Научная статья на тему 'Электронная система распределенного обогащения воздушного заряда тракторного дизеля'

Электронная система распределенного обогащения воздушного заряда тракторного дизеля Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
152
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАКТОР / ДИЗЕЛЬ / СИСТЕМА / ОБОГАЩЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ЗАРЯДА / АКТИВАТОР / ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ФОРСУНКА / ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ / ДАТЧИКИ / TRACTOR / DIESEL / SYSTEM / ENRICHMENT OF AIR CHARGE / ACTIVATOR / ELECTROMAGNETIC INJECTION VALVE / ELECTRONIC CONTROL UNIT / SENSORS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Рыблов М. В., Уханов Д. А., Уханов А. П.

Для улучшения мощностных, топливно-экономических и экологических показателей трак¬торных дизелей предлагается способ обогащения воздушного заряда дизеля дозой (10 или 20 %) углеводородного активатора. Для реализации этого способа разработана электронная система распределенного обогащения воздушного заряда дизеля, содержащая фильтр, электрический насос, электромагнитные форсунки, рампу, регулятор давления, расходомер топлива, датчик фаз и электронный блок управления (ЭБУ), структурная схема которого представлена в статье. Описано назначение основных элементов ЭБУ и принцип его работы в составе электронной системы распределенного обогащения воздушного заряда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Рыблов М. В., Уханов Д. А., Уханов А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ELECTRONIC SYSTEM OF THE DISTRIBUTED ENRICHMENT OF AIR CHARGE IN TRACTOR DIESEL

For improving power, fuel economic and environmental characteristics of tractor diesel engines the authors offer a method for the enrichment of the air charge of the diesel with the rate (10 or 20 %) of the hydrocarbon activator. For using this method an electronic system of distributed enrichment of the air charge of a diesel engine has been developed. This system contains the filter, an electric pump, solenoid injectors, rail, pressure regulator, fuel flow meter, the sensor of phases, and the electronic control unit (ECU), the structural scheme of which is presented in the article. The description of the functions of the main elements of the electronic control unit (ECU) and the principle of its operation in the electronic system of the distributed enrichment of the air charge is given in the article.

Текст научной работы на тему «Электронная система распределенного обогащения воздушного заряда тракторного дизеля»

УДК 621.436.24

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕННОГО ОБОГАЩЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ЗАРЯДА ТРАКТОРНОГО ДИЗЕЛЯ

М. В. Рыблов, канд. техн. наук, доцент, Д. А. Уханов, д-р техн. наук, профессор, А. П. Уханов, д-р техн. наук, профессор

ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, г. Пенза, Россия, e-mail: dispgau@mail.ru

Для улучшения мощностных, топливно-экономических и экологических показателей тракторных дизелей предлагается способ обогащения воздушного заряда дизеля дозой (10 или 20 %) углеводородного активатора. Для реализации этого способа разработана электронная система распределенного обогащения воздушного заряда дизеля, содержащая фильтр, электрический насос, электромагнитные форсунки, рампу, регулятор давления, расходомер топлива, датчик фаз и электронный блок управления (ЭБУ), структурная схема которого представлена в статье. Описано назначение основных элементов ЭБУ и принцип его работы в составе электронной системы распределенного обогащения воздушного заряда.

Ключевые слова: трактор, дизель, система, обогащение воздушного заряда, активатор, электромагнитная форсунка, электронный блок управления, датчики.

Введение. Основным потребителем энергоресурсов в сельском хозяйстве является автотракторная техника, энергетическую основу которой составляют главным образом дизельные двигатели внутреннего сгорания. Для эффективного использования автотракторной техники приоритетной задачей является разработка способов и средств интенсификации рабочего процесса дизелей с целью улучшения их мощностных, топливно-экономических и экологических показателей. Одним из таких способов является обогащение воздушного заряда путем подачи во впускной трубопровод дизеля в такте впуска определенной дозы (10 или 20 %) углеводородного активатора (бензина, керосина, спирта, биотоплива или смесевого топлива).

