УДК 78.06
Е. В. Дрозд
ЭЛЕКТРОННАЯ НОТНИЦА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ1
настоящее время симфонические произведения современных отечественных композиторов (под современными автор статьи понимает композиторов, произведения которых находятся в поле действия авторского права) - от С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна и до Р. К. Щедрина, А. В. Чайковского, А. В. Кобекина, А. Я. Эшпая - всего более 500 востребованных в мире авторов, хранятся в различной форме, часто в виде рукописи, и в различных местах - библиотеках, филармониях, учебных заведениях и других учреждениях.
Доступ к этим нотным материалам (партитурам и партиям) крайне затруднен, что приводит к репертуарной ограниченности отечественных симфонических оркестров. Исполнение же не изданных произведений за границей часто не допускается. Попытки отдельных оркестров и филармоний создавать свои библиотеки нотных материалов демонстрируют необходимость объединить усилия, в идеале, под эгидой Министерства культуры при участии музыкальных издательств. Так как партитуры и голоса оркестровых произведений должны быть не просто «набраны» в электронном виде, а отвечать всем издательским требованиям печатной продукции, в том числе оформлены соответствующими договорами с правообладателями.
Именно единая база данных нотной коллекции современных композиторов в электронном виде, работа по созданию авторского оригинала произведения, а также заключение лицензионных договоров стали основополагающими момен-
© Е. В. Дрозд, 2016
тами проекта под названием «Электронная нотница».
Идея создания такого нотного архива была предложена ответственным секретарем Союза композиторов России, генеральным директором издательства «Композитор» (Москва) Б. П. Юргенсоном.
Для создания Электронной нотницы партитур и партий оркестровых произведений современных российских композиторов необходимо было решить целый ряд вопросов стратегического и организационно-правового характера.
Анализ наличия и состояния существующих фондов проводился совместно с Отделом нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки и его заведующей А. А. Семенюк, руководителем отдела информационных и медиаресурсов Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, кандидатом искусствоведения П. А. Мичковым и редактором издательства «Композитор» (Москва) Е. В. Дроздом. На основе этой информации была создана единая информацион-но-библиографическая база данных произведений советских и российских композиторов ХХ-ХХ1 вв. [1]. В результате полученных исследований выяснилось, что в большинстве существующих нотных архивов практически отсутствуют произведения современных отечественных авторов. Во многом это обусловлено тем, что созданные ими произведения интеллектуальной собственности находятся под охраной, согласно части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Именно правовая основа стала отправной точной и необходимым условием для начала деятельности проекта.
В
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта 14-04-12016.
ВЕСТНИК МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ № 2 (12) - 2016
Проработка юридического обеспечения по авторским правам проводилась совместно с Российской государственной академией интеллектуальной собственности под руководством ее ректора и заведующего кафедрой авторского права, доктора юридических наук, профессора И. А. Близнеца, начальником управления обеспечения использования интеллектуальных прав Российской государственной библиотеки И. И. Стрельца и исполнительным директор AHO «Национальный библиотечный ресурс» О. И. Махно. На сегодняшний день имеется два типа договоров: лицензионный договор на передачу исключительных прав и лицензионный договор на передачу неисключительных прав. Разумеется, что в них оговаривается срок, на который передаются права, размер вознаграждения и т. д.
Опираясь на опыт ведущих библиотек и архивов России, в 2015 году была завершена работа по подготовке технического задания для создаваемой базы данных. Созданием Интернет-ресурса, от первичной компоновки структуры на программном уровне до тестового пользовательского интерфейса, занимался И. А. Санников. Общая структура базы данных электронной нотницы определялась созданием условий для оптимизации работы поисковой системы и упрощения использования читателями, что связано со спецификой контента. Ведь в поисковых системах электронных ресурсов сложилась обратная, порой парадоксальная ситуация. Точность формулирования ключевого слова не может явиться гарантом релевантности поиска [3]. Это явление обусловлено параметрами оптимизации и индексации Ин-тернет-ресурсов. Разнообразие типов источников музыкальной информации потребовало использования расширенного поиска с включением в поисковый запрос дополнительных параметров, характеризующих качественные свойства искомой информации.
Основу сайта Электронной нотницы (адрес в интернете - www.e-notnica.ru) [6] составляет реляционная база дан-
ных, где хранится структурированная информация об авторах, мета-информа-ция о произведениях и сами произведения. В публичной части сайта предоставлена возможность поиска партитур, а также расположен раздел «Партитуры», где в алфавитном порядке «по автору» собраны все произведения. Поиск же может осуществляться по одному или нескольким параметрам: «фамилия», «имя» «название оригинальное», «отчество», «жанр», «автор вокального текста», «автор либретто», «перевод названия», «формы названия», «состав исполнителей», «количество страниц», «год издания».
Наиболее трудоемким разделом настоящего проекта является работа с рукописными нотными материалами. В издательском деле существуют правила графического оформления нотного текста. Эти правила, имеющие большое практическое значение для издательского процесса, описаны в специальной литературе. Опираясь на эту литературу и собственный редакторский опыт, была проведена корректура более чем 10.000 страниц нотного текста. Вносимые изменения распространялись, главным образом, на нотную орфографию и графику. Также были составлены тексты обложек и титульного листа, выходных данных и библиографического описания согласно ГОСТу в тех изданиях, где они были необходимы. Произведена вычитка нотных рукописей - окончательное выправление нотного и словесного текста с точки зрения принятых издательством правил и норм издания нотной литературы. Вся терминология, ремарки, примечания и пр. унифицированы в соответствии с установленным шрифтовым оформлением, которое базируется на определенных традициям и установках нотоиздательской практики. Далее создавался электронный оригинал-макет для последующего размещения его в Интернете.
