УДК. 621.313.333
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЯХ С ТОРМОЗНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ
В.В. СОЛЕНКОВ, В.В. БРЕЛЬ
Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого»,
Республика Беларусь
Асинхронные двигатели с электромеханическими тормозными устройствами (АД с ЭМТУ; тормозные электродвигатели) предназначены в основном для повторно-кратковременных режимов работы. В зависимости от предъявляемых к ним требований и условий эксплуатации частота включений таких электродвигателей изменяется в достаточно широких пределах: от нескольких десятков до двух, трех и даже пяти тысяч включений в час [1]. При этом значительную часть в общей длительности циклов работы их составляют электромеханические переходные процессы.
С учетом известных допущений и базовых величин [2] процесс электромеханического преобразования энергии в АД с ЭМТУ может быть описан следующей системой дифференциальных уравнений в относительных единицах:
йУ,
йі
йУв йі
йУга
йі
йі
= иш-'
= ив -
а ■ х
'■у«а+-
Г1 ^Хт
• X
1—Ув + >] Хт
• *
2
■■Уга --■ иэ ,
-Ув
а ■ Х,'Хг
Г2 ■ Хт
а ■ Х.ГХг
У в
а ■ х„
а ■ х„
(1)
' Уга - Юр ■ Угр.
■Угр+®р Уга
— ■ [М - {Ме + Мт) • $і^(сі>р ),
(2)
Г2 ' Хт
Г
Г
М =------—---(га-Ув-Уа-УгР)- (3)
а ■ Х ■ Хг
Здесь иэ - напряжение на обмотке растормаживающего электромагнита, включенной последовательно с одной из фазных обмоток статора электродвигателя (в данном случае, с обмоткой фазы а); Мт - тормозной момент, возникающий в результате трения фрикционных накладок тормозного устройства. Остальные обозначения в уравнениях (1) - (3) общепринятые и раскрыты, например, в [2].
Конструктивные и схемные особенности, присущие разным типам тормозных электродвигателей, не влияют на вид предложенной математической модели, но заставляют специально формировать переменные иэ и Мт в каждом конкретном слу-
чае. Покажем, как это делается для электродвигателей с тормозным устройством нормально-замкнутого типа, в которых используются схемы включения, приведенные на рис. 1.
В
С
В
С
Рис. 1. Схемы включения растормаживающего электромагнита в статорную цепь базового АД: а - однополупериодная; б - двухполупериодная
Будем считать, что магнитная цепь растормаживающего электромагнита ненасыщенна, время движения его якоря при срабатывании пренебрежимо мало, а полупроводниковые диоды идеальны. Кроме того, активное сопротивление гэ и индуктивность Ьэ обмотки электромагнита при притянутом якоре (когда тормоз разомкнут) выразим через параметры электродвигателя:
Гэ = к1 Л 4 = к2 X
(4)
где к1 и к2 - безразмерные коэффициенты; а>0 - угловая частота сети.
Тогда в схеме включения рис. 1а напряжение на обмотке электромагнита в относительных единицах определяется выражением:
/ Жэ 1
иэ = к2 ' ~~Г + к1 -г1 •гэ .
ш
(5)
В интервале времени, когда шунтирующий обмотку диод УО закрыт, ток электромагнита Iэ равен
1
I = I =
э Ба
о • Хх
■•ш
"¥га .
а т га
о • х*-*г
(6)
Подставив (6) в (5) с учетом (1), окончательно можно получить:
+
2 о +— 3 ■к 2 )“. | к2
к2 • Г2 хт + (к2
о х •х2
О Хг + Г2 X 1
ш +
г Ба
X
х.
X
т
э
°'ХГХг
Соотношение (7) позволяет рассчитать напряжение иэ не только тогда, когда якорь притянут к сердечнику электромагнита, но и в период трогания. Для этого в (7) вместо к2 необходимо ввести коэффициент к2тр , равный
к2тг = К • Я, (8)
где Лтр и Я - магнитные проводимости электромагнита соответственно при начальном воздушном зазоре и после притяжения якоря к сердечнику.
В интервале времени, когда диод открыт, иэ = 0, а ток 1э равен току контура, образуемого обмоткой электромагнита и диодом.
Характер изменения тормозного момента в процессе пуска электродвигателя со схемой включения (рис. 1 а) определяется выражением
Мт = Мто
Г .2 Л
1 —т I
V тр J
(9)
в котором Мто - момент, создаваемый тормозным устройством при отсутствии напряжения на обмотке электромагнита (когда электродвигатель отключен от сети); 1тр - ток трогания электромагнита; и - единичные функции; *тр - время
трогания электромагнита.
Несколько иначе формируются переменные иэ и Мт в случае применения схемы включения (рис. 1б), где растормаживающий электромагнит состоит из двух одинаковых обмоток, расположенных в общем магнитопроводе, и двух одинаковых диодов УО1 и УО2. Из-за влияния ЭДС. самоиндукции и взаимоиндукции токи в каждой из обмоток протекают более чем половину периода, питающего напряжения. При этом можно выделить два чередующихся интервала работы электромагнита:
1) когда ток протекает по одной из обмоток, а другая закрыта своим диодом;
2) когда токи протекают по обеим обмоткам.