Анализ известных механических устройств для обогащения воздушного заряда (карбюратор, дозатор, испаритель и др.) показывает, что они обладают высокой инерционностью срабатывания и не способны обеспечить автоматическое поддержание заданного процентного соотношения (дозы) активатора и моторного топлива на различных нагрузочных и скоростных режимах работы дизеля. Для достижения наилучших показателей дизеля без значительного повышения «жесткости» его работы система для обогащения воздушного заряда должна обеспечивать точное дозирование активатора, подаваемого во впускной трубопровод [1-3].

Повысить быстродействие подачи и точность дозировки активатора возможно путем электронного управления электромагнитными форсунками, установленными во впускном трубопроводе дизеля. При

этом подача активатора может быть одноточечной, когда используется одна электромагнитная форсунка, установленная в начале впускного трубопровода дизеля, или распределенной, когда используется несколько электромагнитных форсунок, установленных во впускном тракте каждого цилиндра или в ветвях впускного трубопровода [4-8].

Результаты исследований показывают, что в зависимости от вида и дозы активатора, одноточечное обогащение воздушного заряда повышает эффективную мощность дизеля на 3-10 %, уменьшает удельный эффективный расход топлива на 411 %, снижает дымность отработавших газов в 1,1-2 раза, повышает производительность машинно-тракторного агрегата до 13 % [9-15]. Однако в ходе исследований был выявлен ряд недостатков, присущих одноточечной системе подачи активатора: неудобство ручной настройки электронного блока управления на требуемую дозу активатора, недостаточная точность дозировки активатора на различных нагрузочных и скоростных режимах работы дизеля, неравномерность распределения активатора по цилиндрам дизеля, несогласованность момента впрыска активатора с тактами впуска в цилиндрах дизеля.

Поэтому задачей исследования является разработка электронной системы распределенного обогащения воздушного заряда, лишенной перечисленных недостатков.

Методы исследования. Для решения поставленной задачи была разработана система распределенного обогащения воздушного заряда [16], содержащая фильтр 1

Рис. 1. Общий вид электронной системы распределенного обогащения воздушного заряда дизеля: 1 - фильтр очистки активатора; 2 - электрический насос; 3 - электромагнитная форсунка; 4 - рампа; 5 - регулятор давления; 6 - расходомер топлива; 7 - датчик фаз и частоты вращения коленчатого вала; 8 - электронный блок управления

(рис. 1), электрический насос 2, электромагнитные форсунки 3, закрепленные в отверстиях рампы 4, регулятор давления 5, расходомер топлива 6, датчик фаз и частоты вращения коленчатого вала 7, электронный блок управления (ЭБУ) 8.

Расходомер топлива 6 используется в качестве датчика нагрузочного режима дизеля и служит для согласования заданной дозы активатора (10 % или 20 %) и массового расхода моторного топлива. Расходомер устанавливается в линии низкого давления топлива штатной системы питания дизеля в разрыв топливопровода между фильтром грубой очистки и топливоподка-чивающим насосом.

Датчик фаз и частоты вращения коленчатого вала 7 служит для обеспечения фазированного впрыска активатора электромагнитными форсунками 3 в момент, когда в одном из цилиндров дизеля происходит такт впуска. Датчик 7 выполнен на основе датчика Холла. Определение момента такта впуска в каком-либо из цилиндров дизеля осуществляется по углу поворота кулачкового вала топливного насоса высокого давления (ТНВД). Датчик фаз выполняет

также функцию датчика скоростного режима дизеля, поскольку частота вращения коленчатого вала в два раза больше частоты вращения кулачкового вала ТНВД, т. е. п = 2п кул. в. [17].

