Научная статья на тему 'Электронная система управления двигателями внутреннего сгорания, работающими в газодизельном режиме'

Электронная система управления двигателями внутреннего сгорания, работающими в газодизельном режиме Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Коростышевский И. М., Коцарь Ю. А.

В период 2006-2008 гг. ООО «НТЦ «Авангард» по предложению ОАО «НПК «Уралвагонзавод» разработало электронную систему управления двигателем ЯМЗ-236Д, работающим в газодизельном режиме, установленным на выпускаемом «Уралвагонзаводом» тракторе РТМ-160 (рис. 1). Целью разработки было создание такой системы управления двигателем, которая обеспечивала бы оптимальную величину запальной дозы дизтоплива, регулировку подачи газа, устойчивую работу двигателя как в дизельном, так и в газодизельном режимах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Коростышевский И. М., Коцарь Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронная система управления двигателями внутреннего сгорания, работающими в газодизельном режиме»

Электронная система управления двигателями

внутреннего сгорания, работающими в газодизельном режиме

И.М. Коростышевский,

директор - главный конструктор ООО «НТЦ «Авангард», Ю.А. Коцарь,

профессор Саратовского государственного аграрного университета (СГАУ) им. Н.И. Вавилова, д.т.н.

В период 2006-2008 гг. ООО «НТЦ «Авангард» по предложению ОАО «НПК «Уралвагонзавод» разработало электронную систему управления двигателем ЯМЗ-236Д, работающим в газодизельном режиме, установленным на выпускаемом «Уралвагонзаводом» тракторе РТМ-160 (рис. 1). Целью разработки было создание такой системы управления двигателем, которая обеспечивала бы оптимальную величину запальной дозы дизтоплива, регулировку подачи газа, устойчивую работу двигателя как в дизельном, так и в газодизельном режимах.

Рис. 1. Общий вид трактора РТМ-160 с установленным на нем газобаллонным оборудованием

Для отработки системы в НТЦ «Авангард» был передан заводом серийный трактор РТМ-160. Для проведения испытаний трактора в полевых условиях и объективной оценки его работы с электронной системой управления был привлечен Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.Вавилова.

На испытуемом тракторе была установлена газотопливная аппарату-

ра, разработанная НТЦ «Авангард». Принципиальная схема размещения газобаллонного оборудования (ГБО) на тракторе представлена на рис. 2.

Разработанная структурная схема системы управления двигателем (ЭСУГД-160) представлена на рис. 3.

Электронная система управления состоит из следующих элементов:

■ электронного блока управления;

■ датчиков частоты вращения коленчатого вала двигателя, положения рейки топливного насоса высокого давления (ТНВД), положения рычага управления ТНВД, температуры охлаждающей жидкости двигателя;

■ исполнительного механизма (ИМ) управления рейкой ТНВД;

■ электронного дозатора газа с отсечным клапаном, датчиками давления и температуры газа;

■ смесителя газа;

■ дроссельного патрубка с электронным управлением (в окончательном варианте системы);

■ переключателя режима работы;

■ сигнальных ламп;

■ низковольтных жгутов с диагностической колодкой.

Электронный блок БУ-160 (рис. 4) представляет собой вычислительное устройство, выполненное на многослойной печатной плате с электрорадиоэлементами поверхностного монтажа. Питание блока осуществляется напряжением +12В от бортовой системы трактора. Электронный блок обрабатывает сигналы с датчиков, формирует алгоритмы управления рейкой топливного насоса и дозирования расхода газа.

Электронная система управления имеет два режима работы:

■ дизельный;

■ газодизельный.

В дизельном режиме система работает следующим образом.

Электрический сигнал с датчика положения рычага управления ТНВД поступает в электронный блок управления. Одновременно в электронный блок управления поступает сигнал с датчика частоты вращения коленчатого вала двигателя и с датчика положения рейки ТНВД.

В зависимости от положения рычага управления насосом (датчика частоты вращения коленчатого вала

Транспорт на КПГ

1 2 3 4 5 6 7

Рис. 2. Принципиальная схема размещения ГБО на тракторе: 1 - смеситель; 2 - впускной трубопровод; 3 - дроссельный патрубок; 4 - дозатор газа; 5 - редуктор; 6 - вентиль; 7 - баллон; 8 - датчик температуры; 9 - исполнительный механизм; 10 - электронный блок управления (ЭБУ); 11 - датчик положения рычага управления; 12 - датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя; 13 - датчик положения рейки ТНВД; 14 - ТНВД

двигателя) электронный блок вырабатывает сигнал на перемещение рейки ТНВД. Тем самым рейка ТНВД устанавливается в положение, обеспечивающее подачу дизельного топлива, необ-

ходимого для поддержания заданной рычагом управления частоты вращения коленчатого вала двигателя.

В газодизельном режиме параллельно работе канала электронного

регулирования положением рейки ТНВД включается канал регулирования подачей газа, то есть происходит одновременная подача дизельного топлива и газа в двигатель трактора.