В первом из них напряжение иэ и ток 1Э определяются по полученным ранее соотношениям (6) и (7).
В интервале совместного действия обмоток
г Ш', Ш2
иэ = 4--±+М• ~г + гэ-ь , ш ш
т Ши
иэ = - К • —- - М • —L - гэ -12 э э Ж Ж э
(10)
'а= '1 - '2 , (11)
где '1 и '2 - токи в соответствующих обмотках электромагнита; М -
взаимоиндуктивность между обмотками.
Согласно [3] можно принять, что М = Ьэ. Тогда, сложив уравнения (10) с учетом (4) и (11), в относительных единицах получим
иэ = 0,5 • к1 •'а . (12)
тр
Длительность каждого интервала можно установить по форме токов г1 и /2, которая, в свою очередь, определяются путем совместного решения уравнений (10) и (11). При этом выражения, описывающие характер изменения ¡1 и /2, имеют вид:
йі1
йі
йі2
йі
2 к2 ■х!!
1 к, ■ г . 1 .*
------1—— ■/,-------і
2 к 2 ■ X 2
(13)
где
.*
і =
'1
о ■ X
(л к] к]
1 + — - —-------
3 2 ■ к
+ -
2у
___ т
о ■ Х X2
+ -
0 ■ Х ■ Хг
о ■ X
к1 к1 о
1 + — - —---------------------
* V
3 2 ■ к
+ -
2
о ■ Хг
■ ¥га+-
¥ а +
а,
о ■ Х^Хг
■¥гр
(14)
Здесь, как и в (7), в период трогания электромагнита к2 следует заменить на к2тр , рассчитанный по (8).
Так как в рассматриваемой схеме включения МДС. электромагнита складывается из МДС. двух действующих согласно обмоток, то, по аналогии с (9), нетрудно получить:
Мт = Мто ■
Л _м. Ьі)- 1(і ^).
(15)
тр у
Если, наконец, управление растормаживающим электромагнитом осуществляется от автономного источника постоянного напряжения, то цепи питания базового двигателя и электромагнита будут независимы друг от друга и в первом уравнении системы (1) иэ = 0 .
Что касается тормозного момента Мт, то здесь он будет равен
Мт = Мто ■
( - і / Т
1 - Є
тр
)-1(я.
(16)
где кз - коэффициент запаса электромагнита; Ттр - постоянная времени электромагнита в период трогания.
На рис. 2 представлены переходные характеристики для рассмотренных схем включения.
2
1
1
Х
г
Х
т
т
2
и, с а)
б)
Рис. 2. Зависимости 0 (), М () 1э () и иэ (^) в схемах с однообмоточным (а) и двухобмоточным (б) электромагнитом
Ограниченный объем данной работы не позволяет привести результаты исследований других типов АД с ЭМТУ. Поэтому в заключение без доказательств сообщим теоретически полученные и экспериментально подтвержденные выводы и рекомендации, которые следует принимать во внимание при проектировании тормозных электродвигателей на базе единой серии 4А.
1. Наличие дополнительного тормозного момента на валу при пуске, характерное для АД с ЭМТУ нормально-замкнутого типа, приводит к увеличению макси-
мального (ударного) значения электромагнитного момента не более, чем на
0.5.• Мбаз, а времени разгона до установившейся скорости - в 1,6 - 2,5 раза по сравнению с соответствующими характеристиками обычных асинхронных двигателей.
2. Чем меньше затухание электромеханических переходных процессов в базовых асинхронных двигателях, тем больше влияние на эти процессы электромагнита тормозного устройства в рассмотренных схемах включения АД с ЭМТУ.
3. Время трогания растормаживающих электромагнитов постоянного тока с форсировкой, применяемых в АД с ЭМТУ, не должно превышать 0,03 - 0,04 с.
4. Максимальное (ударное) значение электромагнитного момента Муд и время
разгона до установившейся скорости 1р тормозных электродвигателей с рассмотренными схемами включения (рис. 1а,б) неинвариантны относительно момента включения сетевого напряжения, причем наибольшее и наименьшее значения Муд
могут отличаться между собой в 1,3 - 1,5 раза, а наибольшее и наименьшее значения 1р - в 1,1 - 2,3 раза.
Экспериментальная проверка результатов, полученных численным анализом, показала адекватность матмоделей и реальных физических процессов.
Список литературы
1. Молчанов Ю.М. Электродвигатели со встроенным электромагнитным тормозом. -М.: Энергия, 1970. - 64 с.
2. Копылов И.П. Электромеханические преобразователи энергии. - М.: Энергия, 1973. - 400 с.
3. Сливинская А.Г., Гордон А.В. Электромагниты со встроенными выпрямителями. -М.: Энергия, 1970. - 65 с.
Получено 26.11.2002 г.