Электронный блок управления 8 необходим для управления работой электромагнитных форсунок 3 по определённому алгоритму, зависящему от числа, расположения и порядка работы цилиндров дизеля. Кроме того, ЭБУ обеспечивает автоматическую подачу заданной дозы активатора на различных нагрузочных и скоростных режимах дизеля на основании информативных сигналов, поступающих с расходомера топлива 6, датчика фаз и частоты вращения коленчатого вала 7.

Основу электрической схемы ЭБУ составляет программируемый микроконтроллер MSP430, в программу которого заложен алгоритм работы электромагнитных форсунок [18] и формула для вычисления продолжительности управляющего импульса твпр, соответствующей определенной цикловой подаче активатора. Данная формула представляет собой функцию четырех параметров [19, 20]:

Нива Поволжья № 1 (46) февраль 2018 115

Рис. 2. Структурная схема электронного блока управления системы распределённого обогащения воздушного заряда: D1 - преобразователь (стабилизатор) напряжения; D2 - микроконтроллер; D3 - супервизор; G1, G2 - генераторы частот; Б1 - клавиша включения ЭБУ в бортовую сеть трактора; Б2 - клавиша «Пуск»; 83 - задающий переключатель дозы активатора; Б4...310 - задающие клавиши коэффициентов коррекции; VD1... \ZD10 - индикационные светодиоды; \Т1...У74 - полевые транзисторы; Х1 - штекерный разъем ЭБУ; Х2 - отладочный разъем микроконтроллера; ДФ - датчик фаз и частоты вращения коленчатого вала; РТ - расходомер топлива; ЭН - электрический насос;

ЭФ1, ЭФ2 - электромагнитные форсунки

^впр = / (Кдл,Кв, П), (1)

где Твпр - продолжительность импульса, мс; КДА - коэффициент дозы активатора (при дозе 10 % Кда = 0,1; при дозе 20 % кДа = 0,2); Кв - коэффициент коррекции цикловой подачи активатора, учитывающий его физико-химические свойства (Кв=0,7-1,3); От - массовый часовой расход моторного топлива, кг/ч; п - частота вращения коленчатого вала дизеля, мин-1.

Коэффициенты Кда и Кв задаются с помощью переключателей (клавиш) на панели управления ЭБУ, а параметры От и п поступают в микроконтроллер в виде импульсных сигналов с расходомера топлива

6, датчика фаз и частоты вращения коленчатого вала 7.

Результаты исследования. Структурная схема ЭБУ представлена на рисунке 2. Основными элементами схемы являются микроконтроллер D2, стабилизатор напряжения D1, супервизор напряжения D3, переключатели (клавиши) 81...Б10, индикационные светодиоды VD1...VD10, силовые ключи (полевые транзисторы) VT1...VT4, генераторы частот (кварцевые резонаторы) G1 и G2, электрические разъемы Х1 и Х2.

Микроконтроллер D2, супервизор D3, генераторы частот G1 и G2 составляют цифровую часть электрической схемы ЭБУ, для которой необходимо напряжение

питания 3,3 В. Остальные элементы относятся к аналоговой части схемы и работают от тока напряжением 12 В бортовой сети трактора. Стабилизатор D1 необходим для преобразования напряжения 12 В в напряжение 3,3 В питания цифровой части электрической схемы.

Клавиша S1 служит для включения ЭБУ в бортовую сеть трактора. С помощью задающего двухпозиционного переключателя S3 осуществляется установка требуемой дозы активатора (10 % или 20 % от массового расхода топлива). Задающие клавиши 54...510 служат для установки коэффициентов коррекции цикловой подачи активатора. Клавиша S2 «Пуск» служит для включения электрического насоса и электромагнитных форсунок, осуществляющих подачу и впрыск активатора. Визуальный контроль за включением клавиш и переключателей осуществляется с помощью индикационных светодиодов VD1...VD10. Включение данных светодиодов также осуществляет микроконтроллер после получения соответствующей информации с задающих клавиш.

