированная задержка повлекут пристальный осмотр в таможне назначения. Специалисты владеют полной информацией о том, не разгружался ли транзитный автотранспорт в Украине, а также соответствует ли пункт назначения, указанный в документах, настоящему маршруту грузовика. На первом этапе внедрения технология распространилась на 5% транзитных перевозок. Впоследствии она будет задействована на все грузовые автомобили, которые перевозят транзитные и импортируемые грузы, а также железнодорожные контейнеры.
По своей сути электронный замок с функцией навигации GPS-GSM — это многократное информационно-телекоммуникационное средство, которое применяется для обеспечения идентификации товаров при осуществлении их перемещения по территории Украины и является составной частью системы защиты транзитных перемещений. Он оборудован электронным блоком, с помощью которого информация о перемещении товара и закрытии / открытии замка передается по протоколам связи GPS-GSM через оператора мобильной связи и интернет (с использованием выделенного канала передачи данных) в соответствующее подразделение.
Решения о применении электронного замка принимаются руководителем таможни отправления или уполномоченным им лицом на основании результатов применения системы управления рисками. Замки безвозмездно устанавливаются дополнительно к другим видам таможенного обеспечения, используемым таможенными органами Украины. Они накладываются на транспортное средство или часть транспортного средства (контейнер, цистерну, другие приспособления), в которых непосредственно перемещаются товары.
С начала применения электронных замков с функцией GPS-GSM в течение 2013 года зафиксировано более 57 тыс. случаев наложения Южной таможней (зона деятельности — Одесская область Украины) таких замков при отправлении товаров и транспортных средств в таможни назначения. Как результат — транзит через Южную
26 Про затвердження Порядку використання електронних замшв з функщею GPS-GSM нав^ацп: наказ Мшстерства фшансш Украши вщ 03.12.2012 № 1266 // Верховна Рада Украши [Офщшний сайт]. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z2110-12 (04.06.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
таможню уменьшился в семь раз, что свидетельствует об уменьшении количества
случаев фиктивного транзита на территории Украины.
В 2013 году была введена практика сканирования коммерческих грузов девятью мобильными установками типа RapiscanEagleM4507. Системы находились в Украине с 2008 года, но после проверки в мае 2013 года оказалось, что все они находятся в нерабочем состоянии. По состоянию на осень 2013 года, после завершения ремонта, эти сканирующие системы обеспечивали проверку уже 100% грузов, которые перемещаются в режиме импорта и транзита. Среднее время, необходимое для проведения такого осмотра, составило от 2 до 5 минут, в зависимости от сложности груза и наличия или отсутствия скрытых от таможенного досмотра товаров. Услуги сканирования грузов предоставлялись таможенными органами бесплатно. Бесконтактная проверка предоставила плательщикам возможность существенно сэкономить: средняя стоимость услуг разгрузки и загрузки транспортного средства или контейнера при проведении таможенного досмотра составляет от 1 500 до 15 000 гривен. Результатом внедрения мобильных сканирующих систем для госбюджета стало увеличение уровня добровольного декларирования пошлины на 4-8 млн гривен в день27.
Кроме применения средств навигации GPS-GSM, для контроля за перемещением активно используется информационно-телекоммуникационная система для видеоконтроля за перемещением товаров и транспортных средств (ТС) в пределах контролируемых территорий в режиме реального времени. Контроль осуществляется путем считывания номерных знаков ТС и прицепов при въезде / выезде в / из контролируемой территории и фиксации перемещения товаров и ТС по контролируемой территории с помощью идентификаторов, которые присваивались ТС при въезде на указанную территорию; вывода результатов видеоконтроля на экраны мониторингового центра.
Развитие электронного управления в таможенном деле находит свое отображение и в стратегических документах таможенного ведомства. Необходимость реформирования деятельности таможенных администраций была провозглашена еще в 2005 году Всемирной таможенной организацией в «Программе реформирования и модернизации таможенных администраций». Документ был направлен на налаживание высокопрофессиональной, эффективной и экономически выгодной организации для достижения баланса между контролем и содействием торговле. Одним из наиболее заметных шагов на данном пути стала утвержденная решением коллегии ГТСУ от
27 Мшстерство доходiв i збор1в Украши — 2013: рiчний звгг.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
29 октября 2010 года концепция реформирования деятельности таможенной службы
Украины «Лицом к людям», в которой были определены основные направления
реформирования.