Рис. 3. Структурная схема электронной системы управления газодизельным двигателем

«Транспорт на альтернативном топливе» № 2 (8) март 2009 г. Т^е^^вь. Л ИИ ЧЩф № ЕВШ ЧИНИШЬ КЧ^

Рис. 4. Электронный блок управления (ЭБУ)

Двигатель трактора РТМ-160 запускается в дизельном режиме. После прогрева двигателя по сигналу с датчика температуры охлаждающей жидкости происходит автоматический переход системы в режим «газодизель». Электронный блок управления дает команду исполнительному механизму, который переводит рейку топливного насоса в положение ограничения дозы дизельного топлива и одновременно с этим дает команду на открытие электромагнитного клапана, установленного на редукторе высокого давления для подачи газа. Газ низкого давления после редуктора поступает в дозатор, который также приводится в рабочее состояние от электронного блока управления. Далее газ поступает по трубопроводу в смеситель, установленный в воздушном коллекторе, и смешивается с воздухом для подачи

его в рабочие камеры двигателя. Электронный блок управления формирует управляющий сигнал с учетом давления и температуры газа на изменение проходного отверстия дозатора, тем самым обеспечивая подачу необходимого объема газа в двигатель.

Таким образом, электронным блоком управления формируются одновременно два сигнала дозирования топлива - дизельного и газового в зависимости от положения рычага управления ТНВД. Соотношение между объемами дизтоплива и газа при совместной подаче на всех режимах работы двигателя определяется алгоритмом управления, заложенным в память электронного блока.

Алгоритмом управления электронного блока предусмотрено увеличение мощности двигателя за счет увеличения подачи газообразного топлива. Изменение расхода газа определяется требуемой мощностью двигателя, а запальная доза дизтоплива должна обеспечивать надежное воспламенение газовоздушной смеси на всех режимах работы и быть достаточной для охлаждения распылительной головки форсунки. При работе двигателя трактора на максимальных мощностях необходимый объем подаваемого дизтоплива находился в пределах 15-25% от общего объема расхода топлива.

Рис. 5. Панель кабины водителя трактора РТМ-160 с прибором управления режимами работы трактора: 1 - тумблер включения питания; 2 - ключ зажигания; 3 - панель управления режимами работы двигателя

Электронный блок управления настроен таким образом, что переход от дизельного режима в газодизельный происходит без детонаций, рывков, провалов и других нестабильных режимов работы двигателя.

При работе трактора в газодизельном режиме при прекращении подачи газа (газ израсходован) электронный блок автоматически переключает работу двигателя в дизельный режим. Для управления двигателем в кабине трактора на приборной панели дополнительно смонтирована панель управления режимами работы двигателя (рис. 5, 6).

Рис. 6. Прибор управления режимами

работы трактора: 1 - переключатель режимов работы двигателя; 2 - кнопка управления рейкой ТНВД; 3 - сигнальные лампы

В системе подачи газа был применен разработанный ранее двухступенчатый редуктор высокого давления РВД-200/2-45 с установленным на нем электромагнитным клапаном высокого давления (рис. 7).

Дозатор газа 4.003 (рис. 8) обладает высокой точностью дозирования (±0,5%) и имеет возможность перекрывать подачу газа в двигатель на режиме принудительного холостого хода, что позволяет не только экономить топливо, но и предотвращать хлопки и разрывы глушителя.

Для определения величины подаваемого газа на дозаторе установлен датчик температуры и давления.

Расположение газового редуктора и дозатора газа в подкапотном пространстве показано на рис. 9.

Датчики частоты вращения коленчатого вала двигателя, положения

Транспорт на КПГ

Рис. 7. Двухступенчатый редуктор высокого давления РВД-200/2-45 с установленным электромагнитным клапаном высокого давления

рейки ТНВД, положения рычага управления ТНВД и механизм управления рейкой ТНВД установлены на доработанном топливном насосе в районе снятого механического регулятора путем изготовления новых деталей и новой крышки. Примененный исполнительный механизм управления рейкой позволяет с высокой точностью регулировать запальную дозу дизельного топлива.

Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в рубашке охлаждения двигателя рядом со штатным датчиком температуры.

Датчики положения рейки ТНВД, положения рычага управления ТНВД, температуры охлаждающей жидкости, давления и температуры газа после редуктора выпускаются серийно промышленными предприятиями РФ.

Дроссельный патрубок ПДУ-90, разработанный ООО «НТЦ «Авангард», будет устанавливаться во впускной тракт двигателя между коллектором и воздушным фильтром при вариантном исполнении системы.

Переключатель режима работы, лампы режима работы и диагностическая лампа располагаются на приборной панели трактора.

Испытания электронной системы управления ДВС, работающего в газодизельном режиме, проводились на тракторе РТМ-160 в Саратовской области в пос. «Водник», в с. Топов-ка Лысогорского района и на полях НИИСХ (г. Саратов) по разработанной СГАУ методике в соответствии с требованиями ГОСТ 7057-2001 «Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний».

Трактор РТМ-160 был снабжен комплектом дополнительного оборудования, обеспечивающего возможность проверки его функций в соответствии с программой испытаний. Перед проведением испытаний трактор прошел техническое освидетельствование и ТО2.