Силовые ключи реализо-

ванные на основе полевых транзисторов, являются исполнительными элементами, осуществляющими подачу напряжения в цепи высокомощных внешних устройств -электрического насоса и электромагнитных форсунок. Чтобы не расширять номенклатуру комплектующих изделий, для управления включением электрического насоса (как наиболее мощного потребителя) используются два транзистора (УТ1, VT2), соединенные параллельно и обеспечивающие суммарный ток величиной 10 А. В свою очередь, транзистор VT3 служит для управления работой форсунки ЭФ1, а транзистор VT4 - работой форсунки ЭФ2. В зависимости от числа цилиндров дизеля (г), количество электромагнитных форсунок может быть увеличено, при этом в структурной схеме добавятся элементы ЭФ3, ЭФ4, ..., ЭФ (г) и VT5, VT6, ..., VI (г+2).

Разъем Х1 служит для подключения ЭБУ к бортовой сети трактора, а также для подключения к блоку датчика фаз и частоты вращения коленчатого вала, расходомера топлива, электромагнитных форсунок и электрического насоса. Разъем Х2 предусмотрен в электрической схеме ЭБУ для подключения отладочного оборудования (программатора) при программировании микроконтроллера.

С помощью генераторов частот (кварцевых резонаторов) G1 и G2 задается так-

тирование микроконтроллера для подачи управляющих импульсов в обмотки электромагнитных форсунок.

Электронная система распределенного обогащения воздушного заряда работает следующим образом. При включении клавиши S1 через разъем Х1 в ЭБУ подается напряжение питания 12 В бортовой сети трактора. После пуска и прогрева дизеля оператор устанавливает коэффициент КДА переключателем S3 и коэффициент КВ клавишами Б4...$10. Индикацией принятия микроконтроллером того или иного коэффициента является включение соответствующих светодиодов VD1...VD10 по факту смены коэффициента. После чего, чтобы обеспечить подачу напряжения в цепи электрического насоса и электромагнитных форсунок, оператор нажимает клавишу S2 («Пуск»). Силовой ключ на транзисторах VT1-VT2 осуществляет включение электрического насоса ЭН, который подает активатор в рампу и далее во входные каналы электромагнитных форсунок.

С помощью преобразователя D1 напряжение первичного питания 12 В преобразуется в напряжение вторичного питания 3,3 В цифровой части схемы.

Супервизор D3 формирует электрический сигнал «сброс» (логический «ноль») до установки стабильного напряжения питания микроконтроллера величиной 3,3 В. После стабилизации напряжения сигнал «сброс» активен еще 200 мс. Этого времени достаточно, чтобы внутренние регистры микроконтроллера установились в начальное значение. По истечении 200 мс «сброс» переходит в активное состояние (логическая «единица»), что служит сигналом к началу работы микроконтроллера.

Микроконтроллер D2 обрабатывает информативные сигналы (параметры (5т и п), полученные с датчика фаз ДФ и расходомера топлива РТ. Кроме того, микроконтроллер обрабатывает значения заданных коэффициентов КДА и КВ, полученные в результате нажатия клавиш Б3...$10. На основании полученных параметров микроконтроллер по формуле, заданной функцией (1), вычисляет значение продолжительности управляющего импульса твпр, подаваемого в цепь электромагнитных форсунок ЭФ1 и ЭФ2, а также определяет моменты начала впрыска активатора форсунками (такты впуска в цилиндрах дизеля).

Управляющие импульсы, вырабатываемые микроконтроллером в соответствии с сигналом датчика ДФ, подаются в силовые ключи на полевых транзисторах VT3 и УГ4, управляющие работой элек-

Нива Поволжья № 1 (46) февраль 2018 117

тромагнитных форсунок ЭФ1 и ЭФ2. При подаче на затвор транзистора (например, VT3) с микроконтроллера уровня «логической единицы» происходит его включение (замыкание стока и истока). При этом происходит подача напряжения в электрическую цепь электромагнитной форсунки ЭФ1 и осуществляется впрыск активатора. При подаче на затвор транзистора уровня «логического нуля» происходит отключение цепи питания форсунки, и впрыск активатора прекращается. Включение транзисторов VT3 и VT4 осуществляется в последовательности, обеспечивающей работу электромагнитных форсунок ЭФ1 и ЭФ2 по алгоритму [13, 14], соответствующему порядку работы цилиндров дизеля.