Практически все указанные направления, учитывая синергизм налогово-таможенной деятельности, нашли свое отражение и в «Стратегическом плане развития министерства доходов и сборов Украины до 2018 года»28. План касается восьми стратегических направлений: развитие партнерских отношений с гражданами и бизнесом; предоставление высококачественных услуг гражданам и бизнесу, внедрение новых электронных сервисов и повышения уровня предоставления услуг; содействие развитию международной торговли; внедрение лучших практик в сфере таможенного регулирования; осуществление контроля за полнотой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей; внедрение эффективных методов противодействия коррупции; формирование эффективной системы управления персоналом; стратегическое управление организацией; постоянное и непрерывное совершенствование операционной деятельности.
Стратегический план был разработан совместно с консультантами международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers и одобрен Всемирной таможенной организацией, поэтому имеет все шансы стать основой инновационной стратегии развития таможенной системы Украины. Всемирная таможенная организация, провозгласив 2013 год годом инноваций под девизом «Инновации для таможенного прогресса», поставила перед таможенными органами задачи по развитию инновационной культуры с целью создания «Таможни будущего» 29.
Одной из приоритетных стратегических целей должно стать усиление функции оценки и управления рисками как основы таможенного контроля и таможенного оформления, то есть централизованной аналитической функции, включая анализ и обработку оперативной информации о таможенных рисках, характерных для определенных регионов, а также комплексную автоматизацию процессов управления рисками.
Кроме того, для формирования «Таможни будущего», которая является императивом Всемирной таможенной организации, необходимо разработать
28 Про затвердження Стратепчного плану розвитку Мшютерства доходiв i зборiв на 2013-2018 роки: розпорядження Кабшету Мiнiстрiв Украши ввд 23.10.2013 № 869-р // Верховна Рада Украши [Офщшний сайт]. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/869-2013-%D1%80 (04.02.2014).
29 International Customs Day 2013. Innovation for Customs progress // World Customs Organization [Official site]. URL: http://www.wcoomd.org/en/about-us/international-customs-dav/icd-2013.aspx (25.01.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
механизмы принятия автоматизированного решения (без участия инспектора таможни)
о возможности выпуска товаров в обращение и усовершенствовать процедуры
завершения таможенного оформления по предварительной декларации без доставки
грузов в таможню назначения. Еще одной перспективной новацией является перенос
процедуры определения таможенной стоимости на этап постаудита с повышением
уровня ответственности брокеров и субъектов ВЭД, а также воплощение в жизнь
концепции электронного аудита.
В начале 2014 года таможенную систему Украины, как и всю страну, постигли потрясения и существенные изменения. Сначала постановлением Кабинета министров Украины от 01.03.2014 № 67 было ликвидировано министерство доходов и сборов и восстановлены Государственная налоговая и Государственная таможенная службы. Однако под давлением общественности, деловых кругов и объективных обстоятельств уже 21 мая 2014 постановлением № 160 правительство создало Государственную фискальную службу Украины, таким образом реорганизовав министерство доходов и сборов.
И снова на повестке дня встал вопрос дальнейшего реформирования таможенной системы Украины. При этом новое руководство ведомства отмечает, что в стране впервые планируется привлечение бизнес-сообщества к разработке стратегических документов по деятельности украинской таможни30. В апреле 2014 года был подписан меморандум о взаимопонимании между Американской торговой палатой, Европейской бизнес-ассоциацией и министерством доходов и сборов, в рамках которого определены основные направления реформирования украинской таможни. В частности, предусматривается создание консультативного и наблюдательного советов, в которые войдут представители бизнес-сообществ.
Задачей консультативного совета является участие в разработке стратегии реформирования таможенных органов, концепции реформ, четкого плана мероприятий и разработка практических рекомендаций по совершенствованию таможенного дела. В совете будут образованы тематические рабочие группы, в которые войдут представители таможен и бизнеса. Они будут решать вопросы: постаудита, контроля, технологии таможенного оформления, базы налогообложения и т. п.
Что касается наблюдательного совета, то к его функциям будет относиться
30 Мiндоходiв вперше залучить громадсьшсть до реформування митнищ — Вггалш Науменко // Державна фокальна служба Украши [Офщшний портал]. 15.05.2014. URL: http://minrd.gov.ua/media-tsentr/novini/147044.html (15.05.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
обеспечение обратной связи от бизнеса по реформам, которые воплощаются в жизнь.