На тракторе были установлены 8 металлопластиковых баллонов объемом по 80 л каждый.

В процессе экспериментальных испытаний определялись основные эксплуатационные характеристики трактора:

■ сила тяги на крюке;

■ рабочая скорость;

■ расход дизельного топлива;

■ расход природного газа.

Для измерения расхода дизтоп-лива применялась мерная емкость. Расход газа определялся путем измерения перепада давления на бал-

лоне до и после проведения эксперимента.

Испытания проводились на характерном участке поля, длина загона определялась из условия получения достоверных результатов. Время на повороты не превышало 5% от общего времени движения.

Дополнительно были проведены испытания при выполнении трактором транспортных работ. Для проведения испытаний в транспортном режиме была использована емкость для приготовления органических удобрений. Поскольку испытания проводились в зимний период, то были произведены замеры снежного покрова, глубина которого колебалась от 32 до 40 см.

По результатам испытаний была составлена графическая зависимость потребления дизельного и газообразного топлива от силы тяги на крюке трактора (рис. 10).

Из графика (рис. 10) видно, что суммарное значение расхода газообразного и дизельного топлива при работе в газодизельном режиме меньше, чем дизельного топлива при выполнении основных видов полевых работ.

При проведении экспериментальных работ установлено, что при увеличении сопротивления плуга зафиксировано уменьшение расхода дизтоплива.

Рис. 9. Газотопливная аппаратура в подкапотном пространстве трактора: 1 - газовый редуктор; 2 - газовый дозатор

Рис. 10. Зависимость потребления дизельного и газообразного топлива от силы тяги на крюке, создаваемой трактором, где I-III - скорости трактора; штриховая линия - расход дизтоплива в дизельном режиме работы; красная - расход дизтоплива в газодизельном режиме работы трактора; синяя - расход газового топлива

Были также проведены работы по определению вредных выбросов в отработавших газах при работе двигателя в дизельном и газодизельном режимах и на различных нагрузках на двигатель. Измерение производилось газоанализатором ДАГ-16.

Из сравнения полученных результатов было установлено уменьшение вредных выбросов при работе двигателя в газодизельном режиме в среднем: СО - на 21%, N0 - на 8,75%, N02 - на 14%, СО2 - на 0,23%, N0х - на 10,6%.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод, что при работе двигателя в газодизельном режиме с ЭСУГД-160 экологические показатели двигателя улучшаются.

Суммарное время эксплуатации трактора - 2,5 года (с июня 2006 г. по ноябрь 2008 г.). За этот период трактор проработал в газодизельном режиме 810 ч. При этом было зарегистрировано всего два отказа в работе системы. Один отказ - снижение мощности двигателя при давлении в баллоне меньше 10 МПа по причине засорения фильтра редуктора. Второй - отказ повторного запуска двигателя после длительной работы трактора в летнее время. После охлаждения трактор заводился. Причина - брак в микросхеме по линии запуска двигателя.

Работы по дальнейшей отладке системы, включая испытание на моторном стенде, предполагается провести в текущем году. После проведения указанных работ планируется промышленный выпуск тракторов РТМ-160, работающих на газомоторном топливе.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО

Г '¿ЗЩ -ернативное топливо

Международный профессиональный журнал

М> ufi

Шл

— Эксклюзивная аналитика и обзоры рынков биоэтанола, биодизеля, биогаза, пеллет и брекетов, солнечной и ветровой энергетики, а также эне pro эффект ивныхтехнологий и оборудования

*

** *. ......

важнейших ^jgij^&ж

fnTtiT WuS

ff?--vir«

- Анализ нормативной базы государств и ее изменения

- Конкретные примеры деятельности компаний

— Описание новых технологических решений и достижений

— Конъюктура рынков альтернативного топлива и энергии

- Котировки акций ____ компаний, работающих

-^»V.".•¿ÏÔ" '• .• t;• ; . • ч.' .

Переодичность: 1 pj3 ЙлвВВР lift . • . -

Объем: 60стр. . . • , ■ t'-'V ' • " ' •" • ' -, ' - ■

формат:A4Сггалнрцветный . v4r i,,-. . ^ ' ' '' ; ' . .*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

География читателе^чнб^Ёрррс^;.;':.^'.^ ~ - » <

Версии журнала: печатньТ^-электронный' ... ' '■.■ " ' . . , „

F uel A/tern a five J ^ ^"Ч.. " ^ • Щ ' " :

"¿'.ft Д/Дч^^^ВДЕД i0.wn;;.n-.i. OOÔOTÎIIO.II.IX

Л - "'-ЧШ^^ШГ ^ сфере альтернативной

.MmГ-щПЩ^^^Й^Л энергетики

V I

¡25""«««

Тел лЛ

Ул. K.treerfÎE1Зб^крвина 'jp

¡nfo@fu^ä Bärrtafef^^uät wydrTuel Alternative .com.ua

'•MC '-^.i- ■ ч"?

/-\\ .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.