С изменением нагрузочного и скоростного режима работы дизеля изменяются параметры информативных сигналов, поступающих с датчика фаз ДФ и расходомера топлива РТ. На основании измененных параметров ((т и п микроконтроллер вычисляет новое значение продолжительности импульса твпр, подаваемого в цепь электромагнитных форсунок. При этом из-

меняется цикловая подача активатора в соответствии с предварительно заданными коэффициентами КДА и КВ.

Для прекращения подачи активатора во впускной трубопровод дизеля оператор повторно нажимает клавишу S2. При этом происходит размыкание цепей питания электрического насоса ЭН и электромагнитных форсунок ЭФ1 и ЭФ2 и как следствие - прекращение подачи активатора. После остановки дизеля оператор отключает ЭБУ от бортовой сети трактора с помощью клавиши S1.

Выводы. Разработанная электронная система распределенного обогащения воздушного заряда дизеля отличается простотой настройки электронного блока на требуемую дозу активатора, обеспечивает точную автоматическую дозировку активатора на различных нагрузочных и скоростных режимах работы дизеля и улучшает равномерность распределения активатор-но-воздушной смеси по цилиндрам дизеля в такте впуска, что способствует улучшению мощностных, топливно-экономических и экологических показателей дизеля.

Литература

1. Уханов, А. П. Обогащение воздушного заряда тракторных дизелей углеводородными активаторами: монография / А. П. Уханов, М. В. Рыблов, Д. А. Уханов. - Пенза: РИО ПГСХА, 2015. - 199 с.

2. Расчетно-теоретическая и экспериментальная оценка «жесткости» работы дизеля при обогащении воздушного заряда активаторами минерального и растительного происхождения / А. П. Уханов, В. А. Рачкин, Д. А. Уханов, М. В. Рыблов. - Нива Поволжья. - 2009. - № 1 (10). -С. 88-92.

3. Патент 2392481 РФ, МПК F 02 М 25/00. Обогатитель воздушного заряда дизеля / А. П. Уханов, Д. А. Уханов, В. А. Матвеев, М. В. Рыблов. - № 2008151468/06; Заяв. 24.12.2008; Опубл. 20.06.2010, Бюл. № 17.

4. Патент на полезную модель 72018 РФ, МПК F 02 D 19/12, F 02 M 43/00. Система подачи углеводородного активатора в дизель / А. П. Уханов, М. В. Рыблов, В. А. Рачкин, В. А. Матвеев; Пенз. гос. с-х. академия; - № 2007148478/22; Заяв. 24.12.2007; Опубл. 27.03.2008; Бюл. № 9.

5. Патент 2383757 РФ, МПК F 02 D 39/08, F 02 B 3/10, F 02 М 45/00. Система для преодоления кратковременных перегрузок дизеля / А. П. Уханов, Д. А. Уханов, В. А. Матвеев и др.; Пенз. гос. с-х. академия. - № 2008137023/06; Заяв. 15.09.2008; Опубл. 10.03.2010, Бюл. № 7.

6. Патент 2330173 РФ, МПК F02M 25/00; F02D 19/00. Устройство для обогащения воздушного заряда / А. П. Уханов, Д. А. Уханов, В. А. Рачкин, М. В. Рыблов; Пенз. гос. с-х. академия. -№ 2006127884/06; Заявл. 31.07.2006; Опубл. 27.07.2008; Бюл. № 21.

7. Pat. 6679224 US, Int. Cl. F02B7/06. Method and apparatus for operating a diesel engine under stoichiometric and slightly fuel-rich conditions / Rudolf H. Stanglmaier; Southwest Research Institute; No. 09/992373; Filed Nov., 6, 2001; Publ. Jan, 20, 2004.