Важным вопросом является модель кадровой реформы, предусматривающей конкретную основу службы и включающей создание системы кадрового учета, внедрение мероприятий по автоматизации процедур аттестации и повышения квалификации, пересмотр принципов формирования оплаты труда.
В число намеченных мероприятий входит совместная с налоговыми органами разработка концепции системы автоматизированного контроля, предназначенной для раннего выявления рисков введения в торговый оборот незаконно ввезенных товаров. Она призвана исключить возможность использования теневых схем при ввозе товаров.
При условии получения донорской помощи следует провести глубокий аудит бизнес-процессов таможенной службы и разработать модель трансформации таможенной службы в ближайшее время (2014-2015 годы), а также привлечь международную техническую помощь.
Среди первоочередных приоритетов рассматривается построение эффективной функциональной структуры украинской таможни и автоматизация таможенного дела. В частности, необходимо усилить роль аналитической деятельности в сфере таможенного дела, применить рискоориентированные подходы и использовать методы таможенного постаудита.
Автоматизация и эффективная обработка данных о товарах в таможенных декларациях и налоговой отчетности позволят внедрить эффективную систему контроля за движением товаров по всей цепи поставок (от таможенного оформления до реализации конечному потребителю, и наоборот), что не должно привести к усилению административной нагрузки на налогоплательщиков.
Развитие электронного управления в таможенном деле приводит к трансформации информационных систем, которая заключается в фактическом создании и организации электронной информационной среды, превращающейся в автоматизированную исполнительно-контрольную систему. Таким образом, «вместо приложения, обслуживающего потребности таможенных технологий, "Электронная таможня" становится не только ядром, стержнем таможенных технологий, но еще и инструментом управления таможенной деятельностью и контроля за ее осуществлением, т. е. главным механизмом обеспечения таможенного дела»31.
31 Пашко П.В. Указ. соч. С. 521.
Список литературы:
1. Митний кодекс Украши: закон Украши вщ 13.03.2012 № 4495-VI // Верховна Рада Украши [Офшшний сайт]. URL: http ://zakon2.rada.gov.ua/laws/ show/4495-17 (04.07.2014).
2. Наказ ДМС Украши вщ 04.11.10 № 1341 «Про затвердження Положення про Сдину автоматизовану шформацшну систему Держмитслужби Украши» // Державна фюкальна служба Украши [Офшшний портал]. URL: http://minrd.gov.ua/baneryi/mitne-oformlennya/subektam-zed/elektronna-mitnitsya/62603.html (10.06.2014).
3. Про затвердження Порядку використання електронних замюв з функщею GPS-GSM нав^ацп: наказ Мшютерства фiнансiв Украши вiд 03.12.2012 № 1266 // Верховна Рада Украши [Офшшний сайт]. URL: http://zakon2.rada .gov.ua/laws/ show/ z2110-12 (04.06.2014).
4. Про затвердження Стратепчного плану розвитку Мшютерства доходiв i зборiв на 2013-2018 роки: розпорядження Кабiнету МЫс^в Украши вiд 23.10.2013 № 869-р // Верховна Рада Украши [Офшшний сайт]. URL: http://zakon4.rada .gov.ua/l aws/ show/869-2013-%D1%80 (04.02.2014).
5. Про заходи щодо створення електронно'1 iнформацiйноï системи «Електронний Уряд»: постанова Кабшету МЫс^в Украши вiд 24.02.2003 № 208 // Верховна Рада Украши [Офшшний сайт]. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/208-2003-п (04.04.2014).
6. Про схвалення Концепцп розвитку електронного урядування в Укрш'ш: розпорядження Кабшету МЫс^в Украши вщ 13.12.2010 № 2250-р // Верховна Рада Украши [Офшшний сайт]. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2250-2010-%D 1%80 (14.06.2014).
7. Про схвалення Концепцп створення багатофункцiональноï комплексноï системи «Електронна митниця»: розпорядження Кабшету МЫс^в Украши вiд 17.09.2008 № 1236-р // Верховна Рада Украши [Офшшний сайт].
URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1236-2008-%D1%80 (12.06.2014).