Другой способ пополнения ресурса -это создание факсимильного электронного издания. После соответствующих процедур сканирования и сохранения в гра-
фическом формате нотного материала оформлялись обложки, титульные листы и другие атрибуты официального издания. Более того, именно факсимиле может представлять огромную научную ценность. Являясь, по сути, точным воспроизведением рукописи фотографическим и печатным способом, оно дает более полное представление о сочинении композитора: здесь можно увидеть непосредственный акт творчества, замыслы, размышления, графические изображения, ремарки, которые пороё «скрываются» после проработки текста редактором [5].
Третий способ, который стал возможен благодаря научно-техническому прогрессу, связан с работой в нотных редакторах. За последнее время все больше и больше современных композиторов отказываются от привычного способа фиксации музыкального произведения на бумаге. Процесс написания партитуры происходит непосредственно в компьютерных программах (например, Finale или Sibelius). Таким образом, привычная нам рукопись
постепенно уступает место электронной рукописи - подлиннику или копии текста, созданного на ЭВМ. И благодаря нескольким кликам «мышки», процесс создания факсимильного издания уже электронной рукописи занимает считанные секунды - сохранив исходный файл в любой графический формат, мы получим факсимиле электронной рукописи - точное воспроизведение электронной рукописи средствами фотографии. Понятийно-терминологический аппарат в этой области еще не выработан и нуждается в тщательной проработке. В данной статье автор лишь затрагивает эту проблематику. Ведь сами термины и их дефиниции отсутствуют в справочной литературе.
В заключение хотелось бы отметить, что проект «Электронная нотница» направлен, прежде всего, на сохранение культурного наследия, а также на поддержку профессионального искусства и создания условий для полноправного участия России в международном культурном процессе.
Литература
1. Дрозд Е. В. Исторические предпосылки формирования фонда электронных нотных партитур // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 11. Ч. 2. -С. 58-60.
2. Каиров В. М. Традиции и исторический процесс / Рос. акад. управления. - М.: Луч, 1994. - 188 с.
3. Мичков П. А. Определение структуры поискового запроса в условиях мультивидовой специфики музыкальной информации // Интернет-журнал «Мир Науки», 2015 №3 [Элект-
ронный ресурс]. - М.: «Мир науки», 2015. -Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/ 23PDMN315.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
4. Толковый словарь русского языка: около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. -Москва: Оникс, 2010. - 1357 с.
5. Смирнов Д. К проблеме электронной публикации музыкальных произведений // Музыкальная академия. - 2014. - № 2. - С. 70-71.
6. Электронная нотница. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-notnica.ru.
References
l.Drozd E. V. Istoricheskie predposylki formirovanija fonda jelektronnyh notnyh partitur [Historical background of the electronic musical scores fund formation] Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical and legal sciences]. Tambov: Gramota, 2015, no. 11. Part 2, pp. 58-60.
2.Kairov V. M. Tradicii i istoricheskij process [Traditions and historical process] Ros. akad. Upravlenija [Russian academy of management]. Moscow: Luch, 1994, 188 p.
3.Michkov P. A. Opredelenie struktury poiskovogo zaprosa v uslovijah mul'tividovoj specifiki muzykal'noj informacii [Defining the structure of a search request under conditions of multitype specifics of musical information]
ВЕСТНИК МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ № 2 (12) - 2016
Internet-zhurnal «Mir Nauki» [Internet magazine 'World of science']. 2015, no. 3, Moscow: "Mir nauki", 2015. Access mode: http:/ /mir-nauki.com/PDF/23PDMN315.pdf 4. Ozhegov S. I., Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: okolo 100000 slov, terminov i frazeologicheskih vyrazhenij [Definition dictionary of Russian language: about 100,000 words, terms and idioms]. Ed. by L. I. Skvorcova. 26th edition, Moscow: Oniks, 2010, 1357 p.
5. Smirnov D. K probleme jelektronnoj publikacii muzykal'nyh proizvedenij [On the problem of electronic publishing of musical pieces] Muzykal'naja akademija [Music academy]. 2014, no. 2, pp. 70-71.
6. Jelektronnaja notnica. [Electronic musical scores library]. Access mode: http:// e-notnica.ru.
Электронная нотница: проблемы и перспективы
В работе рассмотрены этапы реализации проекта «Разработка методического и программного обеспечения создания «Электронной нотницы» - нотной электронной библиотеки партитур и партий оркестровых произведений современных российских композиторов», исследованы принципы создания электронных хранилищ нотных партитур и партий, обозначены основные проблемы, связанные с формированием подобных ресурсов.
Ключевые слова: электронная нотница, музыкальная библиотека, авторское право, электронная рукопись, факсимиле электронной рукописи.
Electronic notnitsa: problems and prospects
The article considers stages of implementation of the 'Development of Methodology and Software of Creation of an "Electronic Notnitsa" - Musical Electronic Library of Scores and Parties of Orchestral Works of Modern Russian Composers' project. The principles of creation of electronic storages of musical scores and parties are investigated, the main problems connected with formation of similar resources are designated.
Keywords: electronic notnitsa, musical library, copyright, electronic manuscript, facsimile of the electronic manuscript.
Дрозд Евгений Викторович - член Союза композиторов России, редактор издательства «Композитор» (Москва), преподаватель Московского института телевидения и радиовещания «Останкино».
Е-таИ: [email protected]
Evgeny Drozd — Member of the Union of Composers of Russia, editor of the "Kompozitor" Publishing House (Moscow), teacher of the Moscow Institute of Television and Radio Broadcasting "Ostankino".
E-mail: [email protected]