8. Review on alcohol fumigation on diesel engine: A viable alternative dual fuel technology for satisfactory engine performance and reduction of environment concerning emission / A. Imran, M. Varman, H. H. Masjuki, M. A. Kalam // Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2013. - Vol. 26. -P. 739-751.

9. Рыблов, М. В. Способ и средства улучшения эксплуатационных показателей тракторного дизеля / М. В. Рыблов, А. П. Уханов, Д. А. Уханов // Научное обозрение. - 2014. - № 3. - С. 42-49.

10. Рыблов, М. В. Системы автоматического обогащения воздушного заряда дизеля активаторами: теория и технические решения / М. В. Рыблов, А. П. Уханов, Д. А. Уханов // Тракторы и сельхозмашины. - 2013. - № 10. - С. 29-32.

11. Использование рапсового биотоплива на автотракторной технике / А. П. Уханов, Д. А. Уханов, М. В. Рыблов [и др.] // Организация и развитие информационного обеспечения органов управления, научных и образовательных учреждений АПК: Материалы 3-й науч.-практ. конф., посвященной 40-летию ФГНУ «Росинформагротех». - Москва, 2007. - Ч.1. - С. 163-173.

12. Рыблов, М. В. Повышение производительности пахотного агрегата обогащением воздушного заряда тракторного дизеля на режиме перегрузок / М. В. Рыблов, А. П. Уханов, Д. А. Уханов // Нива Поволжья. - 2013. - № 2. - С. 93-99.

13. Рыблов, М. В. Расчет крутящего момента дизеля при работе с обогащением воздушного заряда / М. В. Рыблов, Д. А. Уханов, С. А. Симаков // Образование, наука, практика: инновационный аспект: Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвященной Дню российской науки. Том II. - Пенза: РИО ПГСХА, 2015. - С. 61-65.

14. Уханов, А. П. Теоретические основы работы трактора на режиме перегрузок с обогащением воздушного заряда дизеля / А. П. Уханов, Д. А. Уханов, М. В. Рыблов // Тракторы и сельхозмашины. - 2013. - № 3. - С. 17-19.

15. Matievsky, D. The influence of effective utilization degree of diesel engine cylinder air charge on soot emission and indicated efficiency / D. Matievsky, A. Svistula // Transport. - 2005. - Vol. 20. -N. 3. - P. 96-98.

16. Система двухточечного обогащения воздушного заряда тракторного дизеля 4411/12,5 / М. В. Рыблов, А. П. Уханов, М. Д. Дубин, М. А. Кишкин // Эксплуатация автотракторной и сельскохозяйственной техники: опыт, проблемы, инновации, перспективы: сборник статей III Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: РИО ПГАУ, 2017. - С. 108-112.

17. Рыблов, М. В. Датчик фаз для системы двухточечного обогащения воздушного заряда дизеля / М. В. Рыблов, Н. А. Абрамов, В. С. Носов, С. С. Хвалов // Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России: сборник статей Всероссийской на-уч.-практ. конф. молодых ученых. Том III. - Пенза: РИО ПГАУ, 2017. - С. 8-11.

18. Рыблов, М. В. Алгоритм обогащения воздушного заряда при бинарной подаче топлива в дизель / М. В. Рыблов, А. П. Уханов, С. А. Симаков, С. С. Хвалов // Эксплуатация автотракторной и сельскохозяйственной техники: опыт, проблемы, инновации, перспективы: сборник статей III Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: РИО ПГАУ, 2017. - С. 113-116.

19. Рыблов, М. В. Теоретическое обоснование работы системы двухточечного обогащения воздушного заряда дизеля / М. В. Рыблов, А. П. Уханов, Д. А. Уханов // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - № 2 (38). - С. 185-191.