8. Бех В., Цокур €. Електронне врядування у контекст св^ових тенденцш соцiального розвитку // Плея: науковий вiсник. 2013. № 75. С. 201-204. URL: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/gileya 2013 75 85.pdf (12.05.2014).
9. Електронна готовшсть Украши // Портал управлшня знаниями «Ми розвиваемо електронне урядування». URL: http://egov.inf.ua/eready (26.06.2014).
10. Електронний журнал «Електронне урядування» // Портал управлшня знаннями
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
«Ми розвиваемо електронне урядування». URL: http://egov.inf.ua/eiournal (19.09.2014).
11. Енциклопедiя державного управлшня: у 8 т. / Нацюнальна академiя державного управлшня при Президентовi Украши; наук.-ред. колепя: Ю.В. Ковбасюк (голова) та ш Кт'в: НАДУ, 2011. Т. 6: Державна служба / наук.-ред. колепя: С.М. Серьогш (ствголова), В.М. Сороко (ствголова) та ш
12. Мiндоходiв вперше залучить громадськють до реформування митницi — В^алш Науменко // Державна фiскальна служба Украши [Офщшний портал]. 15.05.2014. URL: http://minrd.gov.ua/media-tsentr/novini/147044.html (15.05.2014).
13. Мiнiстерство доходiв i зборiв Украши — 2013: рiчний звiт // Державна фюкальна служба Украши [Офiцiйний портал]. URL: http://minrd.gov.ua/data/files/10866.pdf (25.03.2014).
14. Митна енциклопедiя. Хмельницький: ПП Мельник А.А., 2013. Т. 2.
15. Мочалова-Колесник О.С. З 15 лютого Держмитслужба започаткувала введення шформацшних термiналiв // Митниця. 2012. № 2 (87). С. 10.
16. Нащональний центр електронного урядування визначив ТОП-подп 2013 року // Government portal: Web-portal of Ukrainian Government [Official Site]. URL: http://www.kmu.gov.ua/control/en/publish/printable article?art id=247015548 (31.01.2014).
17. Някина Е.С., Погодина Е.С. Перспективы электронного правительства // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 31. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2012/vipusk 31. aprel 2012 g./problemi upravlenija t eoriia_i_praktika/nyakina_pogodina.pdf (22.05.2014).
18. Опорний конспект «Електронне урядування» / С.В. Дзюба [та ш]; за ред. А.1. Семенченко; Оргатзащя з безпеки та ствроб^ництва в Gвропi. Ки'1'в: Арт-мастер, 2012.
19. Пашко П.В. Митна безпека (теорiя, методология та практичнi рекомендацiï). Одеса: АТ «Пласке», 2009.
20. Погодина Е.А., Афанасьев В.П., Афанасьева Е.В. Универсальная электронная карта: внедрение новых идентификационных технологий // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 37. С. 68-76. URL: http://e-
journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2013/vipusk 37. aprel_2013_g._/problemi_upravlenija_ teorija_i_praktika/pogodina_afanasyev_afanasyeva.pdf (22.05.2014).
21. Портал управлшня знаннями «Ми розвиваемо електронне урядування». URL: http://egov.inf.ua (31.05.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
22. Разумей М.М. Електронна митниця як основа електронного урядування в митнш службi Украши // Матерiали науково-практично! конференцп за мiжнародною участю «Дш iнформацiйного суспiльства» (24-25 квiтня 2012 р.). Кшв: ТОВ «Салют», 2012. С. 41-43.
23. Рамочные стандарты безопасности и упрощение международной торговли. Всемирная таможенная организация, 2005 // Government portal: Web-portal of Ukrainian Government [Official Site]. URL: www.kmu.gov.ua/dmsu/control/uk/publish (04.11.2012).
24. Рейтинг шформащйно! вщкритосп — 2013 // 1нститут розвитку регионально! преси (1РРП) [Офшшний сайт]. 17.02.2014. URL: http://irrp.org.ua/rating-2013.html (31.05.2014).
25. International Customs Day 2013. Innovation for Customs progress // World Customs Organization [Official site]. URL: http://www.wcoomd.org/en/about-us/international-customs-day/icd-2013.aspx (25.01.2014).
26. United Nations E-Government Survey 2012: E-Government for the People / United Nations. New York, 2012. URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/u npan048065.pdf (31.05.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
Kulik G. Yu., Razumey M.N.