20. Рыблов, М. В. Методика расчета параметров управляющих импульсов электромагнитных форсунок при распределенном обогащении воздушного заряда дизеля / М. В. Рыблов, Д. А. Уханов, А. А. Черняков // Эксплуатация автотракторной и сельскохозяйственной техники: опыт, проблемы, инновации, перспективы: сборник статей III Междунар. науч.-практ. конф. -Пенза: РИО ПГАУ, 2017. - С. 116 - 119.

UDK 621.436.24

THE ELECTRONIC SYSTEM OF THE DISTRIBUTED ENRICHMENT OF AIR CHARGE

IN TRACTOR DIESEL

M.V. Ryblov, candidate of technical sciences, assistant professor; D.A. Ukhanov, doctor of technical sciences, professor; A.P. Ukhanov, doctor of technical sciences, professor

FSBEE HE Penza SAU, Penza, Russia, e-mail: dispgau@mail.ru

For improving power, fuel economic and environmental characteristics of tractor diesel engines the authors offer a method for the enrichment of the air charge of the diesel with the rate (10 or 20 %) of the hydrocarbon activator. For using this method an electronic system of distributed enrichment of the air charge of a diesel engine has been developed. This system contains the filter, an electric pump, solenoid injectors, rail, pressure regulator, fuel flow meter, the sensor of phases, and the electronic control unit (ECU), the structural scheme of which is presented in the article. The description of the functions of the main elements of the electronic control unit (ECU) and the principle of its operation in the electronic system of the distributed enrichment of the air charge is given in the article.

Key words: tractor, diesel, system, enrichment of air charge, activator, electromagnetic injection valve, the electronic control unit, sensors.

References:

1. Ukhanov, A. P. Enrichment of the air charge of tractor diesel engines with hydrocarbon activators: monograph / A. P. Ukhanov, M.V. Ryblov, D. A. Ukhanov. - Penza: EPD PSAA, 2015. - 199 p.

2. Theoretical and experimental evaluation of operation "rigidity" of the diesel under the enrichment of the air charge with mineral and plant activators / A. P. Ukhanov, V. A. Rachkin, D. A. Ukhanov, M.V. Ryblov. - Niva Povolzhya. - 2009. - № 1 (10). - P. 88-92.

3. Patent 2392481 of the Russian Federation, IPC F 02 M 25/00. The dresser of air charge of the diesel / A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov, V. A. Matveyev, M. V. Ryblov. - No 2008151468/06; applied 24.12.2008; Publ. 20.06.2010, Bull. No. 17.

Нива Поволжья № 1 (46) февраль 2018 119

4. The patent for useful model 72018 Russian Federation, MPK F 02 D 19/12, F 02 M 43/00. The system of supplying hydrocarbon activator to the diesel / A. P. Ukhanov, M.V. Ryblov, V. A. Rachkin, V. A. Matveyev; Penz. state agricultural academy; - No. 2007148478/22; applied 24.12.2007; Publ. 27.03.2008; Bull. No. 9.

5. Patent 2383757 of the Russian Federation, IPC F 02 D 39/08, B 3/10 F 02, F 02 M 45/00. System to overcome short-term overloads of diesel / A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov, V. A. Matveyev et al.; Penza state agricultural academy. No 2008137023/06; applied 15.09.2008; Published. 10.03.2010, Bull. No. 7.

6. Patent 2330173 of the Russian Federation, IPC F02M 25/00; F02D 19/00. Device for the enrichment of the air charge / A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov, V. A. Rachkin, M. V. Ryblov; Penza state agricultural academy. No 2006127884/06; Appl. 31.07.2006; Publ. 27.07.2008; Bull. No. 21.

7. Pat. 6679224 US, Int. Cl. F02B7/06. Method and apparatus for operating a diesel engine under stoichiometric and slightly fuel-rich conditions / Rudolf H. Stanglmaier; Southwest Research Institute; No. 09/992373; Filed Nov., 6, 2001; Publ. Jan, 20, 2004.