E-government in Customs System in Ukraine
Galina Y. Kulik — Ph.D., Deputy Rector, Ukrainian Academy of Customs, Dnipropetrovsk, Ukraine.
E-mail: galchata 86@mail.ru
Maxim N. Razumey — Chief State Inspector, Customs Value Control Division, Directorate of Customs Value, Classification of Goods and Foreign Trade Regulation Measures, Department of Customs, Ministry of revenue and duties of Ukraine; graduate student, Ukrainian Academy of Customs, Dnipropetrovsk, Ukraine. E-mail: bruzh.85@mail.ru
Annotation
The article examines the features of e-government in public administration in Ukraine. The main stages of e-government development and implementation in Ukrainian customs bodies are considered. Much attention is focused on modern information and telecommunication systems and technologies and their role in the formation of effective public administration mechanisms in customs affairs in Ukraine. Key priorities of the customs system in the application of modern e-government methods and tools are defined. Furthermore, the prospects of development and improvement of an integrated system «E-Customs» are considered. The authors stress the importance of e-government in customs bodies for the improvement of customs system efficiency.
Keywords
E-government, customs affairs, information system, electronic declaration, electronic flow of documents.
References:
1. Mitnii kodeks Ukraïni: zakon Ukraïni vid 13.03.2012 № 4495-VI. VerkhovnaRada Ukraïni [Ofitsiinii sait]. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/4495-17 (04.07.2014).
2. Nakaz DMS Ukraïni vid 04.11.10 № 1341 «Pro zatverdzhennia Polozhennia pro Cdinu avtomatizovanu informatsiinu sistemu Derzhmitsluzhbi Ukraïni». Derzhavna fiskal'na sluzhba Ukraïni [Ofitsiinii portal]. URL: http://minrd.gov.ua/baneryi/mitne-oformlennya/subektam-zed/elektronna-mitnitsya/62603.html (10.06.2014).
3. Pro zatverdzhennia Poriadku vikoristannia elektronnikh zamkiv z funktsieiu GPS-GSM navigatsiï: nakaz Ministerstva finansiv Ukraïni vid 03.12.2012 № 1266. Verkhovna Rada Ukraïni [Ofitsiinii sait]. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z2110-12 (04.06.2014).
4. Pro zatverdzhennia Strategichnogo planu rozvitku Ministerstva dokhodiv i zboriv na 2013-2018 roki: rozporiadzhennia Kabinetu Ministriv Ukraïni vid 23.10.2013 № 869-r. Verkhovna Rada Ukraïni [Ofitsiinii sait]. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/869-2013-%D 1 %80 (04.02.2014).
5. Pro zakhodi shchodo stvorennia elektronnoï informatsiinoï sistemi «Elektronnii Uriad»: postanova Kabinetu Ministriv Ukraïni vid 24.02.2003 № 208. Verkhovna Rada Ukraïni [Ofitsiinii sait]. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/208-2003-p (04.04.2014).
6. Pro skhvalennia Kontseptsiï rozvitku elektronnogo uriaduvannia v Ukraïni: rozporiadzhennia Kabinetu Ministriv Ukraïni vid 13.12.2010 № 2250-r. Verkhovna Rada Ukraïni [Ofitsiinii sait]. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2250-2010-%D1%80 (14.06.2014).
7. Pro skhvalennia Kontseptsiï stvorennia bagatofunktsional'noï kompleksnoï sistemi «Elektronna mitnitsia»: rozporiadzhennia Kabinetu Ministriv Ukraïni vid 17.09.2008 № 1236-r. Verkhovna Rada Ukraïni [Ofitsiinii sait]. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1236-2008-%D1%80 (12.06.2014).
8. Bekh V., Tsokur C. Elektronne vriaduvannia u konteksti svitovikh tendentsii sotsial'nogo rozvitku. Gileia:
naukovii visnik, 2013, 75, pp. 201-204. URL: http://nbuv.gov.ua/i-pdf/gileva 2013 75 85.pdf (12.05.2014).
9. Elektronna gotovnist' Ukrai'ni. Portal upravlinnia znanniami «Mi rozvivaemo elektronne uriaduvannia». URL: http://egov.inf.ua/ereadv (26.06.2014).
10. Elektronnii zhurnal «Elektronne uriaduvannia». Portal upravlinnia znanniami «Mi rozvivaemo elektronne uriaduvannia». URL: http://egov.inf.ua/eiournal (19.09.2014).
11. Entsiklopediia derzhavnogo upravlinnia: u 8 t. / Natsional'na akademiia derzhavnogo upravlinnia pri Prezidentovi Ukrai'ni; nauk.-red. kolegiia: Iu.V. Kovbasiuk (golova) ta in. Kiiv: NADU, 2011. T. 6: Derzhavna sluzhba / nauk.-red. kolegiia: S.M. Ser'ogin (spivgolova), V.M. Soroko (spivgolova) ta in.
12. Mindokhodiv vpershe zaluchit' gromads'kist' do reformuvannia mitnitsi — Vitalii Naumenko. Derzhavna fiskal'na sluzhba Ukrai'ni [Ofitsiinii portal]. 15.05.2014. URL: http://minrd.gov.ua/media-tsentr/novini/147044.html (15.05.2014).
13. Ministerstvo dokhodiv i zboriv Ukrai'ni — 2013: richnii zvit. Derzhavna fiskal'na sluzhba Ukraini [Ofitsiinii portal]. URL: http://minrd.gov.ua/data/files/10866.pdf (25.03.2014).
14. Mitna entsiklopediia. Khmel'nits'kii: PP Mel'nik A.A., 2013. T. 2.
15. Mochalova-Kolesnik O.S. Z 15 liutogo Derzhmitsluzhba zapochatkuvala vvedennia informatsiinikh terminaliv. Mitnitsia, 2012, 2 (87), pp. 10.
16. Natsional'nii tsentr elektronnogo uriaduvannia viznachiv TOP-podii' 2013 roku. Government portal: Webportal of Ukrainian Government [Official Site]. URL: http://www.kmu.gov.ua/control/en/publish/printable articl e?art id=247015548 (31.01.2014).
17. Niakina E.S., Pogodina E.S. Perspektivy elektronnogo pravitel'stva. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2012, 31. URL: http://e-
iournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2012/vipusk 31. aprel 2012 g./problemi upravlenija teoriia i praktika/n vakina pogodina.pdf (22.05.2014).
18. Opornii konspekt «Elektronne uriaduvannia» / S.V. Dziuba [ta in.]; za red. A.I. Semenchenko; Organizatsiia z bezpeki ta spivrobitnitstva v Gvropi. Kiiv: Art-master, 2012.
19. Pashko P.V. Mitna bezpeka (teoriia, metodologiia tapraktichni rekomendatsii). Odesa: AT «Plaske», 2009.
20. Pogodina E.A., Afanas'ev V.P., Afanas'eva E.V. Universal'naia elektronnaia karta: vnedrenie novykh identifikatsionnykh tekhnologii. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2013, 37, pp. 68-76. URL: http://e-
iournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2013/vipusk 37. aprel 2013 g. /problemi upravlenija teoriia i praktika/ pogodina afanasvev afanasveva.pdf (22.05.2014).
21. Portal upravlinnia znanniami «Mi rozvivaemo elektronne uriaduvannia». URL: http://egov.inf.ua (31.05.2014).
22. Razumei M.M. Elektronna mitnitsia iak osnova elektronnogo uriaduvannia v mitnii sluzhbi Ukrai'ni.
Materiali naukovo-praktichnoi konferentsii za mizhnarodnoiu uchastiu «Dni informatsiinogo suspil'stva» (24-25 kvitnia 2012 r.). Kiiv: TOV «Saliut», 2012. Pp. 41-43.
23. Ramochnye standarty bezopasnosti i uproshchenie mezhdunarodnoi torgovli. Vsemirnaia tamozhennaia organizatsiia, 2005. Government portal: Web-portal of Ukrainian Government [Official Site]. URL: www.kmu.gov.ua/dmsu/control/uk/publish (04.11.2012).
24. Reiting informatsiinoi vidkritosti — 2013. Institut rozvitku regional'noi presi (IRRP) [Ofitsiinii sait]. 17.02.2014. URL: http://irrp.org.ua/rating-2013.html (31.05.2014).
25. International Customs Day 2013. Innovation for Customs progress. World Customs Organization [Official site]. URL: http://www.wcoomd.org/en/about-us/international-customs-day/icd-2013.aspx (25.01.2014).
26. United Nations E-Government Survey 2012: E-Government for the People / United Nations. New York, 2012. URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan048065.pdf (31.05.2014).