8. Review on alcohol fumigation on diesel engine: A viable alternative dual fuel technology for satisfactory engine performance and reduction of environment concerning emission / A. Imran, M. Varman, H. H. Masjuki, M. A. Kalam // Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2013. - Vol. 26. - P. 739 -751.

9. Ryblov, M. V., Method and means of improving the operational parameters of the tractor diesel / M.V. Ryblov, A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov // Scientific review. - 2014. - No. 3. - P. 42-49.

10. Ryblov, M. V. System for the automatic enrichment of the air charge of the diesel activators: the theory and technical solutions / M. V. Ryblov, A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov // Tractors and agricultural cars. - 2013. - No. 10. - P. 29-32.

11. The use of rapeseed biofuel in automotive engineering / A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov, M.V. Ryblov [et al.] / / Organization and development of information support of management bodies, scientific and educational institutions AIC: Materials of the 3rd scientific.scient. Conf. dedicated to the 40th anniversary of FGNU "Rosinter-Agrotech". - Moscow, 2007. - Part 1. - P. 163-173.

12. Ryblov, M. V. Raising productivity of the arable unit with a enrichment of the air charge of tractor diesel under the mode of overloading / M.V. Ryblov, A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov // Niva Povolz-hya. - 2013. - No. 2. - P. 93-99.

13. Ryblov, M. V. Calculation of torque of the diesel engine when operating with the enrichment of the air charge / M.V. Ryblov, D. A. Ukhanov, S. A. Simakov // Education, science, practice: innovative aspect: Collection of materials of Intern. Scientific-practical conference dedicated to the Day of Russian science. Vol.II. - Penza: EPD PSAA, 2015. - P. 61-65.

14. Ukhanov, A. P. Theoretical basis for the operation of the tractor in the mode of overload with the enrichment of the air charge of the diesel / A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov, M.V. Ryblov // Tractors and agricultural machines - 2013. - No. 3. - P. 17-19.

15. Matievsky, D. The influence of effective utilization degree of the diesel engine cylinder air charge on soot emission and indicated efficiency / Matievsky, D., Svistula A. // Transport. - 2005. - Vol. 20. - N. 3. - P. 96-98.

16. System of two-point enrichment of the air charge of tractor diesel / M.V. Ryblov, A. P. Ukhanov, M. D. Dubin, M. A. Kishkin // Operation of tractor and agricultural machinery: experience, problems, innovations, prospects: collection of articles of III international. Scientific-practical conference. - Penza: EPD PSAU, 2017. - P. 108-112.

17. Ryblov, M. V. Sensor of phases for the system of two-point enrichment of the air charge of the diesel / M. V. Ryblov, N. A. Abramov, V. S. Nosov, S. S. Hvalov // Innovative ideas of young researchers for agro-industrial complex of Russia: collection of articles of All-Russian scientific-practical conference of young scientist. Volume III. - Penza: EPD PSAU, 2017. - P. 8-11.

18. Ryblov, M. V. Algorithm of enrichment of the air charge in binary the supply of fuel to diesel / M.V. Ryblov, A. P. Ukhanov, S. A. Simakov, S. S. Hvalov // Operation of tractor and agricultural machinery: experience, problems, innovations, prospects: collection of articles III international. Scientific-practical conference. - Penza: EPD PSAU, 2017. - P. 113-116.

19. Ryblov, M. V. Theoretical reasoning for system operation of two-point enrichment for air-range diesel / Ryblov M. V., A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov // Vestnik of Ulyanovsk state agricultural academy. - 2017. - № 2 (38). - P. 185-191.

20. Ryblov, M. V. Method of calculation of parameters of control of impulses of electromagnetic injectors under the distributed enrichment of the air charge of the diesel / M. V. Ryblov, D. A. Ukhanov, A. A. Chernyakov // Exploitation of tractor and agricultural machinery: experience, problems, innovations, prospects: collection of articles of III International scientific-practical conference. - Penza: EPD PSAU, 2017. - P. 116 